Подобным образом из слияния антского племени, обосновавшегося на правом берегу Днепра в его среднем течении, и пришедших с запада словен сложился племенной союз полян, столь важный в истории Руси. Возможно, что пришельцы ранее обитали в Великой Польше и ушли на восток, отделившись от своих соплеменников, ставших ядром формирования в позднейшую эпоху польской нации. Этот приход можно датировать 6 веком. Б. А. Рыбаков к этому столетию относит время жизни и правления полулегендарного основателя Киева Кия, о котором рассказывает наша Первоначальная летопись: «Быша 3 братья: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, гдеже ныне увоз Боричев, а Щек седяше на горе, гдеже ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев. Бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне» 1109 – эти строки писались в конце 11 в. или начале следующего столетия, но, комментируя летописный рассказ об основании Киева, Б. А. Рыбаков заметил: «Древность легенды о Кие, Щеке и Хориве засвидетельствована тем, что задолго до Нестора, еще в 8 в., она оказалась записанной в Армении, куда ее занесли, очевидно, славяне, переселенные в 737 г. в Закавказье арабским полководцем Мерваном» 1110 . Знаменитый историк исходит из достоверности летописного сообщения о Кие и основании им города, полагая, однако, что его братья представляют собой вымысел, «придуманный для осмысления названий двух киевских гор – Щековицы и Хоревицы» 1111 . Время жизни Кия Рыбаков относит к правлению императора Юстиниана и, значит, к середине 6 в., когда славяне вторгались в пределы империи. В Летописи говорится о пребывании Кия в Константинополе, но имевшем вполне мирный характер, и это обстоятельство нимало не противоречит многообразию контактов славян с империей, потому что, помимо войн, имели место и дипломатические визиты, и обмен подарками, и заключение союзов, и торговые сделки. Летопись при этом не называет по имени императора, при котором Кий посетил Царьград: «Кий княжаше в роде своем, приходившю ему ко царю, якоже сказают, яко велику честь приял от царя… Идущю же ему опять, приде к Дунаеви, и възлюби место, и сруби градок мал, и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близ живущии; еже и доныне наречют дунайци городище Киеве. Киеви же пришедшю в свой град Киев, ту живот свой сконча» 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Аминь. Послание выговцам о богоугодности пустынного жития Вышняго Иерусалима 778 земнаго красновидения устраненным 778 , в черных 779 дебрех живущим, в пресветлых селех житие устраяющим, боголюбивейшим отцем и братии о Христе Исусе радоватися. 780 Обычай есть устраненным друг от друга, братии от братии, детем от отцев, любезным от любезных, желателныя дары же и послания и любезная целования же и поздравления посылати, и толико желателно и слезноумиленно, елико бывает далноразстоятелно и долговременно отлученно 780 . Кия же аз дары отдавшим себе Богови в дары пошлю? Которое же любезное целование любви исполненым воздарствую? Кая же словеса не словесами, но добродетельми богатьствующим принесу? Утешити ли утешением о Христе духовным восхощу, но недоумеваю. Усладити ли питием слова Христовы трудолюбцы потщуся, но нищетою разума содержим есмь. Украсити ли боголюбивое ополчение возжелаю, но, не украшенный безстрастием, украшати не годствую 781 . «Не красна бо, – рече Божие слово, – похвала во устех Умолчю ли? – но понуждаем