И будетъ на Руси благочестие, якоже и прежде». Он же возбнувъ, прииде в чювство, возрадовася и, шед, повда архимариту Дионисию, еще тогда живу сущу. И нын убо сия мню, яко того ради тогда сему священноиерю Иванну гласомъ Димитрий и Василий Великий купно с Сергиемъ объявленъ бысть за всю Рускую землю в молебниках, нын же паки на его памяти сему священнику Федору архимарита Дионисия бысть явления. Довдавшу же ся мн нын, яко храмъ брусяной чюдотворца Димитрия Селунскаго былъ преже разорения в Троицкомъ монастыр у церкви каменые Сергия чюдотворца, еже есть на воротех по лвую сторону олтаря, на всходе против лствицы. А розобрану сказывают та церковь в осадное время, и та церковь стала в забытии 572 и до схъ мстъ. А что пред нимъ инокъ свщу носяше, и то знатно есть: той ученикъ его Дорофй, егоже крпкое житие самъ архимаритъ еще в живот своемъ свидтельствоваше. 20 . О проявлении о житии святаго Дионисия В ныншнемъ же во 7159-м году случися мн на Москв на Троицкомъ Сергиеве подвории у Богоявления в монастыри 573 побесдовати Пречистые Богородицы чюдотворного ея образа Казанского с протопопомъ Иваномъ Нероновым, 574 и между прочими глаголании воспомянувъ мн той о житии сего преподобнаго архимарита Дионисия, хотя, у меня взявъ, яже писана бысть о немъ, положити пред самодержцемъ. Мн же о семъ неудоволившуся и глаголахъ ему, еже написано быша вчерн, а исправити набло недостигшу времени. Паче же в размышлении мноз бывшу ми, бояся от преподобнаго, да не вмсто благости, яже от него, нчто постражу, винамъ достойная, дерзости ради своея, воспоминая его крпкое житие и потове трудов его благочестивыхъ; и людемъ благочестие учителя своего проповдую, а свое житие в небрежении препровождаю. И в сицевыхъ сомнниих с Москвы съехавшу ми во обитель преподобнаго Сергия въ болшой монастырь. И в тыхъ днехъ повда мн сея же великия обители слуга, именем Никита Кучинъ, 575 о немже и в прежнихъ повстяхъ глаголанно бысть: Апрля, де, въ 7 день нощию во сн видитъ к себ пришедша человка незнаема, и вручивъ ему грамоту да образы складни, глаголя ему, что архимаритъ Дионисий сия к теб послалъ, а веллъ теб ихъ отдати келарю Симону, и словом, де, веллъ келарю изговорити: «Вскую спшитъ келарь Симонъ житие мое писати, все, де, мое архиморичье житие будетъ ему вдомо».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и два его слова: (Крит.-биогр. заметка)//ПО. 1880. Т. 3. 11. С. 495-517; Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов мон-рь. Вильна, 1888; Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI - нач. XVII в. Каз., 1898. С. 397-399; Mamepiaлu до вивчення icmopiï укр. лim-pu. К., 1959. Т. 1: Давня укр. лim-pa: доба фeoдaлiзмy - до XVIII ст./Упоряд.: О. i. Бiлeцьkuй, Ф. Я. Шолом; Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. слов. К., 1960. Т. 1: Давня укр. лim-pa (XI-XVIII ст.); Грицай М., Микитась К., Шолом Ф. Давня укр. лim-pa. К., 1989; Левшун Л. В. Некоторые принципы использования текстов Свящ. Писания в «Казанье на Преображенье» Леонтия Карповича//Начало: Сб. работ молодых ученых/ИМЛИ. M., 1990. С. 79-91; она же. Apxiмahдpыm Ляbohцi Kapnobiч: Старое i новае ricmopыi 1998. 7. С. 65-77; она же. Леонтий Карпович: Жизнь и творчество. Мн., 2001; Саверчанка i . В. Старажытная naэзiя Бeлapyci: XVI - 1-я палова XVII ст. Мн., 1992. С. 150-164; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Мн., 1992; Wagilewicz J. D. Pisarze polscy rusini: Wraz z dodatkiem pisarze aciscy rusini. Przemyl, 1996; Гicmopыя беларускай лimapamypы XI-XIX Мн., 2006. Т. 1: лimapamypa XI - 1-й паловы XVIII стагоддзя. С. 565-571; naэзiя Bялikara княства XVI-XVIII ст./Уклад., прадм. i камент.: А. У. Бразгунова. Мн., 2011. С. 548-587. Л. В. Левшун Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2463471.html

