Интерес патриарха Мефодия к личности Д. А. и его знакомство с греко-италийской агиографией Д. А. можно объяснить его сицилийским происхождением. Во время 5-летнего пребывания в Риме (815-819) патриарх занимался изучением корпуса «Ареопагитик», собственноручно переписал трактат «О церковной иерархии» ( Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. С. 84-86). По свидетельству Анастасия Библиотекаря , именно в период пребывания в Риме патриарх Мефодий и работал над составлением Жития Д. А., после чего законченная рукопись была отправлена в К-поль. Видимо, труд патриарха Мефодия был сразу же утерян в Византии. Тем не менее сведения о том, что он написал Житие Д. А., сохранялись, в результате чего ему был приписан перевод Митродора (это могло произойти не ранее XII в., когда появился 1-й слав. перевод с греческого, к-рый не приписывается Мефодию). Слав. версия Третьего Жития появилась в кон. XII в., ее авторство никогда не приписывалось патриарху Мефодию. Труд свт. Мефодия сохранился в лат. переводе (BHL, N 2184), к-рый был сделан в 876 г. Анастасием Библиотекарем по заказу франк. имп. Карла Лысого (PL. 129. Col. 737-739). В 877 г. архиеп. Гинкмар Реймсский в письме к Карлу Лысому отстаивал подлинность событий, изложенных в сочинении свт. Мефодия, и указывал на соответствие версии свт. Мефодия более древним источникам (ActaSS. Oct. T. 5. P. 586-588). Особенность Жития, составленного Мефодием,- включение в историю Д. А. рассказа о святых Санктине и Антонине, к-рые, согласно их Житию, были сотрудниками Д. А. и проповедовали в соседнем с Паризиями г. Мельды (совр. Мо). После кончины Д. А. они отправились в Рим, чтобы поведать о его смерти и попросить передать эту весть афинянам. В Риме они застали преемника сщмч. Климента еп. Анаклета (анахронизм), по происхождению также афинянина, рукоположенного во пресвитера ап. Петром. Этот сюжет заимствован свт. Мефодием из Жития св. Санктина, созданного не ранее кон. VIII в. в Галлии, и не мог быть известен автору, писавшему в сер. VIII в. в Риме. О широком распространении сюжета свидетельствует архиеп. Гинкмар Реймсский.

http://pravenc.ru/text/178443.html

ИССЛЕДОВАНИЯ   66 . Аверинцев С.С. Византийская литература. М., 1974. 67 . Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. 68 . Алексий (Дородницын) , еп. Византийские церковные мистики XIV века. Казань, 1906. 69 . Алексий (Дородницын) , еп. Христианская мистика в ее главных представителях IV – XIV вв. Саратов, 1913. 70 . Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Тт. I-III, Одесса, 1894. 71 . Андрей Рублев и его эпоха. Сборник статей. М., 1971. 72 . Андроник (Трубачев) , иером. Теодицея антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского . Томск, 1998. 73 . Аникиев П. Мистика преп. Симеона Нового Богослова . СПб., 1906. 74 . Античность и Византия. М., 1975. 75 . Антоний (Булатович), иеросх. Моя мысль во Христе. О деятельности (энергии) Божества. Птр., 1914. 76 . Апология мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова . Пг., 1915. 77 . Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге./под ред. И.П. Медведева. СПб., 1995. 78 . Барабанов Н.Д. Борьба внутри византийской церкви на рубеже XIII – XIV вв.//Античный и средневековый город. Свердловск, 1981, сс. 141 – 156. 79 . Барабанов Н.Д. Византия и Русь в начале XIV в. (Некоторые аспекты отношений патриархата и митрополии).//Византийские очерки. М., 1991, сс. 198 – 215. 80 . Барабанов Н.Д. Из истории связей Константинополя и Афона в начале XIVb.//Византия и ее провинции. Свердловск, 1982, сс. 115 – 126. 81 . Барабанов Н.Д. Исихазм и агиография: развитие образа св. Максима Кавсокаливита в житийной литературе XIV в.//Византийский Временник, 1914, т. 55 (80), сс. 175 – 180. 82 . Барабанов Н.Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в Константинополе в 30-е гг. XIV в.//Византийский Временник, 1989, т. 50 (75), сс. 139 – 146. 83 . Барвинок В.И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911. 84 . Безобразов П.В. Варлаамиты, их борьба с паламитами.//Византийский Временник, т.3, сс. 135 – 140. 85 . Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993. 86 . Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Киев 1959. 1. 135–141. 84 . Башлыкова М. Е. К вопросу о почитании святых подвижников, на основе текстов Киево-Печерского патерика//Монастыри России. Можайск 2000. 7. 381–389. 85 . Викторова М. А. Составители Киево-Печерского патерика и его позднейшая судьба. М. 1863. 86 . Волкова Т. Стилистическая и функциональная характеристика беса в древнерусской литературе (на материале Киево-Печерского патерика)//Материалы XXVI научной студенческой конф. Тартуского гос. ун-та: Литературоведение – Лингвистика/Отв. ред. Руднев П. А., Сигалов П. С. Тарту 1971. 21–23. 87 . Волкова Т. Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике//ТОДРЛ 1979. 33. 228–237. 88 . Гурьев В. П. Поучения по руководству Патерика Печерского. М. 1912. 162. [Ср. 9 .77]. 89 . Дуйчев Ив. Эпизод из Киево-Печерского патерика//ТОДРЛ 1969. 24. 89–92. 