Кто я пред святыми Божиими человеками, наипаче же пред Святейшею, Пречистою Богоматерию? – Кал греховный, зловонный. Что же принесу я в дар Господу? Чем приклоню Его к себе на милость? Одно мне остается – всегдашнее покаяние. Может быть, призрит Господь на сердечное сокрушение мое о грехах моих, на слезы мои и помилует меня, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [ Пс. 50, 19 ]. Но даждь мне, Господи, познать множество грехов моих, проникнуть в самую глубину души и в слезах покаяния извергнуть все мерзости греховные. Ты же пометенную храмину души моей благоукраси, Господи! Дьявол прельстил наших прародителей к нарушению заповеди Божией и подверг их греху, проклятию и смерти тем, между прочим, что сказал им: будете, как боги [ Быт. 3, 5 ], то есть внушил им горделивую мысль сравняться с Создателем. Но Господь – о, бездна премудрости и всемогущества и благости Божией! – клевету и кознь врага обратил на его голову: о чем не мог и думать гордый сатана, то Господь сделал: Он действительно человека соделал богом – Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси [ Пс. 81, 6 ]; Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам [ Ин. 15, 14 ]; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ], – сотворил нас наследниками Божиими и сонаследниками Христу [ Рим. 8, 17 ], если будем верны Богу до смерти и будем ходить в заповедях Его при помощи Его благодати. Таким образом, дьявол поражен во главу воплотившимся, пострадавшим и умершим Богом, а человек, вовлеченный в погибель изветом человекоубийцы, обожен. Слава милосердию Твоему, слава силе Твоей, Господи! Честнейшая Херувим Владычице, спаси нас от разинутой пасти адского дракона, зияющего поглотить достояние Сына Твоего! Пречистая, Ею же мы обожихомся, спаси нас! Господь Иисус Христос, в Которого я веровал и верую, есть воскресение и жизнь – чего мне бояться смерти? Смерть есть сон. Да боюсь одного – греха. То, что ты сильно любишь, за чем сильно гоняешься, то есть сласти, надо тебе совершенно презреть, возненавидеть, за грязь счесть их и никому их не жалеть. Буди! Господи, помоги! Когда враг нападает на тебя недоброжелательством и злорадством к ближнему и погружает тебя в это зло, не унывай, не поддавайся, но тотчас говори в себе: доброжелательствую ближнему моему, как себе, хотя бы он был и враг мой или ел-пил мое против желания моего, и радуюсь всякому его благополучию, как своему собственному, а о неблагополучии скорблю и скорбеть буду как о собственном. Не нужно молчать в душе, а надо говорить внутренно, когда враг порывает ко греху и шепчет внутренно. Благодарю Тебя, Господи, что Ты несколько раз спас меня, когда я воззвал к Тебе. О, как Ты облагонадеживаешь мое непотребство всегда молиться Тебе и не унывать. Ты ограда моя, Ты – столп мой от лица вражья, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ниже снидет с ним слава его,    потому что все временно. Таковой тогда воздаст благодарение Тебе Создателю, когда умножишь достояния его. Пс.48:20. Внидет даже до рода отцев своих.    Будет подражать ревности отцов и, происходя от отцов лукавых, наследует лукавство. Даже до века не узрит света.   Мудрствующие подобно сему стали душевно слепы, ни в смертной жизни не просветились они светом ведения, ни в будущей не сподобятся вечного света. Псалом 49 Псалом Асафу.   Асаф воспевает этот псалом, вводя лице законодателя, и как отменяя ветхозаветные жертвы, так вводя жертвы нового завета — дароношения хвалы. Первенствующие между иудеями, вознерадев о добродетели, поставляли ее в том, чтобы читать и возвещать Закон, а также приносить жертвы. Но чтение Закона и приношение жертв суть только плод добродетели в человеке. Делать же это одно без добродетели значить то же, что умащать себя для борьбы, но не радеть о самой борьбе, за которую дается венец. Посему, блаженный Давид обличает так поступающих, и представляет, как Бог укоряет таковых и объявляет им, что отвращается Он жертв, приносимых без добродетели, о чем сказал и чрез Исаию: «беззаконник... жряй Ми тельца, яко убиваяй» мужа, и проч. (Ис. 66:3). Речь же свою облекает Давид в образы, и вводит Бога, приходящего с неба, восседающего в судилище, и произносящего суд на иудейских правителей. Пс.49:1. Бог богов Господь глагола, и призва землю.    У Бога святые суть боги. «Дах тя бога Фараону» (Исх. 7:1); и: «Аз рех, бози есте» (Пс. 81:6). Когда же призываются они Богом? Не тогда ли, как вочеловечившись возглаголал, и призвал всю землю? Что же возглаголал, как не сие: «шедше научите вся языки» (Мф. 28:19); и: «подобает... проповедатися Евангелию» сему в целой вселенной (Мк. 13:10)? Пс.49:2. От Сиона благолепие красоты Его. Бог яве приидет.    