Да постыдятся же безумные, произносящее против Нее хулы, дерзающее умалять несравненную высоту богоподобного ее величия и с иконоборцем Копронимом уподобляющее Ее мешцу, который, говорят они, имеет великую цену, пока полон золота, когда же золото будет высыпано, не имеет уже никакой цены или имеет очень малую. Подобное сему, говорят богоборцы, случилось и с Пречистою Божиею Матерью: пока Она носила в утробе божественного и поклоняемого Еммануила, до тех пор была свята и славна и имела великое достоинство; после же рождения Его, Она всех этих достоинств лишилась и стала, говорят они, такою же, как и все остальные жены. О, какое безумие и богопротивное вредословие дерзающих говорить это! Как не поняли они, безумные, сказанного: Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси (Пс. 81, 6). И опять: святи будете, яко Аз свят есмь (1. Петр. 1, 16). И опять: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит (Пс. 81, 1). Если простых людей, которые тщатся угождать Ему всякою добродетелью и праведными делами, Сам Вышний называет богами и сынами Вышнего, повелевая им держаться святыни и быть Ему подобными всякою святостью и чистотою жития, то как могла лишиться несравненной Своей славы и величества и богоподобной святыни—Та, Которая выше всех небесных сил, несравненно честнейшая и славнейшая их, Которую всю освятил осенивший Ее Дух Святый, как благовестил Ей явившейся божественный Гавриил? Но и ранее его, святой праотец ее сказал: освятил есть селение Свое Вышний. Бог посреде его, и не подвижится (Пс. 45, 5. 6). Услышьте, глухие, поймите, неразумные, и исчезните: Бог, говорит, посреде ее, то есть, носимый в ее утробе, как младенец; по этой причине, говорит, не подвижется, то есть не лишится славы Своей и несравненной святыни, которую даровал Ей поклоняемый божественный Параклит Своим осенением и девятимесячным пребыванием в Ней Бога—Слова. Скажите мне, о безумные, какая земная царица, после того, как родит мужу своему сыновей и дщерей, перестает быть и именоваться царицей и иметь власть во всем царстве мужа своего? Она не только при жизни мужа своего признается и называется царицей, но и по преставлении его остается для всех подданных мужа своего славною и внушающею страх царицею, чтится и охраняется и бывает любима всем синклитом; и если скончается прежде мужа своего, или после него, ее хоронят по царски, и по смерти она всеми называется царицей и не лишается этого наименования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

От излишества соков в теле или жизненных семян бывает по ночам, особенно пред дождем, сильнейший зуд в теле, как будто бы клопы или блохи осыпали все тело твое. В таком случае ночью нужно употребить труд духовный и телесный – продолжительное бдение и молитвословие, поклоны земные, хотя бы и очень не хотелось того делать. После усердной молитвы непременно явится покойный сон. Должно убить в себе земную любовь – любовь к земной красоте, к сластям, к корысти, к плоти своей, к чести – и оживить любовь к небу, истинному отечеству, к душе – небесной гражданке, к добродетели; возненавидеть все, что любит плоть, – возлюбить, что она презирает, чего она страшится (например, размышление о смерти, о суде или – нищету, больных, страждущих). Младенчествующий Спаситель объемлет Пречистую Свою Матерь – так Он готов объять все человечество, так Он приискренне 65 соединился с душами, верующими в Него и любящими Его. Сласти, которыми мы питаемся, причиною нашей холодности к Богу, ко спасению души и вечной жизни, нашего жестокосердия и ненависти к ближним, ибо мы слишком много и противозаконно возлюбили себя, свою плоть, которую надо распинать, – и вместо того, чтобы нам быть небесными на земле, мы сделались совершенно земными и плотяными, из христиан – язычниками. Всего этого ищут язычники [ Мф. 6, 32 ]; забыли мы, что Отец Небесный печется о всех и что нам не повелено пещись о завтрашнем дне, который, по прекрасному изречению Спасителя, сам собою печется [ Мф. 6, 34 ], то есть Отец Небесный печется ежедневно о каждом из нас. Многим людям лучше бы не знать некоторых высоких людей, а слышать только о них издалека, потому что, увидевши, узнавши их, они потом пренебрегают несколько ими, как и вообще мы склонны к пренебрежению всем тем, чем мы овладели, что постигли или кого постигли с его совершенствами и слабостями. Такова наша гордость, таково кичение! Благодарение Господу, что Он недоведом, неизреченен, невидим, непостижим, всесовершенен, бесконечно велик и всегда достоин всякого благоговения. Но надо и к людям питать и поддерживать всегдашнее уважение, особенно к преимущим, то есть начальственным и державным: ибо они как бы земные боги, по Писанию: Аз рех: бози есте, и сынове Выишяго вси [ Пс. 81, 6 ], а немощи и недостатки их извинять немощами поврежденной грехом природы и ценить их благонамеренность. Люди осудят, но Бог оправдает, когда я буду искренно и громогласно перечислять все, и наимерзкие грехи – в молитвах покаянных, например, в молитвах ко причащению. Но что я говорю? И люди не осудят, а похвалят, ибо искренность, признание в глазах всякого похвальна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если же слово «рождение» взято здесь вместо слова «тварь», то никто да не дивится сему, потому что и в другом месте говорится: Бога, рождшаго тя, оставил еси (Втор.32:18), и: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго еси (Пс.81:6). Поскольку Бог и родив, родил бесстрастно, и творя, созидает бесстрастно, боголепно и не утомляясь, то Писание употребляет эти именования не с тем, чтобы мы рождение принимали за тварь и тварь за рождение, как думают утверждать злонамеренные еретики, но с тем, чтобы представить легкость сего для Бога и Его бесстрастие. Если же кто, поработившись одному только предубеждению и не имея в виду истины, будет возражать, то и я не подам голоса в свою защиту, и он не в праве это делать. Посему, предоставим дело нелицеприятным судиям, и судиями пусть будут слушатели. И если он может доказать, пусть доказывает, а если у меня потребует доказательства, то представлю во свидетели самого изрекшего это. Ибо, сказав: перворожден всея твари, присовокупил он: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли (Кол.1:16). Итак, если бы он сказал: «после Того создана быша», то подавайте голос за обвинителя. А если говорит: Тем (создание всего и владычество над всеми принадлежит Творцу; уясняя это Апостол сказал в другом месте: о Нем бо живем, и движемся, и есмы (Деян.17:28)), — то непререкаема, думаю, наша победа. А если скажу и то, что дальше следует у Апостола, то торжество наше будет еще очевиднее. Ибо он говорит: и Той есть прежде всех (Кол.1:17). Не сказал: «Той пришел в бытие прежде всех», но: есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся. Не сказал: «с Ним» или «после Него все создано». Но почему отвергают мысль утверждающих, что Сын единороден по Божеству и перворожден новой твари по человечеству? Ибо, если не так разуметь и не назвать перворожденного Первоздателем, то первородство в сочетании с понятием «единородный» может указывать на преимущество рождения, так как иной может быть и первородным, и единородным Сыном; но в сочетании с понятием «тварь» не имеет сие места, потому что тварь или единосозданна, или перворожденна, — одно другим уничтожается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Согласно постановлению Моисея, найденная Хелкией и прочтенная в слух Иосии и его подданных книга Моисеева вызвала завет пред Господем, хранити заповеди Его, и свидения Его, и повеления Его всем сердцем и всею душею, еже творити словеса завета, писанные в книзе сей... и сотвориша обитающий во Иерусалиме завет в дому Господа Бога отец своих ( 2Пар.34:31–32 ) и сташа вси людие в завете ( 4Цар.23:2–3 ). Итак, обретенная книга признана «свидетельством против народа» (Вт.31:9–26) и каноном его жизни, заветом, требующим непременного клятвенного исполнения. Какова по объему и содержанию была эта книга? Сообразно наименованию ее в кн. Царств «книгой закона» ( 4Цар.22:8–10 ), а в кн. Паралипоменон: «книгой закона, данной рукой Моисея» ( 2Пар.34:14 ), несомненно следует думать, что преимущественную и главнейшую часть ее составляло Пятикнижие Моисеево с его заветами, заповедями и грозными пророчествами о нечестии Израиля и опустошении его земли. Но может быть в этой книге находилось и писание Иисуса Навина, некогда «вписанное в книгу Моисеева закона» ( Нав.24:26 ), а затем могли быть здесь и пророческие книги, особенно книга Исаии, заключавшая в себе так много пророчеств о «ярости Господней» на Иерусалим и обитающих в нем за «каждение чужим богам» ( 2Пар.34:24–25 ­­ Ис.1; 5; 44 и др. гл.), книга Михея (3­­ Иер.26:18–19 ) и других пророков. Когда в книге Неемии повествуется о подобном же общенародном чтении книги закона, то разумеется не одно Пятикнижие, но и другие ветхозаветные исторические, учительные и пророческие книги ( Неем.8:8 ; сравн. 8:17; 9:3–38). Иисус Христос приводит пророчество Пс.68 (возненавидеша мя туне), как заключающееся «в законе» ветхозаветном ( Ин.15:25 ), также из Пс.81 : – аз рех: бози есте, – приводится, как изречение «закона» ( Ин.10:34 ). Итак, словоупотребление библейских писателей дает основание отождествлять найденную Хелкией «книгу закона» с упоминаемой Исайей «книгой Господней» и в содержание ее включать вместе с Пятикнижием и другие книги Священного кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Аще же вол убодет мужа или жену, и умрет, камением да побиется вол той, и да не снедят мяса его, господин же вола неповинен будет ( Исх.21:28 ).   