776 Moeller Ch. Le chalcédonisme et le néo-chalcédonisme en Orient de 451 à la fin du VI siècle//Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1951. Bd. I. S. 695. 782 Moeller Ch. Un représentent de la christologie néo-chalcédonienne au début de sixieme siècle en Orient: Nephalius d’Alexandrie//Revue d’Histoire Ecclésiastique. 1944–1945. T. 40. P. 110–140. 785 Helmer S. Der Neuchalkedonismus. Geschicte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. S. 218–241. 787 Grillmeier A. Mit Ihm und in Ihm. Christologische Forschungen und Perspektiven. Freiburg im Breisgau, 1972. S. 371–385. 789 Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late Sixth Century//Byzantion. 1980. T. 50. P. 5. 791 Sellers R. V. The Council of Chalcedon: A Historical and doctrinal Survey. L., 1953. P. 293–294. 798 Трактат цитируется no названному изданию Ф. Дикампа. Первая цифра указывает страницу, последующие – строки. 799 Schönbom Chr., von. Sophrone de Jérusalem. Vie monastique et confession dogmagique. Paris, 1972. P. 168. 800 Grillmeier A.Le Christ dans la tradition chrétienne.De l’âge apostolique à Chalcédoine (451). Paris, 1973. P. 265. 801 Riedmatten A. Some Neglected Aspects of Apollinarist Christology//Dominican Studies. 1948. Vol. 1. P. 252–260; Idem. La christologie d’Apollinaire de Laodicee//Studia Patristica. 1957. Vol. 2. P. 213–216. 802 Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. С. 191. 804 Diepen H.M. Aux origines de l’anthropologie de saint Cyrille d’Alexandrie. Paris, 1957. P. 34–36. 805 Rehrmann A. Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien. Hildesheim, 1902. S. 333–341; Du ManoirdeJuaye H. Dogme et spiritualite chez saint Cyrille d’Alexandrie. Paris, 1944. P. 131–132. 806 LabelloJ.M. Saint Cyrille d’Alexandrie. Témoin de la langue et de la pensée philosophique au V siècle//Revue des Sciences Religieuses. 1979. T. 53. P. 35–40. 809 Lebon J. Le monophysisme sévèrien. P. 257,347–349; Idem. La christologie du monophysisme syrien//Das Konzil von Chalkedon. Bd. 1. S. 498–503.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Kovalevskij E., Technique de la Prière, Paris 1961. Muyser J., Un premier essai d " étude sur les vraies valeurs de la prière du moine copte et de celle de son église d " après ce que nous possédons comme sources coptes les plus authentiques, Cairo 1950. Nasrallah J., La prière dans l " Êglise orthodoxe, in Etudes Franciscaines 12 (1962) 8–18. Papadopoulos N. G., Молитва по Оригену (на греч. яз.), in Gregorios Palamas 45 (1962) 46–51, 124–129. Philippidis L. J., Prayer of Religious and Psychological Point of View, in The Greek Orthodox Theological Review 1 (1963) 29–49. Plé A. (ed.), La prière, Paris 1965. Solignac A., Pater noster, DS 12,1 (1984) 388–413. èpidlik T., Ignatian Meditation and the Prayer of the oriental Church, in Aa.vv., Ignatian Spirituality. Four Essays, Roma 1979, 9–24. èpidlik T., La prière en l’Église d " Orient, in Tarnowskie studia teologiczne, Tarnôw 1981, cc. 115–128. Vagaggini C. (ed.), La preghiera nella Bibbia e nella tradizione patristica e monastica, Roma 1964. Vedernikov A., Der heilige Johannes Klimakos