Лит.: Описание церквей и приходов Минской епархии. Мн., 1879. Вып. 9: Новогрудский у.; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Мн., 1990р; он же. (Aфahaciй (Мартас)). Матэрыялы да ricmopыi Беларускай Церквы. Жыpobiцы, 2004; Л. Дзяцeлabiцki манастыр//Памяць: Лyhiheцki раён. Мн., 1995. С. 82-88; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002; она же. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Рос. империи: Пересоздание наследия. М., 2010; Bялikae Княства Энцыкл.: У 3 т./Гал. рэд.: Г. П. Мн., 2005-2010; Киприанович Г. Я. Ист. очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве. Мн., 2006; Новогрудской епархии - 690. Жировичи, 2007; Шафорост С., прот. Наиболее почитаемые иконы Божией Матери в Новогрудской епархии: Дипл. соц./Минская ДС. Жировичи, 2008; Artemiusz (Kishchanka), biskup. Historia prawosawnej diecezji Grodzieskiej w latach 1921-1939: Dis. Warsz., 2012; Зубко В., свящ. Церк. жизнь на территории совр. Гродненской епархии в 1945-1991 гг. Гродно, 2013; Горны А. С. Cihoдзik пацярпелых за веру i Царкву Хрыстовую Гродзенскай enapxii: ХХ ст. Гродна, 2014. Протодиак. Георгий Пшенко Католичество На территории Н. и С. е. действуют более 10 католич. костелов, к-рые входят в 3 деканата Гродненского диоцеза: Новогрудский, Слонимский и Дятловский. Главным католич. храмом края является Преображенский костел в Новогрудке, построенный в 1740 г. При храме в 1929-1943 гг. существовала община конгрегации Сестер Святой Семьи из Назарета (назаретанок). Одиннадцать монахинь этой общины, включая настоятельницу Аделю Мардосевич, были расстреляны фашистами 1 авг. 1943 г. В 1991 г. останки сестер были перезахоронены в боковой часовне Преображенского костела, в 2000 г. Римский папа Иоанн Павел II причислил их к лику блаженных. Также в костеле находится католич. Новогрудская чудотворная икона Божией Матери. До 1831 г. в Новогрудке действовал монастырь францисканцев, закрытый после польского восстания. Монастырский костел, построенный в 1780 г., в 1846 г. был преобразован в правосл. Никольский собор, в наст. время являющийся кафедральным собором Н. и С. е. В 1709-1773 гг. существовал Новогрудский иезуитский коллегиум, имевший с 1713 г. филиал (резиденцию) в Слониме.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

По произнесении этой краткой речи священник вручил образ вмч. Георгия начальнику батальона, полковнику И. Л. Беленченко, а тот передал назначенному в поход с батальоном майору Б. В. Циклинскому. Нужно видеть, с каким восторгом принят был образ великомученика! «Ребята! – сказал майор Циклинский, воздвигая перед очами воинов св. образ. – Ребята! Вот кому нас поручила св. Церковь . Это наш собрат – воин. Он знает веру и труды воинов. Всюду с ним! Умрем с ним!» Воины наперерыв бросались к св. иконе, со слезами лобызали ее, прикладывали к голове своей, падали на колена перед ней. При конце Литургии, после многолетия Благочестивейшему Государю и всей Его Августейшей фамилии, Христолюбивому воинству и всем православным христианам, священник осенил воинов животворящим крестом и дал каждому по просфоре, вынутой о здравии. С умилением воины принимали этот святый дар, целовали и завертывали в чистые платки, чтоб нести его с собой. – Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его, – пел хор певчих, когда воины подходили ко кресту. Когда уже кончилась божественная служба, долго в храме еще молились воины с коленопреклонением, со вздохами, со слезами, и тихо поодиночке шли в казармы. В казармах, среди обширного чистого двора приготовлен был тверским купечеством сытный обед для войска, а от комиссионера винного откупа, царскосельского купца Π. И. Черкасова, отпущено безденежно 20 ведер водки. Владимирский священник благословил трапезу, потом, с чаркой в руке, сказал: «Здоровье Батюшки-Царя, который зовет вас, братцы!» – Ура! – грянули воины, что силы есть. – «Ваше здоровье, ребята! Дай Бог вам всего, всего доброго! Смотри, ребята: Бога любить, Царю служить, Честно жить, Умирать – не тужить! – Слушаем, отец наш, – грянуло снова войско. За священником начальник батальона и все офицеры вместе с испр. должность тверского полицмейстера И. Н. Петровск им, выпили по чарке водки, причем И. Н., движимый усердием и любовью к воинам, пожертвовал по фунту говядины на каждого для их обеда на следующей станции железной дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Если хотим уйти из семьи, нарушить то, что связано Господом, устроить свою жизнь так, как вот сейчас захотелось, – чье это дело? – Воина добра, или воина зла? Если хотим покончить со своей жизнью, – все равно по каким причинам, – хотим уйти с фронта борьбы, – чье это дело? – Воина добра, или воина зла? Если вызываем какие либо недоразумения, ссорим, осуждаем других, или вообще не слушаем слова Божия и наставлений