– О римском католицизме и его отношениях к православию 2 части. М. 1869–70. – О русском церковном управлении СПБ. 1898 – Отношение римск. церкви к греческ. церквам со времени разделения церквей. Душеп. Чтение. 1868. XI, XII. – Первые лекции по церковной истории. М. 1872. Иконников В. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев. 1869 Ильинский В. Общественное служение женщины в христианской церкви. СПБ. 1908 г. – Отделение церкви от государства во Франции. (Закон 1-го декабря в связи с прошлым и настоящим). СПБ. 1997 г. Ильминский Ф. Н.. Свящ, Синтагма Матфея Властаря . Москва. 1892. – Собрание или алфавитная Синтагма М. Властаря , по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное н обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем. Симферополь. 1901. Имущества церковные подлежат ли действию давности? Журн. СПБ. Юрид. Общ. 1894. X. Инструкция благочинному приходских церквей, изъясненная указами Св. Синода, распоряжениями епархиального начальства, Сводом Законов и церковной практикой. Изд. 3-е, составил благочинный протоиерей Александр Малевинский. СПБ. 1910. Инструкция настоятелям церквей, изъясненная указами Св. Синода, правилами св. отец, Сводом Законов п церковной практикой, утвержденная определениями Св. Синода 8 мая –4 июля 1901 года. Составил благочинный протоиерей Алексанлр Малевинский. СПБ. 1912. Инструкция церковным старостам (Высочайше утвержденная 12 июня 1890 г.), изъясненная указами Св. Синода Сводом Законов, распоряжениями епархиального начальства и церковной практикой. Составил благочинный протоиерей Α. Малевинский. СΠБ. 1912. Истомин К. Папство, как причина разделения церквей. Харьков. 1895. Justellus C. Βλος χαννων τς χαθολιχς χχλησας. Codex canonum eccles. universae a Justiniano confirmatus. Paris. 1610. Иаков, архиеп. Яросл. Ожидаемый собор всероссийской церкви и предметы его занятий. Ярославль. 1906. Иоанн, арх. Обзор постановлений о браке в православной церкви. Правосл. Собеседник. 1859. Т. II, III.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Здесь припоминаются нам слова Павла Алеппского о Никоне, когда он находился еще в полной власти и силе: «Доходы монастыря Св. Троицы (Сергиева) равнялись третьей части доходов царских, но патриарх силою взял себе половину тех доходов монастырских, говоря: патриарх имеет на это больше права. Точно так же он взял большую часть сокровищ из монастырей царских, как мы после достоверно узнали, и перенес в свою патриаршую церковь, где в них вовсе не было нужды, обогатив ее, таким образом, великолепными ризами, покрытыми жемчугом и камнями высокого достоинства, золотыми сосудами и другими дорогими вещами и оставив монастырям только самую небольшую часть» (Путеш. патр. Макария. Кн. 10. Отд. 7, в т. 2. 77 Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 16 Официальная записка, содержащая в себе самый указ государя о созвании Собора и грамоту к Цареградскому патриарху, в СПб. Государств. архиве, между бумагами о Никоне, под 74 В конце грамоты сказано, что она писана «в лето от создания мира 7171», потом прибавлено: «От Воплощения Бога Слова 1662, месяца декабря, дня». Но по сторонам грамоты, где сделаны указания, как писать адресы к каждому из патриархов, помечено под этими указаниями: «171, декабря в 26 день». Там же на стороне грамоты сделана заметка: «Посланы те великаго государя граматы ко Вселенским патриархам с черным дьяконом Мелетием греком, а на дорогу дано шестьсот ефимков из Приказу тайных дел». О времени прибытия иерод. Мелетия в Москву, о жалованье ему как учителю певчих и переселении его к Паисию Лигариду — Москов. главн. архив. М. и. д. Дела греческ. Связк. 34. 9 связк. 37. 2 связк. 38. 3 связк. 39. 2 связк. 42. 1 Документы о всем изложенном — в Государ. архиве между бумагами о Никоне, за 89 Напечатаны у Гиббенета Истор. исслед. дела п. Никона. 1. С. 145–149, 247–265, 267–270 Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 16, 19 А. э. 4. 140 Записки Отд. русск. и славян. археол. 2. 533–562, 566–572 Никона Возраж. на 26 вопр. и отв., по воскресен. списку. Л. 895–897 ; Паисия Лигар. О Соборе, бывшем в Москве на Никона. Ч. 1. Гл. 17

