На третьей сессии Собора по предложению кардинала Сюаненса среди наблюдателей-мирян присутствовали 16 женщин-католичек. Произнесенная при открытии заседаний речь папы Павла VI касалась основной задачи сессии: развития учения I Ватиканского Собора о епископате, природы и служения епископов, их взаимоотношений с папой и Римской курией. Конституция Lumen Gentium (О Церкви) и два декрета Unitatis redintegratio (Об экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (О восточных католических Церквах) были подписаны папой Павлом VI 21 ноября 1964 года на церемонии закрытия Третьей сессии. 4 января 1965 года папа официально назначил открытие четвертой сессии на 14 сентября 1965 года. 27 января 1965 года был опубликован Декрет «О внесении изменений в чин мессы». 7 марта в Римской церкви Всех святых папа Павел VI впервые совершил Мессу по «новому» обряду – лицом к народу, на итальянском языке, за исключением Евхаристического канона. Четвертая сессия собора 14 сентября – 8 декабря 1965 года 28 октября 1965 года, по случаю седьмой годовщины избрания папой Иоанна XXIII, было решено провести торжественную церемонию и публичную сессию, на которой состоялось голосование и торжественное провозглашение 5 соборных документов. 9 ноября 1965 года апостольским письмом Extrema sessio, направленным к первоприсутствующему кардиналу Тиссерану, папа Павел VI сообщил, что закрытие Второго Ватиканского Собора состоится 8 декабря. Окончание работы Собора После мессы по случаю окончания Второго Ватиканского Собора папа Павел VI произнес речь о результатах Собора. Затем было оглашено Совместное заявление Римско-Католической и Православной Константинопольской Церквей, в котором провозглашалось, что папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор ради развития «братских отношений», завязавшихся между Церквами, пожелали устранить «некоторые препятствия» на пути этих отношений, а именно взаимные анафемы 1054 года, и выразили взаимное сожаление об «оскорбительных словах, необоснованных упреках и достойных осуждения поступках». После этого заявления председатель секретариата по содействию христианскому единству кардинал Беа зачитал апостольское послание папы Павла VI Ambulate in dilectione «О снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария». В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата митрополитом Илиупольским и Фирским Мелитоном был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и других папских легатов.

http://bogoslov.ru/article/3797891

268 Тридентский собор (1545–1563) проходил в г. Тренто (лат. Tridentum – Тридент) в Сев. Италии. Состоял из 25 сессий. Итогом Собора были опубликованные в 1564 г. «Декреты Тридентского собора» и «Тридентское исповедание веры». Собор осудил протестантское учение об оправдании верой и о Священном Писании как единственном источнике истины. Отвергнуты были попытки компромиссного решения вопросов о браке духовенства, причастии под двумя видами и богослужении на национальном языке. Были сохранены все положения о папском главенстве, учения о чистилище и индульгенциях, семи таинствах, поклонении святым и реликвиям и учение о непорочном зачатии Девы Марии. 269 Declarat haec ipsa S. Synodus non esse suae intentionis comprehendere in hoc decreto, ubi de peccato originali agitur, beatam et immaculatam virginem Mariam, Dei genitricem, sed observandas esse constitutiones felicis recordationis Sixti papae sub poenis. Sessio V. Appendix. 270 Theolog. dogmat. Andr. Pohl, стр. 345: «De beata virgine Maria pia et communis est opinio illam ab original labe omnino mundam fuisse, quamquam haec opinio pia tantummodo opinio sit et non articulus fidei, ab ecclesia nullibi definitus fuit». 275 Павел VI (1897–1978) – папа римский с 1963 г., в миру Джованни Баттиста Монтини. С 1944 г. был заместителем гос. секретаря при Пие XII. В 1954 г. назначается архиепископом Милана; свою деятельность ориентировал на рабочую среду. Иоанн XXIII сделал его кардиналом. Избранный во время II Ватиканского собора, продолжил линию Uoahha XXIII . Павел VI на Соборе повел политику разумных реформ, стараясь не допустить раскола Церкви и уравновесить требования обновленцев и консерваторов. В 1964 г. обнародовал энциклику «Экклезиам суам» («Своей Церкви»), где изложил концепцию диалога Церкви с современным миром. После Собора провел реорганизацию римской курии, упразднил Конгрегацию священной канцелярии (бывшую инквизицию), заменив ее Конгрегацией по вопросам вероучения, в 1966 г. отменил «Индекс запрещенных книг», что фактически означало отмену церковной цензуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

