1862 Макарий. «Истор. Рус. Церкви». Том. II. СПб. 1866 г., стр. 196. При этом свидетельстве не надо однако забывать, что составление жития относится к позднейшему времени. 1863 Starczewski. «Histor. Ruthenicae scriptor.» Berol. et Petropol. 1846. Boan Fabri. «Religio Moscowit», р. 9; сравн. В рус. перев. «Орловские Епарх. Вед.» 1866 г., стр. 191. 1866 Тертуллиан. «De Baptism», cap. XII. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat Tom. I, col. 1213; в русск. пер. Карнеева. Ч. II. СПб.,1847. стр. 18. Ср. Киприан. «Epist. LIX». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Т. III. col. 1046–1047; по русск: перев., том I. Киев, 1861, стр. 281. Иустин Мученик. «Apolog.» I, n. 61. Curs. Compl. Pamrolog. Ser. Graec. Т. VI, col. 420; по русск. пер. (Преображ.) М. 1862, стр. 101. 1868 Василий Великий. «De sancto Spirit», cap. X. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXII, col. 113; по русск. пер. «Твор. Вас. В.», ч. III, стр. 269. 1869 Амвросий Медиоланский . «De Abraham»: cap. IX, n. 79. Curs. Compl. Patrolog. Ser Lat. Tom. XIV, col. 494; ср. «De mysteriis.», cap. IV, n. 20. Catecbumenus... nisi baptizalus fuerit in nomino Patris et Filii et Spiritus Sancti, remissionem nos potest accipero peccatorum, nisi spiritnalis gratiae, haurire». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XVI, col. 394. 1870 Геннадий Массилийский. «De dogmat Eccles», LXXIV. Baptizatis tantum iter esse salulis credimus. Curs. Compl. Patrolog. Ser/Lat. Tom. LVII, col. 997. 1872 Смирнов. «Происхожд. И литургич. характ. таинств.». Труд. Киев. Дух. Академ. 1874 г. Том. IV, стр. 370; ср. Макарий. «Догмат. Богосл.» Том IV, стр. 125; Робертсон; «Истор. христ. церкв.» Кн. I, стр. 154–155. 1874 Смирнов. «Богослужение со времени апостолов, до IV в.». Труд К. Дух. Ак. 1876 г. том. IV, стр. 182. 1879 Ерма. «Pastor». Lib. III, Similitud. IX, cap. XVI. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. II. col 995–996. Necesse est, inquit, ul per aquam babeant accederc, ut requiescant. Non poterant enim in regnum Dei aliter inlrare… Ср. «Пастырь» в русск. перев. (Преображенского), стр. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

 ρχοντα: напр., ε μ ποισετε τοτο, τυχν κπεσεσϑε π τς ρχοντας μν, т. е. если вы не сделаете этого, то очень легко можете лишиться своих чинов, Histor. Conc. Florent. Syl. Sgyrop. edit. Creyghton. M. DC. LX. an. sect. IV. cap. XVIII pag. 89. ρχοντκιον: Novell. Alexii Comneni in Monum. Eccl. Graecae, Cotelerii, tom. II, pag. 184, где сказано: ο μν ον χοντες τν παινετν βον κα τν διδασκαλικν λγον… προκοπττωσαν ες τε τν ρχιερωσνην κα τ ρχοντκια, т. е. клирики похвальной жизни и с даром учительства… пусть производятся в архиереи и в чины, или начальства. Валсамон в толковании на 7 правило Трульского собора, говорит: φφκια μν κκλησιαστικ λγονται τ ρχοντκια, т. е. церковными должностями или чинами называются начальства. Συνδικον sive Pandectae canonum ss. Aposlol. et concilior. Guilielmi Beveregii tom. pr. fol. 164. ξιματα: Любознательный Константин Кавасила, архиепископ диррахийский (Диррахий, ныне Дураццо, приморский город в Албании) спрашивает Иоанна, епископа кифирского, о чинах великой церкви так: ν τος κκλησιαστικος ρχοντικος ξιμασι τς πρτος, κα τς δετερος, т. е. между начальственными церковными достоинствами кто первый и кто второй. Ius Graeco-Romanum, ed. Ioann. Leunclavii Amelburni. lib. V. Respons. I, pag. 327. Τιμα: Вальсамон в толковании на 17 правило апостольское говорит: τ φφκια… τιμα εσ, т. е. чины суть почести. Συνοδ. tom. 1, pag. 12.  