Итак, святой император, я в смущении останавливаюсь перед остальным, изнемогая телом и душой, ибо некие люди или, скорее, не люди, а прикрывающиеся человеческим обликом, а внутри суть неразумные животные, которые после столь многих и столь великих божественных благодеяний Господних отвергают Самого Творца благ! 16. «Scriptum est, inquiunt, nemo bonus nisi unus deus». Scriptum agnosco, sed littera errorem non habet. Vtinam Arriana interpraetatio non haberet! Apices sine crimine sunt, sensus in crimine! Dictum domini saluatoris agnosco, sed consideremus, quando dicat, cui dicat, qua circumspectione dicat! Они говорят: «Написано: Никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 )». Написано, это я признаю, но ошибка не в букве. О если бы арианское толкование этих слов было безошибочным! Не в письменах преступление, оно – в понимании. Сказанное Господом Спасителем я признаю, но давайте рассмотрим, когда Он говорит, кому говорит и с какой осторожностью. 17. Dicit utique in «hominis forma» dei filius et dicit scribae, ei scilicet, qui «magistrum bonum» dei filium nominaret, deum negaret. Quod ille non credit, Christus adiungit, ut dei filium non ut bonum magistrum, sed ut bonum deum credat. Nam si, ubi unus deus dicitur, nequaquam tamen dei filius a diuinitatis plenitudine separatur, quomodo, ubi unus deus bonus nuncupatur, a plenitudine diuinae bonitatis unigenitus excluditur? Necesse est igitur, aut deum negent dei filium, aut deum bonum esse fateantur. Сын Божий произносит это в человеческом образе 243 и обращает к книжнику, который назвал Сына Божьего учителем благим 244 , а Богом не признал. Тот не верит, и Христос добавляет, чтобы книжник уверовал в Него не как в благого учителя, но как в благого Бога 245 . Когда говорят «один Бог», Сын Божий никоим образом не отделяется от полноты божества. Так почему же, когда провозглашается: «благ один только Бог», Единородный исключается из полноты божественной благости? Им необходимо или отрицать, что Сын Божий – Бог, или согласиться с тем, что Он – благой Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Военная власть была отделена от гражданской. Таков лейтмотив диоклетиановских преобразований. Оборона страны покоилась на армии. Реорганизация последней заключалась в том, что со значительным увеличением пограничных гарнизонов была образована несвязанная с определенным местопребыванием армия, всюду следовавшая за персоной свободного от резиденции императора (exercitus praeseatalis). Чтобы освободить гражданское население империи от тягостей рекрутских наборов, войска все более и более стали пополнятся иностранцами – варварами, военнопленными или купленными франками, саксами и т. д., чем был нарушен главный принцип предыдущей эпохи, что одни подданные империи и только они должны охранять государство. Рядом с этим проводятся внутренние военные реформы. Старая легионная команда была упразднена. Вместо легатов легиона или провинциальных начальников выступают «пограничные начальники» (duces limitum), которым вверяется командование пограничными войсками (milites limatanei или riparienses). Последние, как думает Моммсен 2428 , сами подразделялись на небольшие отряды, численностью от 500 до 1000 человек по роду тогдашних когорт и ялов, из которых каждый находился под командой особого офицера (tribunus или praefectus). Что касается командования армией, новым полевым войском, то таковое принадлежало императору и призванным к тому особым императорским помощникам по военному управлению, носившим титул magistri militum, в ранге хотя и уступавшим префектам претории, но находившимся с ними в первом классе должностей. Как предполагает Моммсен 2429 , эта должность главнокомандующего была создана Константином Великим . С этого времени во всей империи или после разделения ее в каждой половине выступало два главнокомандующих, один для пехоты (magister peditum), другой-для конницы (magister equitum). Оба они были начальниками не только полевых войск, но через посредство подчиненных им duces limites также и пограничных. Военная юрисдикция сначала уголовная, а позднее и по гражданским делам принадлежала военным властям. По диоклетиано-константиновским установлениям она была вверена у пограничных войск пограничному начальнику (duces limitum), а у полевых – магистру, причем апелляция в обоих случаях шла к императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Нос est enim vere proprieque catholicum; quod ipsa vis nominis ratioque declarat, quae omnia fere uuiversaliter comprehendit. Sed hoc ita