11 Nicephori. 41: κλιπαρν — ε ζντα ουστινιανν την κεφαλν ατω κπμψαι.12 Раскопки Русского археологического института в Константинополе//Известия. Т. X.13 Псал. 91, 13. 14 Theoph. 368, 16: κλευσε Στεφνω τω πατρικω και στρατηγ νυκτς ποκτεναι τον δμον Κωνσταντινουπλεως, αρ " ξασΟαι δε απ του πατριρχου. 15 Theophanes. 376; Nicephori. 44. 16 Nicephori. 44: " Εκ τε των στρατιωτικν καταλγων, τι δε κα του γεωργικο και των βαναοσικν τεχνν, των τε εκ του συγκλτου βουλς και του της πλεως δμου. 17 Theoph. 379, 23: Δια του κριο τον λεγμενον Κεντηναρσιον πργον καταβαλντος. Ср. такого же наименования башню в Никее//Известия инст. III. 180. 18 Gregorovius. II. 182—199. Сноски к главе V 1 Pauli Diaconi. 11, 32. Post cuius mortem Langobardi per annos decem regem non habentes sub dicibus fuerunt; Hartmann. Geschichte Italiens im Mittelal-ter. 11; 1 Halfte. Gotha, 1900. 2 Hartmann. Untersuchungen zur Geschichte der Byz. Verwaltung in Italien. S. 8; Diehl. Etudes sur I " administr. byzant. dans 1 " Exarchat de Ravenne. P. 6—22. 3 Migne. Patrol. Lat. LXXII. Col. 703.4 Diehl. L " exarchat de Ravenne. P. 174, 175. 5 О папе Григории обширная литература. Укажем: Lau. Gregor I nach seinem Leben. 1845; Hartmann. Gesch. Italiens. II. I. S. 120. На русском: Успенский Ф. Церковно-полит. деят. папы Григория. Казань, 1901. 6 Migne. Patr. lat. LXXIV, 1010. Lib. 11. Horn. VI; Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom. II. S. 42—45.7 Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom. II. S. 59—60. 8 Epist. IV, 24. Так, папа поручает диакону Григорию: «Propterea experien-tiae tuae praecipimus ut de vita et actibus ipsius (речь идет об епископе) subtili indagatione studeat perscrutari... ad nos eum cum scriptis tuis de his, quae in veritate cognoveris, omni modo sub competenti cautela transmitte.» 9 Разбор вопроса в книге Успенского: Церковно-политич. деятельность папы Григория. С. 208 и ел.10 Migne. LXXVn. Epistol. Lib. XIII. Epist. XXXI. 11 Edictum Rotharis. Ed. Bluhme. Mon. Germ. Разбор эдикта: Hegel. Gesch. der Stadteverfassung in Italien. I. S. 386; В runner. Deutsche Rechtsgesch. I; Hartmann. Gesch. Italiens. II. 2, 1. Кар.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

di Napoli. 1954. Vol. 4. P. 97-122; M ü ller D. Die russisch-kirchenslawische Handschrift von Hippolyts Schrift über den Antichrist im Kodex Slav. 9 der österreichischen Nationalbibliothek: Diss. W., 1959; Hanssens J. M. La Liturgie d " Hippolyte. R., 1959, 1965r. (OCA; 155); idem. La liturgie d " Hippolyte: Documents et études. R., 1970; Palachkovsky V. La Tradition hagiographique sur S. Hippolyte//StPatr. 1961. Vol. 3. P. 97-107; Ogg G. Hippolytus and the Introduction of the Christian Era//VChr. 1962. Vol. 16. N 1. P. 2-18; Beyschlag K. Kallist und Hippolyt//ThZ. 1964. Bd. 20. S. 103-124; Bertsch L. Die Botschaft von Christus und unsere Erlösung bei Hippolyt von Rom. Trier, 1966; Cantalamessa R. L " omelia «In s. Pascha» dello Pseudo-Ippolito di Roma. Mil., 1967; Rondeau M.