60 Nicolai patr. epistolae. Migne, Patrologiae cursus. Series Gr. t. CXI. Ер. XXXII, p. 196–197. Leo Gram. p. 1111, Theoph. Cont. p. 370. 67 Nicolai patr. Loc. cit. Николай патр. константинопольский, стр. 178 („Прибавл. к твор. св. отцевъ», т. XX. 73 Niocetas. Ignatii vita, p. 1218. Ар. Labbeum. Concilia, t. VIII. Касательно времени события ученые не, соглашаются: Hergenrother (Photius patr. von Constantinop. В. I, s. 525) относить к маю 862 года, a Muralt (Essai dechronogr. Byzantine, p. 441. Edit. 1855) относит к маю 865 года. Мы принимаем дату первого. 74 Labbei. Concilia, tom. VIII, p. 1118. 1136.1365. Подробнее об этом см. нашу книгу: „История разделения церквей», стр. 191 – 194. 75 Окружное послание М. Керуллария к Иоанну Транийскому. Migne, Partologiae Curs. Lat. Tomus 143, p. 929 –32. 85 Anna Comnena. Alexiades, tom. I, p. 153 – 5. Edit. Bonn. Русс, переводъ, часть 1, стр. 146–9. Петрбургъ. 1859. 96 Photii epistolae. Lib. I, ep. 8, p. 626 и д.; lib. III, ep. 5, p. 930; lib. Ill, ep. 59, p. 967. 101 Anastasii, praefatio in Cone. 869 an. pag. 965. Apud Labbeum. Concilia. Tom. VIII. Hergenrother. Baud II, s. 583–4. 116 Leo Diaconus, p. 98–99. Cedrenus, p. 379–381. Вальсамона толко- вание на 12 пр. Анкирского собора. Beveregif, Pandectae canonum Apo- stolorum et conciliorum. Tom I, p. 385. 118 Ioannes Scylitza. Excerpta ex breviario historico, p. 641 – 644. Bonnae. Zonara, p. 269. Проф. Скабаланович впрочем н совсем верит в правдивость этих известий. „Визант. государство и церковь в XI в.», стр. 386–7. Спб. 1884 120 Hergenrother. Photius. Band II, s. 680 – 1. Theophan. Continuatus, Chronographia, p. 321: „Basilius plerasque sacrosanctas et divinas aedee errexit». 122 Cedrenus. Historiarum Compendium. Tom. II. p. 413: „templum aedificavit nulli sumptui parcens, qum id quam opnatissimum faceret». 133 Theophanes Contin. p. 432. Symeon Magister. Annales, p. 748–749. Georgius monachus. Vitae imperatorum recentiorum. p. 918–919. A. Rimbaud, L " empire Grec, au 10 siecle (Constantiu Porphyrogenete) p. 107 – 110. Paris, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

211 » Φωτιξομνοι» или βαπτιξομενοι имеющие креститься» См. «Constilut Aposlob». Lib. VII. Curs. Complet, Patrolog. Ser. Graec. Tom. 1, col. 1081. «Апостол. Постановл.» в русск. пер., стр. 260; Соб. Лаодик, прав. 46. 48. Συνταγμα κανον. Ραλλη και Ποτλη. Tom. III, A θηv. 1853, pag. 214, 215. 214 «IV-й Карфагенск. собор», в прав. 84 говорит: «никому не воспрещается входит в Церковь  и слушать слово Божие, будет ли то язычник, или иудей, или еретиков». «Ut episcopus nullum prohihet ingredi ceelesiam et audire verbum Dei, sive, gentilem, sive haereticum, sive iudacum, usque ad missam catechumenorum». Curs. Complet. Petrolog. Ser. Latin. Prim. Tom, LXXXIV, col. 206. Bruns. «Cann Apostol. Et. Concil». Pars 1. Berol. 1839 г., pag. 149. 216 «Constitut. Apostol». Lib. VIII, cap. 5. « Πληρσαντος ατο τν τς διδασκαλας λγον... δικονος φ ψυλο τινος νελθν κυρητττω. Μ τις τν κροωμνψν μ τις τν πστων». Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. 1, col. 1075–1076. «Апост. Постановл.» в русск. пер. Каз. 1864 г. стр. 257. 