Ювеналий, митрополит (Поярков Владимир Кириллович) Дата рождения: 22 сентября 1935 г. Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г. Дата пострига: 10 октября 1959 г. День ангела: 15 июля Страна: Россия Биография: Родился 22 сентября 1935 г. в г. Ярославле в семье служащих. С 1946 г. состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях. В 1953 г., завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию , которую окончил по первому разряду. 9 октября 1956 г. во время обучения в 4-м классе семинарии в академическом храме ап. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1957 г. поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 октября 1959 г. в Иоанно-Богословском храме при ЛДА пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. 4 ноября 1959 г. митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда рукоположен в сан иеродиакона. 1 января 1960 г. епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском соборе г. Ленинграда рукоположен в сан иеромонаха. 15 августа 1960 г. назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и переведен для обучения в Московскую духовную академию . Работая в ОВЦС, одновременно в 1961/1962 уч. году преподавал Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии. В 1961 г. в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник. 7 июля 1962 г. за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы. 16 июля 1962 г. назначен настоятелем храма равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»).

http://patriarchia.ru/db/text/31765.html

После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ. С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ, главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв). 11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата. 15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года — епархиальный центр Среднеевропейского экзархата. В 1952—1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie» уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь — с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви. 24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. Решением Архиерейского Собора от 30 — 31 января 1990 года, в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений. После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Герм...

Говоря же о Повести, следует сказать, что инока Мисаила, очевидно, можно отнести к числу авторов Древней Руси, который потрудился в агиографическом жанре. Помещение Митрополитом Макарием Повести о кончине князя Василия III во владычный летописный свод 1539 года, а затем и в августовский том Великих Четьих Миней позволяет предполагать о связях автора Повести со святителем Макарием. Несомненно, необходимы дальнейшие разыскания о жизненном пути старца Мисаила, о его книжных вкладах и интересах. Остается добавить, что труд старца Мисаила не остался единственным в истории древнерусской литературы. Аналогичная “государева” Повесть, посвященная первому царю из династии Романовых, была известна еще исследователям XIX века, но, к сожалению, остается до сих пор неопубликованной. “Повесть о кончине царя Михаила Феодоровича” так же, как и все подобные произведения, была написана вскоре после его кончины (†1645). Однако в ней, судя по всему, очень сильно общественное звучание событий того времени. Вслед за царем вскоре скончалась и царица, а перед этим расстроился брак царевны Ирины Михайловны с датским королевичем Вальдемаром, так как он не стал принимать Православие. Автор Повести пишет: “Тот окаянный королевич жив и здоров остался и никакой тщеты не сотворилось ему, а нам, православным христианом, не благо явилось — царя и царицы лишились. Точно по смерть самодержца и самодержици приходил окаянный” 24 . Список сокращений ЖМП Журнал Московской Патриархии. Полное собрание русских летописей. Русская историческая библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом). Stimme der Orthodoxie. 1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 439–453. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, труд знаменитого историка был репринтирован. Данный памятник был издан в серии “Памятники древнерусской литературы: Вторая половина XV века” (М., 1982. С. 478–513). Л. А. Дмитриев написал статью с характерным названием «Записка ли “Записка о последних днях Пафнутия Боровского?»//Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 59–64.

http://pravmir.ru/starets-misail-sukin/

Я вспоминаю, что когда давал монашеские обеты, архимандрит Никодим мне сделал поучение: «В жизни твоей, в служении твоем ни от чего не отказывайся и ничего не домогайся». Вроде бы кратко, но так емко, что я оказался на всю жизнь в этих рамках. И вот мои первые шаги: после окончания третьего курса Ленинградской духовной академии меня переводят на заочное стационарное обучение в Московскую духовную академию, а я уже в это время был референтом в Отделе внешних церковных сношений, и ни о каком сельском приходе уже не было речи. А потом меня направили в Берлин, и не священником, а редактором журнала «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»). Конечно, не по вкусу мне было это назначение, но, уже воспитанный моим духовным отцом в послушании, я не роптал. Все шло хорошо в Берлине, а через шесть месяцев я получил указ о назначении начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. И тогда я спросил: «Зачем было меня в Берлин посылать? Посылали бы сразу в Иерусалим». А мне отвечают: человека нужно сначала сделать «начальничком» и посмотреть, как у него пойдет, а потом уже можно делать начальником. Все это я воспринимал спокойно, раз уж пошел по монашескому пути. А в Иерусалиме получаю новое назначение — заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Потом стал председателем Отдела. В этой должности я весь мир объездил, участвовал в ликвидации церковного раскола в Японии, там и сейчас существует Японская Православная Церковь, участвовал в жизни приходов в США, многих конференциях, так что трудно даже все перечислить. Но делал я все это не по своей воле, а потому что Церковь мне поручала. С 1977 года я митрополит Крутицкий и Коломенский — это тоже очень большой период моей жизни, о каждом годе можно целый доклад делать, потому что, слава Богу, жизнь церковная развивается, несмотря на все трудности, с которыми встречается Церковь в этом мире. Что касается прихожан… Вся моя жизнь проходит в Церкви, поэтому я всегда старался жить их жизнью. Жизнь всегда нелегкая: в трудах, порой в лишениях… В детстве и отрочестве я встречался с верующими, которые прошли многие испытания, не отказались от веры и были для меня примерами.