В новелле императора Ираклия, которою определяется штат софийского клира, различаются βαϑμο, τγματα — степени, классы и πιτγματα, φφκια, τξεις — высшие классы, должности, или чины, разряды. Под первыми разумеются пресвитеры, диаконы, диакониссы, иподиаконы, чтецы, певцы, придверники, а под вторыми — синкеллы, канцелярии, экдики, референдарии, нотарии, скевофилаксы, Iustell. Bibliotheca juris can. veter. tom. II, pag. 1366–1370.  Напр., в вышеупомянутой новелле императора Ираклия сказано, что при патриархе канцелляриев должно быть 12, экдиков — 10, референдариев — 12, нотариев — 40, скевофилаксов-пресвитеров — 4, скевофилаксов-диаконов — 6 и скевофилаксов-чтецов — 2. Iustell. Bibliotheca juris can. veter. tom II, pag. 1366–1370.

http://azbyka.ru/o-chinah-patriarshej-ko...

203 Epist. Nestor. Ad Cyrill. Concil. Ephcs. par. 1. Apud Binium Colon. 1618. – Conf. S. Cyrilli Alex. adv. Nestor. et explan. XII. capit. Tom. VI, pag. 145. ed. Lutet. 1638. 208 Ересь Нестория осуждена на Ефесском, III Вселен. Соборе, а ересь Евтихия – на Халкидонском, IV Вселенском, Соборе. 209 Значение слов: πησωπoν и πστασις, не совершенно одинаковое. Πησωπoν всегда означает разумно-свободное неделимое; а πστασις означает и сущность (essentia), и субстанцию (substantia) и неделимое. Но в учении о Святой Троице и слово: ипостась, всегда означает то же, что лице – неделимое разумно-свободное. 210 Слово – φσις здесь берётся не во всей обширности его значения, а только в отношении к существам личным, разумно-свободным. 216 Св. Кирилл Александр. Oper ejus Tom. VI. adv. Theodor, pro XII, cap, pag. 209, cd. Lutet. 1638. 219 Не встречаются в Св. Писании выражения: ипостасное, соединение, одно Лицо, и два естества во Христе. 222 О значении слова плоть было сделано замечание, именно то, что, как здесь, так я в многих других местах Св. Писания, им выражается общее понятие о целом составе естества человеческого. Смотри Прибавл. к Твор. Св. Отц. Год. 6, стр. 55. 225 И после Соборов Ефесского и Халкидонского (бывших в V в.), на которых были осуждены ересеначальники Несторий и Евтихий, до VIII века (когда уже появились иконоборцы) Церковь должна была выдерживать борьбу с суемудрием Монофизитов и Монофелитов, которые раскрывали в своих толках начало ереси Евтихиевой. 227 Concil. Ephes. pars I, cap. XXVI, pag. 155–157, apud Binium. Conf. Oper. S. Cyril. Tom. V, pars II. Epist, pag. 76 et 77. 228 S. Cyril, explan. XII, cap. Ephes; pronunc. Synodo exigente; opp. ejus Tom. VI, pag. 145–157. 239 Conc. Ephes. Tom. I, par. II. Act, 1, pag. 194. Conf. Oper. S Athanas. T. 1, par. II, ad Epict, pag. 903. ed. ead. 240 Ibid. Conf. S. Ambros. oper. T. II. De Fide lib. 1, cap. XIV (alias cap. VI.), pag. 462. ed. Bened. Paris. 1690. 246 Догмат Св. Отец 4 Всел. Соб. Халкид. См. в Прибав. к Изд. Твор. Св. Отц. 1847 г. 7. 5, стр. 118–122.