Да подвижатся вся основания земли. Сии слова так выразил Симмах: потрясу землею по причине живущих на ней. По выражению семидесяти толковников глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей. Основаниями земли называет глубину ее. Поистине поразительно и страшно слово сие, как представляющее негодование Бога на неправедных начальников и беззаконных судей   Слова Дидима (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили мое достоинство, повреждая суд взятками, подобно языческим начальникам, которые по причине бесчувствия своих богов употребляют право судить произвольно, потому что нет наблюдающего за ними и взыскивающего с них. Афанасий основаниями называет начальствующих века сего (т. е. демонов), которые еще до народа Иудейского подверглись суду и извержены из владычества над нами сими словами: ныне князь мира сего изгнан будет вон; ибо потряслось стояние их, которое имели прежде, так как первые они обессилены Крестом.   6. Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вси. Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божии. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22, 28). Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль (Исх. 4, 22)   Слова Божественного Кирилла. Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славя. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание,—Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? (Иоан. 10, 34). Слова Феодорита: И так Я вас почтил и сообщил вам мое имя, и нарек моими сынами. Евсевий, приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божии получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком (Исх. 7, 1). Итак как Моисей человек Божий, получив от него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

4. Если же Бог кого желает, милует, а кого желает, губит, то почему Писание гласит, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ), как и Христос говорит, что «без воли Отца Моего на земле и [один] волос с головы человеческой не пропадет»? 276 Иначе как бы Он мог называться «Светом истинным, Который просвещает всякого приходящего в мир» ( Ин. 1:12 ), дающим нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ), подобно тому как и через пророка Он речет: «Аз рех: бози есте и сынови Вышняго вси» ( Пс. 81:6 )? А если «вси», то каким образом «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» ( Рим. 9:18 )? 5. Следует еще знать, что в Риме [среди христиан], к которым обращал эти слова Павел, были как уверовавшие из эллинов, так и уверовавшие из евреев. Поэтому [апостол] писал и тем и другим, но иногда имел в виду [уверовавших] из язычников, которых упрекали за прошлое идолопоклонство [уверовавшие] из иудеев, и ради этого подобные слова, обуздывая иудеев следующим образом: «Кто ты такой, бунтующий против Бога? «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же самой смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» ( Рим. 9:21 ). Также [Бог говорит Моисею]: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» ( Рим. 9:15 ). Эти и подобные им слова сказаны [в защиту уверовавших] из язычников, ради которых также говорится: «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 2:10 ). 6. Опять же, принимая сторону [христиан, обращенных] из иудеев, [апостол] говорит [обращенным] из язычников: «Не ты корень держишь, но корень тебя» ( Рим. 11:18 ), подразумевая под «корнем» [ветхозаветный] закон. Когда говорит: «немощный ест овощи» ( Рим. 14:2 ), то высказывается относительно [обращенных] из иудеев, ибо уверовав, крестившись и [еще до обращения] отвратившись от вкушения свинины, чтобы их не заподозрили [в нарушении закона], они [после обращения] полностью отказывались от [всякого] мяса, вкушая [только] овощи – монашескую пищу. На их счет [апостол] и сказал: кто «немощен» верой и еще не полностью обратился, тот «ест овощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Поскольку же нам следует иметь в виду и превратные толкования еретиков, то почитаю должным немного сказать опять и против находящихся под их влиянием. «Все», – говорит, – «чрез Него бысть, и без Него бысть ни что же 60 . " И сие свойственное Божеству достоинство усвояет Сыну, показывая Его во всех отношениях единосущным Родителю Богу и говоря, что все присущее Тому (Отцу) по природе есть и в Сыне, дабы Он (Сын) мыслился Богом из Бога по истине, а не имея, как мы, приобретенное прозвание и даруемое