При рассмотрении этого стиха многие комментаторы предлагают такой вопрос: если Христос запретил ученикам называться учителями (раввинами), то правильно ли стремление к получению так называемых ученых степеней доктора, магистра и прочее? Иероним спрашивал, почему вопреки этой заповеди апостол Павел называл себя «учителем язычников» ( 1Тим.2:7 ; 2Тим.1:11 ; цитаты у Иеронима, 2Кор.5 ; Кол.1 , по-видимому, неверны). Или каким образом в народной речи, преимущественно в палестинских и египетских монастырях, называют себя взаимно отцами? Это, отвечает Иероним, решается так: иное дело быть отцом или учителем по природе и иное по «снисхождению» (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то оказываем ему честь, соответственную его возрасту, а не считаем его виновником своей жизни. Корнелий Лапид рассуждает: «Стремиться к получению степени доктора как свидетельства о знании дозволительно, чтобы при помощи этого свидетельства приобретался авторитет учить и проповедовать народу и таким образом приносился больший плод учением и проповедью». Поэтому Тридентский Собор (Sessio 24, cap. 12) предписал, «чтобы все почетные должности и по крайней мере половина канонических должностей в кафедральных церквях и важных коллегиатах замещалась магистрами и докторами или даже лиценциатами богословия или канонического права». Поэтому Христос не говорит: «не будьте», но – «не называйтесь учителями». «Христос, следовательно, запрещает не gradum doctoratus, а гордость и тщеславие по поводу получения этой степени, высокомерие и спесь, когда лицо, получившее степень доктора, считает себя выше других, ходит надувшись и презирает других, как будто имеет знание и учение от себя, а не от Христа, как делали книжники». Барнс (Barnes) на основании слов Христа возражал против названия doctor divinitatis (доктор богословия), потому что Христос запретил называться так. Но, говорит Морисон, Барнс не обратил внимания на факт, что титул «учитель богословия» по своему значению скромен, Барнс не заметил также, что если он действительно заслужен, то не видно причины, почему люди не должны допускать этого и говорить так.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Testamenti novï quatuor Evangelia, secundum Mattheum, Marcum, Lucam et Joannem; Actus Apostolorum a Luca evangelista conscripti; quatuordecim epistolae Pauli Apostoli, ad Romanos, duae ad Corinthios, ad Calatas, ad Ephesios, ad Philippenses, ad Colossenses, duae ad Thessalonicenses, duae ad Timotheum, ad Titum, ad Philemonem, ad Hebraeos; Petri Apostoli duae, Joannis Apostoli tres, Jacobi Apostoli una, Judae Apostoli una, et Apocalipsis Joannis Apostoli». Ss. Concilii Tridentini sessio quarta, decretum de canonicis scripturis. Ed. Aem. L. Richter. Lipsiae, 1839, col. 4. Все эти книги содержатся в Biblia sacra vulgatae editionis Sixti V, Pont. Max. jussu recognita atque edita. У меня есть издание Antverpiae, 1603 г., с которым я сравнивал упомянутый декрет Тридентского собора. Протестанты в своей библии имеют меньшее число ветхозаветных книг сравнительно с церковью римско-католическою. Число новозаветных книг у них равняется числу книг в православной и римско-католической церквах, а из ветхозаветных признаются: пять книг Моисеевых, Иисуса Навина, книга Судей, Руфь, две Самуила, две книги Царств, две книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Эсфирь, Иова, псалмы Давида, притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь песней, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати меньших пророков. По этому каталогу составлены издания британского и иностранного библейского общества, а также и сербский перевод Даничича. Ср. Oehler, Kanon des Alt. Test., в Herzog’s Real Encyklopädia. Bd. VII, S. 243 sq. См. выше прим. 3 § 7. Критерий для оценки истинности предания церкви выражен в одном классическом сочинении западного отца церкви, Викентия Леринского († ок. 450), которому следует и ныне православная церковь . На возбужденный вопрос, как отличить неподдельную истину, Викентий говорит, что это может быть «primum divinae legis auctoritate, tum deinde ecclesiae catholicae traditione... In ipsa item catholica ecclesia magnopere curandum est, ut id teneamus, quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Гонения Валериана, последовавшие вскоре после этого, и мученичество