желанием. Возглаголю ли? – но обдержим 782 недоумением. Убо же церковным любителем церковный глас любезно возглашю: «Пустынным непрестанно божественное желание бывает от мира суетнаго 783 Ибо якоже обдержима землею и блатом вода происходити не может – свободна же кая от сих, сладкою быстриною, речными струями неудержимо проистекает, сице душевное желание, мирскими суетами окруженное и блатом попечений тленных связанное, к Богу востещи не может – свобожденное же пустынных желание мирских сует, развязанное страстных попечений, отлученное скверных тленных любительств, свободно к Богу проистекает 783 , дивнейшим усердием на небесныя круги возлетает, преславно сладостию божественною воскипевает. 584 Поищи кто в церковных книгах, и обрящеши пустынножители, паче инех небесными дары обогащенны 784 . Кии 785 страсти победита и безстрастием усветлишася 786 ? – пустынножители. Кии постническими труды прославишася? – пустынножители. Кии молитвенною святостию просияша? – пустынножители. Кия послушания венцы украсишася? – пустынножители. Кия диявола попраша, бесы одолеша, грехи и страсти отгнаша? – пустынножители. Кии в добродетелех вечною славою прославишася? – пустынножители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

р.Б. Наталья болящий младенец Марина 2016/10/10, 02:23:27 Матушка Пресвятая Богородица, спаси нас и помоги , моли Господа нашого простить меня грешную и защитить семью мою от всего зла. Молю, Матушка, о здоровье моей доченьки Иоанни, родителей Тамари и Владимира, мужа Сергея. 2016/10/10, 00:26:13 Матерь Божия, прошу тебя за Ольгу, Илию, Владислава, Людмилу.Спасибо. 2016/10/09, 16:23:39 Матушка.помоги мне...погибаю. Ты все знаешь,помоги,помилуй. 2016/10/09, 09:03:08 Пресвятая Богородице! Умоли Господа и Бога нашего о прощении и оставлении грехов наших.И помоги р.Б.Максиму создать семью и родить здорового ребенка. Татьяна р.Б.Марина 2016/10/08, 20:38:20 Богородица, Мати Молебница! Прости нас грешных. Защити грешного раба Анатолия от беды и напастей. Помоги ему выиграть начатое дело в суде, очень прошу тебя, помолись перед Господом нашим Иисусом Христом за раба Анатолия, пусть найдутся в суде добрые люди которые поймут его боль и страдания за младенца Владислава и пусть вынесут решения в его пользу и младенеца Владислава отдадут на воспитания папе рабу Анатолию. Прошу тебя Мати Молебница не оставь грешного раба Анатолия и младенца Владислава. Помоги младенцу Владиславу пройти обследования и что бы ни каких замечаний в его здоровьи не было. Помоги Мати Молебница рабу Анатолию, пусть ему отдадут сына под опеку. Аминь. 2016/10/03, 06:42:19 Пресвятая Богородица Мати Молебница! Прошу твоей помощи мне, недостойной рабе Иулии. Помоги моим детям благополучно закончить последние классы, умягчи сердце нашей директрисы, умерь ее материальные аппетиты. Пусть не требует большего. Прошу подати здоровья и сил мне и моей семье- мужу и детям.Аминь 2016/10/01, 22:20:45 Пресвятая Богродица спасибо тебе за всю твою помощь мне и моей семье.Прошу неоставляй нас грешных и дальше, защити нас от иноплемеников,от враг видимых и невидимых,от всякого зла и нечисти,от пересудов и клеветы.Подай нам грешным здоровья,помоги воспитать детей правельно в христианском благочестии.Помоги маленькому младенцу Александру как можно скорее встать на ножки и пойти,как можно скорее научиться говорить,подай ему здоровья, развитие ума и речи.Пресвятая Богородица моли Бога о нас.