-J. Les polémiques d " Hippolyte de Rome et de Filastre de Brescia concernant le psautier//RHR. 1967. Vol. 171. N 1. P. 1-51; Голышенко В. С. Замечания к изданному тексту «Слова Ипполита»//Изучение рус. языка и источниковедение. М., 1969. C. 80-92; Mouraviev Serge N. Hippolyte, Héraclite et Noët: (Commentaire d " Hippolyte, Refut. omn. haer. IX 8-10)//ANRW. R. II. 1972. Bd. 36. 6. S. 4375-4402; он же [Муравьев С. Н.] Ипполит цитирует Гераклита//Из истории античной культуры. М., 1976. C. 120-142; Prigent P. Hippolyte, commentateur de l " Apocalypse//ThZ. 1972. Bd. 28. H. 6. S. 391-412; Prigent P., Stehly R. Les Fragments du «De Apocalypsi» d " Hippolyte//ThZ. 1973. Bd. 20. S. 313-333; Reutterer R. Legendenstudien um den Heiligen Hippolytos//ZKTh. 1973. Bd. 95. S. 286-310; Chappuzeau G. Die Exegese von Hohenlied 1. 2a-b und 7 bei den Kirchenvätern von Hippolyt bis Bernhard: Ein Beiträge zum Verständnis von Allegorie und Analogie//JAC. 1975. Bd. 18. S. 90-143; idem. Die Auslegung des Hohenliedes durch Hippolyt von Rom//Ibid. 1976. Bd. 19. S. 45-81; Koschorke K. Hippolyt " s Ketzerbekämpfung und Polemik gegen die Gnostiker. Wiesbaden, 1975; Follieri E. Sant " Ippolito nell " agiografia e nella liturgia byzantina//Ricerche su Ippolito/Ed.

http://pravenc.ru/text/Ипполита ...

Hispaliens. Lipsiae. 1792–94. 27. Преосвящ. Порфирий, бывший Чигиринский: «Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди». В журнале: «Труды Киевской духовной академии», 1879–80. Второстепенныт пособия: 1. Camn. Vitringa. Sacrarum observationum libri IV. Francf. 1683–1708. 2. Hierolexicon s. sacrum dictionarium, in quo ecclesiae voces elucidantur auct. Car. Mareo, Rom. 1677 . Venet. 1712. 3. Jos. Bingham. Origines sive antiquitates Ecclesiae, на английском языке. – London. 1710 и 1726. Латинский перевод Н. Gristhof, Halle, ed. 2-е. 1751–1761. 4. В. Ferrarins, libri III de ritu sacrarum eccles. veterum concionum. Mediol. 1620. Veron. 1731. 5. Его же. De veterum acclamationibus et plausu, libri septem. Mediol. 1627. 6. C. B. Petrus. De applausibus declamatoriis, sive solemn. actib. public. declamatoriis ap. veteres applaudendi more. Rostoch. 1801. 7. I Hildebrandt. Dissertatio de veterum concionibus. Helmstadt. 1661. 8. J. Cotta. De jure docendi in conventib. Sacris. Tubing. 1755. 9. Eggelink. Exercitatio de veterum concione. Helmst. 1780. 10. G. Wegner. De postillis ecclesiast. Regiom. 1700. 11. Gaetze. Commentatio de concionatoribus illustribus. Annaberg. 1700. 12. Prussing. Dissertatio theolog. de concionibus artificios, Rostoch. 1700. 13. Fabricius. De regular. eloquentioe sacrae scriptoribus et historia. Leipz. 1748. 14. Jos. Rom. Joty. Histoire de la prédication, ou la manière, dont la parole de Dien a été prêchée dans tous les siècles. Amsterd. et Paris. 1767. 15 J. G. Walch. Bibliotheca theologica selecta. Jen. 1757–1765. 16. Weisenback. De eloquentia Patrum libri XIII. Девять томов, Vindetic.1775. 