IV Ватиканские постановления состоят из двух частей: constitutio dogmatica de fide catholica” (sessio III, 24 Aprilis 1870 (догматические установление о католической вере (сессия III, 24 апреля 1870 (лат.) – Прим. ред.)), состоящая из трех глав: de Deo rerum omnium creatore, de revelatione и de fide (о Боге, создателе всего, об откровении и вере (лат.) – Прим. ред.), – это страница из Катехизиса, свидетельствующая об общей склонности католичества множить догматические определения, вызываются ли или не вызываются они неустранимыми потребностями церковной жизни, но вместе с тем имеющая значение маскировки местности, прикрытие главной батареи, – именно, второго постановления Ватиканского Собора: constitutio dogmatica I de ecclesia Christi, sessio IV, 18 Julii 1870 (догматические установление I о Церкви Христовой (сессия IV, 18 июля 1870 (лат.) – Прим. ред.). Она, собственно, и представляет собой знаменитый Ватиканский догмат, составляющий эпоху в истории католичества. Она состоит из общего введения и четырех глав, которые, в свою очередь, состоят из мотивировки и постановления, «канона», скрепленного анафематствованиями его неприемлющих (к слову сказать, по смыслу этих анафем им подлежат все некатолики, не признающие Ватиканского догмата, а, стало быть, и все «схизматические» fratres separati (разделенные братья (лат.) – Прим. ред.), то есть и все мы, православные). Мотивировка эта содержит в себе то, что сохранилось для верующих от самой сессии Собора, ее обязательная сила не столь бесспорна, как канонов. Первый канон гласит: «Итак, если кто скажет, что блаженный апостол Петр не поставлен Господом Христом главою всех апостолов и главою всей воинствующей Церкви, или же что он получил прямо и непосредственно от того же Господа нашего Иисуса Христа первенство только чести, а не истинной и подлинной юрисдикции, да будет анафема». Второй канон: «Итак, если кто скажет, будто не является на основании установления Самого Господа Христа или по божественному праву, что блаженный Петр имеет в своем первенстве над всей Церковью непрерывных преемников или что римский понтифекс 104 не есть преемник блаженного Петра в этом первенстве, да будет анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

quintum quoque concilium pariter veneror (Epist. 25, lib. 1, in Opp. Т. II, p. 515, ed. Maur.). 677 Concil. Chalcedon. Epist. ad papam Leonem. Vid. in Actis post finem III actionis; также Concil. II Constantinopol. coll. octav., in tom. V concil., pag. 563. 679 Память первого вселенского Собора празднуется в 7-ю неделю по Пасхе; память шести первых вселенских соборов – 16 июля; память седьмого вселенского Собора – 11 октября. 683 Чин избрания и рукоположения Епископов, л. 12, изд. 1825. Вопросы, обыкновенно предлагаемые касательно вселенских Соборов, суть следующие: 1) Кто имеет право созывать их? 2) Кто имеет на них определительную власть и силу? 3) Какие существенные условия правильно или законно составленного вселенского Собора? 4) Сколько должно признавать вселенских Соборов? 5) В чём собственно они непогрешимы? И 6) Какую важность имеют их непогрешимые определения, равную ли св. Писанию или низшую? Одни из этих вопросов (и даже все, более или менее) могут быть решены на основании сказанного нами; другие относятся к науке канонического Права; для решения некоторых можно указать на обстоятельные ответы Стефана Яворского в Камне веры ч. III, стр. 59. 689 «Поликарп, приведём еще слова св. Иринея, был не только ученик Апостольский и муж, обращавшийся со многими из тех, кои видели нашего Господа, но и Апостолами был поставлен Епископом Смирнской церкви. И я в молодости знал его: ибо он жил долго, и в глубокой старости кончил жизнь славным мученичеством. Он учил тому, чему сам научился от Апостолов, что и предал Церкви, и всё то истинно. О сём свидетельствуют все Азийские церкви и все те, кои преемствовали Поликарпу даже доныне». Contra haeres. lib. III, cap. 3. 700 «Вот мы показали, говорит он, как это учение передаваемо было от Отцов к Отцам, как бы из рук в руки». De Synod. Nicen. decret. n. 27. 702 «Мы написали, говорит он, книгу против Нестория, везде последуя определениям св. Отцов». Epist. ad Successum. 703 См., например, его разговоры между Еранистом и православным, в Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

