XVI. Слово в Великий Пяток над Плащаницей 25 С какими мыслями и чувствами надлежит христианину присутствовать у гроба Спасителя? Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницей обвию Тя, коима ли рукама прикоснуся нетленному телу Твоему, или кия песни воспой Твоему исходу – Щедре? Чьи это слова? Кто с таким трепетом и благоговением, с такой верой и любовью приступал к умершему Спасителю, желая совершить Его погребение? Эти слова св. Церковь влагает в уста Иосифа Аримафейского, который вместе с Никодимом совершал погребение Спасителя, умершего на кресте. Праведный Иосиф знал несправедливый суд над Спасителем, Его тяжкие страдания, был свидетелем затмения солнца при смерти Его, сотрясения земли, распадения камней и воскресения мёртвых, глубоко веровал в божество Иисуса Христа и, сознавая своё недостоинство, рыдая, снимал Его с креста, не зная в то же время, как прикоснуться недостойными своими руками к пречистому телу Его, какой плащаницей обвить Его, и какими погребальными песнями почтить Его, и восклицал: увы мне, сладчайший Иисусе! Се ныне вижу Тя мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мои, или какой плащаницей обвей, коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу – Щедре? В настоящие минуты, братья, мы воспоминаем снятие Спасителя с креста и положение Его в гроб. Наше действие: поднятия и св. престола плащаницы, на которой изображён пречистый лик умершего Спасителя, перенесение оной из алтаря на середину церкви – есть выражение как бы действительного участия нашего в снятии с креста и положению в гроб Спасителя, которые удостоился совершить праведный Иосиф вместе в Никодимом. Если же так, то не с такими ли мыслями и чувствами, и мы должны присутствовать при настоящем священнодействии у гроба сего, с какими присутствовал праведный Иосиф при погребении Спасителя?... В самом деле, братья, кого мы погребаем? Кто этот Мертвец, изображённый на этой плащанице, так измученный, израненный и умерший на кресте поносной смертью? Это не простой житель мира сего и не какой-нибудь знатный сановник, которого, обыкновенно, с почестями погребают, не властелин мира сего, не князь какой-нибудь или царь, управляющий народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

307–309). – 9) Акты и грамоты Иерусалимского патриарха Хрисанфа 1707–1729 гг. и именно: ) О Палестинских школах (стр. 310–311); β) Об оружии в отношении к ношению его духовными лицами (стр. 311–314); γ) Окружное послание епархиям Палестины, порицающее и опровергающее книгу, написанную на арабском языке Сидонским митрополитом (стр. 314–323); – δ) О пожертвованиях Георгия Каоториота Святому Гробу на содержание двух учителей Касторийской школы (стр. 323–326); ξ) Послание цеху меховых ремесленников (стр. 326–327); ς) Сигиллий патриарха об управлении Иерусалимской больницей архонта Николая Кара-Иоанни (стр. 327–335); ζ) Синодальное послание об избрании и хиротонии архиереев. Протест святогробцев патриарху Хрисанфу (стр. 335–339). – 10) Акты и грамоты Иерусалимского патриарха Мелетия 1731–1734 гг. и именно: ) Извещение о предстоящей хиротонии архиепископа Синайского, за много лет раньше избранного Синаитами (стр. 340–341); β) Распоряжение об архиереях патриаршего престола (стр. 342–344); γ) Постановление о багаже уезжающих святогробцев (стр. 344–346); δ) Постановление о милостынях, посылаемых из г. Халдии к Святому Гробу (стр. 346–347). – 11) Акты и грамоты Иерусалимского патриарха Парфения 1738–1750 гг. и именно: ) Послание к Феофану, митрополиту Петры Аравийской (стр. 348–349); β) Второе послание к нему же (стр. 319–351); γ) Издание позволения на хиротонию архиереев (стр. 352); δ) Определение об архиерейском служении с трикирием и дикирием (стр. 352–354); ξ) Главы о скенофилаксе Святого Гроба, читанные в присутствии вселенского 1350 и Иерусалимского патриархов и знатных архонтов и представителей ремесленных цехов (стр. 354–356); ς) Определения, собранные и подтвержденные в 1765 году в Иерусалиме. Устав святогробцев (стр. 356–360). – 12) Второй ряд разных документов и именно: ) Разрешительная от клятвы грамота Иоанна Навпактского женщине, давшей обет отправиться в Иерусалим, 1216 г. (стр. 361–362); β) Документ, касающийся обратного перемещения Иерусалимского патриарха Досифея с Константинопольской патриаршей на Иерусалимскую патриаршую кафедру, 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он