священника, ответственного за нас перед Богом, – чье это дело? – Воина добра, или воина зла? С этой точки зрения должны мы решать все вопросы нашей личной жизни. Совесть подскажет нам ответ. И если мы поймем, что все мы участники величайшей борьбы добра и зла, и если решимся стать на сторону добра и быть с его воинами, то мы должны помнить, что с нами такая сила, которую никто не сможет победить. Эта сила – Сам Бог. “С нами Бог и никто же на ны.” И нам только нужно черпать из источника этой силы. А источник этой силы – Святая Церковь с ее таинствами. Из этого источника должны пить все воины добра, все воины Христовы, потому что этот источник есть источник жизни. А без него – грех, разврат, гибель, смерть. Мы, воины добра, мы, воины Христовы, как и все воины, можем получать ранения, спотыкаться, падать; но мы, не можем уходить от борьбы, быть предателями добра. Мы должны всегда помнить, что в Церкви и ее таинствах, особенно же в Святых Христовых Таинах мы имеем для себя неисчерпаемый источник непобедимой силы. Сокровище Представим себе, что есть сокровище, которым мы можем обеспечить всю нашу жизнь, сделать ее счастливой и радостной. Как мы потрудились бы, чтобы раздобыть это сокровище! Кроме трудов, согласились бы ради него и на разные жертвы и лишения. Жизнь духа, общение с Богом, духовная жизнь есть величайшее в мире сокровище, которым человек обеспечивает себе всю жизнь здесь и за гробом; сокровище, которое доставляет человеку и в бедности и в богатстве, и в болезни и при добром здравии, и с друзьями и в одиночестве, доставляет величайшее счастье и радость.

http://azbyka.ru/propovedi/nemnogo-o-mno...

Старообрядец. Но патриарх Иосиф так уставил, чтобы вместе с преклонением колен преклонять и главы? Православный. Хотя патриарх Иосиф и напечатал, чтобы преклонять и главы с коленами; но он и того обычая, чтобы стоя на коленах молиться, нигде не отметал и нигде не порицал, а паче из-за сего обычая от Святой Церкви не разделялся, и потому его пример не может служить для вас оправданием. Старообрядец. Воины, ругаясь Спасителю, падали пред ним, прегибающе колена: не значит ли подражать им, прегибая колена для молитвы? Православный. Воины, ругаясь Спасителю, и царем Его нарицали: неужели и нам нельзя теперь нарицать Его царем, потому что воины сим именем называли Его, ругаясь? Воины, падая пред Спасителем на колена, засвидетельствовали сим, что преклонение колен составляло тогда высший вид почтения, воздаваемого царям и другим высоким лицам; они только обратили этот знак почтения в издевательство над Христом, которого считали не истинным, а самозваным царем. Итак, напрасно вы указываете на пример воинов в оправдание вашего неправильного понятия о молении на коленах. Но вот послушай и еще сказанное в Евангелии ( Лк. 45 ) о некоем юноше, что он, «пришед ко Христу и поклонься на колена Ему, вопрошаше Его». Ужели, по-вашему, и сей юноша совершил образ поругания над Спасителем, поклонься на колена пред Ним, за что и сам Спаситель не осудил его? И если из того, что воины прегибали колена пред Спасителем, ругаясь Ему, вы заключаете, что всякое поклонение на колена есть поругание тому, пред кем поклоняемся, то будет по-вашему, что и всякое лобзание есть предательство, ибо Иуда лобзанием предал Сына Божия, – что нельзя поэтому совершать положенное в церкви по уставу целование святого Евангелия и святых икон. Вот до каких странных понятий может довести вас ваша вражда ко Святой Церкви! Удержите себя от сей вражды и все рассуждайте беспристрастно: тогда и отверзутся очи ваши, тогда вам явится Святая Церковь чистой ото всех, вами возводимых на нее, обвинений. Старообрядец. Зачем, на Троицкой же вечерне, вместо того, чтобы читать молитвы обратясь на восток, в новоисправленных книгах положено читать их, обратясь лицом на запад? Ведь в православной Церкви должен быть обычай молиться на восток, а не на запад, как о том свидетельствует святой Иоанн Дамаскин .