Слыша сие, о новоизбранные Чины! вы имеете довольную причину и радоваться и бояться. Вы имеете, говорю, причину радоваться; ибо избираетеся не человеческими только жребиями, но и Божиим, и посылаетеся принести плоды добрые, Богу угодные, обществу вожделенные, и для вас самих сладчайшие. Но имеете также причину и бояться, да не принесете вместо плодов зрелых гнилые, оскомину – вместо сладости, терние – вместо гроздия, слезы от собратий ваших – вместо благодарений, проклятия – вместо вечной памяти, страх и ужас при часе смертном – вместо надежды и отрады; вместо спутников по смерти – запинателей, вместо ходатаев на суде Божием – обличителей, вместо оправдания от Бога – вечное осуждение, вместо сокровища на небеси – кучи пепла геенского.– И так, стоя ныне как бы на распутии, имея пред собою двоякий путь, правый и стропотный, путь царский и злодейский, путь закона и беззакония, – шествуйте первым, руководствуемые совестию Христианскою. Совершите неокончанное, приспешите неисправленное и забытое, доставьте всякому правду и удовлетворение; отрите слезы вдов и сирот, дайте отраду неповинно обиженным. Сего требует от вас Бог; сего ожидает от вас Помазанница Божия, Государыня и попечительнейшая Матерь народа своего. Не допустите убо, чтобы Бог, став в сонме богов, и посреде боги рассуждая, сказал к вам: Аз рех, бози есте и сынове Вышнего еси: вы же, яко человецы умираете, и яко един от князей падаете; доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? 171 Не допустите, чтоб и сия не Южская Царица, но Северная Императрица востала на суд, с родом нашим, и нас осудила. Боже, предвечная Правда! Впечатлей правду Твою Святую в сердца наши; водрузи в память нашу суд Твой, страшный и неминуемый, на коем будешь судить не только дела, но и намерения наши. Дай судиям сим день и нощь помышляти, что неправедно осужденные ими, будут некогда, пред очами Твоими, судиями их и мстителями: возношения бо Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их, сотворити отмщение во языцех, обличения в людех, сотворити в них суд написан: слава сия будет всем преподобным Его! 172 – Аминь. 11. Речь Польскому Королю Станиславу Августу

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Тот же сучок масличный, который был принесен голубем от Небесного Ноя, Бога Отца, есть Дух Святый, ниспосланный в виде голубя. Он принес как бы масличную ветвь в утробу пречистой и преблагословенной Девы, совершивши в ней воплощение Слова: «и Слово плоть бысть» и тем даровавши миру спасение, что утверждает и тропарь Благовещенского праздника, говоря: «Днесь спасения нашего главизна». Отступили от земли воды всенародной клятвы, которые упали на род человеческий за преступление Адамово и в которых потонуло было наше естество; отступил потоп гнева Божия, и явилась суша; высохло клятвенное, греховное болото: «Клятва потребися». Изъяснивши ту златицу таким толкованием, мы положим ее на столе Авраамовом, то есть, поклонимся по примеру верующего Авраама, о котором Писание говорит: «Верова Авраам, и вменися ему в правду» ( Рим. 4:3 ). Да будет сей поклон Богу Отцу от души! Кланяться от души – это значит при вере приносить Ему и душу нашу, ибо Он дал нам ее Божественным и животворящим дуновением; и поклон веры нашей Богу Отцу будет только тогда достоин приятия, когда при поклоне нашем мы принесем в жертву и душу, как некий дорогой червонец. Душа наша будет для Бога как злато, и даже дороже злата, ибо Он и Сына Своего любимого не пощадил дать за нее: «Тако возлюби, яко Сына Своего единороднаго дал есть» ( Ин. 3:16 ). На сей драгоценной душе, как на золотой монете, есть и образ Божества, ибо известно, что создана она по образу Божию, почтена разумом и свободной волею и является как бы малым богом, ведущим доброе и злое и творящим свободно и доброе, и злое. О сем-то и говорится: «Аз рех, бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс. 81:6 ). Изображен Бог на этой золотой монете, то есть, в душе человеческой, так, что образ Бога Отца находится в памяти, Бога Сына – в разуме, Бога Духа Святого – в воле. Сия монета имеет изображение или уподобление Ноя потому, что она сидит в теле, как Ной в ковчеге, и плавает по великому и пространному морю мира сего. Изображение же маслины она имеет потому, что Ей уподобляется обилием духовных плодов, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