demum flet, si sequamur universitatem, antiquitatem, consensionem. Sequemur autem universitatem hoc modo, si hanc unam fidem veram esse fateamur, quam tota per orbem terrarum confitetur ecclesia. Antiquitatem vero ita, si ab his sensibus nullatenus recedamus, quos sanctos majores ac patres nostros celebrasse manifestum est. Consensionem quoque itidem si in ipsa vetustate omnium, vel certe pene omnium sacerdotum pariter et magistrorum definitiones sententiasque sectemur... Itaque cum primum mali cujusque erroris putredo errumpere coeperit et ad defensionem sui quaedam sacrae legis verba furari, eaque fallaciter et fraudolenter exponere, statim interpretando canoni majorum sententiae congregandae sunt; quihus illud quodcunque exurget novitium, ideoque prophanum, et absque ulla ambage prodatur, et sine ulla retractatione damnetur. Sed eorum duntaxat patrum sententiae conferendae sunt, qui in fide et communione catholica sancte, sapienter, constanter viventes, docentes et permanentes, vel mori in Christo fideliter vel occidi pro Christo feliciter meruerunt. Quibus tamen hac lege credendum est, ut quicquid vel omnes, vel plures uno codemque sensu manifeste, frequenter, perseveranter, velut quodam consentiente sibi magistrorum concilio accipiendo, tenendo, trahendo firmaverint, id pro indubitato, certo, ratoque habeator. Quicquid vero quamvis ille sanctus et doctus, quamvis episcopus, quamvis confessor et martyr, praeter omues aut etiam contra omnes senserit, id inter proprias et occultas et privatas opinionculas a communis et publicae generalis sententiae auctoritate secretum sit; ne cum summo aeternae salutis periculo, juxta sacrilegam haereticorum et schismaticorum consuetudinem, universalis dogmatis antiqua veritate demissa, unius hominis novitium sectemur errorem». Vincentii Lirinensis Commonitorium adversus haereses, cap. 1, 3, 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

ordinis, magisterii и jurisdictionis и из них высшее место предоставить первым двум, потому что существу своему они назначены действовать на внутреннюю религиозную сторону человека, a pot. jurisdictionis имеет задачею сделать возможным и обеспечить их успешное действие. Но для области права отношение изменяется. Право по природе своей имеет дело только с отношениями во вне обнаруживающимися. Посему из сих трех полномочий в области права рассматривается одна pot. jurisdictionis по своей внутренней природе, a pot. ordinis и magisterii лишь в той мере, как применение их должно быть внешне упорядочено, и на сколько эти полномочия могут быть объектами jurisdictionis“. „Впрочем, во всей силе, это следует признать только относительно власти учения; ordinis, если посмотреть несколько с другой точки зрения, сама обнаруживает влияние на область права. По общему правилу она есть необходимое условие для рот. jurisdictionis и вследствие сего должно войти в еще ближайшее ее рассмотрение. Potestas ordinis и pot. jurisdictionis способны каждая к разделению на степени. Конечно не каждой степени юрисдикции соответствует и определенная степень посвящения, потому что необходимость регулирования различных внешних отношений обусловливает иную постепенность, чем распределение дарованных церкви благодатных средств. Впрочем, некоторого рода соответствие между ними все-таки существует: ибо носители высших степеней юрисдикций всегда бывают наделены и высшими степенями духовной правоспособности – pot. ordinis. Таковы наделенные высшею юрисдикцией, преемники апп. Петра – папа, далее – епископы, как носители апостольской в своих епархиях власти, подчиненные папе, церковно-правительственные органы, в этом свойстве между собою представляют разные степени, но в рассуждении ordinis стоят в равной степени: так как папа не обладает каким-либо рангом высшим епископской степени. Также точно различие в положении степеней, установленных человеческим правом, между папою и епископами патриархов, экзархов, примасов и митрополитов или архиепископов, опирается не на разности pot.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

