Считается, что жизнь Кассинского мон-ря была организована в соответствии с монашеским уставом, к-рый составил св. Бенедикт (Regula Benedicti - CPL, N 1852). Папа Григорий Великий упоминает, что святой «написал устав для монахов», из к-рого можно понять, каким мудрым и добродетельным человеком он был ( Greg. Magn. Dial. II 36). Однако в «Диалогах» недостаточно сведений об укладе жизни монахов, о богослужении и дисциплине, к-рые можно было бы сопоставить с бенедиктинским уставом. Существуют различные мнения о происхождении устава, автором к-рого считается св. Бенедикт. Долгое время исследователи спорили о его соотношении с Уставом Учителя (Regula Magistri - CPL, N 1858). Это произведение существенно превосходит Устав св. Бенедикта по объему, но в обоих текстах много совпадений. Ранее считалось, что Устав Учителя был создан на основе Устава св. Бенедикта, но в XX в. возобладало мнение о том, что Устав св. Бенедикта - сокращенная и переработанная версия Устава Учителя, составленная, вероятно, в 1-й четв. VI в. в Центр. Италии. Высказывалось предположение о едином авторстве обоих уставов: оба текста могли быть написаны св. Бенедиктом и, возможно, отражают эволюцию его представлений об устройстве общежительного мон-ря. Однако большинство исследователей полагают, что св. Бенедикт мог быть автором только того устава, к-рый известен под его именем (подробнее см.: Jaspert B. Die Regula Benedicti - Regula Magistri-Kontroverse. Hildesheim, 19772; Broekaert J.-D. Bibliographie de la Règle de S. Benoît. R., 1980; Vog üé A., de. Études sur la Règle de S. Benoît: Nouveau recueil. Bellefontaine, 1996; Idem. Regards sur le monachisme des premiers siècles. R., 2000. P. 258-295; Leyser C. Authority and Asceticism from Augustine to Gregory the Great. Oxf.; N. Y., 2000. P. 101-128). Приведенные в «Диалогах» сведения не дают полного представления о жизни в Кассинском мон-ре. Папа Григорий Великий отметил, что не смог собрать достаточно сведений о деяниях св. Бенедикта (huius ego omnia gesta non didici), хотя и опрашивал его учеников: аббата Константина, преемника св.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

   Кроме загранич. издания и в Записках Имп. Акад. Наук VIII, I, Тураев Б. Часослов эфиопской церкви, Спб. 1897; эфиопский текст с рус. переводом.     Болотов В. Часосл. эфиоп. ц. Б. Тураева, библиогр. зам. Хр. Чт. 1898, 2, 189.     Тураев Б. Абиссиния. Правосл. богосл. энциклоп. Спб. 1900 г. I, 61—70.    Bona, De divina psalmodia, 689.     Martene E. De antiques ecclesiae ritibus. Antv. 1736, III. 27.    Vita Caesarii I, 19. (Migne Patr. s. I. t. 67.     Григор. Тур. История франков. IX, 6.     Martene De ant eccl. rit. III, 48.     Amalarius. De eccles. officiis IV, 9.     Martene. De ant eccl. rit, III, 50.    На таком же месте утрени эти песни поются и у нас.     Grodegangus Met. Regula canonicorum c. 18.    Там же.    Как теперь у нас; в римской церкви теперь с утра.    Ср. «Свет Христов просвещает всех».    Ср. у нас предначинательный псалом.    Ср. у нас прокимен Господь воцарися. Martene, Deant eccl. ritib. III, 58.    Там же, 61.    Ср. у нас на 50 пс. Слава... Молитвами апостолов... И ныне... и опять 1-й стих псалма.     Martene, De ant. eccl. ritib. III, 29—30.     Amalarius, De divino officio, prol.    Там же, III, 11.     Martene, De ant. eccles. ritib. III, 42.     Beatus, Adv. Elipandum 1. Martene, De ant. eccl. rit. III, 73. 59.     Мансветов, Церк. Уст. 21.    Все эти «Правила» в частях своих, касающихся богослужения, приведены, иногда к объяснительном перифразе (особенно неясны правила Колумбана), у Martene, De ant eccl. ritib. III, 11 sq., а полностью изданы у Migne Patrol. s. I. tt. 66 (Венедикт и оба неизветные Alia regula incerti anctoris, col. 996—998 и Regula cujusdam patris, col. 987—994, 67 (Цезарий), 68 (Аврелиан), 80 (Колумбан), 83 (Исидор), 87 (Донат и Фруктуоз) и 88 (Magister).    