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Цель посольства не достигнута, но для нас довольно того, что оно а) было действительно; б) было от такого Папы, который года за три назад сам был послом в Константинополь, сам во всем участвовал и сам все знал обстоятельно; в) было при жизни того. 1 Concilia generalia et provincialia Binis Tom.VII. Pag.245 Lutetiae Parisiorum an. M.DCXXXVI. 6 Многие утверждают, что Михаил Керуларий в это же время заключил церкви Латинские, бывшие в Константинопольской епархии, и явно утеснял монахов западных. Но все свидетельства об этом основываются на письме Льва IX и отлучительной грамоте Легатов (Hermanii Historia concertahonuin de pane azymo et fermenta´o... p.32), ожесточенных врагов Керулария. Притом Папа сам ссылается в сем случае на один только слух, молву (concil gener et province. Biuii Tom VII pag. 239), а Легаты сами показывают сколько должно верить их обвинению на Керулария, когда здесь же говорят, что Михаил анафематствовал Римскую церковь еще до прибытия их в Константинополь (Fle ay Historia Eccles. Idine reddia, editio er nda an. M.DCCLXVIII. Tom 11 pag. 606). Германий прямо находит это обвинение на Керулария невероятным (Histor. Concer. de pane azymo p. 33) Вейсман. Гравезон и другие совершенно об этом умалчивают. 8 Canisii leetiones antiquae Tom. III. p. 281–283; также Annales Ecclesiast. Baronii Tom. XI, pag. 214, 215 an. M.DCXXIV. 16 Histor. Eccles. Mosheimii saec. XI. pag. 425,426. Должно заметить, что главная цель Мономахова письма была не церковная, а политическая. Греческую империю теснили с запада – норманны, с востока – сарацины. Мономаху нужна была помощь против этих неприятелей; и потому он писал к Папе в надежде чрез его посредство склонить германского Императора Генриха III к общей войне против норманнов и сарацин. Тщетная надежда; Папа в это время сам был уже в плену у норманнов, и недолго спустя скончался. 17 Ecclesiae Graecae Mon. Cotel. Tom 11. pag. 138. 139. Таковая надменность легатов нисколько не удивительна. Выдавая себя за людей, будто бы уполномоченных Папою, ободренные покровительством Константина Мономаха, и, будучи сами по себе дерзки и надменны, они, по словам одного историка, вообще вели себя в Константинополе как учители с негодными учениками. Herm. Hist. Concert. pag. 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

286 Knjiga IX. U Zagrebu. 1868. Prilozi k historiji Knjievnosti naroda hrvatskoga i srbskoga Od V Iagica. Str. 83–121. 305 С именем Honorii Augustodunensis (ум. в начале XII в.), Elucidarium напечатан в Curs. Patrol. tom. CLXXII, pag. 1109–1176. 306 Летоп. Рус. лит. т. 1. 1859, стр. 37. Здесь напечатана первая часть Луцидариуса по списку начала XVII в. Синод. библиотеки стр. 40–66. 309 В 3-й книге Ездры находят две части, написанные в разные времена. Главы 1, 2, 15 и 16 относят к концу 1-го или началу 2-го века по P. X.; главы же от 3-й по 14 – ко временам ветхозаветным. Смотри: О 3-й книге Ездры. Опыт исследования о книгах апокрифических Μ. Шаврова. Спб. 1861. – Что под последними 70-ю книгами Ездры надобно разуметь книги апокрифические, подтверждением этого может служить свидетельство св. Епифания, который говорит, что к Птоломею Филадельфу, кроме 22 канонических книг были посланы еще 72 апокрифических: υδομκοντα δο τς ποκρφους. De mensuris et ponderibus cap. X. 311 Comment. in Evangelium Matthaei Curs. Patrol. tom. XIII. p. 1769. Περ ρχν Lib. III. cap. 2. Curs. Patrol. tom. XI. p. 303. 