Но скажет кто нибудь в себе: «те святые были крепки, а мы немощны и слабы». – Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует у нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней: и от всех этих дней в десятину Господь избрал себе сии дни поста. Сами вы разочтите: ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвещенным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трех сот шестидесяти 67 . (Пост продолжается семь недель: но) из них надобно исключить дни субботние (кроме великой субботы) и недельные: потому что они суть праздники Господние, первые в память покоя Божия от дел, последние ради воскресения Господня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от великой субботы до воскресения Господня. Посему-то святые отцы заповедали поститься до глубокой ночи. Таким образом семь недель составляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объядению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиною преступления заповеди, а преступление внесло в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте поста, который заповедал ему Бог, и продан смерти по телу. А мы после толиких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертию душевною (смерть души есть вечная мука), – как сказал Апостол Павел: вдовица питающаяся пространно жива умерла ( 1Тим.5:6 ). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел по суху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: сын мой первенец Израиль ( Исх.4:22 ). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл он поста. Моисей говорил Израильтянам по повелению Божию: поститесь сорок дней. А они постились только двадцать 68 , и потом седоша ясти и пити и восташа играти ( Исх.32:6 ). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий: погибло из них 20800 человек, а прочих попалил огнь, и за любострастие были они возненавидены Богом 69 . Что же будет нам, которые постились одну только неделю и опять заботимся о сладкой пище?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но скажет кто-нибудь в себе: «Те святые были крепки, а мы немощны и слабы». Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует от нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней; и от всех этих дней в десятину Господь избрал Себе сии дни поста. Сами вы разочтите, ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвященным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трехсот шестидесяти. Пост продолжается семь недель: но из них надобно исключить дни субботние (кроме Великой Субботы) и недельные, потому что они суть праздники Господни; первые – в память покоя Божия от дел, последние – ради Воскресения Господня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от Великой Субботы до Воскресения Господня. Посему-то святые Отцы заповедали поститься до глубокой ночи. Таким образом, семь недель составляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объедению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиной преступления заповеди, а преступление ввело в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте поста, который заповедал ему Бог, и предан смерти по телу. А мы после стольких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертью душевною (смерть души есть вечная мука), как сказал апостол Павел: «вдовица питающаяся пространно, жива умерла» ( 1Тим. 5:6 ). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел посуху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх. 4:22 ). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл народ поста. Моисей говорил израильтянам по повелению Божиему – поститесь, а они «седоша ясти и пити и восташа играти» ( Исх. 32:6 ). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий, и за любострастие были они возненавидены Богом. Что же будет нам, которые постились одну только неделю, а теперь опять заботимся о сладкой пище?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

