Сан-Марко. Мастер Фра Анжелико. 1437–1440 гг. (Музей Сан-Марко, Флоренция) Прп. Венедикт Нурсийский. Фрагмент алтаря ц. Сан-Марко. Мастер Фра Анжелико. 1437–1440 гг. (Музей Сан-Марко, Флоренция) Римский еп. Сириций (384-399) с неодобрением относился к членам рим. монашеских общин, указывая на приверженность аскетическим устремлениям манихеев, новациан и проч. Одной из крайних форм аскезы в И. было инсулярство - удаление на острова. В 356 г. св. Мартин (впосл. епископ г. Туроны (ныне Тур, Франция)) вместе с неким пресвитером был сослан на о-в Галлинария и вел там крайне воздержанный образ жизни. Известен также пример аскета Боноза, близкого друга блж. Иеронима, который поселился на небольшом острове в Адриатическом м. Несмотря на широкое распространение аскетизма, общины, основанные на рубеже IV и V вв., как правило, распадались после кончины или отъезда их основателей. Первые мон-ри в И. существовали при значимых храмах или крупных пригородных базиликах, привлекавших паломников. В V в. в Риме возникли мон-ри при базиликах св. Апостолов (мон-рь св. Себастиана, основан при папе Сиксте III), св. Петра на Ватиканском холме (при Льве I Великом), св. Лаврентия (при папе Иларии (461-468)). Св. Павлин создал в г. Нола мон-рь при базилике св. Феликса. Похожие обители существовали в Медиолане, Неаполе, Бононии (ныне Болонья). В остгот. и визант. эпоху, согласно данным, приведенным свт. Григорием I Великим в «Диалогах», пригородные обители получили распространение по всей И. В особо значительных центрах паломничества (напр., в рим. предместье Ватикан) возникли неск. муж. и жен. монашеских общин, которые нередко владели собственными храмами. О начальном этапе существования мон-рей при базиликах и об их уставах известно мало. На рубеже V и VI вв., вероятно, в одной из таких обителей был создан «Устав Учителя» (Regula Magistri), где изложен опыт автора по управлению мон-рем. «Устав Учителя» оказал сильное влияние на Устав прп. Венедикта Нурсийского . В некоторых обителях, возможно, использовались вост.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Кроме того, все ранние монашеские уставы предусматривали более или менее регулярное публичное чтение устава (полностью или поочередно его отрывки). Наиболее подробно эта процедура описана в т. н. Уставе учителя (Regula Magistri), но и там время суток или место ее проведения не регламентированы. В Уставах св. Исидора Севильского (ок. 618) и св. Фруктуоза Бракарского (ок. 640) с церемонией уставного чтения соединяется процедура публичного покаяния монахов. В дальнейшем церемония чтения отрывка бенедиктинского устава стала совершаться по окончании службы 1-го часа, которая впервые была названа К. в «Ordo Romanus XVIII» (сохр. в редакции, датируемой ок. 731-755 или кон. VIII в.- см.: Semmler. 1963). Ежедневная церемония К. окончательно оформилась в каролингскую эпоху (особенно после Ахенских Соборов 816-817 гг.) и включает краткое богослужение 1-го часа (в т. ч. чтение отрывков бенедиктинского устава, а также мартиролога и поминальных списков за соответствующий день), принесение монахами публичного покаяния и распределение аббатом или приором обязанностей на наступающий день. Иногда (напр., в соответствии с «Уставным согласованием» (Regularis Concordia), принятым Собором в Уинчестере (966)) церемония К. в зимнее время проходила в 3-м, а не в 1-м часе. Не позднее IX в. тексты, необходимые для совершения богослужебной части церемонии К., стали иногда объединять в особую книгу, называвшуюся Книгой капитула (Liber capituli). Обычно она включала соответствующий монашеский устав, мартиролог, некролог или обитуарий, иногда также лекционарий. Об особом здании для собраний монастырского К. впервые упоминается в «Деяниях святых отцов Фонтенельских»: Ансегиз, аббат мон-ря Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель) в Нейстрии (823-833/4), приказал соорудить к северу от базилики особое здание (porticus) для собраний монастырского совета. Автор «Деяний...» не называет его К., а использует грецизм «булевтерион» (beleuterion - Gesta sanctorum patrum Fontanellensis coenobii/Ed. F. Lohier, R. P.

