The importance of fasting and its observance today: Draft document of the Pan-Orthodox Council Source: DECR Draft document of the Pan-Orthodox Council, adopted by the 5th Pan-Orthodox Pre-Council Conference in Chambésy on October 10-17, 2015. Photo: http://www.patriarchia.ru/ Published in compliance with the decision of the Synaxis of Primates of the Local Orthodox Churches, Chambésy, January 21-28, 2016. 1. Fast is God’s commandment (Gen 2:16-17). According to St Basil the Great, fasting is as old as humanity itself; it was prescribed in Paradise (On Fasting, 1,3). It is a great spiritual endeavour and the foremost expression of the Orthodox ascetic ideal. The Orthodox Church, in strict conformity with the precepts of the holy apostles, the rules of the Councils and the patristic tradition as a whole, has always proclaimed a great significance of fasting for people’s spiritual life and salvation. The annual cycle of liturgical celebrations fully reflects the patristic teaching on fasting, as well as the teaching on the necessity of constant unrelaxing watchfulness and on how to succeed in spiritual endeavours. The Triodion praises fasting as bringing the light of grace , as the invincible arms , the beginning of spiritual warfare , the perfect path of virtues , the nourishment for the soul , the source of wisdom , the life imperishable and imitation the angelic life , the mother of all blessings and virtues , and as the image of the life to come . 2. As an ancient institution, fasting was mentioned already in the Old Testament (Deut 9:18; Is 58:4-10; Joel 2:15; Jonah 3:5-7) and affirmed in the New Testament. The Lord Himself fasted for forty days before entering upon His public ministry (Lk 4:1-2) and gave to people instructions on how to practice fasting (Mt 6:16-18). Fasting as a means of abstinence, repentance and spiritual growth is presented in the New Testament (Mk 1:6; Acts 13:3; 14:23; Rom 14:21). Since the apostolic times, the Church has being proclaiming a profound importance of fasting, having established Wednesday and Friday as fast days (Didache, 8,1) and the fast before Easter (St Irenaeus of Lyons in Eusebius, Historia Ecclesiastica 5, 24).

http://pravmir.com/the-importance-of-fas...