90 . Iciчehko Ю. А. Киэво-Печерський патерик у лimepamyphoмy npoцeci kihця XVI – початку XVIII ст. на Ykpauhi. Kuib 1990. 180. [Библ. 163–171; указатели 173–178]. 91 . Турук Е. А. Киево-Печерский патерик II-Kaccuahobckoй редакции в сборнике Тихомировского собрания//Книга и литература. Новосибирск 1997. 229–236. 92 . Шахматов А. А. Киевопечерский патерик и Печерская летопись. СПб. 1897. Прочие русские патерики и патериковая литература 93 . Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления/Под общ. ред. Аристарха (Лоханова). М. 2000. 943, ил. 94 . Волоколамский патерик. Предисл. Питирима (Нечаева) , архиеп.//БТ 1973. 10. 175–222. пер. с иссл-ем: см. 9 .130. 95 . Горев М. На службе Богу (Очерки и рассказы из жизни русских подвижников XIX столетия). М. 1996. 432. [Репр.]. 96 . Димитрий (Самбикин) , архиеп. Тверской патерик. Краткие сказания о тверских местно чтимых святых. Казань 1907. 216, XIV. Тверь 1993. 97 . Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Ред. Ольшевская Л. А., Травников С. Η. М. 1999. 496. 98 . Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М. 1906–1912. 1–12 (январь-декабрь).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 156-158; Ключевский. Древнерусские жития. С. 286-288; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 692. С. 178-179; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 312-313; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 99-103; Голубинский. Канонизация святых. С. 84, 101, 546; Мисаил (Смирнов), архим. Св. блгв. кн. Константин Муромский и Благовещенский мон-рь, где почивают мощи князя и чад его//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1906. Вып. 8. С. 1-130 (отд. паг.); Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о рязанском еп. Василии//Культурное наследие Др. Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 70, 79-82, 86, 98, 102, 117, 130, 155, 186, 192-202; она же. Житие Константина, муромского князя, и его сыновей//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 286-288; Сухова О. А. Града Мурома святые//Первый Муромский сб. Муром, 1993. С. 34-68; она же. Крещение киевлян, ростовцев и муромцев по клеймам житийных икон Муромского музея//ИКРЗ, 2008. Ростов, 2009. С. 345-357; Руди Т. Р. Муромский цикл повестей в рукописной традиции XVII-XVIII вв.//КЦДР. [Вып.:] XVII в. 1994. С. 207-214; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 133, 134, 151-156, 218, 223, 234, 261, 269; Антоний (Блум), митр. О подвиге любви: Блгв. кн. муромский Михаил//Духовная нива. [Б. Вяземы], 1997. 3. С. 10; Кривошеев М. В. Муромо-Рязанская земля: Очерки соц.-полит. истории XI - нач. XIII вв. Гатчина, 2003; Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 9, 21, 176, 190, 209; Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007; Смирнов Ю. М. Еще раз к вопросу о христианизации Мурома//Мат-лы обл. краевед. конф. (14 апр. 2006 г.). Владимир, 2007. Т. 1. С. 132-137; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 290-294; Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиол. начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

М., 1892. Стб. 210. 68 Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы/Составитель, автор вводных статей, примечаний, указателей О. Ф. Кудрявцев. М., 1997. С. 181. 76 Христианские реликвии в Московском Кремле/Редактор-составитель А. М. Ли­дов. М., 2000. С. 164–165. 77 Протоиерей Г. Дебольский. Дни Богослужения Православной Церкви. Т. 1. С. 319. Позднее Иерусалимский Патриарх Афанасий “прислал как священный дар Святейшему Синоду часть от мощей Первозванного из Иерусалима”, которая хранилась “в серебряном ковчеге в Синодальной палате” (Там же). 78 Об этом явлении в агиографии, когда имя одного святого неотделимо от другого см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72. 79 Лотман Ю. М.; Успенский Б. А. Отзвуки концепции “Москва — третий Рим” в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко)//Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 240–241. 80 Вилинбахов Г. В. К истории учреждения ордена Андрея Первозванного и эволюция его знака//Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977. С. 144–158. См. также: Устав ордена святого Андрея Первозванного. М., 1797. 83 Текст службы по древней Минее см. Ягич И. В. Служебные Минеи за Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 г. СПб., 1886. С. 493–503. 84 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 88. В службе апостолу Андрею встречаются песнопения службы праздника Рождества Христова (Там же. С. 109). 86 Хохлова Н. А. Андрей Николаевич Муравьёв — литератор. СПб., 2001. С. 27 (1867 и 1871 гг.), 228 (1872 и 1876 гг.), 230 (1894 г.), 232 (1914 г.). Ф. Спасский говорит, что А. Н. Муравьёв составил канон апостолу Андрею “во исправление русского упущения”. — Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. С. 88. Прим. 1. Однако в переписке А. Н. Муравьёва с митрополитом Филаретом, на что ссылается Ф. Г. Спасский, говорится только о возникшем у А. Н. Муравьёва недоумении в тропаре и кондаке Апостолу.

