практике совершения обряда целования мира и чтения диптихов (Admonitio generalis. 53-54//MGH. Capit. T. 1. P. 57; ср.: Concilium Francofurtense. 50-51//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 171). В источниках часто отмечается, что Карл Великий распространял римское пение (или рим. чин псалмопения) (Admonitio generalis. 80//MGH. Capit. T. 1. P. 61; Capitula de examinandis ecclesiasticis. 2//Ibid. P. 110; Capitulare missorum in Theodonis villa. 2//Ibid. P. 121; ср. в хронике мон-ря Муасак под 802 г.: PL. 98. Col. 1429). Однако его деятельность в этом направлении не привела к тотальной романизации, а скорее увеличила различия в богослужении на местах. Видимо, по этой причине в период правления имп. Людовика Благочестивого были предприняты попытки исправить ситуацию на местном уровне (реформы аббата Элизахара в придворной капелле в Ахене и исправление Антифонария Амаларием Мецским), что, однако, вызвало критику и противодействие сторонников сохранения прежних традиций (прежде всего архиеп. Агобарда Лионского и диак. Флора Лионского). Особое внимание Карл Великий уделял проблеме совершения таинства Крещения (о том, что оно также должно совершаться по рим. чину, сообщается в: Duplex legationis edictum. 23//MGH. Capit. T. 1. P. 64; ср.: Concilium Moguntinense. 4//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 261). В дополнениях к канонам Соборов в Риспаке, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800) говорится о введении во Франкском гос-ве 4 рим. праздников в честь Пресв. Девы Марии (Purificatio, Conceptio, Assumptio, Nativitas), а также Пепельной среды в качестве начала Великого поста и рим. обрядов Страстной седмицы (Statuta Rispacense, Frisigense, Salisburgense. 41-43//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 212). Эти изменения отражены в OR XXII и OR XXIV. Майнцский Собор (813) постановил совершать великую литанию 25 марта по римскому обычаю (наряду с 3 днями «рогаций» (rogationes), принятыми в Галлии) (Concilium Moguntinense. 33//Ibid. P. 269). Чин литании излагается в OR XXI, но неизвестно, была ли она введена повсеместно, поскольку Ахенский Собор (836) повторяет это предписание (Concilium Aquisgranense.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

999 Orlandis ). Notas sobre la sociologia monástica de la España visigoda//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 40–46. 1000 Conc. de Toledo III (589). can. 10. Ut viduis pro castitate violentiam ullus inferat, et ut mulier invita virum non ducat; can. 11. Ut poenitens poenitentiam agat; can. 12. De his, qui poenitentiam poscunt: si vir, prius tondeatur, sifemina, prius habitum mutet. 1001 Conc. de Toledo III (589). can. 4. Ut liceat episcopo unam exparrochiis basilicam monasterium facere 1002 Mellado Rodríguez J. Léxico de los concilios visigóticos de Toledo: 2t. Córdoba, 1990. T. II: К – Z. P. 425. 1004 Conc. de Toledo IV (633). can. 49: ...et omnem ad seculum interdicimus regressum (IV Топедский собор. Кан. 49: ...и мы запрещаем любое возвращение в мир). 1005 Isidori Reg. mon. 4.2: Omnis conversus non est recipiendus in monasterio, nisi prius ipse scripto se spoponderit permansurum (Исидор. Монашеский устав. 4.2: Всякий обращенный пусть не будет принят в монастырь, пока сам не пообещает на письме там остаться). 1006 Isidori Reg. mon. 4.1: Qui renuntians saeculo, ad monasterium venerit, non statim in coetum deligendus est monachorum. Vitam enim unicuique in hospitalitatis servitium tribus mensibus considerare oportet, quibus peractis ad coetum sanctae congregationis accedet... (Исидор. Монашеский устав. 4.1: Тот, кто, отринув мир, придет в монастырь, пусть не сразу будет допущен в общество монахов. Ведь подобает следить за жизнью каждого, кто находится в невольном положении гостя, в течение трех месяцев, по истечению которых пусть он будет допущен к сообществу священной общины...). 