Бессловесными научает одаренных разумом, какое зло есть убийство. Вопрос 50. Почему укравшему тельца повелевается уплатить впятеро, а укравшему овцу – вчетверо (Исх.22:1)? Аще же кто украдет телца или овцу, и заколет или продаст, пять телцев да воздаст за телца и четыри овцы за овцу. ( Исх.22:1 ).   Потому что большие проступки заслуживают и больших взысканий. Так научил и Господь. Ибо говорит: «емуже дано будет много, много взыщется от него» ( Лк.12:48 ). Вопрос 51. Как должно разуметь сказанное: «богов да не злословиши» (Исх.22:28)? Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла. ( Исх.22:28 ).   Богами называет судей, так как им предоставлено судить, подобно Богу всяческих. Яснее научил сему пророк Давид. Ибо, сказав «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит» ( Пс.81:1 ), присовокупил: «доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте; измите нища и убога, из руки грешничи избавите его» ( Пс.81:2–4 ); потом продолжает обвинять: «не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят» ( Пс.81:5 ). Но показывает также и собственную Божию щедрость. Ибо сказано: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» ( Пс.81:6–7 ). Так и здесь сказано: «богов да не злословиши и князю людий да не речеши зла». Вопрос 52. Почему запрещает есть мясо животного, пойманного зверем (Исх.22:31)? Люди святи будете Ми, и мяса звероядиннаго да не снесте, псом повержете е. ( Исх.22:31 ).   Научает израильтян жизни более разумной и советует не иметь ничего зверского, потому что звери не закапают того, что едят. Посему немного ниже повелевает иметь попечение и о врагах; и если заблудится вол человека, расположенного неприязненно, не проходить мимо него, но возвратить в дом неприятелю, и падшего осла его поднимать ( Исх.23:4–5 ); таковыми же благодеяниями домогаться примирения. А сим научает, что один Законодатель Ветхого и Нового Завета, что Давший закон Моисеев даровал и закон евангельский. Вопрос 53. Что значит сказанное: «да не явишися пред Господом Богом тощ " (Исх.23:15)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

С ведением умопостигаемого мира как целого и простого человек восходит на последнюю ступень естественного созерцания и обретает в себе логос единого тварного мира. В этом высшем созерцательном состоянии чистой молитвы и познании логосов сущих человек предстоит Богу в единовидной простоте ума подобно высшим ангельским чинам. Из этого положения человек может быть вознесен по благодати к сверхъестественному состоянию единения с Логосом. Восхождение человека по лестнице ведения происходит по произволению человека при содействии благодати. При этом термин «положение» отражает степень причастности благодати Святого Духа. Также положение имеет значение направления движения по отношению к Богу, то есть движение человека к благодати или погибели. Высшим положением человека является Сыно-положение, которое уже не зависит от произволения человека, а является вознесением к богословскому любомудрию по дару благодати:  «Имена по своему охвату бывают относящимися одни к сущности, другие – к отношению, третьи –  к благодати или погибели . ко благодати же – когда человека, ставшего во всем послушным Богу, Писание именует богом, по реченному: « Аз рех бози есте», хотя он ни по природе, ни по отношению не имеет [основания] быть или называться Богом, но по благодати и положению становится и именуется [таковым], ибо благодать [сыно]положения ни с чем не связана и не имеет для себя в природе никакой воспринимающей силы, потому что тогда она уже не была бы благодатью, а проявлением действия [этой] природной силы» (1237АВ). Теперь более подробно рассмотрим созерцательный тропос смешения. Если тропос положения дифференцирует состояние ума и определяет положение молящегося по отношению к благодати, то тропос смешения, наоборот, интегрирует созерцательные движения ума и соединяет восприятие множественного и противоположного в простое единовидное восприятие логоса, который соединяет все в нераздельное тождество единицы. Тропосы смешения и положения есть проявление единообразующей силы логоса, смешивающего восприятие множества вещей одной природы и двоицы вещей противоположных природ в единое восприятие посредством перехода к созерцанию на более высоком уровне, где осуществляется иное различение по иным признакам.

