В 1718-м году малярам был положен высший оклад – 12 рублей и 12 четвертей хлеба в год. Кто желал быть на монастырском хлебе, у того вычитали по 10-и денег за день 819 . О прибавке писали прошения, получавшие резолюцию судии Головачева 820 . Чтобы рабочие работали при монастырском строении усердно, им иногда выдавали премию: в 1720-м году выдавали овсяных круп не в счет жалованья 821 . Расчет не всегда производили исправно. Наемный рабочей, плотник, прослуживший в Монастыре более года, жаловался, что ему заплачено «с миру» только за 6 месяцев, при работе «платьем и обувью весьма обносился», да и домашним его «пить и есть стало нечего» и «податей платить нечем» 822 . Конный рабочий продал «от бескормицы» лошадь и был за это бит батогами 823 . С течением времени работы поставлены были таким образом, что при самых работах производилось обучение по специалистами-мастерами учеников. При основании кирпичных заводов были высылаемы рабочие из вотчин «для научения кирпичного дела» 824 . На заводах у гончарного дела работал иноземец и архимандрит Феодосий напоминает из заграницы в 1716-м году «смотреть над учениками, дабы не забыли, чему научились» 825 . На пильной мельнице были рабочие из города Руменя, посадские люди 826 , а у них были «для науки» 3 монастырских служителя 827 . В начале 1719-го года они просили уволить их «в домы их», так как, по их словам, «пильного дела приходить окончание, а 4-х человек монастырских служителей пильному делу они выучили» 828 . В дальнейшее время на мельнице работали уже «выученные Невским коштом мастера» 829 . В кузнице работал Француз 830 . Монастырскому келейнику, по его просьбе, разрешено было в 1719-м году учиться столярному делу 831 . Всем строением Монастыря, как и всего Петербурга, заведовал верховный глава – Петр и его ближайший сотрудник – светлейший князь. Сам Петр выбрал место для Монастыря, утвердил план, указал средства, собрал монашествующую братию, посещал Монастырь. Светлейшего князя прилежно просили о дополнительном наряде рабочих, светлейшему князю объявляли план и рисунки, «как изволить» 832 , светлейший князь, устраивая приезжих монашествующих 833 , приказывал дополнительно построить кельи «для умножения монахов» 834 . «Светлейший Римского и Российского Государств князь и герцог Ижерский, Его Царского Величества верховный действительный тайный советник и над войсками командующий генерал-фельдмаршал и губернатор губернии Санктпитербургской, кавалер святого Андрея и Слона, Белого и Черного Орлов и подполковник от Преображенской лейб-гвардии и полковник над тремя полками Александр Данилович Меншиков» 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

9:13-14), по слову апостола. Праздники Для общественного богослужения, как и вообще для служения Богу и для покоя в Боге, назначены воскресные и праздничные дни. Даже независимо от религии, человеческое общество должно понимать, что необходимо назначить на неделе такой день, в который трудящиеся могли бы отдохнуть и восстановить силы. Христианская Церковь, узаконив воскресные и праздничные дни, оказывает благодеяние человеческому роду также и в экономическом отношении: щадит рабочие силы людей и дает им возможность успешнее работать. Отдохнув в праздник, человек будет крепче чувствовать себя в продолжение недели. Узаконением праздничных дней оказывается благодеяние и семейной жизни. Известно, что глава семейства, несущий известную службу в обществе или, вообще, заботящийся о пропитании своего семейства, часто вынужден большую часть времени проводить вне своего семейного очага; потому весьма важно, чтобы хоть один день в неделе он имел возможность провести в кругу своего семейства. Но главное назначение христианских праздников состоит в освобождении человека от земных забот и суеты и в возвышении его в область его вечного назначения. Потому-то праздники служат прообразом будущего покоя в Боге всех верующих в царстве блаженных; они предобразуют то субботство, о котором говорит ап. Павел в послании к евреям (Евр. 4:9). От праздников исходит благословение и на рабочие дни. Шесть дней работы с Божиим благословением значат больше, чем семь дней работы без Божьего благословения. Праздники есть как бы солнце, освещающее и согревающее рабочие дни недели, и даже самые трудные и мрачные из них делающее облегченными и просветленными. Заповедь о праздновании одного дня в неделю ясно выражена в десятословии: помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них все дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:8,9,10). У христиан последний день недели, субботний - в память завершения дел творения, заменен первым днем, т.е. воскресным, в память совершения искупления нашего Христовой смертью и воскресением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

