152 Ер. 225.9, 10. Относительно этого Илария см. Mathisen. Р. 124, п. 31. Lesousky. Р. 15, п. 15. 160 Ер. 225.4. ChénéJ. Le semipélagianisme du midi de la Gaule d’après les lettres de Prosper d’Aquitaine et d’Hilaire à saint Augustin//Recherches de science religieuse, 43 (1955). P. 322–341. Шене предполагает, что Проспер различает две группы монахов монастыря св. Виктора. К первой группе относятся те, кто не принимал августиновское понимание предопределения. Вторая группа (описанная в Ер. 225.4) – это настоящие полупелагиане. 163 Ер. 225.6. Chéné J. Que signifiaient initium fidei et affectus credulitatis pour les semipélagiens?//Recherches de science religieuse, 35 (1948). P. 566–588. 169 См. De corr. et gr., 7.12, где цитируется свт. Киприан. Testimonia, 3.4; Ер. 215.3 со ссылкой на De dominica oratione Киприана. 171 Ep. 226.3. Среди таких примеров – ссылки на письмо Августина Порфирию (Ер. 103), и Prop, ad Rom., 62. В Ер. 226.8 есть ссылка на De lib. arb., 3. 23. 66–68. 177 De Letter P. Introduction. Prosper of Aquitaine: Defense of St. Augustine. P. 6. Де Леттер утверждает, что изначально это был «двойной трактат, позднее известный как две отдельные книги». 178 Carmen de ingratis S. Prosperi Aquitani//Transi., introd, and commentary by C. T. Hügelmeyer. Washington, 1962. P. 11–12. См. также Cappuyns D. M. Le premier représentant de l’Augustinisme médiéval, Prosper d’Aquitaine. P. 316–317; De Plinval G. Prosper d’Aquitaine interprète de saint Augustine//Recherches Augustiniennes, 1 (1958). P. 345–346; Amann E. Semi-Pélagiens//Dictionnaire de théologie catholique, 14/2 (1941). P. 1816–1817. 181 De praed. sanet., 3.7. In nullo gloriandum, quando nostrum nihil sit. Августин цитировал свт. Киприана, Testimonia, ad Quirinum, 3. 4. Свт. Киприан использовал 1Кор 4:7 в качестве подтверждения слов: «Нам нечем хвалиться, ибо мы ничем не обладаем». В то же время, он не развернул свое толкование в том направлении, какое придал ему Августин, хотя подобное толкование не противоречит его аргументации. В Retr. 2.27 Августин настаивает на том, что в Ad Simplicianum он стремился защитить свободу человеческой воли, но Бог привел его к пониманию того, что человек всецело зависит от благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

El centurión Cornelio con su familia, Agabo, las cuatro hilas de Felipe Evangelista, Judas, Sila, por citar sólo algunos nombres, tenían, según afirman los Hechos, el carisma profetice o de la glosolalía. Las comunidades de Antioquía, Efeso, Roma, Galacia, Tesalónica y Corinto eran, según San Pablo, bastante ricas en personas carismáticas, las cuales gozaban probablemente no sólo de gran admiración, sino también de una cierta prerrogativa jurisdiccional. 52. Los carismas nos son conocidos especialmente gracias a San Pablo, que nos ha dejado de ellos una larga enumeración en cuatro lugares de sus epístolas: 1 Cor:12:8–10; 1Cor. 12:28–30 ; Rom. 12:6–8 ; Eph. 4:11 . Atendiendo a su finalidad, podemos reducirlos a tres categorías: I. Carismas relacionados con la instrucción de los fieles 1 . Apóstol (απστολος). 2 . Profeta (προφτης). 3. Doctor (διδσκαλος). 4 . Evangelista (ευαγγελιστς). 5 . Consolador (παρακαλν). 6 . Discurso de sabiduría (λογος σοφας). 7 . Discurso de ciencia (λογος γνσεως). 8 . Discernimiento de espíritus (οιακρσις πνευμτων). 9 . Glosolalía (γλσσαις λαλεν). 10 . Interpretación de lenguas (ερμηνεα γλωσσν). II. Carismas relacionados con el alivio del cuerpo 1 . Limosnero (μεταδιδος). 2 . Hospitalero (ελεν). 3 . Atendedor (αντιλψεις) 4 . Gracias de curación (χαρσματα αμτων). 5 . Obrador de prodigios (ενεργματα αυμτων). III. Carismas en relación con el gobierno de los fieles 1 . Pastor (ποιμν). 