Свидетельства (Testimonia Externa) О блаженном Диадохе, его творениях вообще и особенно о Слове Аскетическом 1 Подписи епископов Древнего Эпира под посланием их к императору Льву Послание составлено на соборе эпирских епископов вскоре после 457 года, трактует о достоинстве Халкидонского собора (451 г.) и порицает монофизитов за извращение православной веры и вызванные ими волнения, особенно в Александрии 61 . Eugenius episcopus Epiri. Incolumen vestram pietatem omnium dominus noster Jesus Christus pollentem magna longaevitate conservet, et sanctae nostrae et beatissmae fidei sanctionibus, per omnia Deo amantissime atque piissime. Valerianus episcopus Phoeniciae, similiter. Claudius episcopus Anciasmi, similiter. Soterichus episcopus Corcyrae 62 , similiter. Hypatius episcopus Hadrianopolis 63 , similiter. Didacus 64 episcopus Phocae 65 , similiter. Eugenius episcopus Euromae 66 , similiter. Uranius 67 episcopus Dodonaeae 68 , similiter. Stephanus episcopus Bothroti, similiter. Mansi. Sacrorum conciliorum... collectio. Т. VII, p. 619 AB. 1901. 2 Из пролога к Historia persecutions africanae provinciae епископа Витенского Виктора. Эта история гонений, которым подверглись жившие в африканской провинции православные христиане со стороны вандалов-ариан, написана Виктором Витенским в 487 г. …Poteris ut voluisti, quia omne datum optimum et omne donum perfectum caelitus accepisti, eruditus a tanto pontifice totoque laudis genere praedicando beato Diadoco 69 , cuius ut astra lucentia extant quam plurima catholici dogmatis monumenta dictorum. Et sat est tibi ut aequiperes dostrinam doctoris, quia satis est discipulo ut sit quomodo magister eius. Ты сможешь выполнить своё желание, потому что всякое даяние благое и всякий дар совершенный ты получил свыше 70 , будучи наставлен столь великим первосвященником и достойным превознесения всяческими похвалами – блаженным Диадохом, от которого, как звёзды сияющие, остаются многочисленные словесные памятники кафолического учения. И достаточно для тебя сравняться с учёностью учителя, потому что для ученика достаточно быть таким, как его учитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Глава 3. Следствия иконоборческой политики Льва Исавра в Италии Из рассмотрения событий времени Льва Исавра следует вывести заключение, что в Константинополе и вообще на Востоке иконоборческая его политика не вызвала резкого народного протеста, что можно объяснять, с одной стороны, осторожным применением эдикта, с другой – потаканием провинциальных властей, которые не настаивали на исполнении эдикта на местах. Так или иначе, в восточных провинциях в царствование Льва не замечается никакого движения в смысле протеста. Зато на отдаленном Западе, особенно в Италии и в областях, зависевших в церковном отношении от папы, с этого времени начинается громадное политическое движение, имевшее ближайшим своим последствием события мирового значения. Нам предстоит остановиться на них с особым вниманием. Независимо от иконоборческой политики византийских царей в Италии подготовлялось революционное движение против императоров, и во главе этого движения стояло не меньшее лицо, как римский папа. Византийские владения в Италии сосредоточивались в двух центральных областях: в Равенне с протяжением на север до Истрии и в Риме. Обе области соединялись небольшой полосой, защищенной гарнизонами и идущей через Апеннины, а сношения с Константинополем на севере шли морем через Равенну, а на юге – через Неаполь. В военном смысле обе области имели отдельную военную организацию, т. к. в каждой упоминается особый военный гарнизон. Во главе отдельных военных отделов находим военные чины с титулом magister militum, а под его властью duces. Но рядом с теми военными силами, которые держала в Италии империя, в конце VII в. обнаруживается действие нового военного элемента – городской милиции, которая организуется из городских сословий и торговых и ремесленных классов и заявляет о себе в первый раз в Риме в 685 г., и скоро затем (692–694) в Равенне и дукате Пентаполя 213 , в первый раз возникшем в это время. Эта новая военная организация, ставшая на защиту папы и национальных итальянских интересов против притязаний экзарха и греческой администрации, начинает играть важную роль всякий раз, как нарушалось доброе согласие между императором и римским папой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Arhiva