Кажется, он был для него даже и «вместо Бога»: потому что Христос, как человек, был под законом и соблюдал заповеди Моисеевы. Он обрезан был в восьмой день по рождении и сделал взнос дидрахмы, вместе с другими, хотя и был свободен по естеству, как Сын. Он вкушал также и пасху, хотя опять Сам был истинным Агнцем, вземлющим грехи мира (Ин. 1:29). В этом смысле и говорится, что Моисей был для него в «вместо Бога» (Исх. 4:16) . А что Израиль имел не веровать и самим чрез Христа совершаемым Божественным знамениям, на это мог предуказывать пример Моисея который не веровал описанным чудесам. Посему образ Моисея мы переносим и на израильтян, поелику они призваны чрез него и детоводимы были данными чрез него законами. Итак, что закон не достаточен был для искупления, но что для сего необходима нам Честная Кровь Христа (потому что только чрез Него одного побеждена смерть), это может быть весьма ясно и из последующего.    6. Поднялся божественный Моисей с земли Мадиамской, взяв с собою жену свою и детей, и отправился, наконец, в Египет, точно исполняя повеленное от Бога. Когда же он остановился недалеко от земли Египетской, тогда Бог всяческих сказал ему: «когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона» (Исх. 4:21). И немного спустя: «И скажи фараону: так говорит Господь...: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4:22—26). Ангел в виде человеческом напал на него и покушался его убить и едва умилостивлен был тем, что Сепфора обрезала сына своего, разумею Гирсама, который был и первородный и имя которого толкуется «пришелец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Выше дал такое обещание: будете живы, если умерщвляете порочные дела. Теперь предлагает важнейший венец и большую мзду, именно усыновление Богом. Не сказал: все, которые живут Духом, но все, которые водятся Духом, то есть управляются, как возницей, делая Духа господином над душой и плотью. Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом: то утратишь дар. Ибо хотя все мы получили Духа в бане воздержания, но водиться Им во всю жизнь требуется от нас, как наше дело. Поэтому не сказал: которые получили Духа, те суть сыны Божии, но говорит: которые Духом Божиим водимы. Потому что: вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Апостол сказал, что водимые Духом Божиим суть сыны Божий; но так как усыновление Божие усвояли себе и иудеи: Я воспитал и возвысил сыновей (Ис.1:2); еще: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх.4:22), то показывает, какая находится разность между нашим сыновством и сыновством иудеев. Иудеи, говорит, приняли духа рабства; так называет письмо закона: ибо хотя оно дано было Духом, но более прилично рабам. Отсюда-то и наказания телесные вслед за делами, и побиения камнями, и сожжения, и угрозы: меч, говорит, пожрет вас (Ис.1:20). Отсюда же, опять, и награды земные, и обетования благ земных, и множество маловажных и приличных рабам заповедей. Поэтому хотя иудеи и назывались сынами, но были рабами. А мы называемся сынами, как благородные и свободные. У нас и награды небесные, и Царство небесное; и наказание у нас состоит не в побиении камнями и прочем, чему подвергали иудеев священники: у нас достаточно только отлучить виновного от таинственной трапезы, как и сына. И заповеди у нас божественные и приличные благородным, например: не смотри на женщину нечистым оком, не божись, оставь свое имение; а исполняются они не из боязни наказания, но по внутреннему расположению, что и доказывает тем, что у нас многие преуспевают сверх предписанного во многих заповедях. Притом у иудеев не было Духа, а у нас - обильная благодать Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но так как все, после вышней благодати, зависит от нашего произволения, поэтому и согрешающим уготованы наказания, и живущим добродетельно воздаяния и награды. “ Ною было , – говорит Писание, – пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета ”. Замечай точность божественного Писания. Сказав нам о числе лет праведника, чтобы показать великость долготерпения Господа, оно хочет еще изъяснить нам и приумножение снисхождения Господня, и усиление нечестия человеческого.   2. Но послушаем самих слов Моисея, который, говоря по внушению Духа хочет с точностью научить нас всему. “ Когда люди , – говорит, – начали умножаться на земле и родились у них дочери” . Не без причины присовокупил он: “ И родились у них дочери ”, но для того, чтобы дать нам понятие о великом размножении людей. Где столь великое множество корней, там по необходимости рождается и много ветвей . “ Тогда сыны Божии , – говорит, – увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал ”. Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. И, во-первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и, обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит: “ Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ” (Пс.103:4), а о людях: “ Я сказал: вы – боги ” (Пс.81: 6); и опять: “ Я воспитал и возвысил сыновей ” (Ис.1:2); и опять:Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой ” (Исх.4:22); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тем, что Господь открывает Свое Имя, Он показывает Свое бескорыстие и милость. Для Яхве открыть Свое Имя означает дать Себя Израилю из любви, это неслыханный дар, который будет в дальнейшем принимать различные образы: союз Бога и Израиля, который наблюдается и у пророков малых и великих, в Песне Песней. Назвать народу Свое Имя – самое великое, что Бог мог сделать, чтобы сделать его своим. При таком освещении союз Бога с Израилем оказывается таким тесным и таким глубоким, что никакому другому описанию не поддается. Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он, конечно, спрашивает: какие знамения Ты дашь, кто меня послушает? Было два знамения, это – трость, которая превращается в змея, и рука, которую он, убирая за пазуху, вынимает оттуда, она покрывается проказой, затем опять достает исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист, таким он был вчера и позавчера. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова: ты будешь для него как бы Богом, а он будет говорить за тебя, обращаясь к людям. Вдохновленный Богом, Моисей отправляется из земли Мадиамской в Египет, чтобы исполнить данное ему Богом поручение: вывести народ из земли рабства. Моисей получает одновременно с призванием дар чудотворения. Но, однако, он не возгордился и остается тем же простым смиренным человеком, которым он был и до этого. «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром… И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» ( Исх. 4:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Убивши же другие дела, можно убить и себя самого, что не позволительно, а эти дела умерщвляются только Духом. Если Дух является, все волнения утихают, все страсти усмиряются и ничто не восстает против нас. Заметил ли ты, как (апостол) увещевает нас будущими благами (о чем я сказал выше) и доказывает, что мы должники не в силу только сделанного уже для нас? Благодеяние Духа, говорит он, состоит не только в том, что Он отпустил нам прежние грехи, но и в том, что соделывает нас и в будущем непобедимыми для греха и удостаивает бессмертной жизни. После того, указывая на новую награду, присовокупил: « Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии » (Рим. 8:14). 2. Этот венец гораздо важнее прежнего. Потому не просто сказал: все живущие Духом Божиим, но — « Ибо все, водимые Духом Божиим », чем выражает свое желание, чтобы Дух Божий был господином нашей жизни, как кормчий управляет кораблем, или возница парой коней. Не на одно тело, но и на душу (апостол) налагает такую узду. Он не желает, чтобы душа господствовала, но власть ее подчинил силе Духа. Чтобы (римляне), уповая на дар крещения, не пренебрегли последующей своей жизнью, (апостол) говорит, что, хотя ты и принял крещение, однако, если после этого не будешь водиться Духом, то утратишь дарованное тебе достоинство и право усыновления. Потому не сказал — те, которые приняли Духа, но: « Ибо все, водимые Духом Божиим »,  — т. е. , те, которые так живут в продолжение целой жизни, — « суть сыны Божии ». А как это достоинство дано было и иудеям, потому что сказано: « Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы » (Пс. 81:6); и еще: « Воспитал и возвысил сыновей » (Ис. 1:2); и опять: « Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой » (Исх. 4:22), а также сам Павел говорит: « Которым принадлежат усыновление » (Рим. 9:4 ), то он и раскрывает, какое существует различие между той и другой честью. Хотя названия одни и те же, говорит он, но дела не одни и те же. И ясное доказательство этого представляет в сравнении и благоуспевших, и сообщенных даров, и будущих наград.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делайте дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Он выставляет отцом их диавола, потому что в делах их видит их подобными ему; а они постоянно выставляют Авраама. Господь часто напоминает об их преступном намерении и отрицает родство их с праведником для того, чтобы пресечь лишнюю хвастливость их и убедить, что надежду нужно полагать не в суетной гордости плотским сродством, а в сходстве произволения. Поистине, как Врач душ Он утишает в них воспаление, происходящие от мечтания о сродстве с Авраамом и препятствующее им прийти ко Христу, ибо они сродство это считали достаточным для своего спасения. Итак, вы, дышащие убийством и ищущие умертвить Меня, не дети Авраама. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал, что справедливо ищут убить Тебя, Он говорит: Я - Человек, не восстающий против Бога, не ищущий Своей славы, но говорящий то, что Я слышал от Отца Моего, и сказывающий истину. Какая же это была истина? Та, что Он равен Отцу и не раб, как один из пророков, но Сын, не делающий и не говорящий ничего от Себя, но все от Отца. Ибо за это они искали убить Его. А они опять говорят: " мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем Бога " . - Смотри, какая надменность! Господь отрицает родство их и с Авраамом, а они до того тщеславны, что в безумии сами себя называют детьми Самого Бога. Они хвалятся сыновством Божиим, вероятно, потому, что слышали слова: " сын Мой первенец Израиль " (Исх. 4, 22). Но они должны были знать, что Бог говорил и в другом месте: " сыновей родил и возвысил, а они отверглись от Меня " (Ис. 1, 2). Господь мог бы обличить их в том, что многие из них рождены от любодеяния, так как вопреки закону жены еврейские вступали в связи с язычниками, а языческие жены с иудеями; однако же Он не делает этого. Ибо Он не о том заботился, чтобы доказать неблагородство их телесное, но главным образом хотел доказать, что они низки по душе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Римская политика всегда примерялась к обычаям побежденных, а еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. А так как Иосиф был из рода царя Давида, он и должен был отправиться в Вифлеем — в город, где родился Давид. В этом виден замечательный промысел Божий: согласно предсказанию древнего пророка святого Михея 5:2, Мессии надлежало родиться в этом городе. По римским же законам в побежденных странах наравне с мужчинами и женщины подлежали поголовной переписи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Пресвятая Дева Мария, в Ее положении, сопутствовала хранителю Своей девственности — старцу Иосифу, тем более, что Она, несомненно знавшая пророчество св. Михея, не могла не усмотреть в указе о переписи промыслительного действия Божия, направляющего Ее в Вифлеем. “ И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице”. Евангелист подчеркивает, что Пресвятая Дева Сама спеленала Своего новорожденного Младенца: значит роды были совершенно безболезненными. Опять же, “первенцемСын Ее называется не потому, что после Него у Пресвятой Девы были другие дети: по закону Моисея первенцем назывался всякий перворожденный младенец мужского пола, хотя бы был он и единственным в семье. Из-за множества путешественников, приехавших раньше, а больше из-за своей бедности, святой семейство вынуждено было поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду. Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный, вместо детской колыбели, в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества и самым Своим рождением давая нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей. По древнему преданию во время рождения Спасителя около яслей стояли вол и осел, как бы знаком того, что “ вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет ” (Исаи 1:3).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

4. И опять, слыша именование СЫН, не принимай слышимого в несобственном смысле, но разумей Сына действительно, Сына по естеству, безначального, не из рабства постепенно достигшего до всыновления, но Сына от вечности, рожденного неведомым и непостижимым рождением. А подобно сему, слыша именование «первородный» ( Евр. 1:6 ), не думай, что первороден человеку; ибо у людей первородные имеют и других братьев, и негде написано: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). Но Израиль, как и первенец Рувим, лишился первородства. Но Рувим восшел на ложе отца ( Быт. 49:4 ), а Израиль, изгнав вон из винограда ( Мф. 21:39 ), распял Отчего Сына. И к другим Писание говорит: «Вы – сыны Господа Бога вашего» ( Втор. 14:1 ). И в другом месте написано: «я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего все вы» ( Пс. 81:6 ),– «сказал», но не родил. Они, по слову Божию, прияли всыновление, которого не имели. Сей не иным чем был, и иным соделался, но из начала рожден Отчий Сын, сущий «выше всякого начальства» ( Ефес. 1, 21 ) и веков. Сын Отчий во всем подобный Родшему, Вечный родшийся от Вечного, Жизнь от Жизни, Свет от Света, Истина от Истины, Премудрость от Премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога, Сила от Силы. 5. Поэтому, когда слышишь, что говорит Евангелие: «книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ), разумей рождение по плоти. Ибо сын Давидов – при скончании веков, а Сын Божий – прежде всех веков, безначально. И одно восприял, прежде же сего не имел, а другое имеет, и имеет вечно, родившись от Отца. Двух имеет отцов; Давида – по плоти, и Бога Отца – по Божеству. Но рождение по Давиду подлежит времени, и разыскивается и производится по родословию; рождение же по Божеству не подлежит ни времени, ни месту, не имеет родословия. «Но род Его кто изъяснит» ( Ис. 53:8 ) «Дух есть Бог» ( Ин. 4:24 ). И поскольку Он – Дух, то духовно родил, как Бесплотный, рождением недоведомым и непостижимым. Сам Сын говорит об