Абен-Эзра, Маймонид) считают это искусство магов за простой фокус, за произведенный быстрым движением рук отвод глаз зрителей, которые не заметили ловкой подмены жезлов змеями, может быть принесенными вместе с жезлами и даже скрытыми в последних 104 . – В настоящее время факт успешного подражания египетских магов первому чуду Моисея у многих объясняется через аналогию с искусством заговаривания змей 105 , которое было известно в Египте с глубокой древности, рассказы о котором находятся как у древних авторов, так и у новейших путешественников 106 . Искусство заклинания змей известно с глубочайшей древности и практиковалось не только в Африке, но и в Индии 107 . «Если верить, говорит Катрмер, греческим и латинским писателям, способность очаровывать и усыплять змей была наследственной между псиллами, древним африканским племенем, у которых это искусство переходило от одного мужского поколения к другому, не передаваясь путем наследственности женскому полу 108 . По словам Плутарха 109 этот народ посредством чар и магических формул усыплял самых ядовитых змей. По Плинию, напротив, псиллы получали от природы только такую способность, которая их делала настолько страшными для змей, что последние убегали при одном их взгляде. Католический аббат, критически исследовавший все древние свидетельства о псиллах, хотя многие детали, сообщаемые древними авторами, относит к области басен, тем не менее высказывает убеждение, что среди псиллов находились лица, которые посредством подготовки, составлявшей их секрет, приводили себя в такое состояние, что не боялись укушения змей и безнаказанно брали в руки самых ядовитых из них 110 . – Искусство заговаривания змей, практиковшееся по свидетельству древних авторов псиллами, перешло и к позднейшим их потомкам, проделками которых над змеями, являющимися в глазах непосвященных и неразгадывающих их секрета зрителей настоящими чудесами, полны рассказы и описания новейших путешественников. В Каире и его окрестностях новейшие преемники древних псиллов по искусству заговаривания змей составляют целую корпорацию со своим управлением и разделением на классы и степени 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

119 В Description de l’Egypte, vol XXIV p. 82 говорится: «они (псиллы) могут обратить змею в палку и сделать ее как бы мертвой; потом они оживляют ее, когда хотят, держа за хвост и быстро вращая ее между своими руками». 120 Куртц хотя доказывает в действиях языческой магии, о которых сохранила нам сведения «достоверная история», несомненное участие демонических сил и объясняет с этой своей точки зрения, в частности, действия египетских магов (Gesch. d. Alt. Bund. II, 94), тем не менее не отрицает возможности и другого объяснения подражания этих магов первому знамению, совершенному Моисеем, именно через аналогию с искусством псиллов: на поставленный им самим вопрос, принесенные магами жезлы были ли действительно деревянные жезлы или это были приведенные в оцепенелое состояние змеи, Куртц отвечает: «последнего мы не можем отрицать» (ibid. 97), прибавляя впрочем дальше, что он «не уклонился бы в страхе и от признания, что это были действительно деревянные жезлы, если бы кто захотел принудить его к этому признанию, основываясь на букве текста, – он (Куртц) не уклонился бы от такого признания, потому что Писание говорит о ложных знамениях и чудесах, которые могут являться по действию сатаны ( 2Фес.2:9 ). 127 Этот вид змея, довольно обычный и в настоящее время в садах египетских и известный под именем Naja haje (Wilkinson in Rawlinson’s Herodotus vol. II, p. 106. Naja haje – позднейшее арабское назвавие аспида, на дренне-египетском языке называвшегося именем ârâ, транскрипцией которого и служит греческое Оυραιος – (Pierret, Le Panthéon Egyptien, 30), и служит объектом, над которым практикуют свое искусство очарователи змей (Tristram, Nat. Hist, of Bible, p. 271). «Он отличается способностью расширять свою шею, поднимая передние ребра и давая передней части груди форму плоского блюда. Когда змей встревожен или раздражен, он принимает стоячее положение, опираясь на нижние позвонки хвоста, и делает сильные прыжки вперед. В таком положении он часто изображается на памятниках и обыкновенно символизирует бессмертие» (Tristram, ibid.). Naja haje имеет в длину от 3 до 4½ футов, а самый большой экземпляр, который имел случай видеть Вилькинсон, достигал до 5 футов 11 дюймов (Wilkinson in Rawlinson’s Herodotus p. