и грозную силу царей Ханаана — и отдал их земли в наследие нам. А всё потому, что их боги — из камня и сделаны просто людскими руками: их уши не слышат, и слово к ним канет, глаза их не видят, уста их молчат, и нет в них участья, как нет в них дыханья. Кто каменным идолам шлёт упованья, такими же станут — а наши преданья о Боге Всесильном опять возвестят. Он благословен, наш Господь от Сиона, единый наш Бог и Создатель Закона. Хвалите Всевышнего, род Аарона, Израиля племя и племя Леви. И каждый, кто верит, кто Бога боится и кто к справедливости Божьей стремится, тот пой поутру, как свободная птица, и с пеньем Всевышнего благослови! В. Горт — Псалом 135 Аллилуйя. Хвалите, рабы, имя — слышите? — имя хвалите Господне! Проку нет от стоящей в молчанье гурьбы во дворах, при дверях, от бесцельно снующих по сходням; пользы мало от спящих за считкой знамений с небес — слуг при тереме Божьем близ лунных оконных просветов, ибо Ягве — хорош!!! — пойте имени Божьему песнь!, ибо — сладостно это. — Ибо выбрал Он — нас, отличил Он — Яакова род, словно лучшее мы, словно редкое мы — достоянье. Духи — неодинаковы, немощен, жалок их рой, да и нет их ни в чучеле, ни в изваянье! Нас, как скарб драгоценный, припас для Себя Элогим, взяв из многих. Божества иноверцев — не боги в сравнении с Ним!: столь убоги. Все, что вздумает Он, — из Себя Самого создает: мир беря в оборот, Он торопит дожди, понукая их плетками молний, чтоб до самого пекла дошли, где в кричащем безмолвьи жаждет влаги земля; из сокровищниц тайных Он ветры выводит в поля, в море — волны, облака — в небеса… Но, карающий сплошно и больно, поразил Он египетских первенцев — в гневе Он строг — от младенца до агнца… — не тебе ль, фараон, не тебе ли, Египет, — урок?, не тебе ли, Израиль, — команда, подсказка, намек?: веря в чудо, спасаться… Поражал племена, убивал их властителей Бог: став у нас на пути, пал Сихон Эморейский, пал Ог — великан, царь Башана; смел Он царства чужие с прибрежных угодий Кнаана, передав их в ладони послушные наши, — Господь

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Исх.34:10–28 . После возобновления Завета Господь повторяет некоторые заповеди. В данном отрывке делается акцент на запрещении союзов с язычниками и решительной борьбе с идолопоклонством (ст. 10–17), также кратко упоминается об основных ветхозаветных праздниках. В стихе 28-м говорится, что Моисей вновь, как и при заключении первого Синайского завета, на протяжении сорока дней пребывает на горе Божией, воспринимая полноту Божественного Откровения. Иудейское предание гласит, что возвращение Моисея со вторыми скрижалями пришлось на 10-й день месяца тишри, то есть тот день, который впоследствии станет отмечаться евреями как День Очищения. Исх. 34:29–35 . Сияние лица Моисея. Не только Бог есть неприступная Святыня, но и отражение славы Его на лице Моисея было невыносимо для народа: И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое (ст. 35). Видение славы – явление мистическое (таинственное). И мистическое не потому, что Бог желает скрыть славу Свою от нас, но лишь потому, что мы утратили способность к видению ее. Покрывало на лице Моисея имело и прообразовательное значение, о чем говорит апостол Павел: как покрывало на лице Моисея не давало возможности видеть сияющий отблеск славы Божией, так и покрывало на сердце иудеев, не уверовавших во Христа, мешает им увидеть истинный смысл Писания ( 2Кор.3:14–16 ). 14. Сравнительная характеристика первого и второго Синайского завета Испуганная реакция людей на сияние лица Моисея наряду с другими обстоятельствами позволяет говорить о коренном отличии второго Синайского завета от первого. Укажем основания для этого различия. 1) При заключении первого Завета представители Израиля могли телесными очами видеть Бога, есть и пить в Его присутствии ( Исх.24:11 ), тогда как теперь Божественное присутствие становится невыносимым для грешного народа. 