Стефана (257) и Киприана (258) положили конец внутренним раздорам. Однако в течение IV века римская теория постепенно возобладала над другой, была санкционирована вселенским собором в Никее в 325 г., принята в Северной Африке в период споров с донатистами, Карфагенским синодом 348 г., подкреплена впечатляющими доводами святого Августина против донатистов и потом подтверждена Трентский собором, провозгласившим анафему противоположной точке зрения. ПРИМЕЧАНИЯ Трентский собор объявляет (Sessio Sept., 3 марта 1547, канон 4): «Если кто говорит, что крещение, даже данное еретиками, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, с намерением сделать то, что делает церковь , не истинное крещение, тому анафема». Греческая церковь также запрещает повторение крещения, совершенного во имя Святой Троицы, но требует тройного погружения. См. Orthodox Conf. Quaest. CII. (Schaff, Creeds II. 376) и Russian Catch. (II. 493), где сказано: «Крещение – это духовное рождение: человек рождается только один раз, поэтому и крестится он только один раз». Но в том же самом катехизисе говорится, что «тройное погружение – самое важное в отправлении крещения» (II. 491). Римская церковь , следуя учению святого Августина и признав крещение еретиков и схизматиков, сделала даже из этого вывод, что по закону все крещенные по сути принадлежат к ее общине и что при определенных обстоятельствах возможно принудительное крещение язычников 500 . Но, так как в уме новообращенного могут витать сомнения по поводу ортодоксальности формы и намерений еретического крещения (например, если он крещен унитариями), та же самая церковь допускает условное повторное крещение с формулировкой: «Если ты еще не крещен, я крещу тебя» и т. д. Евангелические символы веры признают римское католическое или любое другое христианское крещение не столько на основании теории об объективной силе таинства, сколько на более емком и либеральном представлении о церкви. Там, где Христос, там и церковь , там и настоящие таинства. Только баптисты, среди протестантов, отрицают силу любого другого крещения, кроме как посредством погружения в воду (в этом отношении они напоминают Греческую церковь ), но очень далеки от отрицания христианского статуса других деноминаций, так как крещение для них – только знак (а не средство) рождения свыше или обращения, которое предшествует обряду и не зависит от него.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Кроме утверждения веры в ее Божественное достоинство против рационалистических мнений сторонников Сотириха (предшественников позднейших реформаторов), Собор сформулировал ответ на вопрос, кому была принесена Спасителем мироспасительная Жертва и ныне приносится Евхаристия: в противоположность сторонникам Сотириха, Собор признал, что она приносится не только Богу Отцу, но всей Святой Троице. Собор, основываясь на положении о едином и нераздельном действии единосущной и нераздельной Троицы, догматически выразил древнее учение Церкви, что примирение грешного человечества с Богом и освящение совершилось через весь домостроительный подвиг (включая и Крестные страдания) Господа нашего Иисуса Христа, с участием и других Лиц Святой Троицы (благоволением Отца и содействием Святого Духа). Разделять этот единый акт примирения людей с Богом на два (сначала с Богом Сыном через воплощение, а потом с Богом Отцом через Крестную смерть Сына) крайне нечестиво и богохульно (четвертый анафематизм). Из этого можно заключить, что Сотирих, Василаки и их единомышленники принадлежали к партии латинствующих, западников, а их умствования были навеяны «ветром с Запада» и представляют одну из многих возможных теорий западной схоластики 176 . Это предположение подкрепляется фактом догматизирования на Тридентском Соборе учения о принесении обеих жертв одному Богу Отцу 177 , сходного с мнениями, отвергнутыми Собором 1157 г. На 6 и 22 сессиях Тридентского Собора сформулировано и католическое учение: «Господь наш Иисус Христос... Своим святейшим страданием на древе крестном заслужил для нас оправдание и принес удовлетворение за нас Богу Отцу» (Dominus noster Jesus Christus... sua sanctissima passione in ligno crucis nobis justificationem meruit et pro nobis Deo Patri satisfecit. Sessio VI.7). «Он Бог и Господь наш, и если однажды на алтаре крестном, приняв смерть, Самого Себя принес Богу Отцу, чтобы совершить для них вечное искупление» (Is igitur Deus et Dominus noster, et si semel se ipsum in ara crucis, morte intercedento, Deo Patri oblatus erat, ut aeternam illis redemptionem operaretur)...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