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Положение армян в Турции. Сборник с предисловием Камаровского. Изд. 1896 г. Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств 12 июня 1890 г. Положение о новом управлении делами армяно-грегор. церкви. Журн. Мин. Внутр. Дел. 1836. II. Положение о служебных правах и окладах содержания военного и морского духовенства. Христ. Чтение. 1892. V, VI. Полянский И., свящ. Старообрядцы и Высочайший указ 17 апреля 1905 г. М. 1905. Полянов А. Рассуждение о старообрядческих общинах ты. М. 1915. Попов А. В. , проф. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Исследование. Казань. 1904. Попов В. О Св. Синоде и Об установлениях при нем в царствование Петра. Журн. Мин. Нар. Просв. 1881. II, III. Попов Д. свяш. О возрождении церковно-приходской общины. Харьков. 1906. Попов И. О самоубийстве. Богосл. Вест. 1898. III. Попов К. Учение 12 апостолов. Новооткрытый памятник, в перев. с греческ. М. 1906. Попов Н. Император Лев VI и его царствование в церковно-историческом отношении. М. 1892 Попов Н. , свящ. Заслуги Византии пред Европой. М. 1905. Поспелов И. О настоящем положении православия в Лифляндии. Правосл. Обозрение. 1865. III, IV. Poschinger H.v. Der Eigenthümer am Kirchenvermögen. München. 1871. Постановления Апостольские. (В русском переводе). Н. 1. Казань. 1864. Потехин С., свящ. Как возможно в настоящее время обновить православно-русский церковно-приходский строй. Киев. Правда вселенской Церкви о русской и прочих патриарших кафедрах. 1903. Правда о выборном начале в духовенстве. Православного мирянина. СПБ. 1871. Правила св. Апостол, св. соборов всел. и поместных, и св. отец с толкованиями. Изд. Моск. Общ. люб. дух. просвещения. М. 1876 и сл. Правила 17 октября 1906 года о старообрядческих общинах и их духовных лицах. Церк. печ. М. 1907. Православная Богословская энциклопедия, под редакцией проф. А. П. Лопухина и проф. Н. Н. Глубоковского . 12 т. СПБ. 1900–1911. Православная румынская церковь в румынском королевстве и в Австро-Венгерской Империи. Христ. Чт. 1890. Ч. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

6854 Генвар. Инд. 14. Его же об иениях м. Иверского. 6854 Апрел. Инд. 14. Его же об имениях м. Филофеевского. 6854 Апрел. Инд. 14. Филоф. Его же об имениях мю Зографского. (Есть выметки). 6854 Апрел. Инд. 14. Зограф. Его же об имениях м. Ватопедского. 6854 Мая. Инд. 14. Ватоп. Его же о имениях м. Есфигменского. 6855 Декабр. Инд. 1. Есфигм. Его же об методах м. Есфигменского. Его же об имениях м. Рускаго. 6855 Генвар. Инд. 1. Его же о принесении в дар главы Св. Пантелеймона м. Рускому. (Замечено содержание). 6855 Генвар. Инд. 1. Его же об освобождении имений Лавры от всяких повинностей. 6856 Декабр. Инд 1 Лавра. Его же о записи Матери Божией Архилевской разных сел. «Господи Боже мой великое и неисповедимое твое милосердие». 6857 Инд. 10. Хиланд. Хрис. То же Стефана Царя Сербского о деревне Аравеникии, принадлежащей м. Дохиарскому. 6857 Март. Инд. 2. Дохиар. Его же об имениях м. Руского. «Благочестно и великолепно и достодолжно». NB. Есть другой подобный хрисовул его на бумаге того же года, месяца и числа. 6857, Июня Инд. 2. Руский. Его же о церкви Св. Николая на Пшини, записанной Митрополиту Сераскому Иакову, да сию има до своего живота. (Замечено содержание). 6861 Инд. 6. Его же о селе земли Карбинчской, принадлежащей Хиландру. 6863, Июня Инд. 8. Хиландар. Христовул Царя Стефана Уроша, подтверждающий имения Кесарици, жены Кесаря Прелюба. «Се что добро, или что красно». 6865 Инд. 10. Лавра. Хрисовул Царя Стефана Уроша об имениях м. Хиландрского. «Се ино, что добро и что красно». 6869 Инд. 14. Хиландар. Его же о разных имениях м. Хиландарского. «В пространстве Божественные силы небесного разума». Его же о приложении Лавре монастыря всех Святых с имениями его, созданного его матерью. «Понеже иже в Святой горе Афона». . . . . Ноябр. Инд. 15 Лавра. Хрисов. Деспота Иоанна Углеша об основании м. Симонопетрского. (Греческ. Перевод с Сербского). 6872 Окт. Инд. 7. Симон. Его же решение спора о земле между Епископом Иериссовским Иаковом и монастырем Зографским. 6877 Февр. Инд. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

