Aquil. 66). В своей «Апологии» Палладий именует зачитанное на соборе послание Ария «неизвестным» и отмечает, что Арий давно умер (Arri olim mortui quae ignota esset epistulam proferres – Diss. Max. 90). 1042 С одной стороны, Палладий говорит, что его вера и вера его единомышленников бесславится именем Ария (Arrii nomine infamatur – Diss. Max. 95, 96), а с другой, – цитируя отрывок из послания Ария к Александру Александрийскому , оглашенный на соборе, Палладий характеризует его как воздающий «почтение всемогущему Отцу» (reverentiam Patris omnipotentis – Diss. Max. 98). 1045 Fragmenta theologica. 7 (Gryson R. Scripta. P. 239): «В высшей степени у нас есть причина выступать против тех, кто называют себя православными, которые вторглись в наши церкви и занимают (их) тираническим образом, и говорят, что Сын через все и во всем равен Богу Отцу и Святой Дух равен через все и во всем Богу Отцу и Богу Сыну; и таково есть само их утверждение, единое для почти тридцати их сект» (Causa nobis maxime est adversus eos qui se dicunt orthodoxos, qui eclesias nostras invaserunt et more tyrannico obtinent, dicentes aequalem esse Filium per omnia et in omnibus Deo Patri, et Spiritum Sanctum aequalem esse per omnia et in omnibus Deo Patri et Deo Filio; et haec ipsa adsertio eorum una est de fere triginta sectis eorum). В Opus Imperfectum речь идет не об активных гонениях (non aperte nos persequuntur), но о клевете и поругании (blasphemant nos et dicunt de nobis quae sunt probrosa – PG. 56. Col. 684). 1051 Gesta Conc. Aquil. 6: «Палладий сказал: ...В отсутствие сослужителей наших мы не можем говорить о вере. Амвросий епископ сказал: Кто ваши сотоварищи? Палладий сказал: восточные епископы» (Palladius dixit: ...Absentibus consacerdotibus nostris nos de fide dicere non possumus. Ambrosius episcopus dixit: Qui sunt consortes vestri? Palladius dixit: Orientales episcopi). См. также: Gesta Conc. Aquil. 10. 1052 В интерпретации Палладия Грациан приказал восточным епископам прибыть на собор (Imperator noster Gratianus iussit Orientales venire – Gesta Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

981 McLynn N. The «Apology». P. 64–69; Williams D. H. Ambrose.P. 124–125; Markschies Ch. Op. cit. S. 133. М. Мелен высказывал предположение, что под «сирмийским богохульством» подразумевается «разоблачение» Палладия и Секундиана, сделанное свт. Амвросием во время его встречи в Сирмии с Грацианом в 378 г. (Meslin M. Les Ariens. P. 87). 982 Duval Y. M. Aquilée et Sirmium. P. 370–371. Впрочем, И. М. Дюваль полагает, что под «сирмийским богохульством» имеется в виду «Томос» папы Дамаса, подтвержденный собранием, созванным в Сирмии для поставления Анемия, чтобы указать арианствующим епископам в Иллирике на свою верность никейскому символу, а также на свое согласие с восточным епископатом и Римской кафедрой. 983 Императорский указ о созыве собора дошел до нашего времени в рамках протокола соборного заседания: Gesta Conc. Aquil. 3–4. Император утверждает, что созвал собор с той целью, чтобы «священники не были несогласными в вызывающем споры почтении к догматам» (ambigua dogmatum reverentia ne dissideant sacerdotes). Роль посредников (interpretes) в решении этих проблем император предоставляет тем же самым «первосвященникам» (antistites). 984 Gesta Conc. Aquil. 10: «Он (Грациан во время встречи в Сирмии) сказал мне: “Иди”. Мы сказали: “Восточные собрались?” Он ответил: “Собрались”» (Dixit mihi: «Vade». Diximus: «Orientales conventi sunt?» Ait: «Conventi sunt»). 985 Кроме свт. Амвросия и Валериана Аквилейского в соборе участвовало 11 италийских епископов, два африканских легата, а также пять галльских и четыре иллирийских епископа. Кафедра епископа Януария неизвестна (см. Gesta Conc. Aquil. 1, 55–64). 987 Ambrosius Mediolanensis. Ep. 10–12. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. (PL. 16. Col. 875–1050). 989 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 328; Palanque J. R. Saint Ambroise. P. 61, 78; Meslin M. Les Ariens. P. 88–89; Paredi A. Op. cit. P. 54; Simonetti M. La crisi. P. 441–442; Simonetti M. La politica. P. 274; Brennecke H. C.Homéens. P. 946.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

