После мытарей свой вопрос: а нам что делать? – задают воины. Это не иудеи, воспитанные в Законе Моисеевом, это люди – по рождению язычники, но уверовавшие в Бога Единого. Обычно воины-солдаты редко являют собой пример благочестия. И даже оправданное убийство неприятеля на поле битвы или законная казнь преступника лишает человека внутреннего мира и радости. Чтобы заполнить эту гнетущую пустоту в своих душах – явный признак жажды Бога, воины ждут ответа от пророка Божия. И в ответ на их вопрос Иоанн Креститель не призывает их бросить свое оружие и оставить службу, а предостерегает против грехов, в которых обычно бывают виновны воины: нельзя обижать людей, среди которых они расквартированы и над которыми поставлены. «Никого не обижайте. Ваше дело – оберегать мир и предотвращать злодеяния среди людей, но никого не обижать. Не устрашайте народ, ибо меч войны, как и меч правосудия, должен быть направлен против творящих зло в защиту делающих добро. Не будьте грубыми там, где живете, и не вымогайте угрозами деньги у людей. Не проливайте кровь в мирное время, будьте со всеми учтивы. Не клевещите перед правительством ради того, чтобы заставить бояться себя; не торопитесь жаловаться друг на друга начальству, чтобы отомстить тому, на кого вы затаили обиду; не подсиживайте вышестоящих, чтобы занять их место; не берите взятки». А еще: будьте всем довольны, потому что недовольство делает людей деспотичными и несправедливыми. Тот, кто всегда считает, что имеет недостаточно, не постесняется никакого незаконного поступка, чтобы, обманывая других, увеличить свое богатство. Это правило всем нам – довольствоваться своим жалованьем и разумно использовать наилучшим образом то, что имеешь. И вот когда мы покаемся, исправимся и делом докажем изменения своей доселе греховной жизни, принесем плоды покаяния, станем милостивыми, кроткими, добрыми, благодарными, тогда и услышим глас Господень на водах, который вопиет, глаголя: «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа». На водах раздается этот глас, и не один Иордан – маленькая река в Палестине – получил особую благодать явления Пресвятой Троицы, приняв в свои воды Богочеловека, но по всей земле и на море совершилось и ежегодно совершается таинство Крещения Господня при освящении водного естества призыванием имени Божия.

http://pravoslavie.ru/109997.html

Интересно в таком случае было бы услышать от вас оценку деятельности свв. Сергия Радонежского и Александра Невского. Интересно (из чисто естествоиспытательских причин), вы, так легко бросающие обвинения во лжи, действительно полагаете, что Российскую империю разрушили большевики, захватив власть, отчего-то вдруг оказавшуюся безхозной? Вы можете опровергнуть факты или ваши утверждения - это символ веры вашего " корабля праведных " ? Вы утверждаете: " Белые воины... отстояли главное - честь России... Они, спасая то, что было преступно упущено двумя последними российскими государями, показали, что не всякий русский променял свое христианское первородство... Белые воины совершали свой путь для вечности, и неважно, что они проиграли. Любое историческое поражение временно: Христос ведь тоже был распят. Белые воины совершили свой путь во имя России, но не ради " великодержавных камланий " и дней земных " великих побед " , которые празднует господин Казин, а ради нетленного венца " . Красочно, как и проповеди хлыстов. Что спасали " белые воины " , предав царя? Честь, по-вашему? Почему контрразведка " белых " охотилась на монархистов? Из желания спасти " преступно упущенное " царями? Таки чего ради совершали свой путь " белые " ради России или ради нетленного венца? Сами-то разберетесь? Вот когда разберетесь, тогда и будете иметь право на то, чтобы давать оценки трагическому разделению русского народа в неслыханной братоубийственной войне, а не опошлять эту драму малограмотным гудением. И прочтите, наконец, открытыми глазами фразу А. Л. Казина: " Русский путь в будущее – по ту сторону «красного» и «белого», космополитизма и шовинизма, косного консерватизма и бездумного прогрессизма. Нам давно пора закончить словесную гражданскую войну, пример чего и показали в 2007 году РПЦ и РПЦЗ. Те, кто снова раздувает эту войну сегодня, действуют против Церкви и против своего Отечества. Если мы опять позволить расколоть русский народ в борьбе (или в споре) «до победного конца», мы поистине будем недостойны имени России.