1781 Quod ut paribus faciat, admonetur, cum de iisdem istis partibus interrogatur, quibus illa summa constat, quam totam cernere non valebat. Quo si verbis perducitur ejus qui interrogat, non tamen docentibus verbis, sed eo modo inquirentibus, quo modo est ille a quo quaeritur, intus discere idoneus [… постепенно напоминает когда задает ему вопросы по частям, из которых состоит то целое, которое не в состоянии сразу рассмотреть. Если же приводится к этому целому благодаря словам спрашивающего, то он приводится не учащими словами, но вопросами такого рода, которые наиболее удобны для того, чтобы увидел ответ внутри себя самого] (Augustinus Hipponensis. De magistro, 40, PL 32, 1217). 1784 Falluntur autem homines, ut eos qui non sunt magistros vocent, quia plerumque inter tempus locutionis et tempus cognitionis, nulla mora interponitur; et quoniam post admonitionem sermocinantis cito intus discunt, foris se ab eo qui admonuit, didicisse arbitrantur [Заблуждаются люди, называя учителями тех, которые не являются таковыми, потому что по большей части между временем восприятия и временем познания не бывает промежутка; и поскольку после напоминания говорящего быстро следует внутреннее научение, слушающие думают, что научились извне благодаря словам напоминающего] (Augustinus Hipponensis. De magistro 45, PL 32, 1219). 1785 De universis autem quae intelligimus non loquentem qui personat foris, sed intus ipsi menti praesidentem consulimus veritatem, verbis fortasse ut consulamus admoniti. Ille autem qui consulitur, docet, qui in interiore homine habitare dictus est Christus (Ephes. ΙII, 16–17), id est incommutabilis Dei Virtus atque sempiterna Sapientia: quam quidem omnis rationalis anima consulit [Обо всем, что мы воспринимаем, мы вопрошаем не говорящего снаружи, а ту Истину, которая внутри нас и которая стоит во главе самого ума; мы, вероятно, побуждаемся к этому словами говорящего. Тот же, Кого вопрошают, учит, и Он же называется Христом, живущим во внутреннем человеке ( Еф.3:16–17 ), то есть неизменяемой Силой Божьей и вечной Мудростью, Которую вопрошает всякая разумная душа] (Augustinus Hipponensis. De magismro, 38, PL 32, 1216).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

231. 2 6] и вообще только ее имя не отца или матери упоминается там, где идет речь о Вассиане: и его дочь – в честь прабабки – названа  Βασσιαν νεωττη  . Ливаний говорит:  παρ’ μο τε κα ν τας μας διατριβας пришлось Вассиану  κα τραφναι κα νδρω– θναι  б ]. И это легко понятно: осиротевший на 9–10 году от роду в 353 г. мальчик жил у своего неблизкого родственника Ливания. 89 Зимою 354 г. и 1 янв. и 18 февр. 355 г. имп. Констанций был в Медиолане, 3 марта в Сирмии. Gwatkin, 292. – Если диспут, по Гуоткину происходил до 3 марта (см. стр. 63), то непонятно а) почему он состоялся he apud comimamum (rдe в это время все 8 сановников могли бы быть на лицо), а в Сирмии: «следствие на месте» против Фотина было ненужно – он ни в чем не запирался и от своего учения не отрекался, – а появление низложенного епископа среди любившей его паствы могло повести к опасному для его преемника Герминия (Атнап, н. аг., п. 74 fin.) возбуждению умов; б) зачем командированы восемь сановников, когда для данной цели было бы достаточно и одною ив них – в июне 411 г. на конференции карфагенской, несравненно более важной и в церковном и в общественном смысле, чем сирмийский диспут присутствовал только oдuhjudex vir clarissimus et spectabilis Flavius Marcianus, tribunus et notarius (Mansi, IV, 51. 18D. 285B) – Этот второй (б) вопрос решается легко, если императорская kbapmupa (comimamus) haxoдuлacь или в Сирмии иди в его окрестностях: тогда сановникам предстояла только прогулка на интересное заседание. Но во всяком случае Гуоткин остается в долгу пред читателем не попытавшись объяснить, в) почему же оппонентом Фотину выступил не его преемник по кафедре Германий, величина, довольно заметная в свое время. Вмешательство постороннего, Василия анкирского, набрасывала невыгодную тень па репутацию Герминия как ученого богослова. 92 В равном с четырьмя praefecti praetorio ранге в 350–355 гг. стояли и viri illusties: praefectus Urbis Romae и – должность, учрежденная лишь 11 декабря 359 г. – praefectus urbis ConsmanmInopolimanae. 93 Viri spectabiles vicarii былu uмehho comimes; это между прочим видно из того, что один из самых важных викариев имеет mumyл: vir spectabilis comes Orientis. На codicilli викариев диэцеэов асийского, Понтийского и фракийского (Notitia dignitatum, Or. 24,а; 25,а; 26,а) красовалась надпись. COMes ORDinis PRimi. – Постепенно из числа комитов, до ранга illustris возвысились magister equitum peditum, quaestor, magister officiorum, comes sacrarum largitionum, comes rerum privatarum, а наконец даже и comes domesticorum equitum peditum. Cod. Theod. 6, 7, 1; 6, 9, 1. 2; 6, 26,17; Not. digiiit., Or. 5–15; Mansi, VI, 563–566.