http://pravenc.ru/text/1470337.html

Naturalmente, mientras las ordenanzas eclesiásticas señalaban un mínimum de comuniones para todos los fieles, no faltaba el estímulo a una frecuencia mucho mayor. El sínodo de Glasgow (747) recomienda quod laici pueri hortandi sunt ut saepius communicent, necnon et provectioris quoque aetatis seu célibes, sea etiam coniugati, qui peccare desinunt, ad hoc ipsum admonendi sunt quatenus frequentius communicent. Benedicto Levita, que vivió alrededor del 850, exhortaba a comulgar todos los domingos: Omnes, per dies dominicas vel festivitates praeclaras s. Eucharistia communicent, nisi quibus abstinere praeoccupatum est. El Venerable Beda (+ 735), que se revela convencido defensor de la comunión cotidiana, trayendo a colación de cuanto creía que se hacía en el continente, escribía así a Egberto, obispo de York: Quam salutaris (est) omni christianorum generi cotidiana Dominici corporis ac sanguinis perceptio, iuxta quod ecclesiam Christi per Italiam, Galliam, Africam, Graeciam ac totum Orientem solerter agere nosti; y continúa deplorando el que innumerables niños, jóvenes y muchachas, viejos, y hasta los mismos unidos por el lazo del matrimonio, podrían, por la bondad de sus vidas, recibir cada domingo la comunión, si la incuria de sus pastores no hiciese que aun los laicos más ejemplares participasen en los divinos misterios apenas en Pascua, Navidad y Epifanía. Se registraba, en cambio, una mayor frecuencia periódica en la mayoría de los monasterios. La Regula Magistri (s. VII) dispone que los monjes reciban cada día, a ser posible, la comunión. La Regla de San Crodegando de Metz (+ 776), la de San Benito de Aniano (+ 821) y la práctica benedictina era comulgar, si no cotidianamente, al menos cada dominica y en las fiestas más solemnes. No faltaban, sin embargo, excepciones. Las Consuetudines de la reforma de Cluny, inspirándose más bien en el uso vigente entre los laicos, ordenan que en la misa dominical se consagren cinco hostias, a fin de que «los que quieran «puedan comulgar. Los cistercienses imponían a los hermanos conversos siete comuniones al año, a menos que el abad juzgase oportuno aumentar o disminuir el número; los camaldulenses, cuatro. A este propósito, Browe hace notar que el contravenir los religiosos al uso establecido de una sola comunión significaba asumir una nota de singularidad, que ni la Regla ni los superiores veían con buenos ojos. Se exigía un permiso especial para recibir la comunión, y esto con mucha razón, porque la comunión importaba como preparación una serie de prácticas devotas y penitencias, que se salían de lo ordinario. Se exigía, en efecto, el estar días y días en ayuno a pan y agua, guardar silencio durante mucho tiempo y, si eran laicos casados, se exigían varios días de continencia absoluta. El Ayuno Eucarístico

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

El monacato se extendió por el África latina. San Agustín fundó un monasterio en su casa de Hipona. Se vivía «vida apostólica» que consistía en que el clero vivía en la casa del obispo. Es el antecedente de los «Canónigos regulares» de la Edad media. Escribió una regla para varones y mujeres. Durante la reconquista bizantina del África del Norte (siglo VI) seguían muchos monasterios organizados según esta regla de San Agustín. En el centro de las Galias también se extiende el monaquismo a través de San Martín de Tours que funda el monasterio de Ligugé (Poitiers) y el de Marmoutier (Tours, año 370). En el sudeste de las Galias (Provenza) aparecen formas de vida monacal en