17. Cannabich. Eloquentia Iudaeorum et christianorum sacra, inde a Mose usque ad Carol. Magn. usitata, quatuor orationibus in conventibus sacris exposita. Leipz. 1806. 18. Bellin de Ballu. Histoire critique de l’eloquence cher les Grecs. Paris. 1813. 19. Th. Tzschirner. De claris oratinibus veteris ecclesiast. commentatio I–IX. Lips. 1817–1821. 20. Его же. Opuscula academica edid. Jul. Fridr. Winzer. Lipsiae. 1829. 21. Willemain. Melanges historiques et litteraires, Bruxelles. 1829. 22. Его же. Tableau d’eloquence sacrée au IV siècle, nouvelle edition. 1851. О некоторых из этих изданий смотри подробные замечания в статьях С. Терновского в «Правосл. Собеседнике»: О Ефреме Сирине (Прав. Соб. 1884 г.) и св. Афанасии Великом (Прав. Соб. 1885 г.). Читать далее Источник: Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди (до IV века). Типография С. Добродеева, 1885. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ист.: Euseb. Hist. eccl. X 5. 18-22; Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus/Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 517-520, 528, 562-564; LP. T. 1. P. 8-9, 74-75, 168-169; T. 3. P. 76; Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. P. XLVII, LIX, 46, 243-244. (MGH. Gest. Pont. Rom.; 1); Maier J.-L. Le dossier du Donatisme. B., 1987. Vol. 1: Dès origines à la mort de Constance II (303-361). P. 148-160; MartHieron. Comment. P. 34, 347-348; MartRom. Comment. P. 575; MartRom. (Vat.). P. 86. Лит.: Le Nain de Tillemont L.-S. Mémoires pour servir à l " histoire ecclésiastique des six premiers siècles. P., 17042. T. 6. P. 29-38; De Rossi G. B. La Roma sotterranea cristiana. R., 1867. T. 2. P. 32, 107, 188-190, 195-210; Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 19104. T. 2. P. 96, 109-112; Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 1. Pt. 1. P. 272-274; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1912. T. 4. P. 338-348; Schneider Graziosi G. Studio topografico sulla tomba del papa Milziade nel cimitero di Callisto//NBAC. 1914. T. 20. P. 51-93; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 68-69, 99-100, 122, 221, 227; Amman E. Miltiade ou Melchiade//DTC. T. 10. Pt. 2. Col. 1764-1765; Caspar E. Die römische Synode von 313//ZKG. 1928. Bd. 46. S. 333-346; idem. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 102, 109-115; Leclercq H. Miltiade//DACL. T. 11. Col. 1199-1203; Frend W. H. C. The Donatist Church. Oxf., 1952. P. 142-150; Instinsky H. U. Bischofsstuhl und Kaiserthron. Münch., 1955; idem. Zwei Bischofsnamen konstantinischer Zeit: 1. Miltiades von Rom//RQS. 1960. Bd. 55. S. 203-206; Lohse B. Kaiser und Papst im Donatistenstreit//Ecclesia und Res Publica/Hrsg. G. Kretschmar, B. Lohse. Gött., 1961. S. 76-88; Monachino V. Il primato nello scisma donatista//AHPont. 1964. Vol. 2. P. 7-44; Amore A. Milziade (Melchiade)//BiblSS. Vol. 9. Col. 488-491; De Decker D. La politique religieuse de Maxence//Byz.

