Вследствие всего этого ты был отвергнут и обвинен этим нашим собранием, хотя нашлись бы и иные мудрейшие Отцы, которые еще лучше и сильнее (чем это сделал я) опровергли бы эти твои ложнейшия клеветы. «Итак, познай, Ефесянин, твои нечестивейшия заблуждения и не только покайся в своем грехе, но и через публичные заявления признай, что ты заблуждался, дабы восстановить в спасении сердца простодушных людей, которые ты обольстил своею ложью. И если ты, как один, не будешь довлеть для множества казней, однако, в вечном огне будешь мучиться вместе с прочими ересеначальниками». 6 . Среди источников для истории Флорентийской Унии особенно важными для показания значения св. Марка Ефесского в деле стояния за Православие являются остатки греческих протоколов Деяний Флорентийского (и Феррарского) Собора, находящиеся у Манси Concil. ampliss. collect. t. XXXI, у Хардуина Concil. Coll. t. IX и недавно переизданные с научным аппаратом у J. Gill " я под названием:” Quæ supersunt Actorum Græcorum concilii Florentini”. Roma 1953. Гораздо меньше значения имеют так называемые “Acta Latina”, находящияся у Андрея де Санкта Кроче. 7 . Очень большое значение имеет в этом отношении история Флорентийского Собора, составленная Сильвестром Сиропулом екклисиархом Великой церкви, изданная в сопровождении латинского перевода (часто далеко уходящего от греческого оригинала) и обширного предисловия, английским богословом Robert Creyghton под длинным наименованием: “Vera Historia unionis non verae inter Graecos et Latinos: sive Concilii Florentini exactissima narratio, Graece scripta per Sylvestrum Sguropulum Magnum Ecclesiarcham» etc. 8 . Есть некоторые упоминания о св. Марке Ефесском и в синаксаре, находящемся в службе Флорентийскому Собору, принадлежащей ревностному униату Иосифу епископу Мефонскому: Josephi Methonensis episcopi Synaxarium Concilii Florentini, ap. Migne P. G. t. 159. 9 . Как об источнике для составления жития св. Марка Ефесского , хотя и весьма посредственного характера, мы упоминали о двух древнейших службах св. Марку Ефесскому , принадлежащих перу Иоанна Евгеника и Великого Ритора Мануила. Об этих службах мы говорили и в I главе нашего труда и в предисловии к службе св. Марку Ефесскому. Остальные службы (всего их известно до восьми), являются более поздними произведениями, почему и оставлены нами без внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

203 Epist. Nestor. Ad Cyrill. Concil. Ephcs. par. 1. Apud Binium Colon. 1618. – Conf. S. Cyrilli Alex. adv. Nestor. et explan. XII. capit. Tom. VI, pag. 145. ed. Lutet. 1638. 208 Ересь Нестория осуждена на Ефесском, III Вселен. Соборе, а ересь Евтихия – на Халкидонском, IV Вселенском, Соборе. 209 Значение слов: πησωπoν и πστασις, не совершенно одинаковое. Πησωπoν всегда означает разумно-свободное неделимое; а πστασις означает и сущность (essentia), и субстанцию (substantia) и неделимое. Но в учении о Святой Троице и слово: ипостась, всегда означает то же, что лице – неделимое разумно-свободное. 210 Слово – φσις здесь берётся не во всей обширности его значения, а только в отношении к существам личным, разумно-свободным. 216 Св. Кирилл Александр. Oper ejus Tom. VI. adv. Theodor, pro XII, cap, pag. 209, cd. Lutet. 1638. 219 Не встречаются в Св. Писании выражения: ипостасное, соединение, одно Лицо, и два естества во Христе. 222 О значении слова плоть было сделано замечание, именно то, что, как здесь, так я в многих других местах Св. Писания, им выражается общее понятие о целом составе естества человеческого. Смотри Прибавл. к Твор. Св. Отц. Год. 6, стр. 55. 