VI. Omцы-ackemы. — 1. Начало монашества: K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum, Lp z. 1898; P. Ladeuze, Etude sur le Cenobitisme Pakhomien, 1898; Dom J. M. Besse, Les moines d " Orient anterieurs au Concile de Chalcedoine, P. 1900; P. van Cauwenbergh, Etude sur les moines d " Egypte depuis le concile de Chalcedoine (451) jusqu " à l " invasion arabe (640), 1914; Leipoldt, Schenute von Atripe, TU XXV. 1, 1903; Loofs, Eusthatius von Sebaste, 1898; M. Viller, La spiritualite des premiers siecles chretiennes, P. 1930; K. Kirk, The Vision of God, 1931; Ir. Hausherr, La methode d " oraison hesychaste, Orientalia Christiana, Rome 1927; срв. En. Феофан, Древние иноческие уставы…, M. 1892; С. M. Зарин, Аскетизм по прав. христ. учению, т. I, 1-2, Спб. 1907; свящ. Ст. Лобачевский, Святой Антоний Великий, Одесса 1906; Архим. Палладий, Святой Пахомий Великий и первое иноческое общежитие, Казань 1899; Н. Примогенов, Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия, Казань 1900; И. Троицкий, Обозрение источников по истории египетского монашества, С. Пос. 1907; Иером. Феодосий, Палестинское монашество с IV до VI в. Спб. 1896 (=Правосл. Сбориик, XV. 2); Иером. Анатолий, Исторический очерк сирийского монашества до половины века, К. 1911; Н. Суворов, К истории нравственного учения в вост. Церкви, Виз. Врем. X, 1903; С. И. Смирнов, Духовный отец в древней Восточной Церкви, I, Серг. П. 1906; И. Попов, Идея обожения в древне-восточной церкви, Вопросы философии и психологии, 1909, 2 (или 97); П. Минин, Главные направления древне-церковной мистики, Серг. П. 1916 (из «Богословского вестника»). — 2. «Духовные беседы». Основное издание Pritius (1668), исправленное Floss " ом (1850), y Migne 34. Срв. G. L. Marriott, Macarii Anecdota, Seven unpublished homilies of Macarius, Harvard theological Studies, 5, 1919; См. тексты, изданные Amelineau в Annales du musee Guimet, XXV (1894): p. перевод при Моск. дух. академии, 1845, 4 изд. 1904; J.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Арсенев H. С., Душа православия. Радость воскресения и преображения твари, Новый Сад, 1927. Спасение души George A., Luc (saint), DS 9 (1976) 1106–1108: Le salut de Dieu; 1108–1120: La voie du salut. Koester W. – Ratzinger J., Heil, LThK 2 5 (1960) 76–80. Lafon G., Essai sur la signification du salut, Paris 1964. Lesquivit C. – Grelot C., Salut, VTB, 1187–1192. Trilling W. – Semmelroth O., Salut, EF 4 (1967) 175–186. Восхождение к совершенству в духовной жизни Bertraud Г. – Rayez A., Échelle spirituelle, DS 4,1 (1960) 62–86. Danielou J., L’Être et le temps chez Grégoire de Nysse, Leiden 1970, cc. 154 слл. Evdokimov C., Le etH délia vita spirituale, Bologna 1968. Völker V., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tübingen 1931, cc. ПО слл. Völker V., Fortschritt und Vollendung bei Philo von Alexandrien. Eine Studie zur Geschichte der Frömmigkeit, Leipzig 1938. Совершенство Flew R. N., The Idea of Perfection in Christian Theology, London 1934. Fonck N., Perfection chrétienne, DThC 12,1 (1933) 1219–51. Plessis C. J. du, Teleios. The Idea of Perfection in the New Testament, Kämpen 1959. Prümm K., Das neutestamentliche Sprach- und Begriffsproblem der Vollkommenheit, in Biblica 44 (1963) 86–92. Vanhoye A., Accomplir, VTB, 8–11. Сознание благодати Špidlik T., La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Le Coeur et VEsprit, OCA 172 (1965) 94 слл. Cuttat J. A., Expérience chrétienne et spiritualité orientale, in A. Ravier (ed.), La Mystique et les mystiques, Paris 1965, cc. 825–1020. Hausherr I., Direction spirituelle en Orient autrefois, ОСА 144 (1955) 39 слл. James W., The varieties of religious expérience, London 1902. Kalogirou J., Христианство как объективное и субъективное подтверждение религиозного чувства в человеке (на греч. яз.). В кн.: Не Athoniké PoliteTa, Фессалоники 1963, сс. 256–279. Léonard A., Expérience spirituelle, DS 4,2 (1961) 2004–26. Lotz J. B., Metaphysische und religiöse Erfahrung, in Archivio di filosofia 25 (1956) 79–121. Miquel D. C., Les caractüres de l’expérience spirituelle selon le Pseudo-Macaire, in Irénikon 39 (1966) 497–513.