319 Из книги же Еноха некоторые считали заимствованным еще свидетельство об ангелах согрешивших и связанных узами мрака ( 2Пет. 2:4 , Иуд. 6 ); но в книге Еноха, как увидим ниже, говорится об ангелах, падших с дщерями человеческими и след. разумеется другое, вымышленное падение ангелов, а не то, на которое указывается в апостольских посланиях. 324 Книга правил св. апостол, св. соборов вселенских в поместных и святых отец. Изд. 1862, стр. 499–500. 331 Pitra: luris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Romae. 1864. tom. 1. pag. 324. Постановления апостольские в русском переводе И. H. Казань. 1864. стр. 187. 332 Patrol. curs. tom. XXVIII. pag. 431–432. Fabricii Cod. V. T. tom. 1. pag. 402. Русский перевод Синопсиса в Христ. Чт. 1841. Синопсис, как известно, не признается принадлежащим св. Афанасию на том основании, что о нем не упоминают древние писатели, что в исчислении книг он отличается от послания о праздниках, несомненно принадлежащего св. Афанасию, что в нем есть некоторые неправильные мысли. Смотр. Истор. Учение об отцах церкви преосв. Филарета том. II, стр. 62–63.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

116 Abelardus P. 8 Epistola ad Heloissam//Monumenta…, p. 68. Медиевисты почти не оспаривают происхождение должности канонической аббатиссы от более ранних диаконисс (Schжfer K. H. Die Kanonissen und Diakonissen. Ergдnzungen und Erlдumerungen//Rцmische Quartalschrift. fьr christliche Altertumskunde und fьr Kirchengeschichte. Bd. 24. Freiburg am Breisgau, 1910, S. 55). 119 2 Conc. Turonense (567 г.) can. 20(19). Les Canons des conciles… T. 2//SC 354, pp. 364–366. Аналогичное обозначение для жены епископа встречается в 14(13) каноне того же собора в Туре: “Да не сопровождает епископа, не имеющего епископии (episcopia), толпа женщин…”. 120 2 Conc. Aurel., can. 17. По мнению Дж. Людлова, Южная Галлия в тот период являлась предметом борьбы за сферу духовного влияния между Востоком и Западом: Массалия (Марсель), будучи греческой колонией, сохраняла отношения с метрополией; с V в. в Южной Галлии поселяются монахи святителя Василия Великого, — кроме того, V в. — время расцвета чина диаконисс на Востоке, в связи с чем периодические попытки нововведения или возобновления этого служения в Южной Галлии вполне объяснимы (Ludloff J. M. Op. cit., pp. 65–66). 123 Тертуллиан. О восресении плоти. 11.//Там же, с. 197; Евсевий. Церковная история. V. 14; 16. 12–13, 15–19; 17. 4; 18. 3–4, 13. 126 Само по себе девство признавалось богоугодным состоянием не только христианской церковью, с чем соглашался даже Тертуллиан, приводивший примеры римских весталок, дельфийских пифий, жриц Юноны Ахейской, Аполлона Эфесского и Минервы (Тертуллиан. Послание к жене. I. 6. 3–4; Об увещании к целомудрию. 13. 2). 127 Тертуллиан. О молитве. 22.//Тертуллиан. Избранные сочинения. Собственно, и в вышеприведенном отрывке “обручаются Богу” (Deo nubere) — в буквальном переводе: “окутываются свадебным покрывалом”. 128 Минуций Феликс. Октавий. 31.//Памятники древней христианской письменности… Т. 5.; Иустин. 1 Апология. 29. 129 Халкидонский собор, кан. 16; 3 Conc. Aurel. (538 г.), can. 16; Conc. Veneticum. (465 г.) can. 4.//Monumenta…, p. 44.