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Как тяжелы были для Египта поразившие его казни и как безрассудна была дальнейшая борьба за удержание в рабстве еврейского народа при обнаружившемся со всей ясностью неравенстве борющихся сил, – сознание этого не было чуждо самих египтян, не разделявших злого упорства фараона, и это сознание было даже выражено перед последним его собственными слугами. Когда Моисей после седьмой казни еще раз настойчиво повторил перед фараоном свое требование и когда это последнее не удостоилось по-видимому никакого внимания со стороны египетского властелина, собственные его царедворцы решаются наконец вмешаться в решение фараона и обратиться к нему с упреком в том, что он не понимает, что около него происходит. Рабы фараона сказали ему: долго ли он будет мучить нас? 406 отпусти сих людей 407 , пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет? ( Исх.10:7 ). Уступая очевидно только настоянию или просьбе окружающих, фараон решается принять какие-либо меры для предупреждения угрожающего зла, о котором предупредил его Моисей: он не призывает Моисея, но позволяет, чтобы Моисей и Аарон были приведены в его присутствие. Возникшие между посланниками Иеговы и фараоном переговоры не привели к благим результатам, – к успокоению и умиротворению испытавшего тягость руки Господней Египта и освобождению народа еврейского. Фараон продолжает оставаться непреклонным в решимости во что бы то ни стало удержать в своей власти еврейскую рабочую массу, – непреклонным до злого упорства и непонимания смысла совершающихся пред ним событий; и намерением его в данном случае было ограничиться только неполным позволением на просьбу евреев и тем предотвратить грозящую казнь. Он соглашается отпустить евреев в пустыню, но с тем условием, чтобы в этом путешествии принимали участие одни только взрослые члены еврейского народа, дети же их оставались в Египте в качестве залога возвращения их отцов 408 . Когда Моисей отвергает эту уступку, противную руководившей им решительной воле Иеговы, фараон не может сдержать злобы, возбужденной его собственным бессилием птред твердостью Моисея: высказав в насмешливо-озлобленной форме пожелание евреям счастливого пути и в то же время заявив презрение со своей стороны к всемогущему Богу евреев 409 , он выгоняет от себя Моисея и Аарона и тем вызывает новый губительный акт божественного суда над Египтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

41 Cook, Essay on the bearings of Egypt. Hist, upon the Pentateuch в Speaker’s Comment I, 449. Вообще впечатление, произведенное господством гиксов на египтян, было очень сильно; имя, которым их обозначали на памятниках (aatu), имеет значение убийственных, смертельных (чумных) врагов (Müller, Semiten. S. 210–211). 42 Некоторые ученые, напр. Бунзен (Aegyptens Stelle in Weltgesch. IV, 223–224:240), Дупкер (Gesch. des Alterthums 1863, t. 1 s. 139–140:312), Ленорман (Руководство к древ. Истории в прилож. к Киев. Универс. Изв. 1875, 7, стр. 109 и дал.) предполагают, что Менефта, считаемый указанными учеными фараоном исхода, действительно испытал нападение пастушеских племен, заставивших его удалиться в Ефиопию, которая входила тогда в состав египетской монархии, – что пастушеские орды (может быть потомки изгнанных гиксов) вторгнулись в Египет, узнав о несчастии, постигшем фараона при преследовании им евреев, и что 13-летнее господство этих племен и описано в рассказе Манетоса о прокаженных. Если бы это предположение было верно, то рассказываемое Манетосом бегство царя в Ефиопию, возвращение его оттуда и изгнание им нечестивых имело бы фактическую основу, а перенесение