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Опровергая учение сторонников свт. Григория Паламы о чувственном созерцании нетварного Божественного Света, антипаламиты также ссылались на «Лествицу»: Григорий Акиндин - на необходимость отказаться от всякого чувственного видения (Πσαν, φησν, ασθητν φαντασαν παραιτο, να μ κστασιν ποστς - Greg. Acind. Refut. duae. 4, 6. 50-51); Никифор Григора - на то, что мы будем осуждены не за отсутствие богословия или созерцания, но за то, что «непрестанно не плакали» ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 962 - Scala. 7. 70 (73)). Опровергая учение о созерцании нетварного Божественного Света, они опирались на авторитет «Лествицы», несмотря на то что в ней данное учение не излагается. Идея лестницы стала органичной частью мистико-созерцательной традиции в Византии. Так, напр., известнейший поздневизант. мистик прп. Каллист Ангеликуд описывал возвышеннейшие мистические состояния исступления и соединения с Богом после прохождения «четырех ступеней» лестницы - от тварного к нетварному ( Callist. Cataph. Περ θεας νσεως κα βου θεωρητικο. 36-37//Θιλοκαλα. Αθναι, 1976. T. 5. Σ. 24-25). Прп. Никодим Святогорец с опорой на ряд святоотеческих толкований (включая «Лествицу») написал «Новую лествицу» (Να κλμαξ), в к-рой истолковал 75 «ступеней восхождения» (ναβαθμο) Октоиха как этапы духовного совершенствования ( Νικδημος Αϒιορετης. Να κλμαξ τοι Ερμηνεα ες τος βδομκοντα πντε Αναβαθμος το Οκτωχου. Θεσσαλονκη, 1976. Σ. 10). Согласно A. Риго, и в Византии и в слав. мире «Лествица» представляла интерес для жителей киновии и отшельников, монахов и мирян ( Rigo. 2002. P. 205). На Руси «Лествица» приобрела большой авторитет. С ней был знаком киевский князь Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (1113-1125) ( Tachiaos. 2002. P. 213-214), а позднее валашский воевода Нягое Басараб (нач. XVI в.), к-рый несколько раз ссылался на нее в своих поучениях сыну Феодосию. В сочинениях прп. Нила Сорского содержится 35 цитат из «Лествицы» ( Maloney G. A. The Spirituality of Nil Sorsky: Diss./Pont. Inst. Orient. Westmalle, 1964. P. 175), а в сочинениях его оппонента, прп. Иосифа Волоцкого, 24 заимствования ( Špidlik T. Joseph de Volokolamsk: un chapitre de la spiritualité russe. R., 1956. (OCA; 146). P. 22). Соловецкий инок Герасим (Фирсов) ок. сер. XVII в. написал Похвальное слово И. Л. (Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам: (К истории севернорусской лит-ры XVII в.). Пг., 1916. С. 65-101. (ПДПИ; Вып. 188)). Прп. Паисий (Величковский) часто цитировал «Лествицу», особенно в своей защите Иисусовой молитвы (Об умной или внутренней молитве/Соч. блаженнаго старца схимонаха и архим. Паисия Величковскаго, настоятеля Нямецкаго и других мон-рей в Молдавии и основателя Рус. Ильинскаго скита на Афоне; Изд. Афонскаго Рус. Пантелеимонова мон-ря. М., 1902).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