2) До поклонения золотому тельцу весь Израиль был царством священников, а первенцы народа в буквальном смысле исполняли священнические обязанности. После же грехопадения Господь вместо первенцев народа, не сохранивших верности Богу, избирает левитов на это высокое служение ( Чис.8:16–18 ). Так как только левиты оказались чисты от скверны идолопоклонства, то отныне именно они будут исполнять то призвание, которое должно было быть призванием всего народа (более точно Чис.8:19 можно перевести так: «чтобы они совершали служение сынов Израилевых в скинии»). Следовательно, прямое общение с Богом для израильтян становится невозможным, допускается только опосредованная связь с Богом через левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О разорении Беф-Арбела Салманассаром ничего неизвестно, но из того, что это разорение приводится здесь в пример предстоящего грозного разорения израильского царства видно, что это разорение было жестокое. Как образец бесчеловечной жестокости при разорении Беф-Арбела представляется разбитие врагом матери о камень вместе с детьми, та же бесчеловечная жестокость повторится и при предстоящем разорении; как там, так и тут «матерь вместе с детьми будет разбита (о камень). Вот что " , заключает пророк и это грозное слово, как он заключил и предыдущее ( Ос.9:17 ), «сделает вам Вефиль за нечестие нечестий ваших», вот какую печальную участь принесет вам Вефиль, – это главное седалище вашего идолослужения, принесет за то, что, ходя в Вефиль и неудержимо следуя идолослужению, Израиль довел у себя нечестие до самой высшей степени развития и раскрытия. «Во время утренней зари погибнет, погибнет царь израилев», во время вновь, по-видимому, просиявающего счастья и удачи случится внезапная и неожиданная напасть, когда погибнет царь, опять (см. ст. 7) не тот, или другой в отдельности, а царь вообще, когда погибнет царская власть, а с ней вместе погибнет и самое царство ( Ос.10:9–15 ) 3) В третий раз (см. Ос.9:10, 10:1 ) речь пророка возвращается к изначальным временам народа израилева и в третий раз и показывает, как народ за всю, с самого начала существования его, проявленную к нему любовь со стороны Бога воздал этому Богу полной неблагодарностью и неверностью, так что вполне заслуживает окончательного истребления судом Божиим. Но, прибавляется в этом последнем, заключительном для второго отделения второй части книги пророка слове, хотя народ и подвергнется за свою неблагодарность суду Божия наказания, хотя царство его и будет разрушено, хотя сам народ и будет отведен в плен, – при всем том всецело и навсегда не погибнет. Неизменно верный своим обетованиям Бог после заслуженного наказания спасет наказанных. «Когда Израиль, говорит Господь устами пророка, был отроком», когда Израиль во время пребывания своего в Египта только что образовался в народ, народ молодой, свежий, хотя не вполне еще возмужалый, окрепший, но годный уже к самостоятельной жизни; тогда Я избрал его исключительно в свой народ, избрал его на служение Мне, сделал его сыном моим и первенцем моим (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Еще одна отличительная особенность Мф. состоит в миссионерской открытости, свойственной его общине. Как ни странно, эта особенность опять-таки связана с иудейскостью Мф. Да, всякое Евангелие — это прежде всего весть, миссия. Но в Мф. о миссии говорится как-то особенно настойчиво именно потому, что таким образом преодолевается закосневший партикуляризм иудаизма (избранничество, понятое как обособленность, которую нужно хранить и тщательно оберегать от внешних смешений и влияний). Христианству, возникшему в недрах иудаизма, с самого начала грозила серьезная опасность остаться таким же замкнутым на себе движением (или даже сектой) с четкими границами Закона. Но эти границы были в конце концов преодолены. Мф. — яркое тому свидетельство. Оно заканчивается одним из самых миссионерских повелений в Новом Завете: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... (Мф. 28, 19) Именно потому, что преодолевается упомянутый партикуляризм, миссионерская направленность сказывается наиболее ярко, подчеркнуто и даже болезненно, т. е. как трудное изживание некоего предрассудка, серьезного в силу традиции. Так происходит, например, в эпизоде с исцелением дочери хананеянки (см. Мф. 15, 22-28) или в притче о злых виноградарях (Мф. 21, 33-41). И вновь здесь оказываются востребованными предчувствия все того же Ветхого Завета, причем такие, которые иудаизм как будто не знал, как истолковать и исполнить (как и в случае с мессианскими ожиданиями). Миссионерский потенциал в Ветхом Завете представлен по-разному (см. Быт. 12, 3). Особенно он проявился в проповеди пророков (см., например, Ис. 66, 18). Небезынтересно, что даже в словах «Идите, научите все народы...» можно услышать определенным образом направленную динамику — от Иерусалима (иудео-христианской матери-церкви) ко всем народам. Такова неизбывная ветхозаветная парадигма (ср. Ин. 4, 22). Первенцем в познании истинного Бога остается Израиль (ученики — новый Израиль), центр — гора Божия (в Ветхом Завете — Сион), с которой возвещается и распространяется знание о Боге:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– Я уже сказал 345 , что о двух пришествиях Христа символически было предсказано еще во времена Моисея – посредством символа козлов, приносимых во время поста. И опять то же самое таинственно было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самого вечера, – это не иное что изображало, как крест; а другой, переименованный Иисусом, предводительствовал в сражении, и Израиль побеждал. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими, потому что один из них не мог представить вместе два таинства, – я разумею, – образ креста и образ наименования; ибо эта сила есть, была и будет свойственна только Тому Одному, Которого даже имени боится всякое начальство, чувствуя мучение, потому что будет разрушено Им 346 . Итак, наш страдалец и распятый Христос не был проклят законом, но показал, что Он Один спасет тех, которые не отступают от веры в Него. И тех, которые спаслись в Египте, когда истребляемы были первенцы египетские, спасла кровь пасхальная, которою помазаны были с обеих сторон косяки дверей и перекладина. Ибо Пасха был Христос, Который после был принесен в жертву, как и Исаия говорит: «Он, как овца, был веден на заклание» 347 . Даже написано и о том, что вы взяли Его в день пасхи и распяли также во время пасхи. И как бывших в Египте спасла кровь пасхальная: так и кровь Христова избавит от смерти уверовавших в Него. Ужели Бог обманулся бы, если бы не было на дверях этого знака? Нет, говорю я; но Он чрез это предвозвестил имеющее быть посредством крови Христовой спасение для рода человеческого. Ибо и знак красной веревки 348 , который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи, приказавши ей привязать веревку к окну, чрез которое она спустила их, чтобы скрыть от врагов, – также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками и беззаконниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более. Глава 112

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Запущенная врагами Божиими операция саморазрушения проводится и у нас, с душами доверчивых русских людей, решивших «спасать» Россию исходя из своего ведения происходящего. Называться же этот процесс саморазрушения может по-разному: «возрождением» Святой Руси, монархии, «восстановлением» Катехона и «настоящей» православной власти, «помощью» Верховной власти увидеть и осознать свои ошибки и недочёты, призывами к отказу от участия в политической жизни и выборах, и др. Общий смысл враждебности Богу этих безрассудных мнений в том, чтобы расшатать, с целью последующего обрушения, данную Богом для нашего времени структуру Его Власти в России. Но, похоже, что наши «возродители» этого не видят. Как и что они собрались возрождать, если у них даже нет единого понимания смысла слова «Святая Русь» и в чём именно её святость. Для одних – Святая Русь закончилась после революции, для других – после реформ Петра I, для третьих, вообще – после реформ патриарха Никона. И только изредка раздаются здравые голоса о том, что Россия во все времена и при любой власти несёт преемство своего делания. Но хотя это понимание и лежит в правильном направлении – оно ограниченно недосказанностью и не проясняет богоугодного смысла, который мы и попробуем прояснить. Смысл слова «Святая Русь» не в том, что Русь (сама по себе) – это что-то святое. А в том, что Русь получила освящение от Святого. А о каком и когда полученном Русью освящении идёт речь? Если о крещении, то тогда, получается, у нас вся Европа святая. Ведь они же тоже были крещены и гораздо раньше нас. А некоторые и сейчас «числятся» православными, но глядя на их дела, мы даже представить себе не можем святой Болгарии, Румынии, Греции или Сербии. Так что речь идёт совсем не о крещении, и даже не о наличии своей Поместной церкви, а о полученном от Бога святом Служении являться митрополией для Дела Спасения. И эта «митрополия», опять же, свята не навсегда, а только на время пребывания митрополией. Когда-то, когда ни о какой России ещё не было и помина, первенцем в этом Служении был Святой Израиль. И оставался он Святым не только при славе Соломона, но и в вавилонском пленении, и в римском господстве. Перестал же он быть Святым только тогда, когда его служение Делу Божию было перенесено Богом на греко-ромеев.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/17/o_...

