Порфирий (пурпуровый, багряный, греч.), воин, постр. в Антиохии писид., 10 февр. Порфирий , муч. палестинский, 16 февр. Порфирий , муч. с Онисифором , 9 ноября. Порфирий стратилат муч., 24 ноября. Порфирий , муч. из лицедеев, 15 сент. Порфирий , еп. газский, 26 февр. Потамий (речной, греч.) преп., 7 авг. Потит (овладевший, лат.) отрок, сардинский муч., 1 июля. Пофин (желанный, греч.) священномуч., еп. лугдунский, 23 авг. Препедигна (весьма достойная, лат.), муч. остийская, 11 авг. Прилидиан отрок, муч. антиохийский, 4 сент. Принкипс (князь, начальник, лат.), муч. силимврийский, 22 авг. Прискилла (старенькая, лат.), св. жена, 7 июня. Приск (старый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Приск , муч. фригийский, 21 сент. Провий (Проб – честный, добрый, лат. У греков Прова святая), муч. с Евстохием , 23 июня. Пров (см. выше), муч. киликийский, 12 окт. Пров (вернее Пром) египнянин, муч. палестинский, 19 дек. Прокесс (процесс, ход, успех, лат.) муч., 11 апр. Прокл (Прокул – далекий, рожденный в отсутствии отца, лат.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля. Прокл , муч. с Ианнуарием , 21 апр. Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Прокл патриарх, цареградский, 20 ноября. Прокопий (опережающий, успевающий, греч.), великомуч. кесарийский, 8 июля. Прокопий , муч. кесарийский, 22 ноября. Прокопий Декаполит, инок и исповедник с Василием , 27 февр. Прокопий , юродивый устюжский, 8 июля. Прокул (см. Прокл) диакон, муч. путеольский с еп. Ианнуарием и др., 21 апр. Прокул , муч. италийский, с Валентином еп., 30 июля. Проскудия (Просдока, греческ. – ожидание), муч. из Иераполя, 4 окт. Протасий (в первом строе стоящий, греч.) муч. медиоланский, 14 окт. Протерий (древнейший, предыдущий, греч.), священномуч., патриарх александрийский, 28 февр. Протоген (перворожденный, греч.), еп. каррийский, 25 авг. Протолеон (первый лев, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр. Прот (первый, греч.), муч. римский, с Евгениею , 24 дек. Прохор ап. из 70, 28 июля. Прохор (начальник хора, греч.), преп. печерский, 10 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Здесь, в центре купола, помещается медальон с изображением Богоматери πλαερ, по радиусам 12 ангелов, в парусах 4 евангелиста. Как бы служа дополнением, на стенах изображены сцены: лествица Иакова и Моисей пред купиной (дважды), при чем тут же образ Богоматери, так называемое русское «Знамение», переводится в горящую купину, пред которой Моисей слагает свою обувь 28 . Вообще «Знамение» было одним из любимых и употребительнейших в византийской и русской иконографии образов Богоматери, часто входило и в росписи церквей (преимущественно куполов) и нередко соединялось именно с изображением купины. Естественно, что, привыкнув сопоставлять образ «Знамения» Богородицы со сценой купины, иконописцы легко могли перенести его и в средину самого куста. Но вместе с тем существовала еще другая редакция «Неопалимой Купины»: куст вмещал в себе просто икону Богоматери или Ее цельную фигуру с Предвечным Младенцем на руках. Является вопрос, какая из этих редакций была первоначальною? Я думаю, что первая предшествовала, так как «Знамение» (греческ. παναγια) входило в состав многих символических Богородичных икон: Живоносный источник, скала и купина, и что большего промежутка между появлениями двух редакций не было, и раз был допущен лик Богородицы в купину, не различалось строго в какой форме. Я не беру на себя ответственности точно определить время появления перевода – Богоматерь в купине; во всяком случае, это было не позднее XIII века. С XVI века эта композиция часто входит в состав стенописи. Так, Богоматерь в пламени изображена на восточной стене диаконника собора в Кутлумше (1546 г.) 29 . Тут же и Богоматерь παναγια. Далее видим купину на стенах собора Успения Богородицы в Протаге 30 . Ту же роспись в диаконнике рекомендует и греческий подлинник: Богоматерь πλαερ с Младенцем, в круге и с простертыми руками; ниже святители, купина Моисея и другие ветхозаветные события 31 . Эта же форма переходит и на Русь: в алтаре Ильинской церкви в Ярославле (1680 г.) представлена купина с образом Богоматери в средине 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