27 γυναω. 28 Первому чтению следуют: LXX. Итал. Араб. Слав. Август. Второе находим в Евр. Сир. Халд. Вульг. Русск., также у Феодорита и Иеронима, который, подобно св. Кириллу, обращает внимание на это разночтение. 29 Или Захария. 30 Евр. от — сеять и — Бог у Св. Кирилла: σπορ θεο — собственно: сеяние или порождение, род (сын) Бога. О местоположении Иезраеля см. Onomasticon Evsebii edit. Larsowi et Porthey, Berolini, 1862 pag. 230. 31 ρχμενος. Еврейское имя Св. Отец производит от глагола . Кроме того находит у древних такие толкования этого имени: conspicuus (вероятно от или , читая вместо ), sessio (от , читая вм. ). exclusio (от ), ρχμενος, как у Св. Кирилла,— απ πνεματος ρχμενος, superveniens (от или ), даже θυγατρες (ошибочно читая ; греческое и латинское написание имени встречает такое: Ναβουθα (LXX), Naboth (Вульг.). Nabaoth, Ναβουθ (Migne, Patr. Ser. lat. prima, t. XXIII, coll. 821—822, 1193—1194, 1237—1238). Иосиф Флавий читает Νβουθος др. чт. Νβωθοσ, Ναβουθαος; Свида: Ναβουθς, Antt. VII, 13.8 edit. Havercampi, pag. 462 cp. not. k.). Новые толкуют: плоды (от — Гезениус), или: пророчество , loquela, prophetia ( — Вульгата Сикста V, 1826 года). 32 Иудейское предание о том, что Ирод был Аскалонянин (Аскалон и Газа филистимские приморские города), известно уже св. Иустину (Разговор с Триф. гл. 52) и Юлию Африкану (Евс. Ц. И. 1, 6), который называет Ирода сыном раба, служившего при храме Аполлона и происходившего из Аскалона (εροδυλος). По свидетельству придворного Иродова историка Николая Дамаскина (Ios. Antiq. XIV, 1.3), Антипатр был потомок одного из первых иудеев, воротившихся из Вавилона в Иудею при Зоровавеле. Но Иосиф объясняет это ложное показание Николая лестью к Ироду и желанием историка-дипломата примирить иудеев с Иродом. По достоверному свидетельству самого Иосифа, Аптипатр был родом Идумеянин, и при том не раб, но один из самых знатных людей и по богатству, и по положению и по происхождению (Antiq. XIV, 1. 3; Bell. jud. 1, 6. 2). Для примирения древне-отеческих свидетельств с показаниями Иосифа надо принять во внимание, что понятие «Идумеянин» имеет весьма широкое значение и что название «Аскалонянин» не указывает необходимо на национальность. В пояснение к древне-отеческим свидетельствам можно указать на то, что отец Антипатра находился в самой тесной дружбе с «Арабами, Газянами и Аскалонянами» (Antiq. ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3527...

– Decretum Eugenii Papae IV. – Binii. Concitia generalia et provincialia graeca et Latina. Tom. VIII, p. 866. – Lutetiae – Papisiorum 1636. 659 Собор говорит лишь, что рукоположение (ordinatio) „verbis et signis exterioribus perficitur“ (Sessio XXIII, cap. IIl), но в чём именно состоит этот внешний знак, в декрете не указывается. Правда, в пятом каноне той же сессии собор касается обрядов, употребляемых римской церковью при посвящении, но в таких выражениях, из которых нельзя сделать никакого вывода относительно того, что именно, по учению собора, должно быть признано существенным знаком таинства, или его материей. Канон этой читается так: Si quis dixerit, sacram unctionem, qua ecclesia in sancta ordinatione utitur, non requiri, sed contemuendam et perniciosam esse, similiter et alias ordinis caeremonias: anathema sit. 660 ... Ordinem vere ac proprie Sacramentum dicendum esse, quaie Episcopus ei calicem cum vino et aqua, et patenam cum pane porrigens, qui Sacerdos ordinatur, inquit... „Accipe potestatem, offerendi sacrificium“ etc... quibus verbis semper docuit Ecclesia, dum materia exhibetur, potestatem consecrandae Eucharistiae, charactere animo impresso iradi cui gratia adiuncta sit, ad illud minus rite et legitime obeundum“. Cathechismus Romanus ex decreto Concilii fridentini ad parochos Pii V Pontificis Maximi jussu editus. Pars II, Cap, VII, quaestio X. – Почему Ласи находит возможным утверждать, что будто бы катехизис вручение орудий относит к обрядам скорее случайным, чем существенным (accidentales potius quam essentiales), для нас совершенно не понятно. – Supplementum, р. 32–33. 662 В своём декрете папа Евгений IV, говоря о видимой стороне таинства священства, имел будто бы в виду просветить армян лишь в том, в чём они разнились от церкви римской, а потому упомянул только о вручении орудий и ни слова не сказал о возложении рук, так как этот последний видимый знак был в постоянном употреблении на всём востоке. Cliernbinus Mayr. Trismegistus juris pontificii. Appendix fit.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