http://bogoslov.ru/article/462438

На этом же месте, как рассказывают, произошла горестная встреча Божьей Матери с Иисусом Христом. Узнавши, что Иисуса Христа приговорили к смерти, Она пыталась пройти к Пилату и выпросить у него пощаду своему Сыну, но воины не допустили Ее до правителя, тогда Она поспешила одним переулком навстречу Иисусу Христу. Здесь Она увидела, как Сын Ее весь истерзанный, упал под крестом, а воины старались поднять Его ударами и Сама упала без чувств. Идя далее по улице, которая все поднимается в гору, Иисус Христос совсем обессилил и не мог далее нести креста. Тогда воины сняли с Него крест. Тут шел навстречу им из-за города один человек по имени Симеон Киринейский; воины принудили его нести на себе крест Христов до самой Голгофы. На месте этой встречи указывают ныне камень в стене особого от других цвета с углублением. Неподалеку же отсюда указывают на один дом, принадлежавший в то время одной набожной женщине по имени Вероники, которая говорят, вышла навстречу Иисусу Христу, когда Он шел на смерть, покрытый потом и кровью и отерла Его лицо полотенцем. Шагах во сто от этого дома лежит еще столб, обозначающий место, где Иисус Христос упал второй раз. Улица оканчивалась воротами городской стены, которые назывались Судными. Здесь по тогдашнему обычаю прочитан был вслух судейский приговор Иисусу Христу и прибит был к столбу. Остаток этих ворот и столб уцелели до сих пор. Далее шла дорога за городом до Голгофы, которая была тогда от города шагах в двухстах. Теперь она застроена домами до храма Воскресения Христова. Во множестве народа, шедшего за Иисусом Христом на гору Голгофу, были некоторые женщины. С плачем провожали они Иисуса Христа на смерть. Видя их горькие рыдания по Нем, Спаситель обратился к ним с такими словами: «не плачьте обо Мне, дочери Иерусалимские, лучше плачьте о себе и о детях своих, потому что скоро придут такие дни, когда будут говорить – счастливы те матери, у которых нет детей. Тогда будут говорить горам: обрушьтесь на нас и покройте нас». Эти дни, о которых говорил Спаситель, скоро наступили для евреев, не прошло после того 40 лет, как гнев Божий постиг еврейский народ, ужасные беды разразились над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Из казарм начальник батальона со всеми офицерами приглашен был на закуску к Владимирскому священнику, а в 3 часа пополудни – в гостиницу Миллера, где тверское общество приготовило обед для г.г. офицеров. Все, что русское радушие и хлебосольство могут сделать, все сделано было для этого обеда. К обеду приглашены были начальник губернии и все почетные дворяне и купцы. Оркестр музыкантов, а после обеда хор батальонных песельников долго наполняли звуками огромную площадь против гостиницы Миллера, где толпилось множество народа. До поздней зари слышны были и музыка и песни. Так прошло 30-е апреля. Следующий день был еще торжественнее. 1 мая положено было выйти батальону из города и быть в 12 часов на железной дороге. Высокопреосвященнейший Владыка Тверский, Архиепископ Гавриил, движимый любовью к Христолюбивому воинству, хотел сам благословить отходящих воинов и окропить святой водой. Но болезнь не дозволила маститому старцу исполнить его искреннейшее и святое желание. Он поручил проводить воинов ректору семинарии, архимандриту Макарию, с почетным тверским духовенством. В 10 часов утра, прекрасного, светлого, истинно майского утра, войско выстроилось во фронт на судейской площади против казенного дома начальника батальона. В то же время начался звон в церкви Владимирской, откуда должна была идти на площадь священная процессия. Хоругви, честные иконы, животворящий крест вынесены были при звоне колоколов на площадь, на уготованное место для совершения водоосвящения и напутственного молебна. Хор певчих архиерейских, шедших впереди священной процессии, громко пел: «Христос воскресе из мертвых», – и др. молитвы. Дружно брякнули ружья, когда воины отдавали честь военную священной процессии, вступившей в их ряды. Началось молебствие. Площадь, усеянная войском, почетными особами военными, светскими гражданами и многочисленным народом, пришедшим помолиться Господу за отправляющихся воинов – в минуту смолкла, как будто на ней не было ни души. Слышны были только возгласы священнослужителей и пение певчих. Бодро слушало молитвы воинство православное; а между тем у многих оставались жена, дети... За рядами воинов у многих стояли и молились их семейства с малютками. В теплой молитве, в вере в Господа, в преданности Государю и воины, и их семейства находили успокоение и отраду. Тут не было слез, тут не было рыданья: все молилось, все веровало, все стремилось доказать свою любовь и преданность Государю. Особенно поразительна была картина, когда и священнослужители, и войско, и весь народ стали на колени при чтении напутственной молитвы... По окончании молебствия все войско было окроплено святой водой, и архимандритом Макарием вручен был образ св. благоверного великого князя Михаила Тверского – от Тверского собора. С благоговением приняли воины и этот святой дар. Архимандрит снова осенил воинов животворящим крестом; и воины уготовились в поход. Священная процессия при колокольном звоне возвратилась в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: " неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы " (т. е. пусть эта вина на вас падет). Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: " кровь Его на нас и на детях наших " . Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа. Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 15-26; от Марка, гл. 15, 6-15; от Луки, гл. 23, 13-25; от Иоанна, гл. 18, 39-40; гл. 19, 1-16. Крестный путь Иисуса на Голгофу. После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою, или лобным местом, т.е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными. За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христов едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин, возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов. Среди народа, который шел за Христом было много и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас " . Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 27-32; от Марка, гл. 15, 16-21; от Луки, гл. 23, 26-32; от Иоанна, гл. 19, 16-17. [ < < назад вперед > > к оглавлению ] [ Великий Пост ] [ Страстная Седмица ] [ на главную ] [ новоначальному ] [ в библиотеку ] [ главная библиотека новости родителям ] Бабалон Бабалон babalon.ru Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/ssedm-sl03.htm