ап. Архипп с бывшим тамо Филимоном, собравшихся верных в дом (домашнюю свою церковь ), молитвы свои обычны возсылаху Богу, священную совершающе службу: идолослужителие же, ненавидящие верных, уведавши, яко все христиане в дому Филимонов собрани суть, нападоша на них нечаянно, и разгнаша Христово стадо, овых биюще, овых же убивающе; а св. Ап. Архиппа и Филимона со св. Апфией емше приведоша к градоначальнику Ефесскому Аитоклису (в греческ. Синаксаре к игемону Ардоклу) и по повелению того равно всех мучища, первее протяженных на земле и влачимых палицами не милостиво биша, таже коегождо особь в земли до бедр вкопаше камешем побиваху… А св. Архипа бивше, оставиша еле жива детям на игралище. И стекашася полчища отроков ножами избиваша святого…» (М., 1875. Февраль. 55–56 ст.). В службе 19 февраля св. Архипп называется «верным рабом Христовым», Богомудрым и Богоносным, великою звездою церкви Христовой, проповедником, учеником св. Павла и его благовествованием обращенным ко Христу; он послан был среди язычников прогонять тьму многобожия; священным учителем (а в службе 22 ноября «мудрым иерархом» (3-й стих Господи воззвах), украшением г. Колосс. В 8-й песни канона (ст. 3) есть указание, – что он сын Апфии. Довольно подробно описываются в службе страдания св. Архипа (беззаконный гонитель биениям предаде тя, и ранам различно образным мукам; влеком и прободаем. Младенцы суще разумом тя, имущаго смысл, младенцем играше предаша. И от них не милостиво прободаем). По убиении тело св. Архипа было брошено в ров и камнями наполнили оный (ров). Память св. Архиппа в православной церкви совершается 19 февраля (отдельно), а с св. Филимоном и Апфией 22 ноября, а также в соборе 70 Апостолов 4 января. В римской церкви память св. Архиппа положена 20 марта. Имени св. Архиппа по спискам 70 Апостолов нет ни у Дорофея ни у Адона. Святой апостол Сила Св. апостол Сила (Силуан), но словам священного дееписателя Луки (Деян. XV, 22), был одним из мужей, начальствующих между братиями в церкви иерусалимской, «муж нарочитый в братии», и был в числе «старцев» (пресвитером в Иерусалиме).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Послание же к Римлянам написано было в Коринфе (в 59 г.). Из упоминания Ераста в этом послании видно, что его с отличной стороны знали и уважали в Риме. После сего в Священном Писании (ни в Деяниях, ни в Посланиях ап. Павла) не упоминается ап. Ераст, а это дает обширное поле для разных предположений о дальнейшей его деятельности. Вероятно, по смерти ап. Павла (67 г.), ап. Ераст посетил Иерусалим где, может быть, апостолами избран в экономы великой (Иерусалимской) церкви, о чем согласно утверждает церковное предание; вскоре пред разрушением Иерусалима Титом в 70 году, все члены иерусалимской церкви во главе с епископом Симеоном, по особенному откровению, отправились в Пеллу. Таким образом служение его иерусалимской церкви было непродолжительно. По церк. преданию Ераст был епископом Панеадским. Панеада город в северной Палестине у подножия горы Ермона, у источника реки Иордана. Название свое город получил от языческого божества, называемого Паном, которого культ греки отождествили с Ваалом. В греческ. Минеях (Никодима Святогорца) говорится, что Ераст, о коем пишет ап. Павел в послании к Римлянам, именуемый экономом иерусалимской церкви, был епископ города Панеады (10 ноября). У св. Димитрия Ростовского (в Четьи Минеях 4 января): «Ераст святый, бысть эконом иерусалимской церкви, потом же епископом Панеады». Преосвященный Феофан (в толковании на послание к Римлянам пишет: «Ераст из 70-ти сперва был экономом в церкви иерусалимской, а потом епископом Панеадским» (Москва, издание 2-е, ч. 2, 1890. стр. 411). По преданию восточной церкви, Ераст скончался мирно в глубокой старости; по римскому Мартирологу он скончался мучеником, (Martyrio vitam fmivit) и у католиков считается епископом г. Филипп преемником Епафродита; память его 26 июля; в Восточной церкви память св. Ераста совершается 10 ноября и 4 января в Соборе св. 70 апостолов (Подробные сведения о св. Ерасте у архиеп. Димитрия, Собор св. 70-ти апостолов, вып. 2, 146–180 стр.). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ераст ап., еп. Панеадский " .