1007 См. Calabrus Lara J. Las relaciones paterno-filiales en la legislación visigoda. Granada, 1991. P. 86–87. 1008 Isidori Reg. mon. 4.2: Qui non rigida intentione convertuntur, cito aut superbiae morbo, aut vitio luxuriae subduntur (Исидор. Монашеский устав. 4.2: Тот, кто принимает постриг без твердого намерения, быстро заражается болезнью высокомерия или пороком непокорности).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. Явление арх. Михаила прав. Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1564–1566 гг., сер. XVII в. В эпоху Каролингов день поминовения М. был одним из важнейших праздников литургического года ( Добиаш-Рождественская. 1917. С. 200-202). Англосакс Катвульф советовал Карлу Великому установить празднование в честь Св. Троицы, ангелов и всех святых, а также служить «мессу св. Михаила и страсти св. Петра» ради того, чтобы Карл и его подданные вечно правили с ангелами и святыми (ок. 775 - MGH. Epp. T. 2. P. 504). День поминовения М. упоминается среди важнейших и обязательных праздников в постановлениях Соборов в Рисбахе, во Фрайзинге и в Зальцбурге (800); названы также праздники в честь Пресв. Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов и Мартина Турского (MGH. Capit. T. 1. P. 227; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 208). В решении Майнцского Собора 813 г. указаны праздники апостолов Петра и Павла, Рождества Иоанна Крестителя, Вознесения Пресв. Девы Марии, во имя М., св. Ремигия, св. Мартина, ап. Андрея и в честь Очищения Пресв. Девы Марии (MGH. Capit. T. 1. P. 312, 422; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 269-270). Этот перечень обязательных праздников повторяется в епископских капитуляриях Хайтона Базельского, Родульфа Буржского и Эрарда Турского (MGH. Capit. episc. T. 1. P. 212, 254; T. 2. P. 141; T. 3. P. 56, 131-132) и в соборных постановлениях X в. (напр.: MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 121-122). Ко времени правления династии Каролингов относится распространение другого праздника во имя М. (8 мая), к-рый связывали с явлением архангела на горе Гаргано. Вероятно, этот праздник происходил из Юж. Италии, где он мог быть установлен в память о победах лангобардов над византийцами и неаполитанцами ( Otranto. 1981; ср.: Chronica S. Benedicti Casinensis. 14//MGH. Scr. Lang. P. 475). По мнению Ж. Морена, этот праздник указан в Линдисфарнском Евангелии, которое отражает неаполитанское богослужение VII в.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

2839 An clerici non continere valentes possint contrahere, et si contraxerint an debeant ad saeculum redire? Jnterrog. 2 ap. Greg. Ep. 11:94. Вместо полного ответа на этот вопрос Григорий дает руководство касательно духовных лиц в низших степенях, приведенное выше (стр. 545). 2842 См. выше стр. 294. 3-й собор брагский от 675 года. без особого позволения не допускает никого, кроме матери (с. 5). 2843 Напр. Capit. от 789 года, с. 3; Capit. от 806 г., с. 1. Но 2-ой собор Экский (Aix), от 836 года. исключает всех женщин, с. 11. 2844 Кафедра Меца была только епископией, но Хродеганг (занимавший ее с 742 по 760 г.) и некоторые из его преемников получили титул архиепископа, вместе с паллиумом от папы, как личное отличие. 2846 С. 8. Capitulum названо было так вследствие того, что у бенедиктинцев ежедневно прочитывалась одна глава из их устава. 2848 Цивилизующее значение монашества красноречиво изображается в сочинении Монталамбера «О западном монашестве». 2849 С. 19. У Сальвиана термин «religiosi» обозначает как монахов, так и вообще духовенство (Baluz. in Salo; Patrol. 53:31, 86:109). Собор эпаонский от 517 года употребляет слово «religio» для обозначения целибатства (с. 19; см. Hefele, 2:666). 