http://pravenc.ru/text/2563226.html

Это множество письменных памятников, обычно приводимых дословно, заставляет думать, что автор был исторически очень осторожен в своем повествовании. Новое критическое исследование цитуемых автором «писем» заставляет относиться к ним с надлежащим доверием. Их форма показывает подлинность, а естественные отступления могли произойти от двоякого их перевода: с греческого и латинского (письма Спарт. и Рямлян) на арамейский (язык Маккав. книги), а потом снова с арамейского на греческий, язык нынешнего перевода книги. 242 Заметна у автора точность в описании событий, напр. тщательное вычисление войск сражающихся (15:13), павших на войне (4:34; 7:32; 11:47); сокровищ и даров (15:31); вооружение слонов (6:37); описание местностей (7:45); тщательная хронология по эре Селевкидов. 243 Писатель рассатриваемой книги имеет также себе близкого по времени жизни к описываемой им эпохе ученого, тогдашнего историка Иосифа Флавия, пользующегося очень часто его книгой в описании событий Маккавейского периода (Древ. и XIII кн.). Как исторический достоверный памятник, первую Маккавейскую книгу цнтуют: Киприан ( 1Мак.2:52 =Testim. III, 4:13,54). Ипполит (Мак.2:33=Толк. на Дан. 9:24 ), Ориген (Com. Ep. ad Rom. VIII = 1Мак.8:25 ), Августин (De docmr. Christ. II, 8. De civit. Dei XVIII. 36. 15). Феодорит (Толк. на Дан. 8:10, 11:25 ); Ефрем Сирин (Толк. на Дан. 8 гл.); Амвросий Мед. (Epist. 40=1:7. De offie. 40=2:38,41; 6:43–46; 9:4–10) и другие христианские писатели. 244 Впрочем, в настоящее время является уже трудноопровержимым общее утвердившееся мнение о некоторых исторических погрешностях рассматриваемой книги, особенно касательно иноземных народов. Так, по 1:1 «Александр, сын Филиппа, Македонянин поразил Дария, царя Персидского и Мидийского и воцарился вместо него прежде над Елладою». По этому замечанию, как будто Дарий (III-й Кодоман, пораженный Александром Макед.) царствовал над Елладою и после него, поразив его, воцарился Александр. Много делается попыток к разъяснению этого «недоумения», 245 но все-таки очень трудно его избежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

115 «Сие проклятие можно изъяснять, говорит высокопр. митр. Филарет, о скудости плодов земных, как потому, что благословением означается многоплодие и изобилие, а за проклятием следует опустошение ( Быт.27:27–28 ; Мк.11:21 ; Евр.6:7–8 ; Быт.8:21 ), так в особенности потому, что здесь говорится о земле в том отношении, поколику человек питается от нея; ибо следующия слова суда Божия можно принимать за изъяснение сего проклятия. Но, если тварь, как говорит Апостол, совоздыхает и соболезнует и чает освобождения от порабощения тлению ( Рим.8:19–22 ), и если для жительства правды новое потребно небо и новая земля ( 2Пет.3:13 ), то настоящее проклятие земли должно простираться более, нежели на одно ея плодородие. Только мы не можем определить точно, сколь велико действие сего прокляли, потому что не видали ея в состоянии первобытнаго благословения». – Записки на кн. Бытия, ч. 1-я, стр. 69. 117 Кроме двух указанных мест, Писание нигде более не говорит об изменении первозданной природы вследствие греха прародителей, тогда как о будущем обновлении мира и возведении его к возможному совершенству мы находим много весьма ясных изречений. Впрочем, это должно быть совершенно понятно, так как и о спасении человека в Слове Божием говорится несравненно больше, чем о его падении. Но как учение о спасении предлолагает собою факт грехопадения, так и учение об обновлении мира предполагает повреждение природы грехом первого человека. 