217. 1) Освободившись от уз житейских, мирских и греховных, не допустим себе опять возвратиться к ним. – 2) и никто не думай совместить работание богу с рабством греху и страстям. 2 /, 14] 1) Нерадение наше отгоняя и ревность возбуждая, Апостол сказал: Господь близ; ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются Богу (Флп. 4, 5, 6). Не будем же нерадеть, но да крепимся и мужаемся на делание дела, к коему призвал нас Господь. Ибо это Он призвал нас из общенародного пребывания к монашеской жизни, это Он облек нас в ризу спасения и одеждою веселия одел; это Он искупил нас от клятвы законной, быв по нас клятва. В свободе убо, еюже Христос нас свободи, будем стоять и опять под иго работы не отдадим себя (Гал. 5, 1). Не допустим себя опять стать добровольными рабами страстей. Раб, златом искупленный, никак не согласится опять поступить в рабство; но куда-нибудь подальше удалившись от места своего рабства, радуется там, что сподобился освободиться от рабского тиранства; хотя рабство не есть уже что-либо особенно злое. Ибо Аностол говорит: раб ли призван был еси? да не печалишися; но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе. Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть; такожде и призванный свободник, раб есть Христов (1 Кор. 7, 21, 22). И однако все же верно, что освободившемуся не желательно опять жить под игом рабства. – Кольми паче мы, освобождены будучи от греха, должны как можно дальше держать себя от него. Или не знаем, что он нам наделал? Не он ли изгнал нас из рая? Не сделал ли он нас смертными вместо бессмертных? Не ввел ли в эту многоплачевную жизнь? Не чрез него ли было и бывает всякое зло? Будем же избегать его как злейшего врага; возненавидим его как достойного ненависти. Возлюбим же паче добродетель как делающую людей ангелами, и даже более того, – богами, как написано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). 2) Но в чем существо добродетели? – В отвращении от мира и в прилеплении к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Это есть в точном смысле обожение, осенение божественной благодатной жизнью того существа, которому это не присуще и трансцендентно. Отсюда остается и вся разница между Сыном и Материю, между Его и Ее силою и славою. Первая беспредельна и неограниченна, абсолютна, как власть Божия в творении. Вторая производна, как благодатная данность, и в силу этой производно своей не безгранична, не абсолютна. Другими словами, Господь есть Бог по естеству, Богоматерь же н е есть Бог по естеству, сколь бы ни было полно и совершенно Ее обожение, но лишь по благодати. В Ее лице исполняется лишь предначертанное для всех человеков: «Аз рех: вы бози есте» ( Пс. 81,6 . Ср. 10. 10,345). Отсюда известная антиномичность в определении меры Богоматерней власти, как оно делается в молитвенных к Богоматери обращениях. С одной стороны Она возвеличивается как «Небесная Всегосподственная Царица», «вся стихии, небо и земля, воздух и море повинуются Тебе, и вси противнии дуси страхом обдержими трепещут, боящеся имени Твоего святаго», «вся бо можеши елика хощеши» 32 , к Ней христиане взывают тем же обращением, как и к Спасителю: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (а ко всем святым обращаемся: «моли Бога о нас»). Но вместе с тем совершенно явственно указуется, что эта власть Богоматери – производная, обусловленная Ее «святыми и всесильными мольбами», которыми Она «непрестанно» «о всех молит Христа, Бога нашего, и всем творит спастися». И в этом качестве Богоматерь является лишь первой в ряду святых молитвенников, как это запечатлено, напр., во всех отпустах: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Твоея Матере» и т. д. Подобное же место Богоматери отводится в чине проскомидии. Она есть ходатаица за человеческий род и посредница между Богом и человеками, как прославленный и обоженный человек. Если Господь есть ходатай и Первосвященник, в качестве жертвоприносящего Себя Самого, то Она есть ходатаица перед Ним и носит в таковом качестве, согласно видению св. Андрея юродивого, архиерейский омофор как молитвенница пред Сыном, как человечество Его Богочеловечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