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Conc. Romanum, can. 5 (743 r.)//Monumenta…, pp. 50—51. Conc. Wormatiense, can. 73 (868 r.)//Monumenta…, p. 51. Сопс. Epaonense, can. 21 (517 г.)//SC 353, p. 110. Agnellus. De S. Sergio//Monumenta…, p. 51. Ср.: Трулльский собор, кан. 48 (692 г.). Здесь покоится в мире достойная диаконисса Феодора, которая прожила в (этом) веке около 48 лет…». Из г. Тицин (Цизальпинская Галлия), датирована 22 июля 539 г. ( McCaul J . Christian Epitaphs of the First Six Centuries. Toronto, London, 1869, 73). Надпись сомнительная, без даты: «Дациана, диаконисса, которая прожила 45 лет, 3 месяца, была супругой консула Палмата и сестрой пресвитера Викторина. Много пророчествовала с Флаккой Алумной, прожившей 15 лет…» ( Martigny . Op . cit ., p . 244). 1 Cone. Arausicanum (441 г .), can. 26.//Monumenta…, p. 26; Cone. Worm., can. 73. Conc. Epaon., can. 21; Fortunatus. Vita S. Radegundis. XII. 28.//Monumenta…, p. 48. 2 Cone. Aurel. (533 г.), can. 17 – 18. ] И в качестве синонима к этому понятию иногда выступало слово consecratio (Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. V. 1. Paris, 1990, p . 367). См., например: «Не разрешено пресвитеру после принятия сана (benedictione) спать на одном ложе с пресвитерой (cum presbytera, в данном случае супруга пресвитера — А. П.)». Synodus diocesana Autissiodorensis, 561—605 г., can. 21.//SC 354, p. 494. «Из даров Бога и блаженного апостола Павла диакон и казначей святой апостольской кафедры Домеций вместе с диакониссой Анной, своей сестрой, исполнили этот обет, данный блаженному Павлу» ( Kraus F . X . Op . cit . Bd . 1. S . 360). ] Conc . Rom ., can . 5. Вряд ли под presbytera и diacona подразумевались жены пресвитеров или диаконов, поскольку в том же каноне им вообще запрещалось вступать в брак. И конечно, ни о каких священнических функциях для этих двух категорий женщин в Римской церкви не могло быть и речи. Abelardus P. 8 Epistola ad Heloissam//Monumenta…, p. 68. Медиевисты почти не оспаривают происхождение должности канонической аббатиссы от более ранних диаконисе ( Schc ? fer К. Н. Die Kanonissen und Diakonissen . Erganzungen und Krlauterungen//Romische Quartalschrift fur christliche Altertumskunde und fur Kirchengeschichte Bd. 24. Freiburg am Breisgau, 1910. S. 55).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Сравн. Migne. Patlol. curs. compl. ser. lat tom. IV. Epist. LXIX ad Florentium Pupianum. Col. 400–407 . 268 Migne. Patrol. curs. compl. ser gr. tom. XIII Select in Jerem. cap. XXIX. col. 578: «ερουσαλμ καϑ πολλκις ερηται, ες τν κκλησαν μεταλαμβνεται, τις στ πλις Θεο οκοδομηϑεσα κ λϑων ζντων, φ’ ς τις μαρτνων κβλλεται, παραδιδμενος Ναβουχοδονοσορ, τ σαταν.... στω δ τς " ερουσαλμ κβληϑες, ς, ν μν ποιση χρνον ατρκη πρττων ξω τς κκλησας , δε, οκ πνεισιν π τν ερουσαλμ• κβλλεται δ τις μαρτνων, κν μ π’ νϑρπων κβληϑ».... Сравн. Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XII. In lib. Jesu Nave homil. VII. n. 6. col. 861–862. 269 Suicerus. Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis ordine alphabetico exhibens... Amsterdami. 1682. tom. II. col. 13. n 1–2. 6. 270 Το ν γοις πατρς μν ’Αϑανασου ρχιεπισκπου ’Αλεξανδρεας. Parisiis. 