24. С верою и богатством в душе одной не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли. 25. Апостолы иногда творили чудеса, а иногда были в немощи (свешен в кошнице – 2Кор. 11, 32 ), и эти немощи для того, чтобы обнаружить: не соблазняются ли иные; ибо не приневоливающею силою должны они утверждать веру (поэтому есть вера и неверие), так и ныне: и Иов тот же, и диавол тот же. 26. Яко вам даровася, не токмо еже во Христа веровати, но еже по Нем страдати ( Флп. 1, 29 ). 27. Чадо, аще приступаеши работами Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи ( Сир. 2, 1, 2 ). 28. Как младенец не может ни сеять, ни строить, ни садить, так и души неиспытанные. 29. Человек знает, сколько понести лошаку, ослу и верблюду, сколько горшок держать в огне, тем паче Премудрому Богу ведомо, в какой мере каждую душу подвергнуть искуше­нию, чтобы соделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царствия. Бог дозволяет диаволу искушать людей по силе и мере ( 1Кор. 10, 13 ). 30. Из нечистых демонов одни искушают человека, как человека, а другие тревожат, как бессловесных животных. Первые, пришедши, влагают в нас помыслы тщеславия, или гордости, или зависти, или обсуждения, которые не касаются ни одного из бессловесных, а вторые, приближаясь, возбуждают гнев или похоть не по естеству их, ибо эти страсти общи нам и бессловесным и скрыты в нас под природою разумною (ниже ее): Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ( Пс. 81, 6–7 ). 31. Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Вла­дыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ. 32. Помысл ангельский разбирает существо вещей и их употребления; демонский уво­дит к злой страсти; человеческий являет простую память предмета. 33. О помыслах, движущих в человеке, как бессловесном, Дух говорит: Не будите яко конь и меск, имже несть разума: браздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближа­ющихся к тебе ( Пс. 31, 9 ). 34. Серебряные и золотые сосуды – суть остатки собственных добрых помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

—138— то, чтобы назнаменована была нам, посредством призвания к усыновлению, красота образа небеснаго ( 1Кор.15:49 ). Ставь причастными ему ( Евр.3:14 ) чрез Духа, мы получили запечатление в подобие с Ним и восходим в первоначальный вид образа, по которому, как говорит Божественное Писание, мы и сотворены. Так снова получив наконец изначальную красоту природы своей и преображенные соответственно оной божественной природе, будем препобеждать зло, приключившееся нам вследствие преступления. Итак, мы восходим в сверхъестественное достоинство чрез Христа, но будем и мы сынами Божиими отнюдь не без всякого различия с Ним, а только посредством благодати по подражанию Ему. Он есть истинный Сын, сущий из Отца, а мы – усыновленные по человеколюбию, в качестве благодати получая (достоинство, выраженное в словах): Аз рех: бози есте и сынове Вышито еси ( Пс.81:6 ). Созданная и служебная тварь призывается к сверхъественному (усыновлению Богу) единым только простым мановением и волею Отца, а Сын есть Бог и Господь не по воле только Бога и Отца и самое это бытие Богом и Сыном не приобретено Им по одному только изволению (Бога Отца), но, воссияв из самой сущности Отца, собственное ее (сущности Отца) свойство имеет по природе. Так опять оказывается Он истинным Сыном, являясь таковым по сравнению с нами; ибо то, что по природе, отличается от того, что по усыновлению, – и истинное – от подражательного: мы название сынов получили по усыновлению и подражанию, а Он, следовательно, – по природе и истинно, Коему мы, и став таковыми, представляем противоположность, приобретая это благо по благодати, вместо природного достоинства. —139— Ин.1:13 . Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Призванные, говорить, чрез веру во Христа в усыновление Богу совлеклись худости собственной природы и, облистанные как бы светлым одеянием, благодатью Удостаивающего (их сего), восходят в превышающее их природу достоинство; ибо называются уже не чадами плоти, но порождениями Бога по усыновлению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Глаголы, яже Аз глаголах вам. Дух суть и Живот суть» ( Ин. 6:63 ), то есть обладают Божественными свойствами и, следовательно, суть Сам Бог. – «Жив будет человек о всяком глаголе Божии» ( Лк. 4:4 ). «Аз рех: бози есте. Оных рече богов, к ним же слово Божие бысть» ( Ин. 10:34 ). Всеми этими текстами непреложно устанавливается догмат о том, что слова Божии обладают свойствами Божества и имеют Божественное достоинство. Но, может быть, кто-либо возразит: да, мы согласны с тем, что слова Божии обладают свойствами Божества и имеют Божественное достоинство, но из сих текстов не видим, чтобы это относилось бы также и к Имени Божию. На это мы ответим: под словами Божиими в приведённых текстах подразумеваются также и Имена Божии, ибо откровение Богом человеку истины о Себе есть главизна всего Слова Божия к людям. Одной из главных целей воплощённого домостроительства Божия было то, чтобы открыть людям имена: «Иисус», «Отец», «Утешитель», «Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух», как о том ясно свидетельствует Сам Господь: «Явих Имя Твое человеком» ( Ин. 17:6 ). «Се же есть живот вечный, да знают Тебе истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа. Сказах им Имя Твое и скажу» ( Ин. 17:4, 26 ). Имя Божие есть Истина Живая Последними словами Господь свидетельствует нам, что Имя Божие есть не только истина, которую Он открыл о Боге и о Себе, но есть Истина присноживая и действенная, ибо во Имени Божием и Своём Он Сам всегда будет нам именовать таинственно Отца и Бога (скажу) вместе со Духом Святым, ибо никто от человек одним действием своего ума и слова не в силах сознательно и истинно именовать Бога, но так наименовать Бога в силах человек лишь по действию Слова и Духа Святого. Ибо Отца никто не знает, токмо «Сын и Ему же аще волит Сын открыти» ( Мф. 11:27 ), и Господа Иисуса Христа никтоже может сознательно и истинно нарещи, как только действием Святого Духа: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, токмо Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ), из чего твёрдо знай, что, когда сподобляешься сознательно именовать Имя Иисусово, то сие именование и есть действие Святого Духа, и есть Сам Иисус с Отцом и Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

О, тихий мой Свете, Царю мой, Христе, по деяньям безместным скотам безсловесным стал я подобен, Тебе не угоден... О, образ Твой во мне святой Ты, Господь мой, обнови! Помилуй! Помилуй! Спаси! Смоковницей безплодной стал я, Господь мой. Пожди... еще пожди... Не посеки... Слезами напой мою душу, да плоды принесу покаянья Тебе, Царю мой... Царю мой Христе! Владыка и Боже Всещедрый, имиже веси судьбами страх Твой спасительный в сердце моем Ты устави. Дай, чтоб далеко от меня были деянья лукаваго. Дай возлюбить мне Тебя от всей души, помышленья всего, творить мне дай волю Твою благую, спасительную: Ты бо ведь Бог наш, милость Твою изливаешь на нас, Ты бо ведь Бог наш, рекий: «Просите – приимите!» «Аз, – глаголеши, Господи, – рех: вы есте бози». А я... бесам стал смех, праведным слезы... Ангелам плач... человекам попранье... себе сам палач, греху отдав себя на поруганье. Стал я воздуху скверна, земли и водам. Стал я хуже неверна, по деяньям своим и грехам. О, увы мне... увы мне... Боже, Царю мой Христе! Согрешил, согрешил я, прости! Помилуй! Помилуй! Спаси! Новый блудник я явился, скверно живя на земле, сластным стремлениям весь поклонился и... от Тебя удалился, Христе! О, помилуй! Помилуй! Воззови! И спаси! О, безсовестный я: за хотенья, чтоб услаждали меня, Твои, Христе, повеленья презрел я... отверг, на землю все их поверг! И... се боюсь мучения, пламеннаго