Наконец, в-четвертых, нужно обратить внимание и на следующее. Не имея других детей, Богоматерь только обрученная Иосифу была у него как бы одинокой, чужой. Если бы «братья Господни» были Ее родные дети, то Господь, конечно, им, а не кому-либо другому поручил бы заботиться о Богоматери и не сказал бы Ей, при существовании четырех сыновей, что сын Ее – Иоанн. Спаситель же в минуты тяжких страданий на кресте, зная одиночество Своей Матери, поручает Ее не им, все таки чужим для Нее детям, а любимому ученику Своему Иоанну, которого и усыновляет Ей, как неимеющей детей: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящаго, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19:26–27 ). Только безумие людей, испорченных в своем сердце, может допустить ту кощунственную мыспь, что пребывшая до рождения Христа и в рождестве девство сохранившая Пречистая Дева и Матерь Спасителя мира могла иметь и других детей от праведного старца Иосифа, от Ангела знавшего, что Родившийся от Нее и от Духа Святого есть Мессия – Христос, Избавитель мира ( Мф. 1:20–23 )! В-четвертых, слово «первенец», которым назван в Евангелии Христос, вовсе не говорит о том, что и после Него у Богоматери были дети. Христос назван «первенцем» потому, что у Богоматери, как Девы, не было раньше детей. Первенец может быть и единственный. «Святи Мне, говорит Господь, каждого первенца, разверзающего всякия ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что Мои они» ( Исх. 13:2 ). Как во всем Израильском народе, так и среди многочисленного скота его, конечно, были и единственно рожденные, которые тоже посвящались Богу, как «первенцы» Господь никогда не называл языческие народы Своими детьми. У Господа был только один избранный Им народ, это – народ Израильский, но и он назывался «первенцем»: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). Таким образом, слово «первенец» означает не только первого из других рожденных, но и единственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Пророк дает понять, что Иуда уже не будет иметь права или основания гордиться пред Израилем, после того как Господь благоволит стать близким не только Иуде и Израилю, но и всем народам. Относительно права и возможности приближаться к престолу Божию Иуда сравняется с Израилем и другими многими народами. Он поймет всеобъемлющую милость Божию и сам предупредит Израиля на случай, еслиб последний сомневался в его готовности идти с ним по одной дороге. «Земля северная», из которой имеют пойти Израиль и Иуда в свое отечество, есть страна вавилонская, с которой соединена была во время пророка Иеремии и бывшая ассирийская монархия: ср. толков. к Иер. 1:15 . Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 3:19–25 Ст. 19–25. Господь поступил с Израилем и Иудою, как отец с детьми, давши им землю прекрасную; Он ожидал, что и они будут питать к Нему искреннюю любовь. Но они оставили Его, подобно жене, изменяющей мужу. Однакоже, при готовности Господа снова принять отступников в общение с Собою, Израиль сознает свою вину пред Богом, сознает, что идолы, кроме бедствий, ничего не сделали для него и что спасение у одного только Господа. Иер. 3:19–20 19. Азъ же рхъ: да будетъ Гди, ко положу т в чада и дамъ теб землю избранню, Бга Вседержител зыковъ: и рекохъ: оцемъ наречете м, и мен не вратитес. 19. И говорил Я: как поставлю тебя в число детей, и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? и сказал: ты будешь называть Меня отцем своим, и не отступишь от Меня. 20. Обаче коже вергаетс жена сожител своего, тако вержес мен домъ реч Гдь. 20. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему; так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. 