1 Насколько эта проблема актуальна, показывает доклад G. P. Bognetti на X Междунар. конгрессе историков «I repporti etico-politici fra Oriente e Occidente dal sec. V al sec. VIII». Relaz. X Congr. Intern. Sc. Stor., vol. III, Storia del Medioevo, 65; даю по Byzantinische Zeitschrift, Bd. 48, 1935, H. 2, стр. 465. 2 Sancti Leonis Magni, Romani pontificis-opera, I-III, Venetiis, 1757. 3 De antiquis tum editis tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum; Appendix ad S. Leonis opera, t. III. 4 Appendix ad S. Leonis opera. De antiquis collect. canonum, II, cap. 12, cmp. CLVIII и сл. 5 „Iste liber est monasterii Sanctae Crucis fonte Avellane Eughubin(e) dioc(esis)”, - Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 6 „Hunc librum acquisivit domn. Damianus St.”, — Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 7 Fridolin Dressler, Petrus Damianis Leben und Werk, Rom, 1954, 247 стр. (­ Studia Anselmiana, 34); M. H. Löwe, Petrus Damiani, Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, t. VI, 1955, стр. 65—79; P. Jean Gonsette, Pierre Damien et la culture profane, Louvain, 1956; J. Josph Ryan, Saint Peter Damiani and his canonical sources, Toronto, 1956, 213 стр. (­ Studies and Textes, Ν 2). 8 Сирлети был кардиналом во второй половине XVI в. 9 Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Anfange des Mittelalters, von Friedrich Maassen, 1 Band, Gratz, 1870, стр. 787—792. 10 „Über eine Sammlung Gregor " " s I von Schreiben und Verordnungen der Kaiser und Päpste”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Classe der Kaiser. Akademie der Wissenschaften zu Wien, Bd. LXXXV, 1877, стр. 227—239. 11 Sybel " " s Historische Zeitschrift, N. F., Bd. IV. 1885, стр. 154—161. 12 Göttinger Indices scholarum vom Sommer 1888 und Winter 1888 89, Bd. l. стр. 3—18. 13 „Beträge zur Chronologie der Briefe des Papstes Hormisda”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Cl. der Akad. der Wiss. zu Wien, Bd. CXXXVI, Abh. XI, стр. 50—68 и 1892 г. Abh. XIX, стр. 1—54. 14 „Die Überlieferung der Sammlung in Sachen des Monophysitismus”, Nachrichten der Göttinger Gesellschaft der Wissenschaften, 1894, N 2, стр. 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМА Ап. Ерма. Фрагмент иконы «Апостольское деяние». 1698 г. (частное собрание) Ап. Ерма. Фрагмент иконы «Апостольское деяние». 1698 г. (частное собрание) Ерма [Ерм; греч. Ερμς], ап. от 70 (пам. 8 марта, 5 нояб.), упоминается ап. Павлом в Послании к Римлянам, где он просит приветствовать среди проч. христиан также Е., к-рый, очевидно, жил в Риме (Рим 16. 14). Поскольку в этой главе послания ап. Павел особо выделяет христиан из обрезанных, прилагая к ним термин «сродники», то не включенный в их число Е., видимо, был обращенным из язычников (ср.: Рим 16. 7, 11, 21). Греч. имя Ερμς довольно редко встречается в рим. эпиграфике ( Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jahrhunderten. Tüb., 1987. S. 139-141) и указывает на вост. происхождение его носителя. Однако к сер. I в. по Р. Х. в Риме было довольно много греков, и Е. мог вполне быть уроженцем Рима. В Предании древней Церкви Е. иногда отождествлялся с автором «Пастыря» (см. подробнее в ст. Ерма , автор «Пастыря»). Основанием для подобной идентификации были мнения таких авторитетных учителей Церкви, как блж. Иероним ( Hieron. De vir. illustr. 10//PL. 23. Col. 625) и Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 3. 6), к-рые опирались на толкование Оригена ( Orig. Comm. in Rom. X 31//PG. 14. Col. 1282). Согласно визант. каталогам апостолов от 70 Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), Е. был епископом Филиппополя во Фракии. В Римском Мартирологе память Е. помещена под 9 мая, при этом он отождествляется с автором «Пастыря» Ермой. Это отождествление восходит к Адону, архиеп. Вьеннскому (IX в.) ( Ado Viennensis. Liber de festivitatibus apostolorum//PL. 123. Col. 189). В сокращенном виде заметка Адона вошла в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 35), откуда ее и заимствовал кард. Цезарь Бароний для Римского Мартиролога (MartRom. P. 180). В визант. синаксарях память Е. отмечается в Соборе 70 апостолов под 4 янв.

http://pravenc.ru/text/190135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСТЕПРИИМСТВО [странноприимство; греч. φιλοξενα], одна из христ. добродетелей. Букв. значение слова φιλοξενα как «страннолюбие» подчеркивает, что Г. должно не только проявляться в действии, но прежде всего быть духовным качеством человека. Свящ. Писание о Г. Закон, данный Богом израильскому народу, содержит немало мест, в к-рых запрещается притеснять и угнетать пришельцев (Исх 22. 21; Втор 24. 17-18; 27. 19: «Проклят, кто превратно судит пришельца...»; Иер 7. 6), предписывается относиться гостеприимно к пришельцу, любить его, как себя, он напоминает израильтянам, что и они были пришельцами в земле Египетской (Лев 19. 34; Втор 10. 19). Нужно подражать Богу, Который «и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор 10. 18; ср.: Пс 145. 9). Египтяне оказываются хуже содомлян, «ибо они более сильную питали ненависть к чужеземцам», содомляне «враждебно приняли чужих», а египтяне, радостно приняв израильский народ, потом стали угнетать его «ужасными работами», хотя тех и других Бог наказывает (Прем 19. 13-16). Бог дал Своему народу землю, пищу, Он защитил его во время исхода из Египта, в пустыне Он напоил и накормил его (Пс 77. 12 слл.); Он - странноприимец для Своего народа: «...Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). «...Благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни»,- вторит псалмопевец (Пс 22. 6). Гостеприимство Лота. Роспись собора Св. Троицы Данилова мон-ря в Переславле Залесском. Мастер Гурий Никитин. 1662–1668 гг. Гостеприимство Лота. Роспись собора Св. Троицы Данилова мон-ря в Переславле Залесском. Мастер Гурий Никитин. 1662–1668 гг. ВЗ представляет образцы странноприимства среди людей: прав. Авраам, завидев 3 путников, бросается им навстречу, чтобы пригласить отдохнуть у его шатра и подкрепиться, он проявляет радушное и благочестивое Г.: путникам омывают ноги, готовят пресный хлеб и нежного теленка (Быт 18. 2-8); Лот, чтобы защитить пришедших под его кров, готов пойти на огромные жертвы (Быт 19. 8). В том и др. случае пришельцы оказываются не простыми странниками: это посланцы Бога, ангелы, или даже Сам Бог ( Aug. De civ. Dei. XVI 29; Idem. Contr. Maxim. III 27; Idem. De Trinit. II 11. 12; Hieron. In Gal. II 4; Iust. Martyr. Dial.; Iren. Adv. haer. IV 23; et al.; см. подробнее ст. Авраам ); странноприимцы получают милость Божию: прав. Авраам становится праотцом множества народа (ср.: Быт 18. 18), Лот с семейством выводится из Содома, поражаемого Богом за грехи (Быт 19. 15-16; ср.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 11). Т. о., Г. получает Божественную поддержку как одна из важных добродетелей, более того, является свидетельством веры в Бога. «За веру и гостеприимство,- пишет свт. Климент Римский,- была спасена Раав блудница» (Ibid. 12). Многострадальный Иов, взывая к Богу, говорит о том, что он насыщал голодных и давал кров странствующим (Иов 31. 31-32).