( Ин.10:16 ) На эту деятельность Иисуса Христа иудейская ученость ответила отрицательно: «От этих слов опять произошла между иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?». ( Ин.10:19-20 ) Подробно раскрыл значение Завета святой апостол Павел. Он указал, что не все те израильтяне, которые от Израиля, что не все те потомки Авраама, которые из его племени и рода суть призванные чада Божии, но только те, кто верил в обещанного Мессию: «дети обетования признаются за семя» ( Рим.9:8 ). Этим апостольским учением разъяснялось, что Завет Бога с Авраамом имел не племенное, а Всемирное значение, что с избранием Авраама для служения особому Завету при этом не унижен был ни один человек и ни один народ, в том числе еврейский. Святой апостол Павел ясно и четко говорит об «избранных» и «ожесточившихся»: «Израиль чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились». ( Рим.11:7 ) «Избранные» — это те, кто был по вере и по жизни Иудей, «кто внутренне таков… по духу, а не по букве» ( Рим.2:29 ). Они вошли в Церковь Христову, и составили ее ядро, как первенцы…» «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах…» ( Евр.12:22-23 ) Здесь речь идет о тех первенцах, кто был участником Святой Пятидесятницы: святых Апостолах, женах – мироносицах и многих других. Святой Апостол Павел также ясно говорил об избранничестве евреев: «В отношений к благовестию, они враги ради вас; а в отношений к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны». ( Рим.11:28-29 ) Избранничество Израиля не кончилось Ветхим Заветом: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал.» ( Рим.11:2 ) Это избранничество постоянно: «Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего; ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим». ( 1Цар.12:22 ) Господь, возлюбив народ Свой, не перестает любить его. ( 1Кор.13:8 ) до тех пор, пока не будут исчерпаны все попытки «возвратить сердца отцов детям» ( Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Но сам же опять и милосердует и смертью наказует расхищавших выделенный для Него народ, ибо егда, сказано, разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его, Израиль ( Втор.32:8,9 ). Но кроме сего, как можно тщательнее заметь и нижеследующее, и как бы от совершившегося исторически (буквально) переходи к внутреннейшим мыслям. Когда лукавые и противные силы, наподобие сильного водного потока вливаясь в нашу душу, или вторгаясь вместе с искушениями внешними или же врожденными движениями плоти, стремятся осаждать благочествующий ум: то да не впадает в бессильную робость всякий из имеющих первенствовать с помощью Бога, но скорее на Нем утвердив свою надежду, пусть будет выше всякого страха. Ибо в том, что он получит от Него помощь, как можно усомниться? потому что Господь знает, как избавлять благочестивых от искушения. И блаженный Павел пишет: силен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести ( 2Кор.9:8 ; 1Кор.10:13 ). И, как Псалмопевец говорит: ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их ( Пс.33:8 ). Также и когда не знающие священных догматов еретики, по своему упорству, восстают против поклонников истины, делают наступление на них, страшные и дерзкие, или возбуждая войны и гонения против них, или умножая их скорби и страх смерти: и они не менее тех обессилеют; яко рукою тайною ратует Господь на Амалика от рода в род, как написано ( Исх.17:16 ). Ис.18:1–2 . Горе корабелным крилам земли, яже об ону страну рек Ефиопских. Посылаяй по морю послы в залог и послания книжная верху воды: пойдут бо вестницы легцы к языку высоку и к людем странным и строптивым: кто далее их? язык безнадежен и попран. Кто-либо удивится, быть может, и станет рассуждать сам с собою и скажет: чего ради в сих словах пророческое слово, бывшее против Дамаска, упоминает нам о земле, лежащей по ту сторону рек Эфиопских? На это мы говорим, что по временам Израильтяне, неосторожно дерзнув оставить Спасителя всех Бога, обращались к заблуждению безбожия; пренебрегая совершенно данною чрез Моисея заповедью, были наказуемы Богом, Который воздвигал по временам войны на них и изнурял проистекающими отсюда бедствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