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

Надеемся, что наши книги будут интересными для читателей, помогут им обрести ориентиры в современной духовной жизни, которая крайне затруднена отсутствием подлинных духоносных наставников. Надеемся, что особенно желанными наши книги будут в монастырях Русской Православной Церкви, которые в наше время начинают восставать из руин, возрождаться духовно, некоторые буквально на пустом месте. Думаем, что для них всякое упоминание об обителях старой, неразрушенной России явится ценным и поможет в деле возрождения. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что обитель будет стоять до тех пор, пока там почитают память основателей и подвижников, в ней просиявших. Почитать - это значит заботиться и о том, чтобы их имена и подвиги знал церковный народ. Это наш долг перед святыми предками. Святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова так говорила в страшные годы гонений и разорения страны: " Великой России больше нет, но Святая Русь не может погибнуть " . Русский писатель-христианин и выдающийся мыслитель Ф. М. Достоевский так писал о монашестве: " И сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной молитвы, выйдет, может быть, еще раз спасение земли Русской. Ибо, воистину, приготовлены в тишине, на день и час, месяц и год. Образ Христа хранят пока в уединении своем, благолепен и неискажен, в чистоте и правде Божией " 88 . 79 . Творения свт. Игнатия. Троице-Сергеива Лавра. 1991. T.V.C. 301-302 80 . Карагандинский старец преп. Севастиан. М. 1998. 81 . Аввы Иссака Сирина слова подвижнеческие. М.1993. Слово 2. 82 . Творения свт. Игнатия. М. 1996. Т. I. С. 554. 83 . Творения свт. Игнатия. М. 1996. Т. I. Жизнеописание. С. 24. 84 . Русский Паломник. 2. 1990. 85 . Симеона Нового Богослова главы деятельные и богословские. Добротолюбие. Ч. I. М. 2001. С. 117-118. 86 . Канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в 1997 г. 87 . Живя в Москве, писатель был прихожанином нашего храма; у нас, на Лазаревском кладбище, была похоронена его мать. Будучи отроком, в нашем храме Сошествия Святаго Духа на апостолов, во время причащения Святых Таин он увидел парящего голубя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре. М., 1859. С. 78) детали облачения практически идентичны. На соловецком изображении к имени патриарха на фоне слева добавлена надпись: «Полагалъ Начало Монашеству Въ Анзерскомъ Скиту, При Строител Елеазар Святомъ». На портрете из кирилловской портретной галереи слева на фоне в квадратном клейме - вид соборов Новоиерусалимской обители, передающий их облик в сер.- 2-й пол. XVIII в. (Святейший патр. Никон. 2005. С. 82, 84. Кат. 61). Иной вид мон-ря воспроизведен на портрете 2-й пол. XVIII в. (ТСЛ): взор Н. поднят к обители, облачение как на прижизненной «персоне», навершие жезла с сулоком венчает образ «Всевидящее Око» в сиянии, на панагии с 2 подвесками образ Господа Саваофа. Д. А. Ровинский описал 5 гравированных портретов Н. XIX в., большинство к-рых принадлежат к традиц. типу (Там же. Т. 2. Стб. 1382). В основном встречаются поколенные или поясные изображения Н., обращенного влево, богослужебное архиерейское облачение сохраняет исторические детали; внизу - краткие биографические сведения о патриархе. Традиц. поясной вариант известен на гравюре И. Розонова 1801 г. ( Карамзин Н. М. Пантеон рос. авторов/Изд.: П. П. Бекетов. М., 1801. Ч. 1. Тетр. 1; 2-й оттиск в изд.: Бекетов П. П. Собрание портретов россиян знаменитых. М., 1821. С. 81-83. Вкл.; 3-й оттиск в изд.: Он же. Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843). На гравюре пунктиром и резцом Н. Афанасьева (1825), изданной «усердием архимандрита Аполлоса» (НКПИКЗ, ГМИИ, ГИМ; см.: Патр. Никон. 