95 Hist. Bysant. Gregor. Vol. II, pag. 894 et seq. Demetr. Cydow. advers. Palam. vid. Petr. Arcud. opuscul. aur. Theolog. pag. 405–443. – Manuel. Calecae de substant. et opéral. Dei contr. Palam. Biblioth. Vet. Potr. ed. Lugd. T. XXVI, pag. 321–344. Leon. Allat, de perpel. consession. Eccl. Orient, atque Occident, ed. Colon. 1648 ann. pag. 802 et sequent. 98 Graetser. annotat, ad hist. Cantacuz. Vol. histor. Cantacuz. III, pag. 497, 498. Kirchengesch. Schröck. Th. XXIV, S. 438, 439 100 Dionys. Petav. de dogmat. Theolog. Tom. I. pag. 95–102, 304–306. Boivin, annotat, ad hislor. Cantacuz. Vid. Vol. Hist. III, pag. 500. Manuel. Calecae de essent et operat. Dei cedv. Palam. Vid. Biblioth. Veter. Patr. edit. Lugd. Tom. XXVII, pag. 321. Demetr. Cydon. adv. Palam, in Opuscul. aur. Petr. Arcud, pag. 405–443. 101 Dionys. Petav. de dogmat. Theolog. Tom. I, cap. 12, pag. 96. στορ. κκλ. Μελτ. Τομ. 3, σελ. 210. 102 Hist. Eccl. Ignat Hiacynti ed. 1740, Tom. V. pag. 80. 82. Kircheng. Schrück Tom. XXIV, Seite 450 et 451. 103 Δεκλογος ονσα Παλαμα, κδ. ϑν. Сравн. Прав. Исповед. Веры св. Паламы. Воскр. Чт. 1841 года стр. 17–21. 108 Manuel. Caleca de Substantia et operat. Dei Biblioth. veter. Patr. Lugd. Tom. XXVI, pag. 322. Dionys. Petav. Opus de Theolog. dogmat. Тот. 1, cap. XIII, pag. 97. 110 Все значение этих Соборов и подвигов на них святого Паламы в раскрытии православного учения о предметах тогдашнего спора, как и само изложение этого учения не могут быть представлены в подробнейших чертах: поскольку не изданы необходимые для этого сочинения святого Паламы против Варлаама, Акиндина и Григораса, и творения Патриарха Филофея и других писателей, защитников св. Паламы; а исследования об этих соборах и об известном учении врагов св. Паламы Никифора Григораса, Еммануила Калеки, Димитрия Кидония, Петавия и других представлены не полно и совершенно в извращенном виде. 111 На первом соборе председательствовали Император Андроник младший Палеолог и Патриархи Константинопольский Иоанн Калека и Иерусалимский – Лазарь; присутствовали послы от Патриархов Александрийского и Антиохийского также Иоанн Кантакузен, святой Симеон Солунский , святой Григорий Сиваит и Исидор, Филофей и Каллист, бывшие потом Патриархами Константинопольскими. (Hist. Cantacuz. Volum. I, pag. 551. Boivin ad histor. Gregor. Vol. histor. Gregor. II, pag. 1254, Dionys. Petav. de annotat. Theolog. dogm. Tom. I, cap. XII, pag. 95–96. Добролюбие издан. Москв. 1822, часть IV, стран. 15, предисловие к словам Диодоха. στορ. Μελτ. τομ. 3, S. 208–211)

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Это были одни из наиболее достойных представителей древнего монашества, которые, в большом количестве посланий, экзегетических и аскетических трактатов, с ученостью, благочестием и умеренностью обсуждают почти все богословские и практические проблемы своего века. §171. Кирилл Александрийский I. S. Cyrillus , Alex, archiepisc: Opera omnia, Gr. et Lat., cura et studio Joan. Auberti. Lutetiae, 1638, 6 vols, in 7 fol. To же самое издание с существенными дополнениями – J. P. Migne, Petit-Montrouge, 1859, 10 vols. (Patrol. Gr., tom. lxviii-lxxvii). См. также Angelo Mai, Νουα Bibliotheca Patrum, tom. ii, pp. 1–498 (Rom., 1844), tom. iii (Rom., 1845), где есть несколько произведений Кирилла, напечатанные впервые, например: De incarnatione Domini; Explanatio in Lucam; Homiliae: Excerpta; фрагменты из комментариев на Псалтирь, послания Павла и соборные послания. (Эти дополнения включены и в издание Миня.) Cyrilli Commentant in Lucca Evangelium quae supersunt, Syriace, e manuscriptis apud museum Britannicum, edidit Rob. Payne Smith, Oxonii, 1858. To же самое с английским переводом и ценными замечаниями – R. P. Smith, Oxford, 1859, 2 vols. Новое издание трудов Кирилла, в том числе его комментарии на малых пророков, Евангелие от Иоанна, пять книг против Нестория, Scholia на Воплощение, etc., тщательно подготовил Philip Pusey (сын доктора Пьюзи). Oxf., 1868–81. 