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В это время господствовало языческое нечестие и многие, тайно служившие Господу, были открываемы богоненавистными и принуждались к той же погибели. Тогда в городе Илиополе был наместником Диоген, ревнитель скверных богов, усерднейший их служитель и гонитель отказывающихся от поклонения идолам. Он хотел взять за себя в замужество вышеупомянутую царскую дочь Геласию, на что был согласен, пока находился в неверии, и отец ее, Аврилиан. Когда же он был просвещен святым крещением, то не захотел отдать ее за неверного мужа, если только он не примет христианской веры. Скоро Аврилиан скончался, и Геласия, боясь, что насильно будет взята Диогеном, убежала, как было сказано, в монастырь святой Евдокии, но никто не знал точно, где она скрылась. Носился только слух, что скрывается где-то у Евдокии. Наместник Диоген послал пятьдесят воинов взять Евдокию, как христианку, для расследования. Когда воины шли за ней, Господь явился ночью Евдокии и сказал: — Дщерь Евдокия! Бодрствуй и стой мужественно в вере. Пришло для тебя время исповедать Мое имя и прославить Мою славу. Приблизился подвиг, который ты совершишь. Вот сейчас нападут на тебя люди, страшные, как звери, но ты не смущайся и не ужасайся, потому что Я буду с тобою близким спутником и крепким помощником во всех твоих подвигах и трудах. Когда видение окончилось, воины ночью перелезли через монастырскую стену. Преподобная, узнавши об этом духом, вышла к ним и спросила: — Что вам здесь надобно? Кого ищете? Воины схватили ее и спрашивали об Евдокии. Она обещалась предать им Евдокию, если только они на малое время освободят ее. И, придя в церковь, она взошла в святой алтарь, открыла ковчежец с Пречистыми Животворящими Христовыми Таинами и, взяв часть сей великой святыни, скрыла у себя на груди. После этого она вышла и сказала воинам: — Я — Евдокия, возьмите меня и ведите к пославшему вас. Они взяли и повели ее с собою. Была безлунная и темная ночь, и вот явился светлый и прекрасный юноша, неся перед ней свечу и освещая путь. Это был ангел Господень, видимый только Евдокиею, а воины ни его, ни света не видели. Воины хотели посадить Евдокию на осла, но она не пожелала и сказала:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Распятие Иисуса и двух разбойников Поставлено было три креста, из которых средний был крест Иисуса Христа. Приступая к исполнению ужасного злодеяния, воины сняли с Него одежды, приподняли на крест, распростерли руки и стали прибивать их гвоздями. Кровь полилась из ран на землю, но никто не услышал ни стона, ни вздоха; слышно было только, как Христос молился за Своих распинателей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают . Другие воины распинали в то же время разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону; и сбылось (говорит Евангелист) предсказание Пророка Исайи: и к злодеям причтен . Надпись на кресте Иисуса Ко кресту Иисуса, выше головы Его, прибили воины составленную Пилатом надпись: Сей есть Царь Иудейский (Л к. 23, 28). Написано это было на трех языках: еврейском (арамейском), греческом и римском (латинском); и поступил так Пилат для того, чтобы и иностранцы, съехавшиеся к празднику в Иерусалим, могли прочесть, что распят Царь Иудейский, чтобы могли понять, как евреи поступают со своими царями. Прочтя эту надпись, первосвященники поняли, что Пилат зло надсмеялся над ними, и потому сейчас же отправили к нему некоторых из своих единомышленников сказать: «Зачем ты написал — Царь Иудейский? Напиши то, что Он Сам говорил; напиши так: Я Царь Иудейский (Ин. 19, 21) тогда всякий поймет, что Он так называл Себя, но что мы не признавали Его своим Царем». Пилат не мог простить первосвященникам, что они довели его до рабского подчинения их упрямству, и потому теперь резко ответил им: «Не ваше дело вмешиваться в мои распоряжения! Что я написал, то так и останется написанным!» Воины делят одежды Иисуса Когда осужденные были распяты, воины взяли одежды Иисуса и по установившемуся обычаю стали делить их между собой. По свидетельству Иоанна, делили одежды на четыре части, из чего следует, что воинов, распинавших Иисуса, было четыре. Всех воинов было, конечно, значительно больше, но другие, вероятно, были заняты распятием разбойников и охраной их, а остальные — поддержанием порядка на месте казни. Верхнюю одежду Иисуса разодрали на четыре части, а нижнюю, хитон, не стали разрывать, потому что в нем не было швов, он был весь тканый; и согласились бросить о нем жребий, чтобы узнать, кому он достанется. Так и поступили. И в этом исполнилось пророчество Давида: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21, 19).