19–20. Сказав в конце предшествующего отдела, что Иуда и Израиль возвратятся в землю, данную отцам их, Господь ставит вопрос о справедливости возвращения народу этой земли. Дать им эту землю значило бы признать снова их сыновние права по отношению к Господу, значило бы возстановить силу слов, произнесенных Господом об Израиле: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ветхий Израиль был избранным народом Божиим: «Ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 14, 2 ). Бог дал обещание народу Своему: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19, 5–6 ). В Новом Завете таким родом и народом, избранным и образованным Господом для Себя, стали христиане, которые соделавшись Церковью, стали народом Божиим, к которому принадлежит каждый верный. Этнический, национальный принцип, по которому был избран Ветхий Израиль, заменен принадлежностью к Церкви, в которой и этнические и социальные признаки оказались превзойденными: «Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» ( Гал. 3, 28–29 ). «Дары и призвание Божие непреложны» ( Рим.11, 29 ), и потому нельзя быть в Церкви и не быть членом народа Божиего, а вся Церковь – народ Божий – Новый Израиль, и каждый призван, как священник Бога, приносить Ему Иисусом Христом духовные жертвы. В иудействе было особое священство, закрытое и недоступное для народа, была грань, которая раз и навсегда отделяла священство от народа, была завеса, которая закрывала от народа святыню. Царственное священство всего Ветхого Израиля оставалось обетованием. В Ветхом Завете служение в храме было доступно одному левитскому священству и чуждо всему остальному народу Израиля. Обетование о царственном священстве исполнилось в Новом Израиле – Церкви Христовой. Покрывало снято со святыни – «и вот завеса во храме раздралась надвое, сверху донизу» ( Мф. 27, 51 ). Новый Израиль введен во святилище «посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» ( Евр. 10, 19–20 ). Через это вхождение в «храм Тела Христа» ( Ин. 2, 21 ) новозаветный народ стал царственным священством, которое и стало основой жизни Церкви. Служение распространилось на всех членов Церкви, живой нерукотворенной Скинии. Новозаветный народ весь составлен из царей и священников, он весь свят, и в его собрании – Господь, а потому он не поглощается землей и не истребляется огнем. Служение Богу совершается не в ограде храма, а в святилище, в котором новозаветный народ находится. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходáтаю Нового Завета Иисусу» ( Евр. 12, 22–24 ). Новому Израилю открыт доступ туда, куда ветхозаветный народ не мог приступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И в пятнадцатый день мы связали его, чтобы он не обвинял сынов Израиля, в тот день, когда они требовали у египтян утварь и одежды, утварь серебряную, золотую и медную, чтобы обобрать египтян за то, что когда они служили им, они сильно притесняли их; и мы не допустили, чтобы сыны Израиля вышли из Египта с пустыми руками. XLIX. Вспомни заповедь, которую дал тебе Господь относительно Пасхи, чтобы ты соблюдал ее в свое время, в четырнадцатый день первого месяца, чтобы ты заколол его (агнца), прежде чем наступит вечер, и чтобы ели его ночью, в вечер пятнадцатого дня, с солнечного захода. Ибо день этот есть первый праздник и первый день Пасхи. И вы ели пасху в Египте, в то время как все силы Мастемы были освобождены, чтобы умерщвлять всякого первенца в стране Египетской, от первенца фараонова до первенца пленной рабыни на мельнице и до скота. И вот знамение, которое дал им Бог . В каждый дом, у которого дверной косяк был обрызган кровью агнца, в этот дом они не должны были входить для избиения находящихся в нем, так что все, бывшие в этом доме, спаслись, потому что на двери был знак крови. И силы Господни сделали все, что только Господь повелел им, и прошли мимо всех сынов Израиля. И на них не простерлось бедствие, чтобы погубить из них чью-либо душу, ни на скот, ни на человека, ни даже на собаку. В Египте же бедствие было очень велико, и не было дома, в котором не было бы умершего, и плача, и сетования. И весь Израиль спокойно вкушал пасхальное мясо, и пил вино, и хвалил, и благодарил, и прославлял Господа, Бога отцов своих, и приготовлялся к исходу из-под ига рабства и из злого Египта. И ты помни этот день во все дни твоей жизни, раз в год, в свой (определенный) день, согласно со всем законом относительно сего, и не смешивай этого дня с другими и этого месяца с другим. Ибо это – вечное установление, и оно начертано на небесных скрижалях для сынов Израиля, чтобы они каждый год соблюдали праздник, один раз в год, во все свои роды; и нет предела времени сему, но он (праздник) утвержден навек.