Biserica Ortodox Rus cheam la încetarea atitudinilor barbare fa de embrionii umani 24 iulie 2012 15:52 Preedintele Departamentului sinodal informaional al Bisericii Ortodoxe Ruse V.R. Legoida a declarat c, descoperirea  rmielor de embrioni umani în regiunea Sverdlovsk scoate în eviden problema modului în care trebuie s se raporteze societatea fa de copiii nenscui. Potrivit informaiilor difuzate de mass-media, în pdurea din apropierea magistralei Nijnii Taghil — Ekaterinburg în regiunea Sverdlovsk duminic seara au fost gsite patru butoaie de plastic, în care se aflau 248 de embrioni umani. „Soarta tragic a acestor copii decedai înainte de naterea lor este o dovad a degradrii societii noastre i m determin s le amintesc din nou tuturor de cuvintele Preafericitului Patriarh: societatea secularizat proclam relativitatea moralei, fcând trimitere la libertate i la drepturile omului, dar dac nu ar exista un criteriu absolut i general recunoscut al deosebirii dintre bine i ru, pot deveni posibile cele mai amorale fapte. Lucru de care înc odat am avut posibilitatea s ne convingem”, — a spus V.R. Legoida. „Din vremuri strvechi Biserica vede în întreruperea sarcinii un pcat greu sau o mare nenorocire, în dependen de cauzele morii copilului nenscut. La baza unui astfel de criteriu st convingerea profund c naterea fiinei umane este un dar al lui Dumnezeu, iar Biserica consider dezvoltarea fetusului în pântecele matern ca pe un act de creaie a lui Dumnezeu”, — a mai adugat el. Preedintele Departamentului sinodal informaional a subliniat c societatea i statul niciodat nu vor soluiona problema demografic, dac oamenii vor continua s se raporteze fa de copiii lor nenscui ca i cum ar fi gunoi sau materie prim pentru industria medicinal. „Patriarhul a primit cu profund întristare vestea acestei întâmplari i îi cheam pe toi credincioii Bisericii Ortodoxe Ruse, s se roage pentru ca, compatrioii lor s-i dea seama i s pun capt atât acestor omoruri monstruoase ale copiilor în pântecele mamei, cât i atitudinii barbare fa de rmiele oamenilor nenscui. Or, fenomenul este unul înfiortor nu doar pentru c a luat o mare amploare în societate, dar i pentru c a devenit un lucru de rutin”, - a concluzionat V.R. Legoida. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2365198...

Arhiva Mesajul de felicitare al Patriarhului adresat mitropolitului de Tambov Feodosii cu prilejul aniversrii a 55 de ani din ziua naterii 26 ianuarie 2016 10:00 Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril l-a felicitat pe mitropolitul de Tambov i Rasskazovo Feodosii cu prilejul aniversrii a 55 de ani din ziua naterii. Înaltpreasfiniei Sale, Înaltpreasfinitului Feodosii, mitropolitul de Tambov i Rasskazovo Înaltpreasfinia Voastr! Acceptai felicitrile cordiale cu prilejul aniversrii a 55 de ani din ziua naterii împreun cu  doleanele în rugciuni de bucurie negrit i preamrit (1 Pet. 1:8) i de daruri harice de la Duhul Mângâietor Cel Sfânt. În anii tinereii, urmând exemplul tatlui, ai studiat în colile teologice din Moscova, de unde ai fost îndreptat de Ierarhia Bisericii la Universitatea din Preov, unde ai obinut titlul de magistru în teologie. Râvnind la darurile cele mai bune (1 Cor. 12:31), ai adus Domnului fgduine monahale i v-ai învrednicit de o preoie netrectoare (Evr. 7:24). Proniatorul v-a binecuvântat s trudii pe multe trâmuri. Ai dus ascultare la Departamentul pentru relaiile externe bisericeti, ai mrturisit despre Hristos în inutul pmânturilor Cehiei, ai condus Misiunea duhovniceasc rus în Ierusalim. Privind la sârguina Dumneavoastr, Mântuitorul v-a chemat la slujirea arhiereasc i v-a pus omofor episcopal, ca s conducei cu dreptate cuvântul adevrului Lui . Actualmente Dumneavoastr svârii trudele apostoliceti pe pmântul natal al Tambovului i v silii s artai pstoriilor încredinai Dumneavoastr pe un lucrtor cu faa curat, drept învând cuvântul adevrului (2 Tim. 2:15). Pentru slujirea sârguincioas i cu prilejul aniversrii a 55 de ani din ziua naterii, consider just s v înmânez o panaghie memorabil. Domnul Cel Atotdarnic s înnoiasc puterile Dumneavoastr sufleteti i trupeti i s v dea ajutorul Lui bogat pentru noi realizri pe trâmul bisericesc. Cu dragoste întru Hristos    +CHIRIL, PATRIARHUL MOSCOVEI I AL ÎNTREGII RUSII   Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4355666...