В 1921 г. Г. начал переговоры о возвращении на Украину, убеждал главу СНК УССР Х. Г. Раковского отказаться от однопартийной системы и создать социалистический блок партий, в к-рый вошла бы УПСР. После окончательной победы на Украине советской власти Г. заявил о прекращении политической деятельности, в 1921-1923 гг. организовал помощь голодающим на Украине. В марте 1924 г., после избрания Г. действительным академиком по кафедре укр. истории Всеукраинской АН (ВУАН), он вместе с семьей вернулся в Киев. Возглавил историческую секцию ВУАН, открыл ряд новых научно-исследовательских кафедр и комиссий, возобновил издание ж. «Украïна», создал новую школу укр. историков (С. Шамрай, О. Баранович и др.). В 1929 г. Г. был избран членом АН СССР. В нач. 30-х гг. в ходе масштабных репрессий, начавшихся после процесса против «Cniлku визволення Украïни» (Союз освобождения Украины) и «дела академиков» (1929-1930), созданные Г. научные учреждения были закрыты, мн. ученики арестованы. В 1930 г. Г. был арестован в Москве, обвинен в том, что возглавлял «контрреволюционную организацию «Украинский национальный центр»». Вскоре освобожден, жил в Москве под наблюдением НКВД. Имя Г. фигурировало в фабриковавшемся НКВД в 1933-1934 гг. деле о «контрреволюционной национал-фашистской организации, именовавшейся «Российская национальная партия»», в ходе следствия по делу было арестовано мн. видных деятелей науки. Г. остался на свободе. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Г. опубликовал более 2 тыс. работ. Помимо научных исследований он занимался переводами библейских книг на укр. язык (не опубл.), писал рассказы и новеллы на религ. темы («Остання кутя», «Hiч» и др.), мемуары («Спомини»). Являлся почетным членом Краковской АН (1895), членом Археографической комиссии Московского археологического об-ва (1900), Одесского об-ва истории и древностей (1901), д-ром рус. истории honoris causa Харьковского ун-та (1907), академиком Чешской АН (1914) и др. История Церкви на украинских землях в сочинениях Г. Этой теме посвящены мн. отдельные труды Г., он касается ее почти во всех исследованиях по истории Украины, считая правосл. Церковь неотъемлемой частью национальной жизни. Г. неоднократно писал о том, что Православие рассматривалось на Украине как «национальная святыня» и во мн. периоды истории являлось «единственной опорой украинского элемента в сфере культурно-национальной» (Icmopiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 11).

