62 Во времена св. Епифания это еретическое сочинение также уже было; но св. Епифаний, по-видимому, не видел его. Об этом, равно как о сходстве этого сочинения с древним по содержанию, можно судить из слов св. Епифания: vid. haeres 70, num 10,–Petavii edit, tom. I, pag. 822. 72 Послания их об этом находятся также между творениями св. ibidem tom. 2, Ancorati pag. 2–4. 74 См. ПосланиеЕвсевияеп. Кесарийского об изложенной в Никее Вере, в Церк. Ист. Феодорита кн. 1, гл. 12. 76 Adversushaeres., haeres. 74, num. 14, edit. Petavii 1682 ann.Tom. 1, pag. 904, Сочинение это писано значительно позже Якоря. 77 Edit. Parisiis 1830 ann, Орр. s. Bisilii tom. 3, pars 2, pag. 443 et 444, epistola 204, num. 6. 83 Ejusdem edit pag. 62, Сократ. Церк. Ист. кн. 1, гл. 26, – et pag. 485, Созомен. Церк. Ист. кн. 2, гл. 27. 85 Benedict. edit. 1698 ann. Opp. s. Athanasii tom. 1, p. 1, pag. 289, epist. ad. episcop. Egypti et Libyae num. 18. 86 Сличая вероизложение св. Александра с вероизложением св. Дионисия и символом Ариевым, можно представить себе приблизительно текст александрийского символа в следующем виде «Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя (св. Дионисий и Арий). И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков (св. Александр), рожденного прежде всякого создания (св. Дионисий), чрез которого все произошло, как на небесах, так и на земле (Арий), сошедшего и воплотившегося (Арий и св. Александр), и вочеловечившегося (св. Дионисий), распятаго и умершего, воскресшего из мертвых, вознесшегося на небеса, седящего одесную Отца (св. Александр) и опять грядущего судить живых и мертвых (Арий). И во единого Духа Святого. Во едину вселенскую апостольскую Церковь . В отложение греха, в воскресение мертвых (св. Александр), и в жизнь будущего века и в царство небесное» (Арий). 88 Статья «О символе апостольском» в июньской книжке Revue Moderne 1865 ann.– Статья эта переведена в «Трудах Киевской Дух.Академии» за 1865 год. 95 Именно: Edm. Martene, De antiquis ecclesiae Ritibus tom. 1, col. 88 edit. Antverpiae 1736 aim.; Rubeis Dissert, de liturgicis Ritibus p. 247; Muratorii Liturg. Roman, tom 1. pag. 540; Assemanni Codex Liturg. eccles. univers. tom. 1, pag. 11; Merati Observations ad Barth. Cavanti Thesaur. sacr. rituum tom. 1, pag. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

При этом он должен был исполнять некоторые нравственные предписания, которыми старались испытывать его постоянство, «старались изгнать из него всякое стремление к удовольствиям и внушать ему желание истины» (Ibid., стр. 154). 202 Августин. «De catechizandis rudibus.» Cap. XV n 26 Curs. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL, col. 330; в русск. пер Христ, Чт. 1844 г. ч. III стр. 34. 203 Августин. «De catechizandis rudibus.» Cap. XVII, n. 26. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL, col. 330–331; Ср. в русск. пер. Христ. Чт. 1844 г., III, стр.34–35. 204 «Собор Неокесарийск.» прав. 5. Συνταγμα. Ραλλη και Ποτλη. Tom.III. Αθην. 1853 г. pag 77. Иоанн: «Опыт курса церковн. законов». Том. I. Спб. 1851 г., стр. 362. 205 Зонара. «Not. in can. V concil. Neocaesar». « Δο τξεις σαν τν κστηχουμνων τ παλαιν» Вальсамон. Ibid. » Δο τξεις τν κατηχουμνων εσν»... Συνταγμα Ραλλη και Ποτλη. Tom. II. Αθην. 1853 г., pag. 77. Беверегий. « Συνοδικον» Sive Pandectae canonum»… Tom. II. Edit. 1672. г. Охоп. «Annotal, pag. 80–81. Свицер «Tesaur. Eccles». Tom. II. Edit. 1746 г. pag. 72. Touttec. sn. Cyril. Hierosol. Dissertat». Curs. Complet. Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 143. 206 Binterim. «Denkwurdigkeiten». Band. I. Theil. 1. 16. Bezoles. «Le Bapteme». Par. 1871 г. стр. 59. Смирнов. «Богослужение христ. со врем. апостол, до IV в.». (Труды. Киевск. Дух. Акад. 1875 г. том. IV стр. 177). Мальдонат, «De baptismo». Cap, 1. (Христ. чт. 1849 г. ч. 1 стр. 430). Martene. «De Antiquis ritib». Pars. 1, Cap. 1., art. 1. 1700 г., pag. 29. Chardon, «Hiseoir. des. sacraments». Pars. 1, cap. II, Curs; Complet. Theolog. Tom. XX, col.. 17–18. Pelliccia. «De christ. Eccles. politia». Tom. 1, Colon 1829 г. pag. 4. Последний ученый, впрочем, согласен также думать, что было только два класса, ibid. 207 Впрочем, Мальдонат называет классы иначе, а именно: «слушающие», «просящие и каюшиеся» (poenitentes). Martene же называет их так: «слушающие», «просяшие» и «избранные»; «коленопреклоняющих» же он, не причисляет к особому разряду; по его мнению, последние были те из оглашенных, кои в наказание за какое-либо преступление должны были слушать слово Божие, стоя на коленях. 209 Bingkamus. «Antiquit. Eccles». Vol. IV. lib. X, cap. II. de divers, cateen, gradib., pag. 16–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1065 Киприан. Ibid... post resurrectionem a Domino Apostoli ad gentes mittuntur in nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti baptizare gentiles jubentur. Quomodo ergo quidam dicunt foris extra Eccelesiam et contra Ecclesiam, modo in nomine Iesu;Christi, ubicumque et quomodocumque gentilem baptizatum remissionem peccatorum consequi posse, quando ipse Christus gentes baptizari jubeat in plena et adunata Trinitate». Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. III, col. 1120; Ср. «Твор. Кипр.» в русск. пер. Том. I, стр. 295. 1067 Ориген. «Comment. In Epsit. Roman. VI. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. IV, col. 1039­1040. 1068 «Constitut. Apostol.» Lib. III, cap. XVI; ср. Lib. VI, cap. XLIII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. I, col. 797 et 1045; «Апост. Пост.» в русск. Пер. 117 и 241. 1069 Апост. Прав. 49. « Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος κατ τν το Κυρου διταξιν, μ βαπτση ες Πατρα κα Yιον κα Αγιολ Πνεμα, ες τρες νρχους, ες τρες υιος, ες τρες παρακλτους – καθαιρεσθω» » Συνταγμα. Ραλλη κα Ποτλη. Tom. II, Αθην 1852 г. pag; 65; ср. «Курс церк. Законовед.» Иоанна Том. I, СПб. 1851 г., стр. 196. 1071 «Constitut. Apostol». Lib. VII; cap. XXII; Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col. 1012. «Апост. пост.» в русск. пер. стр. 219. 1072 Тертуллиан. De coron. milit. cap. III; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. II, col. 79… «amplius atiquid respondents, quam Dominus in Evangelio determinavit». 1075 Афанасий Александрийский . Epist. ad. Serap. 1, n. 30. Ο πεξαιρομενος τι τς Τριδος. Κα ν μν τ το Πατρς νματι βαπτιζμενος, ν μν τ Yου, χωρς γετο Πνε ματος, ν Πατρ κα Y, υδν λαμβνει, λλ κενς κα τελς ατς τε κα δοκν διδναι; ν τ Τριδι γρ τελεωσς στιν«. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXVI, col. 597. 