http://pravenc.ru/text/166315.html

Homily on the Day of the Apostles Peter and Paul Their sound went into all the earth, and their words unto the ends of the world. Psalm 18:5; Romans 10:18 Synaxis of the Twelve Apostles In order to raise our spirit but a little over the vanity of this world in which it is ordinarily immersed, we shall impress in our minds, brothers and sisters, the image of the holy chief Apostles Peter and Paul, filled with inexhaustible life. Their souls represent an equally abundant treasure house of spiritual virtues for us, who are in but small measure participants in the Divine life that was revealed through the appearance of God in the flesh. Both equally hazarded their lives (Acts 15:26) for the word of God, and to witness the name of the Lord Jesus Christ, desiring to shepherd the sheep of Christ's flock and betroth to Christ a Church made of pagans who were redeemed by His blood. One, a rock of faith, strengthened his brethren (cf. Lk. 22:32) who were scattered in their fear of persecution for the name of Christ after His resurrection, and first explained how God willed that to the Church, hitherto composed only of the sons of Israel, should be united those pagans who converted (Acts. 15:7–11). The other, a chosen vessel (Acts 9:15) to bear the name of Christ to peoples who had not yet heard of Christ (Rom. 15:20–21), travelled with words of preaching to nearly all the known inhabited world, so that the words be fulfilled, Rejoice, thou barren that bearest not (Gal. 4:27; Is. 54:1) and Be glad, thou thirsty desert: let the wilderness exult (Is. 35:1)— the hearts of the pagans. Both were equally filled with love for Christ, dedicated their whole lives to preaching the Word and to apostolic labors, and both sealed their love for Christ with a martyr's death. One, having first denied Christ, followed Him for the rest of his life in repentance, as if on the crucifix, enduring fiery temptations and satan's calumny (1 Pet. 4:12; 5:8), in order to fulfill what Christ had said to him: Follow Me (Jn. 21:19). The other, called from amongst the persecutors, counted all things as dung, that he might win Christ (cf. Phil. 3:6–8), and desired to be accursed from Christ that he might bring to Him his brothers in the flesh—Israel (Rom. 9:3), until he finished his course by martyrdom in order to receive a crown of righteousness (cf. 2 Tim. 4:6–8).