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Невежда 2–3. From their location in A both poems seem to be taken from Faber, In Festo S. Andreae, No. 5 «Qua ratione omnes christiani sequi possint ac debeant Christum», sect. 1 «Sequendus intellectu». Here Faber talks about heretics who lead others astray because they themselves do not understand the Scriptures: «Qui Deo ingentem faciunt iniuriam, quod eius verba examinant et suis rationibus metiuntur, velut si noctuae radios Solis vellent examinare.» Published in Eremin. Невеждество трегубо. Taken from Meffreth, Dominica 6 Post Invocare, No. 2: «Dicit tamen Magister lib. 2. dist. 22. quod ignorantia est triplex: scilicet eorum, qui scire nolunt, cum possunt, quae non excusat, quia & ipsa peccatum est. Et eorum, qui scire volunt, & non possunt, quae excusat, & est poena peccati, non peccatum. Et eorum, qui quasi simpliciter nesciunt, non renuentes vel proponentes scire, quae neminem excusat plene. Sed sic fortassis minus punientur. Haec Magister» (Pars hyem., p. 231). Неверие . Taken from Faber, In Festo S. Thomae Apostoli, No. 8 «Mysteria [on the Gospel for the day, viz. John 20.19–31 ]», sect. 5 «Quomodo credidit Thomas, si vidit»: «Secundo proprie et fide divina quia scilicet hominem vidit, ut inquit Sanctus Gregorius horn. 26. in Evang. et Deum confessus est, credidit eumdem propria virtute et potentia (quam non vidit) surrexisse.» Незнание . Based on Faber, In Festo S. Nicolai, No. 3 «Unumquemque suis talentis contentum esse debere», sect. 4 «Bonis animi naturalibus»: «Multi multa sciunt, et se ipsos nesciunt, ait S. Bemardus.» This immediately precedes the passage from which Simeon takes the poem Зhahue(q.v.). Published in Рапепко and PLDR. Непокоривыя Бог оставляет. Taken from Faber, Dominica 4 Post Pascha, No. 4 «Quatuor deplorandi Christi discessus», sect. 3 «Cum hominem incorrigibilem deserit, ad modum recedentis solis»: «Sic enim et medicus, postquam aeger medicamenta omnia repulit, vel non iuxta praescriptum vixit, tandem eum deserit, aut aliqua praescribit parum efficacia.» The tenor of this simile, that God deserts unrepentant sinners, is stated earlier by Faber.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Так, одним из высших должностных лиц государства стал препозит священной спальни (praepositus sacri cubiculi). Эту должность обыкновенно занимали евнухи. Одинаковым с ним рангом vir illustris (сиятельный муж) обладал начальник служб (magister officiorum), что соответствовало гофмаршалам позднейших европейских дворов. Высший ранг vir illustris имели также правитель императорских имений, или сальтусов (comes rerum privamorum); министр финансов (comes sacrarum largitionum), в ведении которого находилась государственная казна – aerarium sacrum, а также все фабрики и мастерские; квестор, являвшийся секретарем императора и его главным советником по законодательству (quaestor sacri palatii), и два начальника дворцовой стражи (comites domesticorum): один из них командовал конной, а другой – пешей гвардией. Высшие сановники империи имели титул comes (комит) – спутник, или друг, императора. При этом они разделялись на два ранга – comites primi ordinis и comites secundi ordinis. Комиты второго ранга назывались viri specmabiles (высокородные мужи). К их числу принадлежали «примицерий священной спальни (primicerius sacri cubiculi), примицерий нотариев (primicerius notariorum), castrensis sacri palatii, ведавший дворцовыми работами и различными службами, и четыре начальника канцелярий (magister scriniorum)» . Нижестоящие сановники именовались notarii. Весь штат придворных чинов и имперских канцелярий именовался «дворцовым войском» (militia palatina). Священным назывался и высший государственный совет – sacrum consistorium, еще при Диоклетиане заменивший совет принцепса – consilium principis. Каждый высокопоставленный сановник имел свою канцелярию – officium. Чиновники, включенные в штаты этих канцелярий, именовались agentes in rebus, среди них числились также агенты тайной полиции – так называемые curiosii, в буквальном переводе – «любопытные». В 335 году своими соправителями с титулами цезарей Константин Великий назначил трех сыновей, родившихся от Фаусты, – Константина, Констанция и Константа, а позже, когда в 336 году праздновался 30-летний юбилей его правления, такого же титула был удостоен его племянник – сын его единокровного брата Далмация, носивший отцовское имя, младший же брат юного Далмация, Ганнибалиан, помолвленный с дочерью Константина Константиной, не только стал цезарем, но и был направлен правителем Понтийского диоцеза с заимствованным у персов титулом царя царей.