2850 Испанские соборы постановляют, чтобы вдовы королей не выходили вновь замуж и удалялись в монастыри. Conc. Tolet. 13, от 685 года, с. 5. 2853 Можно напр. указать на поведение епископа Сидония по отношению к монахам Сен-Галла, и на привилегию, дарованную папой Адеодатом монастырю св. Мартина в Туре (Patrol. 87:1143). 2854 Напр. Conc. Tolet. 4, от 633 года, с. 51 (где говорится, что епископы обращаются с монахами, как с рабами. Conc. Tolet. 9, от 655 года. с. 2. 2856 Acta SS. Oct. 16, p. 1063. Захария, будто бы, даровал подобную же привилегию и Монте-Кассино в 747 году. Подобные изъятия более раннего времени составляют несомненный подлог. 2857 Vita S. Sturmi, ap. Pertz. 2:373–7; Mabill, Acta SS. Ben. 4:279–84, 400. Ho, согласно жизнеописателей Лулла (сс. 22–22), причиной изгнания Стурмия были некоторые «сварливые люди», и Лулл содействовал его возвращению (Acta SS. Oct. 16, pp. 1050, 1063–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3630 Таково истинное объяснение мест, в которых Анастасий говорит о Льве III, что он украсил латеранскую церковь окнами «ех vitro diversis coloribus» (Patrol 128:1236), н o Бенедикте III, что он украсил храм св. Марии в Трастевсре «vitreis coloribus» (там же, 1354). 3636 См. письмо одного шпейерского гражданина к Гериберту, архиепископу кельнскому, о новых притязаниях духовенства по вопросу ο разрешении (около 1000 года). (Patrol, 151:693–8). 3638 О св. Герарде, епископе Тула, умершем в 994 году, рассказывается, что он каждый вечер, во время своих благочестивых упражнений, тайно снимал все отлучения, которые он произносил чтобы кто-либо из виновных лиц не умер в течение ночи неразрешенным от них, и что этот приговор отлучения он вновь налагал по утрам. Vita, с, 2 ap. Marte ne, l " hes. 3:1054. 3639 См. например, проклятие, произнесенное собором в Реймсе против убийц архиепископа Фулька от 900 года (Hard. 6:465), с рассказом Ришера о смерти Винемара, одного из убийц (1:18). Сборник формул можно видеть в Martene, De Antiq. Eccl. Ritibus, 2:322–5. 3640 Обстоятельное описание результатов интердикта см. у Hurter, Geschichte Innocent 3:1;374 и след. (edit. 2). 3643 См. Herzog, ст. Interdict. Иво Шартрский, умерший в 1125 году, говорит о нем, как новом и всеобщем средстве. Ерр. 95, 121 (Patrol. 142). 3647 Hard. 6:885. Rad. Glab. 4:5. Бароний весьма негодует на соборы за принятие таких мер без согласия папы. 1034, 5–6. 3651 Rad. Glab. 5:1, pp. 59–60. Войны, против которых направлялось перемирие, были не обшественные, a частными. 3656 Conc. Clarmont, от 1095 года, с. 1. Conc. Lat. 2 от 1139 года, с. 12; Conc. Lat. 3 от 1179 г. с. 21. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теутгауд и приверженцы Вальдрады (MGH. Epp. T. 6. P. 209-210). Лотарингские епископы послали в Рим решения Ахенских Соборов (Ibid. P. 210-212). Жесткая позиция Н., направившего к нему легатов, стала неожиданностью для Лотаря II, к-рый не решился нарушить требование понтифика и созвал лотарингских епископов во главе с архиепископами Гунтаром Кёльнским и Теутгаудом Трирским на Собор в Меце (июнь 863). Епископы подтвердили принятые ранее решения, заявив о несомненной виновности Теутберги и о том, что Лотарь II женился на ней лишь под давлением ее влиятельных родственников (MGH. Conc. T. 4. P. 132-138). Легаты Радоальд и Иоанн были подкуплены и одобрили соборное постановление. Согласно свидетельствам Гинкмара Реймсского и составителей жизнеописания Н., важную роль в проведении Собора сыграл Аганон, еп. Бергамо, к-рый, вероятно, представлял интересы имп. Людовика II при дворе его брата Лотаря II (Annales Bertiniani. 