В последнем смысле данное выражение употребляется только по отношению к Мессии и означает божественную природу рожденного Сына Божия. Мысль о сыновстве по благодати употреблялась в Священном Писании Ветхого Завета прежде всего по отношению к народу Израилеву , который состоял с Господом в особых отношениях: Господь вывел его из Египта, дал ему независимость и самостоятельность, заключил с ним Завет 283 . Поэтому уже в начале непосредственного окормления Израиля Господом, а именно – при освобождении из египетского плена, Господь называет Израиль Своим сыном: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израилсын Мой, первенец Мой (МТ: , «бни бэкори исраэл», в кумранских рукописях текст утрачен)» ( Исх. 4:22 , см. также следующий стих). Исходя из понятного своим современникам выражения, Давид обращается к членам собрания Израилева в 28-ом псалме: «воздайте Господу, сыны Божии ( , «бэне элим», LXX: υο θεο), воздайте Господу славу и честь» ( Пс. 28:1 , текст из Нагал Гевера 5/6HevPs совпадает с масоретским). К этой же категории относится выражение «сыны Всевышнего» ( , «бэне элеон») из рассмотренного ранее псалма 81-го, принадлежащего современнику Давида Асафу. Пророк Осия говорит от имени Господа: «когда Израил был юн, Я любил его и из Египта воззвал сына Моего» (МТ: , в кумранских текстах стих утрачен, Ос. 11:1 ). У пророка Иеремии встречаем провозглашение отцовства Господа: » Я – отец Израилю (МТ: , то же в кумранском тексте 4QJer c ) и Ефрем – первенец Мой» ( Иер. 31:9 ). В книге Исаии образ отцовства Господа к Его народу используется в покаянных главах 63–64: «Только Ты – Отец наш ( ); ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш» ( Ис. 63:16 ), " но ныне. Господи, Ты – Отец наш ( ); мы – глина, а Ты – образовател наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Последний стих хорошо иллюстрирует, что пророк понимал отцовство Господа как творческий акт образования и последующей особой опеки верного Ему народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Вот здесь возникает очень интересная деталь. Исаак хочет передать свой статус патриарха Исаву, первенцу еврейской нации, через возложение рук. Но сам Исаак разве получил такое благословение от Авраама? Нет! Он не получал такого благословения от Авраама! Почему? Потому что Исаак был благословлен Самим Богом! Господь Сам говорил, что Он благословит Исаака ( Быт. 25:11 ). А здесь, когда Исаак потерял зрение, и духовное, и физическое, он не знает, кого же Бог благословляет из двух: первенца ли? Еврейский народ – люди, которые первые исповедовали веру в Единого: «Шма Исраэль, Адонай элокейну, Адонай эхад» – «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Вот первенец Бога! Сказано: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос. 11:1 ) Это – тоже о еврейском народе, который, действительно, как первенец на заре, как нация в начале пути, как птица на взлете… Почему? Исав – добытчик, он может расставить сети, поймать, приготовить, доставить дичь, для таких людей нет такого понятия, как дефицит – это тоже некоторая характеристика, которая подсказывает, почему еврейский народ оказался неспособным принять Мессию. Они просто были заняты сами собой. В отличие от Исава Иаков выжидает, когда будет Божье благословение – он не покидает шатер, находится рядом с отцом и матерью. А вот Ревекка боится, она напугана, что Исава могут поставить патриархом: она знает жестокий нрав его! Он мог вести себя хорошо перед отцом, он имитировал некие духовные знания, но от матери трудно что-то утаить. И вот здесь мы вдруг начинаем понимать, что Ревекка не потеряла пророческий дар – жены патриархов обладали пророческим даром, именно в пророческом озарении они давали имена своим детям, которые являлись характеристикой для их последующих действий и поступков. И она говорит: «Исав пошел ловить дичь!.. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе » ( Быт. 27:8 ). Она настойчиво начинает говорить, потому что она опасается, что он не послушается ее, потому что она знает его нравственные качества. Поэтому она говорит: «Сын мой! Я прикажу тебе»!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, обратимся к библейскому значению образа Сына Человеческого, а также Сына Божия. Взглядом библейских пророков узрим ожидаемого и таинственного Сына Человеческого. Понятие Сын Божий первоначально у семитов и, соответственно, в Библии имело сравнительно слабое значение и не означало единосущия с Богом. «Сын Божий» мог означать то усыновление Богом, или божеством у язычников, которое усвоялось царям. Так, о Соломоне говорится Ягве Саваофом: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:14 ), а о Давиде сказано: Он будет звать Меня: Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего ( Пс. 88:27 ). О судьях в Израиле сказано даже и так: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:6 ). И когда Каиафа спрашивал Иисуса на суде: Ты ли Христос (Машиах, Мессия), Сын Божий? ( Мф. 26:63 ), то, конечно же, думал не о единосущии Отцу, а о