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И в пятнадцатый день мы связали его, чтобы он не обвинял сынов Израиля, в тот день, когда они требовали у египтян утварь и одежды, утварь серебряную, золотую и медную, чтобы обобрать египтян за то, что когда они служили им, они сильно притесняли их; и мы не допустили, чтобы сыны Израиля вышли из Египта с пустыми руками. Глава XLIX Вспомни заповедь, которую дал тебе Господь относительно пасхи, чтобы ты соблюдал ее в свое время, в четырнадцатый день первого месяца, чтобы ты заколол его (агнца), прежде чем наступит вечер, и чтобы ели его ночью, в вечер пятнадцатого дня, с солнечного захода. Ибо день этот есть первый праздник и первый день пасхи. И вы ели пасху в Египте, в то время, как все силы Мастемы были освобождены, чтобы умерщвлять всякого первенца в стране египетской, от первенца Фараонова до первенца пленной рабыни на мельнице и до скота. И вот знамение, которое дал им Бог . В каждый дом, у которого дверной косяк был обрызган кровию агнца, в этот дом они не должны были входить для избиения находящихся в нем, так что все, бывшие в этом доме, спаслись, потому что на двери был знак крови. И силы Господни сделали все, что только Господь повелел им, и прошли мимо всех сынов Израиля. И на них не простерлось бедствие, чтобы погубить из них чью либо душу, ни на скот, ни на человека, ни даже на собаку. В Египте же бедствие было очень велико, и не было дома, в котором не было бы умершего, и плача, и сетования. И весь Израиль спокойно вкушал пасхальное мясо, и пил вино, и хвалил, и благодарил, и прославлял Господа, Бога отцев своих, и приготовлялся к исходу из под ига рабства и из злого Египта. И ты помни этот день во все дни твоей жизни, раз в год, в свой (определенный) день, согласно со всем законом относительно сего, и не смешивай этого дня с другим и этого месяца с другим. Ибо это вечное установлено, и оно начертано на небесных скрижалях для сынов Израиля, чтобы они каждый год соблюдали праздник, один раз в год, во все свои роды; и нет предела времени сему, но он (праздник) утвержден на век.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Есть очень интересное истолкование-объяснение средневекового автора Рамбана (или Нахманида). Он рассуждал так: Бог сказал Аврааму: «Твой народ будет в угнетение и порабощение». А чем фараон занимался? Угнетал и порабощал. Значит, он выполнял волю Бога. И тут же Рамбан возражает сам себе: да, фараон выполнял бы волю Бога, если бы он знал, что была такая воля Бога угнетать и порабощать! И исполнял бы это как волю Бога! Но он-то это делал сам по себе, по своим дурным качествам! А, с другой стороны, какой правитель-рабовладелец станет умерщвлять своих рабов? Любой рабовладелец заинтересован в том, чтобы его рабов было как можно больше! Поэтому фараон перешел эту границу «порабощать и угнетать» – он начал умерщвлять! Причем, детей мужского пола – основание нации! И вот здесь Бог мог уже вмешаться в эти беззаконные действия фараона. И мы читаем далее: Исх.4:22–23 . «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего». Помните, братья и сестры, мы с вами неоднократно уже говорили, что вся Книга Исход имеет аллегорическое истолкование? Фараон – это образ диавола. И вот Бог говорит, обращаясь к диаволу: «Отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего». А кто у диавола сын, кто первенец? Антихрист. И в Писании прямо сказано апостолом Павлом в Послании к Фессалоникийцам: «И тогда откроется беззаконник (антихрист, – О. С.), которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» ( 2Сол.2:8 ). То есть первенец диавола будет умерщвлен. Далее говорится, и это уже другая повествовательная линия, следующее: Исх.4:24 . «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (то есть Моисея, – О. С.) Господь и хотел умертвить его». Казалось бы, Бог дал Моисею ответственное поручение! Казалось бы, Бог подготовил его, усилил в нем мужество, задал правильное направление ходу мысли, выстроил целый план, как Моисей вместе с Аароном будет общаться с фараоном, а здесь вдруг дорогой, на ночлеге, когда пророк остановился с женою Сепфорой, с детьми, с тестем, который тоже мог с ними быть, как предполагают отцы, «встретил его Господь и хотел умертвить его»!