368 По одному мнению (все нижеизложенные мнения собраны Кнобелем в его Exod. u. Levit, in loc., откуда и заимствуются нами после предварительной их проверки по подлинникам) причиной этой болезни служит нильская вода, которая перед наводнением сильно портится и вводит в организм употребляющих ее дурные соки; последние после перемены воды выделяются из крови и выгоняются на поверхность кожи, где они и выступают в виде красноты и болезненных прыщей (Volney, Voyage I, 192). По другому взгляду, причина зла лежит в зное, в влиянии солнечных лучей на кожу (Denon. 305–309; Sonnini, Voyage II, 334, ср. вышеприведенное описание Прюнера). Наконец, третьим мнением (Russegger, Reisen in Europa, Asien, und Africa В. I, S. 247) нильская сыпь приписывается раздражающему влиянию на кожу со стороны соляной пыли, образующейся в верхних слоях почвы и поднимающейся в воздух (эта соль по Руссегеру отлагается собственно из высыхающего ила, из которого и состоит верхняя почва Египта – ibid. 246) и особенно со стороны соляных паров атмосферы, действию которых подвержены обитатели Дельты (по Руссегеру содержание соляных паров в атмосфере настолько значительно, что дает чувствовать себя во вкусе росы – ibid.). 369 Немецкие путешественники передают Hamm el Nil через Nilhitze (Pruner, Krankheit, d. Orient. 138; Bilharz у Seetzen в Reisen IV S. 448), а французские исследователи Египта называют ее boutons du Nil. 372 Во многих древних египетских текстах упоминается о болезни под именем aatu, о которой папирус Sallier говорит в выражениях, свидетельствующих об её эпидемическом характере (Vigouroux, Bible et Deconvert. II, 301). Лейденские папирусы (1346 и 1347) содержат магические формулы и описывают амулеты, употребление которых считалось необходимым, чтобы гарантировать себя от этой эпидемии: Est sauvé l’homme de l’aat annuel, говорится там, non s’empare l’ennemi (la mort) de lui..., non abat lui l’aat annuel», кто только прочтет священные формулы папируса 1347, «non s’empare débilité de lui; non tue lui l’aat annuel, non détruit lui la maladie (aabu)». Эти формулы, говорит Шаба, в которых aat сопровождается словом Ter, «ежегодный», вынуждают нас относить их к какой-то периодической язве, особенно ужасной по своей природе, потому что египтяне старались избавиться от неё магическими средствами, как это делали они в отношении крокодилов, диких зверей и ядовитых пресмыкающихся (ibid. 302).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Это подтвердилось и новейшими наблюдениями в России над полным солнечным затмением 7 августа 1887 года. Из всех мест Европейской России, лежавших в полосе этого полного солнечного затмения, при сравнительно лучших условиях были произведены наблюдения только в Петровске (недалеко от Москвы); и однако вот как корреспондент из Петровска описывает перемену в свете в момент покрытия луною солнца: «все получило какое-то странное освещение: это не свет и не тьма, а что-то среднее между ними; желтоватый колорит лежит на всем: но на лицах людей я не заметил мертвенного оттенка. Это странное неестественное освещение я мог бы сравнить с тем, какое получается, если купающийся попытается открыть глаза в глубокой и притом довольно мутной воде; по моему мнению это одно из наиболее подходящих сравнений. Затмение продолжалось 2½ минуты» (Газета «Новости» 1887 223). В других же местах России, откуда также должно было бы быть видимо солнечное затмение, вследствие густых облаков, покрывавших небо, почти совсем не заметен был переход от света к темноте. 443 «Мельчайшая пыль, несомая из пустыни, говорит Маргель, есть самое губительное в хамсине: она производит чихоту, раздражает гортань, сушит губы, производит боль в голове и вызывает сон» (Univers pittoresque, Egypte moderne, 3-e partie p. 97). 444 Осязаемая тьма ( =ψηλαφητν στος=tam densae, ut palpari queant [Vulg.]). Это выражение объясняется различно: одни понимают в смысле такой густоты мрака, что его можно было осязать (Раввины, см. Wünsche, Midrasch Schemot Rabba. S. 100: Rosenmuller Scholia in loco; Millington, Signs and Wonders p. 152; Vigouroux, La Bible et Decouvert. II, 314–315; Keil, Genesis u. Exod. 384; Dillmann, Exod. u. Levit. 