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Евдоксия Память 6 сентября Святой Евдоксий жил в царствование Диоклетиана, жестокого гонителя Церкви Божией. Сей император издал нечестивое повеление, запрещающее в его империи поклоняться Единому Истинному Богу и требующее воздавать честь, подобающую Богу, немым бездушным идолам. По обнародовании сего повеления, многие из верующих бежали в пустыни и горы, предпочитая лучше жить там со зверями, нежели в городах с беззаконными людьми. Точно так же множество из сановных и знатных людей оставили свои должности и жилища и скрывались в неизвестных местах. Одним из таких был и воинский начальник Евдоксий, верный раб Иисуса Христа; он, оставив свою должность, скрылся с женою и детьми от нечестивых, чтобы избежать царского гнева. Между тем его всюду искали воины, посланные правителем Мелитины, пред которым святой Евдоксий был оклеветан. В одном месте воины, встретив Евдоксия одетого в бедную одежду, спросили, не знает ли он, где находится начальник войска Евдоксий. Святой, уразумев, что его ищут для предания на мучение, сказал им: – Пойдемте ко мне в дом, вкусите моего хлеба и отдохните от дороги, – и тогда я покажу вам Евдоксия, ибо я знаю, где он скрывается со своими домашними. Воины согласились и пошли к святому мученику. Евдоксий, приняв их, хорошо угостил и потом объявил им, что он – тот самый, кого они ищут. Воины, удивленные таким поступком святого, отвечали: – Ради твоего благодеяния не возьмем тебя, а пославшему нас скажем, что долго искали, но не нашли тебя; ты же скройся, чтобы кто другой не узнал и не объявил о тебе. Воины собирались уже уйти, но святой удержал их, говоря: – Подождите меня, братия, и я пойду с вами; не подобает мне больше скрываться, ибо Сам Бог зовет меня на мученический подвиг, чтобы и я был исповедником и свидетельствовал о Его святом имени. А если бы хотел Бог, чтобы я не был открыт, то не только вы не встретили бы меня на пути, но даже и не были бы посланы искать меня и мне бы не пришлось встретиться с вами; всё случившееся есть знамение Божия благоволения, чтобы я пострадал за Него даже до пролития крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При этом Аврелиан приказал воинам убить св. мученика не на сухой земле, но в болоте, чтобы не удостоить его погребения, но чтобы его съели птицы, гады и звери. Воины повели св. мученика к берегу реки Секвана (Сены), чтобы в прибрежном болоте совершить казнь. Во время пути св. мученик молился Господу, чтобы Он не попустил его телу остаться в болоте, но повелел идти ему через реку и там на сухой земле излить кровь свою. Вдруг очи воинов помрачились, так что они не могли видеть мученика; он же в это время перешел через глубокую реку на сухой берег, взошел на гору и благодарил Господа. Воины же, не видя св. мученика, удивились и пришли в ужас. Боясь царского гнева. Они стояли в недоумении и рассуждали между собою о праведнике: «велик Бог того человека, Который невидимо избавил его от нас» – говорили одни; «нет, это был не человек, а привидение» – говорили другие. В это время одна женщина, переплывшая реку, услышав разговор воинов и их печаль, указала им место, где был св. мученик. Воины переплыли на лодке реку и стали принуждать св. мученика к идольским жертвам; но святой ответил им: «я не поклоняюсь бесам, а только единому истинному Богу, и не боюсь смерти, потому что мы – христиане ожидаем получить вечную жизнь от Христа, Бога нашего, и с любовью и усердием умираем за Него». Воины обнажили мечи; св. мученик помолился Господу и был усечен. Воины далеко бросили голову св. мученика от его тела и удалились. В то время на той горе жили два престарелых нищих христиан; они, увидя кончину св. мученика, скрыли св. тело и главу мученика, потом вечером сказали пресвитеру Евсевию, который, пришедши с диаконом Ливерием, взял тело мученика и похоронил его по христианскому обычаю. Мощи св. Патрокла находятся в Соесте, в Вестфалии (Четьи-Минеи). Пр. Алипия, иконописца печерского В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича, при игумене Никоне, в Киев прибыли греческие иконописцы, чтобы украсить печерскую церковь . Родители Алипия отдали его учиться иконописанию этим константинопольским художникам; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010