Всё, до сих пор сказанное, составляет как бы вступление в самое сочинение, как бы некоторые предварительные объяснения, без которых автор затруднялся приступить к самому делу. Первая глава самого сочинения начинается ответом со стороны Сервета на три возражения, которые ещё фарисеи ставили Господу и которые опроверг сам Спаситель 251 . Первое из этих возражений, более важное и замечательное, касается самого имени „Бог“ и состоит в том, что если Иисус Христос есть Бог, то следовательно надобно допустить двух богов. На подобное возражение, по замечанию автора, сам Господь отвечает фарисеям: несть ли писано в законе вашем, аз рех, бози есте; аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоришися писание: Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех, Сын Божий есм. Здесь словами – бози есте Христос достаточно ясно выразил, что считал себя Богом точно таким же образом, как и говоривших с Ним тогда, но только в высшей степени, следовательно считал себя Богом не по природе, а только по благодати, только потому, что Отец освятил Его и даровал Ему общение с Собою 252 . Для подтверждения своих предположений автор обращается к самым наименованиям Божества. У евреев, говорит он, для выражения понятия о Боге было несколько имён соответственно различным Его отношениям 253 . Так они употребляли наименование Иеговы исключительно по отношению к Единому и Вечному Богу и никогда не употребляли его по отношению ко Христу. Напротив, другие имена – Эл, Адонаи Елогим, евреи употребляли по отношению к высшим и облагодатствованным от Бога существам, каковы – ангелы, пророки и цари; с большею же справедливостью и в высшем смысле указанные наименования приличествовали Христу, в котором обитала полнота Божества. Апостолы не нашли в греческом языке слов, которыми могли бы выразить различие понятий между выражениями – Иегова и Елогим, потому что у греков для выражения понятия о Боге было только одно слово θες. Этим, одним словом, апостолы должны были выражать и понятие, соединённое с именем „Иегова“ и понятие, соединённое с именем „Елогим“.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

    Еранист. Я не почитаю себя мудрее святых учителей, но не нахожу нужды в этом имени.     Православный. Но каким способом убедишь ты отвергающих человечество Господне, как-то: маркионистов и манихеев и других страждущих тем же недугом, каким способом убедишь их принять учение истины? Не должен ли будешь предлагать свидетельства, что Владыка Христос называется не только Богом, но и человеком?     Еранист. Им предлагать, конечно, нужно.     Православный. Но почему же верных не хочешь ты учить истине догмата? Разве ты забыл апостольское законоположение, повелевающее нам быть «присно готовыми ко ответу всякому вопрошающему нас словесе о нашем уповании» (1 Петр. 3:15)? Употребим сравнение. Хороший военачальник один ли сражается с неприятелями, пуская в них стрелы, поражая их копьем, разрывая ряды их, или вооружает и своих воинов, строит в ряды и воодушевляет мужеством?     Еранист. Это и есть настоящее его дело.     Православный. То же самое делает и божественный Павел, когда говорит верующим: «облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским» (Ефес. 6:11); и еще: «станите убо трепоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды» (Ефес. 6:14). Припомни и то, о чем мы выше говорили, т. е. что врач дает телу больнаго то именно, чего недостает ему; если есть в теле избыток холода, то вместо его он подает теплоту и под. Так поступал и сам Господь.     Еранист. Откуда ты знаешь о сем?     Православный. Из святых Евангелий.     Еранист. Покажи.     Православный. За кого почитали иудеи Спасителя Христа?     Еранист. За человека.     Православный. А что Он был и Бог, о сем вовсе не знали?     Еранист. Так.     Православный. Ужели не надлежало и учить их сему?     Еранист. Конечно.     Православный. Слушай же, что Господь говорит им: «многа добра дела явих вам от Отца Моего: за кое их дело камение мещете на Мя» (Иоан. 10:32)? И когда они сказали: «о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле: яко Ты человек сый твориши себе Бога», Он присовокупил: «несть ли писано в законе вашем: Аз рех, бози есте?Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь. Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: яко Аз во Отце Моем и Отец во Мне есть» (Ин.10:33—38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всем известно, что умрем, но когда? Не знаем, так как смерть не разбирает и не назначает времени, не считает, сколько лет прожил человек, не ждет старости, не щадит юности, не обращает внимания на то, приготовил ли себя человек для будущей жизни, или нет, – пожинает всех; она подобна земледельцу, вышедшему с косой на луг, который не смотрит и не отделяет цветов от травы, а косит подряд все, будет ли то трава старая, или едва распустившиеся цветки, и затем все скошенное вместе сушит и собирает в стога, или в устроенные для того помещения; почему и пророк Давид говорит: Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего ( Пс. 102:15-16 ). Из Священного Писания нам известно, что прародители наши – Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий, сотворены были бессмертными: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их, читаем мы в книге Бытия, …и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человеке душу живу ( Быт. 1:27,2:7 ). Откуда же и когда явилась смерть? То же Священное Писание поучает, что она есть последствие греха. Грехом смерть вошла в мир ( Рим. 5:12 ), – говорит апостол Павел. Смерть получила свое название от Самого Бога в то время, когда ее еще и не было, так как Господь Бог, заповедуя прародителям нашим Адаму и Еве не вкушать плодов от древа познания добра и зла, сказал: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт. 2:17 ). Из вышесказанного ясно видно, что смерть есть определенное, по непреложному суду Божию, следствие греха, распространившегося через прародителей на весь род человеческий, так как суд Божий, высказанный прародителям: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3:19 ), относится и к каждому человеку, как потомку первых людей почему и апостол Павел говорит: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 ). Диавол в образе змия, прельщая прародителей, говорил: Не смертию умрете… будете яко бози ( Быт. 3:4-5 ). Они поверили ему, вкусили запрещенного плода, но только не получили божества, а были изгнаны из рая сладости и подпали под казнь смертную, и не только сами, но и их дети, и весь род человеческий. Бывши до грехопадения как боги бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие, и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство; почему и пророк Давид говорит: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете» ( Пс. 81:6-7 ). Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Пс.81:6–7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Здесь псалмопевец опять выставляет говорящим Самого Бога и объявляющим Свой грозный приговор неправедным судьям. Сотворенные по образу Божию и по подобию Его, все люди вообще носят на себе печать сыноположения и звание сынов Божиих; в особенности же все принадлежащие к Церкви Христовой, по праву усыновления их Христом Спасителем, суть сынове Вышняго, а те между иудеями, которым вверена была власть судить и управлять народом Божиим, назывались и в Писании «богами» ( Исх.22:28, 7:1 ). Сам Иисус Христос, приводя слова сего псалма, в речи пред неверовавшими в Него иудеями дает им тот же смысл ( Ин.10:35 ). И как ни высоко достоинство князей и судей между простыми людьми, но и они такие же смертные человецы и подвержены той же участи, как и все люди. Аз рех, – говорит Верховный Судия Бог, – Я сказал: вы боги и сыны Всевышняго – все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей, и ваше падение тем гибельнее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены. Помните же, что ваше высокое звание и достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников. Пс.81:8 Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех. После всего сказанного о неправедных судиях пророк призывает на суд Самого Бога и просит Его, чтобы Он, как Владыка и Обладатель всей земли, возстал против неправосудия князей и судей земных и исправил суды человеческие, причем под именем земли разумеет не одну землю иудейскую, но землю, обитаемую всеми народами. Так как земные судии, как бы так говорит пророк, злоупотребили данною им властию суда, то Сам Ты, Боже, возстань и произведи суд над ними: ибо Ты наследуешь все народы. Но кроме сего буквального значения заключительных изречений псалма сего, в них заключается пророчество о воскресении Иисуса Христа из мертвых и Его всемирном суде. Псалмопевец, в образе молитвы, предвозвещает пришествие Мессии, Который и землю наследит, обратив все народы (во всех языцех) к Своей Церкви, и будет судить ей судом праведным, вначале чрез апостолов и владык земных, а потом Сам непосредственно, когда придет судити живым и мертвым. По словам блж. Феодорита, сказанное в последнем стихе псалма «прямо дает разуметь суд Владыки Христа, ибо Ему, по человечеству Его, сказал Бог Отец: «Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ( Пс.2:8 ). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить и оставить достояние иудеев, восприять же достояние язычников и всем людям даровать спасение» с. 395].