1883. P. 62-63; LP. T. 2. P. 160; ср.: Ep. 36). Вместе с легатами в Рим отправились архиепископы Гунтар Кёльнский и Теутгауд Трирский, чтобы вручить Н. соборные решения. Сначала их доброжелательно встретили при папском дворе, но после изучения соборных документов мнение понтифика переменилось (LP. T. 2. P. 160). По словам Гунтара Кёльнского, после 3-недельного ожидания архиепископов вызвали к папе, где они предстали перед «разношерстной толпой клириков и мирян». Без соблюдения должной процедуры Анастасий Библиотекарь зачитал вердикт, в соответствии с к-рым архиепископы были низложены за неповиновение Папскому престолу (MGH. Conc. T. 4. P. 156-157; Annales Fuldenses. 1891. P. 60-61; Annales Bertiniani. 1883. P. 69-70). Утверждения Гунтара Кёльнского противоречат данным др. источников, согласно к-рым Н. созвал итал. епископов на Собор к 30 окт. 863 г. (приглашение было направлено в т. ч. патриарху Градо - Ep. 17). На Соборе в Риме были аннулированы решения Мецского Собора; ответственность за их принятие возложили на архиепископов Гунтара Кёльнского и Теутгауда Трирского, к-рые были смещены с кафедр и отлучены от Церкви. Др. участникам Мецского Собора надлежало лично или через представителей испросить прощение у папы Римского за допущенные канонические нарушения (MGH. Conc. T. 4. P. 147-155; ср.: Annales Bertiniani. 1883. P. 63-66; Annales Fuldenses. 1891. P. 57-60; Reginonis Chronicon. 1890. P. 82-83; см. также подробное изложение обвинений против Гунтара Кёльнского и Аганона Бергамского в папском послании 867 г.- Ep. 53). В Liber Pontificalis говорится также об отлучении Аганона, еп. Бергамо, который охарактеризован как упорный противник Н. (LP. T. 2. P. 160-161). О постановлениях Римского Собора папа известил архиеп. Адона Вьеннского, западнофранк. и восточнофранк. епископов (Ep. 18-21). Упрекнув Лотаря II в безнравственном поведении и напомнив ему об ответственности, лежавшей на правителе-христианине, Н. запретил ему назначать архиепископов в Кёльн и Трир без папского разрешения (Ep. 22).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Прекрасны меры, которые употребляет император Алексей Комнин в борьбе с двумя знаменитыми астрологами его времени: император, как просвещенный человек, ни мало не верил подобным шарлатанам и смотрел на них, как на лиц вредных для государственного спокойствия. Одного из этих астрологов, как более искусного, ловко проводившего невежественное общество, он сослал в ссылку. Другой из астрологов отличался меньшею ловкостью в своем искусстве, и император предоставил ему спокойно оставаться в столице; это император сделал с тою целью, чтобы публика, смотря на промахи этого астролога, сама собой приходила к убеждению, как нелепа астрология, как мало можно доверять лицам, избирающим ее своей профессией 180 . 1 Ram baud. L " Empire Grec. au 10 siecle (Conatantin Porphyrogenete. p. 24. Paris. 1870. 3 Theoph. Continuatus, Chronographia p. 174. Bonnae. Symeon Magister. Annales, p. 658. Bonnae. Genesius. Regum liber IV, p. 90. Bonnae. 4 Theoph. Continuatus. ib. p. 230–231. 235. Genesius. p. 105; Theoph. Coot. p. 236. Sym. Magister. ib. p. 678–9; Georgius Monachus, Vitae imperatorum recentiorum, p. 830–31, edit. Bonn. Leo Grammaticus. Chronographia, p. 1078, apud Migne Patrologiae oursus, series Graeca, t. CVIII. Sym. Mag. p. 684–5. Georg. Mon. p. 836–7. 8 Theoph. Cont. p. 435. 437. Sym. Mag. p. 752–3. Cedrenus. Historiarum compendium, t. II,.p. 324. Edit. Bonn. 25 Luitprandi. Legatio ad Nicephorum Phocam, p. 359–360. При «Historia» Leonis Diaconi, edit. Bonn. 38 Photii, Amphiloch. Q. 308 (Hergenrother, Photiu spatr. von Constantinop. В. II, s. 593. Regensburg, 1867. 43 Epistolae patr. Constantinop. Nicolai. – Migne, Patrol. Corsus. Gr. Ser. Tom. CXI, ер. XXXII, p. 200. 47 «) Nicetas. Ibid. p. 1202. Cedrenus, Historiarum compendium. Tom. II, edit. Bonn. p. 172. Libellus episcop., in conc. 869 an. Labbei, concilia. Т. VIII, p. 999–1005. 48 Nicetas. Jgnatii vita ibid. p. 1207. Cedrenus Loc. cit. Mich. Glycas. Annales, p. 544. Bonnae. 