нам по одной только благодати, согласно сказанному: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ). Ведь если «все чрез Него бысть», то Сам должен быть другим отличным от всего, ибо в слове «все» нет ничего, что не содержится во всем, как, без сомнения, и блаженный Павел понимал слово «все.» Так, в одном из Посланий говоря о Спасителе нашем и сказав, что все подчинено под ноги Его, весьма хорошо присоединяет: «ибо, сказав 61 «все», ничего не оставил Ему неподчиненным» ( Евр.2:8 ). Итак, поскольку веруем, что все произошло чрез Сына, то мы не должны думать, что Сам Он есть один из всего, но будем считать Его лежащим вне всего и, выделяя Его из природы и однородности тварных бытий, должны исповедать, что Он есть наконец не другое что, как Бог из Бога по природе. В самом деле, какой можно бы допустить промежуток между Богом и тварью – разумею не по отношению сущности, ибо в этом отношении промежуток громадный, но по одному только мысленному представлению чего-либо другого из существующего? 62 Или какое другое место будет иметь Сын, превышающий природу тварей, даже более – Сам будучи Творцом? Ведь все произошло чрез Него, как чрез силу, как чрез премудрость Бога и Отца, не в природе Родившего скрывающуюся, как скрывается, например, в человеке присущая ему премудрость и сила, но существующую особо и саму по себе (ипостасно) и притом, однако же, происходящую из Отца по несказанному образу рождения, дабы сила и премудрость Отца понимались как истинно существующий Сын. Но если блаженный Евангелист и говорит, что все «чрез Него» произошло, то это выражение (δ ατο), полагаю, не нанесет никакого вреда истинному о Нем учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Пока мы живем всем тленном теле, пока мы имеем сокровище в скудельных сосудах (2 Кор. 4, 7) и плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал. 5, 17), до тех пор нет верной победы. Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Положил еси тму, говорит Давид, и бысть нощь, в ней же пройдут вси зверие дубравнии. Скимни, рыкающии восхитити, и взыскати от Бога пищу себе (Пс. 103, 20–21). Не ищет диавол себе в добычу людей неверующих и тех, которые находятся вне Церкви и тела которых царь ассирийский зажег в светильниках; напротив того, покушается ограбить Церковь Христову. Пищи его избранныя (Авв. 1, 16). Он хочет ниспровергнуть Иова и, пожрав Иуду, покушается рассеять других апостолов. Не пришел Спаситель мир принести на землю, но меч. Пала денница, восходящая заутра, и питавшийся в раю сладости должен был выслушать слова: Хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь (Авд. 1, 4). Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 13–14). Потому–то ежедневно Бог говорит тем, которые нисходят по лествице, виденной во сне Иаковом: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81, 6–7). Прежде всех пал диавол, и когда Бог станет в сонме богов, посреди же богов рассудит, тогда апостол скажет тем, которые перестанут быть богами: Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? ине по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1 Кор. 3, 3). Если же эти девы не спасаются телесной девственностью от наказания за свою вину, то что будет с теми, которые растлили члены Христовы и превратили храм Святого Духа в блудилище? Им будет сказано: Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле; престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Если ты, защитник иудейский, объяснишь мне это, то знаю, что постигаешь и непраздность Девы. Но ты чужд и тех и этих тайн; мы же и это радушно принимаем, и тому веруем. Объясни пророков и посмотри на проповедников пришествия». Да венчается проповедь! То, что Он совершил и претерпел, это они живо изобразили наперед за столько родов. Первый Давид умоляет: « Господи! Приклони небеса Твои и сойди » ( Господи, преклони небеса, и сниди ) (Пс. 143:5). И, по получении просимого, благовествует и говорит: « Наклонил Он небеса и сошел » ( приклони небеса и сниде ) (Пс. 17:10). И что Он имел явиться младенцем, говорит Исаия: « младенец родился нам » ( отроча родися нам ) (Пс. 9:6). Что Его матерь имела бежать с Ним в Египет: « Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские » ( се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская ) (Ис. 19:1). Он справедливо назвал Деву легким облаком, так как она не приняла тяжести человеческого семени. Что Он намерен был креститься в Иордане, говорит Иеремия: « что будешь делать в наводнении Иордана? » ( како сотвориши в шуме Иорданском ) (Иерем. 