О праведнике, спасающемся верою, Господь говорит: яко аще усумнится, не благоволит душа Моя о нем (Евр. 10, 38). Не будем ослаблять усилий, чтобы не потерять обетований, данных нам человеколюбивым и милосердым Богом. От Него зависит подать, а наше дело сохранить. И не удивляйся, что после святых обетований и нераскаянных дарований Божиих бесы снова воздвигают на тебя постыдные страсти свои, надеясь похитить безмерное богатство, но вспоминай, как они были бесстыдны, после того как Сам Владыка, Бог наш, засвидетельствовал о святом и славном Иове, какие искушения и козни воздвигли они, чтобы низложить сей столп (терпения): но не преодолели его, и не могли расхитить сокровища светлой его веры и благодарения. Золото сделалось чище, пройдя чрез огонь, т. е. праведник через множество искушений. Бог позволил и допустил, чтобы и после особенного свидетельства Его о праведнике раб Его был искушен, для большей чести и славы Владыки и безответности врагов. Не унывай же, печати обетований целы, но потерпи Господа (Пс. 26, 14): претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22) о Христе Иисусе, Господе нашем, аминь. Ответ 210, того же Великого Старца тому же, когда ему пришла мысль, что невоздержание от пищи препятствует ему достигнуть обетованного. Не уничижаю я воздержания и пощения, советуя любви твоей надлежащим образом удовлетворять всегда потребности тела; вовсе нет! Но если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Потому-то и Господь сказал, что не входящее во уста сквернит человека, но исходящее изо уст (Мф. 15, 11). Ибо внутреннее делание с болезнью сердечною производит истинное безмолвие сердца; такое безмолвие производит смирение, а смирение делает человека селением Божиим; от вселения же Божия (в человека) изгоняются лукавые демоны и начальник их диавол с постыдными их страстями, и человек делается храмом Божиим, освящаемым просвещенным, очищенным и исполненным всякого благовония, благости и радости. Человек сей делается богоносцем; даже более, он бывает богом по сказанному: аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Поелику же нам следует иметь в виду и превратные толкования еретиков, то почитаю должным немного сказать опять и против находящихся под их влиянием. Все, — говорит, — чрез Него быстъ, и без Него быстъ ни что же. И сие свойственное Божеству достоинство усвояет Сыну, показывая Его во всех отношениях единосущным Родителю Богу и говоря, что все присущее Тому (Отцу) по природе есть и в Сыне, дабы Он (Сын) мыслился Богом из Бога по истине, а не имея, как мы, приобретенное прозвание и даруемое нам по одной только благодати, согласно сказанному: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго еси (Пс. 81, 6). Ведь если все чрез Него быстъ, то Сам должен быть другим отличным от всего, ибо в слове «все» нет ничего, что не содержится во всем, как без сомнения и блаженный Павел понимал слово «все». Так, в одном из Посланий говоря о Спасителе нашем и сказав, что все подчинено под ноги Его, весьма хорошо присоединяет: ибо, сказав «все», ничего не оставил Ему неподчиненным (Евр. 2, 8). Итак, поелику веруем, что все произошло чрез Сына, то мы не должны думать, что Сам Он есть один из всего, но будем считать Его лежащим вне всего и, выделяя Его из природы и однородности тварных бытии, должны исповедать, что Он есть наконец не другое что, как Бог из Бога по природе. В самом деле, какой можно бы допустить промежуток между Богом и тварью — разумею не по отношению сущности, ибо в этом отношении промежуток громадный, но по одному только мысленному представлению чего–либо другого из существующего? Или какое другое место будет иметь Сын, превышающий природу тварей, даже более — Сам будучи Творцом? Ведь все произошло чрез Него, как чрез силу, как чрез премудрость Бога и Отца, не в природе Родившего скрывающуюся, как скрывается, например, в человеке присущая ему премудрость и сила, но существующую особо и саму по себе (ипостасно) и притом, однако же, происходящую из Отца по несказанному образу рождения, дабы сила и премудрость Отца понимались, как истинно существующий Сын. Но если блаженный Евангелист и говорит, что все чрез Него произошло, то это выражение , полагаю, не нанесет никакого вреда истинному о Нем учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Поучение в неделю Ваий. (О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог). Преподобного Феодора, игумена Студийского и исповедника Братия и отцы! Божественный Апостол Павел, желая возбудить нас от лености к тщанию и усердию, говорит: братие! радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся ( Флп. 4:4 ). Имейте, говорит Апостол, всегда духовную радость, которой не возбраняют и не истребляют мирские заботы: посему и говорит он: „о Господе“, т. е. жительствуя и подвизаясь по Богу, стяжавайте и благодать Божию. Кротость и смиреномудрие ваши разумны да будут всем человеком: Господь близ. Ни о чем же пецытеся ( Флп. 4:5, 6 ); т. е. Господь близок к вам, говорит он, чтобы освободить вас от всякой нужды и искушения, а посему не бойтесь, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. Ибо Он готов помогать молящимся Ему. Итак, не будем нерадивы в Божественных подвигах; напротив, будем крепиться и с усердием совершать дело, к которому призвал нас Бог, облекший нас в одежду спасения, в хитон нетления и веселия. Он искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе, ею же Христос нас свободи, стойте ( Галат. 3:13; 5:1 ); и не будем опять рабами греха. Не будем пленниками страстей плотских. Ибо всякий, бывший рабом какого-либо нечестивца и злодея, и получивший свободу, захочет ли опять по своей воле быть рабом оному варвару? Напротив, не будет ли он, сколько возможно, убегать его, радуясь, что освободился от тягости рабства? Впрочем, если кто бывает рабом человека, это еще не велико зло, поскольку Апостол говорит: „раб ли был еси“, не думай, что рабство служит тебе препятствием к благочестию и ко спасению твоей души. Но аще и можеши свободен быти, лучше терпи в повиновении, дабы через тебя прославилось имя Божие. Ибо кто – раб человека, и вместе с тем верен, благоговеен пред Богом, тот свободен; и опять: кто свободен, тот – раб Христов: тем более мы, которых освободил Христос от греха и рабства диавольского ( 1Кор. 7:21, 22 ). Посему мы, сколько возможно, должны дальше убегать от греха. Или не знаете, сколько зла причинил нам грех ? Не он ли изгнал нас из рая? не он ли ввел в мир смерть, тогда как мы были бессмертными? не низверг ли нас с неба, и вверг в эту многоскорбную земную жизнь? Не от греха ли произошло и происходит всякое зло? Будем же убегать его, как истого зла, и, как подобает возненавидим его; а возлюбим, напротив, добродетель, которая побуждает Ангелов любить человеков и соделывать их равными себе, и не ангелами только, но и богами, как и в псалме сказано: аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Псал. 81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

После того, указывая на новую награду, присовокупил: Рим.8:14 .  елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Этот венец гораздо важнее прежнего. Потому не просто сказал: все живущие Духом Божиим, но – «елицы... Духом Божиим водятся», чем выражает свое желание, чтобы Дух Божий был господином нашей жизни, как кормчий управляет кораблем, или возница парой коней. Не на одно тело, но и на душу (апостол) налагает такую узду. Он не желает, чтобы душа господствовала, но власть ее подчинил силе Духа. Чтобы (римляне), уповая на дар крещения, не пренебрегли последующей своей жизнью, (апостол) говорит, что, хотя ты и принял крещение, однако, если после этого не будешь водиться Духом, то утратишь дарованное тебе достоинство и право усыновления. Потому не сказал – те, которые приняли Духа, но – «елицы… Духом Божиим водятся», т.е. те, которые так живут в продолжение целой жизни, «сии суть сынове Божии». А как это достоинство дано было и иудеям, потому что сказано: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» ( Пс 81.6 ), и еще: «сыны родих и возвысих» ( Ис 1.2 ), и опять: «сын мой первенец Израиль» ( Исх 4.22 ), а также сам Павел говорит: «ихже всыновление» ( Рим 9.4 ), то он и раскрывает, какое существует различие между той и другой честью. Хотя названия одни и те же, говорит он, но дела не одни и те же. И ясное доказательство этого представляет в сравнении и благоуспевших, и сообщенных даров, и будущих наград. И, во-первых, показывает, какие дары сообщены были иудеям. Какие же именно? Дух рабства. Потому присовокупил: Так как все эти действия были сверхъестественны, то (апостол) назвал их духовными, хотя участвовавшие тогда в них и не приняли Духа. Почему же ветхозаветные письмена были письменами рабства? Рассмотри всю жизнь иудеев и тогда ясно узнаешь это. У них и наказания воздавались вскоре, и награда следовала тотчас, будучи соразмерной и подобной какому-то ежедневному содержанию, выдаваемому слугам; повсюду пред взором их предносился сильный страх, строго соблюдались телесные омовения, до воздержания в поступках включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Теперь уже оглашение произносится не вне, но внутрь тебя. Ибо дух вселивыйся (Иак. 4, 5) соделывает ум твой храмом Божиим. Когда услышишь писанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего прежде не знал. Не думай, что ты получаешь вещь маловажную. Будучи жалкий человек, ты получаешь наименованы Божие. Слушай, что говорить Павел: Верен Бог (1 Кор. 1, 9). Слушай, что говорить и другое писание: Бог верен и праведен (1 Ин. 1, 9). Сие (т.