als Lehrer des Gebetes, in Stimme der Orthodoxie 4 (1964) 43–49; 5 (1964) 46–52. Псалмы Ряд святоотеческих толкований на псалмы см.: W. Werbeck, Psalmen im Alten Testament, in Religion in Geschichte und Gegenwart, Tübingen 1961, 684 слл. Colombas G., Paradis et vie angélique, op. cit., cc. 203 слл. Langhe R., Le Psautier. Ses origines, ses problèmes littéraires, son influence, Louvain 1962. Psaumes, DThC, Tables générales 3 (1972) 3820–3825. Литургическая молитва Aa.vv., Liturgie et vie spirituelle, DS 9 (1979) 873–939. Arsenev N. S., Traits majeurs de la vie liturgique, contemplative et sacramentale, in Contacts 14 (1962) 38–39, 135–158. Bulgakov S., Le ciel sur la terre, München 1928. Bulgakov S., The Orthodox Church, London 1935, cc. 149–160. Castellano J., Liturgia, DESp 2 (1975) 1086–1104. Dalmais I. H., Les liturgies d " Orient. «Rites et Simboles», Paris 1980. Raes A., Introductio in liturgiam orientalem, Roma 1947. Sauget J. M., Bibliographie des Liturgies orientales (1900–1960), Roma 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Дейр-эс-Суриани, 1998 (на араб. яз.); Собрание духовных посланий/Пер.: С. Даккаш. Бейрут, 1999 (на араб. яз.); Духовный старец VI в.: Собр. духовных бесед/Пер.: С. Даккаш. Бейрут, 2002 (на араб. яз.); Hansbury M., ed., transl. The Letters. Piscataway (N. J.), 2006; Khayyat N., é d., trad. Les Homélies I-XV. Beyrouth, 2007. (Sources syriaques; 2); Письмо 34/Пер.: Н. Селезнев//Символ. П.; М., 2009. 55. С. 150-151. Ист.: J é susdenah, é v ê que de Ba ç rah. Le livre de la chasteté/Publ., trad. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " Ecole Française de Rome. P., 1896. Vol. 16. P. 279-280; Ignatius Ephraem II Rahmani, patr. Studia syriaca. Monte Libano, 1904. Vol. 1. P. 34 [BHO, N 510]. Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901. С. 114/1184-115/1185; Baumstark. Geschichte. S. 225-226; Hausherr I. Les grands courants de la spiritualité orientale//OCP. 1935. Vol. 1. P. 114-138; idem. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien. R., 1944. P. 149-150. (OCA; 132); Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 434-436, 498; Ortiz de Urbina. PS. P. 153; Colless B. E. Le mystère de Jean Saba//L " Orient Syrien. P., 1967. Vol. 12. N 4. P. 515-524; idem. The Mystical Discourses of John Saba: Diss./Univ. of Melbourne. 1969; idem. The Biographies of John Saba//PdO. 1972. Vol. 3. P. 45-63; idem. The Mysticism of John Saba//OCP. 1973. Vol. 39. P. 83-102; Beulay R. Jean de Dalyatha et sa Lettre XV//PdO. 1971. Vol. 2. P. 261-279; idem. Des centuries de Joseph Hazzâyâ retrouvées?//Ibid. 1972. Vol. 3. P. 5-44; idem. Jean de Dalyatha//DSAMDH. T. 8. Col. 449-452; idem. Précisions touchant l " identité et la biographie de Jean Saba de Dalyatha//PdO. 1977/1978. Vol. 8. P. 87-116; idem. La Lumière sans forme: Introduction à l " étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, idem. Formes de lumière et Lumière sans forme: Le thème de la lumière dans la mystique de Jean de Dalyatha//Mélanges A. Guillaumont. Gen., 1988. P. 131-141; idem. L " enseignement spirituel de Jean de Dalyatha: Mystique syro-orientale du VIIIe siècle.

