Богом Он не сделался, но был; а стал плотью, чтобы, Кого не вмещало Небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы Питающий все принял младенческую пищу от Матери – Девы. Для того Отец будущих веков не чуждается объятий Девы, как грудное Дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов. Ныне и волхвы пришли, сделав начало удаления от мучителя, и Небо хвалится, указывая звездой своего Владыку, и Господь, восседая на легком облаке Своего тела, стремится в Египет, по-видимому избегая козней Ирода, а на самом деле исполняя сказанное Исаией: В тот день, – говорит он, – Израиль будет третьим у Египтян, а у Ассириян (будет) благословленным на земли, Которую благословил Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой, который в Египте и который в Ассирии, и наследие Мое – Израиль ( Ис. 19:24–25 по LXX). Что говоришь ты, иудей? Ты, первый, стал третьим? Египтяне и ассирияне поставлены прежде, а первородный Израиль считается после? Да – и справедливо. Ассирияне будут первыми потому, что они первые поклонились Ему чрез волхвов, и египтяне за ассириянами, потому что и они приняли Его, бежавшего от козней Ирода; израильтяне же считаются последними, потому что уже после выхода из Иордана они признали Его чрез апостолов. Он пришел в Египет и потряс сделанные руками истуканы египетские не без причины, но потому, что некогда запечатлел жилища египетские истреблением первородных. Поэтому ныне пришел Он, как Первородный, чтобы прекратить плач, вызванный древней скорбью. А что Христос называется первородным, об этом ныне свидетельствует евангелист Лука, когда говорит: и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:7 ). Впрочем, по краткости времени, я хочу здесь окончить свою речь, и окончу ее здесь, присовокупив, каким образом Он, будучи безстрастным Словом, стал плотью, причем естество Его осталось неизменным. Что же я скажу или о чем буду беседовать? Я вижу плотника и ясли, Младенца и пелены, Рождение от Девы, лишенное всего необходимого, все в бедности, все в нищете.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею (Иер.7:24-34). Да, жертвоприношения детей-первенцев, а возможно, не только первенцев, были распространены среди до-пленного Израиля, и именно этот страшный обычай вызывал самое большое негодование пророков. Но самое страшное в этом обычае было то, что соблюдающие его искренне считали, что так заповедал Бог, и что это совершенно искреннее и нормальное благочестие. Так же, как искренне считают люди, приносящие освящать яблоки на Преображение, куличи на Пасху и стоящие в очереди за Крещенской и Богоявленской водой два дня подряд, при этом успевающие еще и нырнуть в прорубь – это проявление истинной веры, без этого религия не настоящая! Но как же милы и смешны и яблочки, и куличи, и даже прорубь по сравнению с долиной сыновей Енномовых, «Геенна огненная» со страшным Тофетом! Действительно, народная вера стала не такой жестокой, какой она была тысячелетия назад… Та народная вера, с которой боролись пророки и которую не разделяли настоящие верующие, не преклоняющие колена перед Ваалом (3 Цар. 19:18), называется в науке «народный яхвизм» и заключается в том, что под именем ЯХВЕ, Бога, открывшегося Моисею в купине, Бога Авраамова, Бога, спасшего Израиль из Египта, народ поклонялся разным местным божествам ханаанской земли, искренне считая, что это и есть настоящая вера, и ничего ненормального тут нет. Эту веру разделяли и ближайшие родственники и соседи иудеев, хананеи, очень близкие к ним по языку и обычаям, и практически неотделимые от них, и жители Угарита, и финикийцы, жители Тира и Сидона, которые, будучи торговцами и мореходами, освоили побережье Северной Африки, острова Сицилию и Сардинию и побережье Пиренейского полуострова.

http://pravmir.ru/zachem-detey-prinosili...