Говоря «от Сиона», дает разуметь первое, а говоря «яве» — второе пришествие. В первое Свое пришествие и славное богоявление молчал Он, судимый человеками, и не открывал явно Божества Своего. Во второе же Свое пришествие придет не скрытно, как в первое, но «яве», и, как сам Он говорит, подобно молнии, проходящей «от востока и до запада» (Мф. 24:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Почему тот, кто говорит, что в крещении очищаются не все грехи, должен вместе согласиться и на то, что египтяне, не все потонули в чермном море, в котором совершился образ нашего крещения; но если он согласен, что все египетское войско погрязло в море, то должен принять и то, что крещение очищает нас от всех прежних грехов; ибо, принимая тень, он должен принять и тело. – Господь в евангелии говорит: измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист ( Ин. 13:10 ). Но может ли измовенный весь быть чистым, если в крещении омываются не все грехи? Явно, что нельзя назвать совершенно чистым того, в котором остается что-либо нечистое и греховное. Итак, никто не должен противоречить слову Истины, которая говорит: измовенный весь чист, и не имеет никаких даже следов греховной нечистоты; ибо совершенно чистым признает его сам Господь, искупивший нас от грехов». Св. Григ. д. Пис. к Феокт. 3: хр. чт. 1843 г. ч. 4 с. 340. 341. Св. ап. Варнава: «Мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце и с надеждою на Иисуса в духе». Св. Иустин: «Вы должны постараться узнать, каким путем можете получить отпущение ваших грехов и надежду на наследство обещанных благ; а нет другого пути, кроме того, чтобы вы, познавши нашего Христа и омывшись тем крещением во оставление грехов, о котором возвещал Исаия, жили потом без греха». Климент александрийский . «Будучи крещаемы, мы просвещаемся; просвещаясь, усыновляемся Богу; усыновляясь, становимся совершенными; становясь совершенными, становимся бессмертными. Аз рех, говорит, бози есте и сынове Вышняго вси ( Пс. 81:6 ). Действие сие называется также благодатию, просвещением, совершенством и купелию: купелию потому, что чрез него мы омываемся от грехов; благодатию потому, что чрез него нам отпускаются наказания за грехи; просвещением потому, что чрез него мы смотрим на святой и спасительный свет, то есть ясно созерцаем божественное; а совершенством называется то, что не имеет никакого недостатка».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

О каких богах здесь упоминается, когда мы веруем и знаем, что во всем мире един есть Господь Бог, Творец мира и Вседержитель? Здесь под именем богов разумеются, во-первых, ангелы Божии, как творящие волю Божию и исполняющие суды Его ( 2Цар.24:16 ), – в таком смысле богами названы ангелы Божии в Пс.96 , стихе 9: «зело превознеслся еси пред всеми боги», также в Пс.134 . Во-вторых, богами называются в Священном Писании святые люди, которые добродетельною и святою жизнью явились подражателями Богу и по благодати усыновления названы «сынами Божиими» ( Мф.5:9 ; Ин.1:12 ; Гал.3:26 ). «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ). В-третьих, богами названы в Ветхом Завете судии и правители народа: «Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла» ( Исх.22:28 ). В этом смысле и пророк Моисей назван был «Богом фараона» ( Исх.7:1 ), так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова отвращал их и являлся пред фараоном как владыка жизни и смерти. В-четвертых, богами называются ложные боги языческие и идолы их серебряные и золотые, в которых бесы принимают от людей божеское поклонение: «Вси бози язык бесове» ( Пс.95:5 ; Ис.41:23 ; Иер.10:5–11 ). «Пожроша бесовом, а не Богу, богом ихже не ведеша» ( Втор.32:17 ), – так обличал Господь израильтян за идолослужение их во время путешествия из Египта в землю обетованную. Господь Бог над всеми богами явился и стал говорить и призвал всю землю, не Иудейскую только, но всю землю – от края до края ее, от восток солнца до запад. Он явился от Сиона, с той горы святой, на которой стоял (и стоит) знаменитый и священный город Иерусалим, с его святыней – храмом Господним, явился с такого места, прекраснее которого не было на земле, которое считалось в свое время верхом красоты (см. в пер. с евр.), от Сиона благолепие красоты Его, или, как называет его пророк Иеремия: «Венец славы, веселие всея земли» ( Плч.2:15 ). По мнению св. Иоанна Златоуста , Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты Его, т.