И Моисей идет к фараону и говорит то, что поется в известной песне Луи Армстронга: «Let my people go», т.е. пусть мои люди уйдут. Говорит: я от Бога пришел. Разреши нам уйти в пустыню и принести жертву. Дай моим людям уйти, «Let my people go» -   это известнейшая песня африканских рабов, гармонизированная уже в наше время. А ведь их было больше миллиона. 630  тысяч мужчин, не считая женщин и детей, плюс личные животные. Фараон был ожесточён, и для того, чтобы смирить его душу, ему было 10 казней египетских. Господь явил всю Свою силу на фараоне и на войске его, и на народе этом, через превращение Нила в кровь, через пришествие мух и оводов, через густую тьму, через гибель первенцев, и потом- таки под водительством Моисея народ вышел. Прошел через Чермное море, когда уже на горизонте пыль поднималась от конниц фараона. Моисей возопил Господу, и Господь сказал ему: «Что ты вопишь ко Мне, простри руку на море» -  и Моисей простер на море руку, и воды разошлись. Народ пошел туда, где раньше было море, а там -  стена воды справа, стена воды слева, и они шли, всего -  миллион человек. Они прошли и вышли, а фараон погнался за ними. Бог сказал Моисею: «Простри руку опять на море». Он простер  - и вода сошлась. Никто из них не спасся. Вода покрыла фараона с колесницами и всадниками в море. Мы поем об этом на Пасху, в Великую Субботу. Читается паремия об этом страшном событии, когда Господь спас одних и погубил других. Мы поем: «Славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море. Славно бо прославися». Это великое событие в мировой истории больше никогда не повторялось. Оно было уникальным, и оно является первым событием, легшим в основание песен нашего канона. Например, первая песня любого канона, на панихиде, на утрене, на молебне посвящена именно этому: «Коня и всадника в море Чермное» или: «Яко посуху пешешествовав в Израиль. Это всё об этом, т.е. первая песня канона – она про переход евреев через Чермное море. Дальше они вышли и пошли. И началось то, что описывается в книге Чисел, в книге Левит, в книге Второзаконие, т.е.

http://radonezh.ru/analytics/bogovidets-...

