58  По разделению империи, сделанному Константином, округ италийский (dioecesis Italiae) разделялся на два викариатства, или наместничества, из которых одно заключало в себе семь провинций; они были: Venitia simul cum Jstria, Acmilia, Liguria, Flaminia, Alpes Cottiae, Rhetia prima et secunda. Другое викариатства простиралось на десять провинций; это: Campania, Tuscia, Picenum, Sicilia, Apulia, Lucania, Samnitim, Sardinia, Corsica, Valeria. Liber notitiae imperii. Zosim . hist. 1. 2. В первом из этих викариатств митрополией был Медиолан, в последнем – Рим. Cabassut. synops. 1. de nicaen. canonibus et III de provinciis ecclesiasticis. 61  Concil. chalced. act. 16. Феодорит замечает, что св. Иоанн Златоуст , ещё прежде халкидонского собора, простирал уже свою власть на три означенных округа. Theodoret . 5, 28. Следовательно, халкидонский собор только подтвердил это право формальным определением. Правда, римские послы на соборе протестовали против этого распространения патриаршей власти: но сами митрополиты этих округов добровольно признали над собой власть патриарха. Concil. actio eadem. 62  Dispositio ecclesiarum, constantinopolitano palriarchae subjectarum, a Leone philosopho facta. vil. ap. Leunclav . I. G. R. pars. 1. 63  Vd. ordinem praesidentiae patriarcharum e codice Bodlejano ap. Beveieg . pandect, t. 2. annot. ad concil. trull, can. 36. 66  Александрийский патриарх, только один, по древним обычаям своей Церкви, рукополагал даже всех епископов, (а не одних митрополитов) своего округа. Synes . ер. 70 ad Theophil. cf. Binghami orig. eccles. lib. 2. cap. 17. 67   Concil. constant . IV. с. 17. Патриархи давали от себя и грамоты как новопоставленным митрополитам, с прописанием обязанностей их звания, так и всему клиру и народу митрополии, с подчинением их новому пастырю. Vd. ар. Leunclav. I.G.R.I . VI. 69  См. констант. соб. I. послание к западным о Флавиане антиохийском у Феодорита. ист. 5, 19. cf. Justin , novell. supra cit: «ipsum vero patriarcham a proprio ordinari concilio ». сн. Слав. кормч. предисл. л. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

30 [, cap. 1]; Epist. 36[, cap. 1]). Дионисий Александрийский называет своего предшественника на александрийской епископской кафедре Ирак–ла «нашим блаженным отцом» (παρ του μακαρου ππα ημν ρακλα παρλαβον: Euseb., Hist. eccl. VII, 7.4). Соборы с особенной любовью ссылались на авторитет отцов. Первый Вселенский собор определил отношение Бога Сына к Отцу термином ομοοσιος, опираясь на свидетельство отцов (Athanas., Epist. ad Afros episcopos). Второй собор прямо требовал от еретиков открытого заявления, хотят ли они или нет держаться суждения отцов, процветавших прежде возникновения современных ересей (Сократ [Hist. eccl. V, 10] и Созомен [Hist. eccl. VII, 12]). Александрййский собор 430 г. в своем послании к Несторию следует, по его собственным словам, исповеданию святых отцов и желает таким образом идти как бы царским путем (πμ€νοι bh πανταχι ταις τν γιων πατρων μολογαις… κα βασιλιΚην σπ€ρ ρχμνοι τρβον: Mansi. SS. Concil. coll. IV, 1074 ). В первом заседании Третьего Вселенского собора (431 г.) читали свидетельства из писаний святейших и бого–боязненнейших отцов и епископов и мучеников (βιβλα τν γιωττων και σιωττων πατρων και πισκπων και διαφρων μαρτρων: Mansi. SS. Concil. coll. IV, 1184 ), чтобы на основании их согласия и решения правильно и торжественно подтвердить исповедание древнего учения (Vincentius Lirin., Commonitorium 29). Члены Четвертого Вселенского собора в Халкидоне (451 г.), настаивая на прочтении послания Льва Великого к Флавиану Константинопольскому, восклицали: «Это — вера отцов (πατρων), это — вера апостолов!» (Concil. Chalced. Act. II: Mansi, 1. с. VI, 972 ); они решили вопрос об истинной вере, «последуя святым отцам» (πμνοι τοις γοις πατρσιν: Act. V, Mansi, 1. с. VII, 116 ), и осуждали тех, которые извращали учение