http://isihazm.ru/1/?id=2026&c_pid=4

Из первого известия видно, что восточные славяне двинулись от хорватов, из нынешней Галиции, прямо на восток до Днепра – то были древляне и поляне. Потом славянское народонаселение стало распространяться на север по правому берегу Днепра; между Припятью и Двиною явились дреговичи, за ними по Двине, опять прямо на север – полочане и, наконец, славяне новгородские. Кривичи пропущены в первом известии; летописец прямо переходит к ближайшим к Киеву северянам, на восточный берег Днепра, к Десне, Семи и Суле. Другое известие дополняет и объясняет первое: здесь сначала летописец пересчитывает только пять главных племен на западной стороне – полян, древлян, дреговичей, славян новгородских и полочан, но потом указывает на дальнейшее выселение: от полочан расселились кривичи по верховьям Волги, Двины и Днепра – «от них же кривичи», от кривичей на юг, по Днепру и его притокам – северяне. Следовательно, если принимать буквально известие летописца, то выйдет, что славянское народонаселение двигалось по западной стороне Днепра на север и потом спускалось на юг по восточной стороне этой реки. О других племенах – дулебах, бужанах, угличах и тиверцах, радимичах и вятичах летописец сначала не упоминает ни в первом, ни во втором известии; из этого умолчания имеем право заключить, что означенные племена явились на востоке не вследствие известного толчка от волхов и не имеют связи с перечисленными выше племенами, а явились особо. Итак, первыми славянскими поселенцами, которых приход и причину его помнит предание, являются древляне и поляне, жители лесов и жители полей; уже эти самые местные причины условливали разницу в нравах обоих племен, большую дикость древлян, большую склонность их жить на счет соседей, от чего терпели поляне. Это последнее племя приобрело особенное значение потому, что городок, среди него основанный, Киев, стал главным городом Русской земли. Насчет основания Киева, как вообще всех древних знаменитых городов, ходили разные предания. Название его, сходное с прилагательной притяжательной формой, заставило предположить имя основателя Кия (Кий – Киев город, как Андрей – Андреев, Петр – Петров); название разных городских урочищ, гор – Щековицы и Хоревицы повели к предположению первых насельников – Щека и Хорива; господствующие понятия заставили связать Кия, Щека и Хорива кровным союзом, предположить в них братьев; название речки Лыбеди увеличило еще эту семью сестрою Лыбедью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Основатели Киева, Кий с братьями, происходят от Мосоха; Аскольд и Дир названы потомками Кия; варягов автор называет славянами, а через несколько строк говорит, что князья варяжские пришли от немец; Аскольд и Дир, названные прежде потомками Кия, являются мужами Рюрика, и дело соглашено так: «Беста у Рюрика, князя великоновгородского, некая два нарочита мужа, о них же не бе тамо известно, аще идоша от колена основателя и первого князя киевского Кия». По смерти Ярослава 1 автор перемешивает князей и события, опуская главное, выставляя незначущее, сопоставляя разноречивые свидетельства об одном и том же событии, как, например, говорит, что Владимир Мономах добыл цепь, пояс и шапку княжую от старосты Кафинского, которого поборол на поединке, и на другой же странице говорит, что все эти вещи были присланы Мономаху из Византии. О Северной России мы не находим ничего в Синопсисе, и после взятия Киева Батыем автор прямо переходит к длинному описанию Мамаева побоища; потом обращается опять к Батыю, к его походам на запад; перечисляет князей северных и южных, говорит о перенесении митрополичьего престола из Киева прямо в Москву, о взятии Киева Гедимином, о разделении митрополии, об учреждении патриаршества в Москве, о превращении княжества Киевского в воеводство, о присоединении Киева к Москве – кратко, в общих чертах. Таковы были первые попытки, первый младенческий, несвязный лепет русской историографии у нас на севере и юге. Разумеется, мы не решимся отдавать преимущества одному сочинению перед другим, заметим только, что царский характер истории Северной России резко сказался в сочинении московского дьяка. Записывание современниками важнейших общих или наиболее занимавших