123 Кирилл Иерусалимск. «Catech. V, n. 3. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 457. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 г., 51–52. 124 Августин «De calechizandis rudibus», cap. III. n. 5. Cars. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL. col. 313. Ср. в русск. пер. Христ., чт. 1844 г., ч. III, стр. 9–10. 125 Кирилл Иерусалимск. «Praefal» n. 11, Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 т., стр. 13. 126 Кирилл Иерусалимск. «Praefal». n. 11; Curs.. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom, XXXIII col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. М. 1855 г., стр. 13 – 14. 128 «Concil Agatensis», can. XIII. Символ должно преподавать публично просящим в храме, во всех церквах в один день, т.е. за 8 дней до воскресения Господа». «Symbolum ctiem placuit ab omnibus ecclesiis una die, id est, ante octo dies Dominicae resurrectionis publice in ecclesia competentibus trade». Curs. Complet. Patrolog, Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV, col. 265. Bruns… «Canones Apostol. Et Concill., pars. II. Berol. 1839 г., pag. 149. 129 Isidor Hispaleus: «De eccles. officiis». Lib. 1, cap. XXVIII, 2. Hoc autem die (h. e. dies Palmorum) Symbolum competentibus traditur, propter continenten dominicae paschae solemnitatem»... Curs. Complet. Potrolog. Ser. Latin, Tom. LXXXIII, col 763. 130 «Concil Bracarcus. II (572 г.), can. I, «Placuit omnibus episcopis..., et modis omnibus praecipore, ut sicut antiqui cacones jubent, ante viginti dies haptismi... catechumeni symbolum, quod est, «Credo in Deum patrem omnipolentem», Specialiter docentur. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV. col. 571, «Bruns. Cann. Apostol., et Concil., pars. II, Berol 1830 г., pag. 39. 131 Видно из древнего римского чина оглашения. См. Martene. «De antiquis Eccles. rilibus». Lib. l, cap, 84. Art. XI, pag 84. 132 Августин. «Serm. LVIII». Cap. 1. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin: Tom. XXXVIII, col. 393. 135 Иероним. «Lib, contra Ioan. Hicresolim»., cap. XXVIII. Curs. Complet. Palrolog. Ser, Latin. XXIII, 380.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

– Что общее мнение предпочтительно уважало безбрачие в высшем духовенстве, это видно между прочим из свидетельства того же св. Григория, который говорит, как многие в его время отлагали свое крещение, желая получить его от епископов, или пресвитеров – только не женатых. Orat. 40. De baptis. 30 За несоблюдение этого правила в своем доме и в своем клире еще в III веке был осужден Павел Самосатский. Euseb. 7, 10 31 Сопс. сар. 3–2. Н. Е. 1, II. 1, 23. Однако Собор не запретил желающим нести это бремя, а предоставил их доброй воле: τ γνωμ τν βουλομνων απεχεσθαι τν γαμετων καταλειψαντες. 32 Это подтверждено было и гражданским постановлением. Codex. Theodos. Lex. 44. de Episcopis et Presbyteris. 33 Iustin. Novell. 6. сар. 1. Prius autem aut monasticam vitam professus, aut in clero constitutus, uxori tamen non cohaereus, nec filios habens.» Юстиниан прибавляет: «dudum cohaerentes uxoribus non perscrutamur, omne praeteritum relinquentes, de caetero autem nulli permittentes uxorem habenti talem imponi ordinationem.» 35 Западные соборы конца III и начала IV века вообще требуют от священнослужителей строгой чистоты воздержания, без расторжения супружества, а развода требуют только в случае бесчестия их супруг. След. лица, в супружестве бывшие, еще допускались в клир церковный. Concil. Illiberit. can. 33. 65. 36 Siricii P.