покажет горницу большую устланную, там и приготовьте». Это и стало наяву. Такое разумеется в сравнении: муж, который несет глиняный сосуд воды, – это Иоанн Креститель, проповедующий крещение в покаяние. Город – горний Иерусалим, граждане которого – Иоанни другие – собрание праведников святых. Горница, застеленная цветными половиками, которые украшены, как звездами, различными изображениями, может быть уподоблена нашему царскому помосту (алтарю), который состоит из различных украшений. А то, что Апостолы и Пророки могут быть сравнены с волами, на это явно указывает апостол Павел, который (под святым двадцатым числом) весьма сильно говорит: «Не обуздаешь вола молотящего» И тотчас прибавляет: «Разве о волах беспокоится Бог? Во всяком случае говорит о нас – ибо нас ради написано». Но вернемся опять к возвышенному Исайе, последовав за его пророчеством: «Не прекращают десять упряжей волов творить одну житницу». И тотчас прибавлено: «Посеявший шесть спудов, пожнет три меры». Увы, мыслить ли нам, что столь великое было согрешение, что хотя было посеяно шесть спудов, собрано только три меры? Не сказано: «произведет три спуда», но всего лишь «три меры», что очень мало. Однако войдем за внутреннюю завесу написанного, и найдем то, что этим сказано. Шестью спудами будет засеяна церковная нива человеческая: четырьмя книгами слова о Боге, еще книгой Деяния Апостольского, и шестой – писаниями великого апостола Павла, едиными по уставу. От этих шести и ими плод приносят те, кто в оглашении (церковном научении и просвещении) следует за святыми. Сеются три веры – вера к Отцу, вера к Сыну, вера к Святому Духу. Вышел сеятель сеять, не пшеницу, хлеб творящую, но животворящую веру. Но не во всех проросло семя: одно упало «при пути», а не на самом Пути – они не совершенны о Христе, не веруют в Него прямо. Сам Он сказал: «Я – путь жизни». «Недалеко от пути» ариане, как и эллины или иудеи, но они не на пути, а при пути, то есть вне Христа. То, что они исповедуют (признают) Христа, ведет их близ пути, а то, что тем хуже хулят Христа, что Он мол не равен Отцу, отбрасывает их от живого Пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

Вскоре эта монахиня получила письмо. «Я должен тебе рассказать и о книге, которую ты мне подарила, когда была у нас в гостях, – говорилось в письме. – Я читал ее по вечерам, и, когда закончил, старец Святогорец явился мне во сне. Я увидел, что монах в черном стоит у моей кровати, и потом он начал говорить со мной так энергично, что я даже не мог вставить ни слова, только кивал головой в знак согласия, говоря: «Действительно, это так» и «Конечно». Монах поднял руку, чтобы со мной попрощаться, и я пошел его проводить. Как протестант, я научен подвергать все сомнению, иначе я мог бы поклясться, что здесь произошло какое-то чудо». Хадзипапас Петрос, капитан авиации, Салоники Это случилось 4января 2005 года в районе Терми под Салониками. Около трех тридцати утра автомобиль (джип) с номером НЕИ-499, за рулем которого был С. Иосиф, житель Терми, совершал обгон напротив больницы «Святой евангелист Марк», в результате чего произошло столкновение с шедшим также на обгон автомобилем (джипом) с номером НЕР-554, за рулем которого был Ф. Ангелос со своим спутником X. Иоаннисом, тоже из Терми. После столкновения первая машина отлетела вправо, врезалась в два столба (электрический и телефонный), рассекла их пополам и упала в кювет глубиной метра четыре. В результате тяжело пострадали: С. Иосиф, водитель, житель Терми; П. Константина Петру, жительница Терми, Ф. Триандафилья Иоанни, жительница Птолемаиды, что под Козани; Пс. Варвара, жительница Терми; моя дочь Хатзипапа Елена, также жительница Терми. Четверых доставили в больницу Иппократио в Салоники с переломами. Елену отвезли в реанимацию с диагнозом «травматическое сдавление ствола головного мозга», где она пролежала под капельницей семнадцать дней и была выписана 11 февраля. 5 января мы с супругой отправились в монастырь Святого Иоанна Богослова в Суроти и просили игумению и монахинь молиться и совершить молебен святому Арсению и старцу Паисию о спасении нашей дочери и о здравии остальных пострадавших. Моя супруга Параскева осталась в монастыре, чтобы помолиться вместе с монахинями. Вечером между сном и явью моей супруге явился старец Паисий и сказал очень серьезно: «Тебе придется дождаться лета; тогда Елена выздоровеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

