Житие иже во святых отца нашего Симеона Столпника  //ППС. Вып. 57 (XIX/3). СПб., 1907. Житие преподобнаго огца нашего Харитона Исповедника  //ПП. Вып. 10. СПб., 1899. Житье и хожденье Даниила русскыя земли игумена 1106–1107 гг.  /Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3 и 9 (1/3). СПб., 1885 [греч. текст и рус. перевод] Иероним, блж. Творения. Т. 1–4.  Киев, 1863–1868. Иероним, блж. Творения. В 17-ти частях.  Киев, 1893–1903. Иоанн Дамаскин , прп. Сказание о святом и славном великомученике Артемии, извлеченное из Церковной истории Филосторгия и некоторых других Иоанном монахом//Приложение к ХЧ (1853–1854). С. 439–452. Иоанн Кассиан 1892  =Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина /Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892. Иоанн Златоуст , свт.  Беседы к народу Антиохийскому. СПб., 1859 [греч. текст: PG 49, 67–82]. Иоанн Златоуст 1896–1906  =Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 томах. СПб., 1896–1906. Иоанн Фока 1889  =Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине//ППС. Вып. 23. СПб., 1889. С. 29–59 [греч. текст: PG 133, 928–972 и рус. Перевод] Кекелидзе 1912=Иерусалимский Канонарь VII в. (грузинская версия)/Изд. прот. К. Кекелидзе. Тифлис, 1912. Лавсаик 1873  =Палладия, епископа Еленопольского «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов/Пер. с греч. [ Евсевия Орлинского ]. СПб., 1873 [перераб. изд.: М., 1992. См. также: Butler С. The Lausiac History of Palladius... и Palladio. La storia Lausiaca...]. Луг Духовный.  Творение блаженного Иоанна Мосха /Пер. с греч. прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915. (Троицкая библиотека, кн. 1 [репр.: М., 1991; греч. текст: PG 87/3, 2852–3116] Луг Духовный 2004 , см.: Достопамятные сказания 2004. Макарий Египетский , прп.  Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Макарий Египетский , прп.  Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, graec. 694)/Изд. подг. А. Г. Дунаев. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исаака Ниневийского//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: [Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия], 2014. С. 259–273. 22 . Ларше (2019) – Ларше Ж. -К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном богословии/Пер. с фр. П. К. Доброцветова//Диакритис. 2019. 1 (1). С. 137–150. 23 . Макарий Египетский (2002) – Макарий Египетский , прп. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694)/Предисл., пер., комм., указатели А. Г. Дунаева. М.: Индрик, 2002. 24 . Макаров (2021) – Макаров А. Д. Распространение Первого собрания св. Исаака Сирина за пределами Церкви Востока. Часть II: Интерполяция имён//Богословский вестник. 2021. 2 (42). С. 165–207. 25 . Марк Подвижник (2000) – Марк Подвижник , прп. Против несториан/Пер. с греч., комм. Б. Барчунова//Богословский сборник. М., 2000. 5. С. 125–181. 26 . Марк Подвижник (2016) – Марк Подвижник , прп. Нравственно-подвижнические слова. М.: Правило веры, 2016. 27 . Муравьев (2016) – Муравьев А. В. Мир идей Мар Исхака. Источники и контекст// Исаак Сирин , прп. (Мар Исхак Ниневийский). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI)/Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. M.: Издательский дом «Яск», 2016. С. 123–136. 28 . Никон Скарга (2021) – Никон (Скарга), иером. Преподобный Исаак Сирин и Феодор Мопсуестийский: союз или разногласие? (Обзор 1-го собрания прп. Исаака Сирина //Христианское чтение. 2021. 3. С. 276–294. 29 . Пигулевская (2011) – Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 30 . Селезнев (2002) – Селезнев Н. Н Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002. 31 . Синаксарь (2011) – Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский/Адапт.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Как это ни парадоксально, ни во французской статье, ни в русском переводе не указан шифр этой рукописи, оговорено лишь, что это рукопись середины XI в. (по мнению Ж. Парамелля, этот манускрипт старше всех рукописей, использованных в издании Николопулоса). На самом деле речь идет о рукописи Paris, BNF gr. 1188, ff. 150r-159r, о подготовке издания заявлено Ж. Парамеллем (эта информация почерпнута нами из книги: Mistici Bizantini/A cura di A . Rigo ; Prefazione di E . Bianchi . Torino, 2008. P. 162). Некоторые детали, особенно вопрос об отношении «Послания к игумену» и «Послания к монахам» к «Макариевскому корпусу», исследованы нами в книге: Преподобный Макарий Египетский . Духовные слова и беседы. Собрание типа I (Vatic. graec. 