217 Григорий Неокесарийсий. «Правил. XII». Иоанн. «Опыт курса церков. Законов» Том. 1, стр: 377. Правда, здесь идет речь о кающихся, но слушающие оглашенные были, в одинаковом, положении сравнительно с слушающими каюшимися. 220 Такое название встречается, напр., в не раз цитировавном вами, 5-м правиле собора Неокесарийск. 222 «Constitut Apostol». Lib. VIII, cap. VIII. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom., 1, col. 1081. 223 Кирилл Иерусалимск. «Catech. I, II и т.д. обозначаются таким образом: » κατχεισις φωτιξομνων ν εροσολμοις«. Правда, слово » φωτιξμενοι« часто означает людей уже просвещенных святым крещением ( Ebp. VI, 3 ); но глагол » φωτξω« не редко употребляется вместо «учу» («doceo», « διδσκω»), «приготовляю к крещению устно», посредством огласительного наставления (per institutionem catocheticam ad baptismum praeparo»). Точно также и у Кирилла Иерусалимского данное слово означает готовящихся к крещению или цросвещенных только оглашением, которое предшествовало крещению. Равным образом и слово «крещаемый» употребляемое обыкновенно в смысле уже просветившегося крещением, иногда употребляется в значении только имеющего креститься, как и в указанном нами месте Апостольских Постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Правитель по имени Иероним допрашивает Павла в театре (IX 12), однако апостол в ответ обличает его (IX 13). Горожане спорят, следует ли сжечь Павла или бросить его на съедение зверям. Правитель выбирает последнее, при этом отдает приказ о предварительном бичевании апостола (IX 14). Через 6 дней Иероним организует игры со зверями; лев помешал молиться заключенному Павлу (IX 15). Еввула, жена Диофанта, к-рый был приближенным Иеронима, отводит жену последнего Артемиллу к апостолу (IX 16). После проповеди Павла женщины просят крестить их (IX 17) и предлагают апостолу освободить его от уз, чтобы он крестил их в море, однако Павел отказывается (IX 18). Когда Павел молился в субботу, накануне игр, ему явился прекрасный юноша и разбил его цепи (IX 19), а затем провел апостола и уверовавших женщин мимо спящих стражников (IX 20), после чего Павел крестил Артемиллу (IX 21). Павла ведут на стадион (IX 22), но выпущенный дикий лев ложится у ног апостола (IX 23), поскольку именно его ранее крестил Павел (IX 4). Иероним выпускает др. зверей, однако никто из них не касается Павла. Зрители погибают во время внезапно начавшегося града (IX 26), лев уходит в горы; Павел же спускается в порт, чтобы плыть в Македонию (IX 26). Ангел является страдающим Артемилле и Еввуле, а Иероним, у к-рого началась гангрена в ухе, обращается к Богу (IX 27) и исцеляется (IX 28). История со львом известна также по эфиопскому «Письму Пелагии» (CANT, N 211. VI). Х. Этот отрывок известен по 2 папирусным фрагментам: главы 2, 4-6 - по греч. оригиналу, содержащемуся в рукописи P. Bodmer 10, главы 1 и 3 - только по копт. переводу папируса из Гейдельберга. В Коринф приходят Симон и Клеобий, к-рые учат, что воскреснет только дух; тело и мир не сотворены Богом, а Иисус Христос родился и умер мнимо (X 1). Коринфяне отправляют Павлу послание (X 2), к-рое диаконы Фрепт и Евтих относят в Филиппы и передают находящемуся в заключении апостолу через Стратонику, жену его ученика Аполлофана (X 3). Павел направляет в Коринф ответное послание, в к-ром изложено истинное учение (X 4-6).