Лк.2:6 . Бысть же, егдá быста тáмо, испóлнишася дние родити éй: Лк.2:7 . и роди Сына своегó пéрвенца, и повит егó, и положи егó в яслех: Занé не бе им места во обители. (Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.) Роди (родила) Сына Своего и пр. «Пресв. Мария, безсеменно зачавшая, безболезненно родила небесный плод; человеческая помощь оказалась ненужною при рождении непорочною Девою Того, Кто пришел исцелить всякий недуг и всякую язву в людях. Сама Пресв. Богородица спеленала родившегося от Нея Вожественного Младенца, Сама служила Ему, и из людей один только благочестивый старец Иосиф удостоился присутствовать при таком событии». (Филар. Киев.). Сына Своего первенцапервородного. Это слово не показывает того, что будто бы у Пресв. Богородицы были еще дети, потому что первенцем мог быть и единственный сын. «Иисус Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий брата» (Феоф.). В Евангелии упоминается о братьях Иисуса Христа ( Мф.12:46–47 . Мк.6:3 и др.), каковы: Иаков, Иосия, Симон и Иуда, и даже о сестрах; но те были не родные, а названные, т. е. дети Иосифа от умершей жены его (Григ. Двоесл., Кирил. Алекс. и др.) или даже двоюродные. Повит (спеленала) Его приготовленными уже пеленами. Положи Его в яслех и пр. Иосиф и Мария по своей бедности, при многочисленности собравшихся также для записи, не нашли удобного места для себя в гостинице или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. Местом рождения Христа Спасителя была, как говорит предание, одна из пещер, которые находились в горах Вифлеемских и служили, как и изгороди в полях и оврагах, для загона скота в зимнее и дождливое время. По древнему преданию, в пещере находились вол и осел, чтобы показать исполнение пророчества Исаии: вол позна стяжавшего его, и осел ясли господина своего; Израиль же не позна своего Спасителя и людие Его не разумеша (1:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В то время, как Израильтяне, совершенно готовые к выходу, ели своего пасхальнаго агнца, Египет постигла десятая и последняя казнь. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» 531 . «Как река (прежде) наполнялась первенцами Еврейскими, так (теперь) гробы египетские наполнились первенцами египетскими» 532 . «И встал Фараон ночью... и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы... И мелкий, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите........ И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему; и обобрал он Египтян. И отправились сыны Израилевы» 533 из Египта. – «Израильтяне справедливо сделали, что унесли с собою египетские сосуды: это было малою платою на их великие и безвозмездные труды в пользу Египтян» 534 . С другой стороны, так как «всё исшестве народа из Египта, по устроению Божию, было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви », то «в них (т.е. в Евреях) предуказаны мы, которые должны были (обратившись из язычества) потом через чужое служить Богу» 535 . Так рассуждает Св. Ириней, Епископ Лионский, разумея под словом «чужое» всю языческую культуру, всю цивилизацию, весь, наконец, жизненный комфорт и обстановку, которые остаются при человеке и по его обращении из язычества и, помогая ему в земной жизни, содействуют его служению Богу, подобно тому, как из похищенных Евреями сосудов были сделаны потом принадлежности скинии 536 . Получив от Фараона разрешение оставить Египет, Евреи, под управлением Богоизбранного вождя своего Моисея, отправились из земли Гесем 537 и на третий день своего пути достигли Чермного моря 538 , которое, благодаря бывшему там чуду, стало купелью веры во всемогущество, премудрость и благость Иеговы для нового, только что вышедшего из недр возрастившего его египетского рабства, народа Еврейского. По отношению же к новому Завету, чудесный переход Израиля через Чермное море прообразовал собою таинство крещения. «Море, говорит Бл. Феодорит, уподобилось купели, облако –благодати Духа, Моисей – иерею,. жезл – кресту, прошедший море Израиль – крещаемым, а преследовавшие Египтяне представляли собою образ демонов, сам же Фараон служил изображением диавола» 539 . – Переход Евреев через Чермное Море был последним актом великой драмы освобождения народа Божия из-под ига египетского. Со вступлением на противоположный берег моря, для Израильтян настаёт заря новой, самостоятельной, жизни. Путешествие Евреев от Чермного моря до горы Синая. Синайское законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