Переделка порядков управления, завершившаяся устройством фем, впервые начинает проявляться в V в. Из памятника (Notitia dignitatum), относящегося по происхождению к этому времени, видно, что в двух разбойничьих провинциях – Аравии и Исаврии – власть военная и гражданская соединена была в одном лице. Обыкновенно объясняют 1416 это явление тем, что реформа (отделение военной власти от гражданской) не ьбыла применена к этим двум провинциям – в них оставлен прежний порядок вещей, господствовавший и во всех других провинциях до конца Щ1 в. Но можно и иначе смотреть на дело, видеть в нем не продолжение, а возвращение к прежнему порядку. В VI в. новое устройство применяется энергичнее. Современный Юстиниану писатель, Лид (De magistratibus), констатирует факт распадения префектур претория и власти префектов на меньшие единицы. Слитие власти допущено было Юстинианом во многих местах: сначала он и в Аравии отделил власть гражданскую от воен-ной, поручив ее ведению модератора, но потом изменил свое решение и не только сосредоточил в Аравии обе власти в одних руках, но распространил тот же порядок на Писидию, Ликаонию, Фракию, Геленопонт, Паф-лагонию, Каппадокию и подтвердил его для Исаврии. 1417 Во всех этих странах была соединена власть гражданская и военная и основанием для применения этой меры Юстиниан выставлял в своих новеллах мятежный дух населения. Таким образом, еще до VII в. положено было начало той системе, которая потом названа техническим термином по имени греческих полков – фем. В науке после Финлея упрочился взгляд, что император Ираклий (610–641) первый сделал решительный шаг в деле устройства фем, а после него Лев III Исавр (718–741) частью реорганизовал, частью довершил новую систему. Этот взгляд, не имеющий для себя прямых документальных опор, а только косвенные доказательства, тем не менее должен быть допущен в том смысле, что эти императоры, много заботившиеся – первый об упорядочении администрации, второй сверх того о наиболее целесообразной организации военных сил, могли обратить серьезное внимание на систему, задатки которой положены были задолго до их времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру. Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты. Болонский университет Фото Hector Garcia, www. flickr. com Год основания — 1088 Предпосылки для создания Болонского университета появились еще в 1000 году, когда стали возрождаться традиции изучения римского права. Основы глубокого изучения права заложил Ирнерий , один из первых преподавателей и комментаторов свода законов Юстиниана, один из основоположников западноевропейского изучения римского права. В 1088 году он открыл свои публичные лекции — с этого момента и ведется история Болонского университета. Однако на тот момент университета в современном понимании этого слова еще не существовало. Профессора читали лекции у себя дома, в арендованных помещениях, а чаще — на городских площадях. Популярность и известность болонских профессоров была обусловлена научным подходом к преподаванию и покровительством императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. В 1154 году он официально признал университет. Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет. Интересные факты Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов. Другой особенностью Болонского университета является то, что он был центром изучения юриспруденции . Изучение римского права, положившего начало университету, и канонического право, введенного в программу c XII beka, остались главными предметами университетского преподавания. На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

http://foma.ru/5-drevneyshih-universitet...