http://pravoslavie.ru/45081.html

В 1383 г. на синоде Утрехтского еп-ства Г. произнес проповедь, где осудил конкубинат священников и симонию в среде епархиального клира, призвав отлучать от Церкви священников, уличенных в сожительстве с женщинами. Проповедь получила известность, но к епископу Утрехта стали поступать доносы на Г. от клириков, в к-рых содержались порочащие его сведения. В это же время доминиканцы и августинцы-еремиты выступили с требованием применить к появившимся общинам общей жизни постановления Вьеннского Собора (1311-1314), принятые против бегардов и бегинок и осудившие их деятельность как еретическую. Осенью 1383 г. Г. было запрещено проповедовать на территории Утрехтского еп-ства. Пытаясь восстановить свои права, Г. через друга, парижского кантора, д-ра богословия В. Сальварвиля, послал в Рим письмо папе Урбану VI . Дожидаясь ответа, Г. поселился в августинском мон-ре Эмстейн, где занимался чтением, прежде всего Свящ. Писания, и переводами с латыни на народный язык заупокойной службы, 7 покаянных псалмов, часослова, предназначенного для индивидуальной внецерковной молитвы, к-рый в XV в. стал самой читаемой книгой в Нидерландах, а с голл. языка на латынь - соч. Я. ван Рёйсбрука «Одеяние духовного брака» (De ornatu spiritualium nuptiarum). Г. умер от чумы, к-рой заразился, ухаживая за больными. Соч.: Sermo magistri Gerardi Magni dicti Groot de focariis//Archief voor kerkelijke geschiedenis inzonderheid van Nederlanden. Leiden, 1829. Vol. 1; Gerardi Magni Epistolae/Ed. W. Mulders. Antw., 1933; De simonia ad beguttas. Gravenhage, 1940; De Navolging van Christus. Amst., 1944; Contra turrim Traiectensem. Gravenhage, 1967; Lettres et traités/Ed. G. Epiney-Burgard. Turnhout, 1998; Opera omnia. Pars 1: Prolegomena ad Gerardi Magni Opera omnia; Contra Turrim Traiectensem/Hrsg. R. Hofman. Turnhout, 2003. Пер.: Ioannis Rusbrochii. Ornatus spiritualis desponsationis Gerardo Magno interprete/Hrsg. R. Hofman. Turnhout, 2000. Ист.: Busch J. Chronicon Windeshemense: Liber de reformatione monasteriorum/Hrsg. K. Grube. Halle, 1887; Horn P. Vita magistri Gerardi Magni//Nederlandsch archief voor kerkgeschiedenis. Gravenhage, 1909.

http://pravenc.ru/text/168177.html

Members of the Legal Affairs Committee, which deals with legal issues including family law, had also voiced their opposition to the bill, fearing that it could create problems in adopting children from abroad, as some countries, including neighboring Russia, are hesitant to send children to countries with gender neutral marriage laws, Finnish English language news site YLE Uutiset explained. Prior to the vote, the proposed bill met with a great deal of enthusiasm, collecting about 167,000 signatures in a country of 5.4 million last December so that the parliament might deliberate on and debate the issue. Party whips from all parties were said to have allowed members to vote according to their conscience, YLE Uutiset explained. 1 декабря 2014 г. Предыдущий Следующий Смотри также Church of Norway rejects same-sex " marriages " Church of Norway rejects same-sex " marriages " The General Synod of the Lutheran Church of Norway has denied same-sex couples the right to get married in the church. The respective decision was supported by majority of votes at the meeting of the supreme representative body of the church, which ended on Tuesday in the town of Kristiansand. North Carolina Magistrate Resigns Over Gay Marriage Mandate: It ‘Would Desecrate a Holy Institution Established By God’ North Carolina Magistrate Resigns Over Gay Marriage Mandate: It ‘Would Desecrate a Holy Institution Established By God’ Kallam, who will leave his position effective October 31, also said that it wasn’t his understanding when he took the oath of office that he would be forced to marry gays and lesbians. Let Your Yea Be Yea and Your Nay Be Nay Sergei Khudiev Let Your Yea Be Yea and Your Nay Be Nay Sergei Khudiev There are questions which we cannot avoid and from which we cannot hide in a fog of rhetorical questions and vague allusions. Basically, there is the question of whether single-sex cohabitation is a sin which separates people from the Church, or not. Комментарии Troy John Heffernan 10 мая 2015, 04:00 Sickening! © 1999-2015 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/75552.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010