http://pravicon.com/info-2326

При составлении церковных библиотек, должно быть обращено внимавшие не столько на умножение книг, сколько на приобретение хотя немногих, но нужнейших. С этою целью покойным митроп. Филаретом составлен список книг, разделенный на три отделения, с тем, чтобы на первый раз приобретались в церкви только те книги, которые поставлены в первом отделении сего реестра; а потом постепенно приобретались показанные в следующих двух отделениях. Реестр этот или список при циркулярном указе Св. Синода от 3 дек. 1867 года за 54 разослан всем епархиальным преосвященным для соображений. Вот этот список: Отделение 1-e. 1) Библия; 2) Новый Завет на славянском и русском наречии; 3) Писания св. Василия Великого ; 4) Писания св. Иоанна Златоустог о о священстве, Беседы на Еванг. Матфея и на послание к Римлянам; 5) Беседы св. Ефрема Сирина ; 6) Св. Кирилла Иерусалимского Огласительные и Тайноводственные поучения; 7) Православный Катехизис; 8) Писания св. Тихона Воронежского, по крайней мере некоторые беседы; 9) Беседы к глаголемому старообрядцу; Отделение II-e. 10) Игнатия Богоносца послания к верующим во Христа; 11) Послания св. Григория Назианзина ; 12) прочие писания св. Златоустого; 13) преп. Макария Египет, слова; 14) его же беседы о христианском совершенстве; 15) Писания Аввы Дорофея ; 16) св. Иоанна Дамаскина Богословие или Обстоятельное изложение правосл. христ. веры; 17) Благовестник или толкование на 4-х Еванг. Феофилакта Болгарского ; 18) Жития св. или Четьи-Минеи; 19) Пролог или Синаксарий; 20) Писания св. Димитрия митр. Ростовскаго; 21) Истинно древняя и истинно правосл. Христова церковь , митр Григория; 22) О должностях пресвит. приходских; 23) Начертание церковно-библейской истории; 24) Начертание церковной истории от библейских времен: 25) Книга правил св. апостолов, Св. Соборов и Св. отцов; 26) О служении и чиноположении правосл. Греко-Росс. Церкви. Отделение III. 27) Увязание пути в царствие небесное – беседы преосвящ. Иннокентия архиеп. Камчатского; 28) Новая скрижаль Вениамина архиеп. Нижегородского; 29) Богослужебные каноны на греческ. языке с перев. слав. и русским; 30) Сокращенная история русской церкви преосвящ. Филарета Черниговского ; 31) Жизнеописание святых Российской Церкви. А. Н. Муравьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

856 По иеромонаху Михаилу, синод состоит из 8–10 митрополитов. Собрание церковн. уставов конст. патриархата, стр. 10. 859 Курганов. Устройство упр. в ц. корол. греч., стр. 50; Лебедев. История греко-восточной ц. под вл. турок, т. 1, стр. 311: Иермон. Михаил. Собрание церковн. уставов.., стр. 10. 864 Hard., t. XI, p. 229; Syntagma t V, p. 156, 184 и др. См. Zhisman. Synoden und Episkopal-Ämter.., S. 31–35, Anmerkung 5. 872 Правила св. ап., всел. и пом. соб.-и св. о.о. Издание московск. общ. любит, дух. просвещ. Т. 1, стр. 190. 874 Барсов. Констант, патр.., стр. 238; Заозерский. О церковной вл., 228; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греческ. стр. 51. 877 Никифор Григора, t. X. lib. XI; А.Р.С., t. l, p. 202–216; cp. ещё A.P. С, t. l, p. 59–60; Hefele. Conciliengesch В. II, S. 670, 767–768; Курганов. Отнош. между ц. и граж. вл., стр. 231, 237, 278 и др. 881 Hefele, В. II, S. 741; Курганов. Отнош., стр. 234, 569 и др.; Пахимер. Византийские истор. в русск. перев., т. 1, стр. 107, 108, 151, 250; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греч., стр. 51. 882 Hefele Conciliendesch. В. II, Б. 722–723. Зонара толков. на 28 прав, халкидонск. собора. Вальсамон. Толков, на то же прав. Курганов. Устр. управл. в церкви корол. греч, стр. 51; А.Р.С. t. 1, р. 494; t. II, р. 64. 884 В синодальных протоколах нередко можно встречать приблизительно такого рода места: «такая-то кафедра, занимавшая такое-то место (в общем списке кафедр константинопольского патриархата) повышается» или «понижается на такое-то место». Synt, t. V, р. 491; А.Р. С, t. I, р. 558. 