Marsella y Lerins. Juan Casiano funda en Marsella la Abadía de San Víctor. Honorato funda en Lerins «lauras» como las de Palestina (vida cenobítica y eremítica combinadas). Otros promotores insignes del monaquismo occidental fueron Salviano de Marsella y San Vicente de Lerins. De esos monasterios salieron obispos famosos como Hilario y Cesareo de Arles, Máximo y Fausto de Riez, y Euquerio de Lyon. Un siglo más tarde San Benito (480–547), patriarca del cenobismo occidental, propaga la vida monacal. San Benito nació en Nursia (Sabina del norte) y muere en Montecasino en plena guerra gótica. Estudia en Roma, va a Subiaco (Sublacum, en los montes sabinos: lago artificial construido por el emperador Claudio junto a las ruinas de un palacio campestre de Nerón). Ahí funda una comunidad según el modelo de los monasterios de San Pacomio. La segunda fundación es Montecasino (529), en Campania, entre Roma y Nápoles. Ahí se instaura la vida cenobítica completa con el «ora et labora» (oración litúrgica, lectio divina y trabajo). San Benito escribe su «regla» el año 540. San Gregorio Magno, que fue monje benedictino, dice que se trata de un «código notable por su discreción y claro en su lenguaje.» Está inspirada en la «Regula Magistri» del siglo VI también. La Orden benedictina fue la única que, hasta el siglo XII, rigió el monaquismo occidental. Uno de los benedictinos ilustres fue Casiodoro, hombre público que bajo el dominio de los ostrogodos (540) funda «Vivarium» un monasterio en Calabria, donde se copiaban manuscritos antiguos. Este saber pasaría a los anglosajones y luego los monjes ingleses lo llevaría a toda Europa.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/antigu...

Оба эти сочинения, особенно “Собеседования”, удостоились самой высокой оценки современников преподобного Иоанна и последующих аскетических писателей. Некоторые изречения из De institutis были включены в Apophtegmata (“Изречения”) египетских Отцов 28 . Они оказали значительное влияние на становление западной монашеской традиции, на таких ее представителей, как преподобный Бенедикт Нурсийский , который использовал их при составлении своих “Монашеских правил”. Так же как и Кассиодор 29 , он рекомендовал ежедневно читать “Собеседования” в своем монастыре 30 . Заметное влияние аскетические сочинения преподобного Иоанна оказали и на анонимное сочинение “Правило учителя” (Regula Magistri, PL 88, 943–1052). “Собеседования” преподобного Иоанна сыграли важную роль в так называемом “полупелагианском споре” V-VI вв. Ими были вдохновлены труды таких противников крайнего августинизма, как преподобный Викентий Леринский, Фавст Риезский, Геннадий Марсельский и др. Последний говорит, что Церковь Божия признала творения преподобного Иоанна Кассиана “спасительными” 31 . Однако именно против автора “Собеседований” написал свое сочинение “О благодати и свободном произволении” защитник крайнего августинизма Проспер Аквитанский. Может быть, именно в связи с критикой августинизма так называемый декрет папы Геласия De recipiendis et non recipiendis libris (“О книгах, которые следует принимать, и тех, которые не следует”, начало VI в.) отнес “Собеседования” к “апокрифам” (opuscula apocrypha), содержащим ошибочные мнения. 