382 . Hardman O. The ideals of asceticism. L. 1924. 232. 383 . Harl M. Le langage de l’expérience religieuse chez les pères grecs//RSLR 1977. 15. 5–34. 384 . Hamack A. Das Mönchtum, seine Ideale und seine Geschichte. Leipzig 1905. пер.: Гарнак А. Монашество. Его идеалы и его история. СПб. 1906. 385 . Harpham G. G. The ascetic imperative in culture and criticism. Univ. of Chicago Press 1987. 325. Hollywood A.//J. of Religion. 1992, jan. 72:1. 165 sq. [Постмодернист, трактовка аскетизма, находящая его во всех явлениях совр. жизни и мысли, но полностью оставляющая в стороне собственно аскезу, сферу подвига, в к-рой автор невежествен]. 386 . Harpham G. G. Old water in new bottles: The contemporary prospects for the study of asceticism//Semeia 1992. 58. 134–148. 387 . Harpham G. G. Asceticism and the compensations of art//Asceticism 1 .241). 357–368. 388 . Hausherr l. Les grands courantsde la spiritualité orientale//OCP 1935.1.114–138. 389 . Hausherr l. Ignorance infinie//OCP 1936. 2. 351–362. же://Id 2 .132). 38–49. 390 . Hausherr l. A propos de spiritualité hésychastë controverse sans contradiction//OCP 1937. 3. 260–272. 391 . Hausherr l. Penthos. La doctrine de la componction dans l’Orient chrétien. Rome 1944. (OCA 132). Wenger A.//REB 1949. 7. 256–257. пер.: Penthos: the Doctrine of Compunction in the Christian East. Kalamazoo 1982. (CistSt 53). [Дет. иссл-ние аскетич. понятия «сокрушения " ]. 392 . Hausherr l. Les Orientaux connaissent-ils les «nuits» de Saint Jean de la Croix?//OCP 1946. 12. 5–46. же://Id. Hésychasme et prière 2 .132). 87–128. 393 . Hausherr l. Dogme et spiritualité orientale//RAM 1947. 23. 3–37. же://Id. Études de spiritualité orientale 1 .405). 145–180. 394 . Hausherr l. Limitation de Jésus-Christ dans la spiritualité byzantine//Mélanges offerts à F.Cavallera. Toulouse 1948. 231–259. же://Id. 1 .405). 217–245. 395 . Hausherr l. La direction spirituelle en Orient. Rome 1950. 396 . Hausherr l. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome 1955. (OCA 144). пер.: Spiritual direction in the Early Christian East/Forew. Kallistos Ware, bp. [The spiritual father in saint John Climacus and saint Symeon the New Theologian. VII-XXXIII]. Kalamazoo 1990. (CistSt 116).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

306 . Сладкопевцев П. Древние сирийские обители и прославившие их святые подвижники. СПб. 1902. 307 . AbouZayd S. Ihidayutha. A study of the life in singleness in the Syrian Orient. From Ignatius of Antioch to Chalcedon 451 A. D. Oxford 1993. 308 . Ashbrook S. E. Asceticism in adversity: an early Byzantine experience//Byzantine and Modern Greek Studies. 1980. 6. 1–11. 309 . Atallah S. Monachesimo maronitä interrogativi e prospettive//Studi francescani. 1970. 67. 251–293. 310 . Bans K., Ewig E. Das Mönchtum in Palästina und Syria//Die Reichskirche nach Konstantin dem Gro βen. 2/Hrsg. Jedin J. Freiburg; Basel; Wien 1973. 369–380. 311 . Beck E. Ein Beitrag zur Terminologie des ältesten syrischen Mönchtums//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 254–267. 312 . Beggiani S. Introduction to Eastern Christian spirituality: the Syriac tradition. Scranton 1991. 313 . Besse J. M. Les règies monastiques orientales antérieures au Concile de Chalcédoine//ROC 1899. 4. 465–494. 314 . Bettiolo P. Un catalogo delle «sette passioni» che si generano reciprocamente//III SympSyr 5 .20). 57–63. 315 . Beulay R. La lumière sans forme. Introduction à l’étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne 1987. 316 . Blum G. Mysticism in the Syriac tradition. Kottayam 1990. (S.E.E.R.I. Correspondence Course. 7). 317 . Bondi R. C. [Chestnut] The spirituality of Syriac-speaking Christians//Christian Spirituality. Origins to Twelfth Century 1 .291). L. 1986. 199–215. 