При псалмах «антифоны меньшие с аллилуиариями (allelujaticis) своими»... «После пасхи до 50-цы по пятницам подкрепляются (reficiendum) однажды и после 12 (часа) бывают шесть missae, т.е. должно произноситься 18 чтений наизусть и затем 18 псалмов, 3 антифона; после же ноктурны должны быть 3 missae по книге до света». Это темное место Цезария д.б. предписывает во весь период 50-цы под субботу особенно длинные бдения с 6 ч. веч. пятницы без ужина до самого рассвета субботы (ср. у Кассиана, выше стр. 162), причем обычное вигилии из 18 псалмов предпосылалось 18 чтений и за ней следовало еще 3 чтения. Это все в Regula ad virgines, § 66. Короче ночную службу описывает Цезарий в Regula ad monachos: «вигилии от окт. до пасхи составляют две ноктурны и три миссы (чтения): на одной миссе прочтет брат три листа и молитесь; прочтет другие три листа и встает, говорите антифон, респонсорий и другой антифон; антифоны же по чину Псалтири; на 1-й миссе чтение бывает о воскресении и на нем все стоят» (пр. 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В своих «Правилах» (Regula) он ссылается на правила Василия В., Collationes пр. Кассиана и иногда обнаруживает зависимость от Пахомиевых правил. 2) Соперником Венедикта по влиянию на западное монашество был Колумбан (Columbanus) † 615 г., шотландец, основатель ряда монастырей сначала в Галлии, затем в Италии; его монашеские правила совершенно своеобразны, довольно суровы (носят отпечаток его северного происхождения), «не заключают ссылок на древнейшие уставы, и в том числе на Венедикта и были приняты во многих монастырях до введения Венедиктова устава. Известны затем своими монашескими уставами. 3) Цезарий, еп. Арльский (Arelatensis в Галлии † 542 г.) и его второй преемник по кафедре. 4) Аврелиан, причем первому приписываются кроме Regula ad monachos еще Regula ad virgines (предназначенные для сестры Цезария и живших в нею монахинь) с более сложным и подробным чином богослужения, чем в первых «Правилах», что возбуждает сомнение в подлинности их; правила Аврелиана по местам совпадают с Колумбановыми; 5) Исидор, еп. Севильский, † ок. 666 г.; 6) Донат, еп. Vesonrionensis в сев. Италии † ок. 624 г. (Regula da virgines); 7) Фруктуоз (Fructuosus), еп. Bracarensis в Испании, † после 675 г.; 8)аноним, по прозванию Magister VII в. (Regula da virginsi); и 9) два неизвестных аббата; правила одного из них издавались с творениями бл. Августина, другого с правилами пр. Венедикта. Ночная служба    Наиболее просто правило псалмопения у последнего неизвестного: «нужно сходиться на три собрания дневных и на столько же ночных; на каждом дневном собрании нужно петь 3 псалма, а на всех ночных 12, кроме той службы (missam), которая совершается при восходе солнца; должны произноситься и молитвы, а также два чтения одно из В.З. и одно из Нового на каждом из ночных собраний; на собраниях же с субботу и воскресенье служба должна совершаться до пения петухов» (пр. 30). Для ночной службы близок к этому правилу по простоте чин наблюдавшийся Колумбаном во многих (до 1000) современных ему монастырях: (с.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

554 Из стихотворного послания Григора Магистроса сыну Вахраму («Князю Вахраму, сыну моему») известно, что Григор хотел видеть сына поэтом: «Итак, изучай мастерство стихосложения на стихах, посланных тебе. Это искусно сочиненная эпическая песнь, песнь искристая, полная совершенства». Намерением Григора Магистроса было дать сыну и другим образец, следуя которому они могли бы развивать армянскую поэзию. Однако стихотворений Вахрама не сохранилось. Из того же письма мы узнаем, что Григор дал сыну такое же образование, какое в юношеские годы получил сам: «Лишь только одолел ты грамоту, я любовно поил тебя непрестанно, словно кормилица, трудами Пифагора, Платона и Стагирита (Аристотеля. – К.А.) ... и взамен прошу тебя никогда не забывать наших преданий и не гасить рвения любви ко Христу – Богу нашему...» 