их, наиболее к ним близких событий не прекращается ни на севере, ни на юге; но составление летописных сборников в старой форме останавливается, и вследствие новых потребностей являются сочинения вроде «Истории о царях» или Синопсиса. Наверху у великого государя были уже книги Василиологион – персоны ассирийских, перских, греческих, римских царей и великороссийских великих князей и царей; в 1675 году Матвеев приказал построить еще два экземпляра Василиологиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Кое благодарение достойное, кое хваление, которое славословие воздам тебе, моему Создатею и Владыце, яко удивил еси на мне, окаяннем, неизреченнаго твоего милосердия щедроты, умножил еси на мне величествие твое и, обращь 1368 , утешил мя еси и от бездн земли возведе мя? Кто подобен тебе в бозех, Господи, кто подобен тебе, дивный в славах, творяй дивная и великая, страшная же и неизреченная, имже несть числа? Не человеческими бо силами, не мышцею плоти, не тленными богатств! Спасохомся, но твоим неизследованным милости богатством. Ты наказал еси за согрешения – ты помиловал еси за милосердие. Низложил еси за беззаконие мое – возвел еси за множество щедрот твоих. Смирил еси за высоковыйное – избавил еси за благость, отеческими молитвами прекланяемь. Темже пою твое милосердие, воспеваю милость, хвалю щедроты, славлю благость, прославляю благоутробие, проповедаю благодать, не таю благодеяния, покланяюся твоему милосердию, припадаю твоим щедротам, молю твое благоутробие прочее жития 1369 сохранити мя невредна. Тебе же, о, всенепорочная Владычице Богородице, всех християн и моя премилостивейшая Заступнице, кия благодарныя гласы Пречистей от нечиста сердца возслю, кая благохваления за неисчетную милость воздам? Хвалю милосердие, славлю благость, прославляю помощь, воспеваю милостивное заступление, славословлю милосердое избавление, благодарствую всещедрое свобождение; твоимь заступлениемь, твоими молитвами, твоими милостивными щедротами спасохся. К тебе прибегая, молюся и грядущее жития исправити богоугодно. Вам же, святии божии друзи и угодницы, наши бодрии молитвенници и приснии ходатаи и теплии заступници, за присное молитв и заступления благодарствеными гласы славлю, хвалю, величаю и покланяюся. По сих к вашему обращаюся отеческому преподобию, отеческий соборе и христолюбный и братолюбный сонме. За ваша преболезныя подвиги и многолетныя труды кия прекрасныя цветы изобрящу, которая увязения 1370 исплету, которыми венцы венчаю? За которая ли первее покланяюся и возблагодарю: за заступления ли, за прошения ли и старания, за благодерзновенная ли бедовметания, за нещадение потов и трудов, паче же своих душ за мя или за моления, молитвы, молбы и слезы и коленокланяния, яже ко общему всех Творцу и Владыце приносите? Поминая и удивляюся, воспоминая и ужасаюся, малыми великая мерити боюся. О, ваших натрижнений богатства! О, моих немотований нищеты! Которая велехвалная благодарения единоутробному ми свету, кая преизрядная хвалословия воздам за мое окаянство толико подвигов, трудов, скорбей и печалей терпевшему? Которая хваления принесу многовременно трудившимся мене ради, киими ароматы облиго бремя, носившее моя грехи, киими миры помажу оныя ланиты, дненощно источавшыя слез реки; киими меды услажду гортани, пресохшыя в молебнопрошениях за мя; киими фимиамы возблагоухаю молитв преизобилность, киими сокровищи обогащу убожествовати за мя восхотевших?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сия бо мне жезл и палица, поддержащая иго скорби моея, сия действова и действует и воздействует благодатная о мне. Сия мне в печали утешение, в скорбех прохлаждение, во унынии сладость, в темнице свет, во тесноте пространство, от враг забрало 1351 , от стрел щит, в болезнех души и телеси пластырь и вкупе столп крепости от лица вражия. И верую и уповаю, яко и из самыя глубины ада может мя свободити. Отсюду аще во юзилищи, аще на суде, аще во испытании не есмь един, но молитва отец моих со мною, еюже умоляем, милост Господь да не отимет благодати своея от Мене в начало испытанна, в среду подвиг, в конец совершения, но да предстанет, поможет, избавит от всех видимых и невидимых враг и спасет милости ради своея пребогатыя, яко благ и