12:5). И зачем нам (так) исчислять? Соединим целые пророчества в один светоч. О предуготовлении через проповедь Гавриил говорит: « Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною » ( се посылаю ангела моего перед лицом твоим, иже призрит на путь твой перед тобой ) (Мал. 3:1). О встрече Христа и Крестителя Давид говорит: « Милость и истина сретятся » ( милость и истина сретостеся ) (Пс. 84:11); и о приветствии Елизаветы к святой и непорочной Богородице: « правда и мир облобызаются » ( правда и мир облобызастася ) (ст. 11.) И опять об Иоанне и Господе: « истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес » ( истина от земли возсия, и правда с небесе приниче ) (ст. 12). Об апостолах: « Я сказал: вы — боги » ( аз рех: бози есте ) (Пс. 81:6). О свидетельстве свыше: « Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя » ( сын мой еси ты, аз днесь родих тя ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пс.81:5 . Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли. Напомянув судьям о должности их, Пророк жалуется здесь на худой успех нравоучения своего, показывая, что судьи нечувствительны и неспособны принимать здраваго учения, так что хотя бы вся вселенная поколебалась, они о том небрегут; и хотя бы небо смешалось с землею, они не трогаются, так как бы не их было дело пещися о человеческом роде, хотя Бог особенно избрал их пещися о нем. Притом показывает, какая причина делает их нечувствительными и к общему благу невнимательными, понеже де будучи ослеплены блеском своим, ничему не внемлют, и сами не хранят законов. Якоже убо Господь во Евангелии глаголет: аще соль обуяет, чим осолится? ( Мф. 5:13 ) и, аще свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? ( Мф. 6:23 ): подобно сему и Пророк говорит, что ежели у тех, кои по долгу своему правосудие хранить обязаны, нет никаких правосудия законов, то у кого уже искать онаго? А от сея безпечности судей следует возмущение и мятеж, бунт и отложение народов. Ибо не иная была причина, чего ради и от Давида все царство Израилево отложилось, разве сия: понеже Авессалом удостоверил народ, что царь не старается входить в разсмотрение дел, как явствует из второй книги Цар. 15. Чего же ради премногие судьи слепы суть, причину возлагает Писание на пристрастие к дарам. Князи Твои, глаголет, не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии ( Ис. 1:23 ). И паки: да не возмеши даров, дары бо ослепляют очи видящим, и погубляют словеса праведна ( Исх. 23:8 ). И еще мзда и дарове ослепляют очи премудрых ( Сир. 20:29 ). Пс.81:6 . Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси: Пс.81:7 . вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Доселе Пророк укорял судей в лицеприятии, в неправосудии и в небрежении о должности: а здесь показывает, коль недостойны люди, зараженные пороками сими, той высокой чести, на которой Бог поставил их. Аки бы сказал: аз рех, что есте по Божию дару; но теперь приложу, что есте по свойству вашему. По Божию дару бози есте, и Ангелам подобни; по свойству же и по склонностям вашим – яко прочии человецы есте, то есть, смертные и порокам порабощенные, и потому, якоже и вси, подобным образом падаете; но падение ваше тем опаснее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Но чтобы еще разительнее представить, в какой близости к Богу находятся цари земные, и следственно, как высока, как священна власть их, и какое величие подобает сану их, св. откровение изображает их особами неприкосновенными, богопомазанными, сынами Вышнего ( Псал. 81:6 ), а наконец, как бы недовольствуясь и сим, изъемлет их из круга обыкновенных смертных и возносит до степени божества: Аз рех, говорит Сам Всемогущий державным земли: Аз рех: Бози есте ( Псал. 81:6 ). «Внемлите», как бы так вещал Бог , встав в сонм владык венценосных: «несмотря на то, что мое Царство, моя сила, моя слава всюду во вселенной, на небе и на земле, в морях и во всех безднах ( Псал. 88:10,12 ). Я хочу ввести и вас в причастие моего владычества, – хочу облечь вас внешней силой и славой. Я царствую вседержавно над мирами горним и дольным, вы – цари народов по мановению моей десницы; Я – Бог вечный вездесущий, вы – Боги земные и временные: Аз рех: Бози есте. Нет нужды пояснять, в каких видах Слово Божие