225 И после Соборов Ефесского и Халкидонского (бывших в V в.), на которых были осуждены ересеначальники Несторий и Евтихий, до VIII века (когда уже появились иконоборцы) Церковь должна была выдерживать борьбу с суемудрием Монофизитов и Монофелитов, которые раскрывали в своих толках начало ереси Евтихиевой. 227 Concil. Ephes. pars I, cap. XXVI, pag. 155–157, apud Binium. Conf. Oper. S. Cyril. Tom. V, pars II. Epist, pag. 76 et 77. 228 S. Cyril, explan. XII, cap. Ephes; pronunc. Synodo exigente; opp. ejus Tom. VI, pag. 145–157. 239 Conc. Ephes. Tom. I, par. II. Act, 1, pag. 194. Conf. Oper. S Athanas. T. 1, par. II, ad Epict, pag. 903. ed. ead. 240 Ibid. Conf. S. Ambros. oper. T. II. De Fide lib. 1, cap. XIV (alias cap. VI.), pag. 462. ed. Bened. Paris. 1690. 246 Догмат Св. Отец 4 Всел. Соб. Халкид. См. в Прибав. к Изд. Твор. Св. Отц. 1847 г. 7. 5, стр. 118–122.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

tit. 12– 120 Дионисия и n. 30. tit. 18–126 Дионисия. 149 Вот эти цитаты: n. 195. tit. 2–128 Дионисия; n. 196. tit. 3–129 Дионисия; n. 197. tit. 4–130 Дионисия; n. 73. tit. 2 (по исправлению же Баллерин) 6–132 Дионисия. 155 Параллель тех и других представляет Маассен (pag. 182); Гефеле же указывает и некоторые разности между ними (t. II, pag. 122–123). 156 Mansi, t. VIII. pag. 645. Карфагенский диакон Ферранд также цитует этот канон в своем Breviatio под числом 84. Concil. Carthag. Tit. 3 (Iustelli et Voelli, Biblioth. t. I. pag. 151). Баллерины на основании сличения цитат Ферранда карфагенских соборов под числами 47–53 думают приписать этому или двадцатому карфагенскому собору повторение правил как о том, чтобы епископы не продавали имущества своей церкви без ведома примата, так и о том, чтобы епископ, пресвитер или диакон, подвергшиеся отлучению, не были принимаемы в общение (Ballerin. pag. 149. n. 11 apud. Golland). Подобные правила были постановлены на соборе 419 г. (Правила 33 и 29 по Дионисию, а по книге правил 42 и 38) и содержатся в правилах собора 421 г. (Прав. 4 и 1. Mansi, t. IV. pag. 449– 450). 160 Hefele, t. II. pag. 123–127. Баллерины сверх сего думают приписать этому же собору и цитуемый Феррандом под числом 143 Concil. Carthag. tit. 3, канон о том, чтобы дважды в год собирались соборы в каждой провинции; так как на прежних карфагенских соборах не было издано подобного постановления (Ballerin. ibid. pag. 130. n. III). 161 Вот эти цитаты: n. 34. tit 5. n. 35. tit. 8. n. 38. tit. 9. n. 47. tit. 9 n. 57. tit. 3. n. 95. tit. 9. n. 198. tit. 5. 164 В первой редакции труда Дионисия были помещены только рассуждения первого заседания собора 419 г. о карфагенских канонах. Эти рассуждения находятся в отдельном виде и у Манси, t. IV. pag. 401–408. 165 См. статью Biener’-a. Das kanonisch. Recht. d. griesch. Kirche в Kritische Zeitschrift. fur Rechtswissenschaft und Gesetzhebang des Auslandes. B. 28. pag. 192. 167 Hanp. 108 и 109 пр. у Дионисия составляют: первое – написание собора против Пелагия и Целестия, а второе – первую из анафематизм; между тем у издателей Синтагмы первая цифра поставлена над написанием предшествующего у Дионисия собора против донатистов, а вторая над написанием собора против ереси Пелагия и Целестия; причем под счет этого канона подведена и первая анафематизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