12 Есть еще притчи, каковы: о брачном пире для царского сына, о милосердном самарянине и некоторые из вышепоименованных, в которых эти две идеи (объективные нормы царствия Божия и различное отношение к нему людей) нераздельно соединены вместе в одной картине. 13 Притча о блудном сыне, если одновременно изображает еще и внутреннее обращение грешника к Богу, то только в основных моментах («В себе пришед... востав иду... и востав иде»...). А главное, она изображает только подготовительный период в душе человека к принятию благодатных даров царствия, на которые притча только указывает («Изнесите одежду первую... дадите перстень на руку его» и пр.), совершенно не касаясь самой внутренней благодатной жизни царствия и ее развития в душе человека. 16 De mentali quietudine. MP. gr. t.. Cl;, col. 1068D; русск. перев., въДоброт. т. V, 2-е изд., стр. 269. Ср. Златоуст твор. в русск. перев. m.-V.1 стр. 303. Также Симеон НВ. нижецитир. греческ. изд. его твор. ν Σρ 1886 μρος II, λγος XXXIV, σελς 50. 18 Это послание написано приблизительно в конце первых Римских уз ап. Павла, около 63 г., тогда как первое послание к Тимофею Апостол писал, несомненно, уже по освобождении из этих уз. 21 В некоторых изданиях, вместо μυστριον, стоит здесь μαρτριον, но первое чтение является, кажется, наиболее авторитетными и согласным с контекстом речи. 22 In epist. ad Ephes. homil. I. MP. gr. t. I.XII, col. 15; русск. перев. твор. г. XI, стр. 12 – 13. 25 В некоторых изданиях нет дальнейших слов: κα Πατρς κα το Χριστο. «Тайну Бога и Отца и Христа» Златоуст понимает как привлечение к Отцу чрез Сына, что является тайной Божией. In. epist ad Coloss. homil. V. MP. gr. t. LXII, col. 334: русск. перев. т. XI, стр. 399 27 Особенно чудесными были случаи обращения Лидии порфиропродательницы и стража темничного, а особенно успешной проповедь Павла была у Ефесских и Коринфских язычников, у Филлиппийцев и Фессалоникийцев. 28 В последнем изречении Апостол сознательно усилил и осложнил свою речь для выражения всей полноты своих мыслей и чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

В Восточной церкви св. Наркисс воспоминается 31 октября и 4 января; у католиков память его положена также 31 октября. Святой апостол Апеллий Его упоминает ап. Павел в Послании к Римлянам (XVI, 10). «Целуйте Апеллия, искусна о Христе». Преосвященный Феофан, в Толковании сего послания пишет «Апеллия искусна, или искусного, хорошо умеющего и проповедовать веру и утверждать в ней, и защищать ее и вообще все вести дела о Христе Господе; или испытанного, так что на него во всем можно положиться; ибо он делом доказал, что искренно верует, искренно предан делу веры и всем верующим» (Изд. 2, Москва 1890. стр. 399). «Ничто не равняется с этою похвалою, говорит св. Иоанн Златоуст , – быть неукоризненным и даже не подавать повода к укоризне в делах по Богу. И когда апостол называет Апеллия искусным о Христе, то выражает тем все добродетели (Толков. св. Златоуста на Послание к Римлянам Спб. 1902). Но кто был Апеллий (или Апеллес)? Его имя упомянуто в Новом Завете только один раз, в Послании к Римлянам, то, думают, что он был членом христианской церкви в Риме и одним из выдающихся, хотя может быть, и незнатного рода. В службе собору св. 70 апостолов 4 января упоминается о нескольких Апеллиях и называется то Апеллием (4 песнь канона; имя Апеллия упоминается в службе 4 раза), то Апеллом (отличным от Аполосса, в 3-м стихе на Господи воззвах в этом стихе упоминаются Апеллий и Аполлос, также и как в 2-м стихе). В греческих и славянских Минеях этот апостол называется Апеллием, Апеллом, Апслессом. Из разнообразного и главное неоднократного упоминания (особенно в службе 4 января, где большинство из 70 апостолов упомянуты только по одному разу), видно, что Апеллиев было несколько. В Синаксаре (Греческ. Минеях) Никодим различает двух Апеллиев, одного из них считает просто апостолом, а другого одним из 70 апостолов. «Нужно, – пишет он, – различать двух Апеллиев. Сей (речь идет об апостоле Апеллие, память которого 7 сентября) Апеллий апостол, а другой – Апеллий, бывший епископ во Фракии Ираклийской, воспоминается 31 октября вместе с Стахием, Амплием и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