Но евр. текст в начале стиха имеет глагол, значущий не «изыдоша», но скорее: придут или пойдут, т. е. из страны плена. В таком случае, слезы, с которыми пленники будут возвращаться, суть не горькие слезы страдальцев, но слезы радости; и слова: «они пойдут со слезами» имели бы смысл подобный смыслу непосредственно следующего предложения: Я поведу их с утешением. Последним словом, впрочем, переведено еврейское, у 70 толковников точнее переданное выражением: ν παραλσει=со воззванием, с молением (=евр.). Изменяя таким образом смысл второго предложения стиха, в первом предложении «слезы» нужно признать слезами молящихся. В таком случае, вся первая часть стиха, по смыслу своему, будет напоминать Иер. 3:18, 23–25 и еще буквальнее Иер. 50:4, 5 . Израильтяне будут возвращаться из плена в отечество с чувствами глубокого раскаяния в прошлых грехах своих и с выражениями полной преданности Господу. Провод чрез ровенники водъ, ср. Ис. 48:21 . Господь поведет народ Свой из плена в его отечество не по пустыне, не допустит возвращающихся страдать от жажды, особенно сильной и мучительной в той жаркой стране. Он позаботится об утолении этой жажды, вообще сделает путешествие из плена в отечество безпечальным. По пт прав, и не заблдтъ по нем: эти слова, в переносном смысле, значат то же, что и русский соответствующий перевод: дорогою ровною, на которой не споткнутся. Ср. Ис. 40:3, 4 . к азъ бхъ Ісраилеви во оца и Ефремъ первенецъ ми есть. Выводя народ израильский из Египта, Господь объявлял его Своим первородным сыном ( Исх. 4:22 ; ср. Втор. 14:1, 32:6 ). Когда на Израиля стали нападать иноплеменники, разграбляя его имущество, опустошая его землю и уводя его самого в плен: то Израиль тем самым из сына становился рабом, домочадцем у Бога (см. Иер. 2:14 ). Возвращая народ из плена в отечество, Господь тем самым начинает опять являть Свою любовь к народу, как Отец к сыну (ср. Иер. 31:3 ), после того как народ сам обратился к Нему с покаянием и молитвою (ср. первую часть настоящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Он наших врагов сокрушал неустанно — царей амморейских, владыку Башана и грозную силу царей Ханаана — и отдал их земли в наследие нам. А всё потому, что их боги — из камня и сделаны просто людскими руками: их уши не слышат, и слово к ним канет, глаза их не видят, уста их молчат, и нет в них участья, как нет в них дыханья. Кто каменным идолам шлёт упованья, такими же станут — а наши преданья о Боге Всесильном опять возвестят. Он благословен, наш Господь от Сиона, единый наш Бог и Создатель Закона. Хвалите Всевышнего, род Аарона, Израиля племя и племя Леви. И каждый, кто верит, кто Бога боится и кто к справедливости Божьей стремится, тот пой поутру, как свободная птица, и с пеньем Всевышнего благослови! В. Горт. ПСАЛОМ 135 В. Горт ПСАЛОМ 135 Аллилуйя. Хвалите, рабы, имя — слышите? — имя хвалите Господне! Проку нет от стоящей в молчанье гурьбы во дворах, при дверях, от бесцельно снующих по сходням; пользы мало от спящих за считкой знамений с небес — слуг при тереме Божьем близ лунных оконных просветов, ибо Ягве — хорош!!! — пойте имени Божьему песнь!, ибо — сладостно это. — Ибо выбрал Он — нас, отличил Он — Яакова род, словно лучшее мы, словно редкое мы — достоянье. Духи — неодинаковы, немощен, жалок их рой, да и нет их ни в чучеле, ни в изваянье! Нас, как скарб драгоценный, припас для Себя Элогим, взяв из многих. Божества иноверцев — не боги в сравнении с Ним!: столь убоги. Все, что вздумает Он, — из Себя Самого создает: мир беря в оборот, Он торопит дожди, понукая их плетками молний, чтоб до самого пекла дошли, где в кричащем безмолвьи жаждет влаги земля; из сокровищниц тайных Он ветры выводит в поля, в море — волны, облака — в небеса... Но, карающий сплошно и больно, поразил Он египетских первенцев — в гневе Он строг — от младенца до агнца... — не тебе ль, фараон, не тебе ли, Египет, - урок?, не тебе ли, Израиль, — команда, подсказка, намек?: веря в чудо, спасаться... Поражал племена, убивал их властителей Бог: став у нас на пути, пал Сихон Эморейский, пал Ог — великан, царь Башана;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

И то, что с появлением имени Израиль не пропадает имя Иаков, свидетельствует о том, что он лично сумел сделать религиозно правильные выводы из негативного опыта прошлого. То есть, предшествующий опыт может иметь некую ценность в глазах Бога, потому что он научает человека не возвращаться к тем ошибкам, которые он имел. Авва Сысой в «Добротолюбие» говорит, что Бог попускает нам отходить от Него, впадать в разные грехи с одной целью: чтобы мы поняли, что мы не можем жить без Него! Итак, « Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его ». Кого « его » – мы уже ответили на этот вопрос. А с другой стороны, ответ может быть еще и такой: когда о многих говорится как об одном, это свидетельствует о единодушии этих людей. « И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской 73 , и пришли в Египет, – Иаков и весь род его с ним. Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет 74 . Вот имена сынов Израилевых, пришедших 75 в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим 76 » ( Быт.46:6–8 ). Надо сказать, что через весь текст Книги Бытия проходит сквозная тема о том, что первенцы никогда не оправдывают тех надежд, которые на них возлагают их родители. А в свете того, что в Библии сказано: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх.4:22 ), характеристика всех первенцев, которые упоминаются в Книге Бытия, косвенно является характеристикой, судьбой всего еврейского народа. Кто первый первенец был? Каин! Каин, который убил Авеля. Каких еще первенцев мы знаем? У Авраама первенец был Измаил. Измаил был злодей, разбойник, который, правда, совершил «тешува» – покаяние, примирился с Богом, признав превосходство над собой Исаака. Следующий первенец – это Исав, сын Исаака. Исаак любил Исава, но Исав был злодей! И первенец Иакова – это Рувим. Рувим совершил страшный грех: он вошел в шатер к одной из наложниц Иакова и с ней переспал – то есть взошел на кровать своего отца и спал с одной из его жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