царстве, ведь и обвинили Иисуса в том, что Он сделал себя царем Иудейским. Язычники, так те просто боготворили своих царей. «Сыном Божиим» назывался и богоизбранный Израиль, как народ. Так говорит Ягве (Бог Еврейский): Израиль сын Мой, первенец Мой ( Исх. 4:22 ). За то, что фараон не отпустил сына Ягве Бога, Первенца, он и его народ лишаются своих сыновей первенцев. И уже в пророческие времена Ягве говорит через Осию-пророка: Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ). Да и всем израильтянам говорится: Вы сыны Ягве, Бога вашего... ( Втор. 14:1 ). «Сынами Божьими» именовались и ангелы. Так, в книге Иова: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Ягве... ( Иов 1:6 ). Или в псалмах: Ибо кто на небесах сравнится с Ягве? Кто между сынами Божиими уподобится Ягве? ( Пс. 88:7 ). Следует отметить, что иногда в Ветхом Завете образ царя, уподобленный сыну Божию, приобретает мессианские черты и даже таинственно предуказывает халкидонское Богосыновство. Например, в Пс. 2, 7 : Ягве сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя, или у Исаии: Ибо младенец родился нам; Сын дан нам... и нарекут имя Ему: ... Бог крепкий, Отец вечности... ( Ис. 9:6 ). Таким образом, остается некоторая расплывчатость и многозначность понятия «Сын Божий» в Танахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Вы видели, говорит Господь, что Я сделал египтянам, и как Я поднял вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушать гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете собственным Моим народом из всех народов. Ибо вся земля Моя. Вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:4–6 ). Как у греков процвели науки и искусства, у римлян образовались законы: так евреи сохранили и дали миру веру в Бога Истинного. Ведом во Иудеи Бог ( Пс.75:2 ): бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его ( Пс.113:2 ): спасение от Иудей есть ( Ин.4:22 ). Ап. Петр слова Моисея о древнем Израиле относит к новому, – к верующим во И. Христа, называя христиан «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Итак, ветхий завет был образом нового. Израиль избран был Богом из всех народов ( Исх.19:5–6 ), как первенец ( Исх.4:22 ), хранить и возвещать миру истины Богопознания и Богопочтения ( Иез.37:27–28 ): христиане – новый Израиль – назначены возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет. 2) Располагали израильтян к чаянию высшей помощи чувством страха ( Гал.4:7–9 . Рим.8:15 ). Для внушения этого чувства Бог повелел Моисею поставить народ кругом Синая в отдалении от горы, запретив даже животным приближаться к ней далее определенной черты, под угрозою смерти: «берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, скот ли то или человек, не останется жив» ( Исх.19:12–13 ). При громе, молнии, в огне, дыму, трубном звуке и землетрясении Господь сошел на гору. Моисей вывел народ в сретение Ему. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и от нее выходил дым, как дым пещи, и вся гора сильно колебалась (ст. 18). «Бог к вам пришел, сказал Моисей народу, устрашенному грозным величием Явившегося, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицом вашим, и вы не грешили» ( Исх.20:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пришел на землю всецело существующий на небесах, и всецело существующий на небе всецело является на земле. Будучи Богом, Он сделался человеком, не перестав быть Богом; будучи безстрастным Словом, Он стал плотью, – сделался плотью, чтобы обитать в нас. Богом Он не сделался, но был; а стал плотью, чтобы, Кого не вмещало небо, Того приняли ясли. Для того Он и положен был в яслях, чтобы питающий все принял младенческую пищу от Матери – Девы. Для того Отец буду­щих веков не чуждается объятий Девы, как грудное дитя, чтобы сделаться доступным и для волхвов. Ныне и волхвы пришли, сделав начало удаления от мучителя, и небо хва­лится, указывая звездою своего Владыку, и Господь, восседая на легком облаке Своего тела, стремятся в Египет, по-видимому избегая козней Ирода, а на самом деле исполняя ска­занное Исаиею: «В тот день, – говорит он, – Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль» ( Ис.19:24–25 ). Что говоришь ты, иудей? Ты, первый, стал третьим? Египтяне и ассирияне поставлены прежде, а первородный Израиль считается после? Да, – и справедливо. Ассирияне будут первыми потому, что они первые поклонились Ему чрез волхвов, и египтяне за ассириянами, потому что и они приняли Его, бежавшего от козней Ирода; израильтяне же считаются последними, потому что уже после выхода из Иордана они признали Его чрез апостолов. Он пришел в Египет и потряс сделанные руками истуканы египетские не без причины, но потому, что некогда запечатлел жилища египетские истреблением первородных. Поэтому ныне пришел Он, как первородный, чтобы прекра­тить плач, вызванный древней скорбью. А что Христос назы­вается первородным, об этом ныне свидетельствует евангелист Лука, когда говорит: «и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк.2:7 ). Впрочем, по краткости времени, я хочу здесь окончить свою речь, и окончу ее здесь, присовокупив, каким образом Он, будучи бесстрастным Словом, стал плотью, причем естество Его осталось неизменным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Быт.35:21–22 . И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами» ( Ин. 5:2 ) в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», – несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства ( Быт. 49:3–4 ). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк – Осия был из колена Рувима. Быт.35:23–26 . Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. С рождением Вениамина исполнилось число сыновей Иакова – 12, почему все они, с указанием деления их по 4 матерям, здесь перечисляются. Замечание, что все они родились в Месопотамии, требует, конечно, ограничения относительно Вениамина, родившегося в Ханаане. Быт.35:27–29 . И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. Иаков со всем своим станом приходит, наконец, к отцу своему Исааку. Последний в это время имел около 167 лет (от бегства Иакова прошло ок. 30 лет, ср. толкование на Быт. 27:1 ), так что смерть его (ст. 28) последовала еще лет через 13, (цифра 167 л. может быть получена и так: Иосиф продан был в Египет в 17 лет, Быт. 37:2, 28 , и до прибытия туда Иакова с семьею жил в Египте около 23-х лет; следовательно, Иакову, во время прихода в Египет имевшему 130 лет, Быт. 47:9 , при продаже Иосифа было около 107 лет; откуда Исааку – 167 л., Быт. 25:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Известно, что только чудо Господа спасло столицу Езекии от Сеннахирима. Нашествие царя ассирийского на Иудею, о котором говорится во 2Пар. 33:11  и которое кончилось пленом Манассии, царя иудейского, было, вероятно, возмездием за неудачу под Иерусалимом. Иосия, сын Амона, считал выгодным для своего государства свести дружбу с царем ассирийским; и, когда фараон Нехао пошел с войском против Ассирии, то царя иудейского невозможно было убедить, что в этом походе нет ни малейшей опасности для царства иудейского. Он преградил – было путь фараону в долине Изреельской, но сам пал в битве с войском египетским. При объяснении речей Иеремии, произнесенных в царствование Иосии, нет нужды излагать дальше историю отношений еврейского государства к Египту и Ассирии, или наследнику последней Вавилону. Из сказанного ясно, как колебался Израиль между Ассирией и Египтом, как он искал помощи у одного из государств, навлекая на себя тем самым немилость другого. Он находился, как говорят, между двух огней. По мысли пророка, он мог бы избегнуть губительного действия обоих этих огней, еслибы не «оставил источник воды живой» ( Иер. 2:13 ), еслибы был твердо убежден в охраняющей его силе Господа, и не хватался сам за обоюдоострый меч то того, то другого языческого могущества. Иер. 2:19 19. Накажетъ т тво, и тво обличитъ т: и увждь, и виждь, ко и горько ти есть, еже оставити м, глаголетъ Гдь Бгъ твой: и не благоволихъ теб, глаголетъ Гдь Бгъ твой. 19. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; и так познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. 19 . Израиль не обращался бы к чужеземной, притом языческой, помощи, если бы он не перестал в Господе видеть свою единственную всесильную помощь. Преступление Израиля состоит собственно не в том, что он обращается к чужеземцам за помощью, но в том, что он обнаруживает при этом недостаток страха Божия. Это отступничество от Господа, это отсутствие страха пред Ним – вот что служит причиной, почему Израиль избранный, первенец Божий, испытывает судьбу, которой заслуживал бы только раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертвы Ваалам и кадили истуканам. LXX: Утром они были отвержены, отвержен был царь Израилев; когда Израиль был младенцем, Я возлюбил его и из Египта вызвал сыновей ею. Когда Я звал их, они уходили прочь от лица Моего приносили жертвы Ваалам и кадили истуканам. Под различными образами выражается одна и та же мысль. Сказав выше ( Ос. 10:7 ): «Самария сделала то, что исчез царь ее, как пена на поверхности воды» , потому что пена и пузыри, плавающие на поверхности воды, быстро исчезают, теперь то же излагает в форме другого сравнения. Как восход зари или рассвет и начало дня, называющееся утром, быстро проходит в промежуток времени между ночью и днем, так что как только оканчивается ночь, то появляется дневной свет; так же быстро исчезает царь Израиля, то есть десяти колен. Затем говорится о тех благодеяниях, которыми Бог осыпал его. Когда он, говорит, был отроком и младенцем и удерживался в Египте, как пленник, Я настолько возлюбил его, что послал раба Моего Моисея и из Египта вызвал сына Моего, о котором в другом месте Я сказал: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх. 4:22 ). И хотя слово «Израиль " употреблено в единственном, однако оно должно быть понимаемо во множественном числе подобно тому, как народ, Ефрем и Иуда в форме единственного числа выражают идею большего числа. Далее напоминает о давних событиях, как Он звал