964 Златоуст . Homil. XXV in. Ioan. III, 5. Curs. Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom. LIX. col. 152; в русск. пер. «Бес. на Ев. Иоанна» ч. 1. СПб. 1834, стр 304 – 305. 966 Иероним. Comment, in Ephes. Lib. II, cap. IV, n. 5–6; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat Tom, XXVI, col. 496. 968 Кирилл Иерусал. " Сатесн mystagog II, n II». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 1077–1080. Ср. «Твор. Кирилла Иеруслим.» в рус. пер. стр. 359–360. 969 Златоуст . «Homil. in Colos. VI.», n. IV.: Curs. Compl Patrol. Ser. Graec. Tom. LXII, col. 342; в рус. пер. СПб. 1854 стр. 100. 971 Григорий Двоеслов . «Episl ad Leandrum» Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 334. De trina mersione baptismatis.., nil respondí verius potest, quam ipsi sensistis. Nos autem, quod tertio mergimus, triduanae sepulturae sacramenta signamus, ut dum tertio ab aquis infans educitur, resurrectio triduani temporis exprimitnr». 973 Иоанн Дамаскин. «Expositio fidei ortodoxae». Curs. Cumpl. Palrolog. Ser. Graec. Tom. XLIV, col. 1120; в рус. пер. «Точн. излож. прав. веры М. 1855, стр. 235. 975 Garrucci . Storia dell» arte Christiana; Фрикен , «Римск. катакомбы» часть. II, М. 1877, стр. 243. 976 Concil. Coel, can. II. Sciant etiam presbyteri, quando sanctum baptismum ministrant, ut non affundant aquam super capita infantium, sed semper mergantur in lavacro, sicut exempluin praesbuit per semel ipsum Dei Filius omni credenti quando esset ter mersus in undis Iordani. Hardnin . «Acta concil,». Tom. IV, Par. 1714, col. 1224. 977 Св. Григорий Двоеслов , «Episl. ad episc. Leandr.» Curs. C ompl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col 834. Qaod si qui. forte etiam pro summa Trinitatis veneratione aestimet fere, neque ad hoc aliquid obsistit, baptizandum semel in aqus mergere, quia dum in tribus subsistentiis una substatia est reprehensibile esse nullate nus potest infantem in baptismate velter ver semel mergere, quando et in tribus mersionibus personarum trintias, et in uno potest divinitatis singularitas designari. Sed si nune hucusquae infans in baptismate tertio mergebatur, fiendum apud vos esse non censeo, ne dum mersiones nimerant, divinitatem dividant, dumque quod faciebant faciunt mo rem vestrum se vicisse glorientur.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Apolog. 1 et ep. ad solitarios. 11 Пример Нектария и Амвросия, из которых последний быв, только оглашенным, избран на кафедру медиоланскую, а первый, не быв и оглашенным, назначен епископом константинопольским. В таком чрезвычайном жребии вся Церковь видела особенное действие промысла Божия, как и действительно, – того в другого избрание совершилось при чрезвычайных обстоятельствах. Но, если поэтому оно не могло считаться нарушением правил, то не могло быть обращено и в пример для других времен, Socrat. 4, 80. Sozomen. 6, 24, 7, 8. Theodoret. 4, 6. Ruffin.2, II. 13 По этой причине такие лица συνεισακτοι назывались αδελφαι или αγαπηται. Greg. Nyss. de virgin cap. 23. Hieron. ad ocean de vita cleric. Jdem ad Eustoch. De virgin. Такое мнимо-духовное братство лиц разного пола было в разных сектах, как напр. у Оригенистов. Epiph. Hær. 63. и у других. Idem hær. 67. 78. Св. Иоанн Златоуст оставил особенную беседу πρς τος χοντας παρθενους συνεσακτους. Орр. Т. 6. Разные значения слова συνεισακτος. см. у Беверегия : Pandect. 2. annot. ad can. 3. concil. Nicaeni. 14 Это правило по своему происхождению еще древнее никейского Собора. Собор антиохийский (260) в осуждение Павлу самосатскому, между прочим, поставил и то, что он имел у себя в доме сожительствующих жен, и тоже позволяв своему клиру. Epist. Synod. De Paulo ap. Euseb. H. E. 7, 30. Это запрещено было духовенству и гражданскими законами. Cod. Theod. lex. 19. cap. de episc. et cler. Justin. nov. 123. cap. 29. 