93); другие – в смысле такого мрака, при котором единственным руководящим чувством было осязание («отыскивали во тьме дорогу ощупью – истинный смысл по моему мнению, говорит Calmet в Comment. litter sur l’Exod. p. 100; Kalisch выражение «осязаемая тьма» переводит: «так что они могли только ощупью ходить в темноте» [у Geikie, Honrs with Bible II, 152]; то же понимание высказывают Baumgarten в Theol.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Те пришли в количестве 200 000 человек. Узнав об этом, царь смутился, собрал войско, но не сражался с ними, а собрав священных животных и передав жрецам сына своего Сефоса, который по отцу назывался также Рамзесом, удалился с войском в Ефиопию. Призванные же прокаженными на помощь Солимиты (Ο δ Σολυμται) вместе с самими прокаженными завладели Египтом, стали разрушать города и вообще сильно неистовствовали, так что «господство их казалось еще худшим, чем господство гиксов». В это время Озарсиф переименовал себя в Моисея. Между тем после 13-летнего владычества прокаженные были побеждены Аменофисом и его сыном Сефосом или Рамзесом, и удалились на восток в пустыню. Если изложенный рассказ Манетоса представляет в себе египетское воспоминание об исходе евреев из Египта, – а мнение о таком именно отношении этого рассказа к древнейшей истории евреев представляется нам вероятным в виду сходства приписанных в рассказе прокаженным черт с тем, что в библейском повествовании говорится об евреях 40 – хотя воспоминание смутное и искаженное вымышленными обстоятельствами и чертами, заимствованными из истории гиксов и перенесенными на израильтян, то нельзя ли предполагать, что приписывая прокаженным различные жестокости, даже еще в сильнейшей степени, чем гиксам, народная сага имела в виду обозначить этим страшные казни египетские? Из памятников известно, что после изгнания гиксов, когда египтяне хотели выразить эпоху страшных бедствий, они не находили более поразительного образа для выражения народного бедствия как сравнить его с эпохой царей пастырей 41 . Поэтому весьма естественным кажется предположение, что несчастия, сопровождавшие исход израильтян из Египта, туземцы представили в виде совместного господства евреев с гиксами над страной с теми же чертами жестокости, какими отличалось прежнее долговременное господство гиксов. Если же господство израильтян обрисовывается в саге еще более яркими красками, чем господство гиксов, то в этом нужно видеть уже влияние позднейшего (александрийского) времени 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

200). Обладание подобными фильтрами, сделанными из белой глины, считается большим счастьем (Hengstenberg, Büch. Mos. n. Aeg. 108). Есть свидетельства относительно употребления для той же цели и каменных сосудов: так путешественники (у Dillmann. Gen. u. Exod. 71) рассказывают, что в Каире на углах улиц и других местах замуровываются в стены каменные сосуды для снабжения простого народа в продолжение целого года свежей водой. Что же касается деревянных сосудов, то исследователям не удалось найти их, но это обстоятельство не может колебать верность библейского указания в виду того, что флора в позднейшем Египте значительно изменилась к худшему сравнительно с состоянием её в древности, когда Египет отличался особенно богатой и разнообразной растителъностью (Ebers, Aegypten и. die Büch. Mos. 178–180), когда озера, болота и побережья нильских рукавов и каналов покрыты были густыми чащами лотоса, папируса и других водяных растений (Brugsch, L’Exode et monum. ég, II; Maspero, Hist. p. 8). Если в настоящее время в Египте нет такого растения как папирус (Ebers, Aeg. п. Büch. Mos. 178), в древности столь распространенный, то о лесах тем более это нужно сказать. А если это так, то обилие лесов в древнее время позволяло иметь и деревянные сосуды для очищения воды. – Достойно замечания в библейском повествовании особенно то, что писатель только кратко упоминает о сосудах, без всяких пояснений, а это заставляет предполагать, что читателям были известны и самые подробности относительно этих сосудов. «Эти два слова (т. е. и ), говорит Генгстенберг (Aeg. u. Büch. Mos. 108) имеют поэтому немаловажное зиачение для вопроса о писателе Пятокнижия». «Вода преложенная в кровь», говорит бл. Феодорит, «обвиняла египтян в совершенном ими детоубийстве» (Quaest. in Exod. cap. VII, interrog. XIX; Migne Patr. gr. t. LXXX col. 264; cp. pyc. перев. в Тв. св. От. т. 26, стр. 117). Так же говорит и Ефрем Сирин : «Моисей ударил по воде речной, и воды, которые