Есть еще один аспект: исторические параллели задают какую-то детерминанту и снимают с нас ответственность. Интерес к истории мешает реальности — Так было и будет, не надо пытаться что-то изменить? — Да, есть путь, который мы то ли выбираем, то ли он за нас уже кем-то выбран, и мы по нему идем. Очень хочется угадать, куда этот путь ведет, но при этом можно ничего особо не делать, потому что все уже предопределено. А вот если считать, что от нас кое-что все же зависит, тогда в гадании на исторической гуще нет никакого смысла.  Все решают усилия ныне живущих людей, а то, что было 100 лет и 200 лет назад, уже никак не влияет на настоящее. Поэтому я считаю, что Ницше был прав: болезненный интерес к истории мешает жить в реальности. В нее стоит вглядываться только для извлечения моральных уроков. Есть какие-то памятники злодейства, о которых надо помнить всегда. — То есть, с этической точки зрения, она может быть рассматриваема как некое практическое руководство к действию? — Ну конечно, так на нее всегда и смотрели. «Historia est magistra vitae» — «история — учитель жизни» , как говорил Цицерон. Это был сборник нравоучительных сюжетов, готовых примеров для тех же правителей. Так продолжалось до начала XIX века, пока Гегель не сказал, что история никого ничему не учит, после чего множество авторов обыгрывали эту мысль на разные лады. — Есть ли у профессионального историка ответственность перед обществом? Вдруг он даст интерпретацию, которая будет неверно прочитана? Говорят, Гете обвиняли за то, что он описал в «Страданиях юного Вертера» самоубийство. — Не будем преувеличивать влияние профессиональных историков. Мы на Гете никак не тянем, у нас меньше читателей. Профессиональные авторы пишут в основном друг для друга, они не одиночки, как, скажем, Карамзин. А ответственность, как у любого профессионала, во-первых, перед собой, во-вторых, перед коллегами, в-третьих, перед немногочисленными читателями или слушателями, которым наши специфические темы как-то интересны. Есть хорошее английское выражение «to the best of my knowledge» — я думаю, это точная формулировка.  Почему о фактах спорят только любители

http://pravmir.ru/gadanie-na-istorichesk...

Как бы предчувствуя эту свою нужду в молитве о нем, он – первый из христианских писателей, в конце одного из своих творений обращается к читателям с той трогательной смиренной припиской, которая потом будет повторяться в тысячах и тысячах русских летописей и у современных церковных писателей. В конце своего трактата “О крещении” Тертуллиан пишет, говоря новокрещаемому: “Просите, сказал Господь, и дастся вам. Ты просил и получил, ты стучал и отверзлось тебе. И я молю тебя об одном: когда будешь просить, помяни и грешного Тертуллиана ”. Квинтус Септимиус Флоренс Тертуллиан – таково его полное имя, – родился между 145 и 160 гг. в Карфагене и был сыном сотника, состоявшего на службе Тиверия, проконсула Африки. Тертуллиан получил хорошее образование. Он стал выдающимся юристом. Наряду со своим родным латинским языком, он в совершенстве знал и греческий, что доказывается тем, что впоследствии он написал на этом языке несколько творений. Был он, по-видимому, знаком и с древнееврейским языком. Биографические сведения о нем скудны. Наибольшие дает бл. Иероним в своем “Каталоге”: “ Тертуллиан пресвитер, первый латинский писатель после Виктора и Аполлония , был уроженцем провинции Африки, города Карфагена, сыном проконсульского центуриона. Он был острого и бурного темперамента. Жил во времена Севира и Каракаллы. Написал множество трудов, которые, как общеизвестные, нет надобности перечислять. В городе Конкордии, в Италии, я видел глубокого старца, по имени Павла. Он рассказывал, что, когда он был молод, то знал в Риме одного переписчика, работавшего в молодые годы при благословенном Киприане, и тот рассказывал, что Киприан никогда не проводил дня без чтения какого-либо отрывка из Тертуллиана и часто говаривал: «подай мне моего учителя» (Da magistrum), подразумевая под этим Тертуллиана . После того, как он был некоторое время пресвитером в Церкви, перейдя за средний возраст, Тертуллиан из-за нескольких притеснений по зависти со стороны римского духовенства склонился к заблуждениям Монтана, которые он несколько раз упоминает в своих творениях под наименованием «нового пророчества». Он дожил, говорят, до глубокой старости и написал много трудов, до нас дошедших” (Bishop Kaye. Accounts of the Writings of Tertullian, pp. 5–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Епископ 