http://patriarchia.ru/db/text/5736864.ht...

В небольшом докладе нет возможности дать даже краткую характеристику каждому древнерусскому писателю середины XVI века. Но и теперь можно сделать некоторые выводы о направлениях развития церковной, богословско-литературной мысли того времени. Прежде всего – это создание агиографических и гимнографических произведений, прославляющих русских святых. Борьба с ересью побудила написание по крайней мере трех замечательных богословских произведений 16 . Историческая школа знаменовала свое развитие осмыслением всемирного исторического процесса и роли в нем Русской земли при создании Хронографа, а изучение русской истории нашло воплощение в Степенной книге. Эта большая и плодотворная деятельность направлялась, организовывалась и благословлялась выдающимся иерархом Русской Церкви Митрополитом Московским Макарием . С его именем, как мы помним, связано собирание духовных богатств Древней Руси. Таким образом, эпоха Митрополита Макария – это и подведение итогов в письменности, и одновременно мощный импульс к дальнейшему развитию русской духовной литературы. Это был сильный подъем русского, национального, православного, церковного духа. Он охватил, несомненно, и другие области русской культуры: церковное пение, иконопись, архитектуру 17 . В это время начинается печатание церковных книг на Руси. На поприще просвещения потрудились лучшие церковные силы: иноки и пресвитеры, внеся достойный вклад в духовную сокровищницу Русской Церкви. Множество переписчиков несли эти лучшие достижения церковной мысли в народ, делая их доступными всякому читателю. Тщательное изучение рукописей XVI века и древнерусской рукописной традиции сможет расширить еще более наше представление об эпохе середины XVI века, эпохе Митрополита Макария. Библиография: 1. а) Веретенников П., священник . Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. – ЖМП, 1981, 6; б) Makari Abt (Weretennikow). Hierarch von ganz Russland Metropolit Makari und die altrussische Hagiographie. – Stimme der Orthodoxie, 1985, N 10. 2. Дмитриева Р. П . Волоколамские четьи сборники XVI в. – ТОДРЛ, т. 28. – Л., 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Марк (Лозинский). Фотография. Нач. 70-х гг. ХХ в. (Лозинский Сергей Ростиславович; 4.06.1939, Нарва, Эстония - 29.01.1973, Тула), игум. Из семьи свящ. Ростислава Романовича Лозинского (впосл. протоиерей, церковный историк). С детства хотел стать священнослужителем. Окончив среднюю школу в Костроме, по настоянию матери подал документы в медицинский ин-т, но не прошел по конкурсу. В 1957 г. поступил в 3-й класс Московской ДС. В 1959 г. окончил семинарию и поступил в МДА. 19 дек. 1962 г. принял монашеский постриг с именем в честь апостола и евангелиста Марка. В 1963 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. В апр. 1963 г. был рукоположен во диакона. Остался в академии как профессорский стипендиат. Темой кандидатской и стипендиатской работ был «Образ Господа нашего Иисуса Христа в русской иконографии». В дек. 1964 г. рукоположен во иерея. Был назначен преподавателем гомилетики в семинарии и в академии (с 1965). Также с марта 1964 г. являлся сотрудником Церковно-археологического кабинета, а с сент.- помощником заведующего. С 1968 г. доцент МДА. В 1969 г. возведен в сан игумена. 12 июня того же года защитил магист. дис. «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)», а в дек. был назначен профессором МДА. М. уделял большое внимание качеству проповедей учащихся. Он собрал, систематизировал и откомментировал обширный архивный материал из наследия еп. свт. Игнатия (Брянчанинова) , в частности подготовил полное собрание писем свт. Игнатия. Кроме того, М. составил ряд учебных пособий по гомилетике и подготовил состоящий из нескольких томов сборник, содержащий примеры из святоотеческой жизни (издан под заголовком: Отечник проповедника.1996). Продолжая дело своего отца, он собирал и изучал материалы по истории Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . В 1960-1970 гг. статьи М. публиковались в «Журнале Московской Патриархии», в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия), в журнале Патриарших приходов в США «One Church» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата».