318 . Breydy M. Les laïcs et les Bnay Qyomo dans l’ancienne tradition de l’église syrienne//Kanon. 1973. 3. 51–75. 319 . Brock S. Early Syriac asceticism//Numen. 1973. 20. 1–19. 320 . Brock S. Syriac spirituality//SS 1 .598). 199–215. 321 . Brock S. The Syriac Fathers on prayer and spiritual life. Kalamazoo 1987. 322 . Brock S. Maggnanuta, a technical term in East Syrian spirituality and its background//Mélanges A. Guillaumont. Genève 1988. 121–129. 323 . Brock S. The spirituality of the heart in the Syriac tradition//The Harp. Kottayam. 1988. 1–3. 93–115.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Общие исследования. Maude M. Who were the Bena Qejama? JTS 36(1935); Heussi К. Der Ursprung des Mönchtums. Tubingen, 1936; Krüger P. Das Syrisch-M onop hysriche Mönchtum im Tur-AB(H)din von seinen Anfängen bis zur Mitie des 12. Jahrhundert. Munster, 1937; Schimetz St. Das m orgeniandische Mönchtum . BD. 3: Das Mönchtum in Syrien und Mesopotamien, und das Aszetentum in Persian. Modung bel Wien, 1938; van der Ploeg J. Oud-Syrisch Monniksleven. Leiden, 1942; Vööbus A. Einiges über die karitative Tätigkeit des syrischen Mönchtums. Contributions to the Baltic University, 51. Pinneberg, 1947; Idem. Les origines du monachisme en Syrie et en Mésopotamie. Proche-Orient chrétien 2 (1952). P. 110−124; Honigmann E. Patristica Studies. Citta del Vaticano, 1953; Beck E. Zur Term in ologie des Ältesten Syrischen Mönchtums. Studia Anseimiana 38. S. 255−256; Honigmann E. Le couvent de Baraum et le Patriarcat jacobite d " Antioche et de Syrie. CSCO. Vol. 146 (Subsidia 8). Louvain, 1954; Czeglédy К. Monographs on Syriac and Muhammad an Sources in the literary Remains of M. Kmosko. Acta Orientalia 4 (1955). P. 19−90; Hendriks O. L " Activite Apostolique des prem iers moines Syriens. Proche-Orienm chretien 8 (1958). P. 3−26; Burg A. Het klooster van Qennesrin en de vorm ing van de Jacobiettsche Kerk in de 6e eeuw. Het Christus Oosten en Hereeniging 11 (1958–59). S. 97−108, 168−181; Vööbus A. Die Roué der Regein im Syrischen Mönchtum. ОСР 29 (1958). P. 385−392; Idem. History of Asceticism in the Syrian Orient. Vol. 1. The Origin of Asceticism. Early Monasticism in Persia. CSCO. Vol. 184 (Subsidia 14). Louvain, 1958; Vööbus A. Surle develop pem ent de la phase Cenobitique et la reaction dans L " ancien monachisme syriaque. RSR 47 (1959). P. 401−408; FestugièreA. J. Antioche païenne et chrétienne. Paris, 1959. P. 245−507; Hendriks О. La vie quotidienne du moine syrien oriental. OS 5 (1960). P. 293−330, 401−432; Idem. L " Activite apostolique du monachisme monophysite et nestorien. Proche-Orient chrétien 10 (1960). P. 3−25, 97−113; Vööbus A. Syriac and Arabie documents regarding legislation relative to Syrian monasticism. Papers of the Estonian Theological Society in Exil 11. Stockholm, 1960; Idem. History of asceticism in the Syrian Orient. Vol. 2. Early monasticism in Mesopotamia and Syria. CSCO. Vol. 197 (Subsidia 17). Louvain, 1960; van der Ploeg J. P. M. De Spiritualité Syrische m onnniken. Oosterse Spiritualité. Num egen, 1960. S. 229−246. § 145. Жизнеописания наиболее чтимых монахов

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