http://pravoslavie.ru/47576.html

15. 2) и Отцом всех христиан (Ibid. 1. 4; 9. 10; 10. 1). Христология Послания очень тесно переплетена с сотериологией. В самом начале сочинения говорится, что о Христе надо помышлять как о Боге (Ibid. 1. 1). Постоянно подчеркивается исключительная роль Христа в спасении человека и в последнем Суде. Иисус Христос называется «Спасителем и Начальником нетления» (Ibid. 20. 5). Автор отмечает, что прежде воплощения Христос был духом (или Духом?), а потом «сделался плотью» для спасения человека (Ibid. 9. 5). В 14-й гл. говорится о том, что Дух есть Христос ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 14. 4), что заставляет усматривать в произведении следы раннехрист. бинитаризма ( Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids (Mich.), 2003). В Послании говорится о первой, или духовной, Церкви, к-рая была создана прежде солнца и луны и является Телом Христа ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 14). Она явилась в последние дни, чтобы участвовать в спасении человека. Вероятно, в основе этого учения лежат слова Послания к Ефесянам о мистическом браке Христа и Церкви (Еф 5. 22-32), но нек-рые исследователи усматривают здесь влияние гностического учения Валентина о сизигии, небесной паре (Логос и Дух), к-рая происходит от Бога и из к-рой происходит все сущее. Многократно и разнообразно в Послании говорится о спасении и вечной жизни, к-рая описывается как буд. покой ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 5. 5; 6. 7), вхождение в Царство (Ibid. 5. 5; 9. 6; 11. 7; 12. 1, 2, 6), усыновление Богу (Ibid. 9. 10) и т. д. Но спасению предшествует последний Суд (Ibid. 9. 1; 16. 3; 17. 6; 18. 2), наступления к-рого христиане ожидают со дня на день (Ibid. 11. 2-4). Антидокетизм Послания проявляется в акцентировании учения о том, что Суд будет происходить над человеком во плоти (Ibid. 9). Грешников ждут страшные муки в огне неугасимом (Ibid. 17. 7; ср.: Ibid. 5. 4; 7. 6), а праведников - вечное блаженство. Большое внимание уделяется христианской этике и аскезе. Автор говорит о том, что необходимо сохранять неповрежденной печать, полученную в Крещении (Ibid. 7. 6; 8. 6), и неуклонно исполнять заповеди Господни (Ibid. 3. 4; 4. 5; 6. 7; 8. 4; 17. 3, 6), живя в соответствии с волей Божией. Тем не менее он не считает членов Церкви безгрешными, но, наоборот, призывает к покаянию (Ibid. 8. 1-3; 9. 8; 13. 1; 16. 1; 17. 1), самого себя называя «всегрешным» (Ibid. 18. 2). При этом учения о грехах «к смерти» и «не к смерти» и возможности или невозможности «второго покаяния» в Послании не прослеживается. С т. зр. автора, нравственная жизнь по заповедям является ответом (букв.- воздаянием (ντιμισθα)) верующих Христу за дарованное спасение (Ibid. 1. 3, 5; 9. 7; 15. 2). Наряду с покаянием автор призывает творить милостыню, к-рая ставится им выше поста и молитвы (Ibid. 16. 4). Канонический статус и церковная рецепция

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Внутренние данные не дают возможности однозначной датировки. Автор Послания говорит о том, что он и его адресаты были наставлены в вере слушавшими Господа во время Его земного служения (Евр 2. 3). Поскольку в др. месте он говорит, что адресатам его Послания уже надлежит самим быть учителями (Евр 5. 12), с того момента прошло достаточно много времени. Вопрос о том, знал ли автор Послания о разрушении храма в 70 г., также не имеет решения. Ряд признаков указывают на то, что храм во время составления Послания еще стоял. Противопоставление в Евр 13. 14 подразумевает существование земного Иерусалима, от к-рого христиане отказываются в пользу небесного. Однако то, что автор пишет о богослужении Иерусалимского храма в наст. времени (Евр 7. 8; 8. 3-5; 9. 6-9, 13; 10. 1-3; 13. 10; ср.: 9. 25; 10. 11), по мнению ряда исследователей, не дает оснований датировать Е. П. временем до разрушения храма (точно так же пишут авторы кон. I - нач. II в.: Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 41. 2; Diogn. 3; Barnaba. Ep. 7-8; Ios. Flav. Antiq. 4. 8. 17-23 (224-257); см.: Attridge. 1989. P. 8). Описание гонений в Евр 10. 32-34, где указываются «поношения», «скорби», выведение на арену цирка («служа зрелищем для других»), заключение в темницу, расхищение имущества, говорит о том, что автору Послания известны гонения на христиан со стороны рим. властей. Однако какие именно из гонений, происходивших в I в., здесь имеются в виду (при Клавдии в 49 ( Suet. Claud. 25. 4); при Нероне в 64-68 ( Tac. Ann. 15. 44. 4), при Домициане в кон. I в. ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 6. 2) или какие-то гонения местных властей (Деян 12)), точно нельзя определить. Адресаты Е. П. В 1752 г. И. Веттштейн предположил, что Послание было адресовано Римской Церкви. Детально эта теория была разработана Т. Цаном, отметившим иудео-христ. ориентацию общины-адресата ( Zahn. 1897-1899), и Гарнаком ( Harnack. 1900) (в XX в. эту теорию разделяли Л. Гоппельт, Дж. Робинсон, Р. Браун). Основанием для гипотезы послужила фраза «приветствуют вас Италийские» (Евр 13. 24), т. е. те, кто происходили из Италии, но в момент написания Послания находились в др. месте (фраза может быть понята иначе: адресатов Послания приветствуют те, кто в наст. время находятся в Италии; напр., свт. Феофан Затворник считал, что Послание написано из Рима - Феофан Затворник. 1998. С. 468). Кроме того, обозначение лидеров общины как ϒομενοι (наставники - Евр 13. 7, 17, 24) было свойственно рим. традиции ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 1. 3; 37. 2; ср.: 21. 6; Herma. Pastor. Vis. II 2. 6; III 9. 7).

