Arhiva Preafericitul Patriarh Kiril a avut o întâlnire cu Prezidentul Siriei Bashar al-Assad 13 noiembrie 2011 21:48 La 13 noiembrie 2011 în Palatul prezidenial la Damasc a avut loc întâlnirea Preafericitului Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Kiril cu eful statului sirian Bashar al-Assad. La convorbirea cu Prezidentul Republicii Arabe Siria a participat Preafericitul Patriarh al Marelui ora Antiohia i al întregului Orient Ignatie IV. Printre participanii la întâlnire au fost membrii delegaiei care îl însoesc pe Preafericitul Patriarh în timpul vizitei sale oficiale la Patriarhia din Antiohia: preedintele Departamentului relaii externe al Patriarhiei Moscovei mitropolitul de Volokolamsk Ilarion; eful Secretariatului administrativ al Patriarhiei Moscovei episcopul de Solnecinogorsk Serghie, vicepreedintele Departamentului relaii externe al Patriarhiei Moscovei protoiereul Nicolai Balaov. Au participat, de asemenea,  ierarhii Bisericii din Antiohia: mitropolitul de Mexico Antonie i mitropolitul de Sao Paulo i Brazilia Damaschin. La întâlnire au fost, de asemenea, prezeni reprezentanii Patriarhului Marelui ora Antiohia i al întregului Orient pe lâng Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii arhiepiscopul de Filippopol Nifon i reprezentantul Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii pe lâng Patriarhul Marelui ora Antiohia i al întregului Orient arhimandritul Alexandr (Elisov). Prezidentul Siriei l-a salutat pe Preafericitul Patriarh Kiril pe pmântul strvechi al Siriei. Domnia Sa a amintit c anume de la Damasc prin trudele sfântului apostol Pavel a început s se rspândeasc în lume cretinismul. „Siria prezint un model excelent de existen panic a diferitelor comuniti religioase a oamenilor de diferite naionaliti”. – a subliniat Prezidentul. Preafericitul Patriarh Kiril la rândul su a menionat c a sosit în Siria cu un sentiment deosebit: „De multe ori am fost aici mai înainte i cunosc bine ara Dumneavoastr i poporul sirian. Siria este o ar cu o cultur foarte puternic i profund. La formarea acestei tradiii au participat i cretinismul ortodox, i islamul i noi apreciem în mod deosebit nivelul dialogului, al colaborrii,  exemplul vieii panice în aceast ar”.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1678971...

1 Petavius. Opus de theologicis dogmaticis (Петавий. Сочинение о догматах богословия), т. I, кн. 1, гл. 12 и 13; т. 3, гл. 5 (изд. Thomas, 1864. pp. 145—160; 273—276). 2 M.Jugie. Статьи Palamas («Палама») и Palamite («Паламитство») в «Dictionnaire de theologie catholique» de Vacant et Mangenot, т. 11, стлб. 1735—1776 и 1777—1818. Его же: De theologia palamitica («О богословии паламитском») в его Theologia dogmatica christianorum orientalium («Догматическое богословие восточных христиан»), т. 2 (1933), стр. 47—183 (труд чисто доктринальный по своему характеру), а также несколько статей в «Echos d " Orient». М.Жюжи дает такую оценку богословию св. Григория Фессалоникийского: «И все же по попущению Божию это учение, в котором позволительно видеть наказание, было навязано как официальный догмат» (статья Palamas, стлб. 1817). S.Guichardan. Le problème de la simplicite divine en Orient et en Occident aux XIV et XV [e] siècles: Gregoire Palamas, Duns Scot, Georges Scholarios (С.Гишардан. Проблема божественной простоты на Востоке и на Западе в XIV и XV веках: Григорий Палама, Дунс Скот, Георгий Схоларий). Лион, 1933. Этот труд, весьма упрощенно истолковывающий учение, глубоко чуждое образу мыслей самого критика, заслужил справедливые упреки в рецензии В. Грумеля («Echos d " Orient», 38, 1935, стр. 84—96). 3 Основными биографическими источниками являются два «Жития» св. Григория Паламы, написанные двумя константинопольскими патриархами – св. Филофеем († 1376) и Нилом († 1387); оба они были учениками Паламы (P.G., т. 151, стлб. 551—656; 656—678). Среди исследований, посвященных жизни и деятельности Паламы, см. главным образом труд Г.Папамихаила «Св. Григорий Палама» (на греч. яз.). Александрия, 1911. Биографическая справка имеется и в уже упомянутой статье о.Жюжи, а также в статье Ф.Майера. Palamas в «Realencyklopädie fur protestantische Theologie», т. 14, стр. 599—601. Кроме того, ценные сведения можно найти в A.A.Vasiliev. Histoire de l " Empire Byzantin (Париж, 1932) (т. 2, гл. 9); этот труд дает общую картину политической, культурной и религиозной жизни Византии XIV и XV вв.; стр. 362—369 посвящены св. Григорию Паламе и так называемым «паламитским» Соборам. [Основным трудом о св. Григории Паламе является в настоящее время книга о.Иоанна Мейендорфа «Введение в изучение Григория Паламы» (Jean Meyendorff. Introduction à l " etude de Gregoire Palamas), Париж, 1959.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4114...