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   Итак, когда говорил: «Я и Отец одно есмы», иудеи, не разумея, Кто это говорит, но взирая на одну только плоть, пытались побить Его камнями, навлекая на него вину богохульства. Ведь словами «Я и Отец одно есмы», говорят, Ты делаешь Себя Богом по природе, только это одно и разумевая правильно. Таким образом, превосходят нечестивых ариан иудеи, утверждавшие, что Кто дерзнул прямо сказать: «Я и Отец одно есмы», Тот по необходимости в конце концов должен возвышаться до Божеского достоинства. Иначе как мог бы Он быть одно с Богом по природе, если бы Сам не был таковым? А так как Он не лжет, будучи и Сам действительно Богом по природе, то и есть одно с Отцом. А таковой разве может быть происшедшим или сотворенным? Ин.10:34-37 Аз рех: бози есте и след.    Так как Отец назвал некоторых (людей) богами, а это достоинство надо, без сомнения, понимать как сообщенное (а не природное) им, ибо по природе сущий Бог только один, то Он по необходимости ясно противополагает Себя им, чтобы и Он не мог считаться одним из них, облеченным славою Божества не по существу, а по приобретению, наравне с прочими. Показывает Себя настолько отличающимся от их бедности, что когда Он явился среди них, то по этой (именно только) причине они названы богами, ибо Он есть Слово Бога и Отца. Если же Слово, явившись среди них, оказалось в состоянии осиять славою Божества даже и людей, то как бы мог не быть Богом по природе Тот, Кто даже другим сообщает эту славу?    Изобличая теперь иудеев в том, что они хотели побить Его камнями не за то, что сказал: «Я и Отец одно есмы», но напрасно, говорит: если Я, назвав Себя Богом, кажусь вам богохульником, то почему, когда Отец сказал в законе к людям: «боги есте», вы не осудили (Его) в том, что это богохульство? Говорит это не для того, чтобы вызвать их сказать что-нибудь против Отца, но для изобличения в незнании закона и Богодухновенных Писаний. А как между названными богами и Богом по природе превеликое расстояние, то в приведенных словах Он и научает этому различию. Ведь если люди, «к которым было слово Божие», называются «богами» и осияны честию Божества, вселив и восприяв в свою душу Слово Божие, то может ли не быть Богом по природе Тот, ради Кого и они — боги? Ибо «Бог было Слово» (Ин.1:1), по слову Иоанна, доставившее и другим эту славу. И если Слово Бога чрез Святаго Духа возводит к вышечеловеческой благодати и украшает божескою честью тех, в ком Оно пребывает, то почему, спрашивает, вы «говорите, что богохульствую», называя Себя «Сыном Божиим» и Богом? Хотя посредством того дела, что вручено Мне от Него, Я засвидетельствован в том, что Я — Бог по природе, ибо «Освятивший Меня послал в мир» Спасителем мира» (1Ин.4:14), что свойственно одному только Богу по природе, то есть сила спасать людей от диавола, греха и тления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

3. Вочеловечился Господь наш Иисус Христос, но многими не был познан. А когда, желая открыть непознаваемое, в собрании учеников спросил: Кого Мя глаголют быти Сына Человеческаго (Мф. 16, 13)? (Спросил о сем не по тщеславию, но в намерении показать им истину, чтобы они живя вместе с Богом, Единородным Божиим, не думали о Нем, как о простом человеке). И когда ученики отвечали Ему: инии Илию, друзии же Иеремию (Мф. 16, 14), Он сказал им: сим не знающим Меня извинительно, а вам, Апостолы, которые именем Моим очищаете прокаженных, изгоняете бесов, воскрешаете мертвых, нельзя не знать Того, силою Которого творите чудеса. Когда все молчали (ибо учение сие было выше разумения человеческого), тогда Петр, первенствующий между Апостолами и верховный проповедник в церкви, не вымыслам и человеческим умозаключениям следуя, но быв просвещен в разуме от Самого Отца Бога, сказал Ему: Ты еси Христос, притом не просто, но Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). И за словами сими следовало наименование блаженным. Поистине, они были выше разумения человеческого и запечатлели истину того, что Отец их открыл. Ибо Спаситель сказал: блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже есть на небесех (Мф. 16, 17). Итак, признающий Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим имеет часть в блаженстве, а не признающий Его Сыном Божиим есть несчастный и бедный человек. 4. Опять, когда слышишь, что Христос есть Сын Божий, не принимай этого в несобственном смысле, но верь, что Он есть истинно Сын, Сын естественный, безначальный, не из рабства перешедший в достояние усыновления, но Сын предвечно рожденный рождением неизъяснимым и непостижимым. Также когда слышишь, что Он есть перворожденный, не думай, что Он таков по человечески. Ибо первенцы людей имеют и других братьев, как негде и сказано в Писании: Сын первенец Мой Израиль (Исх. 4, 22). Но как первенец Рувим, так и Израиль лишились первенства. Ибо тот взошел на ложе отца своего, а Израиль изгнав Сына Отцова из виноградника, распял Его. Писание и к другим говорит: Сынове есте Господа Бога вашего (Втор. 14, 1); также, Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6), сказал только, а не родил. Они чрез сие слово Божие получили усыновление, которого не имели. А Христос не иным чем-либо прежде был и другим стал по рождении, но