У нас служатся теперь пассии. Первую я служил в Казанск[ом] Соб[оре] в воскресенье. На другие имею приглашение в другие церкви. В общем, служба хорошая; я прежде не только не служил пассии, но и не приходилось на них быть. Время уже позднее. Благословите на сон. Завтра, Бог даст, припишу перед отъездом Даниила и сообщу о результатах действования Комиссии в Каз[анском] Соб[оре]. Комиссия пришла в Собор во время акафиста, который я служил. Народу было полный Собор. После окончания службы под неимоверный шум и протест, с опасностью для жизни, прошли на солею члены Ком[иссии], через толпу «ведомые» членами Совета. Здесь о. Настоятелем им было заявлено, что от настоящего общего собрания прихожан зависит тот или иной ответ относительно выдачи каких-либо ценностей. Вы сами можете себе представить, что получилось из такой постановки вопроса. Был составлен акт, что общее собрание верующих высказалось против передачи ценностей К[азанского] Соб[ора] в руки властей. С таким же трудом удалось проводить членов Комиссии. На этом дело пока и кончилось. Прошу, дорогой Владыко, Вашего благословения и св[ятых] молитв. Душою любящий и чтущий Вас А[лексий] ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 222. Л. 18–19об. Автограф. Письмо 10 10/23 марта 1922 г. Дорогой и Глубокочтимый Владыко! Пользуюсь настоящим случаем и шлю Вам сии строки, стоящу над моей душою сему Лукинскому, который просит меня Вам его представить. Я его знаю немного с того времени, как он, раненым офицером, лежал в лазарете Венденском, помещавшимся в моей квартире. Настроенности он хорошей, а прочее относительно его мне неизвестно. Он и тогда еще думал о священстве, и теперь, видимо, не оставил этого стремления. Не берусь его хвалить в этом отношении, особенно, зная, что из личной с ним получасовой беседы Вы его лучше узнаете, чем я его знаю. У нас положение относит[ельно] ценностей тоже. В газетах, говорят, пишут всякие гадости о духовенстве, но власть, по-видимому, хочет действовать осторожно. Посылаю Вам листки Нумеровские 12[-ый] и 13[-ый] на случай, если бы их у Вас не было еще. Также по просьбе Антонины Ал. Урусовой – ее письмо к М[атушке] Иоанни 27 . Не откажите его переслать ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путь непримиримых и последовательных старо- стильников – в том числе духовника обители, старца Михаила Старшего (сего, по словам архимандрита Афанасия Нечаева , «духовного исполина»), как и его содруга, отца Тимона-Михаила Младшего, – остался отцу Памве, увы, чужд... Но приведем здесь все-таки вслед за монахиней Марией отдельные, достаточно интересные с церковноисторической точки зрения, отрывки из дневника этого доброго, хотя, к сожалению, в каноническом отношении и не слишком принципиального и твердого, валаамского монаха: «1923, 3 сентября После поздней обедни наш о. игумен Павлин в соборе прочитал послание нашего владыки Серафима [чтобы] с 4 октября перейти на новый стиль... Все шло тихо, хорошо, но пред концом [трапезы] встал иеромонах Авраамий и сказал, что подчиняться не надо, и после трапезы одни без начальства сделали бурное собрание. Вторник. Приехал наш владыка Серафим... Отец игумен [Павлин] и отец наместник Иоасаф... доложили владыке ход нашего шума в трапезе и в келье о. игумена. В среду 6 сентября, после трапезы, в соборе была собрана вся братия, и владыка наш Серафим сказал братии речь по поводу перехода на новый стиль... братия стала просить остаться на старом. Но владыка сказал, что нельзя; тогда некоторые из братии, как монах Фео фил, сильно владыке возражал... Иеромонах Иоанни- кий просил, чтобы дали отдельную церковь ... Владыка... сказал, что с 1 октября переходит на новый стиль, и пошел из собора в келью. В воскресенье, 17 сентября, в 2 с половиной часа пополудни наш пароход «Сергий” пошел в Сердоболь и повез наших отцов: иеромонахов о. Феодосия, о. Иоан- никия, о. Ираклия, иеродиакона Иувиана и монаха Феофила, а из Сердоболя их отправили в город Выборг в тюрьму, где их допрашивал сам выборгский губернатор. С прочих, т.е. монахов, сняли мантии и разослали по разным скитам. Вот что стиль наделал, а главное, ихнее упорство... 1924, 25 июня. С вечера в среду. Сегодня встречали епископа Карельского (Германа), временно управляющего Финляндскою Церковью вместо уволенного(?!) архиепископа Серафима...