2 . Presidente (προστμενος). 3 . Ministro (διακονα). 4 . Don de gobierno (κυβερνσις). De muchos de estos carismas conocemos muy poca cosa a tan gran distancia de tiempo. Lo confesaba ya San Juan Crisóstomo, que, sin embargo, era competencia en teología paulina. Algunos carismas (tercera categoría) parecen propios de la primitiva época cristiana, cuando no estaba aún constituida en todas partes la jerarquía ordinaria. Otros (primera categoría) presentan un acentuado carácter litúrgico, y su manifestación debía de sobrevenir ordinariamente en las asambleas religiosas de los fieles . Cuando el iluminado sentía dentro del alma la emoción mística del Espíritu, se, alzaba y con verbo inflamado improvisaba un discurso, que podía revestir las formas más diversas: salmo, bendición, cántico, glosolalía. Apenas acababa, los fieles exclamaban con él Amen. No es inverosímil que muchos de estos cánticos fueran pronunciados, conforme a la costumbre oriental, en un estilo elevado, con cadencia melódica y rítmica y con un canto más o menos solemne según las circunstancias. La profecía, por ejemplo, se adaptaba muy bien al estilo poético y al canto.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Nic. 2; с. Sardic. 10: с. Laodic. 3). Единственная вещь, по-видимому, делающая честь Нектарию, заключается в том обстоятельстве, что когда Феодосий выступил в поход против Максима, ариане, вследствие ложной вести о его поражении, сожгли дом епископа (Socr. 5:13); но даже и эта заслуга сомнительна, так как еретики, по-видимому, действовали не из личного нерасположения к епископу. 1203 Epiphan Ancoratus, 121 (t. 2, p. 124). Первое упоминание об этих прибавлениях, как сделанных собором Константинопольским, находятся в Деяниях собора Халкидийского, 451 года. Первое появление Filioque в этом символе встречается на соборе Толедском в 589 (Giesel, 2, 1:107). 1204 С. 3. Баронтий (381:35) уверяет, что этот канон, как несовместимый с последними папскими притязаниями, подложный: но это утверждение не выдерживает критики. Последний из семи канонов, приписываемых собору, подложный и позднейшего происхождения, чем 455 г.; пятый и шестой, вероятно, принадлежал собору, состоявшемуся в Константинополе через год после вселенского собора. 1206 Athanas. Ad Epictetum (Opera 2:901 и след.); adv. Appolin. кн. 2 (подлинность которой сомнительна). 1208 Greg. Niss. Antirrhetio. (в Zacagni Collectania Monumentorum, Rom. 1698 год). См. изложение беседы между Епифанием и Виталием, аполлинарианским епископом в Антиохии, в Epiph. 77:3; Theodoret, Haer. Fab. 4:8. 1209 Athanas. C. Appollin. 1, 2, 2:6; Greg. Nyss. 40; Rufin. 20. Иустин- мученик говорит о Спасителе, что он имел хххх (Apol. 2:10). Но смысл, очевидно, здесь не аполлинарийский, так как различие между ХХХХ и ХХХХ, не имелось в виду автором. См. Petav. De Incarn. 1, 6:6, 7, 14. 1214 При одном случае он изломал и продал свое церковное блюдо для выкупа пленных, уведенных варварами. 1233 Socr. 5:24. Случай этот некоторыми писателями (как Феодорит, т, 18) неправдоподобно поставляется в связь с покаянием Феодосия. 1236 Это по самому низкому счету. Theodoret. 5:17. Некоторые писатели считают даже больше 15 000. Gibbon 2:545. 1241 Cod. Theodot. 9, 16:7, 8; Amm.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 У церковных писателей пресвитеры нередко называются священнослужителями второго разряда, или вторых седалищ, по месту, какое они занимали после епископов в церк. собраниях. Св. Григорий Бог. о себе самом и о храме Анастасии. Иероним. adv. Lucifer. cap. 4 et in Jerem. lib. 3. cap. 13. Евсев. ист. ц. 10, 5. 