осквернил прежний фараон кровью потопленных младенцев, преложились в кровь» (Тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Physik u. Chemie, B. 18 S. 477–514, Leipzig 1830. К тайнобрачным растениям относятся: папоротники, мхи, лишайные растения, водоросли и грибки. Не только из древних сказаний более или менее сомнительной исторической достоверности, но и из исторических очерков новейшего времени известно несколько случаев появления красного цвета в реках, озерах и др. водовместилищах, равно как и на растениях. Еренберг сам в 1823 г. видел бухту Чермного моря в Торе, в которой вода имела цвет крови; в 1825 г. озеро Морат в различных своих частях сделалось подобным крови; в сибирских степях также замечалось подобное странное окрашивание озер (Ehrenberg, ibid.). Причина всех этих чудес, по мнению некоторых ученых, – маленькая водоросль, которая растет так быстро, что действительно как бы течет и так мала, что от 46,656,000,000,000 до 884,736,000,000,000 растений помещается в одном кубическом дюйме (Geikie – ссылка на MAcmillan’a, II, р. 136–137). 186 Превращение вод Нила в кровь «имеет, кажется, тот смысл, что воды приняли красный, подобный крови, цвет» говорит Davidson в An Introduction to the Old Test., vol. I p. 219. 187 Наибольшее склонение в сторону такого объяснения первой казни, равно как и первого и третьего знамений, представляется у аббата Глэра, который первые две казни лишает, по-видимому, всякого сверхъестественного характера, не распространяя, однако, подобного объяснения на повествование об остальных казнях. «Мы можем согласитьоя, говорит он, что первые три чуда, т. е. превращение жезла Ааронова в змея, воды в кровь или жидкость кровавого цвета и, наконец, выведение лягушек были только чисто естественными явлениями, как мы без труда признаем, что во всех других казнях представляются события сами по себе не сверхъестественные». «Всякий знает, продолжает Глэр, что химия предлагает нам бесконечное количество средств, которые могут сообщить цвет крови больтому количеству воды и умертвить рыб, находящихся в такой воде. Мы допускаем также все то, что путешественники и зоологи представляют нам относительно лягушек» (Glaire, Eivres Saints vengés, pp.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Поэтому естественнее и правдоподобнее «отвратительное», о чем Моисей говорит в Исх.8:26 , относить ко всему еврейскому культу, а не к выбору только жертвенного животного. Но вместе с тем положительный и решительный тон, каким Моисей отвечает фараону: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для египтян жертвоприношение наше Господу Богу нашему не позволяет согласиться с мнением Куртца (Gesch. d. А. В. II, 108), который снося этот ответ Моисея с дальнейшими словами последнего в Исх.8:27 (мы принесем жертву Господу Богу нашему, как скажет нам Господь) объясняет разбираемое выражение Исх.8:26 в том смысле, что Моисей «сам не знал, как жертвоприношение должно совершиться» и потому предполагал, «что легко может при этом случиться многое другое, что может вызвать омерзение в египтянах и раздражение среди них». Моисей не предположительно, а прямо и решительно говорит: отвратительно для египтян жертвоприношение наше Господу Богу нашему, указывая этим на положительно известное ему враждебное отношение египтян к культу евреев, которое должно будет только усилиться и выразиться в решительных мерах насилия против евреев, если они согласятся принести торжественную жертву своему Богу в Египте. 328 Bible d’Allioli I, 293; Smith, The book of Moses 329. Pruner (Krankheiten des Orients 112) преимущественное влияние на случавшееся иногда появление эпидемий среди египетского скота в конце пребывания последнего на пастбище приписывает действию нильской воды, которая, понижаясь в это время в своем уровне, начинает принимать зловредные качества стоячей воды. Это мнение Прюнера основано на его наблюдении, что во время страшной моровой язвы 1842 г. рогатый скот, находившийся вдали от Нила, имевший для питья чистую воду и пользовавшийся кормом, смешанным с солью, не подвергался эпидемии; стада бедуинов остались в это время невредимыми. 330 Указание на обычный характер болезни среди египетского скота в древнее время Кук считает возможным видеть в слове «Aat», которое по толкованию Шаба указывает на эпидемическую заразу, которая часто, «даже кажется ежегодно опустошала египетский скот после окончания наводнения» (Speaker’s Comment.