отцов (τν πατρων παραχαρττι την " ννοιαν: Alloc, ad Marcian. imperat., Mansi, 1. с. VII, 465 ). Отцы Пятого собора исповедали, что держат и проповедуют «веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими [была] проповедана во всем мире, которую исповедали [и] изъяснили и передали святым Церквам святые отцы… им во всем мы следуем и их принимаем» (Деян. III) . Шестой Вселенский собор исповедует правую веру, неуклонно следуя правым путем свв. отцов и рпределяя согласно с ними (Деян. XIII) , и поставляет правилом, чтобы и Священное Писание толковалось не иначе, как изъясняли его в своих писаниях светила и учители Церкви . Седьмой Вселенский собор основывает свое определение на учении святых и божественных отцов и Предании вселенской Церкви, которое имеет источник в Духе Святом, обитающем в Церкви (Деян. V и VII) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

64 Ср. Constitutio Dogmatica de Ecclesia Christi – 1) De apostolici primatus institutione; 2) de primatus perpetuitate; 3) de primatu Romani pontificis, 4) de Rom. Pontificis infallibili magisterio (Concil. Vatic. Sessio IV). 67 Cougar М./. Chretiens Desunis. Paris, 1937, pp. 241 et suiv. [Перевод: «разные части составляли бы поистине единое целое, оставаясь при этом частями».] 68 Флоровский Г., прот. L " Eglise, sa nature et sa tache (L " Eglise Universelle dans le dessein de Dieu), p. 65. 70 Ср. характерное замечание о. Климента Лялина: «Оп pourrait ajouter que l " image du Corps Mystique se realise parfaitement quand c’est le Grand Pretre du Christ sur terre qui celebre lui-meme le Saint-Sacrifice» [«Можно добавить, что образ Мистического Тела истинно реализуется тогда, когда Первосвященник Христа на земле сам приносит Святую Жертву»]. Une etape en ecclesiologie//Irenikon, XIX, 1946,4 trimestre. 71 Ср. 1-е правило I Вселенского Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно... по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот...» 72 См. Florovsky, G. The Sacrament of Pentecost 11 The Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergiuis. 23, 1934, p. 33. [«Episcopatus unus est cuius a singulis in solidum pars tenetur» (лат.). – «Епископат един, от которого каждый в отдельности имеет свою часть» ( Киприан Карфагенский . О единстве Церкви, 5). – Прим. перев.] 73 Encycl. S. Off. ad episcopos Angliae, 16 Sept. 1864. (Deuzinger-Bannwart Enchiridion Symbolorum, ed. 10, n. 1686). 74 Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. Париж. 1952. 5(38). 76 Колемин Ю. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах и зарубежный церковный раздор/Церковный вестник. 1934. С. 22; ср. важную статью прот. Г. Ломако: К вопросу о нашем церковном разделении/Церковный вестник. 1934. 3 и сл. 78 В январе 1959 г. папа Иоанн XXIII сообщил о намерении созвать в ближайшем будущем Собор Католической Церкви, главная цель которого – установление путей к возвращению в Католическую Церковь протестантов и вообще к объединению христианских Церквей. К участию в Соборе приглашались представители и других христианских Церквей, по крайней мере в качестве наблюдателей. В 1962–1965 гг. состоялся II Ватиканский Собор, положивший начало обновлению жизни Католической Церкви; основные его темы – литургическая реформа, большее внимание к местным Церквам, признание важной роли католиков-мирян, готовность к диалогу с другими христианскими конфессиями и иными мировыми религиями. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