5 vols. Английский перевод в оксфордской Library of the Fathers. 1874 sqq. См. интересный очерк Ph. Pusey (ум. в 1880) и его издание в «Church Quarterly Review» (London), Jan., 1883, pp. 257–291. II. Отдельные упоминания о Кирилле у Сократа , Мария Меркатора и в постановлениях вселенских соборов Эфеса и Халкидона . Tillemont : Tom. xiv, 267–676, notes, pp. 747–795. Cellier : Tom. xiii, 241 sqq. Acta Sanctorum : Jan. 28, tom. ii. A. Butler : Jan. 28. Fabricius: Biblioth. Gr., ed. Harless, vol. ix, p. 446 sqq. (Vita болландистов и Noticia literaria, автор Fabricius, есть также в Migne, tom. ι, pp. 1–90.) Schröckh , Theil xviii, 313–354.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

3, стр. 130. В другом месте он именует Ангелов Хранителей: φρουρο κα φλακες (на Ис. 33 . Ч. I, стр. 295). 481 Quaest. et respons. inter. Opp. S. Instini M. Quaest. LXXV, pag. 436–437. Conf. Quaest. XXX, p. 410 ed. Colon. 482 Сюда относятся слова Григория Нисского: «служение сих духов в том и состоит, чтоб быть посылаемыми для попечения о спасении спасаемых» (contr. Evnom. Lib. I. Tom II, p. 350), также слова Иоанна Златоуста : «служение Ангелов в том состоит, чтобы по воле Божией способствовать нашему спасению» (Hom. III. in Ep. ad Hebr., cap. I, p. 28. Montf. Tom XII). 483 В двух канонах и в молитвах к Ангелу Хранителю подробно исчисляются действия сих Ангелов, именно: они, как хранители, помощники и спребыватели, защищают нас от напастей, от врагов видимых и невидимых, стерегут от, опасностей во сне, и бодрствовании. Как, предстатели и заступники, ходатайствуют за нас пред правосудием Божиим, во дни жизни нашей, при смерти, по исшествии душ, во время прохождения её чрез мытарства, и на судии. Как пестуны, покровители и благодетели, наставляют нас на всё благое, руководствуют по верному пути к вечному спасению, низводят на нас благословения от Бога и т. п. 486 Добротол. Часть IV, глав. 81, лист 250. Слич. гл. 30, лист 246, на обор. и гл. 75, л. 249, на об., изд. 1840, in 8. 488 Lib. ad Honorat. de Grat. N. T. Ep. CXI, cap. XXIX. Tom II, pag. 448, conf. de Civ. D. lib. X, c. XII, p. 250. Tom VI, ed. 1729. 490 Epist. ad Theoct. Erem. Tom V. Ep. CLXVI, pag. 520. Conf. Epist. XVI ad Arcad. monach., p. 369. 507 Блаж. Августин внушает, чтобы и в самом чествовании ангелов была любовь, a не рабство. Lib. de v. relig. Tom I, p. 788. Venet. 512 Si custodiunt, vestris custodinnt orationibus advocati. Serm. Contr. Avxent. Epist. Clas. I, p. 866. Tom II. 520 Протестанты уважают мнение Феодорита потому, что в его отзывах о почитании ангелов хотят видеть, согласное со своим мнением, отвержение всяких действий благоговейного чествования св. Ангелов. Защищать правоверие Феодорита в том пункте учения, против которого погрешают протестанты, мы не имеем надобности, тем паче, что всякий, приметив в его отзывах строгие выражения только против такого суеверного почитания ангелов, какое осуждено Апостолом и Лаодикийск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

362 В многих греческих, показанных Гарлесом (Fabric. Bibliothec. Græc. Tom. 8. p. 363), в переводе арабском есть в рукописи 788 и 885 годов; в переводе сирском в рукописи 769 г. и рукописи XIII в. См. Maii Collect. Veter. Auctor. Tom. 4, p. 145. 599. Tom 5. p. 46. Assemani Bibliothec. Orient. Tom 3. p. I. p. 44. Что касается до семи слов, то первоначально они написаны были в виде писем. Глика в своей летописи приводит такие слова из писем (ν πστολαις) Макария Великого , которые читаются во 2й главе 4го слова (Fabr. Biblioth. Tom 8. p. 363). На арабском и сирском встречается также несколько писем Макария (Maii Collect. Veter. Auctor. Tom 4. p. 145. 599. Tom 5. p. 46). 363 Valch. Histor. Eccles. p. 1369 и G.I Voss. Histor. de controversiis, quas Pelagias eiusque reliquiæ inoverunt. Amstelod. 