трепещу томления! От негоже, Господи, мя избави, милость Твою мне пробави. Помилуй! Помилуй! Спаси! Господи! Господи! Ни умиления нет у меня, ни источника слезнаго, чтоб оплакать себя, ни сокрушенья сердечнаго, ни мытарева смирения, ни блудницы, ни блуднаго во мне нет покаяния... О, туне помилуй унылаго! Туне ущедри! Прости и спаси! Акафист. Господу Иисусу Христу, Терноносному и Крестоносному Написан епископом Серафимом в Бутырской тюрьме Кондак 1 Возбранный Воеводо и Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, мене, грехом умерщвленнаго, мене, тьмою страстей помраченнаго, просветити и оживити хотя, приклонив небеса, снизшел еси ко мне даже до смерти, смерти же крестныя. Пред сим неисповедимым величием любви Твоея Божественныя преклонялся, пред Крестом Твоим Честным, потоками Животочныя Крови Твоея изобильно напоенном, ниц распростираяся, со благодарением многим, со умилением теплым, с молением слезным, с сердцем горящим, вопию Ти песнь сицевую, мольбу Ти приношу таковую: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мя, в конец изнемогающаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Сердце мое болезненно, почти непрестанно двоится между привязанностью к миру и любовью к Богу. Если устремится всецело к Богу и на Него одного возуповает, тогда ему легко, а когда к сластям, богатству, одежде мира сего привяжется – болезненно и тягостно бывает. 12 августа. Благодарю Тя, Господи, яко и паки молитву мою приял еси и даровал еси мне благодать и силу прочитать покаянные молитвы ко причащению с искренним чувством, непреткновенно и литургию совершить неосужденно, так же причаститься и мирян причастить Божественных Тайн. Благодарю за милосердие ко мне, грешному; благодарение за мир, за дерзновение, за силу. Но даже до конца помогай мне, Господи, в великом служении сем священническом, все Тайны, все службы и молитвословия даруй совершать непреткновенно. 13 . Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне благодать совершить литургию непреткновенно и причаститься Божественных Твоих Тайн неосужденно, в мир душевных сил. Паки благодарю, яко согрешающего и кающегося мя милуеши скоро и тесноты отьемлеши, даруя пространство, и смущения прогонявши, даруя мир Твой. Слава Тебе, Боже милосердия и щедрот! Наши бомбы – слова веры, громогласно изрекаемые. Высочайшие особы – земные боги. Аз рех: бози есте [ Пс. 81,6 ]. 14 августа. Благодарю Тебя, многомилостиве, долготерпеливе, правосуде Господи, что Ты по неизреченному Своему милосердию спас меня от озлобления моего внутреннего во время всенощной на отца протоиерея, даровав мне познать мою крайнюю греховность, непотребство и немощь и кротость, и незлобие, и доброту сердца отца протоиерея; благодарю, что Ты претворил гордость в смирение, злобу в благость, презорство в почтение, смущение, огонь, тесноту, уничижение в спокойствие, прохладу, пространство, величие духа. Благодарю Тебя, Пресвятая Владычице, яко Твоим предстательством – Тебе бо молихся – избавлен бых от зол моих, постигших меня, и как воды великие, погрузивших меня. Благодарю Тя, Господи, яко страсти бесчестные непрестанно во мне посрамляеши и не попускавши им во мне угнездиться, и очи мои сердечные просвещаеши, и закону Твоему внутренно поучаеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху [ 2Тим. 4, 3 ]. Не это ли ныне делают светские люди и даже многие духовные? Не сами ли себе избрали они учителей, ласкающих их слуху? Учатся не у единого Учителя – Христа из Евангелия Его и не у Церкви Его, а у светских журналистов, фельетонистов, романистов, поэтов, у актеров и говорят: ах! как всё это занимательно, как всё это нравоучительно! И если не на словах, то на деле говорят: нам не надо ни Евангелия, ни Церкви с ее богослужением, Таинствами и проповеданием слова Божия – у нас такие хорошие, пренравственные учителя! Господи Иисусе! До чего мы дошли! Отвергли