28 . Чтобы доказать, что именно так злословили Павел и Несторий, мы привели немногое из написанных ими хулений, чтобы показать их безумие всем христианам. Вот что говорит нечестивый Павел в написанных 80 об этом: 29 . «Соединилось Слово с рожденным от Давида, который есть Иисус Христос, рожденный от Духа Святого. И сего Дева принесла от Духа Святого, а Бог родил То Слово без Девы и без кого-либо и другого, существующего помимо Бога, и таким образом Слово стало существовать (πστη Λγος)» 81 . 30 . И опять тот же нечестивый Павел говорит: «И Слово было более Христа. Христос по причине мудрости стал великим. Да не уменьшим значения мудрости». 31 . И опять тот же еретик Павел говорит: «Ибо и в пророках был Господь, более в Моисее и многих, более же и во Христе, как в храме. Ведь иной есть Иисус Христос и иное – Слово». 32 . Затем в свою очередь нечестивый Несторий говорит: «Итак, нигде божественное Писание не говорит, что Бог родился из Христородицы Девы». 33 . И опять тот же человекопоклонник Несторий говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его ( Мф. 2, 13 ). Не сказал: «встань, возьми Бога и Матерь Его». 34 . И опять тот же нечестивый Несторий говорит: «Иное есть существовать с рожденным, и иное – родиться, ведь сказано: ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого ( Мф. 1, 20 ), т.е. Дух Святой произвел Его в Ней. Итак, увидели отцы, как сведущие в божественных Писаниях, что если вместо этого предположим родившегося воплотившимся, то получается, что Бог Слово – Сын Духа и имеет двух отцов. Если же через одну букву n (ню), получится, что Бог Слово сущее творение Духа» 82 . 35 . И опять тот же нечестивый Несторий говорит: «Но как мы назвали Создателя всего Богом и Моисея называем богом (ибо сказано: поставлю тебя богом перед фараоном [ Исх. 7, 1 ]), и Израиля Сыном Божиим (ибо сказано: Сын мой первенец Израиль [ Исх. 4, 22 ]), и как мы называем Саула христом (помазанником) (ибо сказано: не нанесу руки моея нань, яко христос (помазанник) Господень есть [ 1Цар. 24, 7, 11 ]), и точно так же Кира (ибо сказано: сице глаголет Господь помазанному Моему Киру [ Ис. 45, 1 ]), и вавилонянина святым (ибо сказано: аз повелеваю, освященни суть, и аз веду их [ Ис. 13, 3 ]), таким же образом и мы называем Христа повелителем и Богом и Сыном и святым и Христом (помазанником)».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

Св. Иоанн Златоуст : «Чем победил человека дьявол, тем же преодолел его Христос; взяв его орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она ещё не познала мужа; древом было древо рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять дева, древо и смерть; эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо креста; вместо смерти Адама – смерть Христова. Чем победил дьявол, тем и сам побеждается. Через древо поразил дьявол Адама; через крест преодолел дьявола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отошедших извлекло оттуда. И опять то древо укрыло пленника обнажённого: это же древо с высоты открыло всем Победителя обнажённого. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после неё, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде неё» (его твор. т. 2, стр. 434–435). И в церковных песнопениях встречается подобная параллель: «Постити отвергийся Адам, вкушает смертоносного древа первый: но сего грех потребляет Распныйся вторый», т. е. «Первый Адам, отказавшись от поста, вкушает от смертоносного древа: но его грех заглаждает распятием второй (Адам – Христос)» (Октоих гл. 2, Нед. Утр. кан. 2, п. 5, т. 1). Каин и Авель Гл. 4, 1 Адáм же познá Еву женý свою, и зачéнши роди Кáина и речé: стяжáх человека Бóгом Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа Св. Кирилл Александрийский: «От Адама родился Каин, который пусть представляет у нас лицо Израиля, о котором написано: «Сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4, 22 ) (его тв. ч. 4, стр. 32 и 34). Гл. 4, 2 И приложи родити брáта егó, Авеля. И бысть Авель пáстырь овéц, Кáин же бе делаяй зéмлю И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец Он же: «Авель бысть пастырь овец, так Еммануил управляет словесным стадом, и Сам есть «Пастырь добрый» ( Ин.10, 11 ), Который «на месте тучном и на пажити хорошей», – как написано ( Ис.30, 23 ), – пасёт вышние и земные стада» (ibid. стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