1076 Василий Великий. «DeSanct. Spirit.», cap. XIX; Curs. Compl. Patrol; Ser. Graec. Tom. XXXII. col 117; в русск пер. «Твор Вас. Вел.», т. III, стр. 273. 1077 Дидим. «De Spirit. Sanct».Cap. XXIV. Curs. Compl. Patrol Ser. Graec. Tom. XXXIX, col. 105. Non arbitror quemquum tarn vecordem atque insanum futurum, ut perfectum baptisma putet id quod datur in nomine Patris et Filii, sine assumptione Spiritus sancti; aut rursus in nomine Patris et Spiritus sancti; поп praepositio vocabulo Patris. Licet enim, quis possit exsistere saxci (ut ita dicam) cordis, et penitus mentis alienac, qui ita baptizare conctur, ut unum de praeceptis nominibns, praetermittat. videlicet contrarius legestator Christi; tamen sine pirfectione baptizabit uno penitus a peccatis liberare non poterit, quos a se baptizatos existi monerit.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

928 Иероним. Dialog. contra Lucifer, cap. VIII. «Nam et multa alia, quae per traditionem in Ecclesiis observantur, velut in lavacro ter caput mergitare, deindo egresses, laclis et mellis gustare concordiam». Curs. Compl. Palrolog. Ser. Lat. Tom. XXIII, pag. 164. Здесь, по мнению Свицера, «mergitare» стоит вместо « βαπτξειν» Svicer. «Thesaur. Eccles». Tom. I, Edit. .1746, pag. 622. 934 Апост. прав. 50. Ε τις πσκοπος πρεσβτερος μ τρα βαπτσματα μιας μνσεως λλ ν βπτισμα, τ ες τν θνατο το Κυρου διδμενον, καθαιρεσθω… Σνταγμα κανον. Ραλλ κα Ποτλη. Tom. II, Αθην . 1852, pag. 60; срав, в русск. пер. «Курс ц. законов» Иоанна . т .I, СПб. 1851, стр. 196. Soicerus (Thesaurus Eccles. Tom. 1, pag. 623) останавливаясь на этом правиле замечает: « βαπτισμα » v el « βαπτισμς» notat proprie immersionem, intinctionem. Hinc baptisma idem quod " καταδυσις » Can. Apostol. Ubi tres immersiones dicuntur «tria baptismata» unius mysterii sev initiationis». 935 В истории Флорентийского собора, писанной Сиропулом (sect. IX, cap; IX) грек, Григорий Протосникель, по поводу спора с Петром Калабрийским, замечает: βπτισμα значит погружение в воду и потом извлечение из нее (См. приб. к Твор. отц. ч. XIV. стр. 438, прим. I.). 940 Подробнее относительно этого см. у Смирнова " Происхожд. и литургич. характер таинств». Труд. Киевск. дух. Акад. 1874 г. т, IV. 941 Тертуллиан ... " De Coron milit». cap. III, ter mergitamur. quam Dominus in Evangelio delerminavit», Curs. Compl. Patrol., ser. Lat. Tom. II. col. 79. 942 Апост. прав. 49. « Σνταγμα κανων« . » Ραλλη κα Ποτλη » Tom. II, Αθην . 1852, pag. 66. Иоанн . " Опыт, курс. церкв, закон.» Том. I, Спб. 1851, стр. 196. 944 Феодорит. «Hamil. fabul.». Lib. IV, cap. III. Curs. Compl. Patrol. ser. Graec, Tom. LXXXIII, col. 420. 945 Пелагий . «Epist ad. Gaudent. ар. Gratian. distinet. IV, cap. LXXXII. Evangelicum vero praeceptum, ipso I. Christo tradente nos admonet in nomine Trinitatis, trina ctiam mersione sanctum baptisma unicuique tribuere, dicente Domino discipulis suis. Ite.. et caet. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom, CLXXXVII, col. 1826 – 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