152 . Mathews E. G. St. Ephrem, Madrashe on Faith 81–85; Hymns on the Pearl I-V//SVTQ 1944. 38. 45–72. 153 . Moubarac Y. La chambre nuptiale du coeur. Approches spirituelles et question-nements de l’Orient Syrien//Cariscript. P. 1993. 32–45. 154 . Naduvilezham J. Paschal Lamb in Ephrem of Nisibis//The Harp. Kottayam. 1992. 5. 53–66. 155 . Noujaim G. Essai sur quelques aspects de la philosophic d’Éphrem de Nisibe//ParOr 1978–1980. 9. 27–50. 156 . Obeid J. L’onction baptismale dans HdE III de Saint Éphrem. Traduction et analyse//ParOr 1992. 17. 7–36. 157 . Outtier B. Des discours de Saint Éphrem méconnus//ParOr 1995. 20. 121–128. 158 . Paikatt M. Repentance and penitence in Mar Aprem of Nisibis//The Christian Orient. 1991. 12. 135–146. 159 . Paikatt M. Virginity, the celestial life. A study on virginity in the genuine works of Mar Aprem of Nisibis//The Christian Orient. 1992. 13. 164–185. 160 . Pottampuzha P. Mar Aprem: patron of eco-theology//The Christian Orient. 1995. 16. 138–146. 161 . Reinink G. J. Pseudo-Ephraems «Rede über das Ende» und die syrische eschatologische Literatur des siebenten Jahrhunderts//Aram Journal. Oxford. 1993. 5. 437–463. 162 . Schmidt Margot. Die Augensymbolik bei Ephräm und Parallelen in der deutschen Mystik//Typus, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter/Hrsg. Schmidt M. Regensburg 1982. 278–301. 163 . Schmidt Margot. Das Auge als Symbol der Erleuchtung bei Ephräm und Parallelen in der Mystik des Mittelalters//OrC 1984. 68. 27–57. 164 . Schmidt Margot. Ephraem Syrus//Lex. d. Mittelalt. 1986. 3. 2052–2053. 165 . Tubach J. Der von Ephraem Syrus’ Vater verehrte Gott. Apoll in Nisibis//Syrisches Christentum weltweit. Studien zur syrischen Kirchengeschichte. Festschrift Wolfgang Hage. Münster 1995. 194–179. (Studien zur orientalischen Kirchengeschichte. 1). 166 . Vergani E. Salus corporis. Utili/.zazione e conteste dell’esegesi del sogno di Nabucodonosor ( Dan 2:31 ) negli inni di Efrem siro//La Cattura della Fine. Variazioni dell’escatologia in regime di cristianità/Ed. Ruggieri G. Genoa 1992. 5–37.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1, р. 70, у Lamy coll. 15–16. nota 1). 16 Sermo Asceticus в Opp. Gr., t. I, p. 47. 17 Феодорит (in Philotheo et in H. E. L., t. 2, p. 30.) , Филосторгий (L., t. III, p. 23) и другие это чудесное избавление Низибии приписывают святому Иакову. А сирийский жизнеописатель и Григорий Абулфараж, епископ Тагритский (in Historia Denastiarum), приписывает его Ефрему (Assem. Bibм. Orient., t. I, p. 30). Ho Ефрем действовал с благословения святительского, и ему, без сомнения, вспомоществовала молитва архипастыря. Таким образом, в преданиях церковных не будет разногласия. Согласно с Ватиканскими Актами повествуют и Парижские (§ 6). Кроме приведенного у Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 30 свидетельства Бар-Гебрея, ему принадлежит ещё и другое, дословно приводимое у Lamy из Chronicon, ed. Bruns et Kirsch, p. 66. Лями приводит ещё свидетельство из Liber Chalifarum и Георгия, арабского епископа, который следует Феодориту, как и Никифор (История Церкви, т. IX, с. 26). Затруднение в свидетельствах Феодорита и Сирийских источников о нашествии Сапора на Низибию Лями объясняет тем, что были два нашествия — в 338 и в 350 годах. О двух нашествиях говорит Александрийская Хроника (Migne, Patrologiae eursns completus, Series Graeca, t. 92, c. 718, 723) и Феофан (Lamy, ibid, c. 19–22, not.). То же открывается из изданных Биккеллем Cormira Nisib. (См. praef. § 3–4). 