Тот, кто предал душу Господу Иисусу Христу, всегда помнит, что истина – одна; что нельзя разойтись, не определив ее; что нельзя двоим пребывать в распре и в то же время в истине; и что быть отлученным от истины, это значит быть отлученным от Христа, Который есть не только Истина, но и Жизнь. Суббота. О Боге и богах Ин.10:27–38 Продолжая беседу о Добром Пастыре, Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и Они идут за Мною». Вообще возможность общения – великая тайна. Мы никогда не могли бы слышать, понимать, сочувствовать друг другу, если бы не вышли из рук единого Творца. «Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех», – говорит Господь. Наш Творец дал нас друг другу. Мы можем говорить и слышать, потому что Он дал каждому и уста, и уши. И в наших душах Он как бы натянул одинаковые струны. И когда душа слышит, струны ее звучат, и она соглашается, сочувствует и отвечает. Но это – о людях, о существах одной природы. А разве не справедливо возмутились иудеи, когда услышали: «Я и Отец – одно», где «Я» – видимый человек, а «Отец» – невидимый и Всемогущий Бог ? Что общего у Творца с тварью, и как они-то могут соединиться в одно? Так, «иудеи схватили каменья» и сказали Человеку Иисусу: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». И тогда Иисус не стал защищать Свое Божественное достоинство, но неожиданно заговорил о достоинстве человеческом. Он напомнил восемьдесят первый псалом, где есть такие таинственные слова: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит… Аз рех: бози есте (Я сказал: вы боги) и сынове Вышняго вси»… Иудеи, конечно же, никогда не отрицали, что слово Божие обращено было к их народу. Но ведь надо идти до конца: если струны человеческой души могут откликаться и на Божественные звуки, – значит, в этих струнах – Божественный строй. И если Сам Бог – Бог по естеству, то человек – бог по благодати. Бог и сотворил человека именно «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Человек, пока не согрешил, мог буквально видеть и слышать «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ). И возможности человека безграничны: «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Пс.81:6 )? И если так велико человеческое достоинство, если Бог «назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

17) Того же Феодора из четырнадцатой книги о воплощении, где он говорит, что Христос был образом Бога Слова и был прославляем всеми, как царский образ: „И по двум основаниям он занимает место образа. Любящие кого-нибудь люди, по смерти своих любимцев, часто ставят их изображения и думают найти в этом достаточное утешение в своей потере, и того, кто невидим и кого нет, хотят видеть хотя в изображении и утоляют чрез это пламя любви. Но также и те, которые ставят в городах изображения царей, те своим почтением и чествованием изображений, очевидно, оказывают честь отсутствующим, как бы присутствующим и находящимся на лицо. То и другое происходит и с ним. Все, кто – с ним и кто следует добродетели и готов воздать Богу должное, – все такие люди любят его и весьма почитают; и божественное естество, невидимое в нем, восполняет любовь в том, кто всеми видим; так что все полагают, что чрез него видят самого (Бога) и всегда присутствуют с Ним, и такую воздают ему честь, как будто он царский образ и как будто божеское естество и находится и созерцается в нем самом. Ибо если и Сын, о котором говорится, что Он обитает во Христе, находится в нем, а вместе с Сыном и Отец, пребывающий с Ним, по вере всех людей, нераздельно, – если и Дух Святой, как заменивший для него помазание, также находится в нем и всегда пребывает вместе с тем, кто воспринят; то и не следует удивляться, если говорится, что вместе с Сыном и Отец пребывает в некоторых добродетельных людях: «к нему приидем Аз и Отец и обитель у него сотворим» ( Иоан. 14, 23 ). А что и Дух (Святой) не отлучается от таких людей, – также очевидно всем“. 