885 Древний канон воспрещает вообще перевод епископов с одной кафедры на другую. «Не позволительно, – говорит 14 апостольское правило, – епископу оставлять свою епархию и во иную переходити» Этот принцип неоднократно высказывался и в других правилах (см. 1, 15, IV, 5; ант. 13, 16, 18, 21: сард. 1, 2, 3, карф. 59 (84) 82 (711). Но всеми ими допускаются исключения, вызываемые какими-либо уважительными причинами. Согласно этому, на протяжении всей истории церковного управления мы видим много примеров перемещения епископов с одной кафедры на другую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Вопрос: Что такое " Священное Писание " ? Ответ: Священным Писанием называется собрание книг, в которых Сам Бог Духом Своим, через Святых Пророков и Апостолов, дал нам откровение о Себе, о истории взаимоотношений Бога и человека, о Царствии Небесном и о путях достижения Его. Это собрание священных книг, объединённое в одну Книгу, называется " Библия " (Библия - книга греческ.). Вопрос: Что такое " Священное Предание " ? Ответ : Священное Предание - это собрание всех знаний о Боге, о духовной жизни, которые даны нам Богом, кроме Священного Писания, через творения Святых Отцов, Постановления Святых Вселенских Соборов, весь многовековой опыт жизни Церкви, Её богослужебные тексты. Священное Предание дополняет и раскрывает смысл и значение текстов Священного Писания, вводит нас непосредственно в практику духовной жизни христианина. Итак, для познания основ христианского вероучения и для дальнейшего совершенствования в духовной жизни необходимо иметь и изучать Библию - Священные Писания Ветхого и Нового Завета, которые: " ...могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " . (2 Тим. 3.15) Причём, в первую очередь и главным образом, читать и изучать нужно Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, потому что именно по Новому Завету живёт уже две тысячи лет Церковь Христова. И, конечно же, невозможно начинающему христианину правильно развиваться и совершенствоваться в Духе и Истине, не прибегая к духовной сокровищнице Священного Предания, творениям Святых Отцов, руководству пастырей Церкви. Дорога, идущая ко Христу, неминуемо приводит в Храм. Храм Вопрос: Что такое храм? Ответ: Храм - это место общения человека с Богом, место совершения священнодействий. О храме Сам Господь сказал: " Дом Мой Домом Молитвы наречётся " . (Матф. 21.13) Молитва - это основная, всегда и везде доступная, форма общения христианина с Богом. Она во многом сродни человеческому общению. К примеру: вас одолели беды, проблемы или болезни, появилось желание " излить душу " . Вы встречаете близкого человека, друга или родственника, и в порыве откровенности рассказываете ему всё, что накопилось на душе. И, если даже он слушает вас молча, вы всё равно чувствуете его сопереживание, сочувствие, ощущаете взаимный контакт ваших душ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Петр, в первом своем послании (гл. II, 25), называет и Господа Спасителя; но никто не скажет, чтобы между епископами и Спасителем не было никакого различия. Пресвитерами (πρεσβτεροι) называют себя и апостолы Петр (1 посл. Петра V, 1; см. греческ. и славянск, текст) и Иоанн (2 посл. Uoah. I, 1 ), но из этого опять не следует, чтобы власть апостольская была равна власти пресвитерской. По собственному своему значению, слово «πρεσβτερος», пресвитер, значит «старший», «старейший»; в приложении к епископам и пресвитерам первенствующей церкви это слово указывало только на то, что в обе степени священства, в первую и вторую, избирались и поставлялись в то время старейшие и опытнейшие члены церкви; церковное достоинство сообразовалось, таким образом, с возрастом, хотя зрелость возраста не всегда была, в первенствующей церкви, необходимым условием для получения даже епископского сана; Тимофей был поставлен в епископа апостолом Павлом еще в молодых летах; «никто пусть по пренебрегает твоею юностию», писал ему апостол Павел ( 1Тим.4:12 .). Слово «επσοπος», епископ, значит собственно блюститель, надзиратель, начальник, предстоятель. Вполне естественно, если и пресвитеры назывались в первенствующей церкви епископами, потому что и они были в известной степени блюстителями душ верующих, надзирателями за их верою и нравами, и в препоручаемых им паствах были предстоятелями и духовными начальниками. Этот обычай прилагать и то и другое имя одинаково, как к епископам, так и к пресвитерам, существовал даже в III веке. Так даже св. Киприан, который, как известно, был самым горячим защитником различия власти епископской и пресвитерской, называл себя иногда пресвитером, будучи уже епископом Карфагена. 25 В следующих двух главах своего послания, 43 и 44, св. Климент выясняет коринфянам и самое основание Божественного распоряжения относительно церковной иерархии, т. е. почему именно и с какою целью в христианской церкви установлено Господом Спасителем, через Его учеников, апостолов, особое постоянное звание священнослужителей, облеченных высшим духовным авторитетом и властью над остальными верующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