694)/Изд. подг. А. Г. Дунаев . М., 2002. С. 257, 271-281. При этом оказалось, что примечания А. Муравьева нуждаются в обязательной проверке. Так, утверждение переводчика в сноске 25 на с. 449, что в издании Николопулоса имеется чтение επεν, а не οδεν, как в «Послании к Феофилу», лишь отчасти верно, ибо в аппарате Николопулоса к с. 462, строке 117 указано, что чтение οδεν имеется в 5 рукописях. Например, загадочное выражение «слово sria стоит под титлом» (с. 454, примеч. 57). Так, в сноске 81 на с. 458 говорится о семитском происхождении «образа уподобления глазу» со ссылкой на прп. Ефрема Сирина, тогда как здесь мы имеем прямое заимствование терминологии «Макариевского корпуса» (ср. I, 9, 1, 2 слл. и др. места). Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/443857

Макарием Египетскими блаж. Диадохом Фотики йским учение о том, что вселение благодати в человека происходит «во всяком ощущении и действии Духа», так что человек «удостоверяется ( πληροφορεται)» в том, что свет, посетивший его, действительно является Светом Господним. Минимальное действие благодати сопровождает человека, сердечно и духовно готовящегося к Таинству, так что он начинает понимать это Таинство в духовном смысле. См., в частности: Сидоров А. И. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макариевского корпуса»//Альфа и Омега. 1999. 4(22). С. 156; и др. Основное положение указанной статьи – будто бы проблема атрибуции «Макариевского корпуса» есть проблема, измышленная западными учеными в целях конфессиональной полемики – содержит в себе ряд ошибок и неточностей. При обсуждении всего этого круга проблем сейчас надлежит пользоваться превосходной монографией А. Г. Дунаева и подготовленным им изданием текста: Преподобный Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694)/Издание подготовил А. Г. Дунаев. М., 2002. (Две книги в одной. С. 5–370 содержат подробнейшее предисловие автора. Прекрасное издание и настоящий памятник патрологической мысли). 938 Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 242; Podskalsky G. Gottesschau und Inkarnation... S. 19–22. 939 Арсений, еп. Святителя Григория Паламы , митрополита Солунского, три творения... С. 2 (греч. текст), 3 (рус. пер., отличный от нашего). Ср. выражение γγελικς βος применительно к раннему монашеству; ср. § 8. 941 Syméon le Studite. Discoursascétique... P. 84.13.1–86.13.10. О слове «дерзновение» см. также заметку о. Алфеева: Ibid. Р. 85. n. 5. 945 Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. С. 291 и прим. 50 (с. 294). Однако он ссылается лишь на Послания свв. Варсонофия и Иоанна. 948 Athanase d ’Alexandrie. Vie d’Antoine/Intr., texte critique, trad., notes et index par G. J. M. Bartelink. Paris, 1994. (SC, 400). P. 218.30.6–7. 952 Это слово употребляется у Паламы для обозначения мистической близости с Богом, будучи лишенным тех еретических (в плане христологии) оттенков, каковые оно приобретает в учении Феодора Мопсуэстийского и некоторых других представителей антиохийской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Принятые сокращения БВ Богословский вестник Византийский временник Деяния Вселенского Собора. СПб., 1996 Журнал Московской Патриархии Пападопуло–Керамевс А.И. Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη κατχησις. Βιβλ ον δετερον/Изд.: А.