http://bogoslov.ru/article/5558598

5, 14)? — Но почему же, любезнейший, снова скажем ему, сынами Бога и богами названы мы в Божественных Писаниях, согласно сказанному: Аз рех: бози есте и сыны Вышня–го еси (Пс. 81, 6)? Неужели же, перестав быть по природе тем, что мы есть, мы должны возвыситься до Божественной и неизреченной сущности— и, лишив Слово Божие истинного сыновства, вместо Него будем присидеть Отцу и благодать Почтившего нас (ею) соделаем предлогом нечестия? — Да не будет. Но Сын должен быть неизменно с теми свойствами, какие присущи Ему, — мы же суть сыны по усыновлению и боги по благодати, не неведая о том, что мы есть. Таким же образом и святые, веруем, суть свет. Думаю, что должно обратить внимание и на следующее. Ведь разумные твари просвещают (других), будучи просвещаемы (сами), посредством сообщения научений, вливаемых из одного ума в другой, — и такое просвещение справедливо следует называть скорее учением или откровением. Но Слово Божие просвещает всякаго человека, приходящаго в мир, не чрез научение, как иногда Ангелы или даже и люди, но напротив — как Бог, чрез создание каждому из призываемых к бытию влагает семя премудрости или бого–поз ( нания и прирождает корень разума и таким образом совершает разумное животное, являя его причастным собственной Своей природы и посылая в его ум как бы некие световидные пары неизреченного Своего блеска, каким Сам ведает образом и способом, о чем неизлишним почитаю сказать. Посему–то и праотец Адам оказывается не во времени, как мы, приобретшим себе премудрость, но является совершенным по разуму тотчас же с первых времен бытия, сохраняя в себе еще незагрязненным и чистым данное его природе от Бога просвещение и имея неиспорченным достоинство своей природы. Итак, Сын просвещает как Творец, будучи Сам Светом истинным, тварь же блистает по причастию к Свету, почему и называется светом, восходя до превышающего ее природу по благодати Прославившего ее и Венчающего разными почестями, так что каждому из удостоенных такой чести со всей справедливостью следует выступить на средину и, вознося благодарственные молитвы, воспеть наконец великим гласом: благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его, — очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое, ибо действительно тво–рит милостыни Господь (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

На земле раздаются жребии служения, Слушатели; но располагаются они свыше единым Господом. Пусть действует в сем случае, некоторым образом, и произвол человеческий; но Бог по Своим премудрым судьбам исправляет все, самые злоупотребления наши. Между тем, впрочем, что попущено будет сделать неправильного; мы же сами и пожнем то, что сеем. Земные виды очень недалеки и непостоянны. Один Господь творит вся по воле Своей, и в силе небесней, и в селении земнем ( Дан.4:32 ). Учиненные им власти суть только орудия Его воли, слуги, приставники. Таким образом избрание ваше, Благородные Блюстители общественного порядка, становится еще выше и святее в глазах наших, когда оно становится вместе избранием свыше, Божиим. Аз рех, говорит Господь, бози есте ( Пс.81:6 ): Я дал вам Свое имя, Я утвердил в вас то, чем наименовали вас человеки, от Меня дана вам честь и слава! Так, Господи, они Твои! Утверди их силой Твоей, умудри Твоею мудростью, проникни Твоею любовью, и сопутствуй им на всех путях служения их благословениями Твоими! Аминь. Слово в день рождения Ее Величества, Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны Говорено в Петрозаводском кафедральном соборе, 1-го июля 1835 года. Ходяще проповедуйте глаголюще, яко приближися царствие небесное. Болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте. Мф.10:7–8 . Если бы неизвестно было, чьи слова, кои теперь повторяем, и кои слышали мы сегодня в Евангелии Христовом; нельзя было бы не удивляться, как просто сказывается в них о таких великих делах, каково даже воскрешение мертвых! Сказывается так, как будто бы речь шла о самых обыкновенных поручениях в жизни! И то опять не менее удивительно, какие великие силы Господь вручает иногда людям! Но опыты давно уже оправдали сие и со стороны людей, которым в особенности такие силы были дарованы. Видя теперь пред собой приставников общественного служения, которым предоставлено так или иначе устроять и назидать общественное благо, предаюсь, Братия, чувству восхищения о том, какие великие силы вручены свыше и всем вам ко благу человечества! Обратите, Слушатели, внимание ваше еще ближе на ваши должности с той в особенности стороны, как все они важны, не исключая и малых, или какие великие средства ко благу людей находятся в собственных руках ваших!