17 Как это видно из сделанной в XII веке приписки к статье «О фрязех и о прочих латинех», к пункту, обличающему пятиперстие латинян, которая читается: «должно располагать персты в знаменованиях таким образом, чтобы ими означались два естества во Христе и три лица (Св. Троицы), как показал Христос, когда, возносясь на небо, благословил учеников поднятыми руками», – у преосв. Макария в Ист., VIII, 110 (Патрол. Миня, t. 140 col. 542 fin.) 18 Может быть, что образцом для троеперстия послужило и диаконское держание ораря тремя перстами, cfr в Беседах к глаголемому старообрядцу продолжение 9-й беседы о сложении перстов для крестного знамения и для благословения, § 13. 19 Когда православные вместо единоперстия усвоили двуперстие, их примеру последовали Несториане. Может быть, что и желание иметь особое от Несториан перстосложение отчасти содействовало принятию троеперстия вместо двуперстия. 20 В приведенной выше приписке XII в. к статье «О фрязех» слова «как показал Христос, когда, возносясь на небо, благословил учеников», очевидно, значат: как (какими перстами) благословляющим изображается Христос на иконах. 21 Мы считаем за вероятнейшее думать, что наше «аще кто не знаменается»... действительно есть перевод греческого: ε τις οκ σφραγζεται μετ δο δκτυλα, ς κα Χριστς, ν ειναι φωριςμνος, как указал Андрей Денисов в Поморских ответах. Ν εναι нисколько не будет языком новым для грека XII-XIII века, притом для грека малообразованного, каковаго даст видеть в себе человек, произносящий проклятие на некрестящихся двумя перстами (а в чине «Аще кто в ереси быв», проклятие внесено у нас после). 22 В подлиннике читалось: «Показа три персты..., потом два совокупил, а един протягнув» (как это и читается в некоторых Прологах, в которых место сохранилось без переделки, – преосв. Макария Ист., VIII, 118), т. е. показал три перста, а потом два пригнул, каковой смысл имеет слово «совокупль» (греческ. συναγαγν – сведши, в том же смысле, в каком у нас употребляется выражение: «свело пальцы»), а один протянул. Защитники двуперстия переправили «протягнув» в «пригнув» и слово «совокупль» получило тот смысл, что два перста оставил протянутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Книга Притчей в своем полном настоящем составе появилась не вдруг и не во время жизни Соломона. Можно предполагать, что различные сборники, из которых она постепенно составлялась, присоединялись друг к другу в различное время. Так например, в самой книге находим указание, что при царе Езекии она пополнялась новым сборником. Можно думать, что после Езекии, например, при священнике Ездре, происходило собрание притчей в один состав. Богослужебное употребление Притчей в Православной Церкви Христианская Православная Церковь ввела книгу Притчей в состав своего богослужения во время апостолов. С тех пор книга Притчей, подобно Псалтири, пользуется в церковной богослужебной практике самым широким употреблением. Чтения или паремии из этой книги встречаются в церковных службах чаще, чем в других ветхозаветных книг; от преимущественного употребления в церковном богослужении книги Притчей, или по греческ. «паремии», стали называться этим именем и все другие чтения из книг Ветхого Завета, положенные Церковью при богослужении. Особенно имея в виду нравоучительное содержание книги Притчей, Св. Церковь постановила предлагать верующим избранные из нее чтения во дни св. четыредесятницы, как время покаяния и приготовления к достойному сретению Господа. «Книга Притчей, говорит св. Василий Великий , – есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности». Вот почему св. Церковь находит вполне благопотребным сопровождать великопостное богослужение чтением книги Притчей. Слушание говеющими чтений из книги Притчей служит к великому их назиданию, так как оно руководствует их к умудрению в подвигах благочестия, к поддержанию благоговейного настроения мыслей, общению с Богом и обновление чрез Его Божественную Премудрость, т.е. Иисуса Христа Сына Божия, учение о Котором является главным предметом содержания книги. Кроме того несколько чтений паремий из книги Притчей положено Церковью читать на службах в честь святителей, преподобных и вообще в дни памяти святых. В этом случае Св. Церковь как бы сопоставляет советы мудрости с примерами благочестия, какие представляет жизнь празднуемого святого, усматривая в этих последних наглядное живое выражение религиозных и нравоучительных истин книги Притчей. Самым же замечательным и известным паремийным чтением из книги Притчей в богослужении Православной Церкви считается паремия из девятой главы 12-ти стихов ее, читаемая во все Богородичные праздники 48 . Глава I, 20–33 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010