их чрез Моисея и Аарона, которые призывали их выйти из Египта; но призываемые удалились от лица их, обратившись к ним спиною и грубость своего сердца выражая в положении своего тела. Они не ограничились презрением к призывавшим, но приносили жертвы Ваалу и возжигали курения своим истуканам или изваяниям. Мы читаем, что в первый раз они стали служить Ваалу при Ахаве, царе израильском, который женился на Иезавели, дочери царя сидонского, и перенес идола вавилонского и финикийского в Самарию. Таким образом грехи, совершавшиеся в различное время, соединяются в одной речи о том, как они, будучи сначала вызваны из Египта и названы сынами, удалились потом в пустыню от Бога, служа более Веелфегору, чем Богу, а впоследствии стали служить в святой земле Ваалам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Следовало только дать место раскрыться сей вражде во всей богоборной ее силе; и – по поводу сей самой вражды, необходимо должно было совершиться и открыться разделению между языческим миром и Израилем, как совершенно несовместными и противоположными областями – областью богоборного Мира, гибнущего под державою боготворимых Миродержителей тьмы, и областью спасающей человека Божественной любви. Такое разделение между языками и Израилем и продолжалось дотоле, пока не изветшал в Церкви ветхозаветный порядок вещей. С другой стороны, когда Израиль был в крайнем озлоблении и даже в неотвратимой человеческими способами опасности истребления: то, очевидно, что надежда спасения оставалась ему разве в одних заветах любви Божией, наследованных от патриархов. В силу заветов и подвиглась Божественная любовь, дабы извести свой народ «из железной пещи» египетского порабощения и даровать ему своеобразное народное устройство. «Вспомнил Бог завет свой с Авраамом, Исааком и Иаковом», – как обозначает Моисей основание всего дела избавления Евреев от египетского порабощения ( Исх.2:24 ). «Иегова Бог отцов ваших, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев послал меня к вам», – с таким уполномочием явился к Израильтянам Моисей ( Исх.3:15 ). И таким образом, в самостоятельную народную жизнь Израиль, осужденный к естественно-неизбежной гибели, должен был, так сказать, снова родиться от самой спасающей, в обетованном Христе, любви Божией, как и действительно Господь говорил о нем: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх.4:22 ). И сами Израильтяне сознавали и чувствовали это, когда воспели по переходе чрез Чермное море: «Ты ведешь милостью своею народ сей, Тобою избавленный, провожаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей... проходит народ Твой, Господи.... проходит народ, Тобою приобретенный» ( Исх.15:14–16 ). При сем у Израиля все частные обстоятельства и Божественные установления должны были относиться к открытию и устроению сей общественной жизни, воспринимаемой им от самой спасающей, в грядущем Христе, Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Братья Иосифа замыслили зло и хотели убить его. За двадцать сребреников продали его в рабство. Но тем самым возвели его в правителя Египта и через него спасли себя от голода. Зло обернулось добром и спасением. Аман готовил виселицу Мардохею, а драгоценные одежды и колесницу — себе. Иудеям был назначен день их истребления. Но Господь сделал так, что Аман облачил в приготовленные для себя одежды Мардохея, призвал весь город почтить его, а сам повис на виселице, приготовленной им для Мардохея. Назначенный же им день избиения стал днем славы Израиля. Об этой истории повествуется в Книге Есфирь. Человек полагает, а Бог располагает. Сегодня ко Христу, к Иисусу из Назарета, ожесточение в Израиле. Но оно отчасти. Оно пройдет! Обман ложного мессии откроется, и они примут Истинного! Проданный за сребреники, ими распятый — воцарится и их же спасет, подобно Иосифу, спасшему предавших его братьев. И, как в истории Есфири, все обернется наоборот. Что готовилось земному владыке и лжемессии, достанется Небесному и Истинному. Кого хотели убить — прославится. А желавший славы во имя свое будет поруган навечно. И Господь восстановит царство Израилю, Царство вечное. Если русские старцы (преподобный Нектарий Оп-тинский, святитель Феофан Полтавский и другие) говорили о восстановлении святого царства на краткое время в России, то нет ничего невозможного и в том, что в последнее время Господь восстановит и святой Израиль...  И бу дет в тот день, остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова... возложат упование на Господа Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному (Ис. 10: 20-21), — предсказывал пророк Исаия. Ведь если бы Израиль так и достался антихристу, то хотя бы на этом (да еще каком!) участке победил ди-авол. Первенец Божий 23 оказался бы не Богу принесенным, а погублен, как в Египте. Но нет! Победит Господь! Он начал со времен Авраама и Моисея спасать Израиля — и не бросит, но довершит. Спасет! Весь Израиль (в остатке) спасется 24 . .Восстанавливается библейский Израиль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010