ce. 114–138; T. Spidlik, Spiritualität des östlichen Christentums, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 483–502. 116 С. van der Aalst, Contemplation et Hellénisme, in Proche-Orient Chrétien 14 (1964), cc. 151–168; Grégoire de Nazianze, cc. 9 слл. 119 . R. Leys, L " image de Dieu chez saint Grégoire dy Nysse, Bruxelles 1951, cc. 28 слл.; см. с слл. 120 См. J. Mouroux, L " expérience chrétienne, серия Théologie 26, Paris 1952, гл. 5–6; A. Léonard, Expérience spirituelle, DS 4,2 (1961), coll. 2004–2006. 122 . Id., Vie de Syméon le Nouveau Théologien, in Orient Christ. 12 (1928), с LXXIV; см. Hieronymus Graecus, PG 40, 860–865. 123 I. Hausherr, L " erreur fondamentale et la logique du Messalianisme. OCP I (1935), ce. 238–260; ОСА 183 (1969), ce. 64–96. 125 . См. É. des Places, Diadoque de Photicé,OS 3 (1957), coll. 825; F. Dörr, Diadochus von Photike und die Messalianer, Ein Kampf zwischen wahrer und falschen Mystik im fünften Jahrhundert, серия Freiburger theologische Studien 46, Freiburg im Breisgau 1937, с 50. 126 См. A. Guillaumont, Le «coeur» chez les spirituelles grecs à l " époque ancienne, DS 2, 2 (1953), coll. 2281–2288; см. с. слл. 142 См. Grégoire de Nazianze, с. 139, прим. 1 (библиогр.); G. Bardy, " Philosophie» et «philosoph» dans le vocabulaire chrétien des premiers siècles, RAM 25 (1949), ce. 97–108; A. M. Malingrey, « Philo sophia». Étude d " un groupe de mots dans la littérature greque des Présocratiques au IVe siècle après J.C., Paris 1961. 144 . См. напр. работу русского исследователя С. M. Зарина Акскетизм по пра- вославно-христианскому учению, СПб., 1907. 149 См. G. Verbeke, UOvolution de la doctrine du Pneuma, du stoïcisme à Saint Augustin, Paris-Louvain 1945; I. Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois, OCA 144, Roma 1955, в частности, на ce. 45–55 излагается история слова pneumatikos; DS 3, coll. 1015 слл., 1025, 1049 слл.; DS 2, 1833. 152 CM. J. Gribomont, L " Esprit sanctificateur dans la spiritualité dßs Pères grecs, DS 4, 2 (1961), coll. 1257–1272; см. с.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

P., 1963. P. 66-116; Miquel P. Gloire (vaine gloire). [Pt.] 1: Tradition monastique orientale//DSAMDH. 1967. T. 6. Col. 494-502; idem. Parrhèsia//Ibid. 1984. T. 12. Pt. 1. Col. 260-267; Gutierrez P. La paternité spirituelle selon saint Paul. P., 1968. (Études bibliques); Adn è s P. Hésychasme//DSAMDH. 1969. T. 7. Pt. 1. Col. 382-398; idem. Humilité//Ibid. Col. 1136-1187; idem. Larmes//Ibid. 1976. T. 9. Col. 287-303; idem. Népsis//Ibid. 1981. T. 11. Col. 110-118; idem. Lexique du désert: Étude de quelques mots-clés du vocabulaire monastique grec ancient. Bégrolles-en-Mauges, 1986. (Spiritualité orientale; 44); Bartelink G. J. M. Quelques observations sur παρρησα dans la littérature paléo-chrétienne//Graecitas et Latinitas Christianorum primaeva: Studia ad sermonem Christianum primaevum pertinentia: Suppl. Fasc. 3. Nijmegen, 1970. P. 5-57; Morard F. Monachos, Moine: Histoire du terme grec jusq " au 4e siècle//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1973. Bd. 20. S. 332-410; eadem. Encore quelques reflexions sur Monachos//VChr. 1980. Vol. 34. N 4. P. 395-401; Мейендорф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 291-305; Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems. Collected Studies. L., 1974; idem. L " hésychasme, problèmes de sémantique//Mélanges à H.-Ch. Puech. P., 1974. P. 543-547; Deseille P. Jeûne//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1164-1179; Noye I. Jésus (nom de)//Ibid. Col. 1109-1126; Leduc F. Péché et conversion chez saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien. 1976. Vol. 26. P. 34-58; 1977. Vol. 27. P. 15-42; 1978. Vol. 28. P. 44-86; idem. Penthos et larmes dans l " oeuvre de saint Jean Chrysostome//Ibid. 1991. Vol. 41. P. 220-257; Špidlík T. La spiritualité de l " Orient chrétien: Manuel systematique. R., 1978. Vol. 1. (OCA; 206) (рус. пер.: Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: Систематическое изложение. М., 2000); он же.