от начала родился Сыном, Сыном Отца, подобным во всем родившему Его, родился, как жизнь от жизни, свет от света, истина от истины, премудрость от премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Такие недоумения, естественно, может высказать кто-либо. Но против этого он услышит от нас следующее. Все тварное, любезнейший, мы видим сложным и нет в нем ничего простого. Посему кто может сообщать мудрость другим, если он тварен, не есть сама премудрость, но служитель присущей ему премудрости? Ведь премудрый премудр премудростью, и кто научает других разумению, не есть само разумение, но посредник присущего ему разумения, ибо и они разумны разумением. Так и тот, кто может просвещать других, не должен быть мыслим как свет в собственном смысле, но только как раздаятель находящегося в нем света, посредством учения пересылающий его в других и сообщающий прочим то благо, какое получил. Посему-то и сказано было святым апостолам: «туне приясте, туне дадите» ( Мф.10:8 ). Что было у них благого, все это, конечно, есть и богоданное. Да и вообще, природа не только людей, но даже и святых Ангелов не может похваляться собственными благами, ибо вместе с призванием к бытию каждое существо имеет от Бога и самый образ бытия, и мы не должны представлять в них ничего существенно присутствующего, что не было бы даром милости Творца и не коренилось бы в благодати Создателя. Итак, поскольку все твари сложны, то свет не может быть в них собственно и просто или несложно, но вместе со всем другим и свет они имеют по причастию и чрез получение от Бога. Напротив, Свет истинный есть тот, который просвещает, а не от другого просвещается, каков и есть Единородный, представляемый с простою и несложною природой, ибо Божество чуждо всякой сложности. Это, конечно, так. Но противник опять может сказать нам: если бы святые не были светом по природе, то по какой причине Спаситель не называл их причастными свету, но именовал светом? Каким образом тварь будет иметь другую, отличную от Него, природу, если как Сам назван Светом, так и разумные твари (называются) – «вы есте свет мира», слышали ученики ( Мф.5:14 )? Но почему же, любезнейший, снова скажем ему, сынами Бога и богами названы мы в Божественных Писаниях, согласно сказанному: «Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси» ( Пс.81:6 )? Неужели же, перестав быть по природе тем, что мы есть, мы должны возвыситься до Божественной и неизреченной сущности – и, лишив Слово Божие истинного сыновства, вместо Него будем присидеть Отцу и благодать Почтившего нас (ею) соделаем предлогом нечестия? Да не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но в большее придем умиление, или паче ужаснемся, когда посмотрим на перемену нравов наших. О нетвердости младенческих тут же и отроческих рассудков и желаний не говорю. Юность свирепствует сладострастием, мужество честолюбием, старость корыстолюбием. В низком состоянии малодушны, в среднем недовольны, в высоком непомерны. В скудости ропщем, в богатстве суетимся, в чести надымаемся, везде себя беспокоим. Невежа суеверствует, полуученый все знает, просвещенный о всем сумнится. Теперь кроток и тих; чрез час пылаешь гневом и небо с землею мешаешь; теперь обходителен, и приятен и друг, завтра холоден и неприступен и враг; ныне набожен и благочестив, после сбросив с себя узду страха Божия, бегаешь по стремнинам и горам всяких своевольств. Рассуждая сии лет и нравов наших перемены, кого мы виною их поставим? Перемены наших лет, положим, что суть причиною неиспытанные Божия судьбы; но перемену наших нравов кому присвоим? дерзнем ли то приписать Богу? но ежели добросовестный человек на сие нравов развращение не может без сожаления смотреть, то всеблагий ли Бог о сем благоволит? ах! мои слушатели! виною тому есть небрежение наше, неосторожность и вольное себя страстям порабощение. Пускай бы мы извинительны были, ежели бы в одном чем или в другом по слабости своей погрешили: ибо человеки мы. А ежели в пороках себя погружаем, ежели страстей записываем себя невольниками, ежели не дремлем, но на оба уха безопасно спим; то не остается нам, как только стыдиться и краснеть. Аз рех: Бози есте . 6 А вы есте плоть, дух ходяй и не обращаяйся. 7 Того ради подобает нам себя исправить, чтоб не вотще благодать Божию принять. Се ныне время благоприятно , се ныне день спасения. 8 Но не совсем же смущаться нам надобно. Ибо хотя во времени столь много терпим мы перемен, хотя время все почти в тление приводит: но во времени же паки все отраждается. При открытии приятной весны солнце светлее блистает, земля украшается цветами, источники прозрачнее текут, древа листвием и плодами покрываются, и весь обновляется естества вид. Между толикими обновляемыми телами одно ли наше тело безвозвратно истлеет? нет! благословенные Христиане! и мы ожидаем тленному естеству нашему обновляющей весны: ожидаем, егда недостатки наши при светлости блаженной славы скроются, ожидаем , егда смертное сие облечется в безсмертие, и тленное сие облечется в нетление. 