Старообрядец. Воины, ругаясь Спасителю, падали пред ним, прегибающе колена: не значит ли подражать им, прегибая колена для молитвы? Православный. Воины, ругаясь Спасителю, и царём Его нарицали: неужели и нам нельзя теперь нарицать Его царём, потому что воины сим именем называли Его, ругаясь? Воины, падая пред Спасителем на колена, засвидтельствовали сим, что преклонение колен составляло тогда высший вид почтения, воздаваемого царям и другим высоким лицам; они только обратили этот знак почтения в издевательство над Христом, Которого считали не истинным, а самозванным царём. Итак, напрасно вы указываете на пример воинов в оправдание вашего неправильного понятия о молении на коленах. Но вот послушай и ещё сказанное в Евангелии (от Луки зач. 45) о некоем юноше, что он пришед ко Христу u поклонься на колена Ему, вопрошаше Его. Ужели, повашему, и сей юноша совершил образ поругания над Спасителем, поклонься на колена пред Ним, за что и сам Спаситель не осудил его? И если из того, что воины прегибали колена пред Спасителем, ругаясь Ему, вы заключаете, что всякое поклонение на колена есть поругание тому, пред кем поклоняемся, то будет по вашему, что всякое лобзание есть предательство, ибо Иуда лобзанием предал Сына Божия, – что нельзя поэтому совершать положенное в церкви по уставу целование святого Евангелия и святых икон. Вот до каких странных понятий может довести вас ваша вражда к святой церкви! Удержите себя от сей вражды и всё рассуждайте безпристрастно; тогда и отверзутся очи ваши, тогда вам явится святая церковь чистою ото всех, вами возводимых на неё, обвниений. Старообрядец. Зачем, на Троицкой же вечерне, вместо того, чтобы читать молитвы обратясь на восток, в новоисправленных книгах положено читать их, обратясь лицом на запад? Ведь в православной церкви должен быть обычай молиться на восток, а не на запад, как о том свидетельствует святой Иоанн Дамаскин . Православный. Святой Иоанн Дамаскин действительно называет древним обычаем христиан молиться на восток, когда пред очами нет иконы, или креста, или святого храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Безбоязненно выезжал патриарх и в московские церкви, и вне Москвы, куда его приглашали. Выезжал он либо в карете, пока было можно, либо в открытом экипаже, а перед ним обычно ехал иподиакон в стихаре, с высоким крестом в руках. Народ благоговейно останавливался и снимал шапки. Когда патриарх ездил в Богородск, промышленный город Московской губернии, а позже в Ярославль и в Петроград, то многие опасались, как бы не устроили скандал солдаты или рабочие, но все страхи оказались напрасными. В Богородске рабочие встретили патриарха, как прежде встречали царя, устроили для его встречи красиво убранный павильон, переполняли все улицы во время его проезда. В Ярославле – это было уже после его разгрома – сами комиссары вынуждены были принять участие во встрече, обедали с патриархом, снимались с ним. О поездках патриарха в Петроград хорошо известно: это был целый триумф. Московские комиссары хотели предоставить для патриарха лишь одно купе в вагоне, но железнодорожные рабочие настояли, чтобы ему был дан особый вагон, и по пути встречали его на остановках. Религиозное чувство сказалось в русском человеке, он сердцем почуял в патриархе «своего», любящего, преданного ему всей душой. Кроме того, тяжкие страдания народа, подавляющего его большинства, от происшедшего революционного насилия, заставили его видеть в патриархе единственную духовную опору, утешение и надежду спасения и избавления от этого горя, упавшего на его плечи. Вместо глубокочтимого царя, общего главы государства, он приобрел себе духовного отца, с которым связан внутренне и глубоко в ограде одной своей Православной Веры и Церкви. Здесь сказалась сплоченность Церкви пред лицом врага.В многострадальной жизни Святейшего патриарха пребывание его в Петрограде, может быть, было самым радостным событием. Поездка эта состоялась в конце мая 1918 г. В Москву от Петроградской епархии поехал за ним настоятель Казанского собора протоиерей отец Философ Орнатский , который принял потом мученическую кончину. Навстречу патриарху на границу епархии выехал викарный преосвященный Артемий Лужский, а на вокзале ожидало многочисленное духовенство во главе с митрополитом Вениамином, также впоследствии отдавшим жизнь свою во славу Церкви Христовой. От вокзала до Александро-Невской лавры по Старо-Невскому проспекту были выстроены крестные ходы и депутации от приходов. С 6 часов утра начал собираться народ и к приходу поезда переполнил всю Знаменскую площадь, Лиговку и все прилегающие улицы. Звон колоколов всех церквей столицы возвещал моменты переезда границы губернии, приближения к городу и выход патриарха из вокзала. Нельзя описать волнения толпы, когда показался экипаж, в котором патриарх был вместе с митрополитом Вениамином. Все бросались к экипажу, плакали, становились на колени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. 6 июля, 2010 Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. Это о нем Христос сказал: «… из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»? На стыке Заветов Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец, его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января). Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.

http://pravmir.ru/predshestvennik-novoj-...