http://pravenc.ru/text/187302.html

встречаются нечасто и, напротив, нередко обнаруживаются такие ссылки, к-рые сложно соотнести с тем или иным конкретным каноническим Евангелием Так, в Посланиях сщмч. Климента Римского вместо традиц. вводных формул, указывающих на наличие письменного источника, автор призывает читателей вспомнить «слова Господа нашего Иисуса» ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 46. 7). Иногда Климент сочетает слова, зафиксированные в Евангелиях от Матфея и от Луки, с не имеющими точных соответствий в Четвероевангелии (Ibid. 13. 2; ср.: Мф 5. 7; 6. 14-15; 7. 1-2, 12; Лк 6. 31, 36-38). Во 2-м Послании к Коринфянам сщмч. Климента (мн. исследователи датируют его более поздним периодом, 2-й пол. II в.- Мецгер. 1998. С. 68) евангельские цитаты предваряются выражениями: «Господь говорит» или «сказал Господь» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 4. 2; ср.: Мф 8. 22; Ep. II ad Cor. 9. 11; ср.: Мф 12. 49; Лк 8. 21). В ряде случаев от лица Иисуса Христа приводятся отдельные фразы, к-рые в такой форме не зафиксированы ни в одном каноническом Евангелии: «Господь говорит в Евангелии: «Если вы не сохранили малое, кто даст вам великое? Ибо Я говорю вам, что верный в малом и в большом будет верен»» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 8. 5). Хотя последнее предложение совпадает с Лк 16. 10, 1-я часть цитаты отсутствует в текстах канонических Евангелий (ср. также: Ep. II ad Cor. 5. 2-4 и Лк 12. 4-5; Мф 5. 22; 10. 28; 18. 9). Выражения из Евангелий от Луки и от Матфея соединяются и помещаются в более широкий контекст, напоминающий диалог Христа с ап. Петром об агнцах в Ин 21. 15-17. Евангелист Матфей. Фрагмент царских врат. Кон. XV в. (ЦМиАР) Евангелист Матфей. Фрагмент царских врат. Кон. XV в. (ЦМиАР) У сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, наиболее точные параллели прослеживаются с Евангелием от Матфея. Тщательно излагая христ. учение в начале Послания к Смирнянам, сщмч. Игнатий пишет, что Христос «крестился от Иоанна, чтобы всякая правда могла быть исполнена им» ( Ign. Ep. ad Smyrn. 1. 1; ср.: Мф 3. 15). О знании сщмч. Игнатием Евангелия от Матфея говорят и др.