118 Подробно относительно различного понимания κτσις см. у Schenkel’я – Die Lehre H. Schrift von Seufzen der Kreatur, Plauen, 1862. 120 Это мнение высказывает весьма решительно бл. Феодорит (Толк. на Кол.1:16 ; т. VII, стр. 90), ссылаясь при этом на Лк.15:7 : «Господь сказал, что ангелы на небесах радуются о едином грешнике кающемся. Если же радуются о кающихся грешниках; то, как очевидно, бывают недовольны, видя наши беззакония» (Толк. на посл. к Рим.8:19 и 22; ч. VI, стр. 89–90). Также св. Григорий Нисский (опровержение Евномия кн. 4, 5: твор., ч. 5-я, изд. 1863 г., стр. 453), Амвросий Медиоланский (Epist. ad Horontianum, 10. 11; Migne, s. I., t. XVI, col. 1077), Ориген (Comment. in ep. ad Rom., lib. VII, cap. 4; Migne, s. gr, I. XIV, col. 1111–1113). Во времена Августина это мнение было очень распространенным (de diversis quaestionibus, quaest. LXVII, 7; Migne, s. I., t. VI, col. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Стенат и к небеси . Taken from Faber, Dominica 3 Post Pascha, No. 7 «Non esse vane laetandum in mundo, sed plorandum potius», sect. 4 «Vallis lachrymarum ista». II. 1–8 cf Faber: «Rob. Holcot. in 1. Sap. 1. t. 44. refert in libro de nat, rerum scribi, avem paradisi quandam esse pulcherrimam et omnium репе colorum, voce tam dulci et pia ut in hominibus devotionem excitet, quae si forte capta detineatur incessanter gem it, donee dimittatur.» 11. 9–20 cf Faber: «Ita anima nostra quia de paradiso est, et ad Dei laudem creata, hie detenta, mirum quomodo non gematsemper cum Apostolo: Quis me liberabit de corpore mortis huius? [ Rom. 7.24 ] Et Davide: Heu mihi quia incolatus meus prolongatus est [ Ps. 120.5 ]. " Степени ко Богу . Taken from Meffreth, Dominica 3 Post Pascha, No. 1. Referring to Jacob " s ladder Meffreth writes: «Ista scala moraliter, vt dicit Hollkot super lib. Sap. lectio. 130. est poenitentia quae stat in terra: quia in hac vita incipitur, sed attingit ad coelum, quia facit hominem in morte ad coelum appropinquare. Matth. Poenitentiam agite, appropinquabit enim regnum coelorum. Ista scala habet sex gradus, per quos ascendere conuuenit, videlicet, contritionem, confessionem, orationem, vigilias, ieiunia, & eleemosynas, quae sunt partes satisfactionis. Ista figurantur per sex gradus, quibus ascendebatur ad solium Salomonis. 2. Paralip.9.[ 2Chron. 9.19 ]» (Pars aestiv., pp. 81–2). Стихии четыри . Вошло в «Вертоград» из ранее написанного; писцовые списки стихотворения имеются в рукописях с сочинениями Симеона Полоцкого : ГИМ. Син 731. Л. 6 (без заглавия): РГАДА. Ф. 381. 389. Л. 123 (заглавие «Стихии» написано рукой С. Медведева); буква п перед текстом стихотворения означает, что стихотворение переписано отсюда в другую рукопись. Опубликовано: Панченко. ПЛДР. Стихии Христа испов e даху Бога . Taken from Faber, In Festo Ascensionis Domini, No. 4 «Circumstantiae Ascensionis reliquae», sect. 4 «Quorsum ascendit: 1. Super omnes caelos». 11. 1–4 cf Faber: «S. Ber. serm. 2. de Ascens. ait: «Cum se Dominum universorum, quae sunt in terra et in mari et in inferno probasset, non restabat nisi ut aeris et caelorum se esse Dominum argum ents similibus vel certe potioribus approbaret.»» 11. 7–8 cf Faber; ’«Cognovit mare, quia solidum se praebuit sub pedibus eius, ita ut Apostoli eum putarent phantasma esse.»» 11. 9–10 cf Faber:. « " Terra enim cognovit Dominum, quia ad vocem virtutis eius, cum clam asset magna voce, Lazare veni foras, mortuum reddidit.»» 11. 11–12 cf Faber: ««Cognovit infernus, cuius ipse portas aereas et vectes ferreos confregit.»» The miracles of turning water into wine (11. 5–6, cf John 2.9 ) and calming the wind (11. 13–14, cf Luke 8.24) have been added by Simeon.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