739 Что церковь иудейская молилась и приносила жертвы за умерших, об этом кроме истории Маккавеев, говорит сын Сирахов:: благодать даяния пред всяким живым (да будет) и над мертвецом не возбраняй благодати Сир. 7, 37 . Об этом говорят раввинские сочинения. См. Ioseph dii Uoissen in proem. ad Pugionem fidei B. Martini, Bartholocci Bibl, rabbinica. P, 2. dissert. 3. 740 Учение церкви о сем предмете изложено: а) в рассуждении прот. Никольского о молитве за умерших, Спб. 1837, б) в сочинении неизвестного: изложение 18 члена послания патриархов, в христ. чт. 1812 г; в) в сочинении Ляпидевского о молитве за умерших, М. 1812. Второму из этих сочинений не достает рассудительности в разных отношениях, напр, оно нередко приводит свидетельства из подложных сочинений, каковы ответы Антиоху, слово Златоустаго о умерших и пр. 741 О Папии Евсевий Н. Е. 3. 39. Ириней adv. hoer. 5, 33. n. 3. Иероним de ver. Ilustr. с. 18. О хилиазме иудеев Corrodi krit. Geschichte des chiliamus. Eisenmenger eutdccktes Iudenthum Th. 2. 8. 320 f. хилиазме Керинфа и Евионеев Евсевий Н. Е. 3, 28. 7, 28. Августин Haeres. 8. Иероним com. in Iesaiam 66, 20. 743 Кроме св. Дионисия (у Евсевия Н. Е. 7, 24) опровергали хилиазм. Климент алекс. (Strom.), Ориген (De princ. 2, 11. Prol. in сапт, сапт.), Иероним (ep. 150. ad. Hodib. in Iesa. c. 54. 56. 63. 66. in Serem, c. 31.), Василий в. (письм. 262 и 265), Григорий наз. (твор. IV, 211), Епифаний Haeres. 77. 747 Zwinqlii Elenchus adv Auabapt. vol. 3. p. 433. Calvin de pcychopannichia, Argenot 1548. сл. Simonetti Ubev. de. unsterblichkeet. und Schlaf der Seelen, Berlin 1747. 748 «Есть среднее место ,для имеющих грехи отпустительные... В это время (по смерти) души очищаются огнем и освобождаются, судя по грехам каждого... Мы определили, что если истинно кающиеся умерли в любви Божией, прежде чем удовлетворили за содеянное достойными плодами покаяния, то по смерти очищаются очистительными казнями». Concil. Florent. coll. 22. 749 « Церковь католическая на сем новейшем соборе положила, что чистилище и души там содержимые получают пособие от молитв верных, особенно же от богоугодного жертвоприношения». Concil. Trident. Sess 25 de purgatorio. В прав. 30 шестого заседания произнесена анафема на не признающих чистилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

55 Вне Церкви, несомненно, нет спасения, вследствие отсутствия неповреждённой и неподложной веры у еретиков, даже полагая, что у них таинства совершаются точно так, как и в кафолической Церкви Христовой. К истории вопроса о принятии схизматиков в Православную Церковь . Стр. 21–22. 59 Еп. Сергий, стр. 137. Арх. Иоанн в своём толковании на 18 пр. Сардик. соб. пишет: «Не должно быть признано правильным то рукоположение, которое произведено неправильно усвоившими себе права епископские: поэтому, как Евтихиан и Мусей не были сами епископами, так и рукоположенные ими не могли быть священнослужителями... Но если бы случилось, что законно поставленный в своё время епископ был впоследствии, по каким-либо причинам, лишён своего звания, то, по правилу Собора, поставленные от такого епископа в своё время клирики не теряют вместе с ним своих степеней, если, т. е., не участвуют в его преступлениях». Арх. Иоанн. Вып. I., стр. 491. 62 Послание Феофила, архиепископа Александрийского, к Афингию Епископу о так наз. Чистых гласит: «Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя Чистыми, желают присоединитися к Церкви. А понеже великий Собор блаженных Отцев наших, бывший в Никее (прав. 8:19), определил рукополагати приходящих от ересей: то, по сему уставу, благоволи и ты рукополагати (т. е. принимать в клир., см. арх. Иоанн. Вып. 2, стр. 122), восхотевших присоединитися к Церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия» (пр. 12). 63 В Церкви Восточной не повторялось рукоположение над обращающимися из кафаров (I всел. 8), мессалиан, или евтихов (Act. Concil. Ephes, in Collect. Binii 1. 3.); в церкви Африканской – над донатистами. (Carthag. сап. 79. cf. Augustin. Ер. 50 ad Bonifat). Но повторялось над арианами, павлианами (I всел. 19 cf. Ер. 18. Innocentii papae ad Alexandr.) и.т. п., и ещё над всеми, рукоположенными от самозванных епископов, которые сами незаконно были поставлены. (II всел. 4. Ер. Nicaeni Concil. ad. Alexandr, ap. Socrat. I, 9). Арх. Иоанн. Вып. I, стр. 217 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