1602 Невозможность обойти заполненные водой пространства здесь явно сопоставляется с тем, что сам Бог уже не будет обходить человечество стороной. Ср.: «И больше не сотворят зла, и больше не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо наполнится вселенная ( σμπασα) знанием Господа, как вода большая покрывает море. И будет в тот день корень Иессеев, и восстанет, чтобы возглавить (ρχειν) народы, на него народы будут уповать, и будет покой его честью» ( Ис 11:9–10 ). 1603 Вероятно, в пер. первоначально было местоимение как бы в речи от первого лица, но со временем оно превратилось в Последнее превращение показывает, кто считался субъектом этой речи: это те «приближающиеся» (γγζοντες), которые не получают никакой пользы от тех, кто в Сионе, как от апостатов и беззаконников. МТ читает просто – как противопоставление Но LXX понимают это «приближение», очевидно, в связи со страной, которую должны будут увидеть, согласно ст. 17, те, кто вначале «услышат издалека». Поэтому и огонь горящий здесь, вероятно, надо понимать не столько в смысле продолжения темы наказания, сколько как сигнальный огонь, т.е. «светильник», зажженный в Иерусалиме, на который должен обратить внимание этих «дальних», или «возвестить» им о нем, Праведник. 1604 Метафоры огня вводятся в стт. 11–12. Пер. нашего ст. с МТ выглядит следующим образом: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» (Син). Такой же пер. дает РБО. 1606 Син: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне (), и скорбеть, как скорбят о первенце». В Септуагинте переведено точнее: «Воззрят на Меня ( ) о Том, Которого пронзили». При этом слово могло быть само истолковано в значении «возлюбленный», или же вместо него читалось . Существенно то, что об этом Возлюбленном поднимает плач весь Израиль, но отдельно называются четыре дома: Давида, Нафана, Левия и Симеона, которые соответствуют аристократическому, пророческому и священническому сословиям. Таким образом, каждое из них имеет повод оплакивать Возлюбленного, «как скорбят о первенце». Это служит подтверждением для сказанного выше о несословном (или всесословном) восприятии Мессии, сочетающего в себе царское, пророческое и священническое достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

15Потом он благословил Иосифа, призвав благословение на сыновей его, такими словами: Бог, Который был Пастырем моим от рождения моего до сего дня, 16Ангел, избавлявший меня от всех бед, да благословит этих отроков! Моим именем им предстоит называться и именами отцов моих Авраама и Исаака. Да будет многочисленным потомство их на земле!» 17Иосиф подумал, что отец ошибся, возложив свою правую руку на голову Ефрема, поэтому он взял руку отца, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии. 18«Не так, отец мой, – сказал он, – ибо этот первенец, возложи правую руку на его голову». 19Но отец его отказал ему. «Я знаю это, сын мой, – возразил он, – я знаю, что и от него произойдет народ и он тоже станет великим. Но всё же его младший брат превзойдет его, и потомство того – целый сонм народов ». 20И благословил он их в тот день и сказал: «Когда благословить кого–либо захотят в Израиле, «Да уподобит тебя Бог Ефрему и Манассии!“» Так он поставил Ефрема выше Манассии. 21Затем Израиль сказал Иосифу: «Дни мои сочтены, но Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших. 22 И тебе, сверх того, что получат братья твои, я даю горный склон , который отвоевал я у амореев мечом и луком своим». Будущее сыновей Иакова в предсказаниях их отца 49 Созвал Иаков сыновей своих и сказал: «Сойдитесь вкруг меня, я возвещу вам о том, что ждет вас в дни грядущие . 2 Собравшись вместе, сыны Иакова, послушайте, послушайте отца своего Израиля! 3Рувим, первенец мой, сила моя, первый плод моей зрелости, в чести и власти своей ты братьев своих превыше! 4Неудержим ты, как стихия водная, коли лег ты на брачное ложе отцовское и его осквернил. На мою постель возлечь он посмел! 5Симеон и Левий, одного духа братья! 6В умыслах их не хочу быть участником и к сборищу их да не буду причтен они в приступе гнева мужей убивают, 7Гнев их да будет проклят, ибо жесток он, и ярость их, ибо она беспощадна; и сыновья отца твоего пред тобой в покорности склонятся. 