http://pravenc.ru/text/168213.html

чрез моря чрез море во великой в велицей четверг четверток темьяном фимияном стороне стране на перегороде на преграде дорогий драгий церкви церковь (им.ед.) женчюгом жемчюгом шлы слезы шли слезы Исидор ей (вм. е) ея (род. ж) инх святых мощи иных св. мощи (род. мн.) храсален хрустален целовали есме ц. есмя на мороморя на мрамор Дигитрею (вин.) Одигитрия (род.) медяными медными ел, ести ял, ясти Григорей Григорий лоб... Кузмин лоб Козмин напсал написал туто же царевою царьскою позолочен позлащен волосы у кладязя у кладезя во Царегороде в Цареграде в кадило в кадиле (мест.) у ворот огород ис потиря ис потира у святое у святыя чловеки человеки во олтари в олтаре Иоанн Кушник И. Кущник сшли слезы шли слезы пятницу людей (род. мн.) Еросалим Иеросалим железн железен омофор омефор в монастыри в монастыре патрахиль петрахиль святы Дмитрей святый Димитрий Костянтин Коньстянтин исжегл передних предних туже (нар. места) Анкудина Акиндина завесть зависть тая церковь та церковь мирный мерный первое первее (нар.) въступят ступят впретворишася претваришася Аксиньи Ксения схоронен сохранени Еуфимей падьяцы подьяци на уведенья на уведение взхощет восхощет Мануила царь Мануил царь Олексееве Алексееве троицю троицу великово великаго творцю творцу святый оставлеше оставльше на шïи у Христа чрес нощь чрез нощь гвозды гвозди (им. мн.) прежде сорочка срачица На долю словаря выпадает немного примеров, но все они достаточно характеризуют приведенные выше разночтение из области звуков. Более употребительные в речи и некоторые даже русские по происхождению слова и выражение заменены однозначащими из книжного языка. Примеры: Сп. А. Яцимирского : Сп. изданный: Сп. изданный: гортань возволочивают подымают когда, егда до ныне до днесь райские двери молвить глаголеть латына латыни (им. мн.) окрест чернцов иноков чинена сотворена проглагола глас бысть сметани свержени дал в поруце д. в поручение печална прискорбна подкладывают возлагают понесут во перенос понесут глаголал беседовал изошла снидоша кошницы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Что убо напишу или что теб подати – не вм. Обаче да не безблагодаренъ твоимъ благодяниемъ обрящуся, да не глухъ противу честных писаний твоихъ буду, пакы перо на похвалу обращу, добродтели зерцало именуа тебя, и поучениа златаго сладчайши арганъ написую теб, славнйша свта учителю! Не сумнюся убо и звздою свтлою нарищи тебе, от нея же лучи злаго слуха не исходят. Ты свтилникъ горящъ, иже тмы омрачениа не всть; ты благовонный цвтъ добродтели, иже смрада оклеветателнаго глушается; ты бисер всхъ благыхъ, ты свт учителемь, ты – уста Христова, ты глас небесный, ты книжник живота, иже о мн, мн и не хотящу, славиши мя честию, ей же убо не достоин есмь; везд о мн проповдаеши, и, писании твоими угоднйшими мене чествуа, поздравляеши, в нихъ же пакы ты, славны православныа церкви свт, солнца ясне, мой темный умъ, мракомъ невдниа омраченъ, къ осианию вчнаго свта призываеши, она и вышняа лпота человческие жизни, свтомъ премудрости просвщеная, путь нравомъ, писаниа таиньствомъ, правила живота, свтилникъ блудящимъ ногам моимъ на ркахъ Вавилонскихъ. 653 Что въздамъ попечению твоему, имъ же по вся дни о спасении душъ нашихъ печешися, святаго учениа настоанием, и святйшаго живота прежнихъ отецъ образомъ, и данною ко мн епистолии твоей изобилиемъ? Ино не имам ничто, токмо благодарение и къ Богу молитвы обильними слезами въздати. Лпо есть и на всяко время на всякомъ мсте от всего сердца, целым умомъ, всми силами моими, свершеннымъ желаниемъ, дломъ и словом въ всемъ живот моемъ тебе возлюблю. И не язъ токмо, но и вси врнии, правии сердцемъ, възлюбят и восхвалят тя, почтят и прославят тя купно со мною, иже тебя въчтена на святительство и наказана по отечьскаго закона и истинн, аки отца чествують, и тебе всякою премудростию опасному вдниемъ наученому и учениа исполнену, аки вожу послдуютъ, жизнь, в ней же славятся блаженныхъ души неложно, наслдятъ. Твое бо учение свтлое темнаго Феодора просвщает, и по сихъ многая благодарениа воздаю тебе за твоа благоданиа, да безблагодарьствиа порокъ убжати возъмогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И стольникъ князь Самойло ту ево, архиепископову, отписку ко мн, богомольцу твоему, приносил и чел. И я, богомолец твой, против той ево отписки к нему писалъ. А каково письмо к нему послал, и таково же, государь,//(л. 151) писмо послалъ я, богомолецъ твой, к теб, великому государю, под сею отпискою. А белозерские, государь, монастыри вологоцкому архиепископу не приказаны и не отведены, и владть ими не велено, и указу у него об том нтъ. А даны, государь, ему Пермь и за Пермский уздъ белозерские прихоцкие церкви. И т, государь, церкви обложили они великими десятинами втрое и вчетверо, и большы без твоего, государева, указу и без патриарша вдома, и от того, государь, их болшого накладу прихоцкие церкви вельми оскудели. И на то, государь, неправедное собирание строит он, архиспископъ Симон, каменной себ дворъ со многими полатами. А чаять, государь, что и то онъ длает без твоего же, великого государя, вдома. А как, государь, был я, богомолецъ твой, на патриаршеств, и в то время били челом мн, богомольцу твоему, Белозерского увзду Кирилова и Ферапонтова и иных монастырей власти, чтоб, государь, велти мн в т монастыри вологоцкому архиепископу священников и дьяконов ставить для волокиты далные, чтоб, государь, имъ, для поставления, к Москв ходя, болших проторей не было. А т, государь, белозерские монастыри приписаны к патриаршей области, к Московской епархии, а он, архиепископъ, их своит без твоего, великого государя, указу, и без патриарша вдома, и без соборного приговору. Милостивый, великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець, пожалуй меня, богомольца своего, не вели, государь, вологоцкому Симону архиепископу в белозерские, в патриаршы, монастыри по обиходы десятилников ево и дворовых людей присылать, и монастырей тощить, и прихоцкихъ церквей новонакладными десятинами обидить. А которые, государь, запасы по твоему, государеву, указу из монастырей дают мн, богомольцу твоему, и монастырями, государь, за скудостию своею, и об том скучают.//