42  В одном послании императора Феодосия младшего на Запад папа Лев уже назывался патриархом. Это было в 449 году, пред самым открытием халкидонского собора. Vd. ер. de concil. chalced. а Theodos. ad Valent. ap. Labbe. t. IV. 45  Западные богословы не сомневаются производить патриаршество от самого ап. Петра, который будто бы утвердил патриарший престол над всем Востоком в Антиохии, а над всем Западом – в Риме. Так думает Бароний – annal. t. 1. ап. XXXIX. – Петр де Марк, Валезий и др. 47  В первые века александрийский епископ уже назывался папой, см. 1 правило св. Григория неокес. в книге правил. 48  Св. Афанасий: contra Arianos apol. 2. р. 663. de sententia Dionysii. сн. Феодорита: ист. 5, 23. о епископах антиох. 49  Cours droit canon. par André , tom. 2. 1844. Paris. en mot: province ecclesiastique . Cabassut . loc. cit. 50  Поместный собор сардикийский (347), дав имя экзарха митрополиту, тотчас прибавляет: «разумеем епископа митрополии» т. е. столичного города в провинции, а не целого округа. См. сардик. прав. б. 55  На халкидонском соборе, при чтении послания св. Льва римского к Флавиану константинопольскому, отцы собора не раз восклицали: «sanctissimo magnae Romae... patriarchae Leoni». Цари болгарские, короли италийские, готфские, лонгобардские также давали своим епископам титло патриархов. Отделившиеся от православной Церкви на Востоке общества несториан, иаковитов, маронитов, армян, и др. также приписали своим иерархам титло патриархов. 56   Prisca cauonum versio latina , – can. 6. nicaen: «antiqui moris est, ut urbis Romae episcopus habeat principatum, ut suburbicaria loca et omnem provinciam sua sollicitudine gubernet». Надобно заметить неточность этого изложения, именно в рассуждении римского первенства. Подлинное правило никейское не говорит ничего об этом. Руфин, изъясняя это же правило, говорит: «ut apud Alexandriam, et in urbe Roma vetusla consvetudo conservetur, ut vel ille Aegypti, vel hic subuibicariarum ecclesiarum sollicitudinem gerat». 57   Petrus de Marca de Concordia sacerd. et itnperii. Cabassut . synops. concil. t. 1. p. 172. Paris. 1838. cf. Walter , Lebrbuch des Kirchen-Rechts. § 155. 1842. Впрочем, и греческие писатели, как например, Вальсамон и Зонара, не отказывалась признавать под властью римского папы вообще все области Запада. Balsam. et Zonar . ad can. 6. nicaen.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

61. Так думали Даллей (De pseudep. Lib.III. Cap.3) и Дрей, который на 246 и 411 страницах представляет это правило сокращением 3 правила Халкидонского собора. 62. Аполог. 37. 63. Евсев. Церковн. истор. VII,30. Дуценарий - то же, что государственный прокурор, Это имя произошло от слова " ducenti " (двести) и означало чиновника, получавшего двести тысяч сестерций жалованья. Догадываются, что такую должность Павел получил от пальмирской царицы Зиновии (там же). 64. Первое из этих значений дают правилу Вальсамон, Зонара, Арменопул. В этом правиле упоминается римское начальство потому, что в первые века военное управление всех завоеванных римлянами областей принадлежало римским военачальникам. См. Опыт курс. церковн. закон. Т.1. С.233. 65. См. объяснение этого правила в Опыте курса церковн. законов. Т.1. С.233. 66. Bickell J.G. Geschichte des Kirchenrechts. S.331. 67. Антиохийское правило начинается такими словами: " Все дерзающие нарушати определения святого и великого собора, в Никее бывшего о святом празднике Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от церкви " . 68. См. Binii act. concil. Nicaen. Cf. Concil. Antiochen. C.1. 69. Евс. Церковн. истор. V,23-24 и De vita Constantin. III,18. 70. Loc. cit. P.313-323. 