18) Того же Феодора Мопсуестского из ложного толкования Евангелия от Луки: „Выражение: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих» ( Матф. 3, 17 ; Лук. 3, 22 ), указывает на усыновление его во время крещения подобно иудейскому усыновлению; так как и иудеям сказано было: «Аз рех бози есте и сынове Вышнего вси» ( Пс. 81, 6 ), и: «сыны родих и возвысих» ( Ис. 1, 2 ). А особенность его усыновления видна из того, что Отец сказал: «возлюбленный» и: «о нем же благоволих». Поэтому голос Отца и послужил подтверждением усыновления и в наименовании его сыном, чрез усыновление по благодати, указал на Того, кто – действительно Сын, чрез соединение с которым усыновление его стало истинным и твердым. „И Дух Святой, сшедший в виде голубя, пребыл на нем“ ( Лук. 3, 22 ); поскольку, соединившись с Тем, кто есть истинный Сын, он был внимателен к содействию (Духа). Итак над кем первым предъизобразилось крещение усыновления, а разумею я Господа Христа, над тем все, что совершалось от Отца и Сына и Святого Духа“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И во-первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и, обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ» ( Пс.103:4 ), а о людях: «Аз рех: бози есте» ( Пс.81:6 ); и опять: «сыны родих и возвысих» ( Ис.1:2 ); и опять: «первенец мой сын Израиль» ( Исх.4:22 ); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства), и это именно было причиной их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и дьявол, и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый: «завистию же диавола смерть вниде в мир» ( Прем.2:24 ). В самом деле, скажи мне, если бы дьявол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку, бестелесный и находившийся в такой чести – обложенному телом? Но так как (дьявол) ниспал с высочайшей славы в крайнее бесчестие и ниспал будучи бестелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорелся завистью и посредством обмана, совершенного им через змея, подверг человека наказанию смертью. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что дьявол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы - никогда. Об ангелах (Писание) говорит: творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ (Псал. CIII, 4), а о людях: Аз рех: бози есте (Псал. 1. XXXI, 6); и опять: сыны родих и вознесох (Ис. I, 2); и опять: первенец мой сын Израиль (Исх. IV, 22); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконнаго дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства) и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания перваго человека они лишились того своего достоинства - и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшаго достоинства, как и говорит премудрый: завистию же диавола смерть вниде в мир (Прем. II, 24). В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку, безтелесный и находившийся в такой чести - обложенному телом? Но так как (диавол) ниспал с высочайшей славы в крайнее безчестие и ниспал будучи безтелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорелся завистию и посредством обмана, совершеннаго им чрез змия, подверг человека наказанию смертию. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались безчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с женами и безтелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском: в воскресеении бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Если же они, плавая за земными вещами по вещественному морю, постоянно сохраняют такую бодрость души, то тем более нам нужно находиться в таком настроении, потому что здесь и больше опасности для безпечных, и больше безопасности для бодрствующих. Ладья у нас построена не из досок, но составлена из божественных Писаний; не звезды сверху руководят ею, но Солнце правды направляет наше плавание; и мы сидим при руле, ожидая не дуновений ветра, но тихаго веяния Духа. 2. Будем же бодрствовать и тщательно наблюдать свои пути; у нас опять будет речь о славе Единороднаго. Прежде я доказал, что познание существа Божия гораздо выше мудрости и людей, и ангелов, и архангелов, и вообще всякой твари, и что оно доступно и ясно только для Единороднаго и Святаго Духа; а теперь моя речь переходит к другой части состязания. Я спрашиваю, одна ли и таже сила, одна ли и таже власть, одно ли и тоже существо у Сына с Отцем? Впрочем, я не спрашиваю об этом, потому, что по благодати Христовой мы уже знаем и твердо содержим это; но я теперь намереваюсь тоже самое доказать тем, которые безстыдно разсуждают об этом. Я стыжусь и краснею, приступая к речи о таком предмете. Кто не станет смеяться над нами, когда мы будем стараться доказывать и объяснять столь ясное? Кто не осудит тех, которые спрашивают, единосущен ли Сын Отцу? Такой вопрос противен не только Писаниям, но и общему разумению всех людей и самой природе вещей; ибо единосущие рожденнаго с родившим всякой может