е. что люди получать наименованы Божие) провидя Псалмопевец, от лица Божия сказал - Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Но смотри, чтоб не было имя верного, а произволение неверного. Вступил на поприще, теки; другого такого времени нет для тебя. Еслиб приближались дни брака твоего, то пренебрегший все прочее, не занялся ли бы ты приготовлением пиршества? Но желая посвятить душу Жениху небесному, ужели не отринешь телесного, чтобы получить духовное. 7. Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо един Господь, и едина вера, и едино крещение (Еф. 4, 5). Только еретики в другой раз крещаются, потому что первое их крещены не было крещены. 8. Бог ничего от нас другого не требует, как о только благого произволения. Не говори, как очистятся грехи мои? Хотением и верованием, я тебе сказываю. Что короче сего? Впрочем, если уста твои говорят, что ты желаешь сего, а сердце не говорит, то Сердцеведец есть судяй. С сего времени удержись от всякого злого дела; да не произносит язык твой бесчинных слов, да не согрешает око твое, и да не блуждает по предметам бесполезным, 9. Ноги твои да поспешают на поучения огласительные. Заклинания принимай с благоговением, и дуют ли на тебя, заклинают ли, почитай действия сии для себя спасением. Из грубого золота и подделанного, смешанного с различными веществами, с медью, оловом, железом и свинцом, когда хотим получить одно золото; то без огня золото не может быть очищено от посторонних примесей; так и душа не может очиститься без заклинаний. Они Божественны, из Божественных Писаний извлечены. Закрыто бывает лице твое, чтобы ум свободен был; чтоб очи, скитаясь, и сердце не заставили скитаться; закрывание же очей ни мало не препятствует слуху внимать спасительному учению. Как золотых дел художники, посредством небольших некоторых орудий, огнь раздувая, и положенное в горниле золото расплавляя, пламень усиливая, находят, чего ищут; так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх, и в теле, будто в горниле, душу разогревают; тогда убегает диавол; а остается спасение, надежда вечной жизни, и наконец душа, очищенная от грехов, получает спасение. Пребудем убо, братия, тверды во уповании, и предав оному самих себя, да уповаем; чтобы Бог, Владыка всего, увидя наше произволение, очистил нас от грехов; чтобы подал нам благую надежду вещей, и даровал спасительное покаяние. Бог призвал тебя, а ты призванный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

5. Можно придти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно–то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель–приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Уловлен сетьми церковными; живой в плен отдайся. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать паки. Слышал Апостола говорящего: мертвы греху, живы же правде (Рим. 6, 2). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее. 6. Смотри, какое достоинство дарует тебе Иисус; ты назывался оглашенным, быв оглашаем отвне. Слушал слово о уповании, и не знал оного; слушал тайны, и не разумевал оных; слушал Божественное Писание, и не постигал глубины оного. Теперь уже оглашение произносится не вне, но внутрь тебя. Ибо дух в селивыйся (Иак. 4, 5) соделывает ум твой храмом Божиим. Когда услышишь писанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего прежде не знал. Не думай, что ты получаешь вещь маловажную. Будучи жалкий человек, ты получаешь наименованы Божие. Слушай, что говорить Павел: Верен Бог (1 Кор. 1, 9). Слушай, что говорить и другое писание: Бог верен и праведен (1 Ин. 1, 9). Сие (т. е. что люди получать наименованы Божие) провидя Псалмопевец, от лица Божия сказал — Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Но смотри, чтоб не было имя верного, а произволение неверного. Вступил на поприще, теки; другого такого времени нет для тебя. Еслиб приближались дни брака твоего, то пренебрегший все прочее, не занялся ли бы ты приготовлением пиршества? Но желая посвятить душу Жениху небесному, ужели не отринешь телесного, чтобы получить духовное. 7. Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо един Господь, и едина вера, и едино крещение (Еф. 4, 5). Только еретики в другой раз крещаются, потому что первое их крещены не было крещены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Он во вселенной как во храме, и притом весь, во всяком месте, не ограничиваемый никаким пространством, будучи всегда выше всякого пространства и времени. Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем, не отвлекай от них ума ни в какие помышления . Молясь ею время богослужения, совершения Таинств и молитвословий при разных случаях, твёрдо положись сердцем на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь триипостасный , везде, сый и вся исполняяй: думай: я – ничто, всё делает Господь. Ещё думай: я говорю – Бог Слово во мне говорит . Зри Бога твёрдо сердечными очами и во время Его созерцания проси, чего хочешь, во имя Иисуса Христа – и будет тебе . Бог будет для тебя всем в одно мгновение, ибо Он простое Существо, выше всякого времени и пространства, и в минуты твоей веры, твоего сердечного единения с Ним , совершит для тебя всё, что тебе нужно для спасения тебя и ближнего, и ты будешь на это время сам причастен Божеству по преискреннему общению с Ним; Аз рех: бози есте ( Пс. 81:6 ). Как между Богом и тобою на этот раз не будет промежутка , то и между твоим словом и между самим исполнением тоже не будет промежутка; скажешь – и тотчас совершится, как и Бог рече, и быша, повеле, и создашася ( Пс. 32:9 ). Это – как относительно таинств, так и вообще духовной молитвы. Какие должны быть чистые, духовные уста у священника, столь часто произносящие всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ещё более – как духовно чисто должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречестного, великолепного и достопокланяемого имени! О, как должен священник удаляться or плотских наслаждений, да не соделается плотию, в которой не пребывает Дух Божий! Сколько раз (о, Владыко Господи Иисусе) одним именем Твоим , с верою мною призываемым, обновлял Ты моё растление сердечное! Сколько раз совершил это чрез животворящие Тайны! Велико имя Господне, хвалебно имя Господне, препрославленно Имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Евангелие дает нам заповеди – делать добрые дела и угождать Богу, и пример – в Господе Иисусе Христе, а жития святых представляют осуществление евангельских добродетелей в жизни и деятельности множества святых, которые, быв подобострастны нам, своим непрестанным вниманием к себе и усердным исполнением христианских должностей исправили себя, очистили, достигли святости и угодили Богу, при содействии Его благодати. Настоятельная, вопиющая необходимость животворящих Таин Христовых для растленной грехами природы нашей. Убеждать народ приступать чаще к Чаше Завета Нового для обновления душевного и телесного. Когда я вспоминаю о чрезвычайных дарах (прозорливости, чудотворении) и о разных добродетелях, совершенных святыми, о их кротости, незлобии, поразительном терпении, милосердии, мужестве в борьбе с врагами невидимыми и видимыми, тогда приятно поражает и изумляет меня величие человеческого естества, сотворенного по образу и подобию Божию и, чрез воплощение Сына Божия, удостоенного теснейшего единения с Богом и в силу этого единения получившего столь много чрезвычайных дарований, делающих святых истинными богами. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси [ Пс. 81, 6 ]. Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам [ Еф. 4, 8 ]. Но эти добродетели святых должны пробуждать в нас пламенную ревность к подражанию им, ибо и мы обязаны делать те же дела добродетели, так как и мы имеем счастие называться именем Христа: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [ Гал. 3, 27 ]. 18 мая 1869. 18 мая 1869. Еще сатанинское жало любви земной коренится во мне: еще любовь небесная не проникла меня, несмотря на частое причащение Святых Таин Христовых, и это – по моему нерадению, по моей нерассудительности, по моей наклонности к сластям, или к угождению плоти, к мирской чести, к мирскому блеску, изяществу. Еще я жалею сластей и вин брату; еще жалею одежд для брата; еще желаю себе того и другого; еще желаю сребра и жалею его для нуждающегося ближнего. Еще уязвляюсь жалом любви земной, как жалом змииным, смертоносным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