71. Неточность эта происходит от следующей причины. Известно, что евреи праздновали свою Пасху по закону Моисееву в 14 день нисана, или мартовской луны, и как они употребляли для исчисления времени не солнечные годы, а лунные, и как лунный год есть кратчайший, нежели солнечный и упреждает его несколькими днями и только через 19 лет (составляющих так называемый лунный круг) солнце и луна в одно время, под одним знаком зодиака, начинают свое годовое течение, то иудеи праздновали Пасху большею частью прежде весеннего равноденствия. Притом, не соображая в точности ни лунного круга (который у них состоял только из 4 лет), ни отношения лунного года к солнечному, они нередко Пасху совершали дважды в продолжение одного года, т.е. начиная уже лунным месяцем новый год, когда по течению солнца еще старый не кончился. О всем этом см. в окружном послании Никейского собора сужд. о Пасхе. Theodotet. H. E. I,10. Также Архим. Иоанн. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т.1. С.146.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

17 «Моё главное намерение – то, чтобы в святой Церкви, у всех членов её была единая вера и согласное богопочетание. Но этого нельзя было иначе достигнуть, как учредив общее собрание всех, или большей части епископов, так, чтобы все, и каждый из них, изложили своё суждение о том, что касается веры. Поэтому я и созвал собор...» См. послание имп. Константина к Церквам после инк. собора, у Евсевия, ист. 2, 16. 19 «Gloriossimi judies et amplissimus senatus dixerant: quid dicunt reverendissimi episcopi praesentis sanetae synody…? Unusquisque reverendissimorum episcoporum, quomodo credit, – festinet exponere… Singuli reverendissimi episcopi, qui convenerunt, doceant...» vid. act. concil. ap. Labbe. 20 В некоторых случаях предметы собор. определений предварительно были рассматриваемы и обсуживаемы в частных собраниях, и потом представляемы для окончательнаго решения в общий собор. 21 Евсев Ист. 6, 37. 7, 28. Сократ, Руфин о соборе ник. На соборе никейском II (VII всел.) являются и простые монахи, но они не только не имеют законодательного голоса, а еще прежде, чем излагают своп мнения, просят мнения епископов. Обращаясь напр. к Тарасию патриарху, «reverendissimi monachi dixerant: depraccamur, domine, ut doceamur», и только присоединяют свой голос к их голосу – «dixerant: placot et nobis. Впрочем и одно изложение своих мнений предоставлено было им по особому дозволению собора. «Santa synodus dixit: justum est, ut et reverendissimi monachi pronuntient. ? dixerunt: si ordo est talis, ut et nos pronuntiemus»? 23 Labb t. II. p. 961. III. 1321. Ep. Leonis papae adimper. VII. 126. Собственные акты соборов служат обличением несправедливости римских богословов, которые учат, что вселенские соборы были созываемы властию пап что папам исключительно принадлежит это право. Во всей истории и во всех актах вселенских седми соборов нет ни слова об этом. 24 Consil. const. II act. 1. apud Labbeum. Руф. bcn. w. 10. 2. Concil. chalced. act. VI. ap. Labbe. Читать далее Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Управление Вселенской Христовой Церкви//Православный собеседник. 1858. Ч. 1. С. 169-202. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

R. Creyghton, Hagae-Comitis 1660. (Дорофей Мцтиленский) Historia concilii Florentini, Romae, 1577. (Harduini, Concil. t. IX). О том, что эта история принадлежит Дорофею, а не Ксанфопулу, как утверждал Алляций [in Rob. Creyghmoni apparatum, 1674, I, 73), см. у Бертрама, Abbandlung vom Dorotheo von Mitilena, einem ungennanten Geschichtsachreiber. Halle, 1759, и Фроммана: Kritische Beiträge zur Geschichte der Florentines Kircheneinlgung, Halle, 1812, 69–82. – Кроме Дорофеевой истории или так называемых «греческих актов» Флорент. собора существуют и «латинские акты», составленные в форме диалога Андреем de Santa Oruce, присутствовавшем на соборе. С дополнением актов из Ватиканского архива изданы эти акты Горацием Юстиниани в 1638 году (Harduin. IX, 669). Эти памятники, за исключением