3 . De incarnatione Christi contra Nestorium (“О воплощении Христа. Против Нестория”, в VII книгах, PL 50, 9–272). Это догматико-полемический трактат, написанный преподобным Иоанном в 429–430 гг. по просьбе римского архидиакона Льва, будущего папы, которому трактат и посвящен 32 . Трактат был написан в спешке; в нем встречается много повторов; догматическим формулировкам недостает четкости. В 1-й книге на примере обращения галльского монаха-пелагианина Лепория проводятся параллели между пелагианством и несторианством; книги 2–5 содержат свидетельства Священного Писания в защиту Божественности Христа и термина QeomTkoj; в 5-й книге преподобный Иоанн возвращается к теме пелагианства; в 6-й книге как образец Православия приводится вероисповедание Антиохийской Церкви, откуда происходил Несторий; наконец, в 6–7-й книгах преподобный Иоанн повторяет свои основные аргументы и заканчивает свидетельствами из святых Отцов, как западных (святитель Иларий Пиктавийский , Амвросий, Иероним, Руфин, Августин), так и восточных (святители Афанасий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , который, по признанию самого преподобного Иоанна, был одним из главных его источников 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Рус. перевод был выполнен в сер. XIX в. свт. Феофаном Затворником . А. А. Турилов Источники, влияния Вернейшую норму (rectissima norma) уклада монашеской жизни В. Н. видит в Свящ. Писании, в земной жизни Самого Спасителя. В Уставе встречаются цитаты почти из всех книг НЗ (кроме 2 Ин, 3 Ин, Кол, 2 Фес, Флм) и мн. книг ВЗ. Наиболее часто В. Н. обращается к Псалтири (37 раз), Евангелиям от Матфея (30 раз), от Луки (13 раз), Книге Притчей Соломоновых (12 раз). То, как В. Н. цитирует библейские тексты, свободно вплетая их в ткань своего сочинения, показывает его глубокое знание Свящ. Писания, к-рое он рассматривает в неразрывной связи со Свящ. Преданием (В. Н. предписывает монахам не только чтение библейских книг, но и толкований на них «православных и кафолических отцов» - Reg. 9). Устав представляет собой переработку предшествовавшего аскетического опыта зап. и вост. монашества: он испытал влияние нравственно-аскетических творений прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого , прп. Иоанна Кассиана Римлянина , блж. Августина , а также анонимного монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя). В. Н. указывает на свое знакомство с творениями прп. Иоанна Кассиана (Reg. 42, 73) и правилами свт. Василия Великого (Reg. 73), отсылая к ним тех, кто стремятся достичь высшего совершенства (Ibidem). Монтекассинский игумен объединил существенные элементы всех этих источников и выработал монашеские правила, отвечающие историческим и культурным условиям христ. Запада: более деятельному и менее созерцательному, чем на Востоке, типу монашества. В Уставе В. Н. «чувствуется сила организующая, дисциплинирующая и устраивающая все благочинно» ( Сидоров. С. 349). Прп. Иоанн Кассиан оказал наибольшее влияние на В. Н. В Уставе насчитывается ок. 112 аллюзий на творения преподобного, из них 68 на «Установления киновитов» и 44 на «Собеседования» ( Schmitz. Col. 1385). Влияние прп. Кассиана прослеживается во мн. аспектах аскетического учения В. Н.: деление монашества на 4 типа (Reg. 1; ср.: Ioan. Cassian. Collat. XVIII 4-8), организация монашеского богослужения (Reg. 16; ср.: Ioan. Cassian. De inst. coenob. II, III), стремление к добродетели из любви к самой добродетели (Reg. 7; ср.: Ioan. Cassian. Collat. XI 8-9) и т. д. Однако В. Н. обращается с материалом прп. Кассиана весьма вольно, легко перерабатывая его. Правила свт. Василия Великого были известны В. Н. скорее всего в лат. переводе Руфина Аквилейского , вероятно также, он был знаком с уставом прп. Пахомия Великого в переводе блж. Иеронима Стридонского . В Уставе В. Н. имеется 22 аллюзии на правила свт. Василия Великого и 28 - на устав прп. Пахомия Великого ( Schmitz. Col. 1385).