(an. 385) can. 3. Innocentii 1 (404) can. 2. Leonis. 1. (an 443) can. 5. Concil. Aurel. 2(452) can 7. caet. 37 Tolet. (531) сап. 1. Turon. (567) сап. 19. Altiss. (570) сап. 20–22. Gregor. 1. (591) 38 Rom. (743) с. 1. 2. August. (952) с. 1. II. 16. 17. 19. cf. Lehrbuch. d. Kirchenrechts aller christ. Confessionen. . F. Walter. § 212. Вопп. 1842 39 Один из западных писателей XI века пишет о состоянии своей Церкви в V – VII веках: «cum vulgus clericorum per viam effrenata licentia nemine cohibente gauderetur, coeperant ipsi presbyteri ac diaconi laicorum more uxores ducere susceptosque filios haeredes testamento relinquere; nonnulli etiam episcoporum, verecundia omni contempta, cum uxoribus domo simul in una habitare. Et haec consuetudo intra urbem (Romam) maxime pupullabat». Mabillon. аста Sanctor. pars. 2 pag. 461. Walter. lehrbuch d. kirchenrechts: 42 Рр. III ет III. ар. Gratian. de Cler. conjug. Concil. Trid. Sess. 23. сар. 6. 17. de reform.; sess. 24. сар. 9 de matrim. В настоящее время Церковь западная следует правилам прежним, по тридентскому собору; но гражданские права священнослужителей в отношении к браку, определяются в каждом государстве своими и местными законами. Walter. § 213. Протестанты своих проповедников освободили от всех правил этого рода. Conf. Helvet. 2. Агт. 27. Angusm. Conf. tit. 2. Anglic . Conf. агт. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1674 Иероним. «Dialog, contra Lucifer», cap. IX. Curs Compl. Patrolog. Ser. Lat: Tom. XXIII, col 164–165. 1675 Concil. Meldens. can. XLVIII Ut nemo presviterorum . baptizare piaesumat, nisi in vicis et ecclesiis baptisinatibus, atque temponribus constitulis, nisi causa aegritudinis, vel certae necessitatis sicul saerorum canonum docet auctorilas. Hearduin; «Acta concil.» Tom. IV. Par 1714. col. 1491. 1676 Concil. Vernensis. В представленном нами выше правиле говорится далее: «nisi tantum necessitas veniret pro infirmitate, aut pro aliqua necessitate, illi presbiteri, quos episcopus in sua parochia constituerit in qualicumque loco evenerit, licentiam habeant, naplizandi. ut omuino sine baptismo non moriantur. Harduin. «Acta council» Тот III; Par. 1714. p. 1996. 1678 Тяжелов. «Законы греч. импер. в отношении к Церкви». Чтение в общ. люб. дух. вр. 1877 ., июнь, стр. 584. 1681 Трульского собора пр. 31: Τος ν τος εκτηροις ικοις, νδον οκας τυγχνουσι λετουρογντας, βαπτξντας κληρικος πο γνμην το το πρττεν το κατ τπον πισκ που ξριξομεν. » Σηνταγμα». Ραλλη κα Ποτλη Tom. II, Αθην. 1852 г., pag. 371. Иоанн. «Опыт курса церковного законоведения». т. II, стр.392. 1684 Вейс. «Внешний быт народов». Т. II, ч. II,. стр.. 344. Впрочем такие купели, по крайней мере, на западе, употреблялись еще слишком рано. Такт, по крайней мере, можно думать на основании собора Jlerdensis, где говорится: Omnis presbiter, qui fontem lapideum habere nequiverit vos conveniens ad hoc. solummodo. baptizandi officium habeat, quod extra ecclesiam deporterur. Augusti. Denqwurdigkeiten. Band. XII. Leips. 1831 r. § 77, 1686 Русская Историческая Библиотека, т. VI, 1880 г., стр. 807. вопр., Памятник, в котором находится это правило, относится к XV веку. Ibidem, стр. 857–858. 1688 Starczewski. «Histor. Ruthenicae Scriptores» Vol. 1. Berol. et Petropol. 1841 г. Ioanni Fabri. «Moscovitarum religio» p. 8; в русск. пер. «Древние сказания иностранцев о религии и религиоз. обрядах. моск. и всех рус. людей». Орлов. Еп. Вед. 1866 г. стр. 183–190.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