2002. С. 146. Кат. 64), портрет заключен в овал на постаменте, слева от фигуры - стол с книгами, на к-рый патриарх положил руку. Поясные и оплечные портреты Н. этого распространенного типа часто иллюстрировали издания, где иногда дополнялись факсимиле автографа патриарха (см., напр.: Аполлос (Алексеевский) , архим. Начертание жития и деяний Никона, патр. Московского и всея России. М., 1859 (гравюра Ф. Миловидова); Быков А. А. Патр. Никон: Его жизнь и обществ. деятельность. СПб., 1891; Суворин А. С. Патр. Никон. СПб., 1893; Сергиевский Н. Ф. Святейший всерос. патр. Никон, его жизнь, деятельность, заточение и кончина. Описание основанного патриархом Никоном Воскресенского мон-ря, именуемого «Новый Иерусалим», его святынь и достопримечательностей. М., 1894; список иллюстраций см.: Кейн К. М. Изображения патр. Никона в искусстве XVII - нач. XX в.//Никоновские чт. 2002. С. 85-86). На эстампе 1897 г. по рис. В. А. Комашко Н. представлен фронтально, в рост, в богослужебном облачении, с двукирием в правой руке и с крестом в левой, на груди 2 панагии и крест. Гравюры и литографии с портретами Н. хранятся в РГБ, ГИМ, ГМИИ, ИАХМНИ, ГМЗРК. Литография с портретом Н. находилась в приемной комнате прп. Макария (Иванова) в скиту Оптиной пуст. (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Последние годы своей жизни, вторично удалившись на покой в обитель преподобного Кирилла, архиепископ Афанасий молитвенно готовился к переходу в иной мир. Дата его кончины неизвестна, а о месте его погребения вместе с Казанским владыкой (1581–1583), бывшем Кирилловским игуменом (1572–1581), читаем: «Полоцкой архиепискуп Афонасей, да Казанской архиепискуп Козма лежат у большие церкви Успения Пречистые Богородицы в паперте у полунощных дверей» 945 . Имя владыки Афанасия было внесено в монастырский поминальный Синодик 946 . 788 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: «Собина, опричнина – личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу». – Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974, с. 294. 789 П. Строев сообщает о нем следующее: «Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа Суздальского». – Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стб. 162. 790 Антонов А. В. Вотчинные архивы Московских монастырей и соборов XIV – начала XVII века//Русский дипломатарий. Вып. 2. М., 1997, с. 90. 791 Там же. С. 90, 91, 92, 93, 94, 95; Антонов А. В.; Баранов К. В. Неизвестные акты XIV–XVI века из архива Московского Чудова монастыря//Там же. С. 20–21; Кистерев С. Н. Акты Московского Чудова монастыря 1507–1606 голов//Русский дипломатарий. Вып. 9. М., 2003, с. 63–64, 71–74, 75–84, 86–88, 89–90. 795 Там же с. 32–33. Более подробно об этом говорится в Степенной книге (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913 с. 380–383). 797 Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 62. Некоторое время в Чудовом монастыре в эти годы находился «чернец Васьян Рушении крылошенин» (Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 295). 798 Последние годы своей жизни он провел, подвизаясь в Спасо-Каменном монастыре Вологодской епархии (Архимандрит Макарий. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000, с. 216; Он же. Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) наст, издания. с. 111–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Примечания: 1 Самостоятельная Рижская епархия была образована в 1850 году. Приходы Эстляндской губернии вошли в состав Рижской епархии в 1865 году. 2 См.: Сахаров С.П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Популярно – исторический очерк. Краслава: Изд. Сахарова С.П., 1937. 3 Подробнее см.: Гаврилин А.В. Очерки истории Рижской епархии. 19 век. Рига: Филокалия, 1999. 4 Поммер А. Православие в Латвии. Исторический очерк. Рига: Тип. И. Люкстиня, 1931. С. 89–90. 5 Цыпин В. Каноническое право. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. С. 376–377. 6 См.: ЛГИА, ф. 7469, оп. 1, д. 30, д. 31, л. 5–9. 7 Поммер А. Православие в Латвии... С. 94. 8 Ceturt tautas skaitšana Latvij 1935. gad. Salntis V. (sast.). I sjums, Rga: Valsts statistik prvalde, 1936. 