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы Источник Слышал я, что некоторые утверждают, что если бы праотцы наши и соблюли данную им сначала Создателем всего и Владыкой заповедь, то все же размножение рода человеческого стало бы производиться тем же скотоподобным способом, как и ныне, только без похоти, без страсти и без женских болезней. Это они говорят без всякого удостоверения божественных писаний, а руководясь лишь человеческими мыслями и следуя большой внешней учености. Поэтому я признал справедливым несколько рассудить и побеседовать с ними, не в смысле положительных доказательств и установлений, но предположительно и предлагая просто против их мнения рассуждения здравого разума. Скажите нам, добрейшие, как вы думаете: нетленными ли и бессмертными были созданы вначале родоначальники наши или подлежащими тлению и смерти? Если они будут утверждать второе, то ясно будут обличены во лжи тем божественным гласом, который сказал первозданным: В оньже аще день снесте от него, то есть, от запрещенного древа, смертию умрете ( Быт. 2:17 ). Сказав это, Создатель ясно научил нас, что Он создал их бессмертными и что они оставались бы бессмертными навсегда, если бы сохранили святую Его заповедь, как свидетельствует и тот божественный глас, который говорит: Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси, то есть, вы – выше всего смертного, а потом прибавляет: вы же яко человецы умираете и прочее ( Пс. 81:6–7 ). И опять: человек в чести сый, то есть, в нетлении и равноангельном пребывании, не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им ( Пс. 48:21 ), то есть, подпал тлению и смерти и подчинился бессловесным страстям, не уразумев своей чести, то есть достоинства нетления и бессмертия. Также и Соломон премудрый сказал: Бог смерти не сотворил, завистию же диаволею смерть вниде в мир ( Прем.1:13, 2:24 ). Если же, будучи побеждены Священным Писанием, исповедуют и против своей воли, что первозданные были сотворены нетленными и бессмертными и что навсегда сохранились бы в нетлении, если бы не преступили заповеди Божией, то как они утверждают, что размножение нашего рода имело бы быть тем же скотским способом, каким совершается ныне, только без похоти, страстей и женских болезней? Известно, что детородные уды приданы при создании обоим полам ради двух причин: чтобы посредством их сохранился род человеческий и не исчез бы окончательно, и чтобы чрез них выбрасывалось всегда излишество переваривающейся пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Но поскольку были вероятно в ней такие, которые жили согласно с законом и имели поведение благопристойное и достойное удивления, то, – дабы не показалось, что Он устремляет гнев Свой на всех сплошь и без разбору и губит праведного вместе с неправедным, и вместе с беззаконными и нечестивыми истребляет и благочестивого, – с этой именно целью выразительно указывает, на кого обрушатся последствия Его гнева; ибо сказал, что «изнемогут нечестивии, и изыму беззаконныя от лица земли». «Изнемогут», падая от руки врагов: «изымутся» же беззаконные, как умершие и ставшие жертвой меча, или как отведенные в плен и сделавшиеся рабами своих победителей. Но если бы кто пожелал применить это к нравам и образу жизни людей, то под человеком и скотами, и прочим он должен разуметь людей, живущих по плоти и имеющих земное мудрование, пристрастных к скоропреходящему, которыми божественное слово сказало: «аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» ( Пс.81:6–7 ); ибо у святых жизнь уже не человеческая, но более божественная и духовная, если истинно то, что они «ходят во плоти», живут же не по плоти ( 2Кор.10:3 ), но имеют жительство на небесах ( Флп.3:20 ). А под скотами он должен разуметь живущих в великом невежестве и медленных умом, о которых (Бог) говорит устами Давида: «человек в чести сый не разуме» и далее ( Пс.48:13 ) и повелевает, говоря: «не будите яко конь и меск 2 , имже несть разума» ( Пс.31:9 ). Под птицами же будем разуметь людей, имеющих превозносящийся и как бы в воздухе парящий ум, старающихся высокомудрствовать и отвращающихся от смиренномудрия ( Рим.12:16 ). А таков всякий гордец и кто всецело предан грехам богоненавистной гордости. Под рыбой же разумей неразумнейшую толпу. Рыбы суть самые безгласные существа. А такова и есть толпа, которая как бы некоторым морем будучи объята смятением жизни и питаясь соленым и горьким удовольствием совершающихся в ней деяний, соблюдается для сетей смерти и имеет концом жизни погибель. Посему такие оскудеют, когда Бог подвергнет их взысканию и накажет их, как ведущих распущенную жизнь и не перестающих огорчать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010