67 Василий Вел. «Exhortal ad Baplism». Curs. Complet. Patrol. Ser. Graec. Tom XXXI, col. 425; в русск. пер. «Твор. св. Отцев». Том. IV. М. 1855 г., стр. 225–226. 68 Григорий Наз. «Oral. in S. lumina XXXIX», n. XVII. Curs. Complet. Patrol. Ser. Grace Tom. XXXVI, col 353–355; в русск. пер. «Твор. Григор. Богосл «ч. III, M. 1844 г., стр. 267–268. 69 Кирилл александр. «In Ioann. Lib. II», cap. LVII Veluti lex Mosaica futurarum rerum et spirilualis cultus praeparalio quaedam f " uit occultam veritatem parturiens; sie baptismus Ioannis ad baplismum Chrisli collatus praeparalionis vim obtinet. Vid. Brenner «Katbolische Dogmatik. Band. III. Frankfurt an Main. 1829 r. pag. 133–134. Такое же учение мы находим, у Тертуллиана («De Baptismo», Cap. X. Curs. Complet. Patrol.. Ser. Lamin. Tom, I, col. 1210–1212; в русск. пер. Карнеева. СПб 1847 г. ч. II. стр. 15–16), Златоуста («in Matth. hom. XII», n. 3. Curs. Complet. Patrol. Ser. Grace. Tom. LVII. col. 206; в русск. пер. M. 1843. Tom. I, стр. 225), Августина («De Bapl. contra Donat.» lib. V, cap. X, n. XII; Curs Complet, Patrol. Ser Lalin. Tom XLIII, col. 1831. Иеронима («Dialog. contra Lucifer», cap. VII; Gurs. Complet. Patrolog. Ser Latin. Tom. XXIII, col. 161–163.) и др. «Он (Иоанн) крестил во Иордане, замечает Кирилл иерусалимский , – выходил к нему весь Иерусолим, приемля начатки крещения». (Catech. III, n. VII, Curs. Complet Patrol. Ser. Grace Tom. XXXIII, col. 456; по русс. пер. M. 1855 г., стр. 48). Иоанн Дамаскин обстоятельно говорит: крещение Иоанново подготовительное, которое приводило крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа (Curs. Complet Patrol. Ser. Graec. Torn. XCIV, col 1124; по русск. пер «Точн. излож. Правосл. веры». M. 1814, кн. IV, гл. 9, стр. 238). Подробнее относительно свидетельств древней Церкви в данном случае см. Вгеппег. «Katolische, Dogmatic.». Band. III. Franefurl in Main, 1829 г. S 133–135. Макарий, «Догматич. Богосл.» СПб. 1852 г. T. IV. стр. 103–105. 70 Buddeus «Theol Dogmat.» lib.; V, с. 1. § 2. Zwingli «Do vera et falsa relig». cap de baptism. Calvin Instill. rolig. Christian». Lib. XIV. cap. 15; § 7. Vid. Augusti «DenkwurdigkciLen» Band. VII Leips. 1825 r. S. 31–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1702 Амвросий. Comment. in Ephes. Vers. 11 и 12. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. XVII, col. 388. 1705 Тертуллиан. «De baptismo», cap. XIX. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. I, col 1222, в русск. пер. Карнеева, ч.II, СПб. 1847 г. стр. 27. Под днем Пятидесятницы, как думает Бингам, в данном свидетельстве разумеется не только один день Пятидесятницы, но и все время между Пасхой и Пятидесятницей, потому что дни между этими торжественными праздниками христианской церкви считались во время тертуллиана праздничными. Тертуллиан. De idololatr. cap. XIV. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. I, col. 683. Русск. пер. Карнеева. Ч. I, стр. 136, Бингам. «Antiquit. Eccles» Tom. IV, Lib. XI, cap. VI. Ed. 1755, p. 250. 1706 Siricius Papa «Eumerio Tarraconens epist. 1» (ap. Gratian Disl. IV, с, XII. Non ratione auctorilatis alicujus, sed solo temeritate praesumitur, ut passim ас libere Natalitiis Christi sen Apparilione, пес non et Aposlolorum, seu martyrum feslivitatibus, innumerae, ut asseris, plebes baptismi mysterium consequantur, quum hoc sibi privilegium et apud nos, et apud omnes ecclesias dominicum speciahter Pascha defendat cum suo Pentecoste. Curs. Compl. Patrolog. Ser Lat. Tom. CXXXVII, col. 1795–1796. 