Отце: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). Слово «ныне» означает не мгновенное, но вечное «ныне», довременное – то, что прежде всех веков. «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4 . Опять, когда слышишь, что Христос есть Сын Божий, не принимай этого в несобственном смысле, но верь, что Он есть истинно Сын, Сын естественный, безначальный, не из рабства перешедший в достояние усыновления, но Сын предвечно рожденный рождением неизъяснимым и непостижимым. Также, когда слышишь, что Он есть перворожденный, не думай, что Он таков по-человечески. Ибо первенцы людей имеют и других братьев, как сказано в Писании: Израильпервенец Мой ( Исх.4:22 ). Но как первенец Рувим, так и Израиль лишились первенства. Ибо тот взошел на ложе отца своего, а Израиль, изгнав Сына Отцова из виноградника, распял Его. Писание и к другим говорит: Вы сыны Господа Бога вашего ( Втор.14:1 ); также: Я сказал: вы -боги, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс.81:6 ), сказал только, а не родил. Они через это слово Божие получили усыновление, которого не имели. А Христос не иным чем-либо прежде был и другим стал по рождении, но от начала родился Сыном, Сыном Отца, подобным во всем родившему Его; родился, как жизнь от жизни, свет от света, истина от истины, премудрость от премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога. 5 . Итак, когда услышишь слова Евангелия: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова ( Мф.1:1 ), разумей здесь рождение по плоти. Ибо Он Сыном Давида соделался под конец веков, а Сын Божий Он есть прежде всех веков, безначально. В первом случае Он получил то, чего не имел, а здесь что имеет, имеет всегда, быв рожден от Отца. Он двух имеет отцов: Давида по плоти и Бога Отца по Божеству. Но рождение от Давида и во времени подлежит и изысканиям, и родословному исчислению, а рождение по Божеству не подлежит ни времени, ни месту, ни родословному исчислению. Ибо род Его кто изъяснит ( Ис.53:8 ); Бог Дух, как Дух, как бестелесный, духовно родил рождением неисследимым и непостижимым. Сам Сын говорит об Отце: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ), ныне здесь есть не что-либо недавнее, но вечное, безвременное, ныне – прежде всех веков: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс.109:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

3. Вочеловечился Господь наш Иисус Христос, но многими не был познан. А когда, желая открыть непознаваемое, в собрании учеников спросил: Кого Мя глаголют быти Сына Человеческаго (Мф. 16, 13)? (Спросил о сем не по тщеславию, но в намерении показать им истину, чтобы они живя вместе с Богом, Единородным Божиим, не думали о Нем, как о простом человеке). И когда ученики отвечали Ему: инии Илию, друзии же Иеремию (Мф. 16, 14), Он сказал им: сим не знающим Меня извинительно, а вам, Апостолы, которые именем Моим очищаете прокаженных, изгоняете бесов, воскрешаете мертвых, нельзя не знать Того, силою Которого творите чудеса. Когда все молчали (ибо учение сие было выше разумения человеческого), тогда Петр, первенствующий между Апостолами и верховный проповедник в церкви, не вымыслам и человеческим умозаключениям следуя, но быв просвещен в разуме от Самого Отца Бога, сказал Ему: Ты еси Христос, притом не просто, но Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). И за словами сими следовало наименование блаженным. Поистине, они были выше разумения человеческого и запечатлели истину того, что Отец их открыл. Ибо Спаситель сказал: блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже есть на небесех (Мф. 16, 17). Итак, признающий Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим имеет часть в блаженстве, а не признающий Его Сыном Божиим есть несчастный и бедный человек. 4. Опять, когда слышишь, что Христос есть Сын Божий, не принимай этого в несобственном смысле, но верь, что Он есть истинно Сын, Сын естественный, безначальный, не из рабства перешедший в достояние усыновления, но Сын предвечно рожденный рождением неизъяснимым и непостижимым. Также когда слышишь, что Он есть перворожденный, не думай, что Он таков по человечески. Ибо первенцы людей имеют и других братьев, как негде и сказано в Писании: Сын первенец Мой Израиль (Исх. 4, 22). Но как первенец Рувим, так и Израиль лишились первенства. Ибо тот взошел на ложе отца своего, а Израиль изгнав Сына Отцова из виноградника, распял Его. Писание и к другим говорит: Сынове есте Господа Бога вашего (Втор. 14, 1); также, Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6), сказал только, а не родил. Они чрез сие слово Божие получили усыновление, которого не имели. А Христос не иным чем-либо прежде был и другим стал по рождении, но от начала родился Сыном, Сыном Отца, подобным во всем родившему Его, родился, как жизнь от жизни, свет от света, истина от истины, премудрость от премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010