31«Поклянись мне в этом», – попросил Иаков. Иосиф поклялся ему, и Израиль поклонился Богу у изголовья постели своей. Манассия и Ефрем 48 Некоторое время спустя Иосифа известили о том, что отец его заметно слабеет. Взял тогда Иосиф с собой двух своих сыновей, Манассию и Ефрема, и пошел к отцу. 2 Когда Иаков услышал, что его сын Иосиф пришел к нему, собрался Израиль с силами, приподнялся, сел на постели 3и сказал Иосифу: «В свое время Бог Всесильный явился мне в Лузе, что в Ханаане, и, благословляя меня, 4обещал мне: «Я сделаю тебя плодовитым и род твой многочисленным, ты будешь отцом множества народов, и эту землю Я отдам потомкам твоим во владение вечное“. 5Так вот, теперь оба сына твои, Ефрем и Манассия, которые родились в Египте еще до того, как я пришел к тебе сюда, будут моими, так же, как Рувим и Симеон. 6Другие же дети, что родятся у тебя после них, – твои, но в том, что касается их наследства родового, они будут значиться под именами Ефрема и Манассии, их братьев старших . 7И делаю я это, потому что  – увы! умерла моя Рахиль, когда я возвращался из Паддана, умерла в Ханаане, недалеко от Эфраты. Я и похоронил ее там же, у дороги в Эфрату». (Ныне она Вифлеемом называется .) 8Когда же Израиль заметил сыновей Иосифа, он спросил: «Кто это?» 9«Сыновья мои, которых даровал мне здесь Бог», – ответил Иосиф. «Подведи их ко мне, – сказал Израиль, – и я благословлю их». 10Зрение Израиля от старости притупилось – он едва видел. Иосиф подвел к нему своих сыновей; Израиль поцеловал их, обнял 11и сказал Иосифу: «Я уже не надеялся тебя увидеть, а Бог дал мне увидеть и детей твоих». 12 Иосиф отвел сыновей своих от колен Израиля и поклонился ему до земли. 13Взял он обоих сыновей (Ефрема – правой рукой, чтобы тот был слева от Израиля, а Манассию – левой, чтобы тот был справа от Израиля) и подвел их поближе к нему. 14Но Израиль, протянув руки вперед и скрестив их, возложил правую на голову Ефрема, хотя тот был младшим, а левую – на голову Манассии, несмотря на то, что Манассия был первенцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