3. Taken from Faber, in Festo S. Andreae, No. 2 «Homines comparantur piscibus», sect. 4 «A capite primum foetent»: «Hinc cum Fridericus Traiectensis Episcopus inter epulas a Ludovico Pio Imperatore admoneretur, ut absque ullo personarum respectu ius diceret: Recte mones, inquit, sed et illud ate scire cupio, utrum piscem hie appositum, a capite an a cauda aggredi deceat? Cum Imperatore a capite tanquam praestantiore parte inchoandum respondisset, subintulit ille: Ergo et tu, imperator, renuncia prius in cesto coniugio quod contraxisti. Sic aliqui apud Baron. Anno 338. Tymp. in spec, magistr. fig. 62.» Published in A.I. Beleckij, «Stichotvorenija Simeona Polockogo na temy iz vseobšej istorii» in O.I. Bilec " kyj, Zibrannja prac, I, Kiev, 1965, p. 409. Епископ 4. Taken from Faber, ibid., No. 3 «Cur elegerit Christus homines simplices, abiectos, pauperes in Apostolos», sect. 6 «Ne in electionibus haberetur ratio fortunae, sanguinis, etc.»: «Under fertur Rex Ludovicus, uti refert Holcot. in lib. sapientiae, virum quemdam interrogasse, cur non fierent modo miracula per Episcopos et Praelatos, sicut olim fiebant in Ecclesia Primitiva? Cui respondit alter causam esse quod olim electiones Episcoporum et Praelatorum per Spiritum Sanctum, cuius est facere miracula, fieri solerent, modo autem fierent per reges et principes, qui facere miracula nequeunt.» Епископ 5. Taken from Meffreth, Feria 3 Pentecostes, No. 2: «Ideo dicit Bemardus super Cant: Discite subditorum matres vos esse, non dominos, studete magis amari debere, quam metui. Si interdum seueritate opus est, patema sit non Tyrannica, matres fouendo, patres corrigendo vos exhibentes, suspendite verbera, producite vbera, pectora lacte pinguescant, non cibo turgescant» (Pars aestiv., p. 183). Епископство. Taken from Faber, in Festo S. Nicolai, No. 3 «Unumquemque suis talentis contentum esse debere», sect. 2 «Bonis extemis haereditariis»: «Quo examine instruxit quidam Eremita nepotem suum, et absterruit ab Episcopali insula, cui post mortem apparens gratias egit et dixit: Scito quia nunc essem de numero damnatorum, si fuissem de numero Episcoporum. Hieron. in reg. Sanctimon. cap. 15.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Или кто может согласиться с тем, будто что великое здание, состоящее из неба и земли и называемое космосом вследствие величия и множества вложенной в него мудрости, приведено в порядок атомами, носящимися без всякого порядка, и беспорядок сделался порядком? Каким образом правильные движения и пути произошли от беспорядочного метания? Как гармонический хороводь небесных тел составился из нестройных и несогласованиях инструментов? Каким образом при одной и той же сущности всех вещей, при одном и той же нетленной природе, с одним только, как они говорят, различием по величине и форме, одни из тел–как сами они сказали бы–суть тела бо очи Твои, тогда как у св. Дионисия наоборот: «несозданное Твое видесте очи мои». Псалмопевца, созерцающего открытое ему Богом будущее и признающего даже в этом будущем дело Божие, св. Дионисий противополагает эпикурейцам, которые не в состоянии видеть и правильно понимать и то, что уже сотворено Богом. Принятое св. Дионисием чтение приведенного им места τ κατ ργαστον συυ δωσαν ο φθαλμο μου соттветствует чтению древних кодексов Александрийского, Ватиканского и Синайского и древнего латинского перевода Псалтири по тексту LXX; этому же чтению следует и Ориген . (de principiis IV, 35). На этом основании Делич полагает, что оно были первоначальным чтением в переводе LXX, хотя оно и не соответствует ни еврейскому тексту, ни общепринятому чтению в переводе LXX [τ κατ ογσοτ ν μου ε δον (или δον) o φθαλμο σου]. ни переводом Акиллы и Симмаха.–Ср. Roch, Die Schrift des Alexantnnischen Bischofs Dionisius des Grossen «Ueber die Natur». Leipzig. 1882, s. 30, Anm. 1. Gallandii у Simon’a de Magistris. ibid, p. 48, nota 2. жественные, чистые и вечные, 11 или долговременные, – как назвал их и некто 12 –; при чем одни из них видимые, другие невидимые, видимые – столице, луна и звезды, земля и вода, невидимые же – боги, демоны и души? Ведь бытия этих существ они не могут отрицать, при всем своем желании. Есть и другие тела–долгоживущие животные и растения,– животные: из числа птиц, как говорят, орлы, вороны и фениксы, из живущих же на суше – олени, слоны и драконы, а из обитающих в воде – киты; деревья же: финиковые пальмы, дубы и персики.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010