V. Но – говорят – он (архидиакон) сказал, что христов много, а Сын один. Я полагаю, что он согрешил в этом случае по неведению. Если бы он прочитал божественное Писание, то он узнал бы, что щедрый Владыка многим даровал наименование Сына. Вот и Моисей законодатель, написавший древнюю историю, говорит: видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе от них жены ( Быm. VI, 2 ). Сам Бог всяческих говорил тому же пророку: возглаголи Фараону: сын первенец Мой Израиль ( Ucx. IV, 22 ). И в великой песни Моисей говорит: возвеселитеся языцы с людьми Его (Бога), и да укрепятся Ему еси сынове Божии (Второз. XXXII, 43). Чрез пророка Исаию Он (Бог) говорит: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Иса. I, 2). И чрез треблаженного Давида Он говорит: Аз рех: Бози есте и сынове Вышняго вси ( Ncaл. LXXXI, 6 ). Премудрейший же Павел писал Римлянам: Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. He приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте духа сыноположения, о нем же вопием, Авва Отче. Самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божии. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся ( Puм. VIII, 14–17 ). И в послании к Галатам он сказал так: Понеже есте сынове, посла Бог духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче. Тем же уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом ( Гaл. IV, 6–7 ). Сему же он учил и Ефесян, говоря: в любви нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него ( Eфec. I, 5 ). Итак, если не должно прославлять Христа, как Бога, поскольку имя «Христос» есть общее, то не будем покланяться Ему и как Сыну: ибо многие участвуют и в этом имени. Да и что я говорю о Сыне? Даже самое наименование «Бог» многие получали от Бога. Бог богов Господь глагола, и призва землю ( Ncaл. XLIX, 1 ); еще: Аз рех: бози есте ( Ncaл. LXXXI, 6 ); опять: богов да не злословиши ( Ucx. XXII, 28 ). Вообще же многие усвояли себе таковое название, и обманывавшие людей демоны прилагали это наименование идолам. Посему Иеремия (X, 11) восклицает: бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от лица земли и от лица неба 334 . И еще: «сотвориша себе боги сребряныя и боги златыя» ( Дah. V, 4. 23 ). И Исаия, осмеявши изготовление идолов (словами): пол его (дерева) сожже огнем, и испекши мясо, яде, и рече: сладко мне, яко, согрехся, и видех огнь (Иса. XLIV, 16), присоединил: из оставшаго же сотвори яко бога, и преклоняется ему, глаголя: избави мя, яко бог мой еси ты (ст. 17). Посему-то, оплакивая их, он (Исаия) говорит: увеждь, яко пепел сердце их (ст. 20). И песнотворец Давид научил нас воспевать: яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори ( Ncaл. XCV, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А если говорить о человеческих первенцах, хотя бы в контексте Книги Бытия, то получиться следующая «мажорная» картина: Первенец Адама – Каин убил брата Авеля; Первенец Авраама – разбойник Измаил; Первенец Исаака – злодей Исав; Первенец Иакова – кровосмеситель Рувим. А так как об этнических евреях сказано: «так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх.4:22 ), то все характеристики первенца и первенцев распространяются на них. Если Иисус Христос есть воплощенный Логос (Божественное Слово), то через евреев – избранников создается свод ветхозаветных и новозаветных Книг Библии. Так как Христос (Мессия) есть истинный Царь и Первосвященник, то первыми царями и священниками Богу становятся лица еврейской национальности и т.д. и т.п. Ибо судьбы Мессии и Его народа более чем тесно переплетены. Но будучи первенцами, они же наследуют и смертоубийство Каина, и уголовные наклонности Измаила, и коварство Исава, и блудливость Рувима. Давайте, касаясь деликатного вопроса об евреях, не забывать известные слова из апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28–29 ). Для христианина по-прежнему примером для подражания остаются великие еврейские души. Конечно, не Рувим, а прекрасный Иосиф; не Исав, но его младший брат Иаков; не Измаил, но его младший брат Исаак, и т.д. Итак, парадигма «младший – старший» меняется в плане домостроительства спасения рода человеческого, и кто будет первым, а кто вторым в день Страшного Суда, нам доподлинно не известно. Хотя и теперь для нас есть текст Евангелия, в котором сказано: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» ( Мф.20:16 ). Впрочем, в сравнении не уверовавших иудеев, с уверовавшими христианами апостол Павел предлагает нам и следующее предостережение: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться”. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» ( Рим.11:16–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