555 Кроме того, известны своими монашескими уставами: Цезарий, епископ Арльский в Галлии (ум. 542), которому приписываются Regula ad monachos и Regula ad virgines (предназначенные для сестры Цезария и живших с нею монахинь) с более сложным и подробным чином богослужения, чем в первых «Правилах», что возбуждает сомнение в их подлинности; его второй преемник по кафедре Аврелиан, правила которого местами совпадают с Колумбановыми; Исидор, епископ Севильский (ум. ок. 666); Донат, епископ Безансонский (ум. ок. 624), составивший Regula ad virgines; Фруктудз, епископ Браги в Испании (ум. после 675); аноним, по прозванию Magister, автор Regula ad virgines (7 в.); два неизвестных аббата – правила одного из них издавались с творениями Августина, другого – с правилами Бенедикта Нурсийского . 556 Ordo Cisterciensis, бернардинцы, также «белые монахи»: ветвь бенедиктинского ордена, основана в 1098 г. Робертом Молемским, устав – Charta libertatis – утвержден папой Иннокентием III в 1119 г.; в становлении ордена большую роль играл Бернар Клервоский. 557 Camaldulani – орден, основанный в начале 11 в. бенедиктинцем Ромуальдом в горной местности Campus Maldoli близ Ареццо; орден был признан папой Александром II в 1072 г., а устав его, по строгости превосходивший даже уставы свв. Василия и Бенедикта и схожий с уставами восточных эремитов, утвержден не ранее 1102 г.; орден подразделяется на две ветви: Камальдульская конгрегация ордена св. Бенедикта, Congregatio Camaldulensis Ordinis Sancti Benedicti, и Конгрегация камальдульских эремитов Монте–Короны, Congregatio Eremitarum Camaldulensium Montis Coronae.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. также издания, касающиеся литургической практики и обычаев цистерцианцев [Missale Cisterciense, MS. of the latter part of the fourteenth century. Strasburg, 1486; Missale Cisterciense. Paris, 1516, 1545, 1584; Sancti Benedicti regula monachorum. Maredsdous, 1946; Breviarium monasticum Pauli V et Urbani VIIISS. Pontificum auctoritate recognitum pro omnibus sub Regula SS. Patris Nostri Benedicti Militantibus, auctum officiis novissime praeceptis vel concessis per SS. Pont, et juxta sancitas leges revisum sub moderamine reverendissimi Abbatis Praesidis Generalis Congregationis Anglo-Benedictinae/Mechliniae: Н. Dessain, summi pontificus, SS. Congregationum rituum et de Propaganda Fide, necnon Archiep. mechl. typographus, 1901; Processionale monasticum pro omnibus sub regula Sancti Benedicti militantibus. Paris, 1687; Breviarium Cist, cum Bulla Pii Papae IX die 7 Feb., 1871; Guignart Ph. Les monumetits primitifs de la Regie cistercienne. Dijon, 1878; Trilhe F.R. Memoire sur le projet de сёгётота1 cistercien. Toulouse, 1900; idem. Manuale Caeremoniarum juxta usum S.O. Cist. Westmalle, 1908], доминиканцев [ Mortier R.P, Dom. Histoire des maitres generaux de l’Ordre des Freres Precheurs. Paris, 1903–1909; Cassitto R. Liturgia Dominicana. Naples, 1804; Masetti C. Mon. et Antiq. vet. discipl. Ord. Praed. Rome, 1864; Danzas A. Etudes sur temps primitifs de l’ordre de S. Dominique. Paris, 1884; Acta Capitulorum Generalium Ordinis Praedicatorum/Ed. B.M. Reichert. 9 vols. Rome, 1898–1904; Litt. Encyc. Magist. Gener. O.P./Ed. B.M. Reichert. Rome, 1900; Turon A. Histoire des hommes illustres de l’ordre de saint Dominique. 6 vols. Paris, 1743–1749], кармелитов [ Zimmerman B. Le сёгётота1 de Maitre Sibert de Века in Chroniques du Carmel. Jambes-lez-Namur, 1903–1905; idem. Ordinaire de l’Ordre de Notre–Dame du Mont Carmel. Paris, 1910 (Bibliotheque liturgique 13); Sibert de Века. Ordinaire de l’ordre de Notre–Dame du Mont–Carmel/Publie d’apres le manuscrit original et collationne sur divers manuscrits et imprints par le R.P. Benedict Zimmerman. P., 1910; Wessels G. Ritus Ordinis in Analecta Ordinis Carmelitarum. Rome, 1909; Antiquum ordinis carmelitarum ordinale, saec. 13/Ed. Patrick de St. Joseph/Etudes carmelitaines (1912–13). Tamines, 1912], францисканцев [Caeremoniale Romano–Seraphicum Ordinis. Quaracchi, 1908; Rituale Romano-Seraphicum Ordinis. Quaracchi, 1910; Promptuarium Seraphicum. Quaracchi, 1910]; капуцинов [Ceremonial des Freres Mineurs Capucins. Province du Sacre-Cceur de l’Est du Canada/Арргот