http://pravenc.ru/text/150223.html

Отдел второй. Церковное управление Рассмотрев внешнее устройство церковной иерархии, перейдём к учению о церковном управлении, т. е. к рассмотрению тех функций, в которых выражается собственная власть церкви. Власть эта по своему содержанию, целям и средствам есть чисто духовная; она состоит в следующих трёх полномочиях, полученных апостолами от Основателя церкви И. Христа: 1) в праве правления обществом верующих (potestas jurisdictionis); 2) в праве религиозного учения (potestas magisterii), и 3) в праве религиозного освящения (potestas ordinis, ministerii). В правительственной власти (р. iurisdictionis) церкви, как и в правительственной власти государства, должно различать: а) власть законодательную, б) административную и в) судебную. О церковном законодательстве, его характере и предмете мы говорили в учении об источниках церковного права; органы законодательной и административной церковной власти рассмотрены нами в учении о церковном устройстве. Таким образом нам остаётся рассмотреть только один вид правительственной власти церкви – власть судебную. Глава V §52. Церковно-судебная власть, её значение и основания принадлежности её церкви Предписывая известный порядок, церковь имеет право требовать соблюдения его и, в случае нарушения установленных ею правил, должна заботиться об устранении, при помощи церковно-судебной власти, этих правонарушений и об исправлении правонарушителей. Указания оснований принадлежности церкви судебной власти находятся в св. Писании. Так у евангелиста Матфея (XVIII, 15–18) мы читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой; пойди, и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя; то приобрёл ты брата своего. Если же не послушает; возьми с собою ещё одного, или двух, дабы устами двух, или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их; скажи церкви: а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». – Далее, апостол Павел в послании своём к Коринфянам, сделав вначале им упрёк за то, что они не предприняли никаких мер к удалению из своего общества кровосмесителя, говорит, между прочим: «я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело, . . . предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён» . . . и, затем , продолжает: «к стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? ...» ( I Kop. V, 1–5; VI, 5 .) §53. Суд церкви по проступкам и преступлениям

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Как поступить нам, неопытным возделывателям, оказавшимся между новыми плевелами древней жатвы? Если промолчим, окажемся отступниками, если будем сопротивляться, дадим повод признать нас плотскими 531 . Именно о таких состязаниях написано, что они рождают ссоры. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников ( 2Тим.2:23–25 ). И в другом месте: А если бы кто захотел спорить, то не имеем такого обычая ни мы, ни Церковь Божия ( 1Кор.11:16 ). Вот почему я решил кое-что написать, чтобы еретическому нечестию вместо нас смело ответили наши творения. 6. Quintum itaque, imperator auguste, hunc librum paramus ordiri. Nam et quartum librum oportuit in ilia uitis disputatione finiri, ne coaceruasse magis librum eundem quodam uideremur quaestionum tumultu, quam fructu spiritalis uineae repleuisse, nec inconsummatam fidei uindemiam tantis adhuc superfluentibus disputationibus decuim derelinqui. Император август, мы приступаем к пятой книге. Четвёртую книгу следовало завершить рассуждением о виноградной лозе, чтобы не громоздить в одной книге нескончаемые рассуждения, а наполнить её плодами духовного виноградника; и не подобало также оставить сбор винограда веры незавершённым, когда столь много вопросов ждут своего решения. 7. Quinque igitur libros de patris et fili ac spiritus sancti inseparabili diuinitate digerimus, sequestrata interim pleniore disputatione de spiritu, prouocati magisterio euangelicae lectionis, ut credita nobis quinque fidei talenta quasi quadam horum quinque sorte librorum humanis faeneremus adfectibus, ne forte, cum uenerit dominus et inuenerit absconditam in terra pecuniam suam, dicat mihi: Serue male et piger, sciebas quia meto, ubi non semino, et congrego, ubi non sparsi. Oportuit ergo te committere pecuniam meam nummulariis, et ueniens ego recepissem quod meum est, aut quemadmodum in alio libro est: Et ego, inquit, ueniens cum usuris utique exegissem. Мы, отложив пока подробное рассуждение о Духе, в пяти книгах говорим о нераздельном божестве Отца и Сына и Святого Духа, потому что евангельское чтение призывает нас и учит вверенные нам пять талантов веры 532 в виде пяти книг отдать в рост человеческим чувствам как ссуду, чтобы не сказал мне Господь, когда придёт и обнаружит Своё серебро скрытым в земле: Лукавый раб и ленивый, ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро Моё торгующим, и Я, придя, получил бы Моё ( Мф.25:26–27 ), и в другой книге также: И Я, придя, получил бы его с прибылью ( Лк.19:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