18 Об этом свидетельствует Едесская Хроника и патриарх Дионисий у Assem. Bibl. Orient., t. 1, р. 18, 395, a также Илия Низибийский у Бар-Гебрея, Chron. Eccles., t. II, р. 32, not., у Lamy, с. 22, not. В Сирийских Актах, после упоминания о смерти Иакова и Константина, рассказывается о походе Иулиана Отступника на Персов (святому Ефрему принадлежат четыре гимна против Иулиана, изданные Овербекком: см. прим. 37), его смерти, перенесении его останков Иовинианом в Низибию и передаче этого города Иовинианом Персам, после чего святой Ефрем удаляется из Низибии. По Римскому изданию Ватиканских Актов святой Ефрем удалился в принадлежащие Римлянам страны и принял крещение на двадцать восьмом году жизни (р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

998 О « Символе веры », прочтенном на соборе от имени Михаила Палеолога, см. весьма интересную статью: F. Vernet. Le IIe concile oecumenique de Lyon 7 mai 17 juillet 1274. – Dictionnaire de théologie catholique, vol. IX. col. 1384–1386. См. также: V. Grumel. Le IIe concile de Lyon et la réunion de l " église grecque. – в том же издании – col. 1391–1410. Обе статьи имеют множество ссылок на источники и литературу по вопросу о Лионской унии. См. также: W. Norden. Das Papsttum und Byzanz... S. 520–615. 999 По поводу Лионской унии есть старая русская работа, точная по подходу и изложению, но написанная строго с точки зрения греческого православия – В. Никольский. Лионская уния. Эпизод из средневековой истории церкви 1261–1293. – Православное Обозрение, т. XXIII, 1867, с. 5–23; 116–144; 352–378; т. XXIV, 1867, с. 11–33. Согласно Никольскому, уния была тяжким грузом, пятном на совести Михаила. Естественно, что она рухнула, покрыв ее создателя позором. 1000 V. Grumel. En Orient après le IIe concile de Lyon. – Échos d " Orient, vol. XXIV, 1925, pp. 321–322. См. также: G. Rouillard. La Politique de Michel VIII Paléologue à l " égard des monastères. – Études byzantines, vol. I, 1944, pp. 73–84. Статья посвящена взаимоотношениям Михаила VIII и монастырей на Афоне. 1001 См.: V. Grumel. Les Ambassades pontificales à Byzance après le IIe concile de Lyon (1274–1280). – Échos d " Orient, vol. XXIII, 1924, pp. 446–447. В этой статье есть несколько существенных исправлений хронологии, даваемой В. Норденом. См. также: M. Viller. La Question de l " union des églises entre Grecs et Latins depuis le concile de Lyon jusqúà celui de Florence (1274–1438). – Revue d " histoire ecclésiastique, vol. XVI, 1921, p. 261. 1002 Nicephorus Gregoras. Historia, VI, l, 7; Bonn ed., vol. I, p. 165; Georg. Pachym. De Andronico Palaeologo, IV, 12; Bonn ed., vol. I, p. 280. 1003 А. П. Лебедев. Очерки исторического состояния Византийсковосточной церкви от конца XI до половины XV века. М., 1902, с. 296–297. 1011