– Мы хотим вас предупредить, что завтра на работу не выйдем, но просим не считать это забастовкой. Этот день мы вам отработаем в воскресенье, а пока патриарх будет с нами, мы работать не будем. Ошеломленное начальство растерялось и на репрессивные меры не решилось – с рабочими считались. На следующее утро на вокзале появилась увитая зеленью арка, а по всему пути рабочие стояли шпалерами и при проезде патриарха становились на колени. После богослужения они его обступили, прося остаться еще на один день и служить в церкви, считавшейся фабричной. Святейший остался и просьбу их выполнил. Перед его отъездом рабочие объявили, что никому своего отца они для обратного пути не доверят, взяли лучший фабричный автомобиль и сами отвезли патриарха из Серпухова в Донской монастырь”. (Вестник культуры, Париж, 1937, с.8.) В Петрограде в 1923 г. именно в рабочих районах (на Васильевском острове, в Гавани, в Московско-Нарвском и Выборгском районах) было особенно заметно движение в пользу патриарха Тихона. В селе Смоленском, исключительно рабочем районе, обновленцам не удалось водвориться ни в одном храме, примерно так же обстояло дело на Охте. “Тихоновским” было все крестьянство и вся городская беднота (прислуги, приказчики, мелкие ремесленники). Неверно также указание на то, что нэповская буржуазия поддерживала патриарха Тихона в Петрограде (с января 1924 г. он стал называться Ленинградом). Дело обстояло как раз наоборот: здесь главной цитаделью обновленчества являлись церковь Спаса на Сенной и Андреевский собор посещавшиеся в основном, торговцами с Сенного и Андреевского рынков. Ситный рынок поддерживал Введенскую церковь которая также являлась обновленческой. Таким образом, следует подчеркнуть, что “тихоновщина” в основном опиралась на демократические слои населения и не последнюю роль “тихоновщине” играли рабочие. Косвенным подтверждением народного размаха, который носило движение патриарха Тихона, явилась реорганизация обновленческого раскола. Обновленчество очнулось от глубокого обморока, в который повергло его освобождение патриарха, лишь через месяц – в конце июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизменным спутником и сослужителем архиепископа Петра был архимандрит Иннокентий (Беда). Человек тихий и кроткий, он был ближайшим помощником архиерея. Его архиепископ посылал в Саровский монастырь за нотным акафистом преподобному Серафиму, который стал затем служиться в Воронеже каждую среду. Сразу же по приезде в город владыка пришел в административный отдел. Объяснил чиновникам, что он назначен в Воронеж правящим архиереем и приехал, чтобы принять на себя управление епархией. Затем попросил, чтобы административный отдел зарегистрировал его как официального главу Воронежской епархии. В ответ ему было сказано, что власти его не знают, не признают, дела с ним не имели и не желают иметь. Они, как представители рабоче-крестьянской власти, считаются только с волей рабочих и представителей верующих. Старец Нектарий Оптинский , к которому архиепископ Петр обращался за советами, передал ему: если дело так и дальше пойдет, архиепископу не избежать ареста.После такого ответа властей верующие рабочие сами принялись за хлопоты по легализации епархиального управления, возглавляемого архиепископом Петром. Несколько раз рабочие ходили к председателю исполкома Шарову и настоятельно просили зарегистрировать епархиальное управление. Административный отдел в конце концов разрешил провести общегородское собрание верующих, которое должно было заслушать декларацию архиепископа и избрать членов епархиального управления. ОГПУ потребовало от архиепископа повлиять на рабочих, чтобы они не собирали делегации и не ходили к председателю исполкома; взамен ОГПУ обещало в вопросе о регистрации архиепископа договориться с властями. Насколько это было возможно, он просьбу эту исполнил. Обстановка в городе становилась все более накаленной: несколько раз архиепископ Петр получал письма с угрозами, были случаи, когда в него с крыши бросали камнями. В конце концов рабочие предложили учредить охрану архиерея, которая сопровождала бы его на улице и оставалась ночевать у него в доме на случай провокации. Архиепископ мало верил в эффективность охраны, разве что от мелких провокаций, но не мог отказать верующим в праве защищать главу епархии. Владыка был благодарен людям за их заботу и всегда вечером, прежде чем лечь спать, спускался в прихожую узнать, накормлены ли они, и благословить их на ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Правильный ответ: всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллиона кирпичей. На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию. Правильный ответ: всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллиона кирпичей. На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию. Правильный ответ: всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллиона кирпичей. На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию. На каком языке проходят службы в Ново-Валаамском монастыре? Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси На славянском На русском На финском На греческом Новый Валаам — самый известный православный монастырь в Финляндии. В 1939 году во время советско-финской войны монахи Валаамского монастыря эвакуировались в Финляндию, привезя с собою монастырские святыни, иконостас, утварь, библиотеку, и создали православную обитель. Позднее к ним присоединились общины Печенгского и Коневецкого монастырей. Пока живы были русские монахи, богослужения проводились на церковнославянском. На сегодня братию монастыря составляют этнические финны и богослужение ведется на финском языке. Новый Валаам — самый известный православный монастырь в Финляндии. В 1939 году во время советско-финской войны монахи Валаамского монастыря эвакуировались в Финляндию, привезя с собою монастырские святыни, иконостас, утварь, библиотеку, и создали православную обитель. Позднее к ним присоединились общины Печенгского и Коневецкого монастырей. Пока живы были русские монахи, богослужения проводились на церковнославянском. На сегодня братию монастыря составляют этнические финны и богослужение ведется на финском языке.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/raskrojte-t...