http://pravenc.ru/text/2578593.html

72 О времени записок Германа и Льва Остийского, равно как о их жизни сравни Сае Hermannus Contractus pag. 522 и Leo Marsicanus pag. 557 73 Флери говорит, что в ответе своем на письмо Михаила к Иоанну Транийскому, Гумберт приводит текст оного письма, разделенный на несколько членов, из коих каждый опровергает: refert epistolæ textum, divisum in plures articulos, quos singulos refulat (Tom. XIV, pag. 592). Нет, приводит и текст (не вполне, впрочем, его с изменениями), но и влагает в уста Константинопольцу много таких вещей, каких в письме вовсе нет. 74 В XVI веке Сикст V, построив Бельведерский дворец, перенес туда Ватиканскую библиотеку и дал умные правила о приведении ее в порядок. Бароний, занимаясь этим порядком по званию библиотекаря, открыл в одной связке бумаг манускрипт с надписью: calumnia Michaelis Constantinopolitani et Leonis Acridani, pervicaciter exhalantium pestiferas mephites diversarum hæreseon adversus sanctam Romanam et Apostolicam sedem, immo contra Latinam et Occidentalem Ecclesiam... Quæ hic ad cautelam multorum et notitiam, non autem ad aliquam utilitatem inserta cunctis scire volenlibus fideliter est conservata (Tom.XI, pag. 214. XXII). Этот манускрипт был известное письмо к Иоанну Транийскому. Потом Бароний нашел рукописные сочинения ( liber adversus calomnias) Гумберта, поднял их из праха и, как драгоценность, напечатал в Append. Tom. XI, pag. 759–801. Ha основании таких находок наделал множество оскорбительных замечаний о Михаиле, пристрастных суждений о легатах и проч. По Баронию пошли и все писать. Так составилась история о Керуларии, существующая и доныне. 75 Отнюдь не ново не признавать подлинности. Ибо а) привилегию Константина Великого в 1-м письме Папы давно уже признали не подлинною; б) Буллу (diploma) того же Папы Льва IX о мощах Дионисия нашли также поддельною (Флер. XIV, pag. 578–579; сравн. 441, 442; самую буллу или diploma Leonis IX de corpore s. Dionisii ch. Binii Tom.VII pag. 250) 76 В пять лет своего правления Лев IX имел восемь соборов, на которых всегда присутствовало множество лиц. Так на Римский собор созваны были епископы Италии и Франции (Флep.XIV,363). На Майнцском соборе присутствовало 142 епископа VU,262) и проч. Замечательно, что многие из этих соборов были то против симонии, то для лишения сана некоторых епископов, уличенных в распутстве, то против ереси Беренгария. А Гумберт в своей хартии обличал Греков в симонии, в браке священников и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

MercSim S.G.Mercati, Di Giovanni Simeonachis protopapa di Candia, in: Mise. G.Mercati III. Vatikan 1946, 312–341. [s.XV] MercVat Codices Vaticani Graeci, Tom.I, Cod.1–329, rec. I.Mercati et P.Franchi de’ Cavalieri. Roma 1923. MerSynth K.D.Mertzios, συνθκη νετν–Καλλργη. Κρητικ Χρονικ 3 (1949) 262–292. [а.1299] Mesopot Mesopotamites Thessalonicensis, Verse. PG 140, 291. [s.XIII] MetAnna H.Hunger, Anonyme Metaphrase zu Anna Komnene, Alexias XI–XIII. Wien 1981 (Wortregister 251–254). [s.XIV?] MethAbneg Methodius, De iis qui abnegarunt. PG 100,1300–1324. [s.IX] MethAg E.Mioni, L’encomio di S. Agata di Metodio patriarca di Costantinopoli. AnBoll 68 (1950) 58–93 (Index S.93). [s.IX] MethDion Methodius, Martyrium Dionysii Areopagitae. PG 4, 669–684. [s.IX] MethEuth J.Gouillard, La Vie d’Euthymede Sardes († 831), une oeuvre du patriarche Méthode. ТМ 10 (1987) 1–101 (Index 90–101). [s.IX] MethIcon J.Darrouzès, Le patriarche Méthode contre les Iconoclastes et les Stoudites. REB 45 (1987) 15–57. [s.IX] MethMon Methodius Monachus. PG 140, 781–805. [s.XIII] MethPatrSternb L.Sternbach, Methodii patriarchae et Ignatii patriarchae carmina inedita. Eos 4 (1897) 150–163. [s.IX] MethPitra Methodius, ed. J.Pitra, Juris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta II. Roma 1868, 355–365. [s.IX] MethSlovo Arsenij, Ie vo svjatych otca našego Methodija ... slovo o sv. ikonach. ienija v obšestve ljubitelej duchovnago prosvšenija 13 (Moskau 1803) Nov.