881 Brev. 4.10.2 (С.ТЪ. 4.10.2). См. также Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М» 2002. С. 121. 882 Conc. de Sevilla II (619). can. 8: Adversus quem ingrati actio canonum ac legum auctoritate iuste dirigitur... (II Севильский собор (619 г.). Кан. 8: Против которого в соответствии с предписаниями законов и канонов справедливо применяется иск против неблагодарного [вольноотпущенника]...). 884 Conc. de Sevilla II (619). can. 9: Indecorum est enim laicum vicarium esse episcopi et seculares in ecclesia iudicare... (II Севильский собор. Кан. 9: Ведь безобразно, когда викарий епископа – мирянин и когда миряне судятся в церкви...). 887 Isidori Reg. 1.3. Подробнее см. Pérez de Urbel J. Los monjes españoles... T. 2 passim; Orlandis J. La iglesia... P. 241–256. 888 Isidori De eccl. off. II.16.2: Primum genus est coenobitarum, id est, in commune viventium, instar sanctorum illorum qui temporibus apostolorum Jerosolymis, venditis ac distributis omnibus suis indigentibus, habitabant in sancta communione vitae, non dicentes aliquid proprium, sed erant illis omnia communia, et anima una, et cor unum in Deum. 890 См. González T. La iglesia desde la conversión de Reccared hasta la invasión árabe. P. 500–526. 891 Cone, de Sevilla II (619). can. 10: Super haec etiam universi Baeticae provinciae episcopi congregati eundem sacrilegium et eversorem a conmunione suspendant, convulsum monasterium cum rebus suis restaurent, ut quod inpie unus subvertetit, omnes pie reforment (II Севильский собор. Кан. 10: Сверх того пусть все епископы провинции Бетика, собравшись, отвергнут святотатство и оттолкнут от своего сообщества разорителя, и на свои средства восстановят разоренный монастырь, чтобы то, что нечестиво разрушил один, благочестиво воссоздали бы все). 892 Conc. de Sevilla II (619). can. 10: Si quis autem, quod absit, nostrum vel nobis succedentium sacerdotum quodlibet monasterium aut vi cupiditatis expoliandum aut simulatione aliqua fraudis convellendum vel dissolvendum temtaverit, anathema effectus maneat a regno Dei extraneus...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

De orat. 22). Ко временам Палладия (нач. V в.) выражение «невесты Христовы» в отношении дев можно считать устоявшимся (см., напр., Pallad. Laus. 150). На постановление Карфагенского собора (сессия 30 мая 419 г.) применительно к посвящению дев (см. выше: Conc. Carth., 126/140 сап.) в латиноязычной традиции будут отсылки уже с использованием глагола uelare в «Испанском собрании» Африканских соборов (Conc. Afr. secundum trad. collect. Hisp., can. 26) и на Втором Турском соборе 567 г. (2 Conc. Turon. 