1707 Лев Великий. «Epise. XVI ad Episcop. per Siciliam», cap. 1. Curs. Compl. Patrol. Tom LXXXIV, col. 758. 1708 Геласий. «Epist. IX Episcop. per; Luraniam.» cap. VII. Baplizandi sibi quisquam passim quocumque tempore nullum credit inesse fiduciam, praeter paschale festum. et praeter Pentecostes venerabile sacramentum ex cerlo duntaxat gravissimi longuoris in cursu in quo verendum est ne morbi crescente periculo sine remidio salutari tartossis aegrotans exitio praeventus abscedat. Curs. Compl. Patr. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 802. 1710 Иероним. «Comment. in Zachar»., cap.: XIV, v. 8: Aquas viventes multi ad baptismum referunt, quae. in vere et. in aestate, hoc est in Pascha et Pentecoste siticutibus largiendae sunt, Curs. Compl Patrolog. Ser, Lat. Tom. XXV, col. 1528. Тоже видно из его книги против Иоанна Иерусалимского, где он говорит, что около пятидесятницы 40 человек разного возраста и пола крестились в Вифлееме, а другие кающиеся, пришедшие креститься в день Пасхи, отринуты были епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

123 Кирилл Иерусалимск. «Catech. V, n. 3. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 457. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 г., 51–52. 124 Августин «De calechizandis rudibus», cap. III. n. 5. Cars. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL. col. 313. Ср. в русск. пер. Христ., чт. 1844 г., ч. III, стр. 9–10. 125 Кирилл Иерусалимск. «Praefal» n. 11, Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 т., стр. 13. 126 Кирилл Иерусалимск. «Praefal». n. 11; Curs.. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom, XXXIII col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. М. 1855 г., стр. 13 – 14. 128 «Concil Agatensis», can. XIII. Символ должно преподавать публично просящим в храме, во всех церквах в один день, т.е. за 8 дней до воскресения Господа». «Symbolum ctiem placuit ab omnibus ecclesiis una die, id est, ante octo dies Dominicae resurrectionis publice in ecclesia competentibus trade». Curs. Complet. Patrolog, Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV, col. 265. Bruns… «Canones Apostol. Et Concill., pars. II. Berol. 1839 г., pag. 149. 129 Isidor Hispaleus: «De eccles. officiis». Lib. 1, cap. XXVIII, 2. Hoc autem die (h. e. dies Palmorum) Symbolum competentibus traditur, propter continenten dominicae paschae solemnitatem»... Curs. Complet. Potrolog. Ser. Latin, Tom. LXXXIII, col 763. 130 «Concil Bracarcus. II (572 г.), can. I, «Placuit omnibus episcopis..., et modis omnibus praecipore, ut sicut antiqui cacones jubent, ante viginti dies haptismi... catechumeni symbolum, quod est, «Credo in Deum patrem omnipolentem», Specialiter docentur. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV. col. 571, «Bruns. Cann. Apostol., et Concil., pars. II, Berol 1830 г., pag. 39. 131 Видно из древнего римского чина оглашения. См. Martene. «De antiquis Eccles. rilibus». Lib. l, cap, 84. Art. XI, pag 84. 132 Августин. «Serm. LVIII». Cap. 1. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin: Tom. XXXVIII, col. 393. 135 Иероним. «Lib, contra Ioan. Hicresolim»., cap. XXVIII. Curs. Complet. Palrolog. Ser, Latin. XXIII, 380.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1648 Карл Великий постановил, чтобы над каждой купелью был балдахин или киворий. «О крещальнях в др. хр. церкви». Прав. СПб. 1859 г. ч. III, стр. 63–64. 