«В 8 – 9 верстах от Казани, – повествовалось в нём, – находился пороховой завод. В страшный 1905 год, в год первой революции, рабочие взбунтовались на этом заводе. Одного из 8 директоров злодейски убили – под влиянием красной пропаганды. Рабочие взорвали одну бочку пороха. На окраине Казани окна в домах, обращённые к пороховому заводу, полопались. Такая была страшная сила взрыва! Владыка Андрей сел верхом на своего коня и бесстрашно, рискуя жизнью, помчался на завод. Там его встретила разъярённая, разнузданная толпа. Бунтовщики стали осыпать Владыку ругательствами, насмешками. Он встал на каком-то возвышении и кротко ждал, пока утихнет безумная толпа. В него бросали комки грязи, огурцы, гнилые яблоки. Владыка спокойно стоял и смотрел на толпу и только молился. Толпа стала понемногу затихать. Чудом Божиим водворилась тишина. Владыка заговорил и стал увещевать бунтовщиков. И люди слушали его и с изумлением глядели на него, бесстрашного, спокойного. Говорил так, что они его заслушались, этого «долгополого монаха», как только что его называли. Краткими, но сильными словами Владыка привёл дикую толпу к раскаянию. Люди поняли, какой они совершили великий грех , убив неповинного своего директора. Рабочие освободили директоров и принялись за работу. С почтением провожали они Владыку, когда он возвращался в свой Спасский монастырь. От прежнего буйства и следа не осталось! Вот как, с Божьей помощью, владел владыка Андрей душами человеческими!» 8 Допуская, что пересказанный эпизод вполне может содержать некоторые исторические неточности, тем не менее, нельзя не признать, что сей поступок архимандрита Андрея вполне соответствовал его решительной натуре и исповедуемым взглядам. В противовес лозунгу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» архимандрит Андрей выдвинул свой лозунг – «Пролетарии русские, соединяйтесь!» (который в более широком значении сам же переформулировал, как «Православные русские люди, соединяйтесь!» и «Православные, объединяйтесь!»), противопоставив лицемерному антихристианскому «партийному» социализму «христианский социализм (церковно-приходскую общину)» (иными, его же, словами – «истинный, русский нравственный социализм» или «настоящий русский церковный социализм»).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

6. Внутренняя миссия и общественные движения начала XX века 6.1. Деревня, город, завод В связи с модернизацией российского общества на историческую сцену выходили новые общественные силы, с которыми миссионерам раньше не приходилось сталкиваться. Теперь Церкви предстояло научиться проповедовать промышленным рабочим, быт которых сильно отличался от крестьянского. Одновременно с этим было необходимо вести диалог с интеллигенцией, имеющей огромное влияние на различные слои населения. В России начала XX века культуры трех основных сословий – крестьян, горожан и дворян, существенно отличались друг от друга. Крестьянство (в 1913 году – 80% населения) в основном сохраняло традиционную систему ценностей, мировоззрение дворянства и интеллигенции (2% от общего числа населения) близко системе ценностей современного гражданского общества, а городские сословия (18%) занимали промежуточное положение. 587 При этом купцы, мещане и ремесленники в той или иной степени тяготели к традиционному обществу, а промышленные рабочие, оказавшись вне привычного социума, не имели традиционных устоев, а потому легко воспринимали любую проповедь – от сектантской до революционной. 