580 Philostorg.11, 7–8. (Aξωριανο, у Синезия – Aσουριανο, у Амм. Марц. – Austoriani – 3, 15 (26, 1, 5); 3, 130 (28, 6, 2). 582 Chron. Pasch. 570. Philostorg . 11, 7. Сюда относится упоминание о всенародном покаянии Константинополя у блаж. Августина в его речи по поводу взятия Рима Аларихом. Augustin . De excidio urbis, 6–7. 589 Cedr.1,586. – Евфремий в стихотворном обзоре истории по императорам поминает об опекунстве Иездигерда, ст. 705–708. Бон. изд. 590 Новейшая работа по этому вопросу: Sauerbrei. Jazdegerd der Sunder, als Vormund des byz. Kaisers Theodosius. (Festschrift Alb. v. Bamberg). Gotha, 1905. 591 Наигув рецензии на работу, названную в предыдущем примечании, – Byz. Zeitschift, XV (1906), с. 291 –294 – считает рассказ Прокопия вполне правдоподобным. 597 Sozomen.9,4. – утверждает, будто Стилихон предоставил Алариху сан магистра армии от западного двора. Едва ли это верно, так как было бы непонятно, почему Гонорий в 408 году так упорно отказывал Алариху в этом звании. 599 Paul. diac.12. У Зосима (5, 26) здесь странное недоразумение: он говорит, что Стилихон отправился за Дунай и там разгромил варваров. 600 См. наши замечания об оптиматах в статье «К вопросу о фемах византийской империи» ( Изборник Киевский: В честь профессора Т. Д. Флоринского. Киев, 1904. С.95–118). 601 Oros.3, 37, 4–17; Jordan. Rom. § 321 (из Орозия); Zosim. 5, 26 Marcel. Сот s. а. (Chron. min. II, p. 69). 603 Свидетельства древних историков об этом событии сопоставлены в моем исследовании: Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. 606 Олимпиодор – frg 5–говорит, что Аларих при жизни Стилихона получал по 40 кентенариев золота в год. Так как это та же сумма, что и помянутая у Зосима, то следует заключить, что это замечание Олимпиодора имеет в виду тот же факт. 610 Cod. Theod. 7, 16, 1 (408 г. 10 дек.). Hostis publicus Stilicho novum atqueinsolitum reppererat, ut litora et portus crebris vallaret excubiis, ne cuiquam ex oriente ad hanc imperii partem pateret accessus. Huius iniquitate rei moti et ne rarior sit diversarum mercium commeatus, praecipimus hac sanctione, ut litorum desistat ac portuum pernitiosa custodia et eundi et redeundi libera sit facultas.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

2259 Все постановления об этом Константинопольского патриаршего синода с XIII века и далее см. в Χριστοπολου Πρχειρον νομικν, σελ. 198–201, ср. также Zhishman, Eherecht. S. 273–275, и Zacharia, Geschichte des gr.-rom. Rechts. S. 49–50. 2260 Так, в Греции в настоящее время, на основании упом. синодального окружного послания 6 марта 1873 г., допускается всякий брак в третьей степени духовного родства. По кормчей (гл. 50, уп. изд., II, 202): «еже от святаго крещения, сие даже до седмаго степене запрещается от церкве и разрешается в осмом». Подобно нашей Кормчей постановляет и τμος патриарха Григория 10 февр. 1839 г. В России, по синодальным указам 16 апр. 1874 г. и 31 окт. 1875 г., брак запрещен только между восприемником и вдовствующею матерь его крестника, а также восприемницы с вдовым отцом ее крестника. Относительно тех и других указов, а также о различных других запрещениях брака в духовном родстве, см. А. Павлов, 50-я глава кормчей книги, стр. 163–183. 2263 Различные постановления Константинопольского патриаршего синода в этом отношении см. в Χριστοπολου Πρχειρον νομικν, σελ. 188–189. В Кормчей читаем: «ни отца моего, или брата обрученицу не могу пояти аще и не оженишася ими» (гл. 48, столб. 