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе («Regula Benedikti»), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать «школу служения Господу». При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав «Правила учителя» («Regula magistri») неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания. Св. Бенедикт Нурсийский поучает монахов. Средневековый манускрипт Широко известны 72 правила устава святого Венедикта. 1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами. 2. Любить ближнего, как самого себя. 3. Не убивать. 4. Не предаваться блуду. 5. Не красть. 6. Не завидовать. 7. Не лжесвидетельствовать. 8. Уважать всех людей. 9. Не делать другим того, чего бы не желал себе. 10. Отвергаться самого себя. 11. Умерщвлять свою плоть. 12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам. 13. Любить пост. 14. Облегчать участь бедных. 15. Одевать нагих. 16. Посещать больных. 17. Хоронить мертвых. 18. Поддерживать находящихся в испытании. 19. Утешать печальных. 20. Чуждаться мирских нравов. 21. Не предпочитать ничего, кроме любви Христовой. 22. Не предаваться гневу. 23. Не помышлять о мщении. 24. Не хранить в сердце лукавства. 25. Не давать ложного мира. 26. Не оставлять милосердия. 27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником. 28. Быть правдивым как сердцем, так и устами. 29. Не воздавать злом за зло. 30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, которая будет совершена против тебя. 31. Любить своих врагов. 32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением. 33. Терпеть гонение за правду. 34. Не быть надменным. 35. Не быть пристрастным к вину. 36. Не быть жадным к еде.

http://pravoslavie.ru/4109.html

По традиции, восходящей к XII в., П. приписывалось деление 1-й и 3-й частей Декрета Грациана на разделы-дистинкции ( Maassen. 1859; Gillmann. 1932; Vetulani. 1933). Совр. исследования показывают, что к 1142-1146 гг. в первых редакциях Декрета присутствовало деление 2-й части на causae и что «Concordia» (ок. 1148) состояла из 2 частей. Свидетельств того, что именно П. был автором деления Декрета на разделы, кроме упоминаний об этом юристов XII в., нет, поэтому вопрос о роли П. остается открытым ( Viejo-Xim é nez. 2004). Термином «paleae» называют некоторые добавления к Декрету Грациана, сделанные после составления 2-й редакции, а также дублирующий материал. Главная проблема атрибуции paleae состоит в том, что ранние декретисты обозначали этим термином не только добавления ко 2-й редакции Декрета, принадлежащие, возможно, П., но и те добавления, к-рые были сделаны еще Грацианом (среди таких добавлений - извлечения из Устава св. Бенедикта (Regula Benedicti - Decretum Gratiani. D. 61 c. 14) и «Константинова дара» (Donatio Constantini - Decretum Gratiani. D. 96 c. 13-14)). В Декрете Грациана насчитывают от 149 до 177 paleae, предположительно принадлежащих П.; также ему приписывается составление дистинкции 73 (подробнее см.: Kleinheyer, Schr ö der. 2008. S. 174; Viejo-Ximé nez. 2008). Считается, что П. составил ранние глоссы к Декрету Грациана, к-рые в основном содержат ссылки на параллельные места и разъяснения к рассматриваемым правовым вопросам (solutiones). Так, глосса к Decretum Gratiani. D. 30 c. 17 и глосса «Causarum alia dicitur» к Decretum Gratiani. С. 1 pr. повторяют фрагменты суммы «Quoniam in omnibus» в 1-м составе глосс. В 4-м составе глосс к Декрету Грациана из П. взяты глоссы к Decretum Gratiani. D. 2 c. 5 и глосса «Ordinaturus Magister», по названию к-рой позже получил наименование аппарат глосс - «Apparatus Ordinaturus Magister». Проч. совпадения фрагментов суммы П. и глосс к Декрету Грациана относятся не к составам глосс, а к отдельным ранним спискам Декрета ( Weigand. 2008. P. 58).