И. Пападопуло– Керамевс//Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб.: Типография Киршбаума, 1904 Православный палестинский сборник Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. М., 2007–2012 Труды Императорской Киевской духовной академии Berliner Byzantinistischen Studien Byzantine Monastic Foundation Documents Corpus Fontium Historiae Byzantinae Dumbarton Oaks Papers Greek Orthodox Theological Review Harvard Studies in Classical Philology Magna Catechesis. Sancti Theodori Studitae sermones magnae catecheseos/Ed. J. Cozza Luzi, in A.Mai//Nova patrum bibliotheca. T. 9/2. Roma, 1888 Nova Patrum Bibliotheca Orientalia Christiana (старая серия) Orientalia Christiana Analecta The Oxford Dictionary of Byzantium Parva Catechesis. Sancti Theodori Studitae sermons parvae catecheseos/Ed. J. Cozza Luzi, in A.Mai//Nova patrum bibliotheca. T. 9/1. Roma, 1888 Theodori Studitae Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. Berlin, 1992 Источники Священное Писание Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В русском переводе с параллельными местами и приложениями. – М.: Библейское общество, 1995. Святоотеческие труды 1 . Григорий Богослов , архиепископ, святой. Творения. Сергиев Посад. 1994. Т. 1. 2 . Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 4. 3 . Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . – СПб.: Алетея, 2003 (Византийская библиотека. Источники). 4 . Иоанн Дамаскин , прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Св. Троицко-Сергиева Лавра. РФМ, 1993. 5 . Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина . СПб., 1913. Т. 1. 6 . Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. СПб., 1995. 7 . Преподобный Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic.graec.694)/Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А. Г. Дунаев. – М.: Индрик, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Российское византиноведение: Итоги и перспективы. М., 1994. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. I. Основные черты развития ранневизантийского государства (324–610) Источники Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана/Пер. М.В. Левченко. М., 1996 (репр.). Аммиан Марцеллин. Римская история/Пер. Ю.А. Кулаковского . СПб., 1994 (2-е изд.). Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Рязань, 2003. Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Ред. Ила-рион (Алфеев). Долгопрудный, 1998–1999. 2 т. – Восточные отцы и учители Церкви V века/Ред. Иларион (Алфеев) . Долгопрудный, 2000. Дигесты Юстиниана/Пер. с лат. под ред. Л.Л. Кофанова. М., 2002–2006 (2 изд.: 2008-). 8 т. Творения аввы Евагрия : Аскетические и богословские трактаты/Пер. А.И. Сидорова . М., 1994. Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. И.В. Кривушина. СПб., 2001–2005.3 т. Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. Евсевий Памфил . Жизнь Константина. М., 1998 (переизд.). Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеон-ского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер. Д.Е. Афиногенова. М., 2005. Зосим . Новая история/Пер. Н.Н. Болгова. Белгород, 2010. Избранные новеллы Юстиниана/Пер. В.А. Сметанина. Екатеринбург, 2005. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе/Изд. В.М. Истрин . М., 1994 (репр.). Иордан . О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Пер. Е.Ч. Скржин-ской. СПб., 1997 (2 изд.). Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, graec. 694)/Пер. А.Г. Дунаев. М, 2002. Марцеллин Комит . Хроника/Пер. Н.Н. Болгова. Белгород, 2010. О стратегии: Византийский военный трактат VI в./Пер. В.В. Кучма. СПб., 2007. Олимпидор Фиванский . История/Пер. Е.Ч. Скржинской. СПб., 1999 (2 изд.). От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э./Пер. С.С. Аверинцева . М, 1994 (2 изд.). Орозий Павел . История против язычников/Пер. В.М. Тюленева. СПб., 2001–2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умеет она делать тайную досаду в сердце и в некоторые времена не действовать, чтобы ввести душу в самомнение о своем совершенстве. Основание христианства есть сие, чтобы человек, сколько бы [дел] правды ни совершал, не успокаивался на них и не почитал бы себя за нечто великое, но был бы нищ духом. И если сделается причастником благодати, чтобы он не подумал, что достигнул чего-либо, и чтобы не возомнил о себе, что он великий человек, и чтобы не начинал учить; и, проводя добрую жизнь в великом лощении, странствовании и молитве и быв причастником благодати, не высоко думал о душе своей. Но поистине такое начало благодати было ему тогда в особенности ради того, чтобы он нес труд, алчбу и жажду, чтобы он не был насыщен [в своем стремлении] и не почитал себя праведным и богатым в благодати, но чтобы рыдал и плакал, как плачет мать, которая имела единородного