У христиан и науки и литература стали все почти только земные, – Евангелие и Закон Божий пренебрегают, жития святых осмеивают; вообще у всех какая-то лихорадочная, земная деятельность – о угождении Богу и о спасении души никто почти не думает. Жалкое состояние! Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, честолюбие, наслаждение земное, чревоугодие и любостяжание, любодеяние; оно-то совсем отвратило очи наши и сердца наши от Бога и небесного отечества и пригвоздило к земле; оно-то искоренило любовь к ближнему и вооружило друга против друга. Горе, горе нам! Как воспринимаем мы высочайшее таинство Божественной к нам любви – таинство христианской веры? Умом, сердцем и житием или свободною нашею волею. Все ли три силы нашей души проникнуты святою верою, как души святых?… Царство Небесное подобно квасу, который взявши одна женщина положила в три меры муки (три силы души), пока вскисло все (см. Лк. 13, 21). Всеми силами души и тела мы восприемлем мирское, преходящее, греховное (сластолюбие, корыстолюбие, честолюбие), а не небесное и вечное. Господь Бог поделился, так сказать, Своею бесконечною жизнью с нами: мы все обожены Его Пречистою Плотью и Кровью, соединенными с Божеством. Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). (Отче наш, Иже еси на небесех). Не должны ли и мы делиться, по Его воле, тем, что служит к поддержанию нашей души и тела: своим умом, своими познаниями, своею вещественною собственностью, с ближними нашими, тогда как Сам же Он обещал нам не оскудение, а приумножение вверенных нам и возращаемых нами талантов? В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Если Бог принял нас в общение Божества, в общение Своей Плоти и Крови, то и мы должны иметь все общее, без потворства праздности и тунеядству, т. е. богатые должны помогать бедным, по возможности подавать милостыню, принимать странных, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, памятуя, что мы все Христовы. И за всех и за все Христос воздаст. Взалкахся, и дасте Ми ясти… (Мф. 25, 35) и проч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1) Житейские своими делами занимаются; а мы — своим, которое выше всех. — 2) Будем же верны своему чину, борясь со всем противоположным ему. — 3) Для сего делай всякий свое дело, и в свое время. 118]. 1) Иные иными повествованиями услаждаются и хвалятся: военные—о воинских делах, пловцы — о морских, земледельцы — о землеобработных, другими занимающиеся мастерствами и искусствами — о том, что относится к ним, и обще сказать, нет никого, — кто бы не услаждался делами своего звания. Нам же радостны сказания не о таких вещах: ибо наше все не плотяно, но относится ко спасению души, к угождению Богу, к преставлению отсели, к водворению там; и, как говорит Апостол, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала (Филип. 4, 8), вот предметы для наших бесед, равно как для забот и попечений. И может ли быть что радостнее сего и блаженнее. — Это может всякий видеть из того, каков конец тех и других вещей; тех вещей как начало, так и конец не заходит за пределы века сего; а наших и начало из другаго, высшаго мира, и конец за пределами его, безконечный и вечный. Ибо существо их есть добродетель, которая творящих ее соделывает богами: ибо истинен рекший: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). О, какой великой милости сподобились мы! — Возрадуемся же Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании и во псалмех воскликнем Ему (Пс. 94, 1. 2); яко избрал есть нас от начала во спасение во святыню Духа и веры истины, в неже и призва нас, чрез приятие схимы нашей, в получение славы Господа нашего Иисуса Христа (2 Сол. 2, 13. 14). 2) Будем же стоять в вере неуклонно, восприимем послушание неложное, сохраним целомудрие ненарушимым. Один у нас предмет возлюбления — Жених Христос, красный добротою паче сынов человеческих, — одно наследие — царство небесное, блага вышняго Иерусалима. Плоть и кровь, богатство и слава и вся суетность, далеко да отступят от нас. — Впрочем пока мы во плоти, нам присуща брань: ибо не было бы и добродетели, еслиб не было брани. Если случится нам быть плененными чуждыми помыслами, поскорее воззовем себя к трезвению, паче всего боясь греха делом, как яда смертоноснаго, и шага, далеко отреваващаго нас от Бога. Помыслы будем отражать помыслами, и против вожделений привведем вожделения. И это без лености и послабления, Цель у демона борющаго — неотступностию брани ввергнуть нас в уныние и разслабление, чтоб мы отказались от противостояния ему. Но если мы пребудем непреклонны в противоборстве диаволу, противостоя ему, чтобы не приходилось терпеть от того, то несомненно одержим над ним победу, и получим победный венец уготованный нам на небесах. Ибо брат Божий говорит: блажен человек, иже претерпит искушение: зане искусен 6ыв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