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (15.07.1273 - 15.09.1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан , один из наиболее почитаемых в Эфиопской Церкви святых (пам. эфиоп. 18 маскарама (15 сент.), 15 тахсаса (11 дек.)). Сведения о Е. содержатся в его Житии, а также в Житиях его многочисленных учеников. Житие Е., судя по стилю, было составлено в XV в. В европ. собраниях известно 5 его рукописей: 4 из Британской б-ки и 1 из Ватиканской. Эти списки представляют собой 3 редакции: пространную, изданную Б. А. Тураевым (Lond. Brit. Lib. Orient. 704 и 705), краткую из рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 703 и краткую из рукописей Lond. Brit. Lib. Orient. 702 и Vat. Aeth. 46. Редакции различаются в основном наличием и последовательностью ряда эпизодов и числом посмертных чудес Е. Житие имеет ярко выраженную полемическую направленность в защиту евстафианства и отличается обилием риторики, панегирических (нередко стихотворных) отступлений и библейских цитат (включая, согласно эфиоп. пониманию Свящ. Писания, апокрифы и псевдоэпиграфы), однако излагает немало подлинных событий. Существует также краткое синаксарное Житие Е. Е. род. в Цэре, на востоке обл. Тигре (Тыграй), близ того места, где впосл. им был основан мон-рь Дэбрэ-Цэраби. Его отец Крэстос Моа, происходивший, по преданию, из знатного («княжеского») рода, и мать Сэна Хэйват были праведны и отличались милосердием. Много лет у них не было детей, из-за чего Сэна Хэйват сильно печалилась, пока Господь не послал к ней арх. Михаила, и тот обрадовал ее вестью о скором рождении первенца, к-рый «своими учениями умудрит неразумных, источив реки премудрости и ведения из двух сосцев духовных - из Моисея мед и из Евангелия млеко ведения…» ( Тураев. 1902. С. 296). В этом стандартном агиографическом эпизоде нашел отражение характерный для Е. интерес к ветхозаветным предписаниям. При рождении мальчик был наречен Маэкаба Эгзиэ ). В раннем детстве, ок. 1280 г., его отправили на воспитание к брату матери Даниилу (в монашестве Захария), настоятелю мон-ря Дэбрэ-Марьям, расположенного на горе Коркор в р-не Гэральта (на юге Тигре). Еще в отроческом возрасте он был рукоположен во диакона, в 15 лет принял монашество с именем Евстафий, а затем был поставлен иереем.

http://pravenc.ru/text/187440.html

3985 Иоанн Златоуст отмечает на этот счет, что если бы Господь, заповедуя творить милостыню, имел в виду лишь попечение о бедных, то Он заповедал бы только давать, не требуя делать этого с радостью, а это добавление свидетельствует со всей очевидностью, что в милостыне Ему важно также и духовное состояние того, кто подает (ср.: Беседы о милостыне 4). 4067 Довольно-таки трудно различить πνθος и κατνυξις, настолько трудно, что И. Осэр в исследовании, которое он посвятил этому вопросу (Hausherr I. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien. Rome, 1944), рассматривает κατνυξις как «синоним или почти то же самое, что πνθος» (Р. 14), и что «на практике они настолько неотделимы друг от друга, что благодаря метонимии сделались синонимами» (Р. 16). Отсюда различия в переводах. Тогда как одни переводят πνθος как «сокрушение» и κατνυξις как «покаяние», другие делают наоборот. Однако можно сказать, что в κατνυξις ярче выражен оттенок сожаления, чем в πνθος, что сближает его с понятием сокрушения. Но от последнего κατνυξις отличается чувством скорби и боли, которые его и характеризуют по существу (ср.: Там же. Р. 31). 4070 См.: Апофтегмы. Алфавитное собрание. Синклитикия 21; Иоанн Лествичник , прп. Лествица 7, 25; Иоанн Златоуст , свт. О сокрушении 1, 10; К Стагирию подвижнику 3, 13; 14; Беседы о покаянии 7, 6; Беседы о святых мучениках 3; Варсонофий Великий, прп. Ответы 237 (234), 394 (391); 690 (682). Множество других ссылок по этой теме можно найти в цитируемой работе: Hausherr I. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien. Rome, 1944. P. 35–50. 4071 Они возникают одновременно и способствуют взаимному усилению, поэтому святые отцы порой подчеркивают вслед за апостолом (см. 2Кор. 7:10 ), что печаль по Богу рождает покаяние (см., например: Варсонофий Великий, прп. Ответы 242 (239)), а порой – что второе порождает первое (см., например, «Житие святого Кирилла Филиота», процитированное в: Hausherr I. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien. Rome, 1944. P. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Arhiva În incinta Bisericii Ortodoxe Ruse din Damasc Preafericitul Patriarh Kiril s-a întâlnit cu un grup de conaionali 12 noiembrie 2011 23:10 În data de 12 noiembrie 2011, la finalul primei zile a vizitei Sale oficiale în Patriarhia Antiohiei, Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a vizitat biserica Sfântului Ignatie Teoforul din Damasc care se afl în spaiul Reprezentanei Patriarhului Moscovei i a Întregii Rusii din prejma Patriarhului Antiohiei i a Întregului Orient. În biseric i în jurul sfântului loca s-au adunat numeroi conaionali din Rusia, Ucraina, Belorusia i din alte ri din teritoriul canonic al Patriarhiei Moscovei. Muli dintre enoriai au venit pentru a lua binecuvântare de la Patriarhul Kiril împreun cu copii lor. Calea intrrii în biseric a fost presurat cu petale de flori aduse speial de credincioi în cinstea vizitei Preafericitului Printe Patriarh. Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a fost însoit în aceast vizit de membrii delegaiei oficiale: preedintele Departamentului pentru Relaii Externe Bisericeti al Patriarhiei Moscovei  - mitropolitul Ilarion de Volokolamsk, de eful Secretariatului Administrativ al Patriarhiei Moscovei Serghie de Solnecinogorsk, de vicepreedintele Departamentului pentru Relaii Externe Bisericeti protoiereul Nicolae Balaov i de alii membri ai delegaiei. De asemenea în biseric a fost prezent i reprezentantul Patriarhului Antiohiei i a Întregului Orient din prejma Patriarhului Kiril al Moscovei i al Întregii Rusii – arhiepiscopul Nifon de Filippopol. În biserica Sfântului Ignatie Teoforul a fost svârit un Te Deum, dup care a urmat cuvântul administratorului Reprezentanei - a arhimandritului Alexandru (Eliseev), reprezentant al Patriarhului Moscovei i a Întregii Rusii  din preajma Patriarhului Antiohiei i a Întregului Orient. Adresându-se Preafericirii Sale cu un cuvânt de bun venit, parohul bisericii a spus: «Preafericite stpâne i milostive printe! Astzi trim momente deosebite, pentru c avem posibilitatea s V vedem printre noi, în aceast biseric în care numele Sanctitii Voastre este pomenit zilnic în rugciuni. În biserica în care ne rugm permanent pentru Dumneavoastr, în care urmrim cu atenie activitatea bogat a Preafericirii Voastre ca Întâistttor al Bisericii Ortodoxe Ruse, fiind permanent prin rugciune alturi de Sancitatea Voastr. Ndjduim c prin rugciunile noastre v ajutm câtui de puin s rezistai în toate acele încercri care V apar în calea slujirii Voastre pastorale, ca unul care avei grij i V îngrijii de turma încredinat, de destinele Bisericii Ortodoxe Ruse, de destinele neamului rus din întreaga lume.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1678965...