пер. Слав. «воеводы» – военные начальники в отличие от «старейшин», как гражданских, или военные губернаторы, генерал-губернаторы от просто губернаторов. Вульг. magistratus – ниже, чем principes. – «Красивым юношам» – для большей близости сравнения, так как молодостью больше увлекается женщина; посему Вульгата удачно: juvenes cupidinis; в дальнейшем смысле: юношески бодрые и отважные. – «Всадникам», которые тем более импонировали израильтянам, что они никогда не имели хорошей конницы. – «Ездящим на конях» – плеоназм, или: всадники в собственном смысле в отличие напр. от ездоков на военных колесницах. Иез.23:7 .  и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни при­стращалась; «Оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась». Не только в случае с ассириянами, но и вообще политические союзы всегда влекли за собою увлечение чужеземными культами. Ассирийскому влиянию северное царство обязано было культом Кевана и Саккута ( Ам 5.26 ), как и вообще служением воинству небесному ( 4Цар 17.16 ). Иез.23:8 .  не пере­ставала блудить и с Египтянами, по­тому что они с нею спали в молодости ее и растлевали дев­с­т­вен­ные сосцы ее, и изливали на нее по­хоть свою. Золотые тельцы Иеровоама, культ которых упорно держался до падения северного царства, были египетского происхождения и тот факт, что Иеровоаму так легко было ввести и широко распространить их, показывает, насколько глубоко коренилась в народной душе склонность к египетскому идолослужению. Кроме того здесь имеются в виду союзы с египетскими фараонами, напр. Осии с Шу (Шабаком. 4Цар 17.4 ; ср. Ос 7.11, 12.1 ). Иез.23:9 .  За то Я и отдал ее в руки любо­вников ее, в руки сынов Ассура, к которым она при­страстилась. В том, что Израильское царство уничтожено именно Ассирией, которую так оно любило, сказалась как бы Божественная ирония (ср. Иез.6.11 ); «вместе с тем это показывает, какого мнения была Ассирия о Самарии» (Берт.). Иез.23:10 .  Они открыли наготу ее, взяли сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом. И она сделалась по­зором между женщинами, когда совершили над нею казнь. «Они открыли наготу ее» – Иез.16.37 . Может быть имеется в виду, что Самария была разрушена до основания ( 4Цар 17 ). – «Взяли сыновей и дочерей ее» – жителей в плен. – «А ее убили мечом». Уничтожили царство. – «И она сделалась позором между женщинами», т. е. окрестными народами. Иез.23:11 .  Сестра ее, Оголива, видела это, и еще раз­вращен­нее была в любви своей, и блуже­ние ее пре­взошло блуже­ние сестры ее. Поведению Оголивы, изображение которого начинается с этого стиха, пророк отводит больше места (до 35 ст.), так как она ближе лежала к сердцу его, так что и судьба Оголы служит у него как будто только к тому, чтобы пролить более света на поведение Оголивы, показать, что она была хуже той, тогда как ужасная судьба той должна была бы предостеречь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассмотрев внешнее устройство церковной иерархии, перейдем к учению о церковном управлении, т. е. к рассмотрению тех функций, в которых выражается собственная власть церкви. Власть эта по своему содержанию, целям и средствам есть чисто духовная; она состоит в следующих трех полномочиях, полученных апостолами от Основателя церкви И. Христа: 1) в праве правления обществом верующих (potestas iurisdictionis); 2) в праве религиозного учения (potestas magisterii), и 3) в праве религиозного освящения (potestas ordinis, ministerii). – В правительственной власти (р. iurisdictionis) церкви, как и в правительственной власти государства, должно различать: а) власть законодательную, б) административную и в) судебную. О церковном законодательстве, его характере и предмете мы говорили в учении об источниках церковного права; органы законодательной и административной церковной власти рассмотрены нами в учении о церковном устройстве. Таким образом нам остается рассмотреть только один вид правительственной власти церкви – власть судебную. Глава V § 53. Церковно-судебная власть, ее значение и основания принадлежности ее церкви Предписывая известный порядок, церковь имеет право требовать соблюдения его и, в случае нарушения установленных ею правил, должна заботиться об устранении, при помощи церковно-судебной власти, этих правонарушений и об исправлении правонарушителей. Указания оснований принадлежности церкви судебной власти находятся в Св. Писании. Так у евангелиста Матфея (18, 15–18) мы читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди, и обличи его между то бою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух, или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Далее, апостол Павел в послании своем к Коринфянам, сделав вначале им упрек за то, что они не предприняли никаких мер к удалению из своего общества кровосмесителя, говорит, между прочим: «я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшаго такое дело, . . . предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен». . . и, затем, продолжает: «к стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумнаго, который мог бы разсудить между братьями своими? ...» ( 1Кор. 5:1–5; 6, 5 ). § 54. Суд церкви по проступкам и преступлениям

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010