http://pravenc.ru/text/2579792.html

809 Tertull. Scorpiac. 12: «Quis nunc medullas scripturarum magis nosset, quam ipsa Christi schola? Quos et sibi discipulos dominus adoptavit, omnia utique edocendos et nobis magistros adordinavit, omnia utique docturos». CSEL, 20, 1. Р. 172, 5–8. 816 Idem. V, 5, 1; 30, 1; 36, 2. PG. Т. 7. Col. 1135A–B, 1203B, 1223B. Сочинения. С. 454, 509, 527. 818 Idem. III, 4, 1. PG. Т. 7. Col. 855B. Сочинения. С. 225: «Modica quaestio», след, речь идет о предании в самом широком смысле слова. 819 Tertull. De praescr. С. 21. PL. Т. 2. Col. 38А–В. Cfr.: Adv. Marc. I, 21: non alia agnoscenda erit traditio apostolorum quam quae hodie apud ipsorum ecclesias editur. CSEL, 47. Р. 318, 2–3. 820 Ibid С. 36. PL. Т. 2. Col. 58B–60. Cfr.: Adv. Marc. IV, 5: «Id esse ab apostolis traditum, quod apud ecclesias apostolorum fuerit sacrosanctum. Videamus, quod lac а Paulo Corinthii hauserint, ad quam regulam Galatae sint recorrecti, quid legant Philipenses Thesalonicenses Ephesii, quid etiam Romani de proximo sonent, quibus evangelium et Petrus et Paulus sanguine quoque suo signatum reliquerunt». CSEL, 47. Р. 430, 13–18. Можно думатъ, что в приведенных выдержках (особ. из De praescr.) Тертуллиан имеет в виду Предание в более широком смысле, чем только regula fidei. 822 Около этого вопроса создалась целая литература. Но уже и в русской научной литературе вопрос этот разобран с почти достаточной полнотой. См. [труд] архим. Сильвестра «Учение о Церкви». С. 184–187, прим.; работу архим. (архиеп.) Никанора «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви», изд. 2. Казань, 1871. С. 171–188. Особенно [важна] брошюра проф. Ф. А. Курганова «Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве Римской Церкви, в частности – ее первосвященника?» (Казань, 1893). Здесь же указана и вся литература вопроса (конечно, до 1893 г.). Cp.: Funk F. Х. Der Primat der romischen Kirche nach Ignatius und Irenaus. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen I-er Band. Paderbom, 1897. 14, Anm. См. еще [труд]: Boehmer Н. Zu dem Zeugnisse des Irenaus von dem Ansehen der romischen Kirche. – Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums, herausgeg. von E. Preuschen, 1906. 193–201. Новейшая иностранная литература ykasaha у Dr. Otto Bardenhewer " a. См.: Patrologie. 3-te Aufl. Freiburg im Breisgau, 1910. 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В общем, можно прийти к выводу, что в V-VI веках иночество, в трех основных своих разновидностях – отшельничестве, полуотшельничестве и киновитстве 405 , твердо обосновалось во многих странах и областях Западной Европы, в том числе и в Италии. Помимо всего прочего, об этом свидетельствует так называемое «Правило учителя» (Regula magistri) – обширный устав (а в некотором смысле и аскетический трактат), созданный в первой четверти VI века неизвестным настоятелем небольшой монашеской общины, расположенной недалеко от Рима 406 . Это произведение, оказавшее сильное влияние на преп. Венедикта, который часто цитирует или пересказывает его, интересно не только массой деталей, позволяющих восстановить образ жизни и быта древнеиталийских иноков, но и своим аскетическим учением, на которое, по нашему мнению, и следует обратить основное внимание. Данное учение зиждется на ряде сотериологических и антропологических постулатов. Так, во вводной части своего произведения (состоящей из трех небольших трактатов: «Притчи об источнике», «Толкования на Отче наш» и «Толкования на Псалтирь») автор говорит, что, рожденные из земной утробы нашей матери Евы (de utero matris Euae terrae nati) и от избыточной похоти отца нашего Адама, мы «спустились» в жизнь века сего (in saeculi huius descendimus uitae), приняв на себя бремя жизни в изгнании. Но услышав слова: «Придите к [Источнику] влаги, все жаждущие! Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (см.: Мф. 11:28–30 )», мы взяли на себя иго Господа, которое легко, и приняли Премудрость Божию, хотя и остаемся еще отягощенные обузой грехов (peccatorum sarcinis adgrauati). Далее, исходя из того, что человек есть дух-душа-тело, автор сочинения предполагает следующее: подлинный «человек Божий» в нас соотносится с духом (spiritalis homo Dei est, non carnalis; 81, 20); плоть же есть противоположное ему начало (причем, как кажется, понятия «плоть» и «тело» различаются), а душа как бы колеблется между ними, и эти колебания души между духом и плотью составляют всю драму жизни человеческой, жизни христианской, жизни монашеской. Ибо душа есть жизненный принцип, и она формирует тело; одаренная свободной волей, она делает выбор между духовным и плотским, и от такого выбора зависит бытие человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

На Западе туники святого Мартина и первых галло-романских монахов Мармутье были мешкообразными, не такими широкими, как обычно, и повязывалась на теле веревкой. Поверх нее носили паллий, закрывавший затылок и плечи и окутывавший всего человека. Капюшон, судя по всему, тогда не носили 397 . Автор Жития Юрских отцов говорит об одежде этих аскетов: обычно они имели тунику, которую во время холодов подбивали мехом. Этого требовала погода в горах. Поверх нее надевали накидку с кукулем, к ней добавлялся также капюшон. Длиной накидка была от головы до пят. Иногда ее заменяли скапулярием из грубого материала. Видимо это была дополнительная накидка, меньшая размером, покрывавшая тело только до колен и локтей. По сторонам она имела отверстия. Такой ее показывают художественные изображения, не слишком отдаленные по времени и месту 398 . В путешествиях и во время визитов монахи носили кожаные сандалии на ремнях, а зимой и во время полевых работ – деревянную обувь 399 . Венедикт Нурсийский давал каждому тунику, которая, видимо, надевалась прямо на голое тело. Вокруг опоясывались кожаным ремнем, по ночам вместо него повязывали более широкий пояс. Под cuculla Бенедикт понимает накидку с кукулием; не понятно, достигала ли она до пят. Накидка не имела рукавов, была закрыта спереди. Снималась она через голову. Во время работ ее меняли на scapulare, видимо, на накидку меньшего размера, подобную описанной выше. Она покрывала грудь и спину, руки и ноги оставались открытыми. Во время путешествий надевали нижнее белье 400 . Regula Magistri во всех случаях разрешает кальсоны. Зимой они должны быть шерстяными, летом льняными. Кроме того, носили панталоны (pedules) и небольшие обмотки (fasciolae), а также обувь, подбитую гвоздями. Туника, служившая также рубашкой, зимой была из грубой шерсти, а летом льняная. Для ночного времени предусматривалась отдельная туника, которая одевалась только для исполнения ночных послушаний. Поверх нее носили паллий, зимой шерстяной, а летом из льна 401 . В древнем шотландском монастыре в Киль-Росе нижняя одежда монахов было из белой шерсти и достигала до колен. Ее использовали на работах. Верхняя одежда состояла из накидки (называлась Birrus или Amphiballus), которая покрывала и голову, и тело; судя по всему, она имела и капюшон. Монахи повязывали ее кожаным ремнем. Так они одевались ежедневно на молитву, в ней шли на работы, в ней и спали 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010