787 Что действительно так понимали это правило сам Кирилл Александрийский , председатель ефесского Собора, и другие древние учители, – в доказательство смотр. ясные свидетельства их во “Введении в правосл. Богословие” § 143, стр. 565–570, Спб. 1847 г. 788 Binii Concil. Т. III, р. 337 et sequ., ed. Paris. 1636; Labbei Concil. T. IV, P. 567 et sequ. 794 Ibid. pag. 633. Quae regulariter a SS. atque apostolicis praedecessoribus, et venerabilibus quinque conciliis definita sunt, cum simplicitate cordis et sine ambiguitate a Patribus traditæ fidei conservamus, unum ac praecipuum bonum habere semper optantes atque studentes, ut nihil de iis, quæ regulariter definita sunt, minuatur, riihil mutetur vel augeatur, sed eadem et verbis ed sensibus illibata custodiantur. 797 Apud Theodoret. H. E. lib. V, cap. II. “Но папа Дамаз, говорят, выра­зился здесь, что Дух Святой от Отца исходит, совсем не для того, чтобы исключить исхождение Его от Сына, а чтобы исповедывать божество Его со Отцом (sed ad profitendam ejusdem cum Patre divinitatem) против забдуждения Македониан” (Perrone Op. citat. pag. 434). Как будто Дамаз не исповедал бы бо­жества Святого Духа со Отцом, если бы выразился, что Дух от Отца и от Сына исходит!.. А главное, как мы уже заметили, заблуждение Македониан, утверждавших, что Дух есть творение Сына, и след. отвергавших Его вечное исхождение от Сына, напротив, непременно требовало бы от православных нарочито внести в символ – Filioque, если бы точно они так веровали (см. примеч. 777). 798 Apud Victorem Uticensem episc. Persecnt. Vandalic. Uticae lib. II in T. V. Bibl. Patrum Coloniens. part. III, p. 638, et in Antidoto contra divers. haeres., ed. Basil. 1528, p. 221–225. 800 .... κα οτε ιν νομζομεν, οτε δι ιο τν παρξιν εληφς. Labbei Concil. Τ. II Ι, p. 677. 801 Ефес. Собора правило 7-е. Вообще, совершенно ложно утверждают некоторые из папистов (Фома Аквинат и др.), будто Несторий первый начал отвергать исхождение Святого Духа от Сына. Ересь Несториева касалась собственно лица Богочеловека и вместе лица Богоматери, и состояла кратко в следующем: “Иисус Христос, родившийся от Пресвятой Девы, есть простой человек, с которым Бог-Слово соединялся только нравственно, есть только Богоносец, который творил чудеса силой Духа Святого, не как своей собственной, а как силой чуждой, и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4 пр. сн. Толков. Zonar er Balsam; а также и Опыт Курса церков. закон. Т. I, стр. 502–503. 10 Соптг. epism. Parmen. lib. II, cap. 13. Oper. t. IX. pag. 70–71 Paris. 1845, См. также De baptismo contr. Donatist. ibid. 14 Ексевий. Церк. Ист. VII. Гл. 5, стр. 401–402. Св. Посл. Фирмилиана Каппад. к св. Кипр в твор. послед., стр. 324–338 по рус. перевод. 15 Опыт курса церк. закон. Т. I. стр. 194–195. См. Zonar et Balsam. Συνταγ. των καννων. T. II, стр. 62–63. Παδλιον, стр. 32–33. 16 См. 62-е Апост. прав. и толков. его в Опыте курса церк. закон. в Συνταγ… и Πηδλιον См. 1 всел. 10 Анкир. 1. 2. Петр. Алекс.10. 23 Ученые и толкователи церковных правил понимают различно это выражение. Одни понимают под ним то возложение рук, которое бывает при таинстве покаяния; другие – повторение таинства священства, т. е. новую хиротонию; иные – совершение таинства миропомазания, посредством которого обыкновенно принимались в православную церковь некоторые еретики и раскольники. В последнем смысле понимает это выражение и наша Кормчая книга, согласно толкованию Аристина. Об этих толкованиях см. Συνοδινον, sive Pandetae canonum 88. Apostol. et concilior. Beveregii t. II. Annotit. in canon. Concil. Nicaen. primi, pag. 67 и след. Πηδαλιον стр. 75 прим. Труд. Киев. Дух. Акад. 1864 г. Т. II, стр. 490–491. Опыт. Кур. Церк. Закон. Т. 1, стр. 301–303. Συνταγμ. Т. II, стр. 133–136. 29 Книг. Правил., стр. 495–498. Σ. t. III, IV, стр. 82–87. Оп. курса церк. законов. т. II. стр. 6–8. Πηδλ. 345–347. 37 Так на Антиохийском престоле мы видим: Евлалия, Евфрония, Плакита, Стефана, Леонтия, Евдоксия, преемствовавших друг другу; на Александрийском: Григория, Георгия, Лусия, в разные времена; на Константинопольском: Евсевия, Евдоксия, Демофила, бывших главами арианства. 42 Твор. св. Вас. Т. XI. лис. 180, стр. 3. пис. 232, стр. 181, где идёт речь о Фронтоне, рукоположенном арианине. 