http://pravenc.ru/text/471487.html

Флоренский П., Столп и утверждение истины, op. cit., сс. 166–204. Первородный грех Gross J., Entstehungsgeschichte des Erbsündendogma. Von der Bibel bis Augustinus. Geschichte des Erbsündendogmas, Ein Beitrag des Erbsündendogmas, Ein Beitrag zur Geschichte des Problems vom Ursprung des Uebels, vol. I, Bâle 1960. Rondet H., Le péché originel dans la tradition patristique, Paris 1967. Scheffczyk L., Urständ, Fall und Erbsünde. Von der Schrift bis Augustinus, Freiburg-Basel-Wien 1981. Покаяние Amann E., Pénitence – sacrament. La pénitence primitive, DThC 12,1 (1933) 748–845. Caltier C., L " Église et la rémission des péchés aux premiers siècles, Paris 1932. Galtier C., Aux origines du sacrament de pénitence, Roma 1951. Gribomont J., Epitimia, DIP 3 (1976) 1141–1142. Grotz J., Die Entwicklung des Bussstufenwesens in der vornicäischen Kirche, Freiburg im Br. 1955. Holl K., Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum, Leipzig 1898. Liturgie et rémission des péchés. Conférences Saint-Serge, XXe semaine d’études liturgiques, 2–5 juillet 1973, Roma 1975. Mehat A., «Pénitence seconde» et «péché involontaire» chez Clément d " Alexandrie, in Vigiliae Christianae 8 (1954) 225–233. Poschmann B., Busse und letzte Oelung, in M. Schmaus et al., Handbuch der Dogmengeschichte IV,3, Fribourg-en-B. 1951. Poschmann B., Pacnitentia secunda. Die kirchliche Busse im ältesten Christentum bis Cyprian und Origenes, Bonn 1940. Rahner K., La doctrine d " Origène sur la pénitence, RSR 87 (1950) 54–97, 252–286, 422–456. Vacant A., Absolution sous forme déprécatoire, DThC 1 (1909) 244–252. Смирнов С., Древнерусский духовник, Москва, 1914. Смирнов С., Духовный отец в древней Восточной Церкви, Сергиев Посад 1906. Пентос Hausherr I., Pénthos. La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien, OCA 132 (1944). Lot-Borodine M., Le mystère des larmes, in Vie spirituelle 48 (1936) Lot-Borodine M., Le mystère du (( don des larmes” dans l " Orient chrétien, in Spiritualité orientale 14 (1974) 131–195: La douloureuse joie.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

1014 Epist. ad Jannuar. (70) n. 2. Ha основании сего места должно полагать, что, по Киприану, главное и необходимое в миропомазании – освященное миро и помазание, присоединяемое же к сему руковозложение, о котором он упоминает в других местах, составляло здесь нечто второстепенное и прибавочное. 1037 Вот, заслуживающие внимания, слова Августина: unctio spiritualis ipse Spiritus Sanctus est, cujus sacramentum est in unctione visibili (In 1 Ioann, tract. III. n. 5). Sacramentum chrismatis in genere visibilium signaculorum sacramentum est sicut et ipse baptismus (Contr. lit. Petiliani. 11. c. 104). 1048 Comment. in 2Corinth c.1. v.23. Сравн. Амвр. De his, qui initiantur. c. 7. a также Дионис. Ареопаг. О церк. иерарх. VII, 4. 5. 1054 В отношении же к Церкви Западной, судя по свидетельствам Иеронима и Геннадия, нет основания отрицать, что иногда, как было и доселе, могло совершаться таинство миропомазания и в форме руковозложения, соединенного с помазанием миром. 1061 Так, например, Иннокентий I, хотя не воспрещал пресвитерам совершать миропомазание, но ограничивал право сие тем, что при сем им не дозволялось запечатлевать миром чело, что предоставлялось только епископам (Epist. ad Decent. episc. eugubin. Opp. Leon. Magn. T. II. p. 51. Lion. 1700). Подобное же ограничительное распоряжение, относительно преподаяния миропомазания пресвитерами, было сделано Григорием Великим в отношении к священникам Сардинии (Epist. ad episc. Jannuar. Opp. T. II. p. 689. ed. Paris 1705), хотя, впоследствии, ввиду происшедшего отсюда соблазна, оно им же самим было отменено (Ibid. р. 705). 