черт с гиксов на израильтян и особенно приписанное последним господство над Египтом сделалось бы еще более понятным: исход евреев, сопровождавшийся страшными бедствиями для Египта, и последовавшее затем нападение пастухов, соединенное с неменьшими для страны несчастиями, легко могли, вследствие своей близости по времени, слиться в воспоминании египтян в одно печальное событие, продолжавшееся 13 лет. Но, к сожалению, предположение означенных ученых не имеет в пользу себя каких-либо документальных данных среди египетских памятников, которые по сознанию самих египтологов ничего не говорят о вторичном нападении гиксов; кроме того, и самое мнение о Менефте, как фараоне исхода, имеет только гипотетический характер. 43 Гекатей рассказывает так об изгнании чужеземцев из Египта. «Когда в древности в Египте явилась язва, многие причину зла приписывали божеству. Ибо, так как в стране жили многие и разноплеменные чужеземцы и они употребляли различные обряды в богослужении и жертвоприношения, то случилось то, что у них расстроились отечественные культы. Поэтому туземцы боялись, что они никогда не освободятся от беды, если не принудят чужеземцев к переселению. Тотчас чужеземцы были изгнаны; мужи знаменитейшие и храбрейшие, соединившись вместе, отправились, как некоторые говорят, в Элладу и другие места, имея во главе славных предводителей, между которыми особенным уважением пользовались Данай и Кадм, как отличавшиеся пред другими. Но большая толпа ушла в так называемую ныне Иудею, недалеко лежащую от Египта и в то время совершенно ненаселенную. И во главе этого переселения стоял муж, по прозванию Моисей, отличавшийся большим благоразумием и храбростью» (Место это находится в 40 кн. Диодора Сиц. и заимствовано последним у Гекатея Абдерского по Euseb. Praepar. Evang. IX, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Было бы специальной особенностью этой казни, говорит Кук, если бы насекомым, послужившим её орудием, был жук, почитавшийся египтянами священным, в этом случае особенный вид идолопоклонства Египта обращался бы в наказание последнему 306 . Скарабей или жук был одним из священнейших символов египетской религии: уже частое появление его в ряду скульптурных изображений указывает на важное значение, приписывавшееся египтянами этому насекомому 307 ; священные жуки найдены в Фивах в бальзамированном состоянии; их изображения из дерева или камня часто встречаются в местах погребения древних египтян 308 . В письменных памятниках Египта скарабей служит эмблемой творческой, производительной силы и символом жизни и возрождения бытия, составляя иероглифический эквивалент слова «хэпэр»=«существовать или являться» 309 . Солнечный бог, как творец и производитель, носил название «хэпэр» и символизировался в образе жука или в образе человека с головою жука 310 . На памятниках часто встречаются изображения жука на лодке с распростертыми крыльями и с солнечным диском в клещах; иногда же жук представляется поднимающимся на небо как символ солнечного светила 311 . – Это мнение Эдмана о том, что орудием четвертой казни был именно жук, а не песья муха, хотя оно и поддерживается некоторыми учеными, во всяком случае есть только частное мнение сравнительно с древним пониманием LXX, и как не имеющее на своей стороне каких-либо преимуществ пред последним пониманием, не может быть предпочтено ему. Понимание еврейского «аров» в значении песьей мухи не исключает также возможности поставить четвертую казнь в отношение к древнеегипетскому религиозному мировоззрению и видеть в этой казни новое фактическое обличение заблуждений древних египтян. Несомненный сверхъестественный характер четвертой казни, обнаруживающийся в обстоятельствах наступления и прекращения её и особенно в освобождении от её действия земли Гесем ( Исх.8:22 , евр.18), не исключает аналогии казни с обычным естественным бедствием Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Разведением верблюдов занимаются главным образом арабские племена, населяющие окраины Египта). 