милосерд, за славу имене святаго своего, за свят молитв отец моих и братии. Вас же, о, святейшее отеческое собрание и братское преподобное сочленение и христорадных сирот благоговейное совокупление, всекрасное пустынное украшение, всечистое целомудрия блистание, всекрасный девства цвет, мироблаговонное чистоты приятелище 1352 , сладкоуханное добродетелей сокровище, одушевленный Божия саждения рай. Киима очима воззрю, киима ноздрема обьюхаю 1353 , которыма устнама целую, которыма рукама обиму, кия теплыя слезы пролию, кия сладостнейшия умиленныя глаголы провещаю, которая коленокланяния усугублю! Всеми сими всякаго – и обще всех, и единого когождо – целую, поклоняюся, удвояю и утрояю и от сладости не насыщаюся и насытится не могу. Теплоизлиянием слез краткость (за маловременство) слова замыкаю. На землю пад, свят стопы вашя, персть носящую, пустыню вмещающую, горы, холми и удолия 1354 целую и премножественне поклоняяся, челом бья, глаголю: «Добре домове твои, Иякове, и кущи твои, благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю, да будет Господь благословен отныне и до века. Молю ваше отеческое преподобие, присных моих сих благодетелей и в нуж неоскудных питатель, в странновитании 1355 призрите милост ради Владыки и нашего ради непотреб прош . Отеч благослов и молит и прощ со слез прося, непотребный и окаянный юз до лиц зем всем поклан , премнож паки чел бью. Июня. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ясно, кажется, что 29-я глава нисана не для одного какого-нибудь богача боярина, а для всех вообще людей; значит, и искать здесь «идеал новгородскаго властелина» не приходится. То же самое следует сказать и про другие главы «Наказа»: написаны они, как и главы 3-й части Домостроя, вообще для состоятельных людей, и в этом отношении между II-й и III-й статьями памятника нет ни малейшей разницы. Пойдем далее. Свой вывод, будто «Наказ» изображает жизнь новгородского боярина XV века, г. Некрасов основывает также и на том, что женщина представляется здесь (гл. 16–29) более свободной и независимой, чем в том отделе Домостроя, который в предисловии назван «О домовном строении». В «Наказе», рассуждает г. Некрасов: „Нет тех грубых предписаний относительно женщины («ино платью постигать по вине смотря»: гл. 42 по списку Общества), какия мы находили в VII-й части Домостроя». Не станем спорить с г. Некрасовым о том, где женщина чувствовала себя более свободной, более независимой от власти деспота мужа, в Москве или в Новгороде; спросим только: в какой главе «Наказа» нашел г. Некрасов прямые доказательства в пользу более самостоятельного положения женщины в домашнем быту, сравнительно с III-eй частью Домостроя? Такой главы или глав нет. Хозяин домовладыка во II-й части Домостроя является с такой же неограниченной и всеконтролирующей властью, как в И-й и в VII-й частях памятника: как здесь так и там, жена во всем должна повиноваться мужу, во всем спрашивает его совета и наставления; даже домашним хозяйством во всех его мелочах, – и тем заправляет сам домовладыка, первой и безответной помощницей которого является жена. Приведем примеры. В 16-й и 17-й главах хозяин сам поручает ключнику покупать «всякий запас», сам его проверяет, сам, наконец, приказывает, как ставить и подавать блюда на стол; в главе 18-Й говорится: «Да и то бы было от государя в наказе ключнику, в мясоед кия явства подавати в поварню про государя, и про домашний обиход, и про гостей, а кия в постные дни потому. И о питии наказ надобен от государя ключнику, како питие носити государю, и его жене, и про семью, и про гостей, и то все чинити ,и делати, и отдати по государеву наказу, и о всяком деле ключнику государя по по все утри спрашиватисяо явстве, и о питии, и о всяком обиходе, как он повелит тако и творити».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