1277 г. монаст. Хилиндаря на Афоне (стр. 751–756). ы) " πωφιλομνη πρς θεν τσιος εχαριστα, καθ ν μραν πελβομεν τν το θεο κκλησαν, σν ποδεξει τν τς εσεβεας δογμτων κα καταστροφ τς κακας δυσσεβημτων, по рукоп. монастыря Котлумуша на Афоне. Преосв. Порфирий списал эту статью в 1858 г. на Св. горе, где » ττε γινε, замечает он, βροχ αγδαα ν λ τ ρει γ», в 2-х списках, но 2-й не полный (стр. 759–816). ь) Служба с акафистом и молебном иже во святых отцу нашему Спиридону Тримифунтскому чудотворцу (XVII, XVIII и XIX веков) с предисловием и послесловием. Служба и акафист только на славянск. языке (стр. 817–910). э) Радостный миру акафист честному животворящему кресту Спасителя нашего Иисуса Христа, по венецианск. изд. 1775 г. (стр. 913–925). ю) Акафист архангелу Михаилу блажен. Августина, епископа иппонийского (на греческ. и русском языках, чистовой) с предисловием. Этот список имеет связь с предыдущим, потому что в конце его сказано: «конец смотри выше» (стр. 311). «1851 года 3-го Сентября. Арханг. мрь в Iepycaлuмe» (стр. 937–974). 33;) Акафист божественным архангелам (на греч. и русск. яз., – чистовой) с предисловием (стр. 981–1020). После него следует черновая только русск. перевода и затем черновая служб и акафиста св. Спиридона Тримифунтского с прибавлением списков, служивших о. Порфирию для составления сводного текста. Таков список молебна святому Спиридону, составленного иером. Константином Типалдом, потом митрополитом ставропольским и начальником богословского училища на острове Халки (стр. 1023–1114). Затем следует «Константинопольский патриархат. Богослужение», где на первом месте поставлено «Славянщина. Богослужение»; здесь находятся: 25;) Чин службы святительской (Чистовая и затем черновая); – стр. 1115–1191. 31;) «От свитка освященнейшего собора, о исправлении книги сея, Служебника» с «Пределом освященного собора» и «Изречением общим». Из Служебника, изданного в Москве в 1668 г. (стр. 1195–1213). 27;) «Чтение литургии Иоанна Златоустог о, совершаемой в единоверческом Высоцком монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Примерно такой же взаимный контакт души с Богом, ощущает христианин во время молитвы. Этот контакт, общение и есть главное действие молитвы, во время которой христианин очищает свою душу и получает от Бога Благодать Святого Духа. И если близкий человек, друг, не всегда окажется рядом в нужный момент, то Господь всегда и везде в тот же миг готов услышать обращенный к нему сердечный призыв. Великое счастье для души - постоянно пребывать в неразрывном общении со своим Творцом, всегда ощущать полноту благодатного присутствия Бога в сердце. Это - достижимо. И главный инструмент достижения этого счастья души - непрестанная молитва. Молитва, совершаемая постоянно: дома, в пути, за работой, и, конечно же, в храме - месте, специально для молитвы созданном, месте, где пребывает Дух Божий. Храм - это место, где ваша молитва многократно усиливается общей молитвой Церкви, вашим участием в священнодействиях, совершаемых священнослужителями. Вопрос: Что такое священнодействия? Ответ: Священнодействиями называются Таинства Церкви, Уставные Богослужения, различные молебные чины, т.е. те действия Церкви, в которых не видимо, но реально через специально поставленных для этого священнослужителей действует божественная благодать святого духа , очищающая, просвещающая и насыщающая христианские души, соделывающая их достойными Царствия Божия. Благодать Вопрос: Что такое Благодать Святого Духа? Ответ: Благодать Святого Духа - " спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни " . (Брошюра " Всенощное бдение. Литургия " изд. Московской Патриархии. Москва. 1991 г. стр. 54). Благодать Святого Духа (сокращ. благодать ) - это реально существующая Божественная энергия (энергия - деятельная сила греческ.), дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви . О Благодати Святого Духа следует рассказать подробней, так как это ключевой вопрос в понимании внутренней жизни Церкви, её предназначения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поэтому православный христианин должен знать, что он поклоняется не доске или холсту с красками, а изображенному на них Богу. Иконе же христиане не поклоняются, но почитают её как святыню, как видимый Образ невидимого Неба, как окно в Царствие