338 Установление в Египте культа животных, в частности введение культа Аписа в Мемфисе, Мневиса в Гелиополисе и козла в Мендесе относят ко второму царю второй династии Какау или Кайехосу (Birch, Anc. Hist. from. Monuments; Egypt. p. 27). 339 Епаф – греческое название египет. бога Аписа, как сам Геродот объясняет дальше в lib. II сар. 153 («греческое имя Аписа – Епаф») и lib. III сар. 27 («Апис есть бог, которого греки называють Епафом»); это греческое название, по предположению Вилькинсона (Rawlinson’s Herodotus vol. II, 58. 353), есть испорченная форма египетского названия Аписа. 340 Herod. lib. II, сар. 38, 41. То же свидетельствует и Диодор, что жрецы египетские держали быков в большом почете и возобновляли свой плач по Озирису на могилах этих животных (Diod. Sic. lib. I сар. 21). 341 Maspero, Ancien Hist, des peuples de 1’Orient, p. 49. – Египтяне верили, что дыхание Аписа сообщает пророческий дар и потому матери наперебой одна пред другой старались как можно ближе подвести своих детей к морде этого животного (Beauregard, Les Divinités Egypt. p. 286). 346 ( Исх.9:8 ) – со времени Кимхи все лексикографы (Michaelis Supl. ad. Lexic. Hebr. 1212 ; Gesenius, Thes. 659; Furst, Hebr. Handwort I. 574: Gesenii Hebr. Handwort. 9 Aufl. 309) согласны в том, что (употребляющееся только в Быт.19:28 ; Исх.9:8, 10, 19:18 по Furstii Concord. 542) означает печь для обжигапия извести или плавления металлов в противоположность – обычному названию хлебной печи ( Исх.7:28 ; Лев.2:4, 7:9, 11:35 ); и разногласие, существующее относительно данного названия между гебраистами, касается только этимологии слова, его буквального значения; одни производят от глагола в значении pedibus calcavit, subegit, oppressit (отсюда происхождение и коренное значение а metallis et mineribus domandis – так Michaelis и Ges. Thes.), или в более общем значении: сжимать, отсюда: а) размягчать, плавить, б) топтать (Meier, Hebr. Wurzelwort.); другие корень еврейского указывают в арабском kbs=candere, urere, incensum esse (Kurtz, Gesch. d. А. В. II, 108). Египтолог Кук (Speaker " s Comment. I, 490), ссылаясь на последнее производство, считает однако семитическую этимологию вообще неудовлетворительной; в египетском языке он так же не находит эквивалента еврейскому слову, хотя указывает два иероглифических слова, по форме и значению напоминающие еврейское название, именно xabs «горящая лампа», и открытое Берчем (Aegypt. Zeitschrift 1868 S. 121) kabusa=αϑραξ, carbo.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

После того как человеческие жертвы живыми сожигались на высоком жертвеннике, прах их развеивался по ветру 355 ; это символическое действие – как верили египтяне отвращало зло от всех тех пределов, куда только доносились ветром части развеянного праха 356 . Но теперь пепел, брошенный Моисеем к небу, как бы в обличение народного суеверия разносит вместо благословения проклятие по всей земле египетской, вызывая болезнь, состоявшую в воспалении и нарывах и поразившую не только людей, но и уцелевший от тяжкого мора скот. – Одновременно с этим то же символическое действие своей связью с плавильной печью, из которой Моисей берет пепел, должно было указывать египтянам в постигшем их бедствии наказание за притеснение евреев и изнурение их тяжкими работами ( Исх.1:11, 5:6 ), главным средоточием которых, как думают некоторые библеисты 357 , были именно плавильные или обжигальные печи 358 . Как при первых трех казнях естественные источники египетского благосостояния обращаются в орудия суда Иеговы над Египтом, так и новая наступающая казнь по воле Иеговы исходит от одной из тех «мастерских» 359 , которые служили, так сказать, источником монументальных египетских построек, составлявших предмет гордости фараонов, и в которых главной рабочей силой служили евреи. Символическое действие, состоявшее в бросании вверх печного пепла, должно было указывать фараону, что Бог евреев имеет силу и самые плавильные печи, как центры работ, обратить в источник бедствий для Египта, и даже пепел этих печей сделать орудием новой казни