http://pravenc.ru/text/2562212.html

С сентября 1992 года Ректор епископ Филарет пригласил отца Георгия на преподавание в Московской Духовной Семинарии, которое продолжалось до последних дней его жизни. 30 декабря 1992 года Совет Московской Духовной Академии утвердил тему его докторской диссертации “Сотериология по Добротолюбию (в переводе святителя Феофана Затворника )”. К сожалению, эта большая работа осталась незавершенной. Преподавательская нагрузка отца Георгия сочеталась с различными другими послушаниями, сверенными с учебным процессом. Когда он говорил на заседаниях воспитательского совещания, в его словах всегда слышался голос не только маститого наставника, но и опытного духовника. Преподавая Библейскую историю, он нес знания Священного Писания нашему современнику, стремящемуся к Церкви и вере. Его церковно-науч­ная, богословская деятельность нашла отражение на страницах различных периодических изданий: Журнал Московской Патриархии; Богословские труды, Православная беседа, Альфа и Омега (Москва); Stimme der Orthodoxie (Берлин); EKKLISEIA (Афины); Православный bichuk (Киев), в других православных изданиях Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Ростова Великого и других городов. Изданная библиография отца Георгия за 1973–1997 годы охватывает 221 номер. Архимандрит Георгий участвовал в работе различных богословских конференций. С 1992 года архимандрит Георгий выступал на православной радиостанции “Радонеж” (проповеди на различные темы, беседы по Библейской истории и об основах православной веры и нравственности по творениям святителя Феофана Затворника ). В 1995 году, по благословению священноначалия, им были проведены беседы о русском монашестве для центральной православной радиостанции Греции. В этом же году архимандрит Георгий посетил Святой Град Иерусалим, монастыри и храмы Палестины. В 1996–1997 гг. участвовал в телепередаче “Тонус” в г. Серги­ев Посад: состоялись беседы по Евангельской истории. Решением Священного Синода Русской Православной Церк­ви от 5 октября 1994 года он был включен в состав Синодальной комиссии по канонизации святых, где много и плодотворно трудился. Особо почитая святителя Феофана, архимандрит Георгий подготовил также материал к канонизации родителей преподобного Сергия – преподобных Кирилла и Марии, старца Варнавы Гефсиманского , архимандрита Антония (Медведева). При этом ему приходилось работать во многих государственных архивах. За усердия и труды архимандрит Георгий к празднику Пасхи в 1997 году был удостоен награды Патриаршей грамотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Деятельность отца Марка в академии может быть охарактеризована как усерднейшее служение святому делу подготовки пастырей Церкви. Сочетая труд в академии с послушанием инока, отец Марк часто проповедовал в обители, участвовал в богослужениях в Лавре и академии, с большой любовью нес труды по Церковно-археологическому кабинету. Здесь он активно помогал заведующему, проводил экскурсии, устраивал выставки, читал лекции, руководил работой сотрудников. Немалый труд нес отец Марк по проверке проповедей учащихся, по подготовке их к произнесению в храме. Не оставлял он научной работы. Он собрал и систематизировал огромный изданный и архивный материал из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова) , составил учебные пособия по гомилетике, подготовил несколько томов, содержащих примеры из святоотеческой жизни, собирал и изучал материалы по Оптиной пустыни, рецензировал кандидатские и магистерские работы, всего себя отдавая труду, превозмогая изнуряющую болезнь и усталость. Внеурочные лекции и доклады, с которыми отец Марк выступал в академии, всегда собирали многочисленных слушателей и получали неизменно высокую оценку. Святейший Патриарх Алексий о его докладе «Великий учитель Русской Церкви (к со дня кончины Феофана Затворника )» в журнале Совета академии (март 1969 года) написал: «Очень хороший доклад о приснопамятном святителе Феофане». Митрополит Пимен по поводу доклада «Святой Николай, архиепископ Японский» отметил в журнале Совета академии (март 1971 года):      «Очень приятно было прочитать обстоятельный доклад профессора игумена Марка о жизни и деятельности равноапостольного Николая, просветителя Японии». Несколько обстоятельных статей отца Марка было опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» (1965, 1967, 1968, 1970 гг.), в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972 гг.), в сборнике, издаваемом Московской Патриархией, «Богословские труды», 1971, 6. Статьи отца Марка публиковались также в журнале Патриарших приходов а США «One Church» (Единая Церковь ) и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Им написана статья о святителе Тихоне Задонском для религиозно-нравственной энциклопедии, изданной в Афинах в 1968 году, В настоящем номере журнала публикуется статья игумена Марка (Лозинского) «Из истории Патериков» (см. с. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