–Dez, Abt. III 1–23. [s.IX] MethTheoph B.Latyšev, Methodii patriarchae Constantinopolitani Vita S. Theophanis confessoria. Petrograd 1918. [s.IX] МетгАгсн B.Georgiades, Μητροφνους μητροπολτου Σμρνης προσφωνητικς ες τος γους ρχαγγλους. EkklAl 7 (1887) 386–393. [s.IX] MetrCan Metrofane, I canoni trinitari, a cura di G.Valentini. Firenze 1957. [s.IX] MetrJo Μητροφνους ρμηνεα τς ωννου τρτης πιστολς, ed. B.Georgiades. EkklAl 3 (1882–1883) 541–544. [s.IX] MetrJud B.Georgiades, Μητροφνους μητροπολτου Σμρνης ρμηνεα τς το ουδ ποστλου πιστολς. EkklAl 3 (1882–1883) 557–561, 573–577. [s.IX]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1851 Concil. Epaons. (517 г.) can XII. Presbyteros propter salutem animarum quane in cunctis optamus, desperatis et decumbentibus baereticis, si conversionem suam subitam petant, chrismate permittiinus subvenire: quod omnes conversari si sani sunt ad episropo noverint expotendum. Curs. Compl. Patrol, Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 288. Bruns. «Cacones Apostol, et. Concil», pars II. Berol. 1839, pag. 169. (can XVI). 1852 Concil Barcinmicnsis II. Can. II, Simili eliam statutum condilione est, ut cun chrisina presbytoris diocaesanis pro neophytis conf " irmandis dalur, nihil pro inquoris pretio accipiatur, ne gratia Dei pretio benediotionis affecta simoniacum. interitum emuntibus vendentibus que associet, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 609. Bruns. «Can. Apotol. et Contil». Pars. II. Berol. 1839, p. 66. 1853 Concil. Hispal. II. (619 r.) can. VII quamvis cum episcopis plurima illis (presbytetis) ministeriorum communis sit dispensatio quaedam temen auctoritate veteris legis, quaedam novellis ecclesiasticis regulis sibi prohibita noverint, sicut presbyterorum et diaconprum ac virginum consecratio, sicut constilutio altaris, benedictio vel unctio, si quidem nec licere iis ecclesiam vel altarium consecrare пес per impositionem manus fidelibus baptisatis vel conversis et haeresibus paracletum Spiritum. tradere, nec, chrisma conficere, nec chrismate baptisatorum fronten signare. Haec enim omnia illicita esse presbyteris, quia pontificatus opicem non habent, quod solis deberi episcopis anctoritate canonum praecipitur, ut per hoc et discretio graduum et dignitatis fasliginni summi pontificis demonstretur Bruns, Canones Apostol» Pars II, Berol. 1839, pag. 71. 1857 Gau. «Disseratin de valore manunm impositionis atq. Unctionis in sacramento confirmationis.». col. 1832 p. 70. Collect. Concil. Harduin Tom IX p. 438. 1858 Eugenius IV. «Decret. pro Armenis»: secundum sacramentum est confirmatio. ordinarius minister et episcopus legitur tamen, aliquando per aqostolicae sedis dispensationem et urgenl admodum causa, simplicem sacerdotem chrismentum per episcopinn confecto hoc adimnistrasse confirmationis sarmentum.» Harduin. «Acta concil. Tom. IX. col. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Лествица Москва. 1851 года. Слова 15. § 75. стр. 188–189. Этой же самой нравственной теориею помыслов пользовался и Нил Сорский . Препод. отца нашего Нила Сорского предание ученикам, 113–152. 1474 Мысль об удалении от общества женщин, как радикальном средстве, ведущем к целомудрию, не есть самостоятельная мысль м. Даниила. Она развита у восточных подвижников и готовою взята Даниилом. Различие здесь только в широте понимания. Даниил, на основании авторитета древних аскетов, расширил их советы об удалении от женщин, которые они предлагали монахам, рекомендуя их не только инокам, но и мирянам. Об удалении от женщин, как одном из средств, ведущих к целомудрию, трактовали: св. Василий Великий (См. Творен, св. отцев том IX, творения св. Васили Великого ч. V. 394–396. Migne, Patrol. curs. compl. ser. graec. tom. XXXI. S. Basil. Caesariens. tom. III. pag. 1343–1346), Нил Синайский (см. Migne, Patrolog. curs. compl. ser. graec. tom. LXXIX. S. Nili epistolarum. lib. II, pag. 279–284. Твор. св. отцев в русск. перев. том XXXIII, твор. св. Нила Синайского , ч. III Москва 1859 г. 82–88), Исаак Сирин (твор. св отцев в русск. перев. том. XXIII. Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина... слова подвижнические, Слово 9. 55–59), Феодор Студит (Розенкампф. Обозрение кормчей книги в историческом виде, 1-е изд. 249) и др. 1475 Рукоп. 