1073 Можно заметить, что и, бывший в 619 г. Испалийский собор, подтвердил, что в прежнее время священники имели много общего с епископами и могли, между прочим, подобно епископам, совершать и миропомазание; но к сему уже присовокупил, что все это воспрещено священникам новыми правилами (Сап. 7. concil. t. IV. р. 560). 1082 Можно заметить, что даже у, издревле отступивших от православия, но, удержавших таинство миропомазания обществ, как, например, Армян, Яковитов и Несториан, сохранился обычай помазывать миром не одно чело, а и другие члены (Goar, in Euchol. р. 366; Asseman. Biblioth. orient. I, 573; II, 121.239, 300; IV, diss. de Syr. Nestor. p. 272; Cod. Liturg. T. III, p. 136).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

1984. Bd. 68. S. 196-209; Š pidlik T. Georgiano, Monachesimo//Dizionario degli istituti di perfezione/Ed. G. Pelliccia, G. Rocca. R., 1977. Vol. 4. Col. 1054-1055; Boeder W. Die georgischen Mönche auf dem Berge Athos und die Geschichte der georgischen Schriftsprache//Bedi Kartlisa. 1983. Vol. 41. P. 85-95; Lefort J., Papachryssanthou D. Les premiers géorgiens à l " Athos dans les documents byzantins//Ibid. P. 27-33; Martin-Hisard B. Du T " ao-K " lardzheti à l " Athos: Moines géorgiens et réalités sociopolitiques (IX-XI siècles)//Ibid. P. 34-46; idem. Les treize saints pères syriens: Formation et évolution d " une tradition hagiographique géorgienne (VI-XII siècles)//Ibid. 1985. Vol. 1(44). P. 141-168; 1986. Vol. 2(45). P. 75-112; idem. L " Athos, l " Orient et le Caucase au XIe siècle//Mount Athos and Byzantine Monasticism/Ed. A. Bryer. Aldershot, 1996. P. 239-248; idem. Moines et monastères géorgiens du 9e siècle: La Vie de saint Grigol de Xancta//REB. 2001. T. 59. N 1. P. 5-94; 2002. T. 60. N 1. P. 5-64; idem. Monaci georgiani sull " Athos nell " XI secolo//Atanasio e il monachesimo al Monte Athos: Atti del XII Conv. ecumenico intern. di spiritualità ortodossà Sezione bizantina/Ed. S. Chiala, L. Cremaschi, Bose, 12-14 settembre 2004. Magnano, 2005. P. 79-100; Мерквиладзе Д. Время прибытия сир. отцов в Картли. Тб., 1996 (на груз. яз.); Aleksidze Z. Sur le vocabulaire de la Conversion du Kartli: miap " ori, niap " ori ou minap " ori?//From Byzantium to Iran: Armenian Studies in honour of N. G. Garsoïan/Ed. J.-P. Mahé, R. W. Thomson. Atlanta, 1997. P. 47-52; Djavakhishvili M. La diffusion des monastères en Géorgie au Moyen Âge//Klasztor w miescie sredniowiecznym i nowozytnym/Ed. M. Derwich, A. Pobog-Lenartowicz. Wrocaw, 2000. S. 631-636; Башелеишвили Л. Принципы монастырской жизни по памятникам груз. агиограф. лит-ры: АДД. Тб., 2001 (на груз. яз.); она же. Эпизоды из начальной истории груз. монашества//ЕжБК. 2005. Вып. 1. C. 259-265; Aleksidze Z., Mah é J.-P. Le nouveau manuscrit géorgien sinaïtique N Sin 50: Éd.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

1287 . Draguet R. Parallèles macariens syriaques des logoi I et III de l’Ascéticon Isaïen syriaque//Muséon. 1970. 83. 483–496. 1288 . Draguet R. Commentaire anonyme du livre d’abba Isaïe (fragments). Louvain 1973. (CSCO 336, 337. Scr. Syri 150, 151). 1289 . Guillaumont A. Une notice syriaque inédite sur la vie de l’abbé Isaïe//AB 1949. 67. 350–360. 1290 . Guillaumont A. L’Ascéticon copte de l’abbé Isaïe. Fragments sahidiques édités et traduits. Le Caire 1956. (Publications de l’lnstitut français d’archéologie orientale. Bibliothèque d’études coptes. 5). 1291 . Sauget J.-M. La double recension arabe des Préceptes aux novices de l’abbé Isaïe//Mélanges E. Tisserant. 3. 314–341. (StT 233) 1964. [=PL 103.427–434]. 1292 . Sauget J.-M. Les fragments de l’Ascéticon de l’abbé Isaïe du Vatican arabe 71//OrC 1964. 48. 235–259. 1293 . Sauget J.-M. Un nouveau témoin de collection d’ " Apophthegmatum Patrum». Le «Paterikon» du Sinai arabe 547//Muséon 1973. 86. 14–16. 1294 . Sauget J.-M. Un fragment ascétique l’abbé Isaïe en traduction arabe sous le nom d’abba Moïse//Proche Orient chrétien. 