так возвеличивает народных властителей. Цель подобных превознесений понятна. Она состоит в том, чтобы показать, чем должен быть перед нами Царь, и особенно богопомазанный и православный, – чем должен быть для подданных этот первенец, Божий между земнородными ( Псал. 88:28 ), этот причастник сугубой благодати, этот державный Архистратиг земных племен и народов. О, братия! Говоря это, я как бы содрогаюсь; сама мысль во мне задерживается и немотствует, когда я представляю, как священ для верноподданных Царь боговенчанный! Да, Он сугубо священ для нас; священ и в своей власти, и в своей особе! Священ, как некое святилище, в котором провещеваются глаголы Вечного и Всемогущего! Священ и неприкосновен, как небошественный Синай, на котором пишутся для земнородных законы, суд и правда, и к которому всяк прикоснувыйся смертью умрет ( Исх. 19:12 )! Но для чего Слово Божие так изображает перед нами величие и святость предержащей власти царевой? Не для того ли, чтобы мы, по Апостолу, чтя царей ( 1Петр. 2:12 ), как сынов Вышнего, тем беспрекословнее повиновались священной власти их? Конечно так, вера в Бога и верность к Царю суть два начала, на коих зиждется общественное благосостояние, и которые, одно без другого не действенны, мертвы, не мыслимы. Тоже Евангелие, которое требует веры в Господа Иисуса, как первого условия ко спасению, требует и повиновения Царям, как верного залога благоденственной жизни. Римские Кесари были государи языческие. Слово крестное, – эта небесная мудрость, эта сила Божия для спасаемых, – казалось им юродством ( 1Кор. 1:18 ). За всем тем, св. Апостолы строго заповедовали повиноваться им, как владыкам верховным, не во избежание только их гнева и наказания, но за совесть и по сознанию долга: повинитеся всякому начальству. Господа ради: аще Царю, яко преобладающу ( 1Петр. 2:13 ), – повинитеся не токмо за гнев, но и за совесть ( Рим. 13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

«Сила наименования» и «наименование силы», с точки зрения Илария, – имеют равное значение, поскольку имя вещи выражает ее подлинную природу 1046 . Отсюда Иларий выставляет два методологические правила: во-первых чтобы наименования вещей соответствовали их реальным свойствам 1047 , а во-вторых, чтобы наше понимание вещей не выходило из тесных рамок их точных и собственных наименований 1048 . Но такое исчерпывающее значение Иларии признавал лишь за именами, имеющими строго-предметное (реальное) значение (nomina rerum) 1049 , отличая от них имена, выражающие не природу предмета, а лишь его более или менее случайное отношение к другому предмету, или употребляемые просто в тропологическом, субъективном значении. Это различие между собственно nomina naturalia и несобственными cognomina у Илария наглядным образом обрисовывается в сопоставлении библейских выражений: «Бог бе Слово» ( Ин. 1:1 ), «дах тя бога фараону» ( Исх. 7:1 ), и «Аз рех: бози есте ( Пс. 81:6 )». Если в первом изречении имя: Бог употреблено без каких-либо пояснительных или ограничительных замечаний, и следовательно – в непосредственном, буквальном значении, как имя природы, то в других двух изречениях это имя употреблено лишь в относительном смысле. Богом Моисей называется лишь в отношений к фараону, как носитель божественной силы для устрашения фараона, и является Богом фараона не сам по себе, а лишь «дан» в качестве такового Иеговою. Равным образом не имеет буквального смысла и изречение «вы бози есте», поскольку ему непосредственно предшествуют слова: «Аз рех», указывающие, что цитованное наименование обусловливается произволением говорящего, а не действительной природой объекта 1050 . В противоположность характеризованным сейчас несобственным именам (cognomina), местоимения (pronomina), как личные, так и притяжательные, имеют значение вполне равносильное с предметными (substantiva) именами 1051 . Эту мысль Иларий поясняет также путем сопоставления библейских речений: «Сыны родих и возвысих» ( Ис. 1:2 ), и «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Притом мы, по истинному учению, не называем Сына ни подобным, ни не подобным Отцу, ибо то и другое в отношении к Ним равно невозможно. Подобным и не подобным называется что-либо относительно к качествам, а Божество свободно от качественности. Исповедуя же тождество естества, и единосущие приемлем, и избегаем сложности, потому что в сущности Бог и Отец родил в сущности Бога и