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

4.      Барановский Стефан, свящ. Минско-Волынский архиепископ Виктор Садковский//Литовские Епархиальные Ведомости. – 1878. – 22. – С. 176–179. 5.      Беднов А. В. Православная церковь Литвы и Польши. – Мн.: изд. «Лучи Софии», 2002. – 430 с. 6.      Богдановский К. Столетие первого воссоединения униатов Минской губернии (1795–1895 гг.)//Минские Епархиальные Ведомости. – 1895. – 9. – С. 239–247. 7.      Буглаков Михаил, свящ. Преосвященный Георгий Конисский , архиепископ Могилевский. – Мн.: изд. «Виноград», 2000. – 656 с. 8.       Вержболович М. И. Первый период существования Минской Духовной Семинарии (1785–1817 гг.)//Минские епархиальные ведомости. – 1892. – 22. – С. 644–661; 23. – С. 696–707; 24. – С. 745–757; 1893. – 1. – С. 10–24. 9.      Гpыrapobiч I. I. Беларуская iepapxiя: Да 1000-годдзя xpыcцiяhcmba на Бeлapyci – Мн., 1992. 10.      Дакуметы i матэрыялы па ricmopыi Бeлapyci (1772–1903). – Мн.: АН БССР, 1940. – Т. 2. – 938 с. 11.      Дело об арестовании поляками Преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года/ С. Г. Рункевич //Минские Епархиальные Ведомости. – 1892. – 14. – С. 402–422. 12.      Жудро Ф. А. Основание и первые годы Могилевской духовной семинарии (1757–1780 гг.)//Могилевские Епархиальные Ведомости. – 1893. – 5. – С. 97–100; 6. – С. 118–122. 13.      Жукович П. Н. Отзыв о сочинении г. Рункевича «История Минской архиепископии (1793–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794–1796 гг.» СПб., 1893. – СПб.: тип. Акад, наук, 1896. – 10 с. 14.      Зноско Константин, прот. Исторический очерк церковной унии. – М.: Отдел по благотворительности Московского патриархата, «Мартис», 1993. – 233 с. 15.      Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска. (Екатерининский собор)//Минские Епархиальные Ведомости. – 1877. – 16. – С. 321–326; 17. – С. 344–349; 18. – С. 364–370; 19. – С. 383–390; 20. – С. 416–423. 16.      Келтуяла В. История русской литературы от половины XIII в. до конца XVII в. – СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1911. – Т. 2. – 938 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010