словеса Твоя вспять. Отца и мать почитай как некоторых земных богов. Ал рех: бози есте [ Пс. 81, 6 ; Ин. 10, 34 ]. Они земные боги, потому что дали тебе Господом Богом бытие, потому что они – кормильцы твои, любители твои, воспитатели твои. Если тебя, имеющего и деньги и хлеб, соблазняет забота о пище и питии, или алчное чрево твое, то вспомни о сорокадневном посте Спасителя в пустыне – а не в обществе человеческом; вспомни, как Он и взалкавши по прошествии сорокадневного поста, отвергнул льстивое предложение диавола сделать камни хлебами; как Он мало цент тело и телесные потребности и возлагал упование на Бога, ибо Он был и человек, – и этим пренебрежением к телу, этим упованием на Бога посрамил врага нашего, столько лет прельщающего нас ядию и побуждающего нас возлагать надежду на нее, а не на Бога. Как Он этим научил тебя же прельщаться никакими брашнами и возлагать надежду на Бога, на слово Его святое, ибо Он сказал: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [ Мф. 4, 4 ]. Помяни, что не стяжать тебе силы духовной без поста, ибо пространное питание непреложно расслабляет душу, делая ее плотскою, изнеженною. Во славу Владыки Христа Бога. Я потерял ключ от киотки. Искали, искали везде, где можно было предполагать найти его, – не нашли; оставили искать, положившись на завтрашний день, по пословице: утро вечера мудренее. Был вечер. Стали молиться Богу; по окончании вечерних молитв надо было взять из киоты священный покровец с мощей святителя Новгородского Никиты и рукавичку с мощей святителя Божия Митрофана. Но она заперта. Что делать? А достать священную утварь надо для возложения ее на голову болящей супруги. В этой крайности я вспомнил из акафиста Спасителю слова: Иисусе, обретение ищущих, и стал внутренне молиться: Иисусе, обретение ищущих, буди мне обретение ключа моего; сказал эти слова раза три, потом вдруг как бы машинально протянул руку в стеклянный книжный шкаф, на нижнюю полку (третью от верха), в то место, где лежал Требник, отодвинул Требник – и тотчас нашел за ним ключ. Как я возрадовался о явной милости ко мне Господа, о скором услышании моей простой молитвы! Так во всем надо прибегать ко Господу, ибо Он все для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если кто из нас имеет дар слез о грехах, тот по опыту знает, какое блаженство плакать о грехах своих или чужих; блаженство неразлучно с плачем евангельским, так что плачущий как бы естественно получает в награду утешение. Впрочем, есть плач мирской, печаль мира сего: плачет бессильная злоба, плачет униженная гордость, плачет неудовлетворяемая суетность, плачет оскорбленное самолюбие, но это слезы грешные, слезы бесполезные, слезы, крайне вредные для плачущих, ибо они причиняют смерть души и тела. Печаль мира сего смерть соделовает ( 2Кор.7:10 ). «Но о чем же должно плакать? Во-первых, плачь о том, что ты осквернил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Подумай, человек: Бог изобразил Себя в тебе, как солнце изображается в капле воды, ты сделан как бы некоторым богом на земле, как сказано: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ), а ты ежедневно бросаешь в грязь. Достойно и праведно плакать об этом день и ночь. Плачь же! Плачь о насилиях и притеснениях богачей и сильным мира сего, о нищете и беспомощности бедных». Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь, при мысли о Страшном Суде и последующей за оным вечной муке нечестивых, а мы, как бы праведники какие, равнодушны к этому окончательному грозному решению нашей участи». ВОПРОС: Как относиться к иконам? ОТВЕТ: На иконе благодатно присутствует то лицо, которое на ней изображено, и при поклонении св. иконам, всегда возводите ум свой к первообразному, то есть к лицу, изображенному на ней. ВОПРОС: Почему должно быть кроткими? ОТВЕТ: Как нелепа и противоестественна злоба и ярость! Как, напротив, сродна природе нашей кротость! Посмотрите на лицо кроткого: как оно прекрасно, ясно, спокойно, невозмутимо, привлекательно! Какое духовное благоухание разливает в душах человек кроткий; глядя на него, и человек гневливый научается быть кротким. Кротость приносит с собою душевное спокойствие и радость, как говорит Господь: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым» ( Мф.11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