    3. Приводя в оправдание Своё слова псалма 81:6: Аз рех: бози есте, — Иисус Христос не давал это им разуметь, что и Его Божество нужно понимать в таком же смысле, в каком понималось величие судей, о коих речь в псалме; но исправлял мнение Иудеев о самом названии богов в приложении к людям, то есть, если Сам Бог, означая высокое значение и превосходство судей перед людьми называет их богами даже в том случае, когда они, как сыны человеческие, умирают, то тем справедливее называться Богом Тому, Кто и словами и делами доказал, что Он от Бога послан, и Кого Сам Отец освятил, то есть избрал для величайшого служения в мире в качестве Мессии. Последнее путешествие в Заиорданскую область    (Мф. 19:1,2; Мк. 10:1; Лк. 13:22-35; Мф. 23:37-39).    Час смерти Богочеловека ещё не пришёл, и покушение врагов убить Его за мнимое богохульство не удалось. Иисус удалился из Иерусалима в пределы заиорданские и там проповедовал и привлекал гораздо большия толпы верующих, чем в Иерусалиме и Иудее. Это обстоятельство дало одному из слушателей повод спросить Иисуса о числе спасающихся, а Ему говорить о трудности пути в Царствие Божие — в особенности о том, что многие потомки Авраама, почитающие себя первыми наследниками обетованного Царства, будут изгнаны из него, а язычники — пришедшие ото всех стран света — возлягут в Царствии Божием, и таким образом первые станут последними, а последние первыми. Весть же фарисеев о намерении Ирода убить Иисуса дает Ему повод предсказать приближение Своей смерти — имеющей последовать в Иерусалиме — и вызывает у Него плач об Иерусалиме, который с явным упорством отвергал все заботы Промысла Божия о нём, почему Спаситель и изрекает Иерусалиму запустение и обещает не являться в нём до дня торжественного входа в него, когда встретят Его словами: Благословен грядый во имя Господне.     1. Иисус Христос не разрешает вопроса о числе спасающихся; а потому и мы не должны искать решения этого вопроса в каких-либо предположениях и соображениях, а заботиться более о том, чтобы и нам быть включёнными в это число. Всеведущий и всеблагий Бог знает сущих Своих и ими же хощет судьбами спасает обращающихся к Нему. При этом может случиться, что те, которые мнили себя первыми и ближайшими наследниками Царствия Божия, могут оказаться последними (по времени обращения, как по Божественному откровению предсказывал Апостол Павел — Рим. 11:25-26), или совсем недостойными Царствия; а последние, почитаемые далёкими от Царствия Божия, пренебрегаемые Иудеями (мытари и грешники, Самаряне и язычники) окажутся ближайшими наследниками его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Господь в совершенном Человечестве Своем приемлет славу и для этого человечества, стяжанную Им совершенным послушанием воле Отчей. Ин. 17,4–5. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Господь предвечно имеет Славу сию в Божестве Своем и приемлет ее от Отца в Человечестве Своем, так что в Его лице, совершенного Богочеловека, в котором нераздельно и неслиянно соединилось божеское и человеческое естество, Творец и творение, слава и власть и велелепие почили и на тварном человеческом естестве Его. Господь имеет Славу, которую Он получает от Отца, это есть Его собственная, Ему принадлежащая от века Слава, воссиявающая и в пречистой плоти Его, Слава Преображения. Он есть поэтому Бог в обоих естествах Своих (в силу так называемого у И. Дамаскина περιχρησις [«кругообхождения»] — communicatio idiomatum [сообщения свойств]). Напротив, Богоматерь в прославлении Своем получает чрез Сына от Отца славу и власть, которые не являются Ей присущи по человеческому естеству. Это есть в точном смысле обожение, осенение божественной благодатной жизнью того существа, которому это не присуще и трансцендентно. Отсюда остается и вся разница между Сыном и Материю, между Его и Ее силою и славою. Первая беспредельна и неограниченна, абсолютна, как власть Божия в творении. Вторая производна, как благодатная данность, и в силу этой производное™ своей не безгранична, не абсолютна. Другими словами, Господь есть Бог по естеству, Богоматерь же н е есть Бог по естеству, сколь бы ни было полно и совершенно Ее обожение, но лишь по благодати. В Ее лице исполняется лишь предначертанное для всех человеков: «Аз рех: вы бози есте» (Пс. 81,6. Ср. 10. 10,345). Отсюда известная антиномичность в определении меры Богоматерней власти, как оно делается в молитвенных к Богоматери обращениях. С одной стороны Она возвеличивается как «Небесная Всегосподственная Царица», «вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противнии дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имени Твоего святаго», «вся бо можеши елика хощеши» , к Ней христиане взывают тем же обращением, как и к Спасителю: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (а ко всем святым обращаемся: «моли Бога о нас»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010