9Иуда – лев молодой, ты только что над своею добычей стоял, сын мой,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таким образом, Книга Бытия показывает характеристику первенцам: это может быть и убийца, это может быть и разбойник, это может быть и злодей, это может быть и прелюбодей. В системе истолкований Ветхого Завета любое понятие воспринимается по первому употреблению этого термина в тексте, рассматривая его контекст. Например, винопитие. Где впервые упоминается винопитие? В связи с Ноем, который напился, разделся догола и без памяти лежал в шатре. Или, например, сказано, что когда у одного левита родился ребенок – будущий Моисей, – то ребенок был «очень красив» (дословно: «хорош» ) ( Исх.2:2 ). А где это слово – «хорош» впервые встречается в Библии? Когда говорится, что «увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» ( Быт.1:4 ). И по первому упоминанию даже о каком-то термине мы определяем, почему родители сказали, когда Моисей родился, что он «хорош»? – Комната наполнилась светом. И если мы говорим о первенце, а первенец – это Израиль, еврейский народ, то Книга Бытия дает уничтожающую характеристику всем первенцам. Каин – убийца, Измаил – разбойник, Исав – злодей, а Рувим – прелюбодей. « Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. Сыны Симеона: Иемуил и Иамин… » (см. Быт.46:8–25 ). И дальше перечисляются имена сыновей Иакова и их детей, их потомков. Надо сказать, что Книга Исход начинается с повторения всех этих имен: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим…» ( Исх.1:1 ). Эти слова можно перевести так: «Вот имена, которые вошли в Египет». Само еврейское название Книги Исход – «Шмот» – означает «Имена». Почему можно сказать, что имена пришли в Египет? Это связано с тем, что имя любого человека отчасти определяет его судьбу. Особенно если имя дается в пророческом озарении, как имена своим детям давали Рахиль и Лия. И эти имена потом являлись характеристикой для всех потомков в каждом колене. И когда в Книге Исход говорится, что «имена пришли в Египет», это не значит, что люди не пришли, а пришли только открытки с их именами – конечно, нет. Но здесь очень важно, что в имени заложена была концепция того, что с ними произойдет. И то, что они сформировались как нация из двенадцати колен – это означает: из двенадцати имен. Важно и то, что, сохранив еврейские имена, они не нарушали своей национальной идентичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если искать символ греха евреев перед их Богом, то на эту роль больше подходит поступок Рувима, взошедшего «на ложе отца» ( Быт.35:22, 49:4 ). К предпочтению этого образа подводят следующие существенные основания. Известно, что в библейской традиции отношения отца с сыном обычно выступают в качестве символа отношений Бога и человека, причем символа в самом богатом значении – не только как образного приема, раскрывающего общность черт тех и других отношений, но как знака реального присутствия элементов сыновства и отечества в богочеловеческом союзе. Потому выражение «сыны Божии» применяется уже в Ветхом Завете не только к ангелам, но и к человекам ( Втор.14:1 ; Пс.72:15 ). В Новом Завете о сыновнем призвании человека говорится уже непрестанно. О внутренней связи поединка Иакова и его отношений с отцом мы будем говорить дальше. Здесь важно отметить те черты противостояния «отец-сын», которые существенно отличаются в случае Иакова и Рувима. Во-первых, Рувим – первенец Израиля, как Израильпервенец Бога «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын мой, первенец мой» ( Исх.4:22 ). Поступок Рувима и его последующее отвержение связывает, таким образом, тему «отцов и детей» с едва ли не самым распространенным библейским мотивом – мотивом духовного минората (главенства младшего брата над старшим вопреки установленному порядку). В бесконечной череде отверженных или умаленных в своих правах первенцев (Каин, Арам, Измаил, Исав, Рувим, Манассия и т.д.) и возвышении младшего сына (Иафет, Исаак, Иаков, Иосиф, Ефрем, Давид и т.д.) содержится пророчество дивное и богатое смыслом. О том, какое отношение оно имеет к историческим судьбам Израиля, недвусмысленно говорят слова Спасителя о приходящих «от востока и запада, и севера и юга» возлечь на ложе Авраама, о последних, которые будут первыми, и первых, которые будут последними ( Лк.13:28–30 ), а также притчи о злых виноградарях ( Матф.21:33 ), о брачном пире ( Матф.22:2 ). Первенец Бога – Израиль по плоти, – символом которого служат первенцы патриархов, отвергается, уступая свои права «детям обетования» ( Рим.9:8 ), сонму язычников, обратившихся в христианство . Таково древнее христианское понимание символики минората. «Сбылось, – восклицает митрополит Иларион, – благословение, ибо старейшинство Манассьино левицей Иакова благословлено было, а Ефремово младенчество – десницей. Хоть и был старше Манассия Ефрема, но благословением Иаковлевым стал меньшим. Так иудейство, хоть и прежде было, но благодатью христиане возвысились» (7, 155–156). Таким образом, Иаков по своему положению младшего брата, обретающего впоследствии права первородства, символизирует в своей личной судьбе скорее Израиль духовный, чем исторический.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poedino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010