111. —  Я уже сказал, что о двух пришествиях Христа символически было предсказано еще во времена Моисея — посредством символа козлов, приносимых во время поста. И опять тоже самое таинственно было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самого вечера, — это не иное что изображало, как крест; а другой, переименованный Иисусом, предводительствовал в сражении, и Израиль побеждал. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими, потому что один из них не мог представить вместе два таинства, — я разумею, — образ креста и образ наименования; ибо эта сила есть. была и будет свойственна только Тому Одному, Которого даже имени боится всякое начальство, чувствуя мучение, потому что будет разрушено Им. Итак наш страдалец и распятый Христос не был проклят законом, но показал, что Он Один спасет тех, которые не отступают от веры в Него. И тех, которые спаслись в Египте, когда истребляемы были первенцы египетские, спасла кровь пасхальная, которою помазаны были с обеих сторон косяки дверей и перекладина. Ибо Пасха был Христос, Который после был принесен в жертву, как и Исаия говорит: «Он, как овца, был веден на заклание» (Ис. 53:7). Даже написано и о том, что вы взяли, Его в день пасхи и распяли также во время пасхи. И как бывших в Египте спасла кровь пасхальная: так и кровь Христова избавит от смерти уверовавших в Него. Ужели Бог обманулся бы, если бы не было на дверях этого знака? Нет, говорю я; но Он чрез это предвозвестил имеющее быть посредством крови Христовой спасение для рода человеческого. Ибо и знак красной веревки, который дали в Иерихоне блуднице Раав посланные Иисусом Навином соглядатаи, приказавши ей привязать веревку к окну, чрез которое она спустила их, чтобы скрыть от врагов, — также представлял символ крови Христа, посредством которой у всех народов бывшие прежде блудниками и беззаконниками получают спасение, принявши оставление грехов и уже не согрешая более.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Однакож Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: по избранию, возлюбленни, отец ради (Рим. XI, 28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своею верою, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы убо о но помнили, из него же изыдоша, имели бы время возвратитися; ныне же другаго лучшаго желают (Евр. XI, 14-16). И опять: по вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалече видевше я и целовавше (Евр. XI, 13). Точно также говорил Иоанн приходившим к нему: не начинайте глаголати отца имамы Авраама (Матф. III, 9); также Павел: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ... сиречь ни чада плотская, сии чада Божия (Рим. IX, 6, 8). В самом деле, скажи мне, что пользы было детям Самуила в благородстве отца их, когда сами они не наследовали его добродетели? Что пользы детям Моисея, не поревновавшим его строгой жизни? Они не наследовали его власти. Они писались его детьми, но управление народом перешло к другому, кто был сыном ему по добродетели. Напротив, повредило ли Тимофею то, что он имел отцом язычника? Что опять было пользы сыну Ноеву от добродетели отца его, если он сделался из свободного рабом? Видишь ли, как мало защиты детям в благородстве отца их? Развращение воли преодолело законы природы, и лишило Хама не только благородства родительского, но и самой свободы. Также Исав не был ли сыном Исаака, который еще и ходатайствовал о нем? Хотя и отец старался и желал того, чтобы он был участником в благословении, и он сам для того исполнял все его повеления, но так как он был худ, то все это не помогло ему. Несмотря на то, что и по природе он был первенцем, и отец вместе с ним всячески старался о сохранении его преимущества, он лишился, однако, всего, потому что не имел Бога с собою.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010