Кельтами назывался обширный народ, живший в древнее время в западной Европе, в нынешней Англии, Испании, Италии, Швейцарии и особенно во Франции; обитали они и в Малой Азии (в области Галатии, где они назывались Галатами). Со временем Кельты слились частью с Германцами и древними Римлянами (французы, испанцы, итальянцы, англичане), частью сохранили свою народность и доныне (ирландцы, шотландцы).  Скифы — греческое название многочисленного народа, жившего в Азии и Европе, по берегам Черного моря, и особенно в нынешней южной России.  Хиротония (греческ. слово) — рукоположение или посвящение в какую-нибудь должность.  Ефес, один из крупных торговых городов — на западном берегу Малой Азии; в древности славился знаменитым храмом Дианы (языческой богини луны и плодородия). Здесь проповедовал христианство и жил святой Апостол Павел; здесь же долгое время проживал и святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов; здесь в 431 г. происходил третий Вселенский Собор. Кафедра Ефесского митрополита пользовалась, как кафедра Апостольская, особым значением на Востоке.  Симония — святокупство, когда одни дают, а другие восхищают священную степень не по достоинству, но за деньги. Название Симонии произошло от Симона волхва, который хотел купить у Апостола Петра дар Св. Духа, чтобы творить чудеса.  Творения Иоанна Златоустого еще в IV и V веках приобрели большую известность во всем христианском мире; они хранились, как драгоценность, в царских чертогах и писались золотыми буквами. До нашего времени многие из его творений не дошли; тем не менее от него сохранилось столько творений, сколько не осталось ни от одного отца и учителя Церкви. По греческому часослову всех творений Иоанна Златоустого, дошедших до нашего времени, насчитывается до 1447 и писем до 244. Больше всего осталось от Иоанна Златоустого проповедей и церковных бесед. Проповеди святого Иоанна поражают своею стройностью, глубиною мысли и разнообразием содержания. «Не говорю о других, — писал о Златоустом св. Исидор, — сам Ливаний, столько известный по красноречию, изумлялся языку знаменитого Иоанна, изяществу его мыслей и силе доказательств».

http://pravoslavie.ru/66135.html

( < < back) учение об отцах Церкви. Филарета, архиеп. Черниговского. Изд. 1859 г. т. 2, с. 26. ( < < back) выписки и целое сочинение об Аэндорской волшебнице с речью к императору Константину, изданы в четвертом томе Голландовой библиотеки и Мина Patrolog. Т. 18. Еще в Фабрициевой греческ. библиотеке (Т. 9, р. 133, fol 68, 170). Историч. учен. об отц. Церкви. Филарета арх. Чернигов. 1859, т. II, с. 26. ( < < back) учен. об отцах Церкви. Филарета, арх. Чернигов. 1859 г. т. II, с. 27. ( < < back) в своде толкований на книгу Бытия (Fabrit. Bibl. graec. 8, р. 641,643–645), на книги Царств и на притчи Соломоновы (Bibliot. Coislian р. 43–45, р. 60, 247). ( < < back) был знаменитым христианским учителем Александрийской церкви в половине третьего века (скончался в 254 году) и выдающимся катехизатором Александрийского согласительного училища, а потом в Кесарии Палестинской в сане пресвитера. Ориген родился в Александрии в конце второго века и остался 17-летним юношей после отца, казненного за исповедание христианства. В Дециево гонение был заключен в тюрьму, разрушившую его здоровье, отчего он и скончался около 70 лет. За неутомимость в труде был прозван «адамантовым». Многие св. отцы Церкви были обязаны Оригену первоначальным своим научением и обращением из язычества в христианство, например, св. Григорий Неокесарийский. Многочисленные его сочинения направлены к защите христианства против еретиков, врагов христиан, и особенно замечательны труды по Св. Писанию, где он пытался согласовать веру со знанием и философией, но Ориген выражал часто произвольные, не разделяемые всею Церковью, толкования и мысли, например, о Лицах Святой Троицы, о создании душ, хотя высказывал их, как личные свои предположения, которые его поклонники развивали до крайности и до ереси. В шестом веке Оригена обвиняли в десяти ересях, и на поместном Константинопольском соборе в 543 году Ориген осужден, как еретик, предан анафеме, а сочинения его объявлены подлежащими истреблению, как еретические. ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