1655. r. Lib. 1. cap. 5. pag. 4. и далее. 374 Беседа XXXVII сравн. Беседа XLIV. § 5. XLI. § 2. Слово о свободе ума. § 24. Слово о хранении сердца. 413 Слова Лаврентия Древинского, смелого защитника православия пред гонителями, на Сейме Варшавском, 1620 г. Истор. об Унии, стр. 69. 415 Поссевин в 1582 г. предлагал: «послать на время некоторых людей, хотя из младых, которые умели бы читать и писать порусски, а Папа паки их возвратит; а там их сам обещает верно в вере греческой у старых Отцов учить с иными, которые в Риме с Востока присланы». Царь Иоанн Васильевич на это отвечал: «невозможно избрати таких людей, которые бы к такому делу были годны; а как такие люди обраны будут, и впредь таких людей к Папе пришлют». Древ. Росс. Вивл. VI, 97. 101. 419 Маржерет, бывший в России 1600–1606 г., писал: «a народ русский не знает ни школ, ни университетов. Одни священники наставляют юношество чтению и письму, чем немногие, впрочем, занимаются» Сказания современн. Самозванца, Ч. III. стр. 27. Подобное пишет Маскевич. Там же Ч. V, стр. 66, 67. 421 «Челобитная» Арсения Боярину Салтыкову, в которой защищаются исправления, сделанные преподобным Дионисием и Арсением в Потребнике, и обличаются многие ошибки в выпущенных доселе московских изданиях церковных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

481 Concil. Bracarensis II, cap. 1. «Placuit omnibus episcopis... hoc modis omnibus praecipere ut sicut antiqui canones jubent. ante dies viginti baptismi ad purgationam exorcismi calechumeni currant.» Curs. Compl. Patrel. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 571 Bruns. – Canones Apostol, et Concil pars II Berol. 1839 pag. 39. 484 Долоцкий. «Оглаш. в древн. церкви» Христ. Чт. 1849 кн. 1, стр. 461–462. Впрочем, последние существовали не далее начала III века; с этого же времени совершителем заклинания являются лишь совершители крещения. 485 Григор. Наз. Orat, in Sanct. Bapt., n. XXVII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI, col. 397. В русск. пер. «Твор.» ч. III. М. 1844 г. стр. 300. Вальсамон. Not. In can. XXVI Concil. Loodie. « ξορκξειν – Τουτ στι κατχεν πστους. Σνταγμα Ραλλη κα Ποτλη. Tom. II, pag. 184. 486 Собор, Лаодик. Прав. 26. » Σνταογμα». Ραλλη κα Ποτλη Ibid. Pag. 193. οτι ο δε φορκξειν τος μ προαχθεντας π πισκπων, μητε ν τας κκλησαις, μτε ν τας οκαις. 488 Кирилл Иерусалим., «Praefat». N. 13. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 353. Ср. «Твор. Кирил. Иерусал.» в русск. пер. М. 1855 г. стр. 15. 490 Кирил. Иерусал. «Praefat» 13 и 14. Тоже занятие рекомендует и в том случае, если оглашенные собирались для принятия заклинаний ранее определенного часа; см. два предыд. цит. 492 Августин. «De symbol ad Catechum». lib. II. cap 1, n, 1. Curs. Compl Patrol. Ser. Lat Tom. XL, col. 637. Quid est quod hac nocte circa vos dilectissimi actum est, quod praeteritis noctibus actum non est; ut. et locis secrelis singuli produceremini in conspectn totius ecclesiae, ubique cervice humiliata quae male, fuerat antea esaltata, in humilitate pecdum cilicio substrato. in vobis celebraretur examen, atque ex vobis exstirparetur diabolus superbus, dum super vos invocatus est humilis altissimus Christus. 493 Августин. Serm. in die dominic, octav. Paschae, CCLIX. Curs. Complet. Patrolog, Ser. Lat. Tom. XXXVIII col., 1197–1198. 494 Кирил. Иерусал: «Praefat.» n. 9. Curs. Complet: Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 349; Cp. Твор. «Кирил. Иерусал.» в русск. пер. M. 1855. стр. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