16 На этом основании в некоторые толкователи самое правило Собора изъясняют так, что в нем исключаются всякое участие народа в избрании епископа: но это несправедливо. См. следующие примечания. 17 В этом послании Собор говорит: по кончине кого- либо из епископов, на его место мажет быть возведен и новообращенный, если только будет того достоин, и народом избран, с согласия и утверждения александрийского епископа (митрополита). Socrat H. Е. 1, 9. Theodoret 1, 3. Gelas. Cyzicen. acl. concil. Niceani ap. Labbeum. 20 Ibidem.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

44 Это были общие правила по всей христ Церкви. Hieronym. ad. Concil. Agamh. (506) сап. 17. Concil. Tolem. 4. сап. 13 cf. Gregor. Naz. ог. 40. По закону Моисееву Левиты вступали в служение также около 30 лет. Числ. 4, 3. 8, 24. 25. по евр., араб., сир., самарит. тексту. LXX считают 25 лет cf. Bevereg. ad сап. II Neocaes. о диакониссах см. 1 всел. 19. IV всел. 15. 45 Так это было, по свидетельству некоторых церковных писателей, в александрийской Церкви, где, по преданию, сам св. Марк поставил семь диаконов. Vid. apud Beveregium annot. ad can. neocaes. 15. Созомен пишет, что даже в его время в Риме было не более этого числа диаконов, хотя в других местах, – прибавляет он же, число их было неопределенно. Zozom. 7, 19. 46 Об увольнительных грамотах, и других даваемых в древние времена клирикам см. в нашем изложении 11-го правила IV всел. Собора. 51 Когда св. Григорий Богослов , уже посвященный в епископа сасимского, был в Назианзе, где епископствовал отец его, и при молчании последнего, народ побуждал св. Григория сказать слово, то с согласия отца он начал свое слово так: «для чего вы нарушаете принятый порядок? Для чего принуждаете говорить язык, подлежащий закону?» Св. Григория слово 15. в русском переводе. 52 Balsamon. et Zonaras hic. Славянская Кормчая, следуя Аристину, толкует правило прямо о низведении епископа на степень пресвитера. Но очевидно несправедливо. Ибо и самое преступление не таково, чтобы за него можно было лишать сана. Особенно не точно выражение Кормчей: «имей сие правило пребольше вселенского оного правила» т.е. 29-го правила IV всел. собора!! – У Аристина, с которого так переведено, по крайней мере сказано: εχε τον παροντα κανονα υπεξηρημενον (исключение) κ του καθολικου (общего) κεινου κανονος. 53 То, что в правиле Собора сказано о стрижении волос по образу клира (τ του κληρου χειρεθωσαν σχηματι), – объясняется из обычаев Греческих, по которым священнослужители подстригали несколько волосы на голове, что называлось παπαλητρα. Vid. Balsamon. ad can. cit. Слав. Кормчая: «главу да подстригают, рекше сущее на главе гуменце». Патр. Герман: «стрижение главы клириков – кругловидное сечение власов». См. Симеона Фессал. гл. 158. Нов. Скрижаль. ч. 3. §3. изд. 4. 1848. Впрочем совершенное острижение волос, или ношение слишком длинных почиталось неприличным для духовенства. См. VI всел 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Дух Святый ( Рим.8:9 , Гал.4:6 ) называется Духом Сына Божия не в том смысле, что Он исходит от Сына, но поколику Иисус Христос исходатайствовал дары Его человекам. 3) Никогда не было общим учением всей Церкви Христианской, и, вопреки Духу единства, долженствующему господствовать в Церкви Соборной Апостольской, не утверждено ни одним из Вселенских Соборов. По сознанию самых Западных Писателей (Harduin Acta conciliorum T III. p 472 Baron An 547) приложение слов «от Сына» в первый раз сделано уже в половине VI столетия, и притом на поместном соборе в Толедо, утверждено в 1439 году на Флорентинском Соборе, который не имеет характера Вселенского. 