21/20). Этот обряд uelatio, утвердившийся еще и в связи с процессом формирования целибата духовенства в западной традиции , будет связан с посвящением не только дев, но и вдов, о чем сообщал в 494 г. в одном из канонических посланий Папа Геласий I (Gelas. Ep. 14, can. 13 , 21), а позднее — и настоятельниц монастырей. В последнем случае для Папы Григория I Великого (590–604) «дева» — уже синоним аббатисы, которых он с явной отсылкой на Послание ап. Павла к Тимофею (1 Тим. 5:9–10) запрещал посвящать (uelare) ранее 60летнего возраста (Greg. I Magn. Ep. IV. 11) . Описания покрывала дев не сохранилось, однако св. Исидор Севильский (нач. VII в.) сообщает любопытную деталь, что деве «разрешается [носить] покрывало, чтобы входить в церковь заметной и выделяющейся, демонстрируя [покрывалом] на голове честь добровольно освящаемого тела, а также иметь на макушке митру в качестве венца девственной славы (mitram, quasi coronam uirginalis gloriae, in uertice) (Isid. Hisp. De officiis eccl. II. 18/17.11); [Исидор Севильский, 2022, 224]. Таким образом, в регионе, известном св. Исидору, девы поверх головного покрывала надевали какой-то убор в виде чепца или повязки, но как он конкретно выглядел, остается неизвестным. «Древние установления Церкви» (398 г.), связанные с карфагенской канонической практикой, скорее всего, отразили переход статуса дев к монашескому, по крайней мере в местных условиях, когда дева именовалась монахиней, но не носила особую одежду: «Дева-монахиня (sanctimonialis uirgo), когда приводится для посвящения (ad consecrationem) к своему епископу, пусть приходит в том же одеянии, какое обычно носит: оно подходит и к обязанности, и к святости ее» (SEA, сап.

http://bogoslov.ru/article/6192803

1570 Сатир был в это время только оглашенным, но получил хлеб от верующего. Ambros. De Excess. Frat. Satyri. 1:43. 1573 Conc. Laod. 372 г. (?); c. 28. Suicer под словом, αγπη col. 27. Бл. Августин упоминает, что его мать, будучи в Милане, желала исполнить свой африканский обычай и отнести хлеб и вино на гробницы мучеников. Ho ей сказано было, что св. Амвросий запретил этот обычай (Confess, 2:2). Сам бл. Августин деятельно старался о подавлении обычая есть и пить в церквях, как в своем собственном диоцезе, так и побуждением других епископов принимать участие в этом деле Ерр. 22, 29; De Мог. Ecel. Cath. 1:34 и след. 1579 См. напр. Conc. Antioch. c. 1; Conc. Laud. c. 7. Некоторые из восточных новациан, хотя в общем и православные, придерживались его. Socr. 5:21. 1583 Св. Златоуст в Беседе на праздник Рождества, произнесенной в Антиохии в 386 г., говорит, что праздник этот был введен там не более десяти лет перед тем (2:355). 1589 Val. 1, 367–8 гг. in Cod. Theodos. 9, 38:3,4. Val. 2, 381–4 гг. там же, 6–8. Законов Феодосия нет в этом кодексе. 1598 De iis, qui adeunt Hierosolyma. Opera 2, 1084–7. Подлинность этого места, впрочем, подвергается сомнениям. 1602 Aug. De Haeres. 72. Бл. Иероним называет его «Эпикурон христиан», обвиняет его в том, что он сменил монашескую строгость на жизнь роскоши, и начертывает смешную картину его лоснистой, нарядной и веселой внешности. Он спрашивает, его: «если ты считаешь брак, одинаково хорошим с безбрачием, то почему ты не женишься?» (Adversus Jovin. 1, 1:10). Даже бл. Августин вместо того, чтобы восхвалять в Иовианине безбрачие, считавшееся столь почетным у других, говорит, что он оставался холостым с целью избежать тягостей брачной жизни. De Haeres. 72. 1610 Павлин родился в 353 или 354 году, удалился в Нолу в 394 году, сделался епископом того места в 409 году, и умер в 421 или 424 году. Читать далее Источник: История христианской церкви от апостольскаго века до наших дней : В 2 т./Соч. Джемса С. Робертсона, каноника Кэнтерберийскаго, покойнаго проф. церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне ; Пер. с 6 англ. изд. А.П. Лопухина. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1890-1891./Т. 1: От апостольскаго века до разделения церквей. - 1890. - XXXV, 1083, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии преп. Нила Нового (910–1005) в момент входа этого святого в Рим упоминалась диаконисса, “игумения монастыря”, которая, “собрав подчиненных ей дев, вышла навстречу святому” 117 . В раннесредневековую эпоху диакониссы могли входить в число клириков, очевидно, не исполнявших литургических функций. За церковью города Опорто (Португалия) папа Бенедикт VIII (1012–1024) утвердил привилегию “любого посвящения епископов, а также пресвитеров, диаконисс или иподиаконов” 118 . В галльской церкви словом диаконисса иногда означалась жена диакона 119 . Возможно, в вышеупомянутой надписи по обету Анна была названа диакониссой, только поскольку являлась сестрой диакона. В чем заключалась деятельность диаконисс в ранний период истории западной Церкви, неизвестно, поскольку вообще первое определенное упоминание о них относится лишь к 441 г. (1 Conc. Araus., can. 26.), да и оно связано с запрещением женского служения. Согласно Глоссе, диаконисса посвящалась, чтобы обучать “всех христианок вере и закону Божию”, но ниже говорилось: “…(подобные женщины – А. П.) были и в ветхозаветное время, о таковой говорит и апостол: «Вдова избирается не менее 60 лет», и такими были евангельские старицы, (например) 80-летняя Анна”, — то есть правом наставлять других, по мнению комментатора, пользовались женщины благочестивой жизни и преклонного возраста. К тому же данные сведения относились не собственно к диакониссе, а к аббатиссе, которая по роду своих обязанностей как настоятельница монастыря должна была выполнять функции наставницы. Из конкретных дел диаконисс по эпитафии Дацианы известно, что последняя “много пророчествовала”, но этот дар нельзя назвать специфическим для служения диаконисс. Сам факт того, что запрет диаконисс был неоднократно повторен на нескольких соборах (Conc. Epaon., can. 21; 2 Conc. Aurel., can. 18.), свидетельствовал о неполном исчезновении этого служения в Галлии в V–VI вв. Более того, второй Орлеанский собор, как бы мирясь с наличием женщин, “которые вопреки запрещениям канонов принимают благословение диаконское”, предписывал необходимость для них безбрачия 120 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

64 По мнению Иоанна Бикларского, искоренение ереси началось с Константина, а закончилось усилиями Реккареда. loan. Biel. Chron. (а. 590): A vicésimo ergo imperii Constantini principie anno, quo tempore haeresis Arriana initium sumpsit, usque in octavum annum Mauricii principie Romanorum, qui est Reccaredi quartus regni annus, anni sunt CCLXXX, quibus ecclesia catholica huius haeresis infestatione laboravit... (Иоанн Бикларский. Хроника (590 г.): От 20-го же года власти правителя Константина, при котором возникла арианская ересь, до 8-го года Маврикия, римского правителя, что есть 4-й год царствования Реккареда, прошло 280 лет, в течение которых католическая церковь подвергалась нападениям от этой ереси: но божьей милостью победила, ибо установлена была на камне. – Пер. А. Голованова). 65 Homilia sancti Leandri//ССН./ed. Martínez Diez G., Rodríguez F. Vol.V. Madrid, 1992. P. 148–159. 66 Conc. de Toledo III. Item ubi damnata Arriana haeresis. (a. 589): Ceterum si totis nitendum est uiribus humanis moribus modum ponere et insolentium rabiem regia potestate refrenare, si quieti et paci propagandae opem debemus impenderé, multo magis est adhibenda sollicitudo desiderare et cogitare diuina, inhiare sublima et ab errore retractis populis ueritatem eis serena luce ostendere. 67 Conc. de Toledo III. Item ubi damnata Arriana haeresis. (a. 589): De cetera autem pro inhibentis insolentium moribus, mea uobis consentiente dementia, sententiis terminate districtioribus; et firmiori disciplina, quae facienda non sunt, prohibite; et ea quae fieri debent, immobili constitutione fírmate. 