1650 Как иногда великолепны были украшения крещальных купален, можно судить по древнему описанию купели латеранского баптистерия. Migne. Cars. Compl. Patrol. Tom. CXXVII, с. 1515–18, Lib, pontif 36. 1656 Евсевий. «Histor. Ecclesias». Lib. X, cap. III. Curs. Compl. Palrolog. Ser; Graec. Tom. XX, col. 845–848. Соч. Евсевия в русск. перев. ч. II, Спб. 1858 r. стр. 500–501. 1658 Primitus fiat aqua benedicta cum litania. Deinde dicatur oratio: «Omnipotens, sempilrerne Deus, fons omnium vormumum et plenitudo graliarum, dignare hoc vasculum, sacro baptismati destipatum, majestatis tuae praesentia consecrarei ut, qui ubique lotus es, etiam hic adesse te nostris precibus sentiamus. Tunc aspergat poutifex ipsum baptisterium aqua benedicta addens pdorem incensi. Vid. Volgebing. «Thesaurus select. commentat Tom. 1, pars. 1, 1847, pag. 117. 1659 Евагрий. «Histor. Eccles». Lib. II, cap. 8. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. LXXXVI, col. 2525. 1664 Binghamus. «Antiquit. Eccles». Tom. III, Lib. VIII, cap. VII, § VI Magdeburg. 1758 т. p. 259. 1665 Steph Durantus: «De antiquis ritibus Eccles» Lib. 1, cap.-XIX. n. III. Colon. 1592, p. 109. Antiquitus unum tantum per singulas urbes fontem, sive locum, quem baptisterium appellahant, prope majorem civtntis basilicum majores nostri condiderunt. 1666 Григорий Туронский. «Histor; Francor». Lib. X. Cap. 31, §19. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXI col. 571. 1668 Harduin. «Acta conciliorum».-Tom III. Paris. 1714. col. 1996 Concil. Vernens. (740 r.): cap. VII. Ut publicum baptisterium in nulla parochial esse debeat nisi ubi episcopus constituerit, cujus parochial est. 1671 Трульского собора правило 59. Μηδαμς εν εκτηω ικω, ντον ικιας τυγχνοντι, βπτισμα πιτελεσθω αλλ’ ο μλλοντες αξιοσθαι το αχρντου φοτσματος, τ ις καθολικας προσςρχσθωσον κκληοαις, κακεσε τς δωρε ς τυτης απολαυτωσαν. » Σνταγμα Ραλλη κα Ποτλη». Tom. II, Αθην. 1652 р. 438–439. Иоанн. «Опыт курса церк. законов.» Том. II, стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1994 Τν γαν κα μοουσιον Τριδα, τον ληθινον Θεν ημν, ω πρπει πσα δξα ες τους αινος τν αινων. 1996 См. биографию его ученика Иоанна, гл. 2, в Mignés ed., i, 25 sqq. Кейв верит в эту историю и подкрепляет ее палестинским происхождением Епифания, а также его знанием еврейского языка, что тогда было очень редко (единственный отец церкви, обладающий этим знанием, кроме Епифания, – Иероним). 2000 Hieron., Apol. adv. Rufinum, 1. iii, c. 6 (Opera, tom. ii, 537, ed. Vail.), 1. ii, 21–22 (tom. ii, 515). Иероним говорит, что «папа» Епифаний прочел шесть тысяч [?] книг Оригена и что в своей апологии против Руфина и в своих посланиях он говорит о нем с большим уважением, хотя и ведет против Оригена войну. Но Иероним признает, что эти высказывания нуждаются в тщательной и серьезной проверке. В своей Liber de viris illustribus, cap. 114, он весьма общо описывает его в двух фразах: «Epiphanius, Cypri Salaminae episcopus, scripsii adversus omnes haereses libros, et multa alia, quae ab eruditus propter res, a simplicioribus propter verba lectitantur. Superest usque hodie, et in extrema jam senectute varia cudit opera». 