http://pravenc.ru/text/344423.html

p. 60; то же в Σντ. Ралли и Потли, т. V, стр. 252). 1840 τμος τς νσεως в подлиннике напечатан сполна у Zachariae – Jus gr.-rom, t. III, p. 228–232, в афинской Σνταγμα, t. V, p. 4–10 и у Леунклавия – Jus graeco-rom an. t. I, p. 104–8. Славянский перевод «тома» составляет 52-ю главу Кормчей, по изд. 1787 г. л. 245 об. – 254 об. Русский перевод, приведенный в тексте, заимствован из толкования Вальсамона к 4 пр. св. Василия В.; – см. «Правила св. оо. с толков.», изд. М. Общ. Люб. Дух. Просв., стр. 171–8. 1841 Вопреки мнению Вальсамона (см. его толков. на 7 пр. Неокес. соб., – «Прав. св. поместн. соб. с толков.», вып. 1, стр. 86. М. 1880). Такое мнение не может быть принято, на наш взгляд, во 1-х потому, что не соответствует общему ригористическому духу соборного определения, изрекающего свой суд и назначающего епитимии μετ πσνς κρειβεα, древних канонов; во 2-х, как не находящее себе подтверждения в практике последующего времени, насколько о ней можно судить по «каноническим ответам» различных иерархов и церковно-административных деятелей (см. ответы Илии м. Критского – в Σντ. V, р. 378; Никиты м. Ираклийского – ibid., р. 441, и др.). 1842 Так именно смотрит на него известный знаток памятников византийского права Цахариэ фон-Лингенталь, поместивший τμος τς νσεως в своем издании императорских новелл. По его словам, названный памятник ab ipsis Graecis novellae legis instar habetur (см. Jus graeco-rom., t. III, p. 227, примеч.). 1843 См. об этом подробнее у Zhishman’a, ор. cit. S. 443–6. Вполне согласную с определениями «тома» практику отмечает и бл. Симеон Солунский в «Разгов. о священнод. и таинств. церк.», гл. 241, – русск. перев. в «Пис. св. оо. и учит. церкви, относящ. к истолков. правосл. богослуж.», т. II, стр. 352. 1844 Страхов Н. «Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения», стр. 77. Харьков 1893. 1845 Подобного рода суждения мы действительно встречаем у некоторых из древних отцов. Так, напр., св. Григорий Назианз., рассуждая (в слове 37) об изречении апостола: «Тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во церковь », говорит: «Мне кажется, что это изречение не дает места второму браку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У св. отцов и учителей Церкви доникейского периода представления о Д. еще не оформились в целостное учение. В писаниях мужей апостольских понятие Д. раскрывается в рамках библейского учения о праведной жизни - Д. праведности (ρετ δικαιοσνης - Herma. Pastor. II 1; III 6. 1). Так, в «литературе двух путей» ( «Дидахе» , Каноны святых апостолов , Варнавы апостола Послание и др.) путь Д. отождествляется с «путем жизни», или «путем света», состоящим в соблюдении библейских заповедей любви к Богу и ближнему и воздержании от пороков, и противопоставляется «пути смерти», или «пути тьмы», означающему нарушение этих заповедей (Didache. 1-6; Καν. Απ. 4-14; Barnaba. Ep. 19-21; Herma. Pastor. II 1-12; ср.: Lact. Div. inst. VI 3). Здесь перечисляются такие Д., как любовь, простота, смиренномудрие, целомудрие, чистота, кротость, терпение, милосердие, благоразумие, справедливость, негневливость, нелицеприятие и др. (Didache. 3; Καν. Απ. 11, 19-20; Barnaba. Ep. 19; Herma. Pastor. II 6. 2). В Ерма «Пастыре» впервые ясно выражена идея взаимосвязи Д.: башня, изображающая Церковь, поддерживается 7 женщинами, символизирующими 7 Д.: веру и последовательно рождающиеся от нее воздержание, простоту, незлобие (κακα), чистоту (σεμντης), знание и любовь (I 3. 8). У мужей апостольских часто встречаются призывы к стяжанию различных Д. Так, сщмч. Климент , еп. Римский, обращаясь к коринфским христианам, воздавал достойную честь их «вседобродетельной и твердой вере» (τν πανρετον κα βεβααν πστιν - Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 1) и обосновывал идеал добродетельной жизни (ϒαθοποια) указанием на то, что «все праведные украсились добрыми делами; и Сам Господь радовался, украсив Себя делами» (Ibid. 33). Сщмч. Игнатий Богоносец призывал христиан к стяжанию 2 важнейших Д.- веры и любви, в к-рых заключается «целиком все (совершенство.- Авт.)» (τ λον - Ign. Ep. ad Smyrn. 6). Сщмч. Поликарп , еп. Смирнский, развивал учение ап. Павла о т. н. теологических Д.: «Данная вам вера (πστις) есть матерь всех нас, за ней следует надежда (λπς), а впереди шествует любовь (ϒπη) к Богу, ко Христу и к ближнему. И если кто-нибудь пребудет внутри их, он исполнил заповедь праведности, ибо имеющий любовь далек от всякого греха» ( Polycarp. Ad Phil. 3. 2-3). Он также призывал следовать примеру Господа и быть твердыми в вере, взаимной любви, единстве, терпении и кротости, чтобы «получить похвалу за добрые дела» (Ibid. 9-10). «Стремиться к добродетели и избегать порока, являющегося предшественником наших грехов»,- призывал автор «Второго послания Климента Римского к Коринфянам» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 10).

http://pravenc.ru/text/178658.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010