1) Освободившись от уз житейских, мирских и греховных не допустим себе опять возвратиться к ним. — 2) И никто не думай совместить работание Богу с рабством греху и страстям. 1 /, 14]. 1) Нерадение наше отгоняя и ревность возбуждая, Апостол сказал: Господь близ; ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются Богу (Фил. 4, 5. 6). Не будем–же нерадеть, но да крепимся и мужаемся на делание дела, к коему призвал нас Господь. Ибо это Он призвал нас из обще народнаго пребывания к монашеской жизни, это Он облек нас в ризу спасения и одеждою веселия одел; это Он искупил нас от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе убо, еюже Христос нас свободи, будем стоять и опять под иго работы не отдадим себя (Гал.5, 1). Не допустим себя опять стать добровольными рабами страстей. Раб, златом искупленный, никак не согласится опять поступить в рабство; но куда нибудь подальше удалившись от места своего рабства, радуется там, что сподобился освободиться от рабскаго тиранства; хотя рабство не есть уже что либо особенно злое. Ибо Аностол говорит: раб ли призван был еси? да не печалишися; но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе. Призванный бо о Господе раб, свободник Господен есть; такожде и призванный свободник, раб есть Христов (1 Кор. 7, 21. 22). И однако все–же верно, что освободившемуся не желательно опять жить под игом рабства. — Кольми паче мы, освобождены будучи от греха, должны, как можно, дальше держать себя от него. Или не знаем, что он нам наделал? Не он ли изгнал нас из рая? Не сделал–ли он нас смертными вместо безсмертных? Не ввел ли в эту многоплачевную жизнь? Не чрез него–ли было и бывает всякое зло? Будем–же избегать его, как злейшаго врага; возненавидим его, как достойнаго ненависти. Возлюбим–же паче добродетель, как делающую людей Ангелами, и даже более того, — богами, как написано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). 2) Но в чем существо добродетели? — В отвращении от мира и в прилеплении к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Освободившись же благодатью Господа нашего Иисуса Христа и содействием Святого Духа от такого лукавого порабощения греховным страстям, становимся возлюбленными чадами Божиими. Свободою убо, которою освободил нас крест Спасителя, будем стоять и не отдадим себя опять в иго рабства, чтобы не обратиться в столб соляной, и чтобы и к нам не была отнесена мудрая притча, что свинья, омывшись, возвратилась в скверную тину и пес обратился на свою блевотину.     XXVII. Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы.   Слышал я, что некоторые утверждают, что если бы праотцы наши и соблюли данную им сначала Создателем всего и Владыкой заповедь, то все же размножение рода человеческого стало бы производиться тем же скотоподобным способом, как и ныне, только без похоти, без страсти и без женских болезней. Это они говорят без всякого удостоверения божественных писаний, а руководясь лишь человеческими мыслями и следуя большой внешней учености. Поэтому я признал справедливым несколько рассудить и побеседовать с ними, не в смысле положительных доказательств и установлений, но предположительно и предлагая просто против их мнения рассуждения здравого разума. Скажите нам, добрейшие, как вы думаете: нетленными ли и бессмертными были созданы вначале родоначальники наши или подлежащими тлению и смерти? Если они будут утверждать второе, то ясно будут обличены во лжи тем божественным гласом, который сказал первозданным: воньже аще день снесте от него, то есть, от запрещенного древа, смертию умрете (Быт. 2, 17). Сказав это, Создатель ясно научил нас, что Он создал их бессмертными и что они оставались бы бессмертными навсегда, если бы сохранили святую Его заповедь, как свидетельствует и тот божественный глас, который говорит: Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси, то есть, вы—выше всего смертного, а потом прибавляет: вы же яко человецы умираете и прочее (Пс. 81, 6. 