118 См.: Карфагенский собор, правила 110–116; об Аравсийском соборе у Mansi. Saer. Concil. collectio, T. VIII, p. 70 sq. Особенно Capirula V и VIII. 119 Например св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, в беседе на усекновение главы Предтечи Христова и Крестителя Иоанна называет совесть «природным словом благодати», т. е. прямо называет её и благодатью, и вместе естественной, не отличной от духовной природы человека силой (см. 34 «Церковных ведомостей», 19 августа, 1900 г. Прибавления к ним, с. 1349). 121 О том, как с философской точки зрения можно мыслить действие в нас всеобщей или промыслительной благодати, можно читать в докторской диссертации профессора Кудрявцева «Религия, её сущность и происхождение», Москва, 1871 г., отдел «Объективный источник религии», особенно с. 231–232. Моё истолкование 3-го члена Послания Восточных Патриархов и учения о всеобщей или промыслительной благодати очевидно знакомо г. Введенскому. В своей магистерской диссертации «Вера в Бога, её происхождение и основания» (с. 441–442) г. Введенский говорит о всеобщей и промыслительной благодати (в отличие от такой предваряющий благодати, которая не на всех людей действует) и о вере христианской, в отличие от веры нехристианской, и ссылается как на Послание Восточных Патриархов, так и на Аравсийский собор. В коллоквиуме с о. Малиновским при защите последним своего «Догматического богословия», в котором этот о. Ректор Подольской Духовной семинарии «с решительностью высказывает мысль, что языческие жрецы лишены были непосредственного откровения Божия», г. Введенский сказал: «Я же в своей магистерской диссертации высказал другой, прямо противоположный взгляд на этот вопрос». Далее он ссылается на учение Послания Восточных патриархов о предваряющей благодати, «которая, – говорит г. Введенский, – называется всеобщей и промыслительной...» Эта выдержка из коллоквиума напечатана в «Богословском вестнике» за июнь 1904 г., с. 205–207 в статье г. Введенского «К вопросу о методологической реформе православной догматики».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Констанций даже приказал сослать святого Мелетия в ссылку. Некоторые из православных антиохийских христиан не переставали чтить Мелетия, но другие не переставали на него негодовать потому собственно, что Мелетий был вызван в Антиохию арианами. Последние недоброжелатели Мелетия имели даже своего еп. Павлина. Таким образом сама православная Антиохийская церковь разделилась на две стороны, несмотря на то, что обе стороны держались одного и того же учения (Сокр. 2, 44). Разделение дошло до того, что несогласные не хотели даже молиться в одной церкви: приверженцы Павлина собирались в одной церкви, сторонники Мелетия – в другой (Сокр. 3. 8). При начале заседаний Константинопольского собора св. Мелетий, как известно, скончался; св. Григорий Богослов требовал, чтобы в преемники Мелетию на кафедру Антиохийскую вновь не избирали никого, чтобы Павлин один был признан епископом для всей Антиохии, но прочие члены собора с мнением Григоия не согласились и на место Мелетия избрали нового епископа, чем, очевидно, только поддрежали раскол. 45 Осуждения, на кои указывает здесь св. Григорий, были с двух сторон: епископы египетские осуждали его за то, что он занял Константинопольскую кафедру, имея свою в Сасимах; почитатели Мелетия за то, что св. Григорий по кончине Мелетия сильно держал сторону Павлина. 46 Для разъяснения того, почему в правиле собора поименовывается столько именно округов, ни больше, ни меньше, и почему округи сии являются именно с сими наименованиями, а не с какими другими, надлежит принять во внимание гражданское устройство тогдашней восточной Римской империи. Восточная префектура (одна из 4-х, на кои разделена была Римская Империя: Восточная, Иллирийская, Галльская, Италийская) обнимала собою 5 округов: Египетский, Восточный, Асийский, Понтийский и Фракийский. (Cabassut synops. Concil pars 3, dissert 14 de provinciis Ecclesiae). К этому распределению гражданскому применяется и управление церковное. 47 Некоторые римско-католические юристы в примечаниях на кодексе Грациана, который внес это правило в свое собрание, пишут, что апостольская церковь Римская от самого начала сего правила не принимала (Гефеле 2, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010