5 . Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. 6 . На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью 1789 ... Новый Иерусалим есть Церковь Господа и Спаса нашего на земле; к нему шли народы, потому что в этой церкви видели правду – единственную абсолютную правду, светящую на земле. Новое имя, которое восприяли члены этой церкви, было Христиане ( Деян. 11:26 ); новое знамя этой церкви было Крест ; слава этой церкви были благодатные дары Духа Святого ; местопребывание этой церкви не ограничивалось землею, ибо, как говорит Апостол Христианам ( Евр. 12:22–29 ): „вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. И к ходатаю нового завета Иисусу“. Это место послания к Евреям служит лучшим комментарием на читаемое место прор. Исаии. Вот почему в стихе 3-м и назван новый Иерусалим венцом славы и диадемой на длани Господа. – В стихах 4 и 5 мы опять встречаем намеки на мысли, высказанные в Псалме 44, в Песни Песней и в Еф. 5:25,32 , которые все связуются между собою единым образом: Жених есть Господь, Израиль был неверною женою, новая Церковь Христова, омытая кровию Агнца, есть чистая непорочная Невеста Христова. Только бесконечная любовь Творца могла создать такой союз между Творцом и его творением, который подымает полуживотное человека до духовного общения с Творцом. Любовь есть огонь пылающий; если в земной жизни он загорается как временное услаждение между мужем и женой, то он есть только малое преобразование той радости, которую воспринимает душа, когда Творец призовет ее к общению с Собою, вечною благостию и мудростью и правдою. Первая часть стиха 6-го говорит о том, что благость Божия „на стенах Иерусалима поставила неумолкающих сторожей“, избранных Божиих, которым поручено напоминать своим братиям, что цель человека-вечная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1:10–11 ). Кто такие свои? Не ты ли, как сказано, названный возлюбленным Его первенцем 427 , Израиль? И опять-таки среди вашего народа родился от Пречистой Марии Богородицы Тот, Кто «дал власть быть чадами Божиими тем, которые приняли Его, верующим во имя Его. Мы же видели славу Его, славу как Единородного от Отца, исполненного благодати и истины» ( Ин. 1:12, 14 ), о Котором свидетельствует сын Захарии Иоанн (этого Захарию «вы убили между храмом и алтарём» – Мф. 23:35 ), восклицая: «Сей был Тот, о Котором я сказал: идёт за мною Тот, Кто стал впереди меня» ( Ин. 1:15 ). «Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). Отчего же вы до сих пор не понимаете, что такое закон и что такое благодать и истина? 428 Но вот что сказал великий апостол Павел: «Если бы первый завет был без недостатка, то не было бы [нужды] искать места другому» ( Евр. 8:7 ). После этого мы возвратимся к нашему предмету. Оувидвъ же Нои, ко не взвратис вранъ, и потомъ посла голубь, вдше бо, ко во птицахъ смирниши всхъ и зло мудра єсть, тако же и Господь нашь посла єдинородъныи Сынъ свои въ миръ спасти миръ. ко же Нои посла голубь на испытаниє вселены, аще ступила єсть вода, тако и Господь Богъ нашь посла єдинородныи Сынъ свои въ о и въ в зыка, да кто ихъ люби Бога витьс. Но ко же голубь не обрте поко ногама своима множени воды, тако и Господь Богъ нашь Ісусъ Хрістосъ, обнищавъ волею, не имшеть, кде главы подъклонити. Но ко же голубь Ноєви принесе счець древныхъ птеро писменню милость пентатеха книгъ пронаписа, тако и Господь Богъ нашь принесе древнаго креста знамениє къ своєму Отцю, не немъ же июди расп(л.54в)ша. И сеи бо голубь писмьнъ б четъ вышьнго мира образъ нос, иже Духъ Свтыи видомъ голбиномъ на Ерданьскю рку сошедъ, вопише Отца глагол: се єсть Сынъ мои взлюбленыи, о немъ же благоизволихъ. Но ко же Нои, верза двери ковчегу, вид голубь и разум, ко не стпило воды, тако же и Господу нашему Ісусу Хрісту по г-дьневнмъ єго воскресении взносщюс на небо, ангели предътекще вопиху горнимь силамъ: верзете врата кнзи ваши, Царь бо восходить къ первому свту славы; єго же видвъ Отець простьре руц и съпрестолника посади, Отець бо и Сынъ єдино єсть и Свтыи Духъ, ко же б писано, три собьства – єдино божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Иак.1:16 . Не заблуждайтесь, братья мои возлюбленные , полагая, что порочные искушения берут начало от Бога, хотя мы и знаем, что некоторые, получив по заслугам за прошлые злодеяния, опять впадают в новые прегрешения, по