49 Анастасий библиотекарь упоминает, что у Греков встречались кресты, носимые на груди со вложением в них или древа креста Христова или частиц мощей. Императоры посылали подобные кресты тому или другому лицу в знак безопасности; так, император Никифор ранее посылает оный полководцу Варданию, Феофил своему зятю Алексею. Hergenrother. В. I, s. 464. 54 Theophanes Continuatus. Chronographia, p. 353–4. Воппае. Слич. Georgius Monachus. Vitae imperatorum recentiorum, p. 849. Edit. Bonn. Leo Grammaticus. Chronographia. Migne, Patrologiae cursus, series Graeca. Tom. CVIII, p. 1096. 55 Василий Македонянин умирая: Sthephanum (filium) patriarchali sedi consecratum in futurum destinavit (Genesius. Liber IV regum, p. 113–114. Bonnae. Лев же возводит Стефана тотчас по смерти Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

693 Августин. Ibid., cap 1. Quicumque autem vestrum non bene symbolum reddiderunt, habent spatium, teneant Curs. Compl. Patrol. ibid. col. 393. 694 46 пр. Лаодик. собора. Οτι δε τος φωτιξομνους τν πστιν κμανθνειν, κα τ πμπτ τς εδομδος παγγλλειν τ πισκπ τος πρεσβυτροις. » Σνταγμα κανων» Ραλλη κα Ποτλη Т. III. Αθην. 1853, pag. 214. Иоанн. «Оп курс, церк. законовед.» т. 1. СПб, 1815, стр. 456; ср. 78 пр. вселен. VI собора « Σνταγμα» Ραλλη κα Ποτλη. Т. 1, pag. 485; Иоанн, «Опыт курс, церков.» ibid. стр. 473. 695 Vid. Binhgam, «Antiquit Eccless.» Tom. IV, Lib. X, cap.IV, §§ XI-XIII. Magdeb 1755, pag. 97–102. 696 Cassian. De incarnat. Lib. VI, cap. III. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat, Tom, L, col. 140–141. 704 Pelliccia. Ibid. Впрочем, это нужно сказать главным образом только относительно восточной церкви. На западе же никео-цареградский символ, хотя и был признан и принять в качестве вселенского, но должен был уступить первенство так называемому «апостольскому символу» римской церкви, который употребляется и до сих пор не только в католичсекой, но и в протестантской церквах во всех тех случаях, в каких употребляется символ константинопольский в православных церквах Востока. (Троицкий. И. Изложение веры церкви Армянские». СПб., 1875 г., стр. 7–8. 705 Кирилл Иерусал. «Catech. mystagog II n. 4» Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 1080; ср. «Твор. Киприана Иерусалим.» в рус. пер. стр. 360. 707 Амвросий. «De sacrament» Lib. II, cap. VII, n. 20. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XVI, col. 429. Interrogatus es: Gredis in Deum Patrem omnipotentem? Dixisti: Gredo, – et mersisti, hoc est, sepultus es. Iterum interrogates es: Gredis in Domenum nostrum Iesum Christum, et in crucem ejus? Dixisti: Credo, – et mersisti, ideo et Christo es sepultus, qui enim Chrito resurgit. Tertio interrogalus es: Credis et in Spiritum sauctum? Dixis, – tertio mersisti, ut multiplicem lapsum superioris aetatis absolveret trina confession. 708 Амвросий. «De Spirit. sancto». Lib. II, cap. X, n. 103. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. XVI, col. 765. «In mysteriis interrogation trina defertur, et confirmation trina celebrator: ne poles quis nisi trina confessione purgari, Unde et ipse Petrus in Evangelio In XXI. 15) tertio interrogator, utrum deligat Dominnm; ut trina responsione vincula, quae Dominum negando contraxerat, et quibus se ipse legavit, absolveruntur.