вероучений, под общим названием «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни». После 1966 г. работы М. прекратили печатать в изданиях Московской Патриархии на территории СССР (неск. статей было опубликовано в 70-х гг. XX в. в ж. «Голос православия» (Stimme der Orthodoxie), печатном органе Среднеевропейского экзархата РПЦ, выходившем в Берлине на нем. языке). Книги М., рукописные тексты его проповедей и бесед (впосл. также и записи на аудиокассетах) широко распространялись его духовными детьми в самиздате. Не имея возможности опубликовать свои сочинения в СССР, М. передавал их рукописи за границу, в основном для публикации в рус. католич. изд-ве «Жизнь с Богом» в Брюсселе. В 1968 г. в Брюсселе была впервые издана под псевдонимом Андрей Боголюбов книга М. «Сын Человеческий» (2-е изд. 1969; 3-е изд. 1976; 4-е изд., переработанное и дополненное, с указанием наст. имени автора, 1983). В 1969 г. без указания авторства была опубликована книга М. о правосл. богослужении «Небо на земле» (после значительной переработки переиздана в 1980 под названием «Таинство, слово и образ: Богослужение Восточной Церкви»). Под псевдонимом Эммануил Светлов в Брюсселе выходили книги М. из сер. «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни»; Т. 1. Истоки религии: В поисках Пути, Истины и Жизни (1970; 2-е изд., с указанием наст. имени автора, 1981); Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей (1971, 2-е изд. 1986); Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-ro тысячелетия до н. э. (1971, 2-е изд. 1986); Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра (1972); Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации VIII-IV вв. до н. э. (1972, 2-е изд. 1986); Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя (1983, с указанием наст. имени автора). В 1981 г. в Брюсселе была опубликована книга М. «Как читать Библию: Руководство к чтению книг Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/2562996.html

Многогранность личности архимандрита Георгия позволяла ему находить время и силы для реализации себя в других направлениях церковной жизни. Так, значительное место в его деятельности занимала просветительская работа среди тех, кто только вступил на путь, ведущий к Богу. Это выразилось в активном сотрудничестве со средствами массовой информации, в частности с радиостанцией «Радонеж», где он произносил проповеди на евангельские темы, проводил беседы по биб­лейской истории, нравственному богословию и, конечно, по творениям святителя Феофана Затворника. Высокий, ровный, спокойный голос отца Георгия располагал к нему слушателей с первой же минуты. Возможно, именно по­этому записи его проповедей обрели большую популярность у аудитории радио «Радонеж». Однако аудиозаписи не способны в полной мере передать неповторимый светлый образ духовного наставника и просветителя. О том, какими яркими и выдающимися были проповеди архимандрита Георгия в храме, вспоминала Муза Викторовна Лисовская, духовная дочь отца Матфея (Мормыля; †2009 ): «Отец Георгий был прекрасным проповедником. Это были проповеди человека живой веры и любви к Богу. Он всегда подкреплял их назидательными примерами жизни во Христе». Мит­рополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков; †2020 ) свидетельствовал: «К своим проповедям отец Георгий относился с особенным тщанием. Зная внутреннюю лабораторию проповедей отца Георгия, могу сказать, что он сначала излагал свои мысли на бумаге, а затем смотрел в труды святых отцов по теме». Проповеди и статьи архимандрита Георгия публиковались во многих российских журналах: «Православная беседа», «Альфа и Омега», «Богословские труды», «Москва», «Троицкое слово» (Свято-Троицкая Сергиева лавра) и других. Немало публикаций выходило и в зарубежных журналах: «Stimme der Orthodoxie» (г. Берлин), «EKKLHSIA» (г. Афины), «Православний bichuk» (г. Киев). И конечно же, широкий отклик получали его публикации в «Журнале Московской Патриархии» с 1973 по 1995 год, вошедшие в золотой фонд издания. Этой работе отец Георгий придавал огромное значение. В своих материалах он не только освещал тему духовного наследия святителя Феофана, но и рассказывал о по­движниках благочестия, объяснял молитвы и трудные места Священного Писания, говорил о главных христианских праздниках и их значении, о необходимости подвига в духовной жизни — иными словами, нес слово Божие людям, стремясь привести их в Церковь, сделать доступным для них православное вероучение, православное мировосприятие. Вот некоторые темы его статей в разные годы: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк», «О воскресении Христовом», «Необходимость подвига в духовной жизни», «Изъяснение 118-го псалма (из экзегетического наследия епископа Феофана Затворника)» и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5998619.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010