1281. л. 316. Эти слова, равно как и весь помещаемый здесь автором цитат, действительно принадлежит св. Василию Великому и верно передает мысли св. отца. См. твор. св. отцев в русск. перев. том IX. Творения св. В. Великого част. V, 66. 54–55. Migne, Patrol, curs. compl. ser. graec. tom. XXXI pag. 635–640. 647–652. 1476 л. 316. Приводимые здесь автором слова действительно принадлежит во всей их полноте св. Исааку и взяты им из его 57 слова: «об удалении от мира и от всего смущающего ум». См. твор. св. отцев в русск. переводе том. XXIII. Аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника слова подвижнические. М. 1854. 356. 1477 Л. 315–318. Свидетельство взято из 15 слова Лествичника «о нерастленной непорочности и о целомудрии и вполне верно передает мысль св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

К сожалению, православные полемисты в чрезмерном усердии начали отрицать не только ложную догматическую формулу, но и самую эту истину, стали говорить о небезгреховности Богоматери. Католический догмат 1854 г. гласит, что Пресв. Дeba in primo instante suae conceptionis fuisse singulari omnipotentis Dei gratia et privilegio intuitu meritorum Christi Jesu Salvatoris humani generis ab omni culpae labe praeservatam immunem, т. е. с первого мгновения своего зачатия особенной благодатью всемогущего Бога и в силу особенной привилегии, во внимание заслуг Иисуса Христа, Спасителя нашего рода, сохранена была свободной от всякого пятна греха. Cyбъekmoм immaculama concepmio яbляemcя Богоматерь с первого момента своего зачатия или, согласно толкованию п. Александра VII (Const. Sollicitudo omnium ecclesiarum 1661), в мгновении создания и влития души Марии в тело. При этом нет речи о непорочности рождающей деятельности родителей в момент супружеского coeдuhehuяconcepmio activa, moчhee, generamiva, но также и самое зачатие дитяти (conc. passiva) не является объектом привилегии. Ибо, если разуметь my concupiscenmia passiva, которая есть непосредственный продукт и содержание рождающих haчaл concepmio seminis, conc. camis, conc. inchoatae personae u по времени или, по крайней мере, по природе предшествует влитию (Eingiessung) разумной души, то она еще не содержит в себе личности Марии. Во всяком cлyчae, privilegium coombemcmbyem лишь тому пассивному зачатию, которое позднейшими богословами haзыbaemcяconcepmio passiva adaequata et consummata, а ранними защитниками зobemcя concepmio germinis (b противоположность сопс. seminis) и сопс. spiritualis sive personalis, а uhorдa vimalis sive animalis (b противоположность k concepmio camis) и совпадает c namivimas personae in utero. Продукту рождения приписывается при этом непорочность не вследствие способа происхождения, но, вопреки ему, особенным божественным действием, чрез которое душа Марии создана и влита в тело 16 . В отношении к человеческому зачатию, сопс. humana, это обозначается kak concepmio divina, т. е. a Deo. Непорочное зачатие обозначает ту свободу от первородного греха, которая дается при крещении, и есть, стало быть, крещение Марии еще до рождения Ее, и, следоват., до рождества Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2283 Впоследствии римские паписты утверждали, что титул этот был дан целым собором. (Greg. М. Ерр. 5:18, 20:44). но издатели Григория показывают, что это было не так. 2284 Константинопольское употребление этого титула возникло из ограниченного смысла слова «вселенная» (οιχοορ-νη). См. следующую главу. 2285 В Cod. 1, 2:24, он говорит: Ecclesia omnium omnium eclesiarum est caput». 2286 Епифаний говорит об этих двух апостолах, как бывших епископами Рима вместе (adv. Haer. 1, 2:6). Фультенций обещание ап. Петру ( Матф. 16:18:19 ) истолковывает еще в смысле принадлежащего всей церкви. De Remiss. Pecc. 1:19; 2:20 (Patrol. 65). 2287 Дионисий известен также как составитель пасхального круга, и как автор летоисчисления от христианской эры. 2290 Это название по-видимому, происходит, «а pormica heati Petri apostoli, quae appellatur ad Palmata» (Anastas, in Patroi. 128:700); Hefele, 2:623. Ho было также и место. называвшееся Palma aurea, или domus palmata, на площади (форуме), или вблизи ее (Anast. 226). 