68 Moreno Casado ]. Los concilios nacionales visigodos, iniciación de una política concordatária. Granada, 1946. P. 16–22; Thompson E.A. Goths in Spain. Oxford, 1969. P. 94–101. 69 Conc. de Toledo III (a. 589). Edictum regis in confirmatione concilii: Nostra proinde auctoritas id omnibus hominibus ad regnum nostrum pertinentibus iubet ut si qua definita sunt in hoc sancto concilio habito in urbem Toletanam anno regni nostri feliciter quarto, nulli contemnere liceat, nullus praeterire praesumat (III Толедский собор. Королевский эдикт в подтверждение собора: Поэтому всем людям, относящимся к нашему королевству, Наша власть приказывает следующее: пусть никому не будет позволено нарушать или никто не пренебречь тем, что было решено на этом священном соборе на четвертый год Нашего счастливого правления).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

27 О правах примасов и карф. епископа см. Sehelstr. Eccles. Africana-dissert. 1. cap. IV et . Münteri – Primardia Ecclesiae Afric. pag. 45–48. 28 Диаконы эти писали, конечно, не без ведома папы Вигилия, который тогда позван был в Константинополь и нарочно промедлил в Сицилии, именно – больше четырех месяцев. 30 Известно, что вопрос этот решен утвердительно на основании примера царя Иосии, который велел выкопать и сжечь кости идолослужителей 14 Царств XXIII, 16j. Baroni-Annal. Eccl., ad. an. 553, III. 33 Morcelli – Africa Christ. III, 302–303 Известно, что папа еще несколько раз изменял свои мысли, даже не присутствовать на заседаниях пятого вселенского собора и только через шесть месяцев подписался под определениями его. 34 Перфект Африки, Ареовинд после непродолжительной борьбы у стен Карфагена с военачальником Гонтарисом, возмутившимся против него, скрылся в укрепленном монастыре греческом (лавра св. Саввы). Похититель власти отправил к нему епископа Репарата объявить, что ему дарована будет жизнь, если он явится с покорностью, в противном случае Гонтарис грозил осадою и смертью . Ареовинд, полагаясь на ручательство епископа, явился к Гонтарису; но на другой день был убит. Чрез месяц и сам похититель погиб от рук убийцы. Это происходило в 545 году. Morcelli-Africa Chr. III, 298–300. 36 Собор пятый вселенский имел восемь заседаний; начался 4-го мая, а кончился 2-го июня 553 года. 37 Так думает Morcelli – Afr. Christ. III, 314–323. Более об этих личностях не находим упоминания у историков того времени. Только Евагрий записал, что импер. Юстин возвратил из ссылки всех, по делам веры заточенных Юстинианом, не потребовавши у них отчета их образ мыслей: μηδενος περ τν πστιν καινουργουμνου ( Eccl. V, 1 ). 40 Например: Ut episopus a tribus ordinctut, consrntiantibou aliis per scripta, cum confurmatione metropolitan vel primatis. Concil. Nicun.; titul. 4. Item titul. 6.; Concil. Antiocheni tit. 19.; Conc. Land. Tit. 12 ; Conc Carthag. Sub antistite Genethlio tit. 10; Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Nam denique nisi sic a nobis geratur, invenimur firmare eorum sententiam qui vacuis verbis sacerdotalem officium quantum ad ipsos sanctis denegaberunt. Quomodo non valevit eorum sententia aut auctoritas sacerdotalis, si eis baptizandi licentiam demus? Si habent licentiam baptizandi, habent et sacerdotes ordinandi; opus opificem probat). Таким образом, речь идет о полном непризнании «церковного» характера кафолического епископата и общин. См. также Opus Imperfectum: «Так и тот, кто не крещен, как может крестить другого? Соответственно, мы и говорим о еретиках, так как где есть вера, там есть и Церковь , где есть Церковь , там есть священник, где есть священник, там есть Крещение, где