4) Противоречит определению III Вселенского Собора в Ефесе, которым запрещается делать какие-либо сокращения или прибавления в Символе Никейско-Константинопольском. 5) Не всегда было одобряемо и Западною Иерархиею. В 309 году Папа Лев III, в следствие сделанного ему предложения внести в Символ прибавление «и Сына» дал повеление на двух серебряных дисках вырезать Символ веры без сего прибавления, и поставил их в храме Ап. Павла с надписью Наес Leo posui amore et cautela orthodoxae Religionism, из каковой надписи видно, что прибавление к Символу Веры слов «и Сына» он почитал не соответствующим чистоте православия. Третий собор в Толедо (586 года) постановил во всех Церквах Испанских читать во время Литургии по образцу Церквей Восточных Символ веры собора Константинопольского, то есть ста пятидесяти Епископов (per omnes Ecclesias Hispaniae secundum formam Orienlalium Ecclesiarum Concilii Constantinopolitani, hoc est CL Episcoporum, Symbolum fidei recitetur) (Hardum Acta Concil T III pag 479 Concil Tolet III cap II). Богословия Догматического часть II. О делах Божиих в отношении к тварям Господь невидимое и непостижимое существо Свое и присносущую Свою силу открыл нам в делах Своих. Сии дела Божии в отношении к тварям суть: В Царстве природы Творение Промышление о сотворенном. В Царстве Благодати Спасение человеков. В Царстве славы Воскресение мертвых при кончине мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

„Eu consider c programul, în pofida unor probleme curente, se mic într-un regim normal, îns e necesar ca noi s ne includem activ i s ajutm la realizarea lui”, a concluzionat S.S. Sobeanin. Curatorul „Programului–200” de la Guvernul Moscovei V.I. Resin a comunicat c azi „în lucru” sunt mai bine de 208 de terenuri de pmânt în vederea dislocrii complexelor bisericeti. Sunt determinate condiiile pregtirii ulterioare a documentrii finale în vederea valorificrii loturilor de pmânt i a construciei: prima etap – 61 de terenuri, a doua etap – 77, a treia etap – 53 i a patra - 17 terenuri pe teritoriile reorganizate ale zonelor industriale ale Moscovei. În prezent sunt definitivate 8 biserici. V.I. Resin a menionat c pân la finele anului 2013 se planific a încheia construcia a 15 biserici i a începe ridicarea înc a 20 de biserici. Episcopul de Podolsk Tihon, care a luat cuvântul ulterior, a spus în special: „A vrea s demonstrez pe baz de material ilustrativ o legitate uimitoare, pe care a descoperit-o programul nostru. Odat cu dinamismul impresionant al aspectului de construcie, noi deseori observm un dinamism i mai mare al creterii duhovniceti, al deteptrii activitii spirituale a poporului nostru. Preoii ieeau la primele Te Deum-uri chiar în câmp deschis. De la început lor li se asociau doar câiva oameni, dar timp de câteva luni, pe terenul, unde înc nu existau perei, au început s se adune comuniti parohiale. Oamenii se adunau nu doar la rugciunea de obte, dar i pentru organizarea slujirii apropiailor, pentru misiunea de luminare social. În ziua de azi, avem în faz activ 23 de terenuri de construcie i mai bine de 40 de comuniti. Pe 40 de terenuri, fr a atepta terminarea construciei bisericilor capitale, oamenii au amenajat biserici-paraclise provizorii, au început leciile în colile duminicale, au desfurat misiunea de binefacere”. În timpul edinei au fost introduse schimbri în componena Consiliului de tutel al Fundaiei i în componena Grupului de lucru al Consiliului Fundaiei, au fost luate decizii pe marginea problemelor de baz ale ordinii de zi.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2919858...