Божие, через которое мы видим Господа, Пречистую Божью Матерь и Святых Его. Нужно также знать, что для того, чтобы созданное изображение стало Святой Иконой, инструментом для общения с Жителями Небесного Царства, оно должно быть освящено православным епископом или священником через чтение особых молитв и окропление святой водой. В момент освящения иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней, Образом, через который мы получаем доступ к Первообразу, изображенному на ней. Обычно христиане, приходя в храм, ставят свечи и молятся перед праздничной иконой в центре храма, перед чтимыми образами Спасителя Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, перед иконой святого, чьё имя они носят (если в храме нет отдельной иконы вашего небесного покровителя, поставьте свечу, и помолитесь перед иконой «Всех святых»). Также ставят свечи на «канун» (канон) – небольшой четырёхугольный стол со множеством ячеек для свечей и небольшим Распятием на нём, и молятся о упокоении душ усопших близких в Царствии Божьем. Кроме того, когда вы приобретаете свечи, вы можете подать записки с именами родных и близких для поминовения их священником «о здравии и спасении» и «о упокоении» а также заказать молебен или панихиду (как заполнить записки, вам подскажут служители, продающие свечи). Очень важно перед Божественной Литургией подать записки на проскомидию (проскомидия – приготовление греческ .), во время которой священник, прочитывая записки с именами, вынимает за них частички из просфоры, которые после совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы погружаются в чашу с Кровью Христовой с чтением молитвы «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых в записках людей подаётся Благодать Святого Духа очищающая от грехов, укрепляющая на пути добродетели живых и подающая радость усопшим. Поминовение усопших

http://azbyka.ru/katehizacija/vocerkovle...

Давид Мендель, так назывался Ав. Неандер до обращения в христианство, сын бедного еврея-ремесленника, родился в 1787 г., в г. Геттингене. Детство его было довольно тяжелое, вследствие бедственного материального положения семейства и частых ссор между его родителями. Разойдясь с мужем, его мать переселилась с ним, своим маленьким сыном, в Гамбург, где он и получил низшее, а потом среднее образование, благодаря материальной поддержке их родственника, доктора медицины Штиглица. В средней школе Мендель немало уделил труда классическому образованию, много занимался юриспруденцией, а в последние годы увлекался Платоном, Плутархом, которые были для него предварительной школой к христианству, но особенное влияние произвели на него речи Шлейермахера о религии. Начавшееся влечение к христианству было поддержано, даже усилено его друзьями, товарищами по гимназии, между которыми находился особенно близкий ему человек Нейман. В 1806 г. 11 февр. Давид Мендель крестился, приняв имя Иоанн Август Вильгельм Неандер. Фамилия Неандер есть греческий перевод немецкого слова Neu-Mann – фамилия его друга – новый человек (Neu-Mann, греческ. Νες νρ). Вскоре после этого, по окончании курса в гимназии, Неандер отправился для продолжения образования в Галльский университет, где в это время состоял профессором и Шлейермахер. Но военные события 1806 г. заставили Неандера перейти в Гёттингенский университет. Здесь он подпал влиянию проф. Иакова Планка, который не только вызвал в нем желание готовиться к академической деятельности, но и внушил ему род ученых занятий историческими монографиями, которыми так прославился А. Неандер. Под влиянием новых занятий Неандер отложил в сторону философов: Фихте, Шеллинга и даже философа-богослова Шлейермахера, и принялся за изучение новозаветных писаний и отцов церкви. Вскоре, по окончании университетского курса, Неандер был призван в 1811 г. на кафедру в старейший Гайдельбергский университет. Но недолго он оставался здесь. Уже в 1813 году он получил приглашение в Берлинский университет, где в это время находился и Шлейермахер. С 1813 г. до самой смерти, последовавшей в 1850 году, Неандер состоял профессором Берлинского университета и со всей ревностью отдавался изучению раз избранного им предмета 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010