справедливому попущению строгого Судьи. Потому и апостол говорит: И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, то предал их Бог безрассудному уму делать недолжное, исполненных всякой неправды ( Рим 1:28 ). Иак.1:17 . Всякое даяние наилучшее и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов. Научив, что присущие нам пороки, которыми мы искушаемся, [происходят] не от Бога, а от нас самих, апостол показывает, что всё мыслимое нами добро, напротив, мы получаем в дар от Бога. Поэтому именует Бога Отцом светов, зная, что Он является источником духовных даров. Это согласуется со словами апостола Павла: Что же ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор 4:7 ). У Которого нет изменения, ни тени перемены. Ибо в природе Бога нет изменчивости, и Его свет не пропадает от какой-либо тени перемены, подобно свету мира сего, и к тому же он не допускает тьмы прегрешений. Вполне понятно, что дары света [предназначены] только для нас. Иак.1:18 . Ведь по Своей воле Он родил нас словом истины. И Господь в Евангелии [говорит]: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин 15:16 ). И у пророка Осии [сказано]: Возлюблю их по Своей воле ( Ос 14:5 ). Подтверждая сказанное прежде: Всякое даяние наилучшее и всякий дар совершенный нисходит от Бога, апостол [этим] добавляет, что Бог по Своему благоволению, а не по нашим заслугам, посредством воды возрождения, превратил нас из сынов тьмы в сынов света. Чтобы нам быть неким началом Его творения. Чтобы мы не подумали, будто в этом рождении мы становимся тем, чем Он является Сам, поэтому апостол показывает некое дозволенное для нас первенство в творении через усыновление такого рода. Ведь некто перевёл эти слова так: восхотев, Он родил нас словом истины, чтобы нам быть начатками Его творений. То есть, чтобы нам быть лучшим из творений, которые мы видим. Ибо закон предписывал посвящать Господу начатки плодов и животных, а для устроения скинии [Моисей] повелел приносить начатки золота и серебра, то есть самое лучшее из металлов. И о древнем народе Божьем сказал пророк Иеремия: Израиль – святой для Господа, начаток плодов Его ( Иер 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Сол. 17: 35; 17:42), участники блаженного царства будут исполнены мудрости, источники которой откроются для всех жаждущих (Ен. 5:8; 48:1; 91:10). Со своей законнической точки зрения иудеи полагали эту мудрость главным образом в знании закона и путей праведности; руководителем сынов Израиля в правде будет сам Мессия, который «не допустит, чтобы неправда обитала в среде их» (Пс. Сол. 17:29). Более подробную картину этого обращения Израиля на путь законной праведности рисует автор книги Юбилеев, который влагает в уста Бога к Моисею следующие слова: когда сыны Израиля познают свои грехи, они «обратятся ко Мне во всей праведности и от всего сердца и от всей души: и Я обрежу крайнюю плоть их сердца и крайнюю плоть сердца их семени, и созижду в них дух святый, и очищу их, чтобы они более не отвращались от Меня с того дня и до века. И их душа прилепится ко Мне и ко всем Моим заповедям, и они будут исполнять Мои повеления; и Я буду их отцом, и они будут Моим сыном, и все будут именоваться сынами Божиими и сынами духа» (Юбил. 1 гл.). Возродившийся и очистившийся Израиль будет предметом радости для Иеговы, который покажет славу его всей поднебесной; тогда Иерусалим, как место истинного и чистого служения Израиля Богу, с полным правом будет носить имя: мир правды и слава благочестия ( Вар. 5:3–4 ). О духовном возрождении и очищении Израиля говорится и в талмуде: «в будущее время Бог обоймет со всех сторон землю Израилеву, и удалит из неё всякую нечистоту, как делает человек, очищающий одежду от пыли и удаляющий из неё всю нечистоту, согласно Писанию» ( Иов. 38:13 ) 814 . Восстановление завета Божия с Израилем естественно должно сопровождаться изменением отношений Бога к миру и Своему народу; если теперь Он существует в бесконечном отдалении от мира, оскверненного грехом и как бы отданного во власть злых духов, то тогда Он станет опять в прежние отеческие отношения к Своему возлюбленному первенцу; «праведный Судья и Владыка Сам будет оберегать его Своим могущественным предстательством, как стена, охраняющая здание от горящего огня» (Сив.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010