2001 γκυρωτς, Ancoratus, или Ancora fidei catholicae (Якорь католической веры), в tom. ii Петавия; tom. iii, 11–236 – Migne. 2003 Πανριον, Panarium (Panaria), sive Arcula, or Adversus Ixxx haereses (Petavius, tom. i, f. 1–1108; Migne, tom. i, 173–1200, tom. ii, 10–832). Сам Епифаний называет его πανροον, ετ ον κοβτον ατρικν κα θηριοδηκτοκν, Panarium, sive Arculam Medicam ad eorum qui a serpentibus icti sunt remedium (Epist. ad Acactum et Paulum, в Oehler ed., i, p. 7). 2004 См. сборник De haeresibus, удобное собрание произведений латинских авторов: Филастрия, Августина, Praedestinatus (первая книга), Псевдо– Тертуллиана , Псевдо–Иеронима, Исидора Гиспальского (Isidorus Hispalensis) и Геннадия (De ecclesiasticis dogmatibus) в первом томе Franz Oehler, Corpus haereseologicum, Berolini, 1856. Этот сборник предполагается сделать восьмитомным. Tom. ii-iii содержат антиеретические труды Епифания; остальные тома предназначены для сочинений Феодорита, Псевдо– Оригена , Иоанна Дамаскина , Леонтия, Тимофея, Иринея и Nicetae Choniatae Thesaurus orthodoxae fidei.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

61 Во времена св. Епифания это еретическое сочинение также уже было, но св. Епифаний, по-видимому, не видал его. Об этом, равно как о сходстве этого сочинения с древним по содержанию, можно судить из слов св. Епифания vid haeres 70, num 10, – Petavii edit tom I, pag 822. 71 Послания их об этом находятся также между творениями св. Епифания, – ibidem tom 2, Ancorati pag 2–4. 73 См. Послание Евсевия еп. Кесарийского об изложенной в Никее Вере, – в Церк. Ист. Феодорита кн. 1, гл. 12. 75 Adversus haeres, haeres 74, num 14, edit Petavii 1682 ann Tom 1, pag 904. Сочинение это писано значительно позже Якоря. 82 Ejusdem edit pag 62, Сократ Церк. Ист. кн. 1, гл. 26, – et pag 485, Созомен Церк. Ист. кн. 2, гл. 27. 84 Benedict edit 1698 ann Opp. s Athanasii tom 1, p 1, pag 289, epist ad episcop Egypti et Libyae num 18. 85 Сличая вероизложение св. Александра с вероизложением св. Дионисия и символом Ариевым, можно представить себе приблизительно текст александрийского символа в следующем виде „Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя (св. Дионисий и Арий). И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков (св. Александр), рожденного прежде всякого создания (св. Дионисий) чрез которого все произошло как на небесах, так и на земле (Арий) сошедшего и воплотившегося (Арий и св. Александр), и вочеловечившегося (св. Дионисий), распятого и умершего, воскресшего из мертвых вознесшегося на небеса, седящего одесную Отца (св. Александр) и опять грядущего судить живых и мертвых (Арий). И во единого Духа Святого. Во едину вселенскую апостольскую Церковь . В отложение греха в воскресение мертвых (св. Александр), и в жизнь будущего века и в царство небесное» (Арий). 87 Статья «О символе апостольском» в июньской книжке Revue Moderne 1865 ann – Статья эта переведена в «Трудах Киевской Дух. Академии» за 1865 год. 94 Именно Edm Martene De antiquis ecclesiae Ritibus tom 1, col 88 edit Antverpiae 1736 ann; Rubeis Dissert de liturgicis Ritibus p 247 Muratorii Liturg Roman tom 1 pag 540; Assemanni Codex Liturg eccles univers tom 1, pag. 11, Merati Observationes ad Barth Cavanti Thesaur sacr rituum tom. 1 pag 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010