Чтобы искупить меня от проклятия праведного за грехи и от вечной муки, уготованной грешникам, Искупителю коему надлежало исполнить за меня всю правду по человечеству и пострадать за все мои неправды и всего человеческого рода, а чтобы избавить меня и людей от смерти и даровать воскресение из мертвых, – надо было пострадать плотью на кресте, вкусить смерть крестную, самую поносную и мучительную, победить Своею смертью нашу смерть и вос­креснуть из мертвых, даровав, как венец всего искупительного дела, всем воскресение из мертвых. И вот теперь мне, грешнику, необходимы всякий день и час заслуги моего Спасителя, Его бесконечная правда за меня исполненная, Его Крест и смерть и воскресение, чтобы черпать себе из них милость оправдания, искупления, прощения грехов, избавления от скорбей и теснот, неразлучных спутников греха, правоты, мира, свободы, дерзновения. И я при­бегаю к Нему, моему Искупителю, непрестанно, каждый день и час, и получаю богатство щедрот Его – прощение и оправдание ради веры в Него и покаяния моего, и приемлю мир, свободу, обновление, силу и крепость души и тела. В допущении греха в нравственных существах и в мире, во временном царстве греха, противобор­стве греху людей верующих, в защищении, заступлении и спасении их, в погибели неверных, ленивых и гордых людей, в вечной награде и вечном бла­женстве праведных заключается величайшая благость, премудрость и правда Божия, проявление безмерной любви Божией к миру – «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ). Ибо в искуплении человека Бог дал искупленному, избранному, подви­завшемуся человечеству больше, чем в творении. Мы сделались чадами Божиими, членами Тела Его от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5, 30 ), братиею Его, – «Не стыдится братии нарицати их» ( Евр. 2, 11 ); сделались богами по благодати: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс. 81, 6 ). «О глубина богатства, и премудрости и разума Божия!» ( Рим. 11, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия!» ( Рим. 11:33 ). О, какая по-истине огромная благостыня! Потому что тогда, когда нас не было раньше, Он нас создал из ничего. И затем, когда мы поскользнулись в гибель, в результате безумного и безразсудного совета, и вниз головой были брошены в адскую бездну смерти, Он нас снова восставил из могилы; и, победив смерть, которая крепко держала нас в своем плену, снова восстановил наше естество способным для жизни, и, кроме того, самую духовную силу, в равной мере, как это было прежде, отнюдь не перестал вливать в него. Поскольку Он – Бог , то и тем, которые нуждаются в Его помощи, Он непрерывно уделяет дары и благодеяния, по-истине, божественные и великие. И посему я снова взываю и всегда вместе с небесными оными воинствами буду взывать: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Потому что, действительно, что более соответствующее и, по-истине, более подобающее и самой вещью более славное, могут сказать те, кто желают родившегося Бога славить и превозносить похвалами, чем – «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение»? Бог пребывает на земле, и есть ли кто, кто не пожелал бы пойти на небо? Бог, родившись от Девы, приходит в нашу среду, и есть ли кто, кто не пожелал бы сегодня стать божественным? Кто, для того, чтобы иметь возможность ближе к Нему подойти, не возжаждет девства, и бодрым духом не посвятит себя воздержанию? Бог повивается убогими и смиренными пеленами, и есть ли кто, кому приключится встретить в своей жизни что-нибудь неприятное и огорчающее, не примет это с распростертыми объятиями, для того, чтобы быть причастником Божеству? Потому что не по какой иной причине Бог облекся в человеческую бедность, как для того, чтобы Своей благодатию сделать нас богами. И, вот, это псалмопевец Давид, он же и праотец Христов, просвещенный пророческим духом и извещенный о том благодеянии ему, что от него (по плоти) произойдет Христос, и ясно видя пресветлые и божественные Его деяния, уже издавна возвестил ясно-выраженными словами: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс. 81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