Начертание церковн. и истор. Иннокентия, ч. II, стр. 462. 138 Поэма о войне Острожской, Краковского академика Пекальского; печатные книги, изданые в Остроге. См. «Тр. к. и. ак., 1867 г., 183 стр. 147 Monumenta fidei Eccl. Graecae. Prolegom., p. XXVIII. Истор. p. Ц. Филарета, пер. IV, стр. 99. 156 Andreae Wengerscii – IV. Письмо к Сигизмунду, стр. 467–469; письмо к Турновию, сгр. 497; письмо к Брониевию, стр. 498. Monumenta fidei Eccl. orient. Prolegom., стр. XXVIII. 163 Этими словами Кирилл Лукарис указывает на первое пребывание свое в юго-западной Руси – на Брестском соборе. 166 Киммель с жаром доказывает, что это письмо не принадлежит Кириллу Лукарису, а есть подлог П. Скарги. Monumenta fidei Eccles, orient. Proleg., p. Но если принять во внимание то, что Киммель принадлежит к числу обвинителей Лукариса в протестанстве, – то доказательство его останется незаслуживающим доверия: он это делает с целью – уничтожить противоречие при речи о Кирилле, как кальвинисте. 167 Нельзя никак допустить, чтобы Кирилл Лукарис писал о латинянах так: «Так как наше славное и могущественное государство, которое Всемогущйй Бог да хранить в славе и неприкосновенности на многие лета, устроено так, что от счастья и славы его зависит судьба почти всего христианского мира», и проч.; или еще: «мы не пренебрегаем престолом Св. Петра, – напротив, отдаем ему должное почтение, признаем за Римскою Церковью первенство и честь матери Церквей» и проч. 168 Нельзя никак допустить, чтобы Кирилл Лукарис писал о латинянах так: «Так как наше славное и могущественное государство, которое Всемогущйй Бог да хранить в славе и неприкосновенности на многие лета, устроено так, что от счастья и славы его зависит судьба почти всего христианского мира», и проч.; или еще: «мы не пренебрегаем престолом Св. Петра, – напротив, отдаем ему должное почтение, признаем за Римскою Церковью первенство и честь матери Церквей» и проч. 169 Monumenta fidei Eccles. Graecae. Prolog. XXIX. Gesch, des Protest, in des orient. Kirche – 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

224. 17. R. Guilland. «Correspondance de, Nicephore Gregoras», Paris. 1927, Edit. «Les Belles Lettres». 18. R. Guilland. «Essai sur Nicephore Gregoras», Paris, 1936, pp. XL + 308. 19. I. Hausherr. «Les grands courants de la spiritualité orientale» in «Orient. christ, periodica». vol. I, Roma, pp. 114–138. 20. I. Hausherr. «L " erreur fondamentale de la logique du messalianisme» in «Orient. period, christ.» vol. I, Roma, pp. 328–360. 21. I. Hausherr. «A propos de la spiritualité hesycheste: controverse sans contradiction» in «Orient. christ. period», III, 1937, pp. 261–272. 22. «Introduction à la vie de Symeon le Nouveau Théologien par Nicetas Stethatos», in «Orient. Christiana», t. XII, Roma, 1928. 23. I. Hausherr. «La méthode d " oraison hésychaste» in «Orient. Christ.», t. IX, 1927, pp. 101–210. 24. J. Hergenröther. «Handbuch der allgemeinen Kirchegeschichte», Freiburg i/Br. 1904 (über Hesychasten Band II, Ss. 804–806). 25. Holl. «Enthusiasmus und Bussgewalt bei dem griechischen Mönchtum.», Leipzig, 1898, Ss. VI + 331. 26. M. Jugie. «Gregoire Palamas» in DTC. t. XI, col. 1735–1776. 27. M. Jugie. «Palamite (controverse) in DTC, t. XI, col. 1777–1818. 28. M. Jugie. «Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium», t. I, Paris, 1926. Pp. 431–455. (Articulus secundus. «Controversia hesychastica seu palamitica.»), t. II, Paris, 1933, pp. 47–183 («De theologia palamitica»). 29. M. Jugie. «Les origines de la méthode d " oraison des Hesychastes» n «Echos d " Orient», XXX (1931), pp. 179–185. 30. M. Jugie. «Note sur le moine hesychaste Nicephore et sa méthode d " Oraison» in «Ech. d " Orient», 1936, pp. 409–412. 31. M. Jugie. «Demetrius Cydones et la théologie à Byzance au XIV et XV ss.» in «Echos d " Orient», 1928. 32. M. Jugie. «Grégoire Palamas et l " Immaculée Conception» in «Revue Augustinienne», t. XVII (1910), pp. 145–161. 33. Архимандрит Киприан (Керн). «Духовные предки св. Григория Паламы» (Опыт мистической родословной) в сборн. «Богословская Мысль», Париж, 1942, стр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010