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сторонники реинкарнации ссылаются на, что еще до рождения ветхозаветный Иаков был предпочтен своему близнецу Исаву: мол, за заслуги в предшествующей жизни. Апостол Павел, однако, пишет об этом событии иначе: «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римл. 9, 11-16). Итак — «не от дел», то есть не от «кармических заслуг» прежней жизни зависело предызбрание; оно вытекало из предзнания Богом последующих судеб этих близнецов и их родов. Если теософия ставит Божество под власть кармических законов, то Библия, напротив, видит Бога освобожденным от всех внешних понуждений. Бог Ветхого Завета явлен прежде всего как Воля. Если она желает, чтобы Иаков, младший сын, а не первенец Исав стал наследником обетований — эта Воля и делает его таковым. И причина такого поступка Творца не в кармическом прошлом Исава или Иакова, а в будущем, причем не только в ближайшем, то есть приходящемся на период земной жизни братьев, но в гораздо более отдаленном. Спустя века отношения «Нового Завета» к «Ветхому Завету» будут строиться именно по образцу отношений Исава и Иакова. Народ Израиля — первенец Божий («Израиль сын Мой, первенец Мой» — Исх. 4, 22). Но однажды это право особой, исключительной близости к Богу перейдет на новый народ, на народ христиан («от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» — Римл. 11, 11). Исторически отношения Израиля и христиан осмыслялись по образцу отношений Исава и Иакова (именно в этом контексте и вспоминает историю двух братьев ап. Павел). Но с точки зрения христианской историософии причинно-следственная связь здесь скорее обратная: рассказы о переходе Божиих благословений, о переходе прав первородства включены в книги Ветхого Завета, в священные книги евреев для того, чтобы Израилю было легче понять духовный смысл происшедшей трагедии. Будущее событие, предвидимое Творцом, есть причина его прообразов, которыми Промысл насыщает Священную историю и тем самым готовит наступление «полноты времен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Христос пришел для тебя , душа моя, Он «победил мир» ( Ин. 16, 33 ) со всеми злыми делами его ( Ин. 7, 7 ), со всеми «страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ), Он воскрес, предварив общее воскресение, сделав Себя его залогом; «ночь прошла, а день приблизился», – так исполни же апостольский призыв: «отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13, 12 )! «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе, – обращается к тебе святой апостол: – поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» ( Еф. 5, 8–9 ), «ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы» ( 1Фес. 5, 5 ). Помилуй, Боже, помилуй мя. Рувима подражая, окаянный аз содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышнего, осквернив ложе мое, яко отчее он «Во время пребывания Израиля в той стране [по дороге из Вифлеема, или Ефрафы. – иг. Ф.], Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль» ( Быт. 35, 22 ). Это, говорит святой Златоуст, «было весьма преступное дело. Потому и впоследствии законодатель Моисей воспретил сыну и отцу иметь сожительство с одной и той же женщиной. Чтобы впоследствии не ввели этого в обычай, законодатель удерживает от него, объявляя такого повинным казни» 975 . Иаков же, «побеждаемый естественной любовью», «кротко перенес» преступление Рувима, но впоследствии, «отходя от настоящей жизни, укорял сына, ясно изобразив преступление его и предав его проклятию, дабы через постигшую Рувима судьбу и прочие уцеломудрились» 976 : «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою» ( Быт. 49, 3–4 ). И с духовной точки зрения поступок Рувима был неправеден. Вспомним толкования: «От соединения «Иакова», то есть внутреннего человека, духа человеческого, с «Лией» – той частью души, которая изнемогает, напрягается, трудится, совершает дело Божие, рождается сын-первенец «Рувим», то есть духовное зрение, духовная интуиция» 977 ; сам же Иаков-Израиль может быть понят как «сущность сражающаяся, властвующая, поющая, видящая Бога» 978 . И вот, то свойство души, которое означает начало приближения к богопознанию, стремится овладеть теми правами и возможностями, которые возникают только у того, кто многими трудами взошел по лестнице духовного совершенствования и достиг умного созерцания вещей Божественных!