2292 Среди этих подделок были и акты мнимого собора Синуесского. Симмах ввел обычай давать паллиум, о чем будет подробнее сказано в позднейшем периоде. См. напр. его 12-е послание (Patrol. 62). 2298 Вдовам духовенства было запрещено вступать в брак под страхом отлучения до смертного одра (Conc. Toled. 1:400 г., с. 18). 2301 Собор Толедский, в 589 году, постановил, что бы священники и диаконы, обратившиеся из арианства, отказались от супружеского сожития, допускавшегося еретической паствой, и если они продолжали «зазорную» жизнь со своими женами, то должны были низводиться на степень чтецов, и что если кто либо из духовенства, находившегося под дисциплиной церкви, окажется и содержащим сомнительных женщин в своем жилище, то женщины должны быть проданы епископами и вырученная сумма должна быть роздана бедным (Conc. Toled. 3, с.5). В следующем году собор Севильский что некоторые епископы небрежно относились к приведению этого канона в исполнение и постановил, что судьи, с позволения епископа, должны были «хватать extraneas feminas vel ancillas» в свою собственную пользу давая епископам клятву, что они не возвратят их духовным сожителям. Conc. Hispan. 1, c. 3 (Patrol. 84).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 538 г. кор. Теодеберт I обратился через посла к папе Вигилию с вопросом: какое церковное покаяние ему следует выполнить за то, что он женился на супруге своего брата. Папа Римский поручил св. Кесарию , еп. Арелатскому, дать королю подробный ответ ( Jaffe. RPR. T. 1. N 905-906; MGH. Epp. T. 3. P. 57-58). По предположению Убля, король решил обратиться к папе Римскому, чтобы оградить себя от упреков со стороны Н. ( Ubl. 2008. S. 148). В письме еп. Мапиния сообщается, что Н. отлучил от Церкви нек-рых знатных франков за близкородственные браки и подвергся за это гонениям; по требованию Н. кор. Теодебальд (548-555) созвал австразийских епископов на Собор в Тулле (ныне Туль), к-рый должен был состояться 1 июня (вероятно, 550 г.) (MGH. Epp. T. 3. P. 126-127). Сославшись на то, что приглашение не было доставлено вовремя, Мапиний отказался присутствовать на Соборе, очевидно, из-за соперничества Треверской и Ремской (Реймсской) кафедр (см.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 3. Pt. 1. P. 164-165; о соперничестве между кафедрами см.: Schmidt. 1929. S. 21-27). Кор. Хлотарь I неоднократно угрожал отправить Н. в изгнание и осуществил это намерение незадолго до своей кончины (561). По словам Григория Турского, др. франк. епископы одобрили решение короля, и даже треверская паства не поддержала святого ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 2-3). Но вскоре король умер, и его преемник, Сигеберт I (561-575), поспешил принести покаяние от имени покойного отца и вернул Н. на кафедру. Сохранилось письмо неизвестного лица с поздравлениями по поводу благополучного возвращения святого в Треверы (MGH. Epp. T. 3. P. 137-138). Н. стремился укрепить положение Треверской кафедры и повысить ее статус; присутствовал на мн. Соборах галльских епископов. В частности, его подпись есть под постановлениями Собора 535 г. в Арверне (MGH. Conc. T. 1. P. 70; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 429-430), общефранк. Собора 549 г. в Аврелиане (ныне Орлеан), 2-го Собора в Арверне (после 549) (MGH. Conc. T. 1. P. 109; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 148-161). Вероятно, Н. присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж) (552) проходившем под председательством свт. Германа , еп. Паризийского. Под решениями Собора стоит подпись еп. Этнеция (Etnecius), отождествляемого с Н. (MGH. Conc. T. 1. P. 117; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 110-111, 157, 168). На Соборе обсуждался важный для Н. вопрос близкородственных браков, весьма распространенных среди франков. Ок. 550 г. с разрешения кор. Теодебальда Н. созвал еще один Собор в Тулле (ныне Туль, Франция), на к-ром обсуждались неканонические браки, и где сам Н. председательствовал. В связи с этим Собором произошел конфликт из-за старшинства между Н. и еп. г. Ремы Мапинием, приглашенным на Собор (Ep. Austras. 11; см.: Anton. 1987. S. 131-138).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010