2 . В другой раз И. Христос с особенною ясностью предложил учение о Своем божеском достоинстве при таких обстоятельствах. Иудеи, в один из праздников (обновления храма), окружив Иисуса в притворе Соломоновом, спрашивали Его – кто Он? В ответе им ( Иоан. 10, 25–39 ), указав на данное прежде свидетельство о Себе и на свидетельство дел Своих, Он говорил: не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея. Отец Мой, Иже даде Мне (овец), болий всех есть: и никтоже может восхитити их от руки Отца Моего. Аз и Отец едино есма (28, 30 ст.). Здесь ясно усвояет Себе Христос могущество, высшее всякого созданного могущества, и прямо говорит о Своем равенстве с Отцом по силе и, следовательно, о Своем божестве. Ибо ясно, что если одна и та же сила, то одно и то же и существо. Равенство с Отцом по общим свойствам божества предполагается и в выражении: Отец Мой болий всех есть, ибо если бы Сын был меньше Отца по Своему божескому достоинству, то слова эти были бы слишком дерзновенными. Иудеи в негодовании подняли на Него камни за эти слова, усмотрев в них богохульство. Они говорили: человек сый, твориши Себе Бога (ст. 32), следовательно, поняли Его так, что Он усвоял Себе божеские свойства. И. Христос однако же не отвергнул такого разумения Его слов, но, желая приблизить высокое учение о Своем лице к их понятию, говорил: несть ли писано в законе вашем: Аз рех, бози есте (ст. 34, ср. Пс. 81, 6 )? и затем опять доказывает указанием на дела Свои, что Он есть Сын Божий в самом высшем, подлинном смысле, – связь Его с Отцом самая тесная и единственная: яко во Мне Отец, и Аз в Нем (38 ст.), почему иудеи ясно видели, что Он подтверждает прежнюю мысль о Себе – о Своем божестве и единстве с Отцом, и пытались схватить Его, но не у бе пришел час Его (7, 30); Он уклонился от рук их. 3 . Ту же истину засвидетельствовал И. Христос пред Своею кончиною на суде пред первосвященниками и старейшинами. Здесь, по выслушании лжесвидетелей на Иисуса, Каиафа первосвященник спросил: заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты ecu Христос, Сын Божий ( Мф. 26, 63 )? Христос, не отвечавший на лживые обвинения, на такой торжественный, именем Божиим сделанный вопрос, и притом относительно истины, для утверждения которой Он и жил, отвечал: ты рекл ecu (64 ст.), т. е. твои уста исповедали, что Я Сын Божий. (Аз есмь – по Марк. 14, 62 ). Подтверждая и усиливая сказанное, Он присовокупил: отселе узрите Сына человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (64 ст.). Этим указанием на пророчество Давида, в котором Мессия представляется сидящим одесную Бога ( Пс. 109, 1 ), и Даниила, где Он представляется шествующим на облацех небесных (7, 13), И. Христос торжественно, пред лицом врагов, исповедал Свое божеское достоинство. Первосвященник разодрал одежды свои и воскликнул: Он богохульствует, – и затем все сказали: Он повинен смерти ( Мф. 26, 65–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