http://pravenc.ru/text/674926.html

356 . Vööbus A. Syriac and Arabic documents regarding legislation relative to Syrian asceticism. Stockholm 1960. 357 . Yousif P. An introduction to the East Syrian spirituality//East Syrian spirituality. Ed. Thottakara A. Bangalore 1990. 1–97. 27 Blum G. Mysticism in the Syriac tradition 5 .316); Brock S. Early Syriac Ascemicism//Numen. 1973. 20. 1–19. 28 Это определение неточно, ибо указывает только на тип источника, не пытаясь отождествить его со средой, его породившей. Большинство же попыток такого отождествления исходило из ложных предпосылок, как то «гонимых церковных диссидентов» (примером такого подхода являются работы по апокрифам И. С. Свенцицкой) или «отсутствия доктринальной точности и различения понятий «православие» и «ересь» в древней Церкви» (напр. см. Drijvers H. J. W. Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten syrischen Christentum//I SympSyr 5 .18). 291–308. 29 Acts of Judas Thomas/Ed. Wright W.//Apocryphal Acts of the Apostles. L. 1971. 172–333; 146–298 (англ. пер.); см. также Desreumaux A. Les Apocryphes et les milieux monastiques syriaques//Le monachisme syriaque 5 .338). 129–134; Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). М. 1990. 30 Татиан. Речь против Еллинов. Пер. Афиногенова Д. Е.//Вестник Древней Истории. 1993. 1–2. 238–249; 255–265. См. также Афиногенов Д. Е. К кому обращена апология Татиана//Вестник Древней Истории. 1990. 1. 167–174. 31 Как не находится его и позднее. Вообще говоря, в сирийской аскетической литературе трудно (а подчас и невозможно) указать монашескую литературную продукцию, которая не была бы исихастской. Этот факт смущал и смущает многих исследователей, которые бы хотели найти в христианской древности аналог современному «либеральному» христианству. 32  Vööbus A. History of asceticism in the Syrian Orient 5 .355). Louvain, 1958. Отчасти к сближению кумранитов и сирийского аскетизма тяготеет работа Griffith S. Asceticism in the Church of Syria. The hermeneutics of early Syrian monasticism//Asceticism 1 .241). 220–248.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

39 Апофтегмы: Алфавитное собрание, Антоний, 7 [Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 2011. С. 16]. Напомним также, что сказал диавол преподобному Макарию: «“Много силы в тебе, Макарий: я не силен против тебя. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня”. – “Чем же?” – говорит ему авва Макарий. “Смирением, – отвечает диавол. – Вот почему я не силен против тебя”». – Апофтегмы: Алфавитное собрание, Макарий, 11 [Достопамятные сказания. С. 159]. 40 Смотри также с. 348: «Так и еще больше скорбит и скучает душа, когда потеряет благодать. ...Так и еще больше страдает и скучает душа, потерявшая благодать Святого Духа». 50 Термин «ад», согласно традиции отцов, не следует понимать пространственно или географически, потому что ад, так же как рай, обладает образом существования, в котором пространственно-временные условия этого мира преодолены. С другой стороны, ад можно понимать также – и прежде всего – как особое духовное состояние. 51 Ср. со с. 481, где эта просьба сформулирована так: «Господи, вразуми меня, что должен я помышлять, чтобы душа моя была смиренна». 52 Ср. с. 427–428: «Господь смирил и помиловал меня»; с. 482: «Душа моя от Господа учится смирению». 54 Апофтегмы: Анонимное собрание, 490 [цит. по: Добротолюбие. Т. 1. М., 1895. С. 136]. В изречении 67 рассказывается о таком же эпизоде, но в связи с неизвестным старцем и садовником, при этом также не обозначено и место, где это произошло. 62 Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, 25 [Добротолюбие, Т. 5. М., 1900. С. 339; курсив в цитате – Ж .-К. Л.]. 63 Апофтегмы: Алфавитное собрание, Пимен, 98: ср.: Там же, 716: «если душа обвинит себя пред, Господом, Господь возлюбит ее» [Достопамятные сказания, С. 222, 217]. 71 См. также: Апофтегмы: Алфавитное собрание, Пимен, 119: «...плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими, которые говорили: “Плачьте, кроме сет пути нет другого”; ср.: Там же, 122 [Указ. изд. С. 227, 228]. Относительно понятия πνθος см.: Hausherr l. Penthos: La doctrine de la componetion dans l " Orient chrétien. Roma, 1944. О слезном плаче см.: Lol· Borodin Μ. Le mystère du «don des larmes» dans l " Orient chrétien//La Douloureuse Joie. Abbaye de Bellefontaine, 1974. I, 131–195 (Spiritualité orientale, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010