В самом деле, такие понятия классической политологии как " правые и левые " , " демократия и тоталитаризм " , " коммунизм и фашизм " , " прогресс и реакция " не способны, сводя все к идеологии, то есть рациональным, внешне логичным построениям, " эмблемам " , " ярлыкам " , объяснить многие парадоксальные процессы в истории. Справедливо и то, что теоретическое обоснование своей социальной позиции вторично и часто случайно. В работе выделены три принципа, к которым, по Дугину, сводится все разнообразие религиозно-мистических интуиций и опыта, и, соответственно, явлений политической жизни. Он называет три позиции: 1. Полярно-райская или Абсолютная Правая. Ее сам автор раскрывает следующим образом: " Сущность этой позиции сводится к утверждению Субъекта Божественной природы, стоящего в центре (на Полюсе, в середине), полностью подчиняющегося ему (а поэтому райского!) сакрализированного космоса, космоса-зеркала, в котором не отражается ничего, кроме самого этого Субъекта, соли Земли и Неба. Этот Божественный Субъект не имеет вне себя (ни над собой, ни вокруг себя, ни под собой) никакого высшего метафизического принципа, с которым ему нужно было бы духовно считаться, и поэтому он является абсолютно свободным и неотделимым от Бога. Бог внутри него. (Этой позиции соответствует подтвержденная Христом в Евангелии ветхозаветная максима: Аз рех: бози есте " Я сказал: вы боги " .) Вне его Бога нет. Так, в космосе, в природе, на земле есть только его отражение, а поэтому природа является здесь синонимом Рая, не препятствием для его Воли, но продолжением его Воли, овеществлением его Воли, ее " большим телом " " . Дугин далее добавляет, что люди полярного типа занимают в истории радикальные позиции, направленные на возвращение космоса в райское состояние, на восстановление его состояния " зеркала " , отражения, продолжения упомянутого Субъекта. Полярность предполагает эсхатологический характер мироощущения, ибо человек не может смириться с несовершенством, децентрализацией мира. Полярность предполагает также наличие инициации, иерархии посвящения избранных и носит обязательно эзотерический характер.

http://pravoslavie.ru/39.html

2. [Первый способ] – когда человек, погруженный в наслаждения, предстоит [Богу] в молитве как осужденный, лишенный свободы и подлежащий смерти. Второй способ – когда он предстоит Богу и обращается к Нему как должник. Третий способ отличается от двух [первых]: человек приступает [к Богу] как раб к господину, но ведь [следует помнить], что раб (подвержен] страху и [опасается] ударов. Четвертый способ – когда человек относится к Богу как наемник: он свободен от рабства и ожидает получить от Бога, вследствие [Его) человеколюбия, награду. Пятый способ лучше этих четырех, поскольку человек предстоит Богу как друг и собеседует с Ним. А шестой способ выше и этого – когда [человек] свободно обращается к Богу как сын, [следуя словам:] «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» ( Пс. 81:6 ), 311 – [естественно, подразумеваются] все, которые этого желают. Седьмой способ и [вершина] преуспеяния – самый высший из всех; он заключается в том, чтобы стать братом со Христом, 312 «Который стал первенцем между многими братиями» ( Рим. 8:29 ) верными. [И соделал Он это], дабы быть им «наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» ( Рим. 8:17 ), как восклицает [апостол] Павел. 3. Если же кто, молясь, обращается к Богу как осужденный, или как должник, или как раб, в трепете [ожидающий] бичевания, то он не становится свободным от своих грехов; но там, где является Святой Дух, там [возникает] и свобода от грехов. Ибо и Господь наш заповедовал так, глаголя: «Любящий Меня соблюдает Мои заповеди, того и Я возлюблю и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14:15, 21 ). 313 Поэтому истинным признаком прощения грехов для христианина служит явление Христа, случающееся в душе. [Евангелие] гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Вопрос 15. Как следует нам понимать изречение Господа, глаголющего: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9)? Ответ 1. Господь наш не увещевает нас и не повелевает нам неправедным образом собирать деньги и не говорит, что из этих [денег] следует творить милостыню, но, зная, как весь мир пребывает в неправедности, а также о том, что почти все богатство богатых и властвующих имеет свой источник в неправде – в лихве, грабеже, взятках и обмане, изрек эти слова, чтобы человек через сравнение мог выбирать меньшее из зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп.4:4–6 ). Поэтому не будем падать духом, но будем усиливаться и мужаться на то дело, на которое призвал нас Бог . Ибо Он Сам призвал нас от жизни в обществе к монашескому обету, Сам облек нас в ризу спасения и одеждею веселия ( Ис.61:10 ), Сам ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва ( Гал.3:13 ). Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся ( Гал.5:1 ), чтобы мы не сделались снова покорными страстям. Отношение к рабству. Купленный раб, будучи освобожден, не пожелает когда-нибудь сделаться рабом снова, но, уходя от рабства как можно дальше, радуется, что удостоился быть выкупленным от рабской тирании хотя рабство и не есть нечто совершенно худое. Ибо апостол говорит: раб ли призван был еси? Да не нерадиши; но аще и можеши свободен быти, болше поработи себе. Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть: такожде и призванный свободник, раб есть Христов ( 1Кор.7:21–22 ). И, однако, освобожденный не желает возвращаться снова под иго рабства. Тем более мы, давно освобожденные от греха, должны далеко отстоять от него. Грех – худшее из зол. Разве мы не знаем, чем он нас сделал? Разве он не изгнал нас из рая? Разве он не сделал нас из бессмертных смертными? Разве он не ввел нас в эту многоплачевную жизнь? Не всякое ли зло через него и было, и бывает? Поэтому будем избегать его, как самого худшего [зла]; будем ненавидеть его, как достойного ненависти. Возлюбим же лучше добродетель, как делающую людей Ангелами, даже больше – богами, соответственно [сказанному]: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси ( Пс.81:6 ). Сила добродетели. Какая же сила добродетели? Отвращение от мира и соединение с Богом. Никтоже, говорит, может двема господинома работати. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф.6:24 ) – не можете быть преданными добродетели и пороку. Ибо нет никакого общения свету ко тме ( 2Кор.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Что может быть приятнее и блаженнее этого? И это всякий может видеть из того, каков конец тех и других [вещей]: тех [вещей] как начало, так и конец обыкновенно уничтожаются вместе с настоящим веком. Ибо где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? ( 1Кор.1:20 ). Кто, прославившийся человеческими настоящими делами, остался в жизни? Напротив, разве память всех их не погибла с шумом ( Пс.9:7 )? Наших же [дел] и начало и конец неразрушимы и вечны. Ибо они заключаются в добродетели, которая способна делать богами усвоивших ее, если истинен Тот, Кто сказал: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго еси ( Пс.81:6 ). Добродетель способна делать богами. О, какого великого дара мы удостоились, какую милость мы получили! Итак, приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему ( Пс.94:1–2 ), яко избрал есть нас от начала во спасение во святыни духа и веры истины, в неже призва нас чрез принятие схимы нашей в получение славы Господа нашего Иисуса Христа ( 2Фес.2:13–14 ). Увещание. Итак, братия, будем стоять в вере неуклонно; будем крепко держать несокрушимое исповедание; будем соблюдать неложное подчинение; будем сохранять девство невредимым. Ибо один у нас предмет горячей любви – Жених Христос, красен добротою паче сынов человеческих ( Пс.44:3 ), одно наследие – Царство Небесное, блага вышнего Иерусалима. Плоть же и кровь, богатство и слава и все свойственное суете пусть пропадает, пусть отступит от нас дальше. Не было бы и добродетели, если бы не было войны. Впрочем, пока мы – в этой плоти, находится налицо и война, ибо не было бы и добродетели, если бы не было войны. Если же, когда случается [нам] быть плененными помыслами, мы приходим в замешательство, то скорее призовем себя [в прежнее состояние], боясь только одного греха на деле 250 , так как он смертелен и далеко бросает [нас] от Бога. Помыслы же будем отражать от себя помыслами и против пожеланий со своей стороны будем выводить пожелания, и это – без небрежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Первоверховный же апостол, в отличие от древних и новых эволюционистов-пантеистов, исповедовал Бога Творцом. Иначе он не произнёс бы следующих ярких обличительных слов против тех, которые премениша Истину Божию во лжу, и почтоша и послужиша твари паче Творца, Иже есть благословен во веки. Аминь ( Рим. 1:25 ). На таком же