Вспоминаем всех русских воинов, моряков, живот свой положивших за наше святое Отечество – Россию. Их христианские дела, прославившие Святую Русь, - пример всем нам сегодняшним. Русские богатыри-герои с крейсера «Варяг» потрясли весь мир своей стойкостью и отвагой. Песнь о «Варяге» пели русские воины, водружая победное знамя над Рейхстагом. Наши воины умирали не ради собственной славы, не ради какой-то фанатической идеи, не ради земных богатств. А ради Христа, за Россию, за свой народ. Корень этого воинского мужества в глубочайшей любви к Богу. Наш народ тысячу лет воспитывался в этой любви. Наша русская культура и наш русский язык пропитаны любовью ко Христу. И в этой культуре воспитывались наши воины. Десятилетия гонений на Церковь не смогли уничтожить в людях любовь ко Христу. Сегодня русские воины, хранящие в своих сердцах память боголюбивых предков, совершают героические поступки на полях сражений. И выходят победителями. Как вышли победителями из неравного боя герои «Варяга». Сам Христос – Царь Славы – Победитель. Христос победил смерть, пройдя нечеловеческие страдания и муки, распявшись на Кресте за все человечество. Подвиги многих наших воинов – это подражание Христу. Тогда в 1904 году все наше русское воинство возглавлял Царь, Всероссийский Император Николай Александрович Романов. Царь лично встречал и чествовал оставшихся в живых героев «Варяга». Святой Царь Мученик знал цену Победы. Он сам офицер, первый воин. Воин земной и воин небесный, восшедший на свою Голгофу. Принесший в жертву самого себя и всю свою святую Семью. Первый великий подвиг в самом начале кровавого XX века совершили мужественные русские моряки – герои «Варяга».Не зря пролита кровь наших христолюбивых предков. Их пример мужества и любви к Богу и Отечеству вдохновляет сегодня многих. Их пример воспитывает новые поколения героев-богатырей, готовых встать в строй и выйти на защиту Святой Руси. Сегодня мы видим, как сгущаются темные тучи над Корейским полуостровом, у берегов которого развернулась в прошлом столетии грозная битва. Мы видим, как пытаются пугать с запада и с востока нашу Русь Матушку. Враг ненавидит Русь за ее любовь ко Христу.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/09/po...