6.1.1. Церковь и «рабочий вопрос» Рабочий вопрос относился к числу наиболее обсуждаемых в начале века тем. Это было связано как с экономическими и социальными проблемами заводского быта, так и с тем, что антиправительственная пропаганда среди рабочих велась очень широко. Многие публицисты понимали, что организованные выступления рабочих могут привести к серьезным беспорядкам. Пришедшие в город и поступившие на завод крестьяне оказывались в ситуации, когда деревенские привычки уже стали неактуальными, а новые еще не сформировались. При этом жизнь рабочих была очень тяжелой. Люди, живущие в заводских общежитиях и работающие по 1012 часов в сутки, действительно нуждались в помощи. Состояние их здоровья было значительно худшим, чем у крестьян. 588 Организовать отдых фабричных рабочих в воскресные и праздничные дни было невозможно. И дело здесь было не в стремлении фабрикантов увеличить продолжительность рабочей недели, а в том, что отдыхающие рабочие представляли собой серьезную опасность для общественного спокойствия. В дни отдыха у них не было никаких занятий, кроме пьянства. Если крестьянин в свободные дни имел возможность заниматься домашним хозяйством, ловить рыбу, ходить за грибами и т.д., то фабричные рабочие не могли в условиях города организовать свой досуг. Яркое описание пролетарского праздника содержится в докладе инженера М. Ковальского, прочитанном в 1896 г. на Четвертом всероссийском торгово-промышленном съезде:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4 мая 1907 года Никольская церковь была освящена, в ней стали проводиться службы. Церковь была огорожена не высоким забором, построенным из кирпичных столбов с двускатным железным покрытием, соединённых между собой металлическим зарешеченными пролётами. Вход на территорию церкви осуществлялся через двое ворот: со стороны школы и со стороны сельской улицы. Службы в Никольской церкви велись до 1938 года. Во времена НЭПа крестьяне зажили хорошо, у них появились деньги. Прихожане решили колокола установить в северной главе церкви. Нанятые рабочие пробили свод в алтарной части и устроили проход в главу. Сделали помост клироса, на нём установили лестницу, ведущую наверх. В главе закрепили дубовые балки, к которым подвесили колокола. В этом же году покрасили зелёной краской поржавевшие купола. В 1938 году в Сасовском районе повсеместно закрывались церкви, священников арестовывали и сажали в лагеря. Закрыли на замок и Никольскую церковь. Сняли с иконостаса иконы и убранства, сложили всё в кучу, устроили в церкви зерновой склад. Колокола снимали летом 1938 года рабочие из Сасова. Никольскую церковь разобрали на строительный материал в 1956 году, колхоз имени Ленина планировал из кирпича построить в Истлееве четырёхрядный коровник. Церковь ломали нанятые рабочие из Сасова. Кладка церковных стен была выполнена из крепкого кирпича на качественном известковом растворе, поэтому разбирать стены по кирпичу - не получалось. Отделить кирпич от кладки не удавалось, приходилось стены ломать большими блоками и на земле с помощью ломов и кувалд разбирать по кирпичу, при этом много кирпича раскалывалось на куски. Битый кирпич и строительный мусор грузили на самосвал и Жучков Александр Филиппович (1938-2002) отвозил его к реке, где им укрепляли берег, засыпая междубревенчатой стенкой и обрывом. Берег засыпали от прогона Марфы Калиновны до пристани " Голубой Дунай " . Нынешние жители Устья, как и их предки, не один год ждали, когда в их селе вновь будет достроен храм. Для сельского прихода это значимое событие, потому что одним из инициаторов восстановления храма в с.Устье являлась прихожанка - преподаватель воскресной школы Анна Ивановна Осинкина. Многие прихожане, покупая " кирпичики " , помогали в восстановлении этого храма.Новая, просторная и светлая церковь в 2016 году была достроена, 3 сентября, в день памяти апостола от 70-ти Фаддея, епископ Касимовской и Сасовский Дионисий совершил чин Великого освящения и Божественную Литургию в Никольском храме.