84.–86. lpp. 9 Balodis K. Latvijas nkotne pie labas un sliktas valdbas. Liepja: LSDSP Liepjas komitejas izdevums, 1920; На дис- путе об антисемитизме. «Сегодня», 16.12.24, No 286, с. 4. 10 См.: Apinis K. Latvijas pilstu vsture. Rga: Izdeva .Gulbis, 1931. 11 Гаврилин А.В. Утраченные в XX веке храмы Риги. В кн.: Православие в Латвии. Исторические очерки. Вып. 5. Сб. ст. Гаврилин А.В. (ред.). Рига: Филокалия, 2006. C. 31. 12 Часовня была построена в 1889 году на пожертвования рижан в память о спасении царя Александра III во время катастрофы поезда в 1888 году. Символизировалась именно с этим царем, проводившим политику по русификации в крае. Конкретным предлогом для сноса стало то, что она якобы мешала движению транспорта. Никакие увещевания верующих, что часовня теперь только храм, а не символ царизма, ее не спасли. См.: Снос часовни. «Сегодня», 21.07.25, No 158, с. 1; Озолиньш К. Положение Латвийской православной церкви в 20-е годы XX века. В кн.: Православие в Латвии. Исторические очерки. Вып. 2. Сб. ст. Гаврилин А.В. (ред.). Рига: Благовест, 1997, с. 28. 13 Гаврилин А.В. Утраченные в XX веке храмы... C. 33. 14 Поммер А. Православие в Латвии... С. 94. 15 Мало приспособленные для жизни подвальные помещения Рижского кафедрального Христорождественского собора оставались «архиерейской квартирой» вплоть до кончины архиепископа Иоанна. Единственно, в 1924 году, владыка там занял более просторное помещение, чем то, которое было в его распоряжении изначально. Д.В. Архиепископ – в подвал. «Сегодня, 26.07.21, No 166, с. 1; Кирилл Зайц. В подвале у архиепископа. «Вера и жизнь», 1924, No 6, с. 2–7; Теодорович Т. Впечатления путешественника. «Вера и жизнь», 1937, No 2, с. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Стиль 1-го слоя росписей ц. Панагии Кумбелидики ориентирован на лучшие раннепалеологовские образцы, такие как фрески Печа или Сопочани , о чем свидетельствуют использование пейзажного и архитектурного фона, широкая пластическая моделировка фигур и лиц. Композиции сцен хорошо выстроены, архитектурный фон умело использован для выделения или обрамления фигур персонажей, светлые цвета подобраны в изысканную гамму, мягкая моделировка лиц зеленоватыми и светло-коричневыми притенениями придает им спокойное, ясное выражение. Хотя большое количество широких складок одежд должно скрывать крупные тела, но монументальность или энергичное движение фигур отсутствуют, мн. лица вялы и невыразительны. Притом что художники ц. Панагии Кумбелидики явно были в курсе новейших течений в живописи 60-80-х гг. XIII в., их произведения вторичны по отношению к искусству крупных художественных центров. В экзонартексе и в арке, отделяющей его от внутреннего нартекса, находятся росписи, выполненные в XVII в.: «Рождество Христово», «Преображение Господне», «Пятидесятница», «Благовещение Пресв. Богородицы», сцены «Акафиста», образы святых. На внешней зап. стене экзонартекса тоже имеются фрески: Деисус, «Пир Ирода» и «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», Божия Матерь «Страстная», арх. Гавриил, «Прор. Илия в пустыне, питаемый вороном». Эти фрески датируются надписью ктитора Андроника 1495/96 г., которая, вероятно, относится не только к образу Богоматери «Страстной» (широкое распространение этой иконографии приходится на 2-ю пол. XV в.), но и ко всему экзонартексу. Большое изображение свт. Николая Чудотворца на сев. стене внутреннего нартекса исследователи приписывают касторийской мастерской рубежа XV и XVI вв., расписавшей храм свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) в 1485/86 г. и целый ряд других ансамблей. Лит.: Πελεκανδης. 1953. Πιν. 102-117; Μαυροπολου-Τσιομη. 1973; Pelekanidis, Chatzidakis. 1985. P. 84-91; Μουτσπουλος. 1992. Σ. 87-109; Δρακοπολου. 1997. Σ. 90-92, 112, 119; Σσιου. 2008. С. 245-262.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010