30 Св. Кирилл. Алекс. ad Jes. 3, 2. πρεσβτερον φαμεν ου τον ατα χρονον, αλλα τον ατα συνεσιν, αι ω; εν τελεοτητι γεγονοτα φρενων. 32 Апостольские постановления след. образом излагают права пресвитеров по священнодействию: «Пресвитер совершает приношение (жертвы бескровной), крестит, благословляет народ, не приемлет благословения от других, только благословляется от епископа, возлагает руки (напр., на крещаемых, кающихся и пр.), но не посвящает (клириков) и не низлагает их, а только отлучает от св. тайн виновных и заслуживших такое наказание». lib. 8. cap. 28. 33 Constit. apostol. lib. 8, 46. «Episcopis assignavimus, quae ad principatum sacerdotii, presbyteris, quae ad sacerdotium pertinent». 34 Это правило повторено на нескольких карфагенских соборах: II (348), который называет это древним постановлением, III (397), IV (398) и VI (419). В некоторых испанских церквях пресвитеры начали было сами совершать миро, но I толедский собор (400) пресек эту дерзость, строго подтвердив, чтобы миро было освящаемо одними епископами. Concil. I tolet. can. 20. ap. Labb. t. 2. 36 См. прав. катехиз. о миропомазании. Прав. испов. ч. 1. вопр. 103. 104. Исповед. вост. патр. чл. 10. 38 Ep. 73 ad Jubajanum de haeretics baptisandis. То же говорит Фирмилиан, еп. кессарийский, современник Киприана. Inter Cypriani epistolas: 75. То же папа Корнелий в послании к Фабию о Новате. ap. Euseb. lib. 6. cap. 43. 41 Contra Lucif. cap. 4. «in ecclesia baptisatus, nisi per manus episcopi, non accipiat Spiritum S… ibque factum ad honorem sacerdotii». 43 Об одном помазании миром говорят: Ориген (Comment. ad Rom. cap. 6. Opp. t. 4), II вселенский (прав. 7) и лаодикийский (48) соборы; св. Кирилл Иерусалимский (Mystagog. 3, 2) и др. Заметить надобно, что западные учители говорят более о возложении рук или вместе и о возложении, и о миропомазании, а восточные – почти исключительно о помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Так как и закон нас осудил, и Бог отверг, Христос, придя и отдав Самого Себя на смерть, всех нас избавил от смерти» ( Ioan. Chrysost. In Galat. 2. 8). На кресте Христос разорвал нашу долговую расписку, простив нам долги и упразднив древнее «проклятие, грех, смерть и законное осуждение» (Catech. III 3. 21 [в рус. пер. II 4. 21]; ср.: De coemet. et de cruc. 2//PG. 48. Col. 398; De st. Pent. 1. 6). Он претерпел за нас осуждение и смерть, чтобы нас искупить, ибо, как говорит апостол, Христос предал Себя «для искупления» (1 Тим 2. 6). «Но что есть искупление (ντλυτρον)?- спрашивает святитель.- Бог должен был наказать людей, но не сделал этого. Им предстояло умереть, но вместо них Он отдал [на смерть] Своего собственного Сына» ( Ioan. Chrysost. In 1 Tim. 7. 3; ср.: In 2 Cor. 11. 3-4). Так, Христос, будучи одновременно «и Жертвой и Первосвященником», единожды умер за всех людей, совершив Своей Жертвой уничтожение греха (In Hebr. 17. 1-2; cp.: Ibid. 15. 2). Служба св. отцов. Роспись ц. арх. Михаила в Лес-нове, Македония. 1347–1348 гг. При этом И. З. отмечал, что в Своем домостроительстве Христос явил людям «избыток благодати» (περισσεαν χριτος), «потому что мы получили от благодати не столько, сколько нам было нужно для освобождения от греха, но гораздо больше. Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою. Все это Павел и назвал «избытком благодати» (ср.: Рим 5. 17), показывая, что мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые намного превосходят нашу природу» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 10. 2; ср.: Contr. Anom. 8. 6). Это стало возможным также потому, что Христос, Своей крестной Жертвой примирив людей с Богом и очистив их от грехов, подготовил их к принятию благодатных даров Св.