112 В том числе по богословию, немецкому, французскому и древним языкам и по ряду основных дисциплин. Кроме того, как удостоверяет «Свидетельство» от 6 апреля 1910 г. за подписью М. Любавского, он прослушал еще двадцать курсов- " логику, психологию, введение в философию, государственное и гражданское право, политэкономию, историю (древнюю, новую, средних веков, Церкви литературы, искусства, философии, политических и социальных учений, южных славян русскую), географию, сравнительное языковедение, языки (греческ. Латинск. и старо–церковнославянский). Диплома он удостоен 30 мая 1910 г., а в типографском по исполнении – 23 декабря 1910 г. 115 В советское время переименован в 3–е отд. 1–й секции ЕГАФ, затем в 1–ое отделение Госархива РСФСР, потом – во 2–е отделение Древлехранилища РСФСР (до 4 сент. 1925 г.). 117 По этой линии в начале апреля он участвовал в расследовании деятельности ректора Академии еп. Феодора. Еп. Феодор, ректор МДА, как оказалось, явился инициатором публикации лаврской типографией «Пасхального послания» смещенного со своего поста моек, митрополита Макария. Послание выражало негодование митрополита этим смещением и его готовность вернуться на Московскую кафедру, чего вовсе не хотело московское духовенство, видевшее в нем ставленника Распутина. В документах по делу о «Воззвании митр. Макария» [ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 204, д. 146] было сказано, что член Распорядительного Комитета И. А. Голубцов в присутствии других его членов заявил о своем мнении, что еп. Феодор принимал самое близкое участие в составлении воззвания, поскольку: 1) корректуру воззвания было приказано направить епископу Феодору; 2) ремарка на воззвании («митрополит Макарий отрекся недобровольно») и по характеру и по почерку принадлежит еп. Феодору; 3) вопрос о церковной школе, поставленный на первый план среди вопросов, самовольное решение которых приписывается Обер–прокурору, также затрагивает, в первую очередь, еп. Феодора, а не митрополита. Свои соображения о виновности еп. Феодора привел и другой член Распорядительного Комитета – А.К. Мишин, лектор французского языка Дух. Академии. Этот инцидент в какой–то мере, может быть, ускорил увольнение (с 1–го мая) епископа Феодора с поста ректора Академии, чего энергично добивались в 1917 г. студенты и добрая половина профессорской корпорации за то самоуправство и чистку Академии от независимо мыслящих профессоров, которые проводил епископ Феодор с 1909 г., не брезгуя никакими способами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Павел называет его по имени и включает в число «братии». Имя этого апостола – Ерм греческое, но в то время многие и из природных иудеев нередко носили греческие имена (в числе апостолов были: Петр, Андрей, Филипп и др.) и с большею вероятностью можно думать, что он был по своему происхождению римлянин. Кем был обращен из язычества в христианство, св. Павлом или другим апостолом, неизвестно. Церковное предание считает ап. Ерма епископом Филипп (или Филиппополя), того ли города, где епископствовал ап. Епафродит или другого одноименного города, неизвестно. У Дорофея (греческ. Минеях) сказано, что св. ап. Ерм был епископом Филипп во Фракии. В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского (под 31 мая) сказано: «св. ап. Ерм в послании св. ап. Павла с прочими, иже от 70 апостолами воспоминается сице: „целуйте Асигкрита… Ерма… и сущую с ними братию“ ( Puмл. XVI, 14 ). Сей Ерм в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя, но благих Господа своего» (142). Как можно заключить из слов святогорца Никодима (греч. Синаксарь), св. Ерм, скончался в мире, а не мучеником (см. под 8 марта). Церковная служба (8 апр. и 4 янв.) не сообщает исторических сведений о св. ап. Ерме. Если же св. Ерма считать составителем «Пастыря», то некоторые хотя скудные сведения об его жизни можно извлечь из этой книги. В пользу того, что «муж апостольский», ученик ап. Павла, один из 70-ти был писателем «Пастыря», много свидетелей, начиная с Оригена ( Περι των αρχων стр. 44, Казань). Евсевий пишет, что ап. Павел в послании к Римлянам (XI, 14) упоминает и об Ерме, которому, говорят, принадлежит книга «Пастырь» (Церк. история III, 3), блаж. Иероним называет Ерма, упоминаемого в послании к Римлянам, составителем означенной книги (Пастырь) и ставит её наравне с книгами Премудрости Соломона, Юдифи и др., св. Афанасий Великий (Творения его, Сергиев Посад, 1902, I т. 196 и др.); ещё раньше на книгу «Пастырь», без указания на автора, ссылались: Ириней Лиоиский (т 190), Тертуллиан , Климент Александрийский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

(Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах... М. Властаря , – перев с греческ. † свящ. Н. Ильинский, Симферополь 1901 г., стр. 194). Но есть еще третий свидетель, говорящий о рассматриваемом нами предмете, но уже вполне независимо от Вальсамона. Свидетель этот – не раз упоминавшийся нами иерусалимский патриарх Досифей († 7 февраля 1707 г.), автор обширнейшего сочинения под названием «История патриархов иерусалимских». В книге 5, гл. 20, патриарх Досифей пишет: «с давних пор в Иверии находились два независимые архиепископа, называемые католикосами. Нижняя Иверия, древняя Колхида или Лазика, заключает в своей епархии: Имеретию, Гурию, Мингрелию, Абхазию, Сванетию и часть Мосхии (пашалык ахалцихский), кои находились прежде под властью Константинополя и имели главой митрополита фазийского, как видно из рукописи, сохранившейся в канцелярии 27 епархии... На трульском соборе присутствовали: Феодор, епископ фазийский или лазов и Иоанн епископ Петры (в Лазии). В царствование Льва Исаврянина, Иоанн был католикосом нижней Иверии, ибо Маврикий Синасхорист говорит» что 26 июня Иоанн, епископ Готии, был посвящен католикосом Иверии оттого, что тогда иконоборцы владычествовали в Константинополе. Нижняя Иверия соделалась после Ираклия и прежде Льва Исаврянина независимым архиепископством или епархией 31 . Неизвестно, каким собором и императором это было определено. Верхняя Иверия «сделалась независимой» при Константине Мономахе (1042–1054) и антиохийском патриархе Петре (1053–1057). Она заключала в себе (во время патриарха Досифея) Карталинию, или, собственно, Иверию, Албанию, Кавказские горы до Лезгии и до гор Керонских, где находятся каспийские горные ущелья и часть Мосхии. Пребывание католикоса было во Мцхете, при слиянии Арагвы с Курой. «Эти епархии были сначала в зависимости от патриархов антиохийских...» Первый (католикос) вел летосчисление своей власти от 720 года, с царствования Льва Исаврянина (717–741), а последний с 1045 года» (Журнал Министерства народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

113 В седмицу страстную издревле положены были чтения из книги Иова. Неизвестный древний писатель, в котором признавали Оригена , в толковании на книгу Иова пишет: «в церковном собрании в святые дни читается страдание Иова, во дни поста и воздержания, в те дни, когда пребывающие в по те и воздержании какбы состраждут чудному Иову, в те дни, когда в посте и воздержании идем мы в след святому страданию Господа нашего Иисуса Христа»... и далее: «как страдание Иова во многом было образом и примером страдания и воскресения Господня, то справедливо принято, ныне во дни страдания, в святые дня поста, читать страдание блаженного Иова, размышлять об нем, углубляться в оное». Origenis Oper. ed. Lommatzsch. Τοm. XVI. Berol. 1844. Anonymi in lob. Comment. pag. 6. В рукописях Венской Библиотеки встречаются четыре беседы на книгу Иова, говоренные в понедельник, среду, четверток и пяток страстной седмицы, Леонтием Византикским, жившим в VI в. Lambecii Comm. de ВиЫ. Vind. Lib. IV. p. 159–162. 118 Ар. Goarum, Eucholog. p. 202. Самое исполнение обряда относится при сем к диакону, который выходит из алтаря со свещего и кадильницею, и когда чтец произнесет прокимен Притчей, возглашает: «премудрость, прости! свет Христов просвещает всех В Служ. XIII в. Варлаама Хутынского: «таж. дияк. с кадильницею, и с тремя свещами глаголет: «свет Христов просвещает». Моск. Синод. Библ. N. 604.  119 Π ςει κα φ βω. В Ркп. Служ, XV в. Моск. Дух. Акад. Ν 182. «верою и с страхом приступим». Но в некоторых греческ. служебниках к возглашению на полной Литургии при явлении св. Даров присовокуплено было выражение: κα γπης, как было в Литургии Апост. Иакова: «со страхом Божиим и верою и лобовию приступите». В последствии, в возглашении на полной Литургии осталось: «со страхом Божиим и верою», – в песни же: ныне силы небесные – «с верою и любовию приступим».  121 Так думает Гоар, Procem. Еисн. ad lectorem. По крайней мере это – древнейший между изданными греческими служебниками. Некоторые признаки древности можно находить в нем самом, наприм. здесь встречается изложение обрядов, совершавшихся по древнему обычаю над оглашеннымн в день Великого пятка накануне крещения. Evchol. pag. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самый большой отдел библиотеки – это, как и следовало ожидать, Священное Писание. Этот отдел заключает в себе до 280 названий. Из изданий Библии наиболее ценное – известное Тишендоршевское автотипическое издание Синайского Кодекса Библии (Bibliorum Sacrorum Codex Sinaitikus Petropolitanus), четыре тома с указателем. По введению в Священное Писание есть между прочим труды Де-Ветте, Шольца, Геферника, Генгстенберга, по истории канона и текста – Кюнена, Гильгенфельда. По толкованию Священного Писания – многотомные комментарии на все Священное Писание (Ветхого и Нового Завета): Розенмюллера (Scholia), Лянге (Theologisch-homiletisches Bibelwerk), Корнелия a Ляпиде – новейшее издание, 60-х годов (21 том) и Прибавление (Supplementum) к нему (3 тома), Bibel-Lexicon Шенкеля и jahrbücher der biblischer Wissenschaft Эвальда; на Ветхий Завет: Кейля и Делича, Бунзена (Bidelwerk), Штракка и Цоклера (Kurzgefasster Commentar); Колензо на Пятокнижие, Рейнке, Шегга, Генгстенберга, Макраки (греческ.) и др. на отдельные книги Ветхого Завета, Гитцига и Гупфельда на Псалмы. На Новый Завет – Фомы Аквината, Де-Ветте, Ольцгаузена, Мейера, Бельсера (Bibelstunden), Квиноэля, Шольца, Неандера, Клее, Толюка, Биспинга; из русских – блаж. Феофилакта, преосвященных: Палладия, Михаила, Виссариона. Довольно много греческих комментариев. Следующий по величине отдел – христианская апологетика и история религий – до 140 названий. Здесь есть между прочим целая коллекция (иностранных) сочинений против Ренановой «Жизни Иисуса». Есть издание прот. Заркевича «Материализм, наука и христианство » (почти все выпуски), «Опыт естественного Богословия» Тихомирова и др. Отделы догматического, нравственного и обличительного или сравнительного Богословия сравнительно невелики (все вместе – до 140 названий). И по догматическому и по нравственному Богословию есть системы – иностранные (между прочим латинские) и русские. Довольно значителен отдел назидательного чтения; есть много сочинений прот. В. П. Нечаева (преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

159) В 13 веке путешествовал во св. землю св. Савва, первый архиепископ Сербский († 1237); о путешествии его см. в Прологе и Четь Минеи 14 января и в статье П. Казанского «Жизнь св. Саввы», Приб. к Твор. св. Отец, М. 1849, ч. VIII, стр. 252. 160) Путешествия Ив. Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г., перев. с немецкого и снабдил примечаниями Ф. Брун. Одесса, 1866, 4 , V, 156 стр. (Библ. Норова, Спб. 1868, стр. 80, Отдельный оттиск из записок Одесского Общества Истории и Древностей. 161) Посетитель и описатель св. мест, в трех частях света состоящих, или странствование Мартина Баумгартена в Египет, Аравию, Палестину и Сирию (1507–1508) и возвращение оттуда в Германию, перев. с лат. В. Рубан, 3 части, Спб. 1794, 4 , X, 280. (Сопик. 8575; Смирд. 3743. Цена 2 р. и 10 р.) 162) Путешествие ко св. местам и в Египет князя Николая Христофора Радзивилла, воеводы виленского, 1580 – 1–84, перевод… 41 . Спб. 1787, 8 , VII, 432 и 6 ненум. стр. с указателем; 2 р. 50 к. и 8 р. (Сопик. 9238; Смирд. 3741; Чертк. 2986). Архиеп. Филарет в своем Обзоре (II, 156, изд. 1863) называет описание Радзивилла прекрасным; неудивительно по этому, что оно встречается и в рукописи XVII века, в библ. Ундольского, на 185 листах, в л. В Синод. библиотеке, и 529, другие списки, под заглавием: Радзивилла Николая Христофора, князя на Ольце и Несвиже, графа на Шыдловце и Мире, воеводы виленского, путешествие или похождение в землю святую, совершенное в 1580–1584, перев. с 4-го печатного издания. Это вероятно тот список, который был в библиотеке иеромон. Евфимия, (Летоп. Р. Литер., т. V, отд. III, стр. 55). В Импер. Публ. Библиотеке имеется четыре списка путешествия Радзивилла, три XVII века, и один XVIII (Q. IV. 65 и 91 и Погод. Древл. 163) Отрывки из воспоминаний о Палестине польского проповедника иезуита Фомы Млодзяновского (†1686), Труды К. Дух. Акад. 1871, стр. 141–144, в статье Л. Мацеевича. 164) Арсения Каллуди, критского иеромонаха, 17 века, Проскинитарион, путешествие во св. землю, перев. иеромон. Евфимием в 1686, с греческ. печатн. издания 1679; рукопись Синод. Библиотеки, и 529. (Указатель архим. Саввы, стр. 157; «Обзор» архиеп. Филарета I, стр. 