сына и воспитала его, а он, когда возмужал, неожиданно умер.   424 Букв.: «поступающих несправедливо», «причиняющих вред» (διχοντας). В дореволюционном издании Оптиной пустыни дается перевод – «обижающих нас»; слово «нас» добавлено переводчиком. Однако это добавление акцентирует внимание на личных обидах, между тем как законоведца (адвоката) интересует социальная сторона проблемы: если монахи говорят, что несправедливым людям не должно мстить, то как быть с общественной справедливостью? Адвокат заостряет именно эту мысль, говоря далее, что монахи «противозаконно устраняют суд». Впрочем, отвечая на вопросы адвоката, прп. Марк Подвижник обращает внимание прежде всего на внутреннее состояние человека, претерпевающего обиду. – Примеч. ред. 426 В некоторых рукописях: «Но поскольку ты, мудрец, пришел к невеждам, желая убедиться в сказанном...» – Примеч. ред. 472 В некоторых рукописях: «...какой это вид благочестия, подвижник отвечал: „Есть три вида благочестия: первый... " » – Примеч. ред. 499 В рукописи, содержащей сирийский перевод творений прп. Марка: «блаженный Павел». – Примеч. ред. 517 Данное сочинение отсутствует в критическом издании творений прп. Марка как относящееся к т. н. «Макариевскому корпусу» (см. об этом корпусе в издании А. Г. Дунаева: Прп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, graec. 694). М., 2002. С. 12–312). – Примеч.ред. 573 В некоторых рукописях: «Когда же бывает яснее, то в причастии любви Божией является более издающим свет». – Примеч, ред. Читать далее Источник: Аскетические творения/Преп. Марк Подвижник. - изд., испр.]. - [Сергиев Посад] : СТСЛ, 2013. - 228, с. (Сокровищница святоотеческой письменности). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Астрюк, первый лист вполне сохранился и не потерпел никакого ущерба, имя автора отсутствует 689 . На основании последнего довода мы считаем надписание московской рукописи более поздним. Если же надписание современно рукописи, то все рукописи коллекции N восходят к протографу, в котором не было имени автора. В. Vaticanus graec. 2028 Совсем недавно в манускрипте Vaticanus gr. 2028 П. Жээн 690 обнаружил фрагменты CM конца X – нач. XI вв. Из четырнадцати произведений (в том числе известных ранее лишь по восточным переводам греческих оригиналов ряда творений Евагрия), вошедших в Vatic. gr. 2028, эти фрагменты занимают девятое по счету место (f. 190V-194V) и надписаны именем «Симеон» (το γου Συμενος, СМ. илл. 12). Отрывки представлены в виде многочисленных вопросо-ответов, входящих в слова 7 и 4 типа I 691 . Однако утверждение М. Плестеда 692 , что данные отрывки «are possibly the first indication (разрядка всюду наша. – А. Д.) that the ascription to ‘Symeon’ made in the Arabic collection TV is not original to that collection», нуждается в двух уточнениях. Во-первых, хотя значение Vatic. gr. 2028 чрезвычайно велико, поскольку пока это единственная рукопись, прямо называющая автором фрагментов, не вызывающих сомнений в своей принадлежности к CM, некоего Симеона, все же к подобному логическому заключению об авторстве Корпуса 693 с неизбежностью приводит проведенный выше анализ слова Симеона Месопотамского и схолии московской рукописи. Обнаруженные П. Жээном фрагменты, вероятно, принадлежат промежуточному звену в процессе переатрибуции Симеон Месопотамский → Симеон Столпник. Во-вторых, в арабскую коллекцию, составленную из вопросо-ответов, в самом деле входят отрывки из I, 7 694 , но фрагменты из I, 4 в ней отсутствуют. Можно предположить, что в ватиканскую рукопись вошла часть собрания CM (под именем Симеона), послужившего прототипом (с последующей переатрибуцией) для арабской традиции. Более детальным выводам препятствовало отсутствие подробных сведений в статье П. Жээна (открытию посвящены всего лишь 4 строчки!).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