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В святых Евангелиях говорится о чудесах, совершенных Спасителем Христом, в том числе и при исцелении бесноватых. Господь и Святому Спиридону дал дар исцеления бесноватых. В частности, была излечена Святым в 1948 г. Ангелики Папарломату из г. Аргостолиои (о. Кефаллиния). В возрасте 42 лет Ангелики уже более 10 лет была бесноватой, и вселившийся в нее бес мучил ее. Попытки излечить ее были безуспешными. Но иногда, в минуты просветления, она взывала: «Пойдемте к Спиридону!» Поэтому ее родственники привезли ее в г. Керкиру в святой день его памяти. Святой остался единственной их надеждой. Ангелики находилась в храме во время богослужения и когда она увидела иереев со святыми дарами, она, мучимая бесами, стала восклицать: «Я ухожу, Спиридон...» В это время из ее уст вылетело что-то напоминающее белую дымку, и она сразу же исцелилась. Теперь она разговаривала спокойно, разумно, как будто бы уже не была бесноватой. Она стала на колени у мощей Святого и молилась. Из храма она вышла спокойной, разговаривала разумно и логично, вела себя достойно. Ее, защищенную теперь покровительством Божией благодати, никогда больше не могли преследовать бесы. Исцеление ребенка в Италии В течение жизни здоровье человека подвергается многим опасностям, которые могут привести и к его преждевременной смерти. И только Божья благодать может отвести от него такую опасность. Поучительным был случай с корфиотом Иоанни Паллиу. Он был единственным сыном Спироса Иаллиу и Екатерины Врику, которые проживали в с. Варлетта в южной Италии. В 1861г. их ребенок Спирос в возрасте 8 лет заболевает тифоидной лихорадкой. Усилия врачей по его излечению были безуспешными. На 17-й день болезнь подводила мальчика к смертельному исходу. Его родители постоянно обращались к Господу с просьбой о спасении их сына. Мать особо умоляла об этом Святого Спиридона. Она попросила своих родственников в Керкире посетить храм Св. Спиридона и передать ему эту просьбу. Родственники сделали это, и вот ребенок, смерти которого ожидали, вдруг стал стремительно поправляться и к исходу дня уже был фактически здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и неизреченной ради Его к нам грешным милости, дабы еще лучше удостовериться могли мы о том, что не оскудеет Князь от дому Петрова, и Вождь от рода Его никогда, к твердому и известному защищенно Кафолической Церкви, о которой сказано, что и врата адова не одолеют ей во век 310 . Аминь. Слово XIV. В день усекновения Святого Иоанна Предтечи Якоже скончаваше Иоанне течение. ( Деян.13:25 . Ныне чтенные Деяний Апостольских Списателя слова) Глас слова, светильник света, денница солнца, пустыни красота, Пророков печать, друг небесного Жениха, Предтеча и Креститель Спасителя мира скончал сего дня течение свое, слышатели благочестивии! скончал течение, которого рождество с немалою славою от великого в Архангелах Гавриила предвозвещено было вселенней. Скончал течение, о котором Малахия пророчески прежде многих лет предвозгласил: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовить путь Твой пред Тобою 311 . Скончал течение, которого, по свидетельству самого воплощенного Бога, болий в рожденных женами не востал Пророк 312 . Приидите убо, о возлюбленнии! и со благоговением побеседуем, каково сие его скончание было. Побеседуем же, да не только ему почудимся, но и да сами, подражая следам его, по силе оного увещания Павлова, взирающе на скончание жительства праведных, подражайте вере их 313 , Богоугодно течение живота нашего окончить возможем. Предначни же нам беседу сию ты, Евангелисте святый Марко! Скажи, как начало окончания празднуемого ныне Пророка сделалось? приключшуся, говорит Евангелист, дню потребну, егда Ирод рождеству своему вечерю творяще князем своим и тысящничком и старейшинам Галилейским, вниде дщерь к нему Иродиады 314 . Стани здесь мало Евангелисте святый! Внемлите вы, слышатели благочестивии! в которое время скончал живот свой великий во Пророцех Иоанни? В тое, когда Ирод рождеству своему вечерю творил. Умер Иоанн, когда родился Ирод; изгналась из света чистота и святыня, когда скверна и беззаконие на свет вышло. Приметьте убо отсюду, как нет сообщения свету со тьмою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