египтян. При отсутствии подробностей в библейском тексте нет возможности точно определить, какая была болезнь 360 , которой Бог поразил египтян в шестой казни, и которая распространялась не только на людей, но и на животных. Одни считают эту болезнь за проказу 361 , один из видов которой, известный под именем elephantiasis, Плиний называет Aegypti peculiare malum 362 ; другие – за чуму 363 , случаи появления которой в Египте были не неизвестны и в древнее время, до христианской эры 364 ; по третьему мнению под воспалением с нарывами разумеются карбункулы с сильным воспалительным состоянием всего организма 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Мужчины и женщины со всех сторон собирались на этот праздник в свои областные города; праздник и религиозные церемонии сопровождались пиршествами, плясками и общим весельем. Деревянная статуя речного бога обносилась жрецами по деревням в торжественной процессии, причем пелись гимны и испрашивались благодеяния от наступающего наводнения (Wilkinson, Customs and Manners, vol. II, р. 291–292). Нил по Плинию был «единственным источником, из которого егпитяне брали воду для питья» (quae sola potus praebet. Hist. Nat. lib. VI cap. 29 sect. XXXIII). Эта вода считалась особенно сладкой и освежающей, так что народ нарочно возбуждал в себе жажду, чтобы больше насладиться этим приятным напитком (Millington, Signs and Wonders, p. 62). В древнее время репутация нильской воды, как отличающейся особенно приятным вкусом, была распространена и за пределами Египта. «Вода нильская имеет древнюю репутацию, и она её достойна, говорит Ampère. Цари персидские с большими издержками заставляли доставлять себе эту драгоценную воду. Птоломей Филадельф, выдав свою дочь за сирийского царя, с большими хлопотами старался доставлять ей нильскую воду, чтобы только не пила она какой-либо другой воды. По Сенеке ни одна река не была слаще: Nulli tluminum dulcior gustus est. Так же Pescennius Niger говорил своим солдатам: вы имеете нильскую воду и требуете вина! Действительно эта вода сохраняется в амфорах как вино, и говорят, что она между годными для питья водами то же, что шампанское вино между винами. Ей усвояли все роды сил (virtus)... В настоящее время, говорит географ Риттер, она есть в поэзии символ красоты, сладости, прелести» (Ampère, Voyage en Egypte et Nubie, 1868, p. 304–305 у Vigouroux, La Bible II, 285). Египетские пилигримы, путешествующие в Мекку или другие места, ни о чем так не говорят как о том удовольствии, которое они будут испытывать, когда по своем возвращении снова будут пить нильскую воду (Hengsteuberg, Büch. Mos. u. Aeg. p. 110). Магометане обыкновенно говорят: «если бы Магомет был египтянином, то он жил бы и до сих пор. Отведай он нильской воды, его первой просьбой (каковую несомненно Аллах и исполнил бы) была бы просьба о вечной жизни, чтобы вечно ему можно было пить нильскую воду» (Оппель, Чудеса древней страны пирамид, Спб. 1868 стр. 60). В настоящее время в городах, сравнительно отдаленных от Нила, существует особый промысел снабжения жителей этих городов нильской водой, предпочитаемой всякой другой воде (Lane, Modern Egyptians, vol. II pp. 20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

К этой последней категории могут быть отнесены и египетские знамения, и чудеса, хотя и не все, именно за исключением первых двух знамений (обращения жезла Ааронова в змея и нильской воды в кровь) и последнего, одиннадцатого 62 . Большая часть казней сами по себе естественные явления; но вместе с этим они – чудодейственные акты по сопровождавшим их обстоятельствам. «Без сомнения эти казни, говорит Глэр, сами по себе суть бичи естественные и притом бичи наиболее свойственные Египту. Поражая Египет этими известными и потому страшными бедствиями, Моисей, бывший органом божественной силы при совершении казней, поступал более действительным образом, чем если бы он употреблял какое-либо неизвестное явление, которого каждый египтянин не мог ни предвидеть, ни рассчитать его опасности. Но Бог , производя и управляя