П Codex Vaticanus Pal. 258, XV в. (под именем Ефрема Сирина ) (для слова I,55) ς Сирийский перевод Макария (для слова ς+ Al ер 4 (Strothmann 1981а 1,221–223 текст; II, 145–147 нем. перевод) ς Aeg horn 2, lin. 118–211 (Strothmann 1981a I, 45–51 текст; II, 29–33 нем. перевод) Ф Codex Vaticanus arab. 80, XV–XVI в. (под именем Симеона) (для слов I,33 и I,60) Ψ Codex Vaticanus arab. 84,1055 г. (для слова I,60) Ω Codex Parisinus graec. 599а, XIII в. (под именем Ефрема Сирина ) (для слова I,55) Расшифровку сокращений прочих рукописей, используемых при цитировании сочинений древних авторов, см. в соответствующих критических изданиях. Остальные условные обозначения для книг указаны на с. 226. 1 Дунаев 2002. Фамилия автора (или название книги) в сопровождении года издания (или номера тома), выделенные курсивом, отсылают к списку цитированной литературы в конце тома. 2 Ряд разночтений, тем не менее, указан в подстрочных сносках в русском переводе, подробнее см. на с. 195–202. 4 При ссылках на CM указываются: «тип» собрания (I, II, III, IV), номер слова (беседы), глава и параграф (для типа II вместо параграфа могут указываться номера строк по новейшему критическому изданию Dörries-Klostermann-Kroeger 1964). 5 Рецензия публикуется ниже на с. 962–968. См. также рецензию В. Дэпрэ: Desprez V. [Recension de:] Saint Macaire d’Egypte, Sermons et lettres spirituels. Collection du type I (Vatic, graec. 694), préparés par A. G. Dunaev [en russe]. – Moscou, Indrik, 2002, 1055 p.//Collectanea Cisterciensia 67:3 (2005) [=Bulletin de spiritualité monastique, t. XV, n° 1552]. P. 7 Работая в книжном хранилище Великой Лавры, Д. А. Поспелов обнаружил среди записей посетителей Лавры XIX в. косвенные свидетельства существования сборника творений Симеона Месопотамского (рукопись детально просмотрена С. Мольтени). Поскольку время пребывания на Афоне было ограничено, а сами рукописи оказались труднодоступными, дальнейшие разыскания провел по просьбе Д. А. Поспелова Н. Иоаннидис. Нижеследующие сведения изложены с согласия Д. А. Поспелова на основе собранных им материалов (по сообщениям Н. Иоаннидиса и С. Мольтени в частной переписке; сами рукописи или микрофильмы пока не были нам доступны).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Contra Nestorianos, V.28. PG T. 86. Col. 1748D. Цит. по: Грильмайер А. Указ. соч. С. 521. Курсив мой – В.Н. Contra Nestorianos, V.29. PG T. 86. Col. 1749BC. Цит. по: Грильмайер А. Указ. соч. С. 515. Подробнее см.: Чурсанов С.А. Лицом к лицу. С. 76–131 (Глава 2. Понятие лица в христологии). Contra Nestorianos, II. 14. PG T. 86. Col. 1568AC. Цит. по: Грильмайер А. Указ. соч. С. 528. Contra Nestorianos, II. 14. PG T. 86. Col. 1568AC. Цит. по: Грильмайер А. Указ. соч. С. 528. Contra Nestorianos, V.29. PG T. 86. Col. 1749. Contra Nestorianos. PG T. 86. Col. 1749–1752. Мейендорф И. Иисус Христос… С. 83. Деяния Вселенских соборов. С. 470–471. Анафематизмы 2, 3, 4, 5. Там же. С. 472. Курсив наш – В.Н. Там же. С. 471. Анафематизм 4-й. Курсив наш – В.Н. Мейендорф И. Иисус Христос… С. 95, 97. Мейендорф И. По поводу… С. 741–742. Курсив автора. Давыденков О., иер. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2006. С. 276. Бальтазар Г.У. «Ты имеешь глаголы вечной жизни»: Размышления над Священным Писанием/Пер. с нем. Е.М. Верещагина. М.: Мысль, 1992. С. 113. Малков П. Плоть Сына// Он же . Под Главою Христом. М.: ПСТГУ, 2000. С. 248–249. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна, 12:27–28// Он же. Творения. Кн. 3. М.: Паломник, 2002. С. 430. Курсив наш – В.Н. Максим Исповедник, преп . Вопросоответы к Фалассию. 61//Богословские труды. Сб. 38. М., 2003. С. 74–86. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 3, гл. XXII. С. 279. Также см. примеч. 166 на с. 392. Там же. Кн. 3, гл. XIV. С. 261. Там же. Кн. 2, гл. XXX. С. 232. Там же. Кн. 3, гл. XIV, примеч. 103. С. 387. Максим Исповедник, прп. Главы о любви, I.76// Он же . Избранные творения. М.: Паломник, 2004. С. 146. Максим Исповедник, прп. Главы о любви, II.41. С. 158. Иоанн Дамаскин . Точное изложение… Кн. 4, гл. XIII. С. 300–301, 304–305. Курсив наш – В.Н. Макарий Египетский, прп. Слово 2. Гл. 5 (3)// Он же . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694). М.: Индрик, 2006. С. 425. Немыченков В.И. Евхаристическая жертва и образ словесного служения христиан на Божественной литургии по учению святителя Григория Богослова//Церковь и время. 2015. (72). С. 136–141. Курсив наш – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6192568

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010