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1036 Об устройстве, украшениях и принадлежности древнейших посохов западных епископов довольно обстоятельные речи в цитованн. сочинении Бока, B. II, ss. 220–230. 1037 Так, например, в кодексе Косьмы Индикоплова VII–VIII вв. Ватиканской библиотеки (См. у Кондакова Истор. визант. иск. и иконогр. по миниатюрам греческ. рукоп., стр. 92, и табл. IV рисс.). Изображенный здесь с pedum’oм. Авель над головою имеет надпись: βελ ποιμν προβτων. 1038 Про преп. Варфоломея, первого архимандрита монастыря Спасителя в Мессине, рассказывается в житии, что он одевался в кожаные одежды, ходил босой и лишь в случае усталости опирался на посох, напоминавший верхушкою своею знак креста (baculo crucis signum in vertice referenti incumbens, quo dubios firmaret gressus). Дюканжа Glossar. graecit. s. v. βδος. 1039 В седьмом деянии так называемого на западе восьмого вселенского собора о лишаемом сана Константинопольском патр. Фотии говорится: ρατε τν βακτηραν κ τς χειρς ατο, σημεον γρ στιν ξας ποιμαντικς. Дюканжа Glossar. graecit. ibidem, col. 1278. 1040 «Имя епископства, писал уже св. Исидор Пелусиот про епископов своего времени, и само оно божественно и выше всякого образа жизни гражданской, но священство (подразумевается епископство) прилично только некоторым и немногим, а именно держащимся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие. Поскольку же изменили его во властительство, лучше же сказать, если надобно выразиться смелее, в самоуправство, то знай, что об этом видном и вожделенном начальстве, которое, если когда, то ныне возбуждает к себе в людях сильную любовь и легко отдает себя в руки любителям оного, понятие не высоко… Ибо всего чаще над одними начальствуют, а другим раболепствуют, одним дают приказы, а другим услуживают, одним делают зло, а другим милости, одних давят, перед другими сами падают, оных боятся, а оным ненавистны. Посему не дивись, что пресвитер Иеракс, как человек умный, бежал от этого сана, как от самой трудной болезни» ( Исидора Пелусиота II, 125).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

обретение мощей св. пророка Захарии, по Ет. отца 1. Предтечи, в греческ. мин. и у Никодима с одним стихословием, 13 февр. Иоанн поливотский в греч. мин. и в слав. прологе 4 ден. находится со сказанием, в Кт. совсем нет, 14 февр. Филимон епископ газский, в Ет. Филипп без сказания, в греч. мин. и у Никод. со стихословием только, 26 февр. Стефан, создатель богадельни арматийской, находится в греч. мин. и у Никод. 27 февраля со стихословием, в Кт. нет его. Итак, сии святые, исключая Иоанна поливотекого, и в последующее время в прологах и минеях остались без сказаний. Все сии святые совсем не находятся в слав. прологах 13 и 14 века, которые составлены по мес. Василия и суть его только небольшая переделка, но они находятся в сирмундовом или кларомонтанском прологе XI-XII века, известном болландистам. 319 Чем объяснить, то обстоятельство, что в январе или лучше в феврале не мало изображений святых без сказаний и некоторые святые повторяются. Можно объяснить двояко: этот недостаток был в самом оригинале; он писан был несомненно разными живописцами и не было между ними строгого единства и твердого плана; от того изображения некоторых святых повторяются и притом в разных видах; живописцы сделали изображения и таких святых, которых житий не оказалось, потому они и оставлены без сказаний, и последующие писатели прологов не нашли об них сведений. Затруднение является только касательно Афанасия исповедника, который был близок к временам составления пролога, как пострадавший при Льве армянине, и следовательно должен быть известен, и о нем есть краткое сказание в последующих прологах (например в стишном греческом прологе 1295 года синод. библ. 390 и затем в греч. печати. минеях и у Никодима). Во вторых неполноту сказаний в феврале можно объяснить еще тем, что месяцеслов Василия был восполняем в последующее время, и вот живописцы позднейшие написали изображения тех святых, о коих сведений не было, и они остались без сказаний. За это мнение говорит то обстоятельство, что в древних славянских прологах, происшедших от месяцеслова Василиева, нет имен сих святых, тогда как в них довольно внесено имен таких святых, и без сказаний, которых нет в месяцеслове Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010