всем существующим, непременно так же имеет власть и над всеми теми бичами, которые поражают род человеческий, и которыми Он всегда может устрашать нечестивых. Таким образом не Моисей произвел эти бичи; они были известны во все времена египтянам, но он вызывает их вредоносное действие, и они повинуются ему, как голосу самого Бога» 63 . Говоря так, католический богослов не отрицает различия между казнями, о которых повествует книга Исход, и теми естественными бичами, которые терпел и терпит Египет периодически: «без сомнения, говорит он, если разбирать совершенные Моисеем чудеса единственно сами в себе и каждое отдельно, отвлекая их от сопровождавших обстоятельств, каковы: способ, каким они происходили, и цель, к какой направлялись, – то они не могут казаться иначе как только естественными явлениями; но, напротив, при внимании к этим обстоятельствам, необходимом при исследовании всякого исторического события, окажется совершенно иначе» 64 . То, что отличает египетские казни от обычных явлений египетской природы, давая первым характер неоспоримо чудесный, это то, что они совершаются по слову Моисея или по мановению его чудодейственного жезла в заранее назначенный момент, и действуют с такой необычной силой, которая ясно обнаруживает обусловливающую их появление и действие сверхъестественную причинность, причем каждый последующий акт суда Иеговы над Египтом и его владыкой превосходит своей силой и строгостью предшествующий 65 ; равным образом оне и прекращаются по слову Моисея и даже раз ( Исх.8:6 ) в момент, назначенный фараоном; а с четвертого знамения земля Гесем освобождается от их действия; сами египтяне не оспаривают их необыкновенного действия: Египтяне были конечно знакомы с лягушками, мухами, саранчей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Глава XII. Приготовление свреев к выходу из Египта. Казнь десятая Оставался еще один, последний акт величественной и знаменательной исторической драмы, представляющей одно из величайших свидетельств истории относительно непосредственного участия Божественного Промысла в судьбах народов. Бог есть Творец и верховный Владыка мира, и Его Божественные цели и намерения должны получить осуществление в мире, не смотря на все противодействие этому со стороны человеческой воли. По предначертанию Божественной воли фараон, доселе еще остающийся упорным в противлении требованию Иеговы, должен наконец сам окончить борьбу с высшей божественной силой, так самоуверенно им начатую и слепо поддерживаемую, и не только дать позволение народу, защиту которого взяла на себя рука крепкая, выйти из Египта, но и понудить его к выходу. Но чтобы довести поражение и унижение фараона до такой последней степени, чтобы он, потрясенный в глубине человеческих чувств, позабыл свое горделивое величие и, видя в себе только человека, сознал свою человеческую елабость и бессилие, для этого нужно было потрясти и унизить египетское национальное идолослужение в его (фараона) собственном лице, так как он был сам воплощением великого солнцебога Ра, его сыном 459 . К эпохе исхода евреев из Египта личный культ фараонов, монументальные сведения о котором восходят к периоду второй династии египетских царей 460 , достиг высшего пункта своего развития, особенно быстрое движение которого началось с Хеопса 461 и его преемников IV династии, вообще отмечающей собою эпоху высокого развития египетской культуры и в частности религии. Фараон считается не только представителем солнца на земле, но и прямым потомком богов, под наблюдением которых происходит его рождение и смерть 462 ; он имеет одну субстанцию с богами, и как такому ему официально усвояется титул святости. В одной из замечательнейших надписей, означенной вторым годом царствования Ментухотепа III, шестого царя XI династии, в таком тоне и таким языком ведется речь о фараоне: «мой владыка царь послал меня, как коммиссионера (так как я из его священного семейства), поставить памятники этой страны (речь идет о долине Гаммамат).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010