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Исх.4:19 .  И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. Созревшая в душе Моисея решимость отправиться в Египет могла ослабляться мыслью о возможности преследования за совершенное им убийство египтянина ( Исх. 2:12, 15 ), – опасением за собственную жизнь. Ввиду этого, укрепляя его в намерении двинуться в путь, Господь в новом явлении и говорит, что возникшие в его душе опасения напрасны: «умерли все, искавшие души твоей». Исх.4:20 .  И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. Исх.4:21 .  И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. Исх.4:22 .  И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Исх.4:23 .  Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. На время самого путешествия в Египет падает третье богоявление Моисею, указывающее ему средства и способы к осуществлению божественного плана. Свою просьбу отпустить евреев в пустыню для принесения жертвы Богу ( Исх. 3:18 ) Моисей должен подкрепить совершением пред фараоном всех тех чудес, сила к совершению которых сообщена Моисею («которые Я положил в руку твою», Исх.4:21 ). И хотя эти чудесные действия, не одни лишь три вышеописанные, но и все последующие, так как в ст. 23 говорится о последней казни, не произведут на фараона впечатления, – сердце его по воле Божией ожесточится, однако Моисей не должен смущаться подобным обстоятельством. Требование отпустить евреев будет исполнено фараоном после последней казни – убиения его первенца ( Исх. 12:29–33 ); оно является возмездием за нежелание дать свободу Израилю, первенцу Божию. Израиль по любви к нему Бога ( Ос. 11:1 ) есть Его первенец, любимый сын, а потому недостойно, чтобы он, предназначенный служить Богу ( Исх. 23:1, 19:6 ), служил человеку. За непризнание же подобных прав Израиля фараон поплатится жизнью своего старшего сына: «ожесточу сердце фараона» ( Исх. 4:21 ). Ожесточение сердца фараона приписывается то Богу ( Исх.7:3, 12:12, 10:1, 20, 27, 11:10, 14:4, 8, 17 ), то самому ему ( Исх.7:13, 14:22, 8:15, 19, 32, 9:7, 34, 35, 13:15 ). Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле ( Исх. 8:19, 9:27 ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи (Быт. 27, 5). Ревекка больше любила Иакова, потому что Иаков называется «муж, живущий в шатрах», вроде бы такой «маменькин сыночек». Но в действительности «живущий в шатрах» означает «изучающий слово Божие». Он изучал законы Божии, для него это было важнее, чем быть добытчиком в семье. И Ревекка встает на сторону условно младшего сына, который родился вторым. Возможно, чрез него приобщаясь к мудрости Закона Божия, что для женщин того времени самостоятельно не допускалось. А Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею (Быт. 27, 6–7). Благословение, которое получается кем-либо от умирающего человека, – это особое благословение! Помню, когда я был еще семинаристом, я приехал в ОреховоЗуево, где умирала моя бабушка. Я сразу это вспомнил, я сказал ей: «Благослови меня!» – она находилась как бы в прострации от тяжелой болезни. Но вдруг что-то ожило у нее в глазах, и она осознанно, осмысленно меня перекрестила, и я буквально ощутил, что это значит – благословение умирающего человека. Вот здесь возникает очень интересная деталь. Исаак хочет передать свой статус патриарха Исаву, первенцу еврейской нации, через возложение рук. Но сам Исаак разве получил такое благословение от Авраама? Нет! Он не получал такого благословения от Авраама! Почему? Потому что Исаак был благословлен Самим Богом! Господь Сам говорил, что Он благословит Исаака! А здесь, когда Исаак потерял зрение, и духовное, и физическое, он не знает, кого же Бог благословляет из двух: первенца, наверное! Еврейский народ – люди, которые первые исповедовали веру в Единого: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4). Вот первенец Бога! Сказано: Когда Израиль был юн, Я любил его (Ос. 11, 1) Это – тоже о еврейском народе, который, действительно, как первенец на заре, как нация в начале пути, как птица на взлете…

http://pravoslavie.ru/111494.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010