23 Из похвального слова его святой Богородице, когда родители ее принесли ее, трёхлетнюю, в храм. Patrolog. curs, compl. t. XCVIII. p. 309–315. Paris.1860. 28 Из «Толкования на шестоднев», дошедшего до нас под именем св. Евстафия, епископа антиохийского (ок. 345 г.). Patrol, curs, compl. tom. XVIII. pag. 771–774. Paris. 1857. 30 Из Слова его на зачатие пресвятой Богородицы. Parolog. curs, coinpl. tom. pag.1464–1494. Pans. 1860. 34 Это, полагаем, предполагаемая песнь дщерей иерусалимских. Вообще же, между этою песнею и последующею речью не видно строгой связи, почему и представляется она не совсем складною. 35 Из Слова его на введение пресвятой Богородицы во храм. Patrolog. curs, compl. tom. XCIII. pag. 1483–1494. Paris. 1860. 37 Слово на зачатие пресвятой Богородицы, Patrolog. curs, coinpl. tom. C. pag. 1335–1354·. Paris. I860. 39 Похвала на зачатие святой Анны, матери пресвятой Богородицы. Patrolog. curs, compl. torn. C. pag. 1354–1375. Paris. 1860. 40 Πφοεπεστομση. Так объясняет слово «подстерег» (по-славянски смотряше) и св. Златоуст (de Anna sermo II.·opp. tom. IV. pag. 646. Paris. 1859). Но в Библии сказано, что Анна молилась в сердце, так что только губы ее двигались, а голоса ее не было слышно, и что отрок первосвященника Илия сказал ей: «доколе тебе» и проч.? По объяснению св. Златоуста, настоящее дело было так: первоначально Анна молилась тихо, но так, что голос ее был немного слышен, а потом, когда Илий сделал ей выговор, она стала молиться про себя, так что голоса ее не было слышно: в это-то время отрок Илиев, оскорбившись неотступностью ее от молитвы, явно уже или дерзко обличил ее сказанным в тексте образом. 41 Слово на зачатие и рождество пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии. Patrolog. curs, compl. tom. C. pag. 1375–1399. Paris. 1860. 43 Указание и на убеждение Иоакима: «дшица священника покажет мне это» и на последствия этого убеждении: «внимательно смотрел на дщицу священника» и проч. (смотри выше в примеч.). 44 Похвала на введение пресвятой Богородицы во храм и посвящение ее Богу. Patrolog. curs, compl. tom. C. pag. 1402–1449. Paris. I860.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

407 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XXXIII. col. 363–364: „nonne semel immolatus est Christus in seipso, et tamen in sacramento non solum per omnes Paschae solemnitates, sed omni die populis immolatur, nec utique mentitur, qui interrogatus cum responderit immolari " …. 408 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XXXIII. col. 1115–1118: „fideles pro aliis defunctis orare, maximum animabus adjumentum credentes, pro quibus oratio defertur, dum sancta et... tremenda proposita... victima..., pro defunctis orationes offerentes, etiamsi peccatores sint, non coronam plectimus, sed Christum mactatum pro peccatis nostris offerimus, pro illis et pro nobis demereri et propitiari satagentes».... 409 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XVI. col. 94: „Christus offertur.... et offert se ipse...., ut peccata nostra dimittat».... Сравн. tom. XIV. col. 1051–1052: „vidimus principem sacerdotem ad nos venientem, vidimus et audivimus offerentem pro nobis sanguinem suum; sequamur, ut possumus sacerdotes, ut offeramus pro populo sacrificium....; quia etsi Christus nunc non videtur offerri, tamen ipse offertur in terris, quando Christi corpus offertur, immo ipse offere manifestatur in nobis, cujus sermo sanctificavit sacrificium, quod offertur " …. Сравн. tom. XVI. col. 94: „ante agnus offerebatur, nunc Christus offertur, sed offertur quasi homo, quasi recipiens passionem».... 410 Mansi. Amplis. col. concil. tom. II. col. 887: «iterum etiam hic in divina mensa ne humiliter intenti simus ad propositium panem et poculum: sed attollentes mentem, fide inteiligamus situm in sacra illa mensa agnum illum Dei, tollentem peccatum mundi, incruente а sacerdotibus immolatum»....; tom. IV. col. 1075–1078: «nempe unigeniti Filii Dei, hoc est, Jesu Christi mortem, et ex mortuis resurrectionem annuntiantes, ejus demque in coelum assumptionem confitentes, incruentum in ecclesia sacrificium nos celebrare, atque ad mysticas benedictiones accedere et sanctificari»….. 413 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 193–194. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