Forse tale consenso potrà aprire la strada per risolvere la difficile questione dell’autocefalia della Chiesa ortodossa in America. La sua autocefalia, concessa dal Patriarcato di Mosca nel 1970, è riconosciuta solo da alcune Chiese ortodosse, anche se lo stato canonico dei suoi vescovi non è mai stato messo in discussione da nessuna Chiesa. La questione, insieme ad altre simili questioni in sospeso (ad esempio, lo stato canonico dell’attuale primate della Chiesa Ortodossa delle terre ceche e di Slovacchia), dovrebbe essere risolto dall’Ortodossia nella sua pienezza. Per risolvere questi problemi è necessario che non solo il primato, ma anche la sinodalità siano correttamente esercitati a livello universale. Speriamo che il tanto atteso Concilio pan-ortodosso diventi un evento in cui il principio della sinodalità sia pienamente attuato, e il primato sia esercitato strettamente nel quadro del processo decisionale consensuale. Vorrei concludere questa prolusione citando il paragrafo finale della " posizione del Patriarcato di Mosca sul primato nella Chiesa universale " : “Il Primato nella Chiesa di Cristo è chiamato a servire l " unità spirituale dei suoi membri e il mantenimento della sua vita in buon ordine, perché Dio non è autore della confusione, ma della pace (1 Cor. 14:33). Il ministero del primato nella Chiesa è estraneo all " amore del potere del mondo laico e ha come fine di edificare il corpo di Cristo, ... affinché noi ... vivendo secondo la verità nella carità, cerchiamo di crescere in ogni cosa verso di lui, che è il capo, Cristo, dal quale tutto il corpo… mediante la collaborazione di ogni giuntura, secondo l " energia propria di ogni membro, riceve forza per crescere in modo da edificare se stesso nella carità” (cf. Ef. 4, 12-16).   ¹I.V. Kireevskij, Sulla necessità e possibilità di nuovi principi per la filosofia. Appunto su direzione e metodi. ²Conseguenze ecclesiologiche e canoniche della natura sacramentale della Chiesa. La comunione ecclesiale, la sinodalità e l’autorità. Ravenna, 13 ottobre 2007. Par 5. In seguito indicato come Documento di Ravenna

http://mospat.ru/it/news/50932/

Ont suivi des exposés du professeur Eslami Ardakani (« L’éthique écologique musulmane de la vertu : principes théoriques et utilité pratique »), et d’E. Dounaiéva (« Le rôle des sociétés académiques de Russie et d’Iran dans la promotion des idées d’économie verte (d’après l’exemple du complexe du bassin aquatique de la Caspienne) ». Le 7 mai sont intervenus le docteur Abdoulhassan Navab, l’archiprêtre Lev Semionov (« Conception orthodoxe de la problématique écologique »), qui a développé le lien entre la conception biblique du rapport entre l’homme et la nature et des documents comme les Fondements de la doctrine sociale de l’Église orthodoe russe, les Fondements de la doctrine de la dignité, de la liberté et des droits de l’homme, La position de l’Église orthodoxe russe sur les problèmes écologiques actuels. Le prêtre Alexis Sorokine, qui a récemment soutenu une thèse sur la botanique biblique à l’Institut des Hautes Études Saints-Cyrille-et-Méthode, a présenté une communication sur « La nature dans l’’Ecriture sainte des chrétiens : la flore biblique ». Le prêtre Dimitri Safonov, secrétaire aux relations interreligieuses du DREE a parlé de l’expérience russe de coopération interreligieuse, notamment de l’activité du Conseil interreligieux de Russie, dont il est le secrétaire exécutif. A la fin de sa communication, le père Dimitri a insisté sur l’importance du développement de l’enseignement religieux, instrument efficace contre l’extrémisme. Un communiqué a été adopté lors de la séance finale. Il est souligné dans ce document que les membres des grandes religions doivent promouvoir une utilisation respectueuse des ressources naturelles, conformément aux doctrines de ces religions. La nature est l’une des bases de l’existence humaine, et la protection de l’environnement est une expression de reconnaissance envers le Créateur. Les deux parties sont solidaires pour affirmer que les processus de développement des technologies et de l’économie dans le monde contemporain doivent se faire sans porter atteinte à l’environnement. Le document souligne le rôle et la responsabilité des leaders religieux et de leurs fidèles pour influer sur les personnes qui prennent les décisions pratiques dans le domaine de l’interaction entre l’homme et la nature.

http://mospat.ru/fr/news/47480/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010