http://pravenc.ru/text/541598.html

172.  Bringhtman F. Liturgies eastern and western, Oxf. 1896; 152 f. 173.  Bringhtman Liturgies, 256. Renaudotius, Liturgiarum orientalium collectii, Par. 1715, II, 599. Ср. выше, стр. 88. 174.  Assemani, Bibl. orient. III, 479, 488. 615. 175. См. выше, стр. 142. 176.  Кассиан, Об установлениях киновий II, 6. 177. Лаодик. Соб. Пр. 16. 178. Паломн. § 24. 25. 27. 29–37. 179.  Кассиан, Об установлениях киновий. II, 6 . 180. См. выше, стр. 104–105. 181.  Блж. Августин. Изъясн. (Enarratio) на Ин., предисл. 182.  Иоанн Златоуст. Бес. о Лазаре 3, 1. 183.  Злат. На Ин. бес. 10, 1. 184.  Hauck, Realencykl. XV, 134. См. впрочем ниже стр. 184, прим. 3. 185.  Блж. Августин. На пс. 90 слово 2. 186.  Блж. Августин. Слово 121; сл. 28 о словах Господних из Мф. По Bing. Orig. XIV, 72. 187.  Блж. Августин. На Ин. тракт. 12. 188. Труд Евфалия издан Zaccagmi L. Collectanea monumentorum veterum ecclesiae graece et latinae, Rom. 1698, 401–708, неполно Migne " ем Patrok. s. gr. t. 85, 619–790. 189.  Hauck, Reakencykl. V, 631 ( v. Dobschüz, Evthalius). 190.  Иоанн Златоуст. Бес. 47, на Ин. 191.  Иоанн Златоуст. на Евр. бес. 8: «Каждую неделю вам эти писания три раза читаются. Чтец восходит и говорит сначала, от кого чтение, например от такого-то пророка, апостола или евангелиста, а затем читает, что следует». 192.  Кассиан, Об устан. кин. II, 6. См. выше, стр. 179. 193. О чтении Апокалипсиса есть определенно указание только относительно Галликанской и Испанской церкви. Соб. Толед. IV, пр. 16. 194. См. выше, стр. 13. 195.  Иоанн Златоуст. О статуях бес. 7, гл. 1. 196.  Migne, Patrol. s. gr. t. 53, hom. 1, c. 1; t. 65, hom. 1, 1. 197.  Василий Великий На Шестоднев бес. 2, 1. 198. Апостольские Постановления V, 13. Декабрь называют 9 месяцем, а январь — 10-м. Hauck, XV, 134. 199.  Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 19. 200.  Hauck, XV, 135/ 201.  Амврос. К Марцел. Пис. 20, гл. 25. 202. Паломнич. § 33–36. 203. См. выше, стр. 164–165. 204.  Августин. Сл. о временах. Hauck, XV, 135. 205.  Злат. На Деян. бес. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Но и здесь разумеется – на основании предшествующей тайной молитвы – «вся o нас, бывшая» в деле спасательного подвига Христова. 355 Voluntas igitur nostra nec voluntas esset in nostra potestate. Porro quia est in potestate libera est nobis. Ita fit ut et Deum non negemus esse praescium omnium futurorum et nos tarmen vellemus quod volumus (c. III, 8, c. 1275). 356 Voluntas ergo erit, quia voluntatis est praesciens. Nec voluntas esse poterit, si in potestate non erit Ergo et potestatis est praescius (ib.). 357 Deus neminem ad peccandum cogens praevidet tamen eos qui propria voluntate peccabunt (c. IV, n. 10, c. 1276). Deus praescientia sua non cogit facienda quae futura sunt (ib., n. 11). 358 В 394 г., будучи уже священником, бл. Августин в Expositio quarundam propositionum ex epistola ad Rom. (P. L., t 35, c IX, n. 60–1, c. 3078–9), подчиняя помощи Божией заслугу дел, отстаивал тем не менее для человека инициативу веры (полупелагианство), от чего он отказался впоследствии в Retract. I, XXIII и в De praed Sanct III, IV, 7–8, 964–6. 