79 Ingenitum Partem et de Patre genitum Filium et de Patre procedentem Spiritum Sanctum unius credimus esse substantiae, vel essentiae. Conventus generalis episcoporum catholicorum, vid apud Harduinum, Conciliorum tom. 2, col. 858. 80 Si de Patre procedit Spiritus Sanctus, si liberat, si Dominus est et sanctiticat, si creat cum Patre et Filio, si praescientiam habet cum Patre et Filio, – haec cum ita sint, cur de eo dubitatur quod Deus non sit? Ibid. col. 865. 81 Haec est perfecta nostra scientia, ut terminos catholicae atque apostolicae fidei, quos usque adhuc apostolica sedes nobiscum et tenet et tradit tota mentis custodia conservemus, credentes – in Spiritum Sanctum Dominum et vivificatorem, ex Patre procedentem, cum Patre et Filio coadorandum et conglorificandum. Harduini-Conciliorum tom. 3, col. 1119. 82 Cum nominamus Spiritum Sanctum ab aeterni Patris persona eum procedere monstramus. Ibid. col. 1053. 83 Proprium Spiritus Sancti ut de Patre et Filio procederet sub una substantia deitatis. Harduini-Conciliorum tom. 2, col. 1014. 84 Primigenia manus ita hunc textum ferebat: notum etiam quod sit proprium Spiritus Sancti. Mansi, Conciliorum collectio amplissima, 1759 tom. 8, pag. 521. sub textu. 85 Qui ex Patre intemporaliter procedens, Patris est Filiique Spiritus. Conciliorum collectionis Harduini tom. 3, col. 332. 86 Quidam veroantiquorum et hoc proprietatibus adjecerunt. quia sicut Spiritus cum Patre Filium non genuit sempiterne, sic nec procedit Spiritus a Filio, sicut a Patre. Ego vero quia Spiritus quidem Filium non genuerit, confiteor: utrum vero Filio eodem modo, duo a Patre procedat, nondum perfecte habeo satisfactum. Migne, Patrologiae lat, tom. 47, col. 1237. 87 Praeterea interpretati sumus ex Epistola ejusdem sancti Maximi ad Marinum scripta presbyterum circumstantiam de Spiritus Sancti processione, ubi frustra causari contra nos innuit Graecos, cum nos non causam, vel principium Filium dicatus Spiritus Sancti, ut autumant, sed unitatem substantiae Patris ac Filii non nescientes, sicut procedit ex Patre, ita eum procedere fateamur ex Filio, missionem nimirum processeonem intelligentes: pie interpretans, utriusque linguae gnaros ad pacem erudiens, dum scilicet et nos et Graecos edocet secundum quiddam procedere, secundum qniddam non procedere Spiritum Sanctum ex Filio: difficultatem exprimendi de alterius m alterius linquae proprietatem significans. Maxima Bibliotheca veterum patrum, Lugduni, 1676 ann. tom. 12, pag. 834.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

386 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. IV. с. XXVIII–XXIX. col. 490: «confiteamur singuli, quaeso vos, fratres dilectissimi, delictum suum, dum adhuc qui deliquit in saeculo est, dum admitti confessio ejus potest, dum satisfactio et remissio jacta per sacerdotes apud Dominum grata est».... Сравн. col. 251–252. Epist. ad cler. 9. n. 2. Сравн. col. 253–254: Epist. ad martyr, et confess. 10. n. I. 387 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XII. In Psalm. XXXVI . hom. II. n. 6. col. 1386: «fortasse enim sicut ii qui habent intus inclusam escam indigestam, aut humoris vel phlegmatis stomacho graviter et moleste immanentis abundantiam, si vomuerint, relevantur: ita etiam hi, qui peccaverunt, si quidem occultant et retinent intra se peccatum, intrinsecus urgentur, et propemodum suffocantur a phlegmate, vel humore peccati. Si autem ipse sui accusator fiat, dum accusat semetipsum et confitetur, simul evomit et delictum, atque omnem morbi digerit causam»... Сравн. tom. XIII. In Luc. hom. XVII. col. 1845–1846. Сравн. tom XII. In Levit. hom. III. col. 429. 