С чем это связано? Есть у евреев такое предание, что жены Исава кадили своим ложным богам, и дым от этих каждений касался глаз Исаака. И за то, что Исаак допустил проникновение в свою семью хананеянок и их порочного образа жизни, Господь как бы наказывает его: его пророческий дар ослабевает, ослабевает и физическое зрение. Итак, Исаак говорит Исаву: Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи (Быт. 27, 2–3). У Исаака два сына: Иаков и Исав. «Исав» символизирует собой еврейский народ, он – первенец, он рождается первым. А «Иаков», который рождается вторым, держась за пятку своего брата, символизирует собой христиан: христианам первенство не принадлежит, потому что первенцы Божии – это еврейский народ. И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх. 4, 22). Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец И вот Исав, символизирующий еврейский народ, – любимчик Исаака, его первенец. Бог любил еврейский народ… Но ситуация изменилась. Теперь еврейский народ находится на положении падшего Исава, а о христианах сказано: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2, 10). Поэтому вот эта переадресация Божьего благословения раскрывается в отношении к этим двум сыновьям. Итак, Исав – любимчик Исаака. Почему? Он приносит дичь, он – добытчик, а главное – он ПЕРВЕНЕЦ.Вот такая интересная характеристика еврейского народа. Действительно, они очень настойчивые, успешные, трудолюбивые люди. Они умеют обеспечить семью и старость своих родителей. Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи ,– говорит слепой Исаак,– и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт. 27, 3–4). Исаак хочет благословить Исава и поставить его патриархом над всем племенем. И действительно, Бог хотел, чтобы еврейский народ принял Мессию – Христа – как Спасителя и чтобы они оставались первенцами, но они потеряли этот статус. Почему? Привязанность к мирскому, плотскому подвела этих людей. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль (Ис. 5, 7).

http://pravoslavie.ru/111494.html

Первородным называется тот, кто имеет братьев, потому что он первенствует по происхождению, а единородный называется единородным потому, что не имеет братьев. Но есть единородный и в ином смысле; единородный тот, кто один рожден от кого-нибудь, а не один только произошел, как легкомысленно говорят еретики. Единородным, говорят, называется Спаситель потому, что только один был такой, как Он. Но в таком случае и Илия единороден, потому что один только был такой, что и разумно. Писание обычно называет единородным того, кто один только рожден от кого-либо, согласно с вышеуказанным значением слова. Слушай. Первородный, говорят, если не имеет братьев, есть единородный. Я укажу не одного, не двух, не трех, а многих первородных. Странное дело! Как может быть много первородных? Должен бы быть один. Я затянул речь о первородном и единородном; но решим вопрос. Бог называет первого верующего первородным в своем роде, не как первого среди других верующих, а как бывшего первым в свое время. Например, когда народ Израильский был в Египте, Бог говорил чрез Моисея: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего» ( Исх.4:22–23 ). Вот первородный народ, потому что в то время он был первым народом, познавшим Бога. Позднее, после закона, после многих родов, явился Давид, и Бог возвещает ему, что от семени его явится Христос, и говорит так: «обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты – Отец мой. ...И Я первенцем поставлю его» ( Пс.88:21, 27–28 ). Первенец Давид, первенец и народ. Первенец Адам в своем роде, первенцы Ной, Сим, первенец в своем роде Авраам, Моисей, Исаия, потому что они в свое время первенствовали благочестием. Из этого множества первородных собрана великая церковь , пребывающая на небе. «Но вы приступили, – свидетельствует Павел, – к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). Один из этих первородных есть Христос по плоти, по божеству Единородный.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 4.7. Исход как усыновление Богу 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.7. Исход как усыновление Богу «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). Почему Израиль назван здесь сыном? Давайте разберемся. Изводя Израильский народ из Египта, Бог спасает Израиль от гибели. Выше мы выяснили, что это спасение было залогом и прообразом начала спасения человечества во Христе. Это спасение Бог совершает, усыновляя себе Израиль. «И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня» (Иер. 3:19). В этой связи смерть первенцев египетских приобретает особый смысл. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4:22-23)8. Святой апостол Павел учит, что мы спасены Богом через усыновление во Иисусе Христе Сыне Божием (Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). При этом связь усыновления с Исходом как прообразом крещения совершенно очевидна, поскольку именно в крещении мы соединяемся со Христом (ср. 1 Кор. 10:2). 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Воды Мерры. Путь по пустыне от Чермного моря до горы Синай сопровождался рядом чудесных событий. Через три дня пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру. Здесь был источник горькой воды, которая была превращена в сладкую Моисеем, бросившим в нее древо, указанное Богом. Это чудо прообразует Крест, которым горечь жизни, порабощенной греху, обращается в сладость радости Царства Небесного. Двигаясь дальше, израильтяне пришли в Елам, где поставили стан при двенадцати источниках и семидесяти пальмах.