видеть не только на людях, но и на всех животных и на деревьях. Поэтому не нелепо ли считать этот закон неизменным в отношении к растениям, людям и животным, а изменять и извращать его только в отношении к Богу? Впрочем, чтобы не показалось, что я подтверждаю это только предметами, близкими к нам, теперь я докажу это и из Писаний и таким образом буду вести речь. Тогда осмеянию подвергнемся не мы, уверенные (в этой истине), но они неверующие, противоречущие столь явному и противящиеся истине. Чему, скажут, явному? Если Он единосущен Отцу потому, что называется Сыном, то и мы можем быть единосущными Отцу, так как и мы называемся сынами Его: аз рех, говорит пророк, бози есте и сынови Вышняго вси (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   4) Дивишься, может быть, почему, предположив говорить о вочеловечении Слова, рассуждаем теперь о начале людей. Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом к Его пришествию, и нашим преступлением вызвано человеколюбие Слова, чтобы Господь пришел к нам и явился среди людей. Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял на Себя человеческое тело и явился в нем.    Так Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении. Но люди, вознерадев и, уклонившись от устремления ума своего к Богу, остановившись же мыслию на злом и измыслив себе его (как сказано об этом в первом слове), подверглись тому смертному осуждению, каким предварительно угрожал им Бог, и не остались уже такими, какими были созданы, но как помыслили, так и растлились, и смерть, воцарившись, овладела ими; потому что преступление заповеди возвратило их в естественное состояние, чтобы, как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей справедливости потерпели тление. Ибо, если, некогда по природе быв ничто, призваны в бытие явлением и человеколюбием Слова; то следовало, чтобы в людях, по истощании в них понятия о Боге и по уклонении к не-сущему (ибо злое есть не сущее, а доброе есть сущее, как произшедшее от сущего Бога), истощилось и продолжающееся навсегда бытие. А это и значит, разрешившись оставаться в смерти и тлении. Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» (Прем. 6:19). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81:6-7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

103:4), а о людях: «Аз рех: бози есте» (Пс. 81:6); и опять: «сыны родих и вознесох» (Ис. 1:2); и опять: «первенец Мой сын Израиль» (Исх. 4:22); а Ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были Ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое, еще большее пустословие! Теперь они лишились (своего достоинства), и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства — и диавол, и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый: «завистию же диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24). В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что Ангел позавидовал человеку, бестелесный и находившийся в такой чести — обложенному телом? Но так как диавол ниспал с высочайшей славы в крайнее бесчестие, и ниспал будучи бестелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорделся завистью и посредством обмана, совершенного им чрез змия, подверг человека наказанию смерти. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто Ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском: «в воскресении бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии суть» (Мф. 22:30)? Да и не свойственно этой бестелесной природе иметь такое (плотское) вожделение. А сверх того нужно подумать и о том, что принять такое мнение и по разуму было бы величайшей нелепостью. Если святые, удостоенные Духа Святого мужи, не в силах были переносить даже явления Ангелов, если и муж желаний (пророк Даниил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом к Его пришествию и нашим преступлением вызвано человеколюбие Слова, чтобы Господь пришел к нам и явился среди людей. Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял на Себя человеческое тело и явился в нем. Так Бог сотворил человека и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении. Но люди, вознерадев и уклонившись от устремления ума своего к Богу, остановившись же мыслию на злом и измыслив себе его (как сказано об этом в первом слове), подверглись тому смертному осуждению, каким предварительно угрожал им Бог , и не остались уже такими, какими были созданы, но как помыслили, так и растлились; и смерть, воцарившись, овладела ими, потому что преступление заповеди возвратило их в естественное состояние, чтобы, как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем по всей справедливости потерпели тление. Ибо если некогда по природе быв ничто, призваны в бытие явлением и человеколюбием Слова, то следовало, чтобы в людях, по истощании в них понятия о Боге и по уклонении к не-сущему (ибо злое есть не-сущее, a доброе есть сущее, как происшедшее от сущего Бога), истощилось и продолжающееся навсегда бытие. A это и значит, разрешившись, оставаться в смерти и тлении. Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: хранение законов утверждение нерастления ( Прем.6:19 ). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог , о чем дает разуметь и Божественное Писание, говоря в одном месте: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ( Пс.81:6–7 ). 5) Бог не только сотворил нас из ничего, но по благодати Слова даровал нам и жизнь по Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если же они, плавая за земными вещами по вещественному морю, постоянно сохраняют такую бодрость души, то тем более нам нужно находиться в таком настроении, потому что здесь и больше опасности для беспечных, и больше безопасности для бодрствующих. Ладья у нас построена не из досок, но составлена из Божественных Писаний; не звезды сверху руководят ею, но Солнце правды направляет наше плавание; и мы сидим при руле, ожидая не дуновений ветра, но тихого веяния Духа. 2 . Будем же бодрствовать и тщательно наблюдать свои пути; у нас опять будет речь о славе Единородного. Прежде я доказал, что познание существа Божия гораздо выше мудрости и людей, и Ангелов, и Архангелов, и вообще всякой твари, и что оно доступно и ясно только для Единородного и Святого Духа; а теперь моя речь переходит к другой части состязания. Я спрашиваю, одна ли и та же сила, одна ли и та же власть, одно ли и тоже существо у Сына с Отцом? Впрочем, я не спрашиваю об этом, потому что по благодати Христовой мы уже знаем и твердо содержим это; но я теперь намереваюсь то же самое доказать тем, которые бесстыдно рассуждают об этом. Я стыжусь и краснею, приступая к речи о таком предмете. Кто не станет смеяться над нами, когда мы будем стараться доказывать и объяснять столь ясное? Кто не осудит тех, которые спрашивают, единосущен ли Сын Отцу? Такой вопрос противен не только Писаниям, но и общему разумению всех людей и самой природе вещей; ибо единосущие рожденного с родившим всякий может видеть не только на людях, но и на всех животных, и на деревьях. Поэтому не нелепо ли считать этот закон неизменным в отношении к растениям, людям и животным, а изменять и извращать его только в отношении к Богу? Впрочем, чтобы не показалось, что я подтверждаю это только предметами, близкими к нам, теперь я докажу это и из Писаний и таким образом буду вести речь. Тогда осмеянию подвергнемся не мы, уверенные (в этой истине), но они неверующие, противоречащие столь явному и противящиеся истине. Чему, скажут, явному? Если Он единосущен Отцу потому, что называется Сыном, то и мы можем быть единосущными Отцу, так как и мы называемся сынами Его: «аз рех», говорит пророк, «бози есте и сынови Вышняго вси» ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Данный апокриф считается каноническим в Эфиопской церкви, но как к нему относится Православная Церковь? Похожие вопросы 4 Ответа Не представляется возможным результативное соитие людей и ангелов в том смысле, что у них столь же разные сущности (природа), подобно как, например, у птиц и млекопитающих. К тому же, ангелы это бесполые создания. Православная Церковь не принимает эту книгу как Св. Писание. Приведу мнение свт. Иоанна Златоуста : «Видевше же, – говорит, –  сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша». Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. И во первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит:  «творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ» ( Пс.103:4 ), а о людях:  «Аз рех: бози есте» ( Пс.81:6 ); и опять:  «сыны родих и возвысих» ( Ис.1:2 ); и опять:  «первенец мой сын Израиль» ( Исх.4:22 ); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства) и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый:  «завистию же диавола смерть вниде в мир» ( Прем.2:24 ).

http://azbyka.ru/vopros/chto-vy-dumaete-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010