1626. tom. I. Pg 779: “Constantinus maximus, augustus, populo catholicae ecclesiae Alexandriae”... Pg. 797: „Animadvertimus namque, multa in gratiam Meletiorum multa rursus ad insidias catholicae in Aegypto ecclesiae, sub nostris nominibus agitari”.... 271 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr tom. XXVI. Oratio 1 contra arian. c. 2–3: «μλει πντων μν π τõυ Χρστο χριστιανν ντων, κα καλουμνων, ξεβλϑη πλαι Μαρκων αρεσιν φευρν• κα ο μν παραμεναντες μετ τõυ κβλοντος κενον μευναν χριστιανικο; ο δ’ κολουϑσαντες Μαρκονι οκτι μν χριστιανο Μαρκιωνιστα δ λοιπν κλϑησαν... Οτως ρα κα του μακαρστου ’Αλεξνδρου μεναντες μειναν χριστιανο• ο δ συνεξελϑντες ’Αρεω τ μν νομα το Σωτρος μν τος μετ ’Αλεξνδρου καταλελοπασιν, ρειανο δ λοιπν κλϑησαν κενοι... Ο δ γε τος αρετικος κολουϑοντες, κν μυρους διαδχους χωσιν, λλ πντως τ νομα το τν αρεσιν φευρντες φρουσιν. ’Αμλει τελευτσαντος ’Αρεου, πολλν δ τν δων ατν διαδεξαμνων, μως ο τ κενου φρονοντες ξ ’Αρεου γνωριζμενοι ρειανο καλονται».... 272 В особенности в данном случае имеют значение два канона первого вселенского собора – восьмой и девятнадцатый, из коих первый гласит: „касательно присоединяющихся к кафолической церкви из тех, которые иногда называют самих себя чистыми (кафарами), святой и великий собор присудил, чтобы получившие у них рукоположение оставались в клире, как были..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

82 В небольших фрагментах, принадлежащих самому Валентину и касающихся лишь некоторых особенных его мнений, не встречается ссылок на напи евангелия; зато мы в обилии находим их в сочинениях его учеников, напр. y Птоломея в его послании «к Флоре»; y Гераклеона, который кроме комментария на евангелие Иоанна писал еще толкование и на евангелие Луки; y Теодота в сохранившихся при творениях Климента Александрийского отрывках из его сочинений. Собрание этих памятников см. y Грабе – Specilegiuni, tom. II, p. 50 f; a также y Миня – Patrolog., Cursus complet., set. gr, tom. VII, p. 1282–1321. Выбор более замечательных свидетельств можно читать у Кирхгофера, Queliensammlung;, ss. 395–411. 83 Церк. истор. kh. IV, 7. Время длительности его, по Евсевию, падает на царствование Адриана (117–138). 84 См. y Грабе, Spicilegium Ss. Patrum et haereticorum, tom. II, p. 39–43; y Миня – Patrolog. ser. gr., tom. VII, col. 1263–1266. 85 …«До нас дошло, – говорит Евсевий, – весьма удовлетворительное обличительное слово на Василида, сочиненное знаменитейшим тогда писателем Агриппою Кастором, который открывает в нем все ухищрения сего обманщика. Обнаруживая тайны его, Агриппа говорит, что Василид написал 24 книги на евангелие» (φησν ατν ις μν τ εαγγλιον τσσαρα πρς τος ικοσι συντξαι βιβλα). Ц. истор. IV, 7. 86 Orig. Homil. I in Luc. (Migne ser. gr. tom. XIII. col, 1803); Ambros. Prooemium in Lucam (Migne, 1. XV, col. 1533); Hyeron. Prelog. Comment. in Evang. Mattaei (Migne, t. XXVI, col. 18). 87 Grabius, Specileg. ss. Patrum es heraeticorom, tom. II, p. 38; cf. Kirchhofer, Quellensammlung zur Geschichte des N. Canons, s. 414–415; cf. 75. Anmerk. 7. 88 См. рассуждения об этом y Тирша: Versuch zur Herstellung des histor. Standpuncts fur die Kritik der N. Schriften, s. 393–395. Cf. Tischendorf, Wann wurden unsere Evangelien verfasst? s. 51. 89 «Βασιλεδης τονυν και Ισδωρος… φασν ερηκναι Ματθαν ατος λγους ποκρφους, ος κουσε παρ το Σωτρος κατ δαν διδαχθες». (Philosoph. ed. Cruice, lib. VII, § 20, p. 344).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