еп. Мефодий Кампанский Паломничество на Святую Землю. Беседа с паломниками накануне отъезда Завтра, если Господу будет угодно, мы вылетим на Св. Землю и завтра же будем на ней. Что это за земля, которая называется Святой? Это земля свв. Авраама, Исаака, Иакова. Земля царя Давида, земля свв. пророков Илии, Елисея, Иеремии и мн. др. Земля св. пророка и крестителя Иоанна. Это – земля Обетованная, у порога которой умер Моисей на горе Нево и в которую ввел избранный народ Иисус Навин. Эта земля была центром большинства ветхозаветных событий и на этой земле прошли все Евангельские события. Она – как бы „открытое Евангелие”. На Св. Земле родилась и возросла Пречистая Дева. Здесь были Ее Введение во храм и Благовещение. Здесь совершились события – Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения-Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иерусалим; здесь были Тайная вечеря, Страсти Христовы от Гефсимании до Голгофы, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа. По Св. Земле ступали пречистые ноги Христовы, здесь слышался глас Его проповеди. Здесь Господь Иисус Христос творил чудеса – исцеления, воскрешение мертвых, хождение по водам, укрощение бури, насыщение голодных и мн. др. На Св. Земле протекла вся земная жизнь Божией Матери и здесь было Ее Преславное Успение. Здесь на Св. Земле началась проповедь свв. апостолов и отсюда она распространилась по всей вселенной. Здесь была пролита кровь первых мучеников за Христа – свв. младенцев, св. архидиак. Стефана и мн. др. На Св. Земле просияли святостью многие святые. Иерусалим – св. град, и Иерусалимская Церковь – Мать всех христианских Церквей. На Св. Землю для поклонения св. местам, молитвы на них, для обновления сил духовных стремились верующие во все времена и от всех народов – знатные и простые, богатые и бедные, ученые и безграмотные, святые и грешники. Много потрудилась на Св. Земле св. равноап. царица Елена. Отсюда пошла на проповедь св. равноап. Нина. Сюда ездил поклонником свят. Николай Чудотворец. Здесь на Голгофе преп. Ксенофонт и Мария чудесно встретили своих сыновей Аркадия и Иоанна. Здесь подвизались преп. отцы Харитон, Евфимий Вел., Феодосий Вел., Савва Освященный, Иоанн Дамаскин и мн. др. Сюда из Александрии прибыла многогрешная Мария и здесь из великой грешницы она стала великой святой – преподобной Марией Египетской: пример покаяния и свидетельство, что нет греха человеческого, который превышал бы милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Помню, чудо было. Когда здание школы при храме еще только строили, приезжает самосвал с кирпичами. Рабочие начинают их уже выгружать. А батюшка маме моей вдруг и шепчет: – Денег нет… – (они у него могли и быть накануне, но если у кого-то была нужда, он и отдать их мог какой-нибудь семье погорельцев…). Рабочие кирпич уже выгружают… А батюшка смотрит по сторонам. Вдруг на двор заруливает прямо с заносом другая машина. Весьма представительского вида: – Что у вас тут случилось?! – буквально выкрикивает кто-то, распахнув дверцу, и вдруг появляется во весь рост очень красивая, вся из себя разодетая женщина. – Представляете, – батюшка разводит руками, – кирпич привезли на строительство, а денег нет… – помню, как тогда еще на него рабочие тут же обернулись. – А сколько надо? – уточняет та. Батюшка называет сумму. А она: – ?!! – достает какой-то сверток, – Я ровно эту сумму ехала пожертвовать совершенно в другой монастырь! – а потом, уже вручив, объясняет: – Как будто в какой-то тонкий сон провалилась – и слышу, точно знаю, что это голос Божией Матери: «Езжай в Сергиев Посад, в храм Петра и Павла». Я и храма-то такого не знала… Вот и приехала спросить: что у вас тут стряслось? А батюшка улыбается: – Спасибо-спасибо, – Божией Матери он как раз и взмолился! И так постоянно у него всё на стройках да реконструкциях храмов и двигалось. Пресвятая Богородица и святые не оставляли. Нужно вот только начать с этого момента жить по-новому… Максим Алексеевич Назаренко : – Когда-то, около десяти лет тому назад, я приехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, с желанием жить под покровом игумена земли Русской Сергия, а также под присмотром и моего святого, преподобного Максима Грека. Я совершенно не представлял, что меня ждёт. Благочинный лавры принял меня и после обстоятельного разговора сказал: – Вчера у нас отошёл ко Господу дежурный храма, в котором совершает чин исцеления больных и одержимых злыми духами людей архимандрит Герман. Будешь работать в этом храме вместо покойного дежурного. Если бы я приехал на пару дней позже или раньше, то, несомненно, получил бы другое послушание и никогда не столкнулся так близко с отцом Германом. Но Господь, видимо, решил сделать мне подарок, и наступили три самых удивительных года моей жизни.