49 Ibid. Т. стр. 644 и след. Т. II, стр. 350 и след., 372 и след., 381 и след., 438 и след., 480 и след. Тот же св. Кирилл в частных своих письмах увещевал православных к общению с заблуждавшимися, как-то: Максимом Антиохийским, Диаконом с Иоанном, Геннадием, пресвитером и архимандритом с Проклом. См. отрывки этих писем in Sacros. Canel. Lobbei. t. VII, pag. 72–73. 54 Из отрывка, помещенного в актах VII вселенского Собора. См. Sacros.Concil… Labbei t. VII, pag. 88–91. 59 Sacros. Concil. Labbei t. VII, pag. 61–96. Сокращеннее это передается apud Binium Concilia General et Provincial. t. III, pag. 302–308. Читать далее Источник: Барсов Т.В. Правила и практика древней Вселенской Церкви относительно принятия неправославных священнослужителей в Православную Церковь с повторением и без повторения рукоположения//Христианское чтение. 1870. 5. С. 876-919. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

481 Concil. Bracarensis II, cap. 1. «Placuit omnibus episcopis... hoc modis omnibus praecipere ut sicut antiqui canones jubent. ante dies viginti baptismi ad purgationam exorcismi calechumeni currant.» Curs. Compl. Patrel. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 571 Bruns. – Canones Apostol, et Concil pars II Berol. 1839 pag. 39. 484 Долоцкий. «Оглаш. в древн. церкви» Христ. Чт. 1849 кн. 1, стр. 461–462. Впрочем, последние существовали не далее начала III века; с этого же времени совершителем заклинания являются лишь совершители крещения. 485 Григор. Наз. Orat, in Sanct. Bapt., n. XXVII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI, col. 397. В русск. пер. «Твор.» ч. III. М. 1844 г. стр. 300. Вальсамон. Not. In can. XXVI Concil. Loodie. « ξορκξειν – Τουτ στι κατχεν πστους. Σνταγμα Ραλλη κα Ποτλη. Tom. II, pag. 184. 486 Собор, Лаодик. Прав. 26. » Σνταογμα». Ραλλη κα Ποτλη Ibid. Pag. 193. οτι ο δε φορκξειν τος μ προαχθεντας π πισκπων, μητε ν τας κκλησαις, μτε ν τας οκαις. 488 Кирилл Иерусалим., «Praefat». N. 13. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 353. Ср. «Твор. Кирил. Иерусал.» в русск. пер. М. 1855 г. стр. 15. 490 Кирил. Иерусал. «Praefat» 13 и 14. Тоже занятие рекомендует и в том случае, если оглашенные собирались для принятия заклинаний ранее определенного часа; см. два предыд. цит. 492 Августин. «De symbol ad Catechum». lib. II. cap 1, n, 1. Curs. Compl Patrol. Ser. Lat Tom. XL, col. 637. Quid est quod hac nocte circa vos dilectissimi actum est, quod praeteritis noctibus actum non est; ut. et locis secrelis singuli produceremini in conspectn totius ecclesiae, ubique cervice humiliata quae male, fuerat antea esaltata, in humilitate pecdum cilicio substrato. in vobis celebraretur examen, atque ex vobis exstirparetur diabolus superbus, dum super vos invocatus est humilis altissimus Christus. 493 Августин. Serm. in die dominic, octav. Paschae, CCLIX. Curs. Complet. Patrolog, Ser. Lat. Tom. XXXVIII col., 1197–1198. 494 Кирил. Иерусал: «Praefat.» n. 9. Curs. Complet: Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 349; Cp. Твор. «Кирил. Иерусал.» в русск. пер. M. 1855. стр. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

2  Св. Киприан: ер. 8. ad. Cornel. «Sed quoniam latius fusa est nostra provincia: habet enim Numidiam et duas Mauritanias sibi cohacrentes». Епифаний: haer. 18. Св. Афанасий: de S. Dionysio opp. t. I. Евсевий. ист. 5, 23. 3   Liber Notitiae Imperii ed. Labbe. cf. Gabassut. synopsis concil. pars III. dissert. 14 de provinciis eccles. et Bevereg . pandect t. 2. annot. ad can. 2. concil. constant. 1. 4  Св. Киприан: ep. 52. Св. Игнатий: ad Magnes. Иероним: ep. 29. ad Evagrium: «где бы ни был епископ, – рассуждает бл. Иероним, – в Риме ли, или Константинополе, или на Дону, он везде равное имеет достоинство. Ни великолепие богатства, ни смирение нищеты не делают епископа ни высшим, ни низшим: ибо все они равны по священству». 