http://sedmitza.ru/lib/text/430931/

Отметим только, что это событие прообразовало и Рождество Христово. Для примера приведу Богородичен догматик 5-го гласа: «В Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды: зде же Гавриил, служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно: Непорочная по Рождестве Эммануилеве пребысть Нетленна. Сый, и прежде Сый, явлейся яко Человек, Боже помилуй нас». 5.7. Исход как усыновление Богу    «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал Сына Моего» ( Ос. 11:1 ). Почему Израиль назван здесь сыном? Выведя из Египта народ Израильский, Бог спасает его от гибели. Выше мы выяснили, что это спасение было залогом и прообразом начала спасения человечества во Христе. Это спасение Бог совершает, усыновляя себе Израиль. «И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня» ( Иер. 3:19 ). В этой связи смерть первенцев египетских приобретает особый смысл. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» ( Исх. 4:22–23 ). Книга Премудрости Соломона комментирует это событие так: «И не верившие ничему ради чародейства, при погублении первенцев, признали, что этот народ есть сын Божий» ( Прем. 18:13 ). Святой апостол Павел учит, что мы спасены Богом через усыновление во Иисусе Христе Сыне Божием ( Рим. 8:15 ;  Гал. 4:5 ;  Еф. 1:5 ). При этом связь усыновления с Исходом как прообразом крещения совершенно очевидна, поскольку именно в крещении мы соединяемся со Христом (ср.  1Кор. 10:2 ). 5.8. Чудеса на пути до горы Синай Воды Мерры . Путь по пустыне от Чермного моря до горы Синай сопровождался рядом чудесных событий. Через три дня пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру ( Исх. 15:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

В–пятых, слово «первенец», которым назван в Евангелии Христос, вовсе не говорит о том, что и после Него у Богоматери были дети. Христос назван «первенцем» потому, что у Богоматери, как Девы, не было раньше детей. Первенец может быть и единственный. «Святи Мне, говорит Господь, каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что Мои они» ( Исх. 13:2 ). Как во всем израильском народе, так и среди многочисленного скота его, конечно, были и единственно рожденные, которые тоже посвящались Богу, как «первенцы». Господь никогда не называл языческие народы Своими детьми. У Господа был только один избранный Им народ, это – народ израильский, но и он назывался «первенцем»: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). Таким образом, слово «первенец» означает не только первого из других рожденных, но и единственного. Что касается славянского слова «дондеже», то оно означает не только: «пока», но также – «после того, как». Например, Господь говорит: «Аз есмь и дóндеже состареетеся Аз есмь» (Исаия 46:4). Если в этой речи славянское слово «дондеже» перевести русским словом «пока», то получится бессмыслица, выйдет, что Бог будет существовать только до тех пор, пока не состарятся те, кому Он сказал: «Аз есмь», а потом Его уже не будет. Очевидно, что и славянское слово «дондеже», находящееся в Евангелии Матфея (1:24–25), нужно переводить так, как переведено оно в русском Евангелии, т. е. в том смысле, что Иосиф не знал обрученной ему жены и после того, как Она родила Первенца. В таком же значении: «и после того, как», употребляется слово и в других местах Библии (например, Быт. 8:7 ; Пс. 109:1 ). Следовательно, мудрствование сектантов относительно слова «дондеже» показывает только непонимание ими славянского языка и славянских библейских выражений. 4) Православные поют Богородице: «Не имамы иныя помощи, разве (кроме) Тебе, Владычице... на Тебе надеемся». Поют и молятся Ей: «Спаси нас»! Просят у Нее ходатайства за себя на небе перед Богом. А ведь, кроме Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин. 2:1 ; Рим. 8:34 ; 1Тим. 2:5–6 ). Человек спасти человека не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010