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Некоторые принимают первенцев не в собственном смысле, как первородных, а в значении лучших, драгоценнейших членов семейства (Calmet, Comment. litter. sur L’Exode, p. 121: «il n’y а point de nécessité de prendre ici le nom de primogenitus dans le sens vigoureux des premiers-nez, et I’on peut aisément l’expliquer du premier, du plus chéri, du plus considéré de chaque maison»). Хотя в библей,ском языке действительно употребляется иногда в смысле «любезнейшего, избранного» ( Исх.4:22 : Израиль сын Мой, первенец Мой, т. е. избранный из среды других, возлюбленный), а также в метафорическом смысле в приложении к какой-нибудь вещи, выдающейся и первейшей в своем роде ( Иов.18:13 : первенец смерти, т. е. величайшая между смертоносными болезнями, как толкует Гезениус [Thes. I, 207], согласуясь с Levi: «болезнь, говорит Гезениус, могла называться сыном смерти, как предшественница и спутница её»; Ис.14:30 первенцы слабейших, т е. бедных, беднейшие между бедными [Ges. ibid.]), но в пользу понимания в рассказе о десятой казни именно в буквальном смысле, смысле первородных, говорит основанный на факте этой казни закон, данный впоследствии Израилю Иеговой о посвящении Ему всякого первенца, – в собственном смысле первородного, именно в память поражения первенцев египетских и избавления первенцев еврейских от руки истребителя ( Исх.13:2 ). Представляется некоторое затруднение в том, что не во всяком доме мог быть первородный, тогда как Моисей замечает, что не было дома, где не было бы мертвеца (на основании этого затруднения Генгстенберг [Büch. Mos. u. Aegypt. 126], вопреки библейскому тексту, утверждает, что «нельзя думать, чтобы ни один из египетских первенцев не остался живым при этой казни, равно как нельзя думать и того, чтобы никто другой кроме первенцев не поражен был смертью»); но в этом случае место первенца мог заменить единородный; а при том, если смерть простиралась от человека до скота, то не удивительно, что во всяком доме была жертва казни, – если не человек, так животное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

vol. I p. 2–3). Вот как Пуле описывает самум: «самум – это жгучий и удушливый ветер; он реже случается, чем хамсин, и на более короткое время; эта более краткая продолжительность самума пропорциональна интенсивности его жгучего зноя и стремительности течения. Направление его обыкновенно от юго-востока или юго-юго-востока. Ему предшествует зловещая тишина. Атмосфера при его приближении принимает желтовато-красный оттенок; солнце принимает кровавый цвет и совершенно омрачается, прежде чем горячие струи ветра начнут дуть с полной силой. Песок и пыль, поднимаемые ветром, усиливают темноту и болезненное действие знойного и разреженного воздуха. Дыхание делается трудным; испарина приостанавливается; язык сохнет; кожа трескается; испытывается ощущение острой боли подобное тому, какое производится электрическим током» (Smith’s. А Dict. of Bible II, 887). Ср. с этим описанием описание хамсина, делаемое нами в тексте по Vigouroux (La Bible et Decouvert. II, 312–314), проверенному и дополненному по Маргелю (Margel, Egypte moderne в Univers pittoresque, ed. Didot, p. 96–97), в зависимости от которого в данном случае стоит Вигуру. Описание хамсина можно читать также у Du-Bois Ayme в Notice sur le séjour des Hebreux en Egypte в Description de l’Egypte, Antiquités, Mémoires p. 307, у Sonnini, Voyage III 35 и дал., у Denon, Voyage I 285, у Brugsch, Reiseberichte, aus Aegypten 1855 S. 59–60, у Ebeling, Der Chamsin в Das Ausland 12 august 1878. S. 636–638. 435 По словам Эбелинга «хамсин обыкновенно продолжается самое большее 12 часов, так как он не дует в течении ночи» (Das Ausland 1878:636). 436 По словам Эбелинга «температура увеличивается иногда на 2 градуса каждую ¼ часа» (Vigouroux. II, 312). 