Сиропула, напечатаны у Манси, том XXXI, и лучше у Гардуина в IX томе; более полное собрание этих памятников у монаха Бенедиктинского (этот монах, по Фромману, S. 86, Nickes, а не Питра, как полагает Димитракопул, στορ. то σχημ): γα οκουμενικ εν Фλωρεντ σνοδος. Δι μοναχο βενεδικτνου. ν ωμ. 1864. Русские источники: Симеона Суздальского, Путешествие Исидора на Флорентийский собор (Павлов, Крит. опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. Спб. 1878, 198. Сахаров, Путешеств. русск. людей в чужие земли. Спб. 1837, II, 87–112) и Повесть об Оском соборе (Софийск. Временник, изд. Строевым, II, 18; Никон. летоп. V, Материалы для истор. Русск. церкви, I, 60–76). – Литература: Wessenberg, Die grossen Kirchenversamlungen, XV и XVI Jahrh. – А. В. Горский, известный под именем Анонима Московской Духовной Академии. История Флорентийского собора, М. 1847 (Есть на английском языке. До сего времени, несмотря на издание новых памятников, не устарела). – Zhishman, Die Unionsverhandlungen zwischen oriental. und romisch. Kirche seit dem Anfange des XV Jahrhunderts bis zum Concil von Ferrara, Wien, 1858. – Cecconi, Studi storici sul concilio di Firenze, 1869 (Важно по изданным здесь материалам).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Д. негативно оценивал усиление в католицизме в 60-х гг. XIX в. позиций рим. централизма, выразившихся в издании папой Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864) и прилагавшегося к ней «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus errorum ), а также в намерении папы провозгласить догмат о папской безошибочности (непогрешимости) и догматически закрепить учение о папском примате. Еще до созыва Ватиканского I Собора Д. включился в теологическую полемику по вопросу о папской безошибочности. Критике этого постулата были посвящены статьи Д., написанные совместно с И. Губером под псевдонимом Янус и публиковавшиеся в газ. «Augsburger Allgemeinen Zeitung». В 1869 г., накануне открытия Собора, Д. издал под тем же псевдонимом кн. «Der Papst und das Concil» (Папа и Собор), в к-рой учения о безошибочности папы и его примате отрицались как не находящие аргументов ни в Свящ. Писании, ни в церковной истории. Книга Януса вызвала широкий резонанс в католич. среде и, несмотря на занесение в Индекс запрещенных книг , широко использовалась участниками Собора, выступавшими против нового догмата. В 1870 г. под псевдонимом Квиринус Д. выпустил новую кн. «Die Römischen Briefe vom Concil» (Римские послания о Соборе), где излагалась критика каноничности созыва и проведения I Ватиканского Собора, приводились свидетельства об оказанном на Соборе давлении на противников нового догмата, а факт его провозглашения объявлялся разрывом с традицией католич. Церкви. В марте 1871 г. Д. открыто отказался подписать решения Собора. 17 апр. 1871 г. Мюнхенский архиеп. Г. фон Шерр объявил об отлучении Д. от католич. Церкви. Д. отказался признать отлучение, но прекратил совершение богослужений, хотя и посещал мессы в католич. приходах. После отлучения Д. продолжал работать на теологическом фак-те Мюнхенского ун-та и в 1871 г. был избран его ректором, в 1873 г. назначен кор. Людвигом II президентом Баварской АН. Несмотря на тесную связь Д. с буд. лидерами старокатолич. движения И. Ф. фон Шульте , Ф. Г. Рейшем и И. Г. Рейнкенсом и его ведущую роль в организации этого движения, он долгое время выступал против окончательного разрыва с Римом. Впосл. Д. вошел в состав основанного в 1871 г. в Мюнхене Центрального комитета старокатолич. Церкви, одобрил выборы ее епископа и организацию 1-го синода, однако сам он никогда не принадлежал к к.-л. общине старокатолич. Церкви и выступал против радикальных, с его т. зр., реформ в старокатоличестве, в т. ч. против отмены целибата священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/171803.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010