7, 10). 2265 Δεν γνω δι το παρντος θεσπσμτος τ μτερον κρτος σφαλς ποφνασθαι, κενας ε ναι κυρως μνηστεας κα τεχνς σοδυναμοσας τ γαμ (и по всему равномощным браку – Кормчая, гл. 43, уп. изд., II, 38) κατ τν τς συνοδικς κριβολογας δισκεψιν. Nov. Alexii Comneni a 1084 (Zacharia, III, 360). Cp. 40 др. § 159. 2266 Basilicor. XXVIII, 5, 6 (cf Dig. XXIII, 2, 52 pr.) Ср. Властарь, В, 8 (Аф. Синт., VI, 140). Соответствующий греческий текст из Базилик см. в 35 прим. 159 §. 2268 Постановление о брачном препятствии в родстве по усыновлению в Basilic. ΧΧVIII, 5, 8; ср. и ΧΧVIII, 4, 24 (ed. cit. III, 179 и 202). 2269 В Кормчей об этом сказано: «еже от усыновления сродство запрещается даже до седмаго степене, якоже и от святаго крещения сущее в нисходящих точию» (гл. 50, уп. изд., II, 202). По синод. окружн. посланию 6 марта 1873 г. в Греции запрещен брак в родстве по усыновлению ( πταν α τη τελται δι’ ερολογας) до 6 степени по нисходящей линии включительно ( Χρστοπολου Συλλογ, σελ. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

(44) Следует добавить, что в литургических сценах Апокалипсиса красота представлена не только сферой света и блистания, но и сферами богослужебного жеста (падение ниц, поклонение: Откр 4. 10; 5. 8; 7. 11; 11. 16; 19. 4; полагание венцов перед престолом: Откр 4. 10; каждение: Откр 8. 3 – 5) и музыки (игра на гуслях: Откр 5. 14; 14. 2; 15. 2; пение: Откр 5. 9; 14. 3; 15. 3). (45) «Живущие на земле» – стандартное обозначение в Апокалипсисе грешников и богоборцев (3. 10; 6. 10; 8. 13; 11. 10; 13. 8, 12, 14; 17. 2, 8). (46) В первоначальном контексте Апокалипсиса это, вероятнее всего, Рим. Альтернативная точка зрения, согласно которой под Вавилоном имеется в виду Иерусалим, является гораздо более проблематичной и, соответственно, менее распространенной в науке. Ср. аргументацию в Biguzzi G. Is the Babylon of Revelation Rome or Jerusalem?//Biblica 87 (2006). P. 371-386. (47) Замечательный анализ этого фрагмента Апокалипсиса см. в Bauckham R. The Economic Critique of Rome in Revelation 18//Idem. The Climax of Prophecy. Studies on the Book of Revelation. Edinburgh, 1993. P. 338-383. Ричард Бокэм в данной статье несколько утрирует значимость «экономической критики» в Апокалипсисе, за что подвергся справедливой критике в Provan I. Foul Spirits, Fornication and Finance: Revelation 18 from an Old Testament Perspective//Journal for the Study of the New Testament 64 (1996). P. 81-100. Однако значение сферы роскоши в Апокалипсисе в работе Бокэма показано прекрасно. Ср. также Lichtenberger H. Rom, Luxus und die Johannesoffenbarung//Beitraege zur urchristlichen Theologiegeschichte. Berlin-New-York, 2009. S. 479-493. (48) Нельзя не отметить в связи с этим, что Тайнозритель делает в своей книге явный акцент на значении обольщения в деятельности сил зла в этом мире. Подробный анализ Апокалипсиса, который невозможен в рамках данного выступления, позволил бы показать, что главную опасность для верных представляет не столько грубое и насильственное давление гонителей, сколько вкрадчиво-парализующее обольщение находящихся на их службе «идеологов». С этим связано значение в книге таких образов, как «зверь из земли», именуемый в дальнейшем лжепророком (13. 11 – 18; 16. 13; 19. 20; 20. 10), и великая блудница Вавилон (Откр 17 – 18). Обольщение осуществляется, в частности, с использованием красоты. Об обольщении в Апокалипсисе см. López J. La acción de engañar en el Apocalipsis de Juan//Gregorianum 87 (2006). P. 1-20.

http://pravmir.ru/krasota-v-apokalipsise...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010