1977. 27. 43–70. 1295 . Vailhé S. Un mystique monophysite, le moine Isaïe//EO 1906. 9. 81–91. О степенях монашеского жития (CPG 5556) 1296 . Graffin F. Un inédit de l’abbé Isaïe sur les étapes de la vie monastique//OCP 1963. 29. 449–454. [Трактат дошел в сир. пер.]. Диадох Фотики йский CPG 6106–6111; DS 3, 817–34; DHGE 14, 374–378 Прибл. 400–474, св. Епископ древнего Эпира. Автор богосл. и аскетич. трактатов. Подлинные произведения Capita centum de perfectione spirituali (PG 65, 1167–1212 latine; CPG 6106) 1297 . «Подвижническое слово» в 100 главах. Вошло в греч. Добротолюбие: Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 235–273. 1298 . Попов К. [Д.] Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Творения бл. Диадоха . Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями. Киев 1903. 34, 620. [первостеп. важности, имеющая большое текстологич. знач.]. Дмитриевский А. А. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической науке. СПб. 1905. 4, 124. же://Сборник статей, посвященных почитателями академику и заслуженному профессору В. И. Ламанскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности. СПб. 1907. 1. 327–450.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1750 . Salaville S. Les principes de la dévotion au Sacré-Coeur dans l’Église orientalë la doctrine de Nicolas Cabasilas//Regnabit. 1923. Mars. 298–308. 1751 . Salaville S. Brevis notitia de Nicolao Cabasila eiusque liturgico-spirituali doctrina//Ephemerides liturgicae 1936. 384–401. Raes A.//OCP 1937. 3. 703. 1752 . Wenger A. Foi et piété mariales à Byzance//Maria. Études sur la Sainte Vierge/Du Manoir H. (dir.). 5. Paris 1958. 950–951. Учение о литургии и таинствах 1753 . Andronikof C. Die eucharistische Lehre des Nicolaos Kabasilas//Beiheft z. Ökumen. Rundschau. 1971. 31. 150–162. 1754 . Biedermann Η. M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas (gest. 1371)//OS 1954. 3. 29–41. 1755 . Biedermann Η. M. Christusgemeinschaft in der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas//Praesentia Christi. Festschrift J. Betz. Düsseldorf 1984. 162–171. 1756 . Bobrinskoy B. Onction chrismale et vie en Christ chez Cabasilas//Irénikon. 1959. 32: 1. 6–22. RHE 1960. 55. 675. 1757 . Branite E. Controversa asupra necesitatii epiclesei euharistice dupa Nicolae Cabasila//ST 1939. 7. 197–208. 1758 . Felmy К. C. Die Verdrängung der eschatologischen Dimension der byzantinischen göttlichen Liturgie und ihre Folgen//Byzantinorossica. 1995. 1. 39–49. 1759 . Gharib G. Nicolas Cabasilas et l’explication symbolique de la liturgie//Proche Orient chrétien. 1960. 10. 114–133. 1760 . Klimenko M. On the Divine Liturgy. Nicholas Cabasilas and his Commentary//Diakonia [USA] 1996. 29. 215–237. 1761 . Lecuyer J. L " Eucharistie et le don de l " Esprit selon Nicolas Cabasilas//Ecclesia a Spiritu Sancto edocta. Mélanges théologiques. Hommage à Mgr G. Philips (BETL 27). Gembloux 1970. 213–219. 1762 . Lot-Borodine M. La grâce déifiante des sacrements d’après Nicolas Cabasilas. 1//RSPh 1936. 25. 299–330. же, ч. 2: Ead. La grace déifiante des sacrements d’après Nicolas Cabasilas. 2: L’Onction chrismale//RSPh 1937. 26. 693–712. 1763 . Lot-Borodine M. La typologie de l " autel dans l " Apocalypse, dans l " Écriture et chez Nicolas Cabasilas//Annuaire de l’lnstitut de philologie et d’histoire orientales et slaves. Bruxelles 1949. 9. 421–434.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