е. все благодеяния роду человеческому, «ибо благолепие и красота Божия, – говорит св. Златоуст, – есть благость, человеколюбие и благотворение всем» с. 254]. На Сионе, или в Церкви, Господь проявил все благолепие любви Своей во спасение рода человеческого. «Но так как, – говорит блж. Феодорит, – далее говорится о втором пришествии Господнем, о Суде Его, то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты – владычество и царское достоинство небесного Судии» (Толкование еп. Палладия, с. 228). «Господь воцарися, в лепоту облечеся» ( Пс.92:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста – на лбу во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний – на чреве – во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца, и поперечную часть на раменах или мышцах – во образ Духа Святого, Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38; Ис. 53, 1) или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3, 22), т. е. Дух Святый. Еще образ в человеке Св. Троицы: мыслящий ум – образ Бога Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, – образ Сына Божия, ипостасной премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святаго. Дуну и глагола им: приимите Дух Свят… (Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы… (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в сердце человека злой дух… А когда благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече боги, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание (т. е. что сказано, то – сказано верно, непреложно), Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35–36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, и принимай его, как сына Божия, беседуй с ним, обращайся с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе Господе нашем. Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, – лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Таин, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердою верою. Я молился о нем Господу, чтобы Он исцелил его. Господи! говорил я: исцели раба Твоего от болезни его. Достоин есть, емуже даси сия, любит бо священников Твоих и дары своя присылает им. – Молился и в церкви у престола Господня за литургией, во время молитвы: «иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…» и пред самыми Тайнами. Я молился между прочим так: Господи! Животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить легко всякую болезнь; как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо раба Твоего Василия от лютой его болезни и не допусти ему умереть, да не предадутся рыданию жена и дети его, – и благопослушливый Владыка помиловал. А то был на волосок от смерти. Слава всемогуществу, благости и благопослушеству Твоему, Господи!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если б Вы сколько-нибудь постигли важность и величие лица родительского, тогда, может быть, не таковы были бы к ним. Они, т. е. родители наши по Бозе – бози наши суть... И не дивитесь Вы сему, ибо Сам Дух Святый устами Давидовыми наименовал их так: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго! Посему-то и повелевает Бог заповедию Своею чтить отца своего и матерь, и обещает нам за сие почтение в награду – благо, которое и будем мы вкушать не на земле только – временно, но и на небеси – вечно. И так, любезнейшая, правду ли я говорю, что Вы в поступках своих против благочестивой родительницы своей вовсе неправы? Или вздумаете еще оправдывать себя? Я думаю, что за все погрешности Ваши противо матушки своей, необходимо нужна для Вас епитимия, о чем Вы меня когда-то и прашивали, и вот для пользы своей, и для смирения, не отрекитесь принять ее, а именно: Господи благослови! 1-е: у матушки своей со смирением и со слезами испросите прощения во всех своих грубостях и непослушании к ней. 2-е: не проситесь у ней ко мне, и других не напрашивайте просить ее о том, но когда она сама без предложения стороннего скажет Вам: съезди в обитель к батюшке!  – тогда, как бы от Бога услышавши повеление, поспешите пожаловать к нам в обитель, где и меня увидите по-прежнему с тем же добрым сердцем к Вам, как и прежде. Может быть епитимия таковая и неприятна будет сердцу Вашему, но Вы неоднократно уверяли меня, что все сказанное приемлете от меня как от уст Божиих: почему уверение таковое и докажите мне на самом деле, дабы был я удостоверен в истинном и не лестном расположении Вашем ко мне недостойному. За сим усердно желаю Вам милости Божией, душевного мира, здравия и спасения, и преуспеяния в послушании и отсечении своей воли, и навсегда остаюсь с истинным высокопочитанием моим к Вам и с сердечною любовию моею благожелательным богомольцем Вашим и. А. Читать далее Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря/Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - IV, 424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