http://pravoslavie.ru/133996.html

поиск:   разделы   рассылка Сергей Фирсов Символ первой революции За целый век фигура Георгия Гапона не утратила противоречивости Источник:  НГ-Религии Сто лет назад, 10 апреля (28 марта по старому стилю) 1906 г., в пригороде Санкт-Петербурга был убит Георгий Гапон – самый известный священник начала XX века. История всегда персонифицирована. Нам проще и естественнее говорить " это было при Николае II " или " это случилось при Сталине " . Ассоциативный ряд (у каждого, разумеется, свой) выстраивается благодаря именно таким свойствам нашей памяти. Первая русская революция также имеет исторический символ, свою " персону " . Этот символ – священник Георгий Аполлонович Гапон, православный клирик, волею обстоятельств и личных талантов оказавшийся во главе рабочего движения столицы. Вождь " кровавого воскресенья " 9 января 1905 г. питерские рабочие вышли на мирную демонстрацию, чтобы подать царю заранее подготовленное прошение ( " петицию " ). В петиции, составленной не без помощи " интеллигентных оппозиционеров Его Величества " , говорилось о мерах " против невежества и бесправия русского народа " , " против нищеты русского народа " , " против гнета капитала над трудом " . В ней также выдвигались требования созыва Учредительного собрания, выбранного всеобщей, тайной и равной подачей голосов. По мнению марксистского историка М.Н. Покровского, петиция носила " внеклассовый или всеклассовый характер " . " Рабочим принадлежал не текст петиции, – подчеркивал Покровский. – Для них важна и понятна была только ее основная мысль – уничтожение произвола и бесправия, гнет которых рабочие чувствовали сильнее, чем кто бы то ни было другой " . Чем закончилась манифестация – известно: день 9 января стал первым днем русской революции. Вождем " кровавого воскресенья " , его героем и в то же время жертвой оказался священник Георгий Гапон. Почему же именно за ним пошли рабочие, почему они ему доверяли? Ведь даже большевики вынуждены были признать, что в начале 1905 г. " у Гапона по малой мере в пять раз было больше рабочих, чем в партии " . Однозначные ответы здесь неуместны. Однозначен только факт: трагический день 9 января сделал священника исторической личностью, обессмертил его.

http://religare.ru/2_28575.html

Слава Господу! Н.С. 8 июня 2016, 19:35 К истории 3. История не очень подходящая. Бабушек не пустили на клирос в Светлый праздник... Зачем же так? От их экспериментов устал батюшка?? Верится с трудом... Может быть следовало это взвесить, прежде чем соглашаться ехать. читательница сайта 8 июня 2016, 16:11 Какие торжествующие искренней радостью о помощи Божией рассказы!Спасибо! Поделюсь мнением своим о певчих бабушках. О,да.Петь умеют немногие. Но те, кто принимают участие в пении церковном, душой стремятся к Богу, а это и бабушки, и дедушки ,в том числе, и школьники, и студенты, и рабочие, и преподаватели. Хотелось бы, чтобы более обращали внимание батюшки на свой приход, показывая и предлагая петь всем, особенно на Пасху. Я вспоминаю рассказ моей бабушки, она уже умерла, но говорила мне когда-то так о своих односельчанах: " На Пасху в церкви мы все пели, батюшка отец Иван любил, чтобы все пели на Пасху! " раба Божия Тамара 8 июня 2016, 11:14 Прекрасные рассказы, чудо Господне является по искренним намерениям нашим...В этом году Великий Пост и Пасха у нас совпали с затяжным ремонтом в доме. Все распихано по коробкам, то и дело из комнаты в комнату перемещаем...ничего не найдешь. На Страстной недели рабочие перешли в кухню. Я освободила комнату, все вынесла в спальню и коридор... в Великую среду уезжали на соборование, вернулись в Великий Четверг вечером (ближайший храм от нас -в 170 км - в другом городе). Устали, беспорядок, всю Великую Пятницу рабочие работают в кухне...Ну, думаю - без куличей в эту Пасху будем...немного расстроилась, но говорю перед сном - " Значит такая воля Божья " . А утром встала - бодрая, отдохнувшая и давай тесто ставить - к вечеру готовы куличи и прочее, сама освятила как могла. Мой муж еле дождался Пасхального утра, куличами разговеться! Слава Богу за все! раб Божий Алексий 8 июня 2016, 09:59 Хорошие истории. Особенно близки истории Маргариты и Елены - случается подобное. Ольга 8 июня 2016, 09:11 " Их будничный певческий состав – местные бабушки, которые поют по-своему, и батюшка порядком устал слушать их эксперименты, но за неимением профессионального штата (деревня эта находится за 200 км от города) должен терпеть. И вот, в самый торжественный и праздничный день в году ему захотелось отдохнуть от своих голосов и пригласить «городских» " . Зачем так бабушек опустили? Оперные эксперименты " городских " , которые сейчас почти повсеместно - вот это на самом деле ужас.