359 De gratia vero Dei, qua suos electos sic praedestinavit, ut eorumque jam in eis utuntur libero arbitrio, ipse etiam praeparet voluntates, nihil in his libris disputamdum est в виду определенно поставленного вопроса об учении манихеев, утверждающих immutabilem quamdam et Deo coaeternam mali naturam (Retractionum lib. I, T, 32, c. IX, n 2, c. 545). 360 Письмо к Сиксту, к Виталию и др. Ср. R. Garrgou-Lagrange Prédestination, 1934 (D. de tn cat fasc. CX-CXI). 363 Nemo nisi per gratiam Christi ad bonum quod vult agendum, et ad malum quod odit non agendum, potest habere liberum voluntatis arbitrium, non ut voluntas eius ad bonum sicut ad malum captiva rapiatur, sed ut a captivitate liberata ad liberatorem suum suavitate amous, non servili amaritudine timoris attrahatur (Contra Julianum, 1. III, t 45, c. CXII, c. 1296). 364 Contra Julianum, c. XIV, c. 1296–7. Dico possibile voluntati hominis defectera a malo et facere bonum; sed el voluntati quam Deus adiuvat gratia (c.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Согласно Е., Церковь (подробнее об экклезиологии Е. см.: Pernveden. 1966; Bausone. 1972; Folgado F ló rez. 1979) создана прежде всего творения ( Herm. Pastor. I 2. 4; ср.: Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 14. 1-2). Учение о Церкви изложено аллегорически, в виде образов строящейся башни ( Herm. Pastor. I 3; III 9), старицы с разными лицами (I 3), чудовища - знамения скорых гонений (I 4) и ветвей разного вида (III 8); все они апеллируют к образу башни. Суть 1-го образа, главного и наиболее развернутого: здание Церкви покоится на Христе - древнем камне с новой дверью (III 9. 2. 2; ср.: III 9. 12. 2-3), через к-рую верующие входят в Царство Божие. Церковь основана «на водах», т. е. на фундаменте Крещения (I 3. 3. 5; III 9. 16. 2), и составляется из камней-верующих: в основание ее положены древние праведники (ветхозаветные патриархи и пророки), священнослужители (апостолы, учители, епископы, пресвитеры, диаконы; грань между последними 3 степенями еще недостаточно четкая), одни из них живы, а др. умерли, и мученики; стены состоят из верных и успевших покаяться. Задача проповеди Е. заключается в очищении Церкви (III 9. 18. 3), в строении к-рой сделан перерыв, чтобы грешники покаялись и могли быть снова положены в башню (III 9. 7. 4; 10. 4. 4). К покаянию необходимо обращаться как можно быстрее, т. к. башня будет скоро построена, после чего наступит кончина мира (I 3. 8. 9; III 9. 9. 4; 26. 6, 10. 4. 4). Все люди-камни относятся к 12 различным типам-горам, одни из к-рых входят в Церковь, другие - нет, а прочие - только через покаяние; стать частью Церкви невозможно без крещения и вхождения в нее. Церковь устрояют ангелы, а надзирают за ней добродетели. Перефразировкой этого видения является образ верующих-ветвей, соответствующий образу гор: награда сохранившим свои ветви-души зелеными и сделавшим их плодоносными - венцы от ангела. Образ старицы, являющейся со все более молодым и веселым лицом, обозначает обновление Церкви через откровение, способствующее ее очищению. Чудовище, грозящее пожрать Е., т. е. верующего,- буд. напасти, отождествляемые отчасти с концом света (толкование красного цвета), к-рым подвергнется Церковь и после к-рых спасутся праведники, у них будет «одно тело, один разум, один ум, одна вера, одна любовь» (III 9. 18. 4).