437 «Солнце так затемняется песчанными облаками, говорит Осбёрн, что днем бывает необходимо употреблять искусственный свет; в комнате воздух так наполняется песком, что кажется совсем утрачивает свою прозрачность и через него едва может проникать свет (Monum. Hist. of Egupt II, 590). В конце XI столетия в Египте была такая сильная буря, сопровождавшаяся такой темнотой, что в ней видели признаки наступления конца мира (Rosenmüller, Alterthumskunde III, 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Чтобы ни говорилось, даже в секрете, доходит до твоих ушей. Что бы ни делалось в тайне, твое око видит это. О, Баенра Мериамен, милосердый господь, дыхания творец». (Goodwin, Records of the Past, vol. VII, p. 101 или Transactions of the Society of Biblical Archaelogy, London 1873, vol. II, part. II, p. 359). Ученый переводчик приведенного гимна, переводом которого мы воспользовались, видит в этом гимне искреннее (genuine) выражение веры, что царь был живым представителем божества (Transact. ibid., p. 359). 468 Комментаторы отмечают одну особенность в характере Моисеевых книг, неопровержимо доказывающую происхождение их от самого Моисея. Моисей никогда в Пятикнижии не говорит о себе иначе, как умаляя себя, приписывая единственно всемогущей руке Божией все свои деяния; каждый шаг определяется волей Божией, и ничто не приписывается мудрости, умению или предусмотрительности самого Моисея; в таком смирении последнего всего виднее его авторская рука, начертавшая Священную Летопись. Здесь, в Исх.11:3 , находится, по-видимому, исключение из этого правила; здесь, по-видимому, сказывается не совсем благовидное самопревознесение Моисея, что и дает некоторым критикам повод считать этот стих вместе с двумя первыми за позднейшую интерноляцию. Моисей был весьма велик в земле египетской. «Об отдельных личностях так говорят только после значительного промежутка времени, замечает английский библеист; из-под пера самого Моисея, по его словам, эти слова не могли выйти. Всякая попытка показать уместность в их настоящем месте – тщетна. И неуместен здесь не самый факт, что Моисей был велик в земле египетской, а запись (recording) этого факта. Особенно неуместно это указание после слов: Господь дал народу милость в глазах египтян, потому что для египтян, свободно делящихся своими драгоценностями, не было нужды в дополнительном побуждении. Насколько это дополнительное побуждение заимствуется от величия Моисея, оно умаляет и святотатственно уничтожает только что указанное воздействие со стороны Иеговы на сердца египтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Мы приведем здесь резюме объяснений Моргана и других рационалистов, заимствуя его из сочинения Глэра (Glaire, Les Livres saints vengés, t. 1, p. 348–350) и сочинения Янсена (Jannsens, Hermeneutica Sacra, p. 144). Различные казни, говорит Морган, несправедливо считаются истинными чудесами, так как нельзя допустить, чтобы маги египетские совершали истинные чудеса, а между тем они также обратили свои жезлы в змей и воду в кровь, равно как и вывели лягушек; отсюда следует, что и мнимые чудеса Моисея не могут претендовать на большую действительность. И действительно, какой-либо вид повальной моровой язвы мог сначала поразить рыб и вызвать у них истечение крови; эта кровь или какая-либо ядовитая окрашивающая материя, брошенная в Нил, обагрив воды, и заразив их, естественно должна была убить рыб и в то же самое время выгнать из реки на землю целые рои лягушек, изобилующих в реке. Множество скнипов и мух могло появиться вследствие знойного воздуха, который благоприятно повлиял на положенные в песке яйца этих насекомых и способствовал появлению последних в большем против обыкновенного количестве. Мор, который последовал затем, составляет бич нередкий в жарких странах; он мог иметь вполне естественную причину, именно мог произойти от порчи нильской воды и от миазмов, отделявшихся от большого количества трупов лягушек и рыб. Большое количество пыли в такой жаркой стране, как Египет, легко могло причинить нарывы. Никто, конечно, не осмелится отрицать, что град, гром и молния – явления естественные. Что касается саранчи, то она могла быть нанесена в Египет одним ветром и удалена другим противоположным. «Locustas, говорит Плиний, quandoque gregatim sublatas vento, in stagna et maria decidere» (Hist. Nat. lib. XI, cap. 25). Тьма, покрывшая Египет, была ничто иное как густые облака, появляющиеся естественным образом. Смерть первенцев была действием чумы или заговора евреев. Моисей, заключают натуралисты, настолько был искусен, чтобы выставить эти натуральные действия как чудеса и привести невежественных и суетных иудеев к вере, что Бог совершил эти чудеса в их пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010