Сына. Ибо сим доказывается единосущие: в сущности Бог единосущен с Богом же в сущности. Правда, что и человек называется богом, как-то: «Аз рех: бози есте» ( Пс. 81, 6 ), и бес наименован богом, как-то: «бози язык бесове» ( Пс. 95, 5 ), но одни именуются так по благодати, а другие лживо. Единый же Бог в сущности есть Бог. А когда говорю: «единый», означаю святую и несозданную сущность Божию. Ибо слово «единый» говорится и о каком-нибудь человеке, и просто о естестве, в совокупности взятом; о каком-нибудь человеке, например, можешь сказать о Павле, что он один восхищен был «до третияго небесе» и слышал «неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» ( 2Кор. 12, 2, 4 ): об естестве же, в совокупности взятом, когда, например, говорит Давид: «человек, яко трава дние его» ( Пс. 102, 15 ); потому что здесь означает он не какого-либо человека, но в совокупности взятое естество; ибо всякий человек привременен и смертен. Так, о естестве сказанным разумеем и следующее: «един» ( μνος) «имеяй безсмертие» ( 1Тим. 6, 16 ); и «единому» ( μνω) «премудрому Богу» ( Рим. 14, 26 ); и «никтоже благ, токмо един» ( εις) «Бог» ( Лк. 18, 19 ); ибо здесь слово «един» ( εις) тождезна-чительно со словом «единственный» ( μνος); и: «прострый един» ( μνος) «небо» ( Иов 9, 8 ); и еще: «Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому» ( μνω) «послужиши» ( Мф. 4, 10 ); и: «несть Бог разве Мене» ( Втор. 32, 39 ). Ибо слова «един» и «единствен» ( εις κα μνος) употребляются в Писании о Боге не в различии от Святаго Духа, а в отношении к недействительным богам, именуемым богами лживо, например: «Господь един» ( μνος) «вождаше их, и не бе с ними бог чуждь» ( Втор. 32, 12 ); и: «отвергоша сынове Израилевы Ваалима и дубравы Астарофа, и поработаила Господу единому» ( μνω) ( 1Цар. 7, 4 ); и еще Павел говорит: «якоже суть бози мнози и господие мнози: но нам един» ( εις) Бог «Отец, из Него же вся... и един» ( εις) «Господь Иисус Христос , Имже вся» ( 1Кор. 8, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Притом мы, по истинному учению, не называем Сына ни подобным, ни не подобным Отцу, ибо то и другое в отношении к Ним равно невозможно. Подобным и не подобным называется что–либо относительно к качествам, а Божество свободно от качественности. Исповедуя же тождество естества, и единосущие приемлем, и избегаем сложности, потому что в сущности Бог и Отец родил в сущности Бога и Сына. Ибо сим доказывается единосущие: в сущности Бог единосущен с Богом же в сущности. Правда, что и человек называется богом, как–то: «Аз рех: бози есте» (Пс. 81:6) , и бес наименован богом, как–то: «бози язык бесове» (Пс. 95:5), но одни именуются так по благодати, а другие лживо. Единый же Бог в сущности есть Бог. А когда говорю: «единый», означаю святую и несозданную сущность Божию. Ибо слово «единый» говорится и о каком–нибудь человеке, и просто о естестве, в совокупности взятом; о каком–нибудь человеке, например, можешь сказать о Павле, что он один восхищен был до «третияго небесе» и слышал «неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2 Кор, 12:2–4): об естестве же, в совокупности взятом, когда, например, говорит Давид: «человек, яко трава дние его» (Пс. 102:15); потому что здесь означает он не какого–либо человека, но в совокупности взятое естество; ибо всякий человек привременен и смертен. Так, о естестве сказанным разумеем и следующее: «един (μονος) имеяй безсмертие» (1 Тим. 6:16); и «единому (μονω) премудрому Богу» (Рим. 14:26); и «никтоже благ, токмо един (εις) Бог» (Лк. 18:19); ибо здесь слово «един» (εις) тождезначительно со словом «единственный» (μονος); и: «прострый» един (μονος;) «небо» (Иов 9:8); и еще: «Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому (μονω) послужиши» (Мф. 4:10); и: «несть Бог разве Мене» (Втор. 32:39). Ибо слова «един» и «единствен» (εις και μονος) употребляются в Писании о Боге не в различии от Святаго Духа, а в отношении к недействительным богам, именуемым богами лживо, например: «Господь един (μονος) вождаше их, и не бе с ними бог чуждь» (Втор. 32:12); и: «отвергоша сынове Израилевы Ваалима и дубравы Астарофа, и поработаша Господу единому» (μονω) (1 Цар. 7:4); и еще Павел говорит: «якоже суть бози мнози и господие мнози: но нам един (εις) Бог Отец, из Него же вся… и един (εις) Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:5—6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010