Если таким образом исповедуют все сыны Церкви, то что хочет он сказать, постоянно называя ее собственною, как не то, вероятно, что отвергает в ней нашу природу? Как же он запрещает называть ее соединенною с Ним по достоинству и власти, когда сам говорит в первом томе: «таким образом и мы нищетою Его обогащены, так как в Нем человеческое естество возвышено в богоприличное достоинство»? Но мы скажем ему, противоречащему и самому себе: итак если природы пребывают неслитными, то остается и соединение; но мы говорим, что поклонение, и силу, и достоинство, и власть достойно приписывать Ему как одному Сыну, потому что природы остаются неслитными в соединения. Если остается что-нибудь иное, что точнее выражает соединение, то уступим и согласимся, кроме слияния природ. Но ясно, что ему ничего не остается для выражения совершенства соединения, кроме того, чтобы слить природы. А мы будем сохранять природы неслиянными и исповедуем совершеннейшее, божественное и непостижимое для нас соединение, все принося в славословие (Ему) как Богу и одному Сыну и говоря Ему слова блаженного Петра: «ты еси Христос Сын Бога живаго» ( Матф. 16, 16 ). Защищение Кирилла Изощрялись некогда к беззаконной ненависти несчастные иудеи, уязвившие ум стрелами зависти. А как к тому и нечестивые руки поднимали на Христа Спасителя всех вас, то Он требовал от них сказать причины таких дерзостей, говоря: «многа добра дела явих вам от Отца моего: за кое их дело камение мещете на Мя» ( Иоан. 10, 32 )? Но они дошли до такого безумия и вместе нечестия в мыслях, что старались возвести на Него хульные обвинения; ибо говорили: «о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты человек сый, твориши себе Бога» ( Ин.10:33 ). Спаситель же сказал им: «несть ли писано в законе вашем. Аз рех, бози есте» ( Псал. 81, 6 )? «Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание; егоже Отец освяти и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех, Сын Божий есмь» ( Ин.10:34–36 ). Мы же, исследуя образ послания, о котором говорится здесь, от священного Писания собираем знание об нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

158. Для жжения пред Господом во время молитвы не жалей свечи восковой: помни, что ты жжешь ее пред Живущим во свете неприступном и тебя от света Своего просвещающим. Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца. Да напоминает она тебе, что ты и сам должен быть светильником горящим и светящим.  Он бе , сказано об Иоанне Предтече, светильник горя и светя (Иоан, 5, 35). 159. Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: Господи! Грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко кресту и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости (Пс. 50, 3), — и твой грех очистится. Аминь. 160. Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста — на лбу — во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний — на чреве — во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах — во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господия кому открыся  (Иоан, 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня (Иезек. 3, 22), т. е. Дух Святой. Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум — образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум — образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого.  Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят…  (Иоан. 20, 22).  Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы…  (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух…  А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое  (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано:  Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси  (Пс.81, 6).  Аще оных рече богов, к ним Же слово Божие бысть, и не может разоритися писание  (то есть, что сказано, то — сказано верно, непреложно).  Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь  (Иоанн. 10, 35, 36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем. XVII Об умеренности в молитве

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010