и, кия в нем немощи, выну разеуждати. Аще кто здрав и силен, обаче в немощи 3920 пребывает на всяк час и во дни и в нощи 3921 . Суть же неизбежныя оны в человеце, и во младом и в старом в настоящем веце. Та же суть сия: присность оскудевания, невозможность во благом выну стояния. Немощь есть великая скорость падения и общая всем людем худость рождения, И жития тягота немощь обличает, неизвестие смерти тужде проявляет. Сия вся полезно есть верным поминати и смиренно о себе всегда непщевати. Ненависть Хощеши ли ненависть чужду 3922 изтребити? Да потщишися ему благая творити И смиренна пред онем себе проявляти, по нелюбви бу дети тако в благодати. 2 Ненавидяй брата си сам себе вреждает, смертным бо душу грехом свою убивает. 3 Мир святых человеков не хощет любити, паче гонит я, хотя память погубите. Кия сего вины суть, полезно есть знати, да бы лукавых делес онаго гонзати. Первая 3923 вина того – яко нрав и дело обою различна суть и противна зело. Мирстии 3924 человеци благ мирских желают, а святей к небесным выну воздыхают. Мирстии плоти своей сластми угождают, святии же тело си страстми умерщвляют. Мирских желание есть в мире всегда быти, святии во премирных усердствуют жити. Сие противство нравов ненависть раждает в миролюбцех, и в ярость слепу возбуждает. Вторая 3925 вина – зависть, ибо елма видят спеяние в блаженство святых, им завидят, Яко сами не могут к оному востати, избравше волею си в злобах пребывати. За ня же 3926 знают казни будущыя себе, обаче, оле злобы! не мыслят о небе, Но, яко же демони святых ненавидят, тако ненавиствуют они и завидят. Третяя 3927 того вина – елма созерцают, яко дружества мирска святии гонзают, Яко отступников си не хотят 3928 любити и всячески прилежат оныя гонити. Четвертая 3929 вина есть, яко обличают нравы злыя святии и искореняют. Паче, яко 3930 самое житие святое святых обличение злобам есть страшное. И молчаще, святии мира обличают, елма суетства его делом попирают. Пятая 3931 вина – яко ови себе любят не божественне, тем же душы своя губят.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

9. Очи ее не прельщались ни [изысканными] тканями пестрых одежд, ни различными цветами многоценных камней; кимвал не обольщал слуха ее, а свирель не ослабляла силы души ее. Не размягчали ее ни слезы родителей, ни увещания кого–либо из родных, но, обладая разумением подобным адаманту , [Синклитикия никогда] не отвращалась умом [от избранной ею цели]. Но затворив, словно двери, все чувства, беседовала [только] наедине со своим Женихом, говоря словами Писания: «Брат мой мне, и аз ему» (Песн. 2, 16). А если где бывали пустые и темные беседы, то их она избегала, затворяясь во внутренних покоях души. Если же случалось ей слышать полезные и светлые назидания, то все свое разумение она устремляла к постижению того, о чем шла речь. 10. Не нерадела [святая] и о спасительном лекарстве для тела, ибо имела столь сильную любовь к посту, что ничто из находящегося в этом мире не могло сравниться для нее с постом . Ибо она считала его оплотом и основанием других [добродетелей] . И если иногда по необходимости ей приходилось принимать пищу не в обычное время , то с ней происходило противоположное по сравнению с тем, что [обыкновенно] происходит с вкушающими: лицо ее бледнело, а тело худело. Ведь когда приводящее в движение вызывает неприятные ощущения, то это имеет следствием расторжение приводимого в движение. Ибо от положения начала [чего–либо] зависят [все] последующие следствия, вытекающие из этого начала. Поэтому у тех, кому пища доставляет удовольствие, тело делается цветущим; и наоборот: у тех, кому она не приносит удовольствия, плоть делается изможденной и худой. Свидетелями моих слов являются больные. Блаженная же Синклити–кия, стараясь быть немощной телом, становилась цветущей душой. Поступала она по словам Апостола: «Насколько внешний наш человек тлеет, настолько внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16) . Так она подвизалась, будучи скрытой для многих. 11. Когда родители ее скончались, [Синклити–кия], еще более вдохновившись Божиим помышлением, берет с собой сестру, лишенную зрения, удаляется из отчего дома и поселяется в гробнице одного из своих родственников, расположенной за городом. Распродав все оставленное [ей в наследство] имущество и раздав нищим, онапри–звала одного, из пресвитеров и тот портриг ее . Тогда сняла она с себя всякое украшение, ибо обычно принято называть волосы украшением женщин. Это событие было символом того, что душа ее стала простой и чистой. Тогда она в первый раз удостоилась названия девы .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010