http://sobory.ru/article/?object=45180

В лагере безбожников действительно все неблагополучно. С одной стороны они победно гремят в трубы, а с другой – должны отказаться от услуг даже сектантов, которые были в свое время признаны и поддержаны в качестве средства разложения Православной Церкви. Сектантство, пользовавшееся большим снисхождением безбожников, развернулось в духовную силу и увеличивает то духовное возбуждение, которое особенно помогает росту православия и, что самое неприятное для безбожников, исповеднический характер православия весьма влияет и соблазняет сектантов. В результате и сектанты объявлены врагами («Слово» 25. 37). Не все благополучно и на международном форуме. 11-го февраля 1937 года предположено было созвать в Москве мировой конгресс безбожников. Вместо конгресса центральный совет СБВ за подписью Ярославского должен был жирным шрифтом на страницах советских газет напечатать, что сообщение зарубежной печати «о мировом  конгрессе безбожников в Москве – очередная антисоветская выдумка наших врагов» («Слово» 17. 37). Весь этот сумбур вызывает полное уныние у безбожников и на задаваемые вопросы: «что делать?», «Комсомольская Правда» отвечает: «Терпеливо разъяснять вред религиозных воззрений («Слово» 13. 37). Глава СВБ Ярославский никакой терпеливости проявлять не желает. В своей статье в «Антирелигиознике» он приводит ряд потрясающих для него фактов. На заводе «Фрезер» в Москве были большие прогулы в дни религиозных праздников. 4% председателей религиозных общин в Горьковском (Нижегородском) крае рабочие. В Петрозаводске в составе церковных «двадцаток» преобладают рабочие. В Иркутске, в тихоновской общине Преображенской церкви, из 866 женщин 40% работницы. Молодежи в ней около 80 человек. Рабочие Ивановской области в иных общинах затрачивают на нужды церкви по 120 тысяч рублей в год. Предполагалось, что пионеры будут оказывать влияние на религиозных людей; оказывается, по словам Ярославского, «там, где есть религиозные люди, там и дети воспитываются в религиозном духе». «Гудок» разсказывает любопытныя сведения об огромном селе Лещиновка, где проживает 2.000 железнодорожников Полтавского узла и свыше 1.000 рабочих. Когда церковь в Лещиновке потребовала ремонта, уполномоченные церковники в несколько дней собрали 35.000 рублей, а когда для красного клуба потребовалось 1.000, так их так и не собрали. Возле станции Бригадирская Ленинской жел. дороги находится село Иловай-Рождественское, где живут преимущественно железнодорожники. Совсем недавно в нем отремонтировали церковь на средства, собранныя среди последних. На станции Ромашково Западной дороги один из проводников раздобыл Евангелие и регулярно устраивает чтение Слова Божия, собирая вокруг себя детей и женщин. Во многих местах железнодорожники поют в церковных хорах («Слово» 37. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пажитнов К. А. Положение рабочего класса в России [В 3 ч.]. СПб.: Новый мир, 1906. Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. Панкрат Т. В. Обшественно-приходская благотворительность Москвы (1864–1917 гг.): Финансовый аспект//Вестник Московского государственного университета. Сер. 8: История. 2010. 4. С. 48–54. Панкрат Т. В. Приходские попечительства Москвы: Возникновение и особенности организации (1864–1917 гг.)//Российская история. 2010. 2. С. 111–128. Паламарчук П. Сорок сороков [В 4 т.). М.: АО «Кн. и бизнес», 1995. Пашенцев Д. А. Приходские попечительства в России в XIX веке//Ученые записки МГСУ. 1996. Вып. 1. С. 141–146. Персии, М. М. Атеизм русского рабочего. М.: Наука, 1965. Полищук Н. С. Обычаи и нравы рабочих России//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917/РАН. Отд-ние истории. Ин-т рос. истории. СПб. филиал; Калифорнийский ун-т в Беркли (США) и др.; Редкол.: Потолов С. И. (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ " », 1997. С. 114–131. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев: Вехи политической биографии. М.: МАКС Пресс, 2010. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев, Святейший Синод и архиереи в 1881 – 1894 гг.//Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1994. 4. С. 22–34. Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М.: РОССПЭН, 2004. Поспеловский Д. В. На путях к рабочему праву. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1987. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Постников С. П., Фельман М. П. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900–1941 гг. Федеральное архивное агентство России; Российский гос. архив социально-политической истории. М.: РОССПЭН, 2009. Пречистенские рабочие курсы. Первый рабочий университет в Москве/Сост.: Е. М. Чемоданова, С. И. Аралов, К. Ф. Лемберг. М.: Изд. и тип. изд-ва «Моск. рабочий», 1948. Публичная народная читальня в чайной Первого московского общества трезвости за 1897 г. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010