870 Собрание государственных грамот и договоров. ч. 1, 149, 152,153 154, 157, 159, 160, 161, 162. 871 Не подобает, говорили они, в христианах властем быти и воевати, не хощем ведомы быти от господней, яко несть треб быти начальством в христианстве. Многословное послание в рукописи библ. Кирилло-Белоз. мон. 1108 л. 120. 253. Общественное обсуждение в XVI в. вопроса о власти развито подробно у Николаевского. Русская проповедь в XV в XVI в. Жур. Мин. Народ. Просв. 1868. Апрель, ч. 138, 93–104. 876 л. 244–245. Здесь приведено обширяое толкование Св. Василия Великого на 13–21 ст. II гл. 1 Петрова послания, но никакого толкования не находится в ряду экзегетических сочинений св. Василия ни в переводе на русский язык, ни в подлиннике. Migne. Patrol. curs. complet. ser. graec, tom XXIX–XXX. S. Basilii tom. I–II. – В 13-м слове Просветителя, в котором Иосиф Волоцкий доказывает необходимость строгих преследований еретиков, он точно также помещает здесь рассуждение о власти и ее правах, которое в некоторых выражениях и особенно в текстах Св. Писания очень сходно с рассуждением Даниила о том-же предмете, но только отличается от него значительною краткостью. У Даниила хотя и не так последовательно, но за то более обширно изложено учение о власти. Просвет. 13, слово, 534–S35. 878 л. 255–256. Цитата взята из следующего сочинения Иоанна Дамаскина . λγος ποδεικτικος περ τν γων κα σεπτν εκνων πρς πντας χρισριανος κα πρς τν Βασιλα Κωνστυνιτνον τν Καταβαλιvεv πρς πτας αρετκος и взята в соответствующем подлиннику переводе. См. Migne, Patrolog. Curs. complet. ser. graec. tom. XCV. S. J. Damasceni tom. II pag. 317. 879 Рук. M. Д. А. 197 л. 274. См. также Окружное послание. рук. М. Д. Ак. (не разборчиво) л. 422. Памятники старинной русской литературы, изд. Кушелевым-Безбородко, вып. IV, С-ПБ. 1862, 198. 880 Рук. М. Д. Ак. 197, л. 262, 263. 265. Это слово Златоуста было весьма распространено в древней русской письменности (См. напр. рук. Москов. Синод. библ. (не разборчиво) ст. кат. л. 418–429. Описание Горского и Невоструева отд. II кн. I, 45–47. Оно известно в списке Златоструя в рукописи XII в. Малинин. Исследование о Златоструе, 357. Оно в древности печаталось вместе с словом св. Ефрема Сирина об антихристе в отдельной брошюре. Подлинное название слова следующее: Λγος περ ψευδοπροφιτν κα ψευδοδιδακσκλων κα θων αρετικν κα περ σημυετελειας το τνος τοτου. Перевод слова, в каком оно находится в цитате Даниила, не представляет никаких уклонений от мыслей его подлинника. Migne. Patr. cur. compl. ser. graec. tom, LIX. S. I. Chrysostomi tom VIII, p. 563, 558, 559, Inter Spuria. На это же самое свидтельство Златоуста ссылается и Иосиф Волоцкий . Только у него оно отличается большею краткостью и не имеет пред собою указания того слова Златоуста, откуда оно заимствовано. Просветитель, 13 слово, 531.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010