9 Но пойдем далее, и продолжим изъяснять предложение наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждою всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь. Ведь уже не людьми, но богами называются они после креста: аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Пс. 81:6 ), – не рабами, но друзьями и братьями они именуются: повем имя Твое братии моей ( Пс. 21:23 ). Видишь, какую перемену произвел крест? Но, чтобы еще яснее уразуметь силу креста, представь себе, что было до креста и что после креста, – и тогда ты оценишь его силу и действие. До креста Сын был в неизвестности, а сегодня, когда проповедуется о кресте, и Сын именуется, и Отец через Сына познавается: до креста совершалось поклонение диаволу, а ныне с проповедью о кресте диавол низложен н демоны обращаются в бегство; до креста мы погрязали в блуде и распутстве, а ныне после проповеди о кресте не только отстали от блуда, но и над браком превозносимся, а девство, которого раньше не знали, усвояем себе и соблюдаем. Когда не раздавалось еще проповеди о кресте, диавол собрал иудеев против Христа; ныне проповедуется крест, – и апостолы приводят тех же иудеев ко Христу верою. До проповеди о кресте смерть властвовала над нами: ныне крест проповедуется, – и смерть презирается, как бы ее и не существует, а вечную жизнь мы возлюбили. До креста мы были чужды рая, а с явлением креста тотчас же разбойник удостоен рая. О, великая сила креста! Какие перемены произвела она в роде человеческом! От такой тьмы привел нас крест к свету незаходимому, от смерти воззвал к жизни вечной, от тления возродил к нетлению. Очи сердца нашего уже не покрываются тьмою неведения, но крестом открыты свету разумения; уши глухих уже не затворены более неверием, потому что глухие услышали слово Господне, и слепые прозрели, чтобы видеть славу Божию. Вот что совершено крестом! вот что даровано нам ради креста! В самом деле, какое добро получено нами помимо креста? какое из благ даровано нам не чрез крест? Чрез крест мы научились благочестию и познали силу Божественной природы; чрез крест мы уразумели правду Божию и постигаем добродетель целомудрия; чрез крест мы познали друг друга и, будучи прежде далекими, сочетались Христу и приобщились благодати Святого Духа; чрез крест мы познали силу любви и не отказываемся умереть друг за друга; благодаря кресту мы презрели все блага мира и вменили их ни во что, ожидая будущих благ и невидимое принимая как видимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Истину сию засвидетельствовали израильтяне, люди избранные, кои толикократно бедствовали, коликократ оставляли страх Господень и столько раз вкушали сладкие плоды своего благоденствия под мудрыми правителями, сколько раз, проникнутые страхом Господним, возвращались к благочестию отцов своих. Почему же это так? Вот почему: – страхом Божиим побеждались бурные их страсти, сердца их возрождались к благочестию, а благочестие умудряло их, озаряя светом той непререкаемой истины, что в лице царей преобразует себя Бог , не напрасно усвоивший им свое Божеское имя – Аз рех бози есте ( Пс.18:6 ), что сам царь неба и земли, живущий в неприступном свете, там на небеси, облекает свыше Своей силой и могуществом, Царей земных: им же и царствуют и пишут правду ( Дан.4:14 ) и что затем, почитание царей земных, возвещающих истину и правду, соединяющих милость и суд, в предвечном законе, сочеталось неразрывным узлом с славой и честью Небесного Царя, а повиновение законам земной власти с повиновением самому Господу. Таким образом, израильтяне, проникаясь любовью, благодарностью, доверенностью и глубоким уважением к царям, благоговели пред их законами, благостью и мудростью начертанными: посему и солнце счастья над ними всходило тогда и стояло неподвижно. И в самом деле, где яснее отражается образ власти и величая Божия, как не в скипетре державных повелителей, по манию своему управляющих волей всего парома и царствующих во всех состояниях, во всех званиях, по всем местам, в одно время, с равной силой, с равной деятельностью, с равным величием? Где премудрость и благость Небесного Промысла очевиднее является взорам нашим, как не в мудрости и благости избранных царей земных, которые благодетельными законами соединяют разные племена, разные языки, в одно семейство, в одну душу к единому общему благу и благопрозорливым попечением своим, проникают во всякие нужды и потребности всех подданных своих, смотря снисходительно на несовершенства многих? Где чувствительнее осязается правда и суд Небесного Судьи, как не в мече и суде царей земных, рассекающих узлы неправды, наказывающих буйную дерзость, оправдывающих истину, защищающих невинность, награждающих добродетель?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010