есть Крещение, там есть и христианин. Где же нет веры, там нет Церкви, где нет Церкви, там нет священника, где нет священника, там нет Крещения, где нет Крещения, там не может кто-либо быть христианином» (Sic et ipse, qui baptizatus non est, quomodo alteri potest baptismum dare? Secundum hoc et de haereticis dicimus: quia ubi est fi des, illic est Ecclesia: ubi Ecclesia, ibi sacerdos: ubi sacerdos, ibi baptismum: ubi baptismum, ibi Christianus. Ubi autem fi des non est, ibi non Ecclesia est: ubi Ecclesia non est, nec sacerdos est: ubi sacerdos non est, nec baptismum: ubi baptismum non est, nec Christianus fit aliquis) (PG. 56. Col. 673). Подобного рода рассуждения явно навеяны богословием св. Киприана Карфагенского (см. Cyprian. Liber de unitate Ecclesiae. 11). 1040 Fragmenta theologica. 6 (Gryson R. Scripta. P. 237): «Мы воистину христиане, на которых наложено ложное имя ариан...» (Nos vero cristiani, quibus inpositum est falsum nomen arrianos). 1041 Заявление по этому поводу Палладия: «Ария я не видел и не знаю, кто он такой» (Arrium nec vidi, nec scio qui sit – Gesta Conc. Aquil. 14). Далее Палладий отказывается комментировать утверждения Ария: «Откуда я знаю, кто он такой? Я отвечаю тебе за себя» (Unde scio qui sit? Ego pro me respondeo tibi – Gesta Conc. Aquil. 31). То же самое утверждает и Секундиан: «Кем он был, не ведаю, что говорил, не знаю» (Qui fuerit ignoro, quid dixerit nescio – Gesta Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

932 Ельвирский (Eliberitanum) 305 г., Таррагонский – 516 г., Геронский (Gerundense) – 514 г., Сарагосский (Cesaraugustanum) 380 г., Леридский (Hilerdense) 546 г., Вальадолидский (Valletanum) 546 г., (по друг. 524 г.) Толедские 1-й 400 г., 527 г., III-й 589 г., 633 г. Брагский 563 г., II-й 572 г., Capitula Мартина Брагского, собор Севильский (Spalensis) 590 г. Севильский II-й 619 г., Sententiae, quae in veteribus exemplaribus non habentur, sed a quibusdam in ipsis insertae sunt (каноны 48–70 собора Агдского в Галлии), Decreta quorundam praesulum Romanorum и собор Толедский 68 епископов, неизвестно какой. 933 Папы Дамаса – 2 декреталии, Сириция – 2, Иннокентия I – 22, Зосимы – 2, Бонифация I – 4, Целестина – 3, Льва I – 39, Илария – 3, Симплиция – 2, Феликса – 3, Геласия I – 2, Анастасия II – 1, Симмаха – 1, Гормизды – 10, Вигилия – 1, Григория Великого – 4, Гормизды – de recipiendis (libris). 934 Этим, или другим подобным сборником пользовался в Галлии собор Турский II 567 г., ибо 20-е правило этого собора приводит правило собора Карфагенского 418 г. под именем канона Милевийского, под каковым (26-е Milevitanum) оно приведено и в Испанском сборнике. Ballerini, col. 89. – Maassen, I, 774. 936 Издания: Voelli et Justelli, Biblioth. juris canonici veteris, I, 447–485. – Migne, Patrol. LXVII, col. 949. 937 Maasen, I, 800, на основании свидетельства Факунда (IV, 3), который по Сирмонду (Not. ad. Facundum. Biblioth. max Patrum, X, 113) писал свое сочинение в 546 г. Поэтому Ферранд не мог составить своего Сокращения в этом 546 г., как утверждает, однако, проф. Суворов (Курс, I, 274). 938 Проф. Суворов (ib.) утверждает, что Сокращение есть «сборник извлечений», что «греческие каноны изложены здесь в извлечении, сделанном по так называемой Исидоровской или испанской версии». Это не правда. Никаких извлечений в сборнике нет; в нем каждый параграф представляет: во-первых, краткое положение, составленное самим Феррандом, а во-вторых, цитаты, указывающие на полный текст канонов. Напр. Ut neophyti non ordinentur. Conc. Nicaen. tit. 2; conc. Sardic. tit. 14; conc. Laodic. tit. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010