антиэволюционистском апостольском основании стояли все Святые Отцы. К примеру, ничего «пантеистического» не содержится (как ни пытается показать обратное о. Евгений Струговщиков) в словах преподобного Максима Исповедника : «Бог, будучи всем во всём, но безмерно превосходя всё и являясь Наиединственнейшим, будет зрим мысленным оком чистых. Это произойдёт тогда, когда ум, сосредотачиваясь на созерцании логосов сущих, дойдёт до Самого Бога как Причины, Начала и Конца возникновения и изменения всего, а, так же, как непротяжённого Основания протяжённости всех тварей» с. 141]. Обожение твари никогда не сможет уравнять её с Творцом. По учению Церкви, человек может стать богом по благодати: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Пс. 81:6 ; см. также Ин. 10:34 ). Но никто из нас не способен стать богом по естеству (по природе). Иисус Христос , как единственный Бог по естеству, сообщил призванным стать богами по благодати: Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Примечательно, что Господь, обращая эти слова к «Своей братии», не сказал: «Отцу нашему» и «Богу нашему». Возвращение творения к Творцу, о котором говорит Священное Писание, никак не означает растворения Бога в творении или смешения тварного и нетварного начала в природе, но восстановление блаженного и совершенного состояния твари по подобию первозданной райской доброты. Пантеистический эволюционизм, роднящий Тейяра с Оригеном , помешал ему исповедовать святоотеческое учение о Сотворении. Глава 4. Эволюционистский «Бог» В тейярдизме упразднено учение о Боге как Творце и даже отсутствует само понятие Сотворения. Бог лишён качества быть Творцом, поскольку материя представляется вечно эволюционирующей, и, следовательно, процесс Сотворения неостановимо продолжается во времени. При этом «живой Бог» не отрицается, но вполне пантеистически смешивается с самой материей. Шарденовский «Бог» действует эволюционным путём во всех областях – в «творении, искуплении, откровении, освящении...» с. 205].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И ты, христолюбец, имея веру в Него и благочестие, радуйся и будь благонадежен, что плодом веры в Него будет бессмертие и Небесное Царство, если только душа благоустрояет себя по Его законам. Ибо, как живущим по заповедям Его – наградой вечная жизнь, так идущим противоположной стезей, а не стезей добродетели, – великий стыд и неотвратимая опасность в день Суда, за то, что, зная путь истины, делали противное тому, что знали. Стр. 47. Стр. 191. Слово о воплощении (для истинного уразумения Писаний) 27. Уничижение Слова возбуждает сильнейшее к Нему благоговение, – как всемогущему Богу Будем, согласно с благочестивой верой, говорить о вочеловечении Слова, и божественное Его к нам пришествие (на что иудеи клевещут, над чем эллины издеваются, и чему мы покланяемся) постараемся объяснить так, чтобы видимое уничижение Слова тем паче возбудило в тебе бóльшее и сильнейшее к Нему благоговение. Ибо, чем бóльшему осмеянию подвергается Оно неверными, тем убедительнейшее представляет свидетельство о Божестве Своем. Чего не постигают люди, находя тó невозможным, о том доказывает Оно, что это возможно; над чем издеваются люди, как над неприличным, то, по благости Своей, делает Оно благолепным; что люди ухищренно осмеивают, как человеческое, в том силой Своей дает Оно видеть Божественное, при мнимом Своем уничижении, крестом низлагая идольское мечтание, издевающихся же и неверующих невидимо убеждая признать Божество Его и силу. Стр. 1. Стр. 191–192. 28. Воплощение – дело благости Слова Он по естеству бесплотен и есть Слово, однако же, по человеколюбию и благости Отца Своего, для нашего спасения явился нам в человеческом теле. Стр. 1. Стр. 192. 29. Уподобление Сущему – Слову делает человека нетленным Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: Хранение законов утверждение нерастления (ср.: Прем. 6:19 ). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и Божественное Писание, говоря в одном месте: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (ср.: Пс. 81:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   Определение определений есть Тот, Кто определяет все, а Сам ничем не определяется; таким единственным определением определений является Бог, ибо Он — беспределен и непостижим по [Своей] сущности. Трудно же определяемое есть то, что познается лишь отчасти, а не целиком, как, например, Древо Жизни. Для людей существуют три [вещи], непознаваемые по [своей] сущности и не поддающиеся определению: Бог, Ангел и души только [Самим] Богом они познаются по сущности.    