5  Это правило соблюдалось и всегда между епископами равных по важности кафедр. Photii Nomocan. tit. 8. cap. 19. « κατα χρονου ταξις...» cf. God. Justin, lib. I. tit. 3 de episcopali audientia: (επισκοποι κατα ταξιν της χειροτονιας προτευοντες». 6  Для соблюдения порядка старшинства, африканские соборы положили за правило – вести непрерывные списки епископов по порядку их рукоположения (Карф. соб. (419) прав. 97). 7  Евсевий: ист. 5, 23–25. Св. Киприан, по вопросу о принятии в Церковь падших, писал: «quae res cum omnium nostrum consilium et sententiam spectet, praejudicare ego et solus mihi rem communem vindicare non audeo; et ideo instetur interim epistolis, quae ad vos proxime feceram, quorum exemplum collegis quoque mullis jam misi, qui rescripserunt placere sibi, quod statuimus, nec ab eo recedendum esse, donec pace nobis a Deo reddita in unum convenire et singulorum causas examinare possimuss. ep. 19. 8  См. 24 и 97 правила карфагенского собора (419) ef. Ferrandi diaconi carthag. Breviat. can. tit. 82. 12  Так св. Златоуст называет Антиохию: «τν πλεων τν κειμενων κεφαλη κα μητηρ». hom. III. ad. Antioch. Св. Григорий Назианзен говорит о Кесарии: «οχ ττον λογων μητροπολις, των πολεων, ν περκειται). orat. XX. 18  Митрополией палестинских Церквей был не Иерусалим, а Кесария: потому что Кесария была в гражданском отношении объявлена столицей Палестины. Vd. Balsam. Zonar . et. Aristin. ad can. 7. concil. nicaen. Justin , nov. 103 praefat. cf. Beveregii annot. ad can. 7. conc. nic. Cabassut. synops. conc. t. 1. 1838. Paris. da nicaen. canonibus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

136  Chemnitii Examen concil. Trident. (Erf. 1596). Sect. IV, pag. 35–36. „Utrumque igitur verum est; homo Dei, tenens Pauli traditionem, ρτως est in ministerio, et tenens Scripturam divinitus inspiratam, ρτως est in ministerio, quia eadem est doctrina quae primo viva voce fuit tradita et postea in scriptis comprehensa... Circa finem vitae suae Apostolus, quum jam conscripti et editi essent libri Novi Testamenti, ita de Scriptura loquitur, quod duo aequipollentia constitnat Scripturam et traditionem, ut qui unum habet, habeat et alterum. 137  Chemnitii Examen concil. Trident. Loc. citat. pag. 31. „A traditionibus vivae vocis digreditur ad Scripturam”. 139  Chemnitii Examen concilii Trid. Sect. VI. „Ille ver canon seu regula est doctrina divinitus ab initio mundi generi humano patefacta, per patriarchas et prophetas, per Christum et apostolos; et quia illa doctrina scriptis per Dei voluntatem est comprehensa, ideo et inde scriptura vocatur canonica. 140  Chemnitii Examen concil. Trident. Sectio VI: „Habet igitur scriptura canonicam auctoritatem principaliter a Spiritu sancto, cujus impulsu et inspiratione prodita est. Deinde a scriptoribus, quibus Deus ipse certa et peculiaria veritatis testimonia perhibuit. Postea a primitiva ecclesia habet auctoritatem, ut a teste, cujus tempore scripta illa edita et approbata fuerunt. 141  Nic. Selnecceri Paedagogiae Christianae (Ienae 1568) Pars I, pag. 5: „Autor enim de Deo ipse Deus est h. e. Deus se patefacit et revelat per verbum Filii sui, qui est Λογος, et hocipsum verbum virtute Spiritus sui adflat piis mentibus”. 142  Los. citat. Pars II, pag. 6: „Occultus flatum, quo sancti olim patriarchae et prophetae divinus multa edocti fuerunt”. 143  Selnecceri Paedagogiae Christ. Pars II, pag. 5: „quod scripta prophetarum et apostolorum vere sint vox Dei, prodeuntis ex arcana sua sede, et revelantis humano generi suam essentiam et voluntatem”. 145  Loc. citat: „Ubi verbum Dei est, ibi pax et consolatio conscientiarum est. Ubi verbum Dei, ibi Spiritus Dei. Ubi Spiritus Dei, ibi vera fides. Ubi fides, ibi fructus fidei. Ubi fructus, ibi etiam sancta crux. Ubi crux, ibi invocatio. Ubi invocatio, ibi liberatio. Ubi liberatio, ibi gratiarum actio. Ubi gratiarum actio, ibi propitius vultus Dei. Ubi vultus Dei, ibi vita et salus aeterna.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010