http://pravoslavie.ru/94064.html

Из 400 000 католических служанок более половины живут в больших городах. Сюда нужно присоединить еще массу приказчиц. О женщинах заботятся «Вокзальная миссия», «Charitas Verband», «Союзы приказчиц» и другие, но для мужчин пока сделано очень мало. Одни рабочие живут в деревне и лишь работают в городе. Удовлетворить их религиозные нужды сравнительно легко. Это должен сделать их приход, а от соблазнов в городе их должны избавить профессиональные католические организации. Другие работают всю неделю в городе и домой попадают лишь в праздники. О них, об их квартирах и содержании должен заботиться католический рабочий союз. Но всего опаснее положение нанимающихся на лето, и не в деревнях, а главными образом в городах, особенно работающих на постройках. Ежегодно десятки тысяч таких рабочих весной уходят в город и возвращаются в деревню только осенью. Все священники, в приходах которых есть такие рабочие, знают, каким опасностями они подвергаются. Квартиры их ужасны. В одном большом городе средней Германии в первом этаже помещались непотребные дома, а во втором и на чердаке, квартиры рабочих. Для молодых ремесленников у нас есть профессиональные организации, но для молодых чернорабочих у нас пока еще ничего не сделано. Нужно бороться прежде всего с религиозным одичанием уходящих на заработки крестьян. Позаботиться об этом прежде всего должен и родной приход, особенно местный священник. Всякому уходящему на заработки нужно давать книжку с указанием предстоящих ему опасностей и средств борьбы с ними в союзе со своим новым пастырем и католическими организациями. Для этой цели особенно пригодны «Народные письма», издаваемые Народным союзом. Затем воспитание молодых людей должно предусматривать те опасности, которым они подвергаются в городе, и сделать из них убежденных, твердых характером католиков. Но главная работа должна происходить там, куда переселяются рабочие. Во многих больших городах, например, в Ганновере, Дортмунде, Мюнхене уже устроены с этою целью попечительства. Нужно устроить везде, где много пришлых рабочих, центральные комитеты, которые должны бы их регистрировать и заботиться об их духовных нуждах 7 . Они должны знакомить рабочих с пастырскими и благотворительными учреждениями, привлекать их к вступлению в профессиональные католические союзы, убеждать их выписывать католические газеты, ходить в католические читальни и, наконец, устраивать для них дома (Heim). Сделать это необходимо потому, что отхожими промыслами занимается главными образом католическая часть населения Германии и католическая церковь всего более теряет членов вследствие недостатка попечения о таких рабочих. Это не только социально-благотворительная задача, а и своего рода миссионерская деятельность. Мы несем крупные жертвы на миссию среди язычников, и так и должно быть. Но не будем забывать и о миссионерстве в нашем собственном отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

– Бог в помощь! — говорит провожающий нас монах, входя в новое отделение мастерских. Никто и не посмотрит, работают. Только монах-хозяин молча поклонится. Стоят у станков и богомольцы: пришли «Бога ради», по обету, — потрудиться на монастырь. Кто они? Питерские рабочие, «все превосходные мастера-специалисты». Глазам не верю: питерские рабочие… мастера?! А как же, все говорили т а м… на сходках в университете, что питерские рабочие самый оплот в политической борьбе за..? А вот, и они — «во имя», во имя Божие. Я вижу лица, хорошие, светлые, русские, родные, человеческие лица, добрые, вдумчивые лица. Ни злобы, ни раздражения, ни «борьбы». – И подолгу работают? – Да разное бывает… бывает, что и на месяц остается, а то… душой охватит, войдет в него благостное, понравится ему святое дело, он и на полгодика останется. А бывает, что и совсем останется, избранные которые, призваны. А это уж как Господь. Человек человеку рознь. У одного души во плоти больше, она и покорит плоть. А вот монахи-хозяева — все первейшие мастера с питерских заводов, самые мозговитые, знатоки. А как работают-то… до кровяного пота. Потому что — во имя Божие. «Что нам лениться? мы для Бога, мы уж на то пошли своей волей!» — слыхал я на Валааме часто. А там… Смотрим водопровод, спускаемся в бесконечную глубь земную. Вода поднимается насосом на тридцать сажен. С пролива Монастырского видна гранитная высоченная скала. Прорвали ее порохом монахи, устроили в ней водопровод. Те самые Валаамские монахи, крестьяне больше, которые за всенощным бдением в темных углах собора, припав к каменным плитам, смиренно перебирают четки, творят Иисусову молитву. – Сто сорок две ступени… — шепотом говорит монашек. Мы внизу, в небольшой каморке из кирпичей. Стены сочатся каплями. В полу — «окно», закрытое решеткой. – Не угодно ли заглянуть, ладожская водица плещется… не бойтесь, не глубоко, саженьки четыре только… в граните этот колодезь прорван. Сажени на две от берега ведет воду из озера труба… а отсюда машиной поднимаем. Я встаю на колени, наклоняюсь, гляжу в глубину колодца: черная глубина, вода.

http://predanie.ru/book/69587-staryy-val...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010