– 1. Монастырь Георгиевский, смежный с латинским монастырем Спасителя, состоит из небольшой церкви и 18 келлий. В церкви штукатурка опала. Этот монастырь носит название Больничного (Noσοκoμeoν). Два брата из Иоаннины, Пакуций и Кара-Иоанни, переселившиеся из Царя-Града в Венецию, пожертвовали 10 тысяч венецианскими златицами на обращение сего монастыря в больницу для поклонников. Вероятно, в начале помещались в нем больные. Но ныне он крайне запущен. В нем скорее можно потерять, нежели восстановить здоровье. – 2. Монастырь Архангельский, смежный с латинским, обширнее и просторнее Георгиевского. Церковь , имеющая небольшой купол, – трехпрестольная. Главный престол освящен во имя архангела Михаила, правый придел – во имя Иоанна Златоустог о, а левый – во имя Николая. Размещение приделов неправильно. На иконе архангел Михаил в воинском древнем одеянии с человекообразными солнцами на груди и мышцах; в правой руке он держит пламенный меч, а в левой – душу за волосы; у ног его лежит тело сей души. Изображение сие есть эхо языческой мифологии. Я видал его в разных церквах Палестины и в Перской греческой церкви в Константинополе. Не знаю, на каком основании архангелу Михаилу усвоена должность проводить души на небо. По местному преданию, монастырь построен на месте явления ангела Давиду на гумне Орны. Самое место обозначено обломками колонны, которую лобызают усердные поклонники. Сербы построили сей монастырь. Я видел в церкви сербские иконы с славянскими буквами. Половиною сей обители заведывает игумен или эконом Свято-Саввинского монастыря с своею герондиссою, другою – патриарший монах. Монастырь имеет 40 келлий и небольшой сад с огородом. С 1820 по 1828 г. жили в нем по найму американские миссионеры и Николайсон, их деятель и руководитель. С крыши церковной взор обнимает далекое пространство по дороге в Набулус, грот Иеремии, весь Иерусалим, Елеон, деревню Абудис и часть Заиорданских гор. NB. Мимоходом в Большую Панагию мы зашли в древнюю латинскую патриархию, пристроенную к северной и западной сторонам храма во время крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скачать epub pdf [APXIENUCKONY ЖЕНЕВСКОМУ АНТОНИЮ] Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему АНТОНИЮ Архиепископу Женевскому и Западно-Европейскому. 3/16 октября 1973 г. Дорогой и любимый Владыка! Только что вернулся из поездки в Зальцбург, где провел три дня в непрестанной молитве, еде и езде. Приехал я в Зальцбург 31/IX в 12.20, был встречен Алексеем Михайловичем, и в 2 часа мы обедали в Винервальде с Дерюгиным, а после обеда заседали в моей комнате в отеле «Астория». И во время обеда, и на заседании они подробно разсказывали мне о перспективах венского прихода. Конечно, они не так блестящи, как показалось мне из телефонного разговора. Дело идет не о покупке, а о найме помещения для церкви. Но все же планы хорошие. Они нашли квартирку, которую санитарный надзор из-за сырости признал неприемлемой для жительства, но приемлемой для магазина, конторы и т. п. Поэтому сдается она очень дешево: 500 шиллингов, т. е. 75 франков в месяц. Квартира из двух комнат и кухни. Одна из комнат ранее была католической часовней. Передается квартира приходу с 1 ноября с. г. Но они должны подписать контракт-обязательство своевременно уплачивать квартирную плату и отказаться от этого не могут без предупреждения по крайней мере за год. Сделать это они хотят от имени Православного общества Австрии, т. е. Австрийской нашей епархии. Вот почему они хотят Твоего и моего согласия. Основываясь на нашем с Тобою телефонном разговоре на прошлой неделе, я дал им согласия и от Тебя и от себя. Отзаседав, поехал в церковь . Как всегда, в дверях встретил меня с крестом о. Василий, произнеся – «пригоден говор». Та кия же приветствия произносил он за этот мой приезд все 4 раза пред всеми службами, которые я совершал. Ни один из батюшек с приходов в Зальцбурге не приехал. Отец Иосиф поехал в Клагенфурт, где тоже храмовой праздник, о. Георгий в Лиенц, где по случаю годовщины смерти генерала Панковица съехались и казаки, и немцы и австрийцы. Были представители и того и другого правительства. Но почему не приехал о. Продром, я сначала не мог понять, а потом догадался. Утром в воскресенье приехал о. диакон Петр, думая, что я допущу его к служению. Вероятно и о. Продром думал так же, и потому не захотел приехать. Но о. Петра отправил обратно о. Василий, вручив ему Твой указ о запрещении в священнослужении (почему они мариновали его столько времени – не пойму).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010