500 Так по нашему мнению следует объяснять то некоторое предпочтение, которое Игнатий отдает диаконам перед пресвитерами. Ревил (Les origines de l’épiscopat, p. 507) предполагает, что Игнатий с особой любовью относится к диаконам за те личные услуги, которые они оказывали вероятно Игнатию во время его пути. Но текст не оправдывает этого предположения. Игнатий и отсутствующих диаконов называет συνδολοι (Филад. 4) и сравнивает со Христом (Трал. 3). Лёнинг (Gemeindeverfassung, S. 123) думает, что диаконы как ближайшие помощники епископов были их опорой в той борьбе, которую пришлось выдержать епископам с коллегией пресвитеров, хранившей воспоминание о своем первоначальном положении. То же и Кнопф (Nachapost. Zeitalter, S. 218). Но оснований для этого предположения в посланиях Игнатия отыскать нельзя. Здесь нет ни малейших следов борьбы епископа с пресвитерием. Наше объяснение гармонирует с исходной точкой зрения Игнатия. 503 См. особенно Sohm, Kirchenrecht, S. 66 и д. Lowrie, The Church and its organisation in primit. und catholic times. 1904. p. 266–310. 504 Оторванные от своей исторической почвы полемическо-теологические идеи Игнатия с течением времени получили церковно-правовое значение. Мысль Игнатия о повиновении епископу, как Богу, служит исходным пунктом в определении епископской власти для сирийской Дидаскалии (ок. средины III в.) и Апост. Постановлений (IV в.). „Он (т. е. епископ) ваш глава и вождь, и могущественный царь для вас; он управляет на место Всемогущего, он должен быть почитаем вами как Бог; ибо епископ председательствует у вас на место Бога“ (Achelis, Syriche Didascalia, 1904, IX, S. 45). „Он (епископ) после Бога ваш земной бог (πγεоς ϑες), которому вы обязаны воздавать честь, ибо о нем и о подобных Сам Бог сказал: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Пс.81:6 ) и: богов да не злословиши ( Исх.22:28 ). Итак, епископ да председательствует у вас, как почтенный достоинством (ξ) Бога, по которому он властвует над клиром и начальствует над народом“ (Апост. Постан. II, 26). „Если Моисея Господь назвал богом (фараона), то и епископ должен почитаться вами как бог“ (Syr. Didascalia, IX, S. 47; – ες ϑεν Апост. Постан. II, 29). Отношения верующих к епископу по Апост. Постан. (II, 32) должны носить характер обожания .(σβоυ τοτον).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Таковый же мир есть одно из величайших добродетели воздаяний: ибо он вселяет в сердце человеческое удовольствие непорочное, радость непресекаемую, сладость всегдашнюю. Находят иногда на добродетельного тучи, то есть, побуждения злые похоти, принуждающие оставить сладостный мир: но без действия остаются, поелику ударяются о камень добродетели его. Находят иногда реки, то есть, диавольские искушения, коварства, наветы, гонения ищут уничтожить сладость мира; но и сии остаются бездейственными, понеже таковый, имея чистую совесть, увеселяется свидетельством оной «и радуется во страданиих» ( 2Кор.1:12 ; Кол.1:24 ), яко страждущий за Христа. Веют иногда на него ветры суетности, да развеют радование его сердца, но ничего не могут: ибо отражаются и ослабляются всесильною Божиею благодатию. Он, будучи победитель, торжествователь мирен, забывает «задняя» ( Флп.3:13 ), простирается «на предняя» ( 1Сол.5:16, 18 ), чает наслаждения будущих, «всегда радуется, непрестанно молится, о всем благодарит; вся во уметы вменяет» ( Флп.3:8 ), имеет с собою самим Христа, чувствует небесное дуновение вечного блаженства. Добродетель, братие, ведет первое свое начало от Бога. Существо пресущественного Божества есть источник, из негоже проистекает корень, от негоже прозябает добродетель. Любовь , правда, благость, долготерпение, милость и всякая иная добродетель суть плоды Творческого естества. Посему когда человек творит подвиги добродетели, истинно тогда бывает живым и истым образом Божиим, так как от Него создан есть. Имеет человек подобие Божие. Самовластен Бог, самовластен и человек; промыслителен Бог, промыслителен и человек ( Быт.1:26 ); Бог есть ум, и Слово, и Дух, и человек имеет ум, и слово и дух. Но посему человек есть токмо образ Божий. Если же будет чадолюбив, праведен, благ, долготерпелив, милостив; если, говорю, украсится добродетелями: тогда уже есть не мертвый и неподобный, но живый и подобный образ Божий. Тогда человек по благодати бывает богом: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010