http://pravenc.ru/text/190137.html

T., 1720 etc. – 2) Иоаким Ланге (Lange 1670–1744), Sciographa sacra, 1712; Licht und Recht (Свет и Право), благочестивое изъяснение Ветхого и Нового Завета, 1732, 6 in-f. – 3) Цельс Олоф (Olof, 1670–1756), из Швеции, профессор Упсальского, университета, Hierobotanicon, 2 in-8°, Упсала, 1745. – 4) J. J. Scheuchzer (1672–1733), врач из Цюриха, Physica sacra, 4 in-f., Аугсбург 1731–1735, с 750-ю рисунками, переведены на французский язык под заглавием Physique sacrée, 8 in-f., Амстердам, 1732–1737; многословная работа. – 5) Иоанн Давид Михаэлис (1717–1791), Введение в Новый Завет (на немецком языке), 4 издания, первое 1750 г., четвертое 1787–1788; Моисеево Право (на немецком языке), 5 in-8°, Франкфурт, 1770–1775 и др. 2 . Кальвинистический. – 6) Кампенгий Витринга (Vitringa, 1659–1722), ученик Коккея (Cocceius), Archisynagogus, 1685, и т. д. Из его трудов особенное влияние оказывал его Commentarius in librum prophetiarum Isaiae, 1714–1720, 2 in-f. 3 . Арминианские. – 7) Ф. Лимборх (1653–1712), Comm, in Act. Apost. et in Ep. ad Rom. et ad Hebr., Роттердам, 1711. – 8) Иоанн Ле Клерк или Клерик (Clericus, 1657–1736) изъяснил Пятокнижие и другие исторические книги Ветхого Завета в рационалистическом духе. 4 . Аагликанские. – 9) Вильям Lowth (1661–1732), Комментарии на великих и малых пророков, 4 in-4°, Лондон, 1714. – 10) Роберт Lowth (1710–1787), епископ лондонский, сын предыдущего толкователя, Isaiah, Лондон, 1778; De Sacra Poesi Hebraeorum, Оксфорд, 1753, многочисленные издания и переводы. Рационалистические. – 11) I. А. Эрнести (Ernesti, 1707–1781), Institutio interpretis Novi Testamenti, 1761. – 12) Землер (Semler, 1721–1791), Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem, 1767; Apparatus ad liberalem interpretationem Veteris Testamenti, 1773. 741 Католические комментаторы XIX века Вот перечисление их в алфавитном порядке. 742 Аберль (M. Aberle, 1819–1875), многочисленные экзегетические статьи в „Богословском Тюбингенском обозрении“; Введение в Новыий Завет, опубликованное Шанцем (Schanz), 1877, содержит много смелых вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

242 Древняя столица далматских правителей Салона, ныне Солина, по-турецки Тузла, лежит на реке Яле,– город весьма древний, упоминаемый уже Птоломеем (Sallis). Шафарик Др. Т. II. Кн. 1. стр. 430. 243 О возвращении Андроника и о родстве его с Мануилом см. Nicet. L. 4, n. 4, 5. Will. Tyr. L. 20, с. 2; также табл. Комниных. 244 Матфей, монах (Quaest matrimonial. L. 8 juris graeco-rom. p. 482), говорит, что у греков вступление в брак с родственницами возбранялось до пятого колена. См. Pachymer. L. 6, с. 6. 245 Об этом рассказывают также Nicetas. L. 7, с. 6. Leo Allatius de Eccl. Occident. et Orient. perp. Cons. L. 2, с. 12, n. 4. 246 Из слов Киннама видно, что арианство, многовековой борьбой великих учителей Церкви подавленное на Востоке, не уничтожилось совершенно, но проникло на Запад и, распространяясь там в частных мнениях и путями частной жизни, впоследствии возродилось между протестантами. 247 Мануил, и по свидетельству Никиты, отличался богословскими познаниями и в суждении о предметах сего рода обнаруживал глубокомыслие и остроумие. Сравн. Carol. du Fresne ad h. I. 248 О том, что епископ Новых Патр Евфимий присутствовал на Соборе, созванном в 1166 году против Димитрия Лампского, можно читать у Алляция. 249 Это был сын Алексей. Рождение его Алберик относит к 1166 году; а по Кодину (de Orig. Ср.), он родился 10 сентября 1170 года. 250 По свидетельству Ксифилина, римский сенат, когда убит был Сеян, сделал постановление вперед клясться только именем императора – μτε τοEQ EQ o(ο;; ´)ρκους EQ o(ε;’)π’ EQ o(α;’;  ´)λλου τινς, πλEQ το EQ o(α;’)υτοκρτορος ποιEQ o(η;˜)σθαι. С того времени вошли в обычай формулы клятвы: per fortunam, per genium, per salutem principis. Впоследствии головой царя клялись и христиане. Synod Chalcedon. Can. 30. ΤEQ εEQ τEQ κεφαλEQ το βασιλως, EQ o(η;’; EQ o(ε;’)ις τEQ EQ o(ο;’)ικιαν σωτηραν EQ o(ο;)μσαι τιν. Palladius in Hist. Lausiaca, с. 2. de S. Potamiana: EQ o(η;) δEQ EQ o(α;’)φησι φωνEQ EQ o(ε;’)ιποσα, τEQ κεφαλEQ το βασιλως σο, EQ o(ο;; ´)ν σEQ φοβEQ o(η;˜;) etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010