7). И опять: человек в чести сый, то есть, в нетлении и равноангельном пребывании, не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Он есть истинный Сын, сущий из Отца, а мы – усыновленные по человеколюбию, в качестве благодати получая (достоинство, выраженное в словах): «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ). Созданная и служебная тварь призывается к сверхъестественному (усыновлению Богу) единым только простым мановением и волею Отца, а Сын есть Бог и Господь не по воле только Бога и Отца, и самое это бытие Богом и Сыном не приобретено Им по одному только изволению (Бога Отца), но, воссияв из самой сущности Отца, собственное ее (сущности Отца) свойство имеет по природе. Так опять оказывается Он истинным Сыном, являясь таковым по сравнению с нами; ибо то, что по природе, отличается от того, что по усыновлению, и истинное – от подражательного: мы название сынов получили по усыновлению и подражанию, а Он, следовательно, – по природе и истинно, Коему мы, и став таковыми, представляем противоположность, приобретая это благо по благодати, вместо природного достоинства. Ин.1:13 .  Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася Призванные, говорит, чрез веру во Христа в усыновление Богу совлеклись худости собственной природы и облистанные, как бы светлым одеянием, благодатию Удостаивающего (их сего), восходят в превышающее их природу достоинство; ибо называются уже не чадами «плоти», но порождениями Бога по усыновлению. Заметь, какую осторожность в своих словах соблюл Евангелист. Поскольку он намеревался сказать, что уверовавшие «от Бога родились», то, дабы не подумал кто, что они в собственном смысле родились из сущности Бога и Отца и достигают совершеннейшего сходства с Единородным, или же и о Нем (как и о них) только применительно говорится: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс.109:3 ), и таким образом и Он в конце концов низводился бы в природу тварей, хотя бы и назывался рожденным от Отца, – считает (ввиду сего) необходимым для нас употребить эту предосторожность. Сказав, что власть стать чадами Божиими дана им от Того, Кто есть Сын по природе, и указав этим на получение сего (сыновства Богу) по усыновлению и благодати, – он уже безопасно употребляет потом выражение: «от Бога родились», дабы показать и величие данной им благодати Бога и Отца, как бы в природное свойство Свое Приемлющего чуждое (Ему) и Возводящего рабское во владычное благородство, по горячей любви к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

19) Кто оставил мир и ссорится с людьми за какую-нибудь потребность, необходимую для своего утешения: тот есть совершенный слепец; ибо, оставив все тело, борется и воюет за один член его. 20) Кто бегает любления настоящей жизни, того ум узрел будущий век; а кто связан суетностию жизни, тот есть раб страстей. 21) Не думай, что только стяжание сребра и золота есть любостяжание, но все к чему привязано желание твое. 22) Почти делание бдения, да обретешь утешение от Бога, ниспосылаемое душам бдящим. 23) Прилежи чтению, и ум твой возведется к зрению чудес Божиих. Возлюби скудость с терпением, и ум твой соберется в себя от разсеяния. 24) Не люби выходить во вне, чтобы сохранить помыслы свои несмущенными. 25) Устранись от забот мирских, и пекись о душе своей, чтобы спасти ее от потери внутренняго мира. 26) Возлюби целомудрие, чтобы не быть постыженною и во время молитвы своей, и в день суда. Без святыни никто не узрит Господа: святыня же есть целомудрие. 27) Берегись малаго, и в большее не впадешь. 28) Не связывай души своей пожеланиями удовольствий, чтобы не сделаться рабою врага. Люби бедныя одежды, чтоб избежать вредных воспоминаний и укрепить смирение сердца. Любящий внешнюю светлость не может стяжать добродетели, а еще близок к падению в блуд, – потому что сердце его не имеет смирения. 29) Кто, любя шутки и празднословие, может стяжать чистое сердце, или совершенно убезмолвиться? 30) За смиренномудрием последует воздержание, безмолвие, бдение и молитва . – И если не замечаешь, что смирение как бы проникает сии добродетели, то знай, что ты имеешь тщеславие и далека от Бога, как отпадший дух: ибо и сей в начале – не блудодействовал, не чревоугодничал, не сребролюбничал, но пал страшным падением, – от того, что в гордости сказал: поставлю престол мой выше облак и буду подобен Вышнему, как говорит дивный Пророк. Постоянное во всем смирение вскоре соделает тебя дщерию Божиею, – ибо Давид говорит: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu. – И любящий указанныя выше добродетели, как то: безмолвие, молчание, целомудрие и молитву соделывается сыном и дщерию Бога Вышняго, но только при смиренно мудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010