Наконец, правильно задающий вопрос обращается к противнику так: «Что [есть] предел?», «Что [есть] неопределенное?», «Что [есть] трудно определяемое?» Легко определяемое есть осязаемое и подвергающееся тлению, как например, хлеб и тому подобное. Предел есть неодолимая неподвижность. Неопределенное есть единственное нетварное [Существо], то есть Бог. А трудно определяемое есть тварное и незримое [существо], как, например, Ангел, душа и демон. Что [есть] Бог? Почему Он [называется] Богом? В скольких смыслах говорится о Боге?    Бог есть беспричинное Существо, всесильная Причина или некая сверхсущностная Причина всякой сущности. Он есть также безымянное и непостижимое для людей Бытие, созидающее [всякое] другое бытие. Ибо Соломон сказал, что Бог есть «несообщимое Имя " " (Прем. 14:21); а «несообщимое Имя» есть то, которое не воспринимается слухом или мыслью ни людей, ни Ангелов. В скольких смыслах употребляется в Писании Имя Божие? Ясно, что в двух: [когда говорится о Боге] по естеству и [о боге] по причастию; [Бог] по естеству есть Творец, а по причастию и по благодати и праведники называются «богами».    Вопрос: Имя Божие является ли сущностным, личностным, действенным, символическим или метафорическим?    Ответ: Ясно, что оно есть действенное, ибо оно не обнаруживает для нас сущность Божию (ведь познать ее невозможно), но [имя] «Бог» являет нам только доступное созерцанию действие Его.     Что Есть Отец? Почему Он называется Отцом? И сколькими способами [мыслится] Отцовство в Боге?    Отцом в собственном смысле слова называется беспричинная, нерожденная и рождающая Ипостась. Она называется Отцом, поскольку либо оберегает все, либо оберегает собственных чад. [Слово «отец» происходит] от «пай-тер». Бог именуется Отцом в двух смыслах: по природе и по благодати; по природе Он — [Отец] собственного и единосущного Бога Слова, а по благодати Он [Отец] и нас, ибо [сказано]: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс. 81:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поэтому читаем сказанное к нему и его сообщникам: аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ( Пс. 81:6, 7 ). И к нему же под образом князя Тирского говорится: понеже вознесеся сердце твое, и рекл еси: аз есмь Бог, в селение Божие вселихся в сердце морстем: ты же человек еси, а не Бог, и положил еси сердце твое яко сердце Божие ( Иез. 28:2 ). Этот муж и этот человек поколебал всю землю, то есть тех, которые слышат вместе с Адамом : земля еси, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ) и потряс царства или царей, сердце которых в руке Господа ( Притч. 21:1 ). Потряс, говорит, но не разрушил. Поэтому и один из потрясенных, но не павший, говорил: мои же в мале не подвижастеся нозе ( Пс. 72:2 ). И апостол говорит к верующим, чтобы они облеклись в оружие Божие и стали против козней диавольских ( Ефес. 6:11 ). Дом же, основанный на камне, не потрясается никакою бурею ( Мф. 7:25 ). Затем следует: который сделал мир пустынею или, как все другие, кроме LXX, перевели по еврейскому: как бы пустынею. Ибо пороками и грехами он сделал мир, который по-еврейски называется thebel , пустынею, так что он не имеет никакой добродетели или работает тем же порокам, коими полна пустыня язычников. Разрушил он и города этого мира, так что из церквей Христовых сделал синагоги диавола и чистоту истинной веры осквернил еретическою нечистотою. Но и узникам его, то есть мира, не отворял темницы. Все мы были узниками и держались заключенными в темнице, которым, находившимся в узах, Спаситель сказал: изыдите и бывшим во тьме: открыйтеся, ибо Господь освобождает заключенных в узы. Освобожденные Им, они выражают Ему благодарность говоря: «Ты разрешил узы мои» ( Пс. 115:7 ). Ибо каждый вервиями грехов своих затягивается; каковые вервия и узы могут разрешить и апостолы, подражая своему Учителю, который сказал им: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф. 18:18 ). Разрешают же их апостолы словом Божиим, свидетельствами Писаний и увещанием к добродетелям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010