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Но все эти недавние исследования, какими бы искренними, глубокими и ценными они ни были, не привели ни к каким важным и всеми признанным результатам и не могут заменить халкидонской христологии. Богословие церкви неизменно будет проникать в тайну теантропической личности Христа глубже и глубже и познавать ее, а личность эта останется и вечно будет солнцем истории, чудом из чудес, главной тайной Божественности, неисчерпаемым источником спасения и жизни для падшего человечества. §143. Монофизитские споры I. Acta в Mansi , tom. vii-ix. Уже упомянутые труды Либерата и Леонтия Византийского . Евагрий : Н. ii, v. Никифор : H. Е., xvi, 25. Прокопий (ум. ок. 552): νκδοτ, Hist, arcana (ed. Orelli, Lips., 1827). Факунд (епископ Гермианы в Африке, но жил в основном в Константинополе): Pro defensione trium capitulorum, в 12 книгах (написано в 547 г., ed. Sirmond, Paris, 1629, и в Galland., xi, 665). Фульгенций Ферранд (диакон Карфагена, умер в 551): Pro tribus capitulis (в Gall., tom. xi). Анастасий Синайский (епископ Антиохии, 564): Οδηγς adv. Acephalos. Angelo Mai : Script vet. nova collectio, tom. vii. Более поздний, хотя и незначительный вклад в историю монофизитства (с 581 по 583) – история церкви монофизитского епископа Иоанна Эфесского (VI век): The Third Part of the Eccles. History of John, bishop of Ephesus, Oxford, 1853 (издано В. Куретоном no сирийским документам из Нитрийского монастыря). II. Petavius : De Incarnatione, lib. i, с. 16–18 (tom. iv, p. 74 sqq.). Walch: Bd. vi-viii. Schröckh : Th. xviii, pp. 493–636. Neander : Kirchengeschichte, iv, 993–1038. Gieseler : i, ii, pp. 347–376 (4 th ed.), а также его Commentatio qua Monophysitarum veterum variae de Christi persona opiniones… illustrantur (1835, 1838). Baur : Geschichte der Trinitätslehre, Bd. ii, pp. 37–96. Dorner : Geschichte der Christologie, ii, pp. 150–193. Hefele (католик): Conciliengeschichte, ii, 545 ff. F. Rud. Hasse : Kirchengeschichte (1864), Bd. i, p. 177 ff. A. Ebrard: Handbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte (1865), Bd. i, pp. 263–279.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

2 Perrone, ib. t. II, pag. 753. 786–7, de Ecclesiae dotibus; Libermann ib. t. II, pag. 191–193. 256, 219–222. 306. 343–345; Calhechismus romanus ex decreto concilii tridentini, de IX articulo, n. 11. I5. 3 Cathechismus rom. ех decr. conc. trident., de IX articulo, n. 11; De Maistre, Du pape, livee I, с. I-V; H. Klee Catholische Dogmat., Mainz. 1835, В. I. S. 179–219, Primat. §§ 2–5; Harduini. Acta conc. t. IX, p. 423, concilium florentinum; Mochier, La symbolique, Bruxelles, 1838. t. II, p. 54–56, de la hierarchie; Libermann, t. II, p. 173–175. 180–181. 187–189. 222–225; Bellarmini, t. 1, p. 262. 311. 392–398, 429–432: Perrone, t. II, p. 885. 888. 895. 911–915. 948. 974–975. 994–1007; Dobmayer, Systema theolog. cath., Solisbaci, 1822, t. IV, p. 67–68, § 149. 4 Пр. митр. Филарета. Разговор между испыт. и уверен., изд. 2-е, стр. 70; пр. еп. Макария, Введение в Прав. богословие, стр. 533–537; Догм. богосл. т. III, стр. 299–306; Простр. катех. о IX члене; Восточн. патриархов Грамота, чл. X. XII. 5 Напр., Реггопе смешивает эти понятия, когда доказывает свое учение, и разграничивает, когда опровергает возражения противников, не замечая того, что его собственное учение остается, таким образом, без основания. Напр., сочинитель книги: L’eglise catholique juttifiee contre les attaques d " un ecrivain, qui se dit orthodoxe (ed. an. 1822), так определяет задачу III главы об иерархии, – главы, в которой он доказывает главенство Петра и римских пап: «я хочу доказать, что, по указаниям Евангелия, св. Петр поставлен был от Иисуса Христа главой Его Церкви на земле, и что Церковь , в продолжение восьми первых веков, постоянно признавала это самое преимущество в епископах Рима, преемниках св. Петра» (pag. 153–4). Здесь, равно как и во всей главе об иерархии, сочинитель не определяет, как он понимает главенство, которое доказывает; и, не определяет понятие о главенстве, в доказательство его приводит без различия все, что относится к апостольству или первенству Петрову, к епископству или первенству римских епископов, а вовсе не к главенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010