33 Черепнин JI. В. Земские Соборы Русского государства в XVIXVII вв. М., 1978. С. 67–89. 34 Синицына Н. В. С казания о преподобном Максиме Греке . С. 96. 35 Судные списки. С. 125–139. 36 Акты исторические, собранные и изданные Археографической ко- миссиею. СПб., 1841. Т. 1. С. 298. 161. 37 Белокуров С. А.  О библиотеке… С. XLIII, LXXXI. 38 О собраниях сочинений Максима Грека см.: Синицына Н. В. М аксим Грек в России. М., 1977. С. 161–185, 223–276; БуланинД. М. Переводы и послания… 39 Верещагин Е. М. М аксим Грек и Паисий Величковский о неисправности славяно-русских церковных книг. В кн.: Россия – Афон: 1000-летие духовного единства. Материалы международной научно-богословской конференции. Москва. 1–4 октября 2006 года. М., 2008. С. 301–313. 40 Сочинения преп. Максима Грека . Казань, 1859. Ч. 3. С. 377–398; Ч. 2. С. –88. 41 Spidlik Т. La spiritualite de l " Orient Chretien (Orientalia Christiana Analecta. 206). Roma, 1978. P. 85–120. 42 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 5–52, 148–152. 43 Там же. Ч. 2. С. 89–118. 44 Подробнее о нестяжательской концепции Максима Грека см.: Казакова Н. А. О черки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 282–283 и др.; Иванов А. И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека //Византийский временник. Т. 29. М., 1969. С. 137–138, 144–145; Синицына Н. В. Э тические и социальные аспекты нестяжательских воззрений Максима Грека . – В кн.: Общество и государство феодальной России. С. 159–170; Каптерев Н. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека //Богословский вестник. 1903. Ч. 1. 1. С. 114–171. 45 Сочинения преп. Максима Грека . Ч. 2. С. 260–276, 290–294. Там же. С. 157–184, 346–357. 47 Там же. С. 319–337. 48 Там же. Ч. 3. С. 154–156. 49 Там же. С. 144–156. 50 Там же. Ч. 3. С. 272–273; Ч. 2. С. 247, 447–452. 51 Казимова Г. А. С казания о птице неясыти у Максима Грека и в славянской книжности XVIXVII вв.//Byzantinoslavica. LXI1. 2004. С. 257–262; Ванеева Е. И. Ф изиолог. СПб., 1996. С. 127; Сказания… С. 260. Вместо эпилога

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Rondet H., L’obéissance, problème de vie, mystère de Foi, Lyon 1966. Rousseau O. – Olphe-Galliard M. et al., L’obéissance. Problèmes de vie religieuse, Paris 1965. Salmon C., L’abbé dans la tradition monastique, Paris 1962. Scholtz F., Obéissance, EF 3 (1967) 213–223. Špidlik T., L’obbedienza tra carisma e istituzione, in Vita monastica 100 (1970) 36–49. Špidlik T., Obedience in the Eastern Church Tradition, in Centrum Ignatianum Spiritualitatis (=CIS) 10,2 (1979) 69–74. Tillard J. M. R., Obéissance, DS 11 (1982) 535–563. Vogüé A., La communauté et l’Abbé dans la Règle de Saint Benoît, Paris-Bruges 1961. Vogüé A., Le monastère, Église du Christ, in Studia Anselmiana 42 (1957) 25–46. Флоровский Г., Послушание и свидетельство, в изд.: Вестник русского студенческого христианского движения 70–71 (1963), 18–28. Духовничество Ancilli Е., Direzione spirituale, DIP 3 (1976) 530–548. Arsenev N. S., La direction spirituelle dans l’Êglise Russe, in Contacts 58 (1967) 108–129. De Meester C., De monachico statu iuxta disciplinam byzantinorum, Città del Vaticano 1942, См. Указатель: Pater spiritualis. Evdokimov C., «La paternité spirituelle», in Contacts 58 (1967), cc. 100–107. Hainsworth C., Staretz Paisy Velichkovsky (1722–1794). Doctrine of Spiritual Guidance, Roma 1976. Hausherr I, La direction spirituelle chez les chrétiens Orientaux, DS 3 (1957) 1008–60 (библиогр.). Hausherr I., La direction spirituelle en Orient autrefois, OCA 144 (1955). Lilienfeld F. von, Anthropos Pneumatikos – Pater Pneumatophoros: Neues Testament und Apophthegmata Patrum, in Studia Patristica 5 (TU 80) 382–392. Places E. des, Direction spirituelle dans l’antiquité classique, DS 3 (1957) 1002–1008. Rouët de Journel M. J., La direction spirituelle dans la Russie ancienne, in Revue des Études Slaves 38 (1961) 173–179. èpidlik T., La direzione spirituale nelVOriente cristiano, in Vita consacrata 16 (1980) 502–514, 573–582. Смирнов С., Древнерусский духовник, Москва, 1914. Смирнов С., Духовный отец в древней восточной Церкви, Сергиев Посад 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010