388 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. I. с. VII. col. 1241: „haec igitur venena ejus providens Deus, clausa licet ignoscentiae janua, et intinctionis sera obstructa, aliquid adhuc permisit patere. Collocavit in vestibulo poenitentiam secundam, quae pulsantibus patefaciat: sed jam semel, quia jam secundo».... 389 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XL. col. 482: «quid ergo, eum viderit se nec ad baptismum admitti, si catechumenus, nec utiliter agere poenitentiam, si baptizatus hoc fecit, non corrigendo et reliquendo quod fecit, si eum voluerit et potuerit occidere cujus duxit uxorem, ut hoc scelus vel baptismate diluatur, vel poenitendo salvatur, atque ita etiam illum adulterium non permaneat, evacuata muliere a lege viri post mortem viri, sed de transacto quod factum est, per poenitentiam satis fiat, vel regeneratione deleatur»….. 390 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XII. col. 418–419: «est adhuc et septima, licet dura et laboriosa, per poenitentiam remissio peccatorum, cum lavat peccator in lacrymis stratum suum, et fiunt ei lacrymae suae panes die ac nocte, et cum non erubescit sacerdoti Domini indicare peccatum suum et quaerere medicinam.... In quo impletur et illud, quod Jacobus apostolus dicit: si quis autem infirmatur, vocet presbyteros ecclesiae, et imponant ei manus»…..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Соборы в Риме при Дамасе в 377 и 378 г., а также Второй вселенский собор 381 г. осудили аполлинаризм 1557 . Против аполлинаристов были выпущены императорские декреты в 388, 397 и 428 г. Некоторые из них вернулись в католическую церковь , другие смешались с монофизитами, учению которых Аполлинарий некоторым образом подготовил путь. Однако с критикой этого заблуждения вопрос об отношениях божественной и человеческой природ во Христе не был решен, он был только впервые по–настоящему поднят. Учителя церкви доказали, что Христос обязательно должен обладать разумной человеческой душой. Но в том, что касается союза двух природ, их взгляды были запутанными, а их выражения иногда некорректны и могут ввести в заблуждение 1558 . Только на следующих этапах христологических споров церковь смогла ясно определить эту великую тайну: явление Бога во плоти. §137. Несторианские споры, 428 – 431 г. Источники I. Несторий : μιλα, Sermones; Anathematismi. Выдержки из греческого оригинала актов Эфесского собора, в латинском переводе Мария Меркатора, североафриканского мирянина, который тогда жил в Константинополе, Opera, ed. Garnerius, Par., 1673, pars ii, лучшее издание – Baluzius, Par., 1684; также в Gallandi, Bibl. vet. P. P., viii, pp. 615–735, и в Migne, Patrol., tom. 48. Собственный рассказ Нестория (Евагрий, H. Ε., i, 7) был использован его другом Иринеем (епископом Тира до 448 г.) в его Tragödia s. comm. de rebus in synodo Ephesina ac in Oriente toto gestis, которая, однако, утрачена; прилагаемые к ней документы были пересмотрены в VI веке, в Synodicon adversus tragödiam Irenaei, Mansi, tom. v, fol. 731 sqq. В поддержку Нестория или, по крайней мере, его учения см. Феодорита (ум. в 457), в его трудах против Кирилла и в трех диалогах Ερανοστης («Нищий»). См. также фрагменты из Феодора Мопсвестийского (ум. в 429). II. Против Нестория: Кирилл Александрийский : Αναθεματισμο, пять книг κατ Νεστορου и несколько посланий против Нестория и Феодорита в его Opera, vol. vi, издание Aubert, Par., 1638 (в Migne, t. ix). Сократ : vii, с. 29–35 (написано после 431, но еще до смерти Нестория; см. с. 84). Евагрий : H. Е., i, 2–7. Либерат (диакон из Карфагена, около 553): Breviarium causes Nestorianorum et Eutychianorum (ed. Gartnier, Par., 1675, есть также в Gallandi, Bibl. vet. Patr., tom. xii, pp. 